Сидоров п и синдром профессионального выгорания

Сидоров п и синдром профессионального выгорания thumbnail

СИНДРОМ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ



ПРИЧИНЫ, СИМПТОМЫ, ЛЕЧЕНИЕ И ПРОФИЛАКТИКА

ПАВЕЛ СИДОРОВ,

ректор Северного государственного медицинского университета,

академик РАМН

Синдром эмоционального выгорания (СЭВ — это реакция организма, возникающая вследствие
продолжительного воздействия профессиональных стрессов. По наблюдениям врачей,
это одна из самых распространённых проблем в среде педагогов.

Синдром эмоционального выгорания -это процесс постепенной утраты эмоциональной,
умственной и физической энергии, проявляющийся в  симптомах эмоционального и умственного
истощения, физического утомления, личной отстранённости и снижения удовлетворения
исполнением работы. В литературе в качестве синонима синдрома эмоционального выгорания,
используется термин «синдром психического выгорания».

СЭВ — это выработанный личностью механизм психологической защиты в форме полного
или частичного исключения эмоций в ответ на психотравмирующие воздействия. Социальный
психолог К. Маслак определила это состояние как синдром физического и эмоционального
истощения, включая развитие отрицательной самооценки, отрицательного отношения
к работе, утрату понимания и сочувствия по отношению к окружающим.

ПРИЧИНЫ РАЗВИТИЯ

Стресс на рабочем месте — несоответствие между личностью и предъявляемыми к ней
требованиями — является ключевым компонентом СЭВ. К основным организационным факторам,
способствующим выгоранию, относятся: высокая рабочая нагрузка; отсутствие или
недостаток социальной поддержки со стороны коллег и руководства; недостаточное
вознаграждение за работу; высокая степень неопределенности в оценке выполняемой
работы; невозможность влиять на принятие решений; двусмысленные, неоднозначные
требования к работе; постоянный риск штрафных санкций; однообразная, монотонная
и бесперспективная деятельность; необходимость внешне проявлять эмоции, не соответствующие
реалиям; отсутствие выходных, отпусков и интересов вне работы.

Зачастую СЭВ вызывается несоответствием между стремлением педагогов иметь большую
степень самостоятельности в работе, самим искать способы и методы достижения тех
результатов, за которые они отвечают, и жёсткой, нерациональной политикой администрации
в организации учительской активности и контроля за ней. Результат такого контроля
— возникновение чувств бесполезности своей деятельности и отсутствие ответственности.

Отсутствие должного вознаграждения за работу переживается как непризнание ценности
труда. Это также приводит к эмоциональной апатии, снижению эмоциональной вовлеченности
в дела коллектива, возникновению у педагога чувства несправедливого к нему отношения
и, соответственно, к выгоранию.

ТРИ ПРИЗНАКА РАЗВИТИЯ

Выделяются три ключевых признака СЭВ. Развитию СЭВ предшествует период повышенной
активности, когда человек полностью поглощён работой, отказывается от потребностей,
с ней не связанных, забывает о собственных нуждах, а затем наступает первый признак
— истощение. Оно определяется как чувство перенапряжения и исчерпания эмоциональных
и физических ресурсов, чувство усталости, не проходящее после ночного сна. После
отдыха эти явления уменьшаются, однако возобновляются по возвращении в прежнюю
рабочую ситуацию.

Вторым признаком СЭВ является личностная отстраненность. В крайних проявлениях
человека почти ничто не волнует из профессиональной деятельности, почти ничто
не вызывает эмоционального отклика — ни положительные, ни отрицательные обстоятельства.
Утрачивается интерес к ученикам, которые воспринимаются на уровне неодушевлённых
предметов, само присутствие которых порой неприятно.

Третьим признаком является ощущение утраты собственной эффективности, или падение
самооценки в рамках выгорания. Человек не видит перспектив в своей профессиональной
деятельности, снижается удовлетворение работой, утрачивается вера в свои профессиональные
возможности.

Наблюдаются хроническая усталость, нарушения памяти, внимания, нарушения сна,
личностные изменения. Возможно развитие тревожного, депрессивного расстройств,
зависимостей от психоактивных веществ, суицид. Общими соматическими симптомами
являются головная боль, гастроинтестинальные (диарея, синдром раздражённого желудка)
и кардиоваскулярные (тахикардия, аритмия, гипертония) нарушения.

Пять КЛЮЧЕВЫХ симптомов

Выделяют пять ключевых групп симптомов, характерных для СЭВ.

1. Физические симптомы: усталость, физическое утомление, истощение; изменение
веса; недостаточный сон, бессонница; плохое общее состояние здоровья, в т.ч. по
ощущениям; затруднённое дыхание, одышка; тошнота, головокружение, чрезмерная потливость,
дрожь; повышение артериального давления; язвы и воспалительные заболевания кожи;
болезни сердечно-сосудистой системы.

2. Эмоциональные симптомы: недостаток эмоций; пессимизм, цинизм и чёрствость
в работе и личной жизни; безразличие, усталость; ощущение беспомощности и безнадёжности;
агрессивность, раздражительность; тревога, усиление иррационального беспокойства,
неспособность сосредоточиться; депрессия, чувство вины; истерики, душевные страдания;
потеря идеалов, надежд или профессиональных перспектив; увеличение деперсонализации
своей или других -люди становятся безликими, как манекены; преобладает чувство
одиночества.

3. Поведенческие симптомы: рабочее время более 45 часов в неделю; во время работы
появляется усталость и желание отдохнуть; безразличие к еде; малая физическая
нагрузка; оправдание употребления табака, алкоголя, лекарств; несчастные случаи
— падения, травмы, аварии и пр.; импульсивное эмоциональное поведение.

4. Интеллектуальное состояние: падение интереса к новым теориям и идеям в работе,
к альтернативным подходам в решении проблем; скука, тоска, апатия, падение вкуса
и интереса к жизни; большее предпочтение стандартным шаблонам, рутине, нежели
творческому подходу; цинизм или безразличие к новшествам; малое участие или отказ
от участия в развивающих экспериментах- тренингах, образовании; формальное выполнение
работы.

5. Социальные симптомы: низкая социальная активность; падение интереса к досугу,
увлечениям; социальные контакты ограничиваются работой;   скудные   отношения
на работе и дома; ощущение изоляции, непонимания других и другими; ощущение недостатка
поддержки со стороны семьи, друзей, коллег. Таким образом, СЭВ характеризуется
целым комплексом симптомов в психической, соматической и социальной сферах жизни.
И говорить о развитии СЭВ можно только, если присутствуют все эти симптомы вместе
взятые.

ГРУППЫ РИСКА

Среди педагогов выделяются три типа личностей, которым СЭВ угрожает в первую
очередь.

• «Педантичный», характеризующийся добросовестностью, возведённой в абсолют,
чрезмерной, болезненной аккуратностью, стремлением в любом деле добиться на уроке
образцового порядка.

• «Демонстративный», стремящийся первенствовать во всем, всегда быть на виду.
Этому типу свойственна высокая степень истощаемости при выполнении даже незаметной
рутинной работы.

• «Эмотивный», состоящий из впечатлительных и чувствительный людей, болезненно
реагирующих даже на мелочи. Даже их отзывчивость, склонность воспринимать чужую
боль как собственную граничит с патологией, с саморазрушением.

Читайте также:  Сумеречный синдром что это такое

Личностные черты эмоциональной неустойчивости, робости, подозрительности, склонности
к чувству вины, консерватизма, импульсивности, напряжённости, негибкости имеют
немалое значение в формировании СЭВ. Постепенно всё это приводит к отсутствию
эмоциональной вовлеченности и контакта с людьми, оборачивается утратой способности
к сопереживанию, усталостью, ведущей к редукции профессиональных обязанностей
и негативному влиянию работы на личную жизнь.

Сопутствуют этому физические симптомы: астенизация, частые головные боли и бессонница.
Кроме этого возникают психологические и поведенческие симптомы: чувства скуки
и обиды, снижение энтузиазма, неуверенность, раздражительность, неспособность
принимать решения. В результате всего этого снижается эффективность профессиональной
деятельности педагога. Нарастающее чувство неудовлетворенности профессией ведёт
к снижению уровня квалификации и обусловливает развитие процесса психического
выгорания.

ЧТО ДЕЛАТЬ?

Профилактические и лечебные меры при СЭВ во многом схожи: то, что защищает от
развития данного синдрома, может быть использовано и при его лечении.

Соблюдая перечисленные ниже рекомендации, он не только сможет предотвратить возникновение
СЭВ, но и достичь снижения степени его выраженности.

• Определение краткосрочных и долгосрочных целей (это не только обеспечивает
обратную связь, свидетельствующую о том, что пострадавший находится на верном
пути, но и повышает долгосрочную мотивацию; достижение краткосрочных целей — успех,
который повышает степень самовоспитания).

• Использование «тайм-аутов», что необходимо для обеспечения психического и физического
благополучия (отдых от работы).

• Овладение умениями и навыками саморегуляции (релаксация, определение целей
и положительная внутренняя речь способствуют снижению уровня стресса, ведущего
к выгоранию).

• Профессиональное развитие и    самосовершенствование.  Одним из способов предохранения
от СЭВ является обмен профессиональной информацией с коллегами, что дает ощущение
более широкого мира, нежели тот, который существует внутри отдельного коллектива.

• Уход от ненужной конкуренции (бывают ситуации, когда её нельзя избежать, но
чрезмерное стремление к выигрышу порождает тревогу, делает человека агрессивным,
что способствует возникновению СЭВ).

• Эмоциональное общение (когда человек анализирует свои чувства и делится ими
с другими, вероятность выгорания значительно снижается или процесс этот оказывается
не столь выраженным);

• Поддержание хорошей физической формы (не стоит забывать, что между состоянием
тела и разумом существует тесная связь: неправильное питание, злоупотребление
спиртными напитками, табаком, уменьшение веса или ожирение усугубляют проявления
СЭВ.

В целях направленной профилактики СЭВ следует:

— стараться рассчитывать и обдуманно распределять свои нагрузки;

— учиться переключаться с одного вида деятельности на другой;

— проще относиться к конфликтам на работе;

— не пытаться быть лучшим всегда и во всём.

«Педагогическая техника» . — 2013 . — № 1 . — С. 68-74.



Источник

Синдром

616.8

Ч 95

Чутко Л. С.

Синдром эмоционального выгорания. Клинические и психологические аспекты / Л. С. Чутко, Н. В. Козина. – 2-е изд. – М. : МЕДпресс-информ, 2014. – 256 с.

Эта книга – о явлении, ставшем привычным, повседневным. Эмоциональное истощение, потеря интереса к жизни, профессиональный цинизм – эти проявления получили в клинической психологии название «синдром эмоционального выгорания».

Авторы подробно разбирают причины, механизмы возникновения данного состояния, его проявления на разных этапах и, самое главное, способы оценки и методики коррекции. Приводимые в книге способы преодоления эмоционального выгорания могут быть с успехом применены как врачами-психотерапевтами, так и самостоятельно каждым человеком, работающим в условиях высокой эмоциональной нагрузки.

Синдром

613.6

С 34

Сидоров П. И. Синдром профессионального выгорания : учеб. пособие / П. И. Сидоров, А. Г. Соловьев, И. А. Новикова. – Архангельск : СГМУ, 2007. – 176 с.

В данном учебном пособии подробно рассмотрено понятие «синдрома эмоционального выгорания», распространенность и особенности его проявления у представителей медицинских профессий, представлены принципы профилактики, психотерапевтической и фармакологической коррекции у медицинских работников.

Предназначено для студентов-медиков.

Синдром

612

В 62

Водопьянова Н. Е. Синдром выгорания: диагностика и профилактика / Н. Е. Водо-пьянова, Е. С. Старченкова. – 2-е изд. – СПб. : Питер, 2009. – 336 с. : ил.

Авторы второго, переработанного, издания книги (первое вышло в 2005 году) анализируют изучение синдрома выгорания зарубежными учеными и излагают результаты собственных исследований. Читатели узнают не только о причинах и последствиях выгорания, методах его психодиагностики, но и о возможных способах помощи «выгорающим» работникам.

Для студентов и вузовских преподавателей психологического профиля, для менеджеров по персоналу, для работодателей, заботящихся о своем здоровье и стабильности кадрового состава, «психосоциальном» здоровье своей организации, а также для всех представителей социальных профессий.

Деформация

88.37

Б 39

Безносов С. П.

Профессиональная деформация личности / С. П. Безносов. – СПб. : Речь, 2004. – 272 с. : ил.

В книге проанализирована чрезвычайно актуальная, но до настоящего времени малоизученная проблема профессиональной деформации личности. С привлечением обширного теоретического материала рассматриваются три основных направления исследования данной тематики: деятельностный, индивидуальный и феноменологический подходы.

Книга будет интересна специалистам различных отраслей, сталкивающимся с этой проблемой по роду своей деятельности.

Психология

88.4

П 85

Пряжников Н. С. Психология труда : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Н. С. Пряжников, Е. Ю. Пряжникова. – 5-е изд., стер. – М. : Академия, 2009. – 480 с.

В учебном пособии представлены теория и практика психологии труда, а также современные разработки наиболее актуальных проблем, связанных с поиском смысла трудовой деятельности.

В числе основных тем курса рассматриваются психологические особенности кризисов профессионального становления (связанных с возрастом и стажем работы), факторы, их вызывающие, и способы преодоления, проблемы профессиональных деструкций, стресса и дистресса в трудовой деятельности.

Психология

Читайте также:  Пороки развития плода при синдромах

88.4

Ш 95

Шульц Д.

Психология и работа / Д. Шульц, С. Шульц. – СПб. : Питер, 2003. – 560 с. : ил.

Этот учебник по индустриально-организационной психологии представляет собой информативный, содержательный «путеводитель» по миру бизнеса и индустрии. Авторы рассказывают о том, как эти факторы влияют на жизнь людей, которые ищут работу, делают карьеру, проходят обучение и т.д.

В главе «Работа как источник стресса» дается характеристика таких признаков эмоционального выгорания как усталость, истощение физических и духовных сил, негативная аффективность и др.

Психология

88.4

П 86

Психология профессионального здоровья : учеб. пособие / под ред. Г. С. Никифорова. – СПб. : Речь, 2006. – 480 с.

Данная работа является одной из первых попыток рассмотреть теоретические, методологические и практические вопросы, относящиеся к области психологии профессионального здоровья.

Среди прочих тем, отдельная глава посвящена профессиональным рискам людей разных профессий (летчики, педагоги, менеджеры, управленцы, сотрудники полиции), синдрому психического выгорания (причины, симптомы, последствия) и его возможной профилактике в системе обеспечения профессионального здоровья.

Синдром

616-009

С 38

Синдром хронической усталости: диагностика и лечение / под ред. Ю. В. Лобзина. – СПб. : СпецЛит, 2005. – 79 с.

В издании отражены современные понятия, связанные с синдромом хронической усталости, изложены основные гипотезы этиологии и патогенеза этого заболевания. Приведена концептуальная схема диагностики, разработанная Международной группой изучения СХУ, и даны рекомендации по дифференциальной диагностике больных с жалобами на хроническую усталость. Описаны клинические случаи.

Психология

612

Щ 61

Щербатых Ю. В.

Психология стресса и методы коррекции / Ю. В. Щербатых. – СПб. : Питер, 2006. – 256 с. : ил.

В данной книге представлен системный подход к понятию стресса, интегрирующий современные знания о природе стресса, полученные психологией, физиологией и медициной.

Одна из глав посвящена непосредственно особенностям профессиональных стрессов и характеризует феномен профессионального выгорания. Там же описаны примеры профессиональных стрессов (учебный, спортивный, стресс руководителя, медицинского работника) и приведены методы и тактики оптимизации уровня стрессов, способы саморегуляции психологического состояния.

Психология

88.4

П 86

Психология здоровья : учебник для вузов / под ред. Г. С. Никифорова. – СПб. : Питер, 2003. – 607 с. : ил.

Учебник посвящен новому, интенсивно развивающемуся направлению исследований. Обсуждаются основные этапы становления психологии здоровья и ее предметная область. В книге рассматриваются пока недостаточно разработанные в зарубежной и отечественной психологии здоровья проблемы: критерии психического и социального здоровья, вопросы психологического обеспечения профессионального здоровья и долголетия человека.

Отдельная глава посвящена профессиональному выгоранию и ресурсам его преодоления («душевные потери», модели преодолевающего поведения, теория «консервации ресурсов» и др.)

Психология

88.4

С 17

Самоукина Н. В.

Психология профессиональной деятельности : учеб. пособие для студентов непсихологич. высш. учеб. заведений / Н. В. Самоукина. – СПб. : Питер, 2004. — 219, [2]с. : ил.

В учебном пособии излагаются вопросы психологического анализа структуры профессиональной деятельности, особенности совместной деятельности, руководства и делового общения, профессиональной конфликтологии, профессионального стресса (его динамике, сценариях, видах и возможностях саморегуляции работника). Рассматриваются психологические факторы успеха в профессиональной деятельности и основы профессиональной диагностики.

Пособие оформлено в соответствии с необходимыми методическими требованиями, содержит контрольные вопросы и задания.

Обеспечение

88.5

О 13

Обеспечение психологической безопасности в образовательном учреждении : практ. рук. / под ред. И. А. Баевой. – СПб. : Речь, 2006. – 288 с.

На основании экспериментальных исследований и опыта работы в кризисных ситуациях в книге раскрывается понятие психологической безопасности применительно к системе образования, предлагаются основы концепции безопасности образовательного учреждения, обосновываются структурная и технологическая модели психологической безопасности в школе, формулируются методические рекомендации по преодолению кризисных ситуаций в образовательной среде, представлены материалы для учителей и психологов по сопровождению психологической безопасности.

Один из разделов руководства посвящен профилактике эмоциональных нарушений и сохранению психического здоровья педагогов в образовательной среде.

Синдром

65.291

И 19

Иванникова Н. Н.

Синдром менеджера, или Профилактика профессионального выгорания / Н. Н. Иван-никова. – М. : Дашков и Ко, 2010. – 208 с.

Человек, берущий на себя ответственность за успешное развитие своего бизнеса, за специалистов, которые трудятся на его предприятии, на самом деле взваливает на себя огромный груз. Как справиться с такими непомерными нагрузками? Как не потерять лицо и оставаться спокойным, объективным и справедливым руководителем? Ответы на эти вопросы можно найти в данной книге, поскольку в ней собран весь опыт борьбы с так называемым синдромом менеджера, синдромом, который дает о себе знать через усталость, нервозность, апатию и снижение работоспособности.

Для руководителей, менеджеров, психологов, работников служб по управлению персоналом, а также всех, кто принимает меры по профилактике или преодолению синдрома выгорания.

Медицинская

88.4

Т 98

Тюльпин Ю. Г. Медицинская психология : учебник / Ю. Г. Тюльпин. – М. : Медицина, 2004. – 320 с. : ил.

В учебнике подробно рассмотрены психологические проблемы, возникающие в медицинской практике. Исключительно практическая направленность книги позволяет найти ответы на различные вопросы, связанные с диагностикой, лечением и реабилитацией пациентов.

Обсуждаются психогигиена медицинской деятельности, профилактика психологических срывов у медицинских работников, проблема эмоционального выгорания и факторы, связанные с повышенным риском такового. Каждая из ситуаций анализируется с различных позиций с учетом существующих в настоящее время направлений психологии.

Оценка

612

О 93

Оценка профессионального выгорания у медицинских работников : метод. рекомендации / В. И. Евдокимов [и др.]. – СПб. : Политехника-сервис, 2009. – 82 с.

В представленном издании раскрываются общие концептуальные положения профессионального выгорания у специалистов «субъект – субъектной» сферы деятельности. Показаны факторы риска формирования профессионального выгорания и его проявления у медицинских работников. Представлен алгоритм конструирования обобщенной оценки профессионального выгорания и ее стандартизация.

Читайте также:  Фото детей при синдроме эдвардса

В приложении представлен стимульный материал и методический инструментарий опросника «Профессиональное выгорание» (вариант для медицинских работников Н.Е. Водопьяновой) и опросника «Эмоциональное выгорание» В.В. Бойко.

Библиографический список содержит основные опубликованные работы на русском языке по проблемам профессионального выгорания у медицинских работников.

Практикум

88.3

П 69

Практикум по психологии состояний : учеб. пособие / под ред. А. О. Прохорова. – СПб. : Речь, 2004. – 480 с. : ил.

Пособие содержит лабораторные и практические работы по курсу «Психология психических состояний». Основная цель пособия – дать точное изложение процедур диагностики и измерения психических состояний, позволяющее воспроизводить их как на учебных занятиях, так и в профессиональной деятельности психолога.

Среди прочего материала содержатся опросники на выгорание и методики измерения стресса и «синдрома выгорания» в профессиональной деятельности людей различных специальностей.

Психодиагностика

88.9

П 69

Практическая психодиагностика. Методики и тесты : учеб. пособие / ред-сост. Д. Я. Райгород-ский. – Самара : БАХРАХ-М, 2007. – 672 с.

Предлагаемая Вашему вниманию книга содержит три раздела: 1 – диагностика психических состояний и свойств личности; 2 – диагностика межличностных и семейных отношений; 3 – диагностика профессионального подбора кадров; — и представляет собой наиболее полное собрание методик и тестов практической психодиагностики.

Методики и тесты сопровождаются «ключами» — описанием способов обработки полученных результатов.

В контексте проблемы «выгорания» интересными могут быть методики определения стрессоустойчивости, уровня эмоционального выгорания, невротизации, показателей и форм агрессии, риска дезадаптации и др.

Менеджмент

88.5

П 86

Психодиагностика персонала. Методики и тесты : учеб. пособие : в 2 т. Т. II. – Самара : БАХРАХ-М, 2007. – 560 с.

Под личностью в рамках вопроса управления персоналом имеется в виду характерный способ мышления и поведения в обстановке функционирующей организации. Эта характеристика включает черты характера, личностные ценности, мотивы, эмоциональную возбудимость. Как выявить эти особенности работника, как определить его «запас прочности», удовлетворенность работой, степень подверженности стрессу, личностный профиль кризиса? Ответы на все эти вопросы вы найдете в предлагаемом издании.

1. Андреева Н. Ю. Предупреждение профессионального выгорания педагогов / Н. Ю. Андреева // Среднее профессиональное образование. — 2010. — № 1. — С. 56-59.

2. Бабанов С. А. Профессиональные факторы и стресс: синдром эмоционального выгорания / С. А. Бабанов // Новые Санкт-Петербургские врачебные ведомости. — 2010. — № 1. — С. 30-35.

3. Бабанов С. А. Синдром эмоционального выгорания / С. А. Бабанов // Новая аптека: Аптечный ассортимент. — 2012. — № 9, Ч. 1. — С. 100-103.

4. Бабанов С. А. Синдром эмоционального выгорания у медицинских работников / С. А. Бабанов // Вестник неврологии, психиатрии и нейрохирургии. — 2012. — № 9. — С. 70-77.

5. Башенкова Л. А. Диагностика синдрома эмоционального выгорания и мероприятия, направленные на его предупреждение / Л. А. Башенкова // Среднее профессиональное образование. — 2015. — № 11. — С. 43-48.

6. Влияние синдрома эмоционального выгорания на качество медицинской помощи // Вопросы экспертизы и качества медицинской помощи. — 2016. — № 5. — С. 7-14.

7. Гуреева Л. П. Синдром выгорания у педагогов общеобразовательных школ и его последствия / Л. П.Гуреева // Психическое здоровье. — 2010. — № 2. — С. 52-59.

8. Кодлубовская Т. Б. Особенности проявления признаков эмоционального выгорания у врачей / Т. Б. Кодлубовская // Вопросы психологии. — 2014. — № 2. — С. 75-80.

9. Лебедева Н. Как не сгореть на работе? / Н. Лебедева. // Наше здоровье. — 2014. — № 1 (9). — С. 10

10. Макаров В. В. Синдром эмоционального выгорания у врачей различных специальностей / В. В.Макаров // Психическое здоровье. — 2016. — № 3. — С. 60-67.

11. Мурай Л. В. Организация и содержание работы по программе «как пережить синдром эмоционального выгорания» / Л. В. Мурай // Работник социальной службы. — 2012. — № 10. — С. 62-71.

12. Овчинников Ю. В. Синдром эмоционального выгорания: диагностика, принципы лечения, профилактика / Ю. В.Овчинников // Военно-медицинский журнал. — 2015. — № 7. — С. 17-24.

13. Павлова О. Д. Отсутствие перспектив служебного роста как фактор эмоционального выгорания / О. Д. Павлова // Психотерапия. — 2015. — № 5. — С. 68.

14. Петров П. И. Синдром эмоционального выгорания у стоматологов / П. И.Петров // Казанский медицинский журнал. — 2012. — № 4. — С. 657-660.

15. Пряжников Н. «Профессиональное выгорание» в психолого-педагогической работе / Н. Пряжников // Первое сентября. Здоровье детей. — 2014. — № 9. — С. 22-25.

16. Пряжников Н. С. Стратегии преодоления синдрома «эмоционального выгорания» в работе педагога / Н. С. Пряжников // Психологическая наука и образование. — 2008. — № 2. — С. 87-94.

17. Связь между синдромом выгорания и особенностями личности // Журнал неврологии и психиатрии им. С.С. Корсакова. — 2015. — № 2. — С. 4-10.

18. Третьяков Н. В. Синдром эмоционального выгорания / Н. В.Третьяков // Медицинская сестра. — 2014. — № 4. — С. 12-14.

19. Шабалина М. В. Синдром эмоционального выгорания: методы профилактики / М.В. Шабалина // Социальная работа. — 2013. — № 3. — С.62.

20. Эмоциональное выгорание: как его преодолеть? // Сестринское дело. — 2014. — № 6. — С. 40-41.

Источник