Шор стивен за стеной личный опыт аутизм и синдром аспергера

Центр реабилитации инвалидов детства «Наш Солнечный Мир»
представляет книгу Стивена Шора «За стеной. Личный опыт: аутизм и синдром
Аспергера», которая была издана специально к 2 апреля 2014, всемирному дню
распространения информации о проблемах аутизма. В рамках своего визита в Москву
Стивен Шор провел встречу с родителями детей с расстройствами аутистическрго
спектра и специалистами Центра «Наш Солнечный Мир» и выступил на
Форуме родителей детей с
РАС, который прошел в МГППУ 2 апреля.

Стивен Шор – один из самых ярких представителей сообщества взрослых людей с
аутизмом. Этот уникальный человек прошел путь от ребенка с диагнозом «аутизм»
до университетского профессора. Шор не говорил до возраста четырех лет, ему
поставили диагноз «атипичное развитие с сильными аутистическими тенденциями».
Врачи сочли его «слишком больным» для амбулаторного наблюдения и рекомендовали
родителям поместить его в интернат. По счастью родители отказались это сделать.
Сейчас Шор получил докторскую степень по специальной педагогике в Бостонском
университете и работает в университете Адельфи в Нью-Йорке. Его специальность и
профессия – помощь людям с расстройствами аутистического спектра в развитии их
способностей в максимальной степени. Он работает с детьми, выступает за лучшее
качество жизни для людей с аутизмом, путешествует с докладами и лекциями. Много
лет Стивен Шор является членом попечительского совета Американского общества
аутизма.

Автобиографическая книга «За стеной»,
описывающая его жизненный путь, стала бестселлером, переведенным на множество
языков. На русский язык было переведено второе издание книги, вышедшее в 2003
году. Предисловие к книге написала Тэмпл Грэндин, одна из наиболее известных в
мире людей с аутизмом, автор книг «Думая картинками», профессор животноводства
в Университете штата Колорадо, в 2010 году о ней был снят биографический
фильм.

«История Стивена Шора – прекрасный пример
того, как человек, имеющий серьезные проблемы во взаимодействии с внешним
миром, преодолевает трудности и добивается главной цели. Эта книга поможет
многим семьям, воспитывающим ребенка с расстройством аутистического спектра,
взрослым с РАС, а также специалистам, занимающимся с такими детьми, лучше
понимать специфику их восприятия мира», – отметил Игорь Шпицберг, руководитель
Центра «Наш Солнечный Мир» и издатель русскоязычного издания книги Стивена Шора
«За стеной».

Дополнительные материалы (см
ниже):

·​ Предисловие Тэмпл
Грэндин

·​ Предисловие от автора

·​ Отзывы от известных людей в области изучения аутизма

Предисловие Тэмпл
Грэндин

Автора отличает необыкновенно
оптимистичный подход к проблемам, с которыми сталкиваются люди с синдромом
Аспергера и высокофункциональным аутизмом. Поскольку я сама вхожу в их число, я
неравнодушно отношусь ко многим описываемым в книге событиям и переживаниям.
Одно из главных достоинств этой книги в том, что она может помочь лицам с
расстройствами аутистического спектра разобраться в механизмах социального
взаимодействия и сориентироваться в социуме. Автобиографию Стивена Шора по
праву можно сравнить с картой автодорог мира социальных взаимодействий.

В старшей школе я систематически
оказывалась жертвой травли со стороны одноклассников и совершенно не понимала,
чем она вызвана. Я попросту была не в состоянии понять, что я делала не так.
Эта книга содержит ряд практических советов, которые помогли бы мне избежать
травли. Ведь в первые тридцать лет жизни я вообще не осознавала значимость для
жизни в социуме практически незаметных движений глаз и изменений поз тела.
Понимание пришло гораздо позже, после того, как я прочитала об этом, а мне к
тому времени было уже под пятьдесят. Я надеюсь, что эта книга позволит многим
избежать моих ошибок и добиться в жизни гораздо большего.

Общность интересов зачастую становится
основой для дружеских отношений – тут я полностью согласна с автором. По
крайней мере, с моими лучшими друзьями меня объединяет именно это: нас
интересует поведение животных и технические средства для управления им в
животноводстве.

Кроме того, эта книга содержит массу
полезных рекомендаций, касающихся трудоустройства и трудовых отношений. Так,
автор подробно рассказывает о том, как непонимание социальных аспектов
функционирования учебного заведения стоило ему привлекательной должности
преподавателя музыкального факультета. С подобными трудностями сталкиваются
многие люди, которых принято относить к категории лиц с расстройствами
аутистического спектра. Они процветают в ситуациях, когда их навыки и знания,
например, в области архитектуры или программирования, востребованы обществом,
но практически не умеют решать задачи социального характера. Мне не раз
доводилось выслушивать печальные истории об увольнении в высшей степени
квалифицированных специалистов после повышения в должности до уровня
руководителей, на котором обязанности в части социального взаимодействия
оказывались им не по плечу. Одна из глав книги посвящена разъяснению специфики
социального поведения людей с расстройствами аутистического спектра и хотелось
бы надеяться, что она поможет работодателям научиться правильно толковать
социальную неуклюжесть, например, блестящих программистов. В частности, мне
представляется очень полезным совет интересоваться мнением руководителя по
поводу «взаимного недопонимания и нарушения субординации во избежание
усугубления ситуации». Я сама не раз сталкивалась с тем, что я не понимала,
насколько мое поведение не укладывалось в общепринятые рамки вежливости. Именно
поэтому мне кажется в высшей степени продуктивной мысль о том, что стоит не
только поставить руководителя в известность об особенностях работника с
расстройством аутистического спектра, но и попросить напоминать о возможных
нарушениях этикета.

В моей собственной книге «Думая
картинками» я писала о том, что основой успешного трудоустройства может стать
умение проявить профессиональные навыки и опыт. В то же время советы автора
этой книги, которые так пригодились бы мне в начале моей карьеры, помогают
избежать увольнения из-за собственных социальных промахов.

О Тэмпл Грандин

История Тэмпл Грандин известна всему
миру. Она – доктор животноводства и профессор Колорадского университета,
эксперт по поведению крупного рогатого скота и у нее диагностирован
высокофункциональный аутизм. 60 лет назад, когда началась ее история, об
аутизме не знали практически ничего, но несмотря на это ей удалось добиться
невероятных успехов.

В 2010 году журнал Time включил ее в список ста самых влиятельных людей в
категории “Герои”. Два года назад на основе истории ее жизни был снят
телевизионный фильм, с Клэр Дэйнс в главной роли. В три года Тэмпл еще не
разговаривала, и ее определили в психиатрическую клинику, но семья девочки не
отчаялась. Родители Тэмпл продолжали заниматься с ней, и благодаря любви и
поддержке девочка начала ходить в школу, а потом поступила в колледж.

У Тэмпл, как и у всех аутистов, проблемы с пониманием эмоций, подтекста и
поступков других людей. Зато девушка обучается, просто наблюдая за
специалистами, проектирующими технику, а со стрессом во время обучения ей
помогает справиться сконструированная ею же “обнимательная машина”. Тэмпл
мыслит картинками в буквальном смысле, что тоже не облегчает ей жизнь в
обществе, зато помогает понимать животных.

Настоящая Тэмпл Грандин и сейчас ездит по всему миру с лекциями о зоотехнике
и об аутизме.

Фильм выдвигался на премию “Эмми” в 15-ти номинациях и выиграл 7 статуэток,
включая награду в категории “Лучший мини-сериал или фильм на телевидении”. Клэр
Дэйнс за главную роль в телефильме получила премию “Эмми”, “Золотой глобус” и
премию Гильдии киноактеров США.

«Тэмпл
Грандин» (Temple Grandin), 2010 год Телевизионный биографический фильм
режиссёра Мика Джексона и производства HBO. Фильм впервые был показан 6 февраля
2010 года.

Предисловие от автора

С какими затруднениями сталкиваются люди с
расстройством аутистического спектра в своей жизни? И что это такое –
«аутистический спектр»? На чем могут быть основаны отношения окружающих с
людьми с аутизмом или синдромом Аспергера? Подразумевает ли подобный диагноз
реальные отличия от большинства представителей человечества? И что является
причиной таких расстройств?

Читайте также:  Синдром горнера при шейном остеохондрозе

Я надеюсь, что эта книга поможет
приблизиться к пониманию подобных вопросов. Я недаром выбрал слово
«приблизиться»: аутизм и расстройства аутистического спектра – тема
неисчерпаемая. Несмотря на то, что усилия специалистов в этой области дают нам
все больше надежд на решение перечисленных вопросов, пока что страна
аутистического спектра остается неизведанной территорией для своих
путешественников и исследователей.

Перед вами не просто автобиография. В этой
книге я попытался свести воедино собственные соображения по поводу синдрома
Аспергера и аутизма, их последствий для меня лично и моего опыта как подспорья
для других людей с расстройствами аутистического спектра. В книге вы
встретитесь с тремя разными рассказчиками. Один из них пересказывает мою
биографию в хронологическом порядке от первого лица. Второго можно назвать
путешественником во времени: ему интересны существенные для темы факты моей
биографии, но не хронологический порядок. Третий рассказчик – аналитик и
научный работник. Его интересуют мои знания и размышления о себе, синдроме
Аспергера, аутизме, прочитанной мною литературе по теме и опыте работы с
детьми, страдающими расстройствами аутистического спектра. Такое трехголосье
ведет к неизбежному диссонансу: некоторые главы написаны разговорным языком и с
позиций обывателя, а другие, особенно ближе к концу, напоминают
научно-популярную литературу. Но именно такой подход и привел меня к пониманию
собственных особенностей. Надеюсь, что он окажется продуктивным и для
читателей.

Первая глава этой книги — краткий рассказ
о моей нынешней жизни, жизни взрослого человека с остаточными проявлениями
аутизма. Во второй главе я возвращаюсь к первым годам жизни, начиная с
рождения, когда я развивался даже чуть быстрее своих сверстников, и до
погружения в пучины аутизма. Чем вызван мой аутизм? Я слышал самые разные
ответы на этот вопрос: от наследственности и влияния окружающей среды до
прививок и эмоциональных травм. Несмотря на желания отделаться словами «сие
науке не известно», я все же склонен считать, что у нас есть надежда на решение
вопроса об этиологии аутизма. Сложность в том, что мы имеет дело с
разрозненными ключами к разгадке, которые требуют систематизации и выявления
возможных корреляций и связи с аутизмом. Не исключено даже, что т. н.
расстройства аутистического спектра вызваны совершенно разными подлежащими
причинами с очень схожей симптоматикой.

В девятой, десятой и одиннадцатой главах я
пишу о годах учебы в вузе и первом опыте трудоустройства. Вуз был и остается
для меня практически райским местом, в отличие от работы в офисе и того, что
большинство окружающих считают настоящей взрослой жизнью. У меня сложилось
впечатление, что в учебных заведениях, в которых на первый план выходит
приобретение новых знаний и творчество, преобладает гораздо более терпимое
отношение к индивидуальным особенностям, чем в мире финансов и бизнеса. Именно
поэтому моя работа до сих пор остается и, надеюсь, останется в будущем,
связанной прежде всего с системой образования. Поскольку все больше и больше
представителей аутистического спектра стремится получить высшее образование, я
включил в книгу рекомендации по выбору учебных заведений с учетом
индивидуальных потребностей абитуриента (см. приложение Б). Кроме того, в это
издания включена новая глава, посвященная вопросам защиты собственных прав и
интересов в системе высшего образования, на рабочем месте и в обществе в
целом.

В последующих главах границы между
автобиографическими воспоминаниями и современностью размываются: меня вновь
начинает преследовать призрак аутизма. Но он уже не пугает меня. Наоборот, я
стремлюсь проникнуть в его мир и разобраться в природе моих взаимоотношений с
ним. Я преднамеренно пишу «мир» и избегаю слова «расстройство», поскольку я
начинаются задумываться о том, что аутистический спектр это не хаос и
расстройство, а стройная альтернативная система мироздания, в то время как
подразумеваемое многими противостояние мира людей с аутизмом и синдромом
Аспергера остальному человечеству в большой степени обусловлено социальными
стереотипами. При этом опыт общения и работы с представителями аутистического
спектра и размышления о подходах к раскрытию диагноза в огромной степени
помогли мне осознать роль аутизма в моей собственной судьбе.

Эта книга – не только рассказ о моих
собственных поисках ответов на вопросы, связанные с аутизмом и синдромом
Аспергера, но и попытка найти зерно истины, которое облегчит жизнь другим
представителям аутистического спектра.

Отзывы
о книге

«На удивление сердечный рассказ о
переживаниях и особенностях мышления человека с синдромом Аспергера, о том, как
оптимизм и упорство автора в сочетании с заботой и поддержкой со стороны родных
и близких помогли ему добиться успеха, невзирая на существенные нейрологические
отклонения. Особое впечатление на меня произвела откровенность автора и
неожиданное применение музыки как инструмента общения с представителями
аутистического спектра. Книга содержит множество полезных наблюдений и советов,
дающих надежду на успешный исход людям с синдромом Аспергера и их семьям».

– Д-р Джон Рэти, доцент
клинического отделения психиатрии медицинского факультета Гарвардского
университета, автор книги «Руководство по эксплуатации мозга: восприятие,
внимание и четыре арены мозга», соавтор книги «Невнимательность, умение
сосредоточиться и тени синдромов»

«В биографии Стивена Шора вызывает
восхищение его смелость, упорство и интеллект, ставшие для автора путеводной
звездой в поиске своего пути в нашем сложном и полном нюансов мире. Эта книга
не только проливает свет на особенности восприятия мира людьми с расстройствами
аутистического спектра, но и напоминает читателю об общечеловеческих ценностях
и безграничных возможностях нашего мозга».

– Арнольд Миллер, директор Центра
развития речевых и когнитивных навыков, г. Уабан, штат Массачусетс

«Эта книга станет ценнейшим подспорьем для
всех интересующихся литературой о синдроме Аспергера. Ее автор не понаслышке
знаком с этим синдромом и охотно делится личным опытом с окружающими. Он
терпеливо прокладывает путь к глубокому пониманию особенностей аутистического
спектра, которые без его участия остались бы тайной для читателя. Эта книга,
как и положенный в ее основу автобиографический материал, вносит весомый вклад
в дело привлечения внимания к положительным личностным характеристикам людей с
этим синдромом, не отрицая сопряженных с ним сложностей, и содержит массу
полезных советов по его коррекции».

– Саймон Барон-Коэн, профессор
психопатологии развития Центра исследований аутизма Кембриджского
университета

«Необычайно интересное, написанное хорошим
языком и вдумчивое автобиографическое повествование о жизни человека с
высокофункциональным расстройством аутистического спектра, а именно с синдромом
Аспергера. Книга легко читается и содержит много полезной информации. Ее автор
– опытный, заслуживающий доверия и знающий проводник в мире аутичных черт.
Искренне рекомендую».

– Д-р Бернард Римлeнд, директор
Института проблем аутизма

Источник:

Наш солнечный мир


Источник

Доктор Стивен Шор — профессор в Университете Адельфи в США, всемирно признанный эксперт по проблемам аутизма. В детстве ему поставили диагноз — синдром Аспергера и аутизм. Его книга «За стеной. Личный опыт: аутизм и синдром Аспергера» изменила представления многих людей в мире об этом расстройстве. «Власть» публикует выдержки из книги.

Детство

«Ходить я начал в 10 месяцев. Вскоре после этого родители стали замечать, что я нередко кружусь на одном месте, засунув палец в ухо. Особое удовольствие доставляли мне крутящиеся и вращающиеся элементы оборудования детских площадок. Больше всего я полюбил четырехместную карусель, которая крутилась наподобие лопастей вертолета, если сидящий на ней ребенок тянул и нажимал на педали и рукоятки. Видимо, я нуждался в стимуляции вестибулярного аппарата. Я и сегодня испытываю особую тягу к вращающимся предметам».

Читайте также:  Синдром дефицита внимания и гиперактивности что делать

«…На втором году жизни я не реагировал на яркий свет, не обращал внимания на цвет предметов и необычные звуки, не поднимал ручки вверх, чтобы взрослые взяли меня на руки, и подолгу раскачивался в своей кроватке. Создается впечатление, что окружающие не могли достучаться до меня. Меня нелегко было взять на руки, поскольку я был крайне неподатлив, и держать меня было неудобно. …Несмотря на кажущуюся глухоту, я реагировал на низкие звуки. Следует заметить, что и сейчас, будучи взрослым, я получаю удовольствие от низких звуков. Несмотря на проблемы с мелкой моторикой, я был на редкость ловок. И наконец, я нередко использовал необычный тембр голоса, имитируя собеседника и путая местоимения. В возрасте двух-трех лет я неизменно отказывался поцеловать своего отца. Я был не в состоянии преодолеть неприязнь к запаху кофе у него изо рта и к ощущению от его усов, которые царапали мою кожу. В попытках помочь мама спрашивала меня: «Что-то не так? Скажи нам, и мы сделаем по-твоему». Но у меня не было подходящих слов для того, чтобы объяснить свои затруднения».

«Стрижка волос всегда была серьезным испытанием. Было больно. Чтобы успокоить меня, родители говорили, что волосы не живые и не чувствуют боли. А я не мог объяснить им, что дискомфорт вызван прикосновением к коже головы».

Начальная школа

«Я обладаю повышенной чувствительностью к звукам. В школе мои одноклассники развлекались тем, что как можно тише звали меня по имени, проверяя, откликнусь ли я. Я откликался с другого конца класса, а нередко даже из соседнего кабинета. Как-то раз учитель проделал нечто подобное. Стоя у меня за спиной, он едва слышно прошептал мое имя. Но я почувствовал, что за мной кто-то стоит, и оглянулся. Это вызвало взрыв смеха у всего класса, включая учителя.

В 70-х годах, во времена холодной войны, в нашем городе каждую неделю включали сирену, которой вторили все окрестные собаки. Происходило это по пятницам, ровно в двенадцать часов дня. Как-то раз, во время занятий, я тоже завыл вместе с сиреной. Я сам не заметил, что я делаю, пока не увидел, что весь класс смеется надо мной. Стоит ли рассказывать, как стыдно мне было и как долго еще одноклассники не давали мне забыть об этом происшествии?»

«Время от времени издевательства одноклассников переходили всякие границы, и у меня случалась истерика. Но нередко я успевал вовремя выйти из класса. Я бродил от одного туалета до другого, пока не чувствовал, что могу вернуться в класс».

«Каталоги и различные руководства неизменно привлекали меня своей предсказуемостью. Я с удовольствием сравнивал размеры и типы рекламируемых в них товаров. В какой-то момент я заинтересовался мощностью кондиционеров, выраженной в британских термических единицах. С тех пор в каждом каталоге я обязательно выискивал кондиционер с самой высокой мощностью, рассчитанный на 115 вольт переменного тока».

Средняя школа

«В седьмом и восьмом классе я ближе познакомился с социальными педагогами нашей школы… Социальные педагоги были интересными людьми, с ними можно было общаться без особых затей, причем они всегда были готовы поговорить про чувства и эмоции. Поэтому впоследствии я нередко отпрашивался с урока испанского языка для того, чтобы побывать в кабинете у социального педагога».

«Творческие задания давались мне особенно тяжело. К девятому классу я прочно застрял на четверке с минусом за любое задание по литературе. Хотя я любил читать, понимание текста оставалось моим слабым местом. Так, например, меня буквально подавляла необходимость интерпретации и анализа таких произведений, как «Король Лир» или «Повесть о двух городах». За исключением крайне длинного вступительного параграфа последней из этих книг о самом прекрасном и самом злосчастном времени и упоминания о короле с тяжелой челюстью, мне была недоступна расшифровка истинного значения, скрытого за словами или между строчками.

…Кроме этого, я всегда опасался поэзии, да и до сих пор не избавился от этого страха. Я не в состоянии добраться до глубинного смысла, скрывающегося за обыкновенными словами. Временами стихи вызывают у меня ощущения, схожие с сигналами, поступающими от органов чувств. Однако мне слишком сложно описать эти ощущения словами».

Учеба в институте

«В институте я наконец-то оказался среди людей, оценивших меня как человека, вместо того, чтобы смеяться над моими отличиями от окружающих. В последних классах школы и во время обучения в институте мое увлечение велосипедами помогло мне найти работу в магазине велотоваров. В результате я оказался в состоянии хотя бы частично оплатить собственное обучение».

«Я конспектировал лекции в формате, предусматривавшем несколько уровней записи, с использованием до шести ручек разного цвета. Основную идею я записывал черным цветом, различные разделы одной и той же темы красным, подразделы зеленым, а дальнейшие объяснения синим. Форматирование текста с разной величиной отступа в сочетании с использованием чернил разных цветов помогало мне систематизировать и запомнить ключевые моменты каждого занятия».

Отношения с другими людьми

«Меня всегда интересовал вопрос, где проходит граница между приятельскими отношениями и дружбой, с одной стороны, и тем моментом, когда парень и девушка становятся «парочкой». Я задавал этот вопрос заслуживающим доверия знакомым, но так и не получил исчерпывающего ответа. В результате мне пришлось рассчитывать на то, что в отношениях со мной эту границу будут пересекать мои партнерши, а не наоборот. Я нередко страдал от одиночества и хотел бы близких отношений с какой-нибудь девушкой, но так и не сообразил, как же это делается».

Подозреваю, что быть замужем за таким человеком, как я, интересно, но временами совсем не легко

«Вообще знакомые нередко делятся со мной самой сокровенной личной информацией. Насколько я понимаю, это происходит потому, что я умею слушать и принимаю такую информацию без осуждения. Я принимаю людей и обстоятельства такими, какие они есть… Собственно говоря, меня удивляет, зачем окружающие тратят столько энергии на суждения о том, хороши или плохи другие люди, уродливы они или прекрасны. Я не умею этого делать и совсем не хочу учиться. Но это не значит, что я не вижу разницы между правильным и неправильным или злом и добродетелью».

«Моя жена знает про мой диагноз, про синдром Аспергера и аутизм, но не разделяет мои интересы в этой области. Я не вижу в этом ничего странного, поскольку теперь я понимаю, что окружающие не обязаны во всем походить на меня. Именно этого понимания мне не хватало в период отношений с моей первой девушкой.

Подозреваю, что быть замужем за таким человеком, как я, интересно, но временами совсем не легко. Когда мы только познакомились, тот факт, что моя будущая жена плохо говорила по-английски, мало меня волновал, поскольку мы все равно понимали друг друга. Нас связывало наше общее увлечение музыкой».

«Перед свадьбой мы с мамой несколько раз пытались объяснить И Лю про аутизм и про то, какое отношение этот диагноз имеет ко мне… В конце концов она стала называть мое состояние «болезнь отчужденности», что было неплохим переводом, принимая во внимание языковой и культурный барьер, который мы пытались преодолеть. Позже я обнаружил, что буквальный перевод слова «аутизм» на китайский действительно означает «самоизоляция»».

Читайте также:  Болевой синдром патогенез при ибс

«В соответствии со старинными китайскими верованиями рождение ребенка с увечьем или нарушениями развития является наказанием за проступок, совершенный родителями. Хотя подавляющее большинство населения Азии больше не верит этому, тем не менее, как во многих других культурах, люди продолжают стыдиться врожденных увечий. До недавнего времени страдающих подобными расстройствами детей, которые не могли посещать общеобразовательную школу, держали дома и прятали от окружающих. К счастью, благодаря недавно основанному Институту проблем аутизма в Пекине ситуация с оказанием помощи детям с аутизмом начинает меняться к лучшему».

«К сожалению, моя жена до сих пор продолжает бояться, что окружающие узнают про мой аутизм. Нередко это приводит к проблемам в наших отношениях. Иногда мне кажется, что ее реакция вызвана тем, что она выросла в годы «культурной революции» в Китае, когда никому нельзя было доверять, особенно в том, что касалось личной информации. Реакция моей жены очень похожа на реакцию родителей, ребенку которых только что поставили диагноз «аутизм». После стадий шока, отрицания и гнева столкнувшиеся с таким диагнозом люди оказываются в состоянии принять его и по достоинству оценить роль, которую играют в нашей жизни лица с другим устройством нервной системы. С течением времени И Лю стала намного спокойнее воспринимать мое участие в деятельности, связанной с расстройствами аутического спектра. Жена понимает, что я получаю удовольствие от подобной деятельности и что для меня это реальная возможность помочь другим людям».

Особенности, связанные с аутизмом

«Я никогда не увлекался кино и телевизионными передачами. В начальной школе я уходил домой, если друг, у которого я был в гостях, собирался смотреть телевизор. Я считал, что если бы хотел смотреть телевизор, то мог бы сделать это и дома.

Я и сейчас практически не смотрю телевизор, разве что новости и документальные передачи. Я нередко засыпаю перед включенным телевизором. Мне не интересны ситуационные комедии и другие передачи про людей.

Кинофильмы вызывают у меня похожую реакцию. Фильмы и телепередачи нередко превращаются для меня в аудиовизуальное облако, в котором я с трудом могу уследить за происходящими на экране событиями. Я не перестаю удивляться тому, что моя жена с легкостью может разобраться в том, что делают герои той или иной передачи и кем они являются. Все мое внимание оказывается сосредоточено на кинетических и звуковых аспектах происходящего, а также на спецэффектах. Именно поэтому я получил большое удовольствие от последней версии фильма «Титаник». Мы с женой сидели в четвертом ряду. С такого расстояния особенно интересно было наблюдать за съемкой корабля с высоты птичьего полета и сценами хлынувшей внутрь воды. При этом, несмотря на мои опасения, я не испытал сенсорной перегрузки органов зрения, поскольку в визуальном плане события развивались очень медленно».

В дополнение к получению музыкального образования занятия музыкой полезны детям с аутизмом с психологической точки зрения

«Временами мне кажется, что иметь дело с компьютерами намного легче, чем разговаривать с людьми. Это становится особенно очевидно, когда меня просят объяснить что-нибудь про компьютеры. Во время объяснения я нередко не могу найти подходящих слов, но мне легко продемонстрировать необходимые действия при помощи мыши и клавиатуры. И только потом, проследив за своими действиями в уме, я могу рассказать, что именно только что проделал. Мне намного легче показать необходимую последовательность действий, чем вербализовать этот процесс».

«В качестве преподавателя музыки и компьютерной грамотности я заметил, что эти курсы привлекают студентов с ограниченными возможностями, поскольку им легче добиться успеха именно в этих дисциплинах. Компьютер обладает бесконечным терпением и облегчает процесс исправления ошибок».

«В дополнение к получению музыкального образования занятия музыкой полезны детям с аутизмом с психологической точки зрения. Согласно исследованиям имеющего музыкальное образование невролога больницы «Бет Израэль» в Бостоне, в структуре мозга людей, начавших заниматься музыкой в раннем детстве, прослеживаются физические изменения. В том числе оказалось, что у участников исследования, начавших обучение игре на синтезаторе до семи лет, пучок нервных волокон, из которых состоит мозолистое тело, соединяющее полушария мозга, примерно на 12% толще по сравнению с теми, кто начал занятия музыкой позже, а также с не имеющими музыкального образования».

«Лица с расстройством аутического спектра нередко испытывают серьезные затруднения, связанные с интерпретацией невербальных сигналов. Однако при наличии достаточно длинного и тесного контакта с любящим и внимательным человеком, как, например, с матерью, ничто не мешает такому индивидууму в совершенстве изучить невербальные сигналы данного конкретного человека… В результате мать оказывается своеобразным связующим звеном с окружающими, и ребенок учится воспринимать невербальные сигналы в ее переводе. Другими словами, при наличии крепкой связи между матерью и сыном ребенок нередко использует реакцию матери как модель для построения собственных взаимоотношений с окружающими. Даже после того, как ребенок «вылетит из гнезда» и найдет спутника жизни, может пройти немало времени, прежде чем он научится распознавать невербальные сигналы этого человека. В моем случае на это ушло не менее десяти лет совместной жизни с моей на редкость терпеливой и понимающей женой».

«…В большинстве случаев поведенческие проблемы вызваны отсутствием коммуникативных навыков и недопониманием предъявляемых окружающей средой требований. С первого взгляда подобные поведенческие проблемы выглядят как непослушание. Кроме всего прочего, проблемное поведение не дает возможности закончить выполнение незапланированных действий и мероприятий. Именно поэтому так важно найти истинную причину происходящего, а для этого необходимо соответствующее действительности представление о том, как ребенок воспринимает окружающую среду. Попытки борьбы с нежелательным поведением путем наказания не приводят к ожидаемому результату, поскольку не устраняют источник проблемы».

Работа

«Несмотря на то что я получил права и машину в 16 лет, предпочитаю пользоваться велосипедом.

Я называю езду до работы на велосипеде способом передвижения ленивого человека. На велосипеде на это уходит 20 минут, столько же на машине и около часа общественным транспортом. Но я по возможности избегаю пользоваться общественным транспортом, потому что он обычно набит людьми, которые потеют и не очень хорошо пахнут».

«…Я всегда проверяю посещаемость перед началом занятия и внимательно всматриваюсь в лица откликающихся на свое имя студентов. После этого я раздаю проверенное домашнее задание, вызывая учащихся по одному и следя за выражением лиц, чтобы понять, кому именно принадлежит находящееся у меня в руках домашнее задание. Если я ошибаюсь или не замечаю выражения ожидания на лице студента, домашнее задание попадает к другому человеку или вообще остается у меня в руках. В таких случаях мне бывает очень неловко. Мои методики борьбы с неспособностью распознавать лица не очень-то мне помогают, но без них было бы еще хуже.

Насколько я могу судить, сложности с распознаванием схожих объектов ограничиваются именно человеческими лицами. Например, я без труда и даже с удовольствием сравниваю различные варианты текстов, графического оформления, музыкальные произведения».

«Следует отметить, что у меня нередко возникает желание рассказать декану факультета бизнеса о своем расстройстве аутического спектра или объяснить студентам, что мне нелегко распознавать человеческие лица. Однако за исключением случаев, когда я абсолютно доверяю собеседнику, меня останавливает страх того, что на меня навсегда будет навешен соответствующий ярлык».

Источник