Школы для детей с синдромом сдвг
Почему обычная школа и её дисциплина не работают
Детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности с первых же уроков ставят в жёсткие рамки: сидеть тихо, слушать учителя, выполнять задания. Для них это сложные и необоснованные правила, поэтому учебная мотивация тут же пропадает. Вместо решения уравнений они предпочитают летать в облаках и играть с соседями по парте.
Порой учителя считают, что такое поведение — следствие плохого воспитания, и начинают ещё строже дисциплинировать ребёнка. Такие методы травмируют психику учащихся с неврологическим дефицитом — дети становятся закрытыми и агрессивными. Чтобы избежать этих последствий, нужна ранняя диагностика заболевания и комплексное лечение.
СДВГ относят к самым распространённым болезням у детей
Чаще всего детям с СДВГ назначают препараты, и они продолжают ходить в обычную школу, не переходя на надомное обучение. Но одни только медикаменты не улучшат ситуацию, а побочные эффекты, такие, как заторможенность и галлюцинации, могут и ухудшить её.
При этом большинство детей с СДВГ нормально обходятся без препаратов, если не ходят в традиционную школу. Такой вывод сделал профессор психологии в Бостонском колледже Петер Грей. Он проанализировал 28 семей, имеющих детей с неврологическим дефицитом. Большинство из детей с СДВГ отказались от медикаментозного лечения после перехода на домашнее обучение.
<<Форма с консультацией>>
Преимущества семейного обучения для детей с СДВГ
Дети с СДВГ подвержены влиянию других — если их позовут играть, они точно отвлекутся от занятий. Они эффективны только в постоянстве и порядке, им трудно привыкнуть к смене учителей или помещений. Они активные и любознательные, только когда делают что-то сами, они ненавидят сидеть на стуле и выполнять то, что им написали на доске.
Условия в традиционной школе только мешают им учиться, поэтому родители переводят их на семейное образование. Преимущества формата домашнего обучения детей с СДВГ:
- Вы выстраиваете гибкий график учёбы и отдыха для ребёнка.
- Контролируете отвлекающие факторы.
- Адаптируете школьную программу и фокусируетесь на важных предметах.
- Обучаете проходит по индивидуальным методам: игры, творческий подход.
Как организовать учебный процесс ребёнка с СДВГ
Чтобы повысить учебную мотивацию ребёнка с СДВГ, родители должны создать для него комфортные условия, учитывая некоторые особенности:
- Подберите индивидуальную программу обучения. Дети с таким диагнозом любят делать что-то своими руками, а не только слушать и смотреть.
- Создайте условия для творчества — изучайте природу в лесу, а не по учебникам, вместе придумайте математические конкурсы и награды, пишите разноцветными ручками и старайтесь всё применять на практике.
- Выберите одно место и время для занятий. Гиперактивным детям сложно привыкать к переменам, нужно чёткое расписание и привычная обстановка.
- Делайте в перерывах физические упражнения. Нужно часто менять деятельность — сделайте уроки короче, но эффективнее.
Помочь в организации учебного процесса могут онлайн-школы. Они дают образовательный контент и позволяют индивидуализировать нагрузку. В «Домашней школе Фоксфорда» вы можете просматривать лекции в записи, ставить их на паузу, когда ребёнку нужно отдохнуть, ускорять и замедлять их темп, если это необходимо. Ещё у каждого ученика есть наставник, который следит за мотивацией и успеваемостью.
Резюме
Оптимальные условия для обучения ребёнка с СДВГ можно создать дома своими силами. Однако родителям не всегда хватает времени для занятий с такими непростыми детьми. Нужно самостоятельно адаптировать школьную программу, придумывать домашние задания, выстраивать график и выбирать нагрузку по предметам.
Сделать учебный процесс доступнее и интереснее помогают онлайн-школы. Они предоставляют лекции от опытных преподавателей, домашние задания и кураторов.
Домашняя онлайн-школа «Фоксфорда» поможет вам выстроить гибкий график и нужную интенсивность занятий для ребёнка с СДВГ.
Источник
СДВГ до сих пор многие считают придуманным диагнозом. «Он просто не умеет внимательно слушать, надо с ним пожёстче», — советуют родителям таких детей. Наш блогер, клинический психолог Вера Толмачева, рассказывает, что такое СДВГ и как заниматься с гиперактивными детьми.
Рассылка «Мела»
Мы отправляем нашу интересную и очень полезную рассылку два раза в неделю: во вторник и пятницу
В последнее время многие педагоги и врачи уделяют времени очень активным и невнимательным детям. Гиперактивность с нарушениями вниманиями может быть причиной нарушения поведения, трудностей в обучении и проблем в общении со сверстниками.
Синдром дефицита внимания и гиперактивности — это расстройство связанное с трудностями в поведенческой саморегуляции и нарушением исполнительных функций (внимания, концентрации, памяти, планирования). Первые признаки расстройства развития появляются в детском возрасте. Во взрослом возрасте эти расстройства компенсируются. В соответсвии с Международной классификацией болезней 10-го пересмотра (МКБ-10), которую используют в России, СДВГ относят к группе F90.0. «Гиперкинетические расстройства», диагнозу F.90 «Нарушение активности и внимания». В будущей МКБ-11 СДВГ относят к группе 6А05 «нейроонтогенитические расстройства».
Обычно гиперактивность проявляется рано (уже в первые 5 лет жизни) в сочетании с плохой контролируемостью поведения и выраженной невнимательностью. Эти поведенческие характеристики проявляются по всех ситуациях (в школе, дома и т. п.) и обнаруживают постоянство во времени.
Нарушенное внимание проявляется в преждевременном прерыванием заданий: дети часто бросают одно дело, оставив его неоконченным, утратив к нему интерес, по всей видимости, в связи с тем, что отвлеклись на что-то другое.
Характерные проблемы поведения должны проявляться до 6 лет и иметь существенную продолжительность (не менее 6 месяцев на момент решения о постановке диагноза).
Считается, что до возраста поступления в школу гиперактивность тяжело распознать из-за разнообразных вариантов нормы и только выраженная гиперактивность должна приводить к решению о постановке диагноза СДВГ детей дошкольного возраста.
У детей с СДВГ кроме невнимательности, гиперактивности и импульсивности часто встречаются другие особенности развития:
1. Нарушения координации
Выявляют примерно в половине случаев. Это могут быть нарушения тонких движений (завязывание шнурков, пользование ножницами, письмо), равновесия (детям трудно кататься на роликовой доске и двухколёсном велосипеде), зрительно-пространственные коорлинации (неспособность к спортивным играм).
2. Эмоциональные нарушения
Тоже часто наблюдают при СДВГ. Эмоциональное развитие рёбнка, как правило, запаздывает, что проявляется неурановешенностью, вспыльчивостью, нетерпимостью к неудачам.
3. Отношения с окружающими
Как правило, нарушены отношения со сверстниками и со взрослыми. В психическом развитии дети с СДВГ отстают от сверстников, но стремятся руководить. Поэтому у них мало друзей.
4. Парциальные задержки развития
Многие дети, страдающие от СДВГ, плохо учатся в школе, несмотря на нормальный IQ. Кроме того, у детей с СДВГ часто встречаются парциальные задержки развития, в том числе школьных навыков (счёт, письма, чтения).
5. Поведенческие расстройства
При СДВГ наблюдаются часто, но не всегда.
Причинами СДВГ могут быть биологические и социальные факторы. К биологическим относят генетическую предрасположенность, особенности нейробиологической регуляции мозговой активности, неароанатомические отклонения в развитии мозга, отклонения функционального состояния мозга. К социальным — воспитание и взаимоотношения в семье. То есть, СДВГ может возникнуть путём социального влияния на специфический биологический фон. Однозначного ответа пока нет.
При СДВГ страдают когнитивные функции — фукнции программирования, регуляции и контроля деятельности (управляющих функций или executive functions). Система методов исследования когнитивных функций основателя нейропсихологии А. Р. Лурии позвоволила описать освновные нарушения функций программирования, регуляции и контроля деятельности, которые отмечаются у больных с лобными поражениями головного мозга.
Во-первых, это неспообность к затормаживанию непосредственных реакций на ситуацию, приводящая к появлению импульсивности в поведении.
Во-вторых, трудности переключения от одного элемента к другому и с одной программы на другу.
Эти нарушения приводят к невозможности создавать программы деятельности, следовать им и контролировать поведение. В их основе лежит единый механизм, связанный с поражением префронтальных отделов коры — один из вариантов «лобного синдрома».
Два других варианта связаны с поражением премоторных и медиобазальных отделов лобной области. В первом случае в центре сидрома стоят нарушение двигательных навыков, а во втором случае центр синдрома — это аффективные расстройства.
Детям с СДВГ трудно учиться в школе. Многие учителя жалуются на их поведение. Педагоги считают, что ребёнок должен быть послушным и тихим, он не должен мешать и вызывать тревоги.
Важно отметить, что дети с с СДВГ имеют хорошие интеллектуальные способности, но они испытывают трудности в организации занятий. Любые письменные ошибки выглядят неряшливо, в них много исправлений, ошибок, которые являются результатом невнимательности, невыполнения указаний учителя или попросту угадывания.
Навыки чтения, письма и счёта у этих детей могут быть значительно ниже, чем у сверстников, хотя читать и писать они чаще умеют ещё до школы.
Важно, учитывать особенности ребёнка с СДВГ при проведений занятий.
1. Ничего в комнате не должны отвлекать ребёнка: ни члены семьи, ни звуки телевизора.
2. На столе, за которым работает ребёнок, не должно быть ничего лишнего, отвлекающего внимание.
3. Общаться с ребёнок с СДВГ надо спокойно, без раздражения. Объяснять инструкции заданий надо ясно. Ребёнок не поймёт сложной инструкции и длинных предложений. Сначала убедитесь сами, что задание понятно вас самом.
4. Для того чтобы скоцентрировать внимане ребёнка, можно использовать систему жестов, мимику и другие средства. Внимание можно привлечь словами, постукиванием карандаша.
5. Обязательным является работа «глаза в глаза». Такой приём позволяет ребёнку сосредточиться и не отвлекаться.
6. В ходе работы можно использовать чёткие и короткие указания: «слушай», «запомни», «не торопись», «подумай». Они не должны звучать как военные приказы. Тон должен быть доброжелательным и мягким.
7. Если задание большое, необходимо разделить его на части и к каждой давать новую инструкцию. Причём начинать объяснение следующей части задания можно только после того, как заполнена предыдущая часть.
8. В случае агрессивного поведения не надо делать грубые замечания, категорически нельзя кричать, использовать резкие движения. Нужно отвлечь ребёнка, отвести в сторону и посадить отдохнуть. Пока он не успокоится, он не слышит замечаний и фактический не понимает, чего от него хочет взрослый. Когда ребёнок успокоится, то его поведение можно обсудить и объяснить, что конкретно вас огорчает.
Существуют немедикаментозные методы лечения СДВГ: нейропсихологическая коррекция и когнитивно-бихевиоральная психотерапия. Целью нейропсихологической коррекции является развитие компенсации «слабой» функции при опоре на сильные функциональные звенья.
В детской нейропсихологии разработаны методические комплексы, направленные на развитие разных слабых функциональных звеньев. Когнитивно-бихевиоральная психотерапия представляет собой комплекс методик, которое направленное на коррекцию поведения и неправильного мышеления о себе. Дети научаются справляться с агрессией, общаться, решать проблемы, у них развивается самоорганизация.
Вы находитесь в разделе «Блоги». Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.
Фото: Shutterstock (Suzanne Tucker)
Источник
Словосочетание «гиперактивный ребёнок» мы слышим сегодня очень часто. Кто-то считает это особенностью развития детей, кто-то болезнью, а кто-то убеждён, что данное понятие указывает не столько на проблему ребёнка, сколько на нерадивость родителей, учителей и воспитателей, которые не хотят заниматься малышом из-за собственных эгоизма, лени и неумения.
В действительности синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) официально внесён в медицинские справочники и упоминается в международной классификации болезней. При этом по части диагностики заболевание остается одним из наиболее проблематичных. Трудности вызывают:
- Клиническое диагностирование, для которого не существует лабораторных или радиологических подтверждающих заболевание тестов и характерных физиологических особенностей организма.
- Частое изменение критериев диагностики и очень разный процент заболеваемости в различных странах.
- Отсутствие эффективного способа лечения, не считая очень долгих и медикаментозных, с использованием психотропных веществ (метилфенидата, декстроамфетамина).
Недостаточная ясность по поводу СДВГ рождает этические и юридические проблемы. Но как быть тем, кому диагноз уже поставлен или имеются на него серьёзные подозрения? Для начала всё же определим, что это за синдром и как он может возникнуть.
Что такое СДВГ и каковы причины его возникновения
«Наденьте на голое тело шерстяную, колючую одежду, и ваше поведение будет полностью повторять поведение детей с СДВГ», – предлагает врач-исследователь Родион Кузнецов, который более 20 лет занимается составлением математической модели нервной системы и имеет в этой области патенты на изобретения, авторские свидетельства и книги.
Согласно его исследованиям, синдром дефицита внимания и гиперактивности – это следствие неэффективного распространения энергии по нервным волокнам. Ребёнок постоянно испытывает дискомфорт и даже боль. Он пытается найти положение, при котором эти ощущения уменьшаются, и физически не может находиться в покое. Со стороны это выглядит как повышенная физическая активность. Традиционные способы успокоить ребёнка здесь малоэффективны. Ведь уменьшение частоты поступления нервных сигналов в мозг снижает его работоспособность, не позволяет сосредоточиться и полноценно проявить заложенный умственный потенциал.
Более «официальное» определение причин заболевания даёт психолог, детский нейропсихолог Михаил Владимирский. Причины возникновения СДВГ он разделяет на биологические и социальные.
К биологическим относятся неблагоприятная наследственность и нарушения в период вынашивания ребёнка и/или непосредственно после родов. В итоге из-за возникших неврологических расстройств происходит недостаточная активация корковых структур головного мозга и больные СДВГ ищут более сильной стимуляции, которая присутствует в драках, азартных играх, экстремальном спорте.
К социальным причисляется ситуация хаоса в сознании период взросления ребёнка. Неудержимые информационные потоки с экранов телевизоров и гаджетов чреваты для детей потерей контроля над эмоциями и импульсивностью. В итоге при отсутствии грамотного наставника изменения могут нести клинический характер. Пресловутый клиповый стиль мышления молодёжи формируется клиповым стилем подачи медиаобразов. Подобная форма познания мира похожа на СДВГ до степени смешения.
СДВГ – синдром конфликта со школой?
Американский эволюционный нейропсихолог Питер Грей, не отрицая существования СДВГ, тем не менее с большим сомнением относится к количеству его носителей. В существенном завышении реальных цифр он обвиняет самую обыкновенную общеобразовательную школу.
Как свойственно учёным, он не грешит голословными утверждениями, а делает выводы из проведённых исследований. Так, в 16 разных школах с общим количеством учеников, превышающим 3000, учителей попросили заполнить стандартный диагностический опросник о нарушениях поведения детей. По результатам заполнения диагностировали СДВГ у 25% учеников начальной школы и 20% учеников средней школы. Получилось, что каждый четвертый ученик начальной школы и каждый пятый в средней школе психически нездоров. Остаётся надеяться, что это мнение американских педагогов и российские их коллеги относятся к своим подопечным более щадящим образом. Ведь там и обладателей диагноза в процентном отношении значительно больше. Питер Грей же разъясняет ситуацию так:
«Традиционно люди жили сообществами, а сообщества выигрывают от разнообразия. Кто-то более консервативен и сдержан, кто-то осторожен, а другой безрассуден и т. д. Каждый находит подходящую нишу и вносит свой особый вклад в общество.
Современная же школа требует единообразия, все должны делать одно и то же. Большинство приспосабливается. Диагноз ставится детям, которые конфликтуют с системой». И далее: «СДВГ можно назвать синдромом конфликта со школой».
В практическом смысле СДВГ – это неспособность ребёнка адаптироваться к условиям обычной школы. «Проблемный» ребёнок – источник постоянного раздражения учителей: он невнимателен, не выполняет заданий, мешает классу, вертится, болтает. Своё отношение к ученику, который мешает учиться и играть, находят свои способы выразить и одноклассники. И если говорить о школах, не готовых к особому отношению к детям с нестандартными потребностями, то такое образовательное учреждение становится пыткой для ребёнка. Последствия школьных переживаний преследуют человека многие годы.
Нужно заметить, что обучение в обычной школе может иметь и свои плюсы при неосложнённом диагнозе. Это возможность социализации среди сверстников и адаптации к жизни в обществе, адаптации к своим особенностям. Правда, об этом можно говорить только при наличии хороших педагогов, которые представляют себе особые потребности такого ребёнка.
Так как же помочь ребенку с СДВГ?
По российской статистике, СДВГ страдают около 4 % школьников, причём у мальчиков его диагностируют в 5–6 раз чаще, чем у девочек. Его обладателям от сомнений в существовании недуга не становится легче, ведь у них портятся отношения с родителями, сверстниками, да и с успеваемостью всё складывается не так, как хотелось бы.
Подборкой рекомендаций о том, как помочь таким детям, делится детский нейропсихолог Михаил Владимирский.
1. Соблюдайте дома условия неврологического здоровья:
- твёрдый режим дня (отдыха и питания);
- спокойная обстановка, порядок, минимум отвлечений;
- дружественные отношения со взрослыми. За правильное поведение (концентрацию внимания, пусть это всего лишь собирание кубиков) – немедленная похвала;
- спортивные игры с усложняющейся инструкцией;
- отсутствие телесных наказаний.
2. Желательны еженедельные занятия с нейропсихологом в присутствии взрослых, которые могут повторять их в течение недели дома.
3. Рекомендации Американской ассоциации СДВГ (ADDA)
- Постарайтесь удалить причины рассеивания внимания. Сажайте ученика с проблемами внимания поближе к учителю и ученикам с хорошим поведением, подальше от окон и одноклассников, которые могут отвлекать.
- Готовьте к смене занятий. Напоминайте ученику о предстоящих событиях (следующий урок, перемена, взять другой учебник). Перед особыми событиями, например экскурсией, повторите напоминание многократно!
- Разрешайте ученику двигаться или ёрзать. Дайте повод для физической активности: отправьте его за мелом или за водой, попросите очистить доску. Разрешите играть с мелкими объектами на парте, если это не отвлекает других.
- Не занимайте перемену уроками. Пусть дети играют. Игра тренирует фокусирование внимания при СДВГ.
Рекомендации Американской ассоциации родителей детей с СДВГ
- Предлагайте на выбор несколько игровых способов запоминания правописания слов.
- Структурируйте задания и дайте ребёнку план.
- Покажите видео с навыками написания сочинения и оставьте на видном месте ключевые пункты.
- Вовлекайте ребёнка в групповую работу.
- Ученики пишут ответы на доске, отвечают хором или показывают ладонью ответ на вопрос. Ладонь вверх значит «да», вниз – «нет», горизонтальная – «не знаю».
- Используйте наглядно-образное мышление. Пусть дети разыгрывают сценку или собирают модели.
Рекомендации учителям
1) С помощью учеников сформулируйте простые правила в позитивных формулировках. Повесьте их на стене. Пример:
- «Войдя в класс, прочти задание на доске и приступай к работе».
- «Сев на место, можешь тихо поговорить с соседом, пока учитель не начнёт урок».
2) Установите рутинные действия.
Домашнее задание всегда записывают на доске. Дежурные проверяют, что все задания записаны, а тетради собраны на проверку. После уроков одноклассники проверяют, что ученики с СДВГ правильно поняли задания.
3) Повышенное внимание детям с СДВГ.
Такие ученики более забывчивые, отвлекаемые и неорганизованные. Найдите им «шефа» – одноклассника, который напоминал бы им о текущем задании. Помогайте «шефам» в этой работе.
Лечение СДВГ, которое позитивно воздействует на любого ребёнка
Родион Кузнецов обращает внимание читателя на другие методы, а именно на использование физиотерапевтических воздействий. Нужно отметить, что такой подход может порадовать любого ребёнка, а не только обладателей неприятного диагноза.
Наиболее перспективным методом из существующих учёный считает создание новых рефлекторных путей с нервными волокнами высокой проводимости. Говоря проще, все занятия, которые доставляют радость, являются такими рефлексами. Неслучайно и обучение в виде игры обретает всё большую популярность.
«Найдите то, что доставляет вашему ребёнку настоящую радость. Не уход от реальности, а именно радость. И стройте школьное обучение вокруг этого занятия. Не заставляйте непоседу сидеть неподвижно, делая уроки. Пусть он каждые 5 минут попрыгает, пусть во время прыжков изучает счёт до 10. Если в это время он счастлив, то через 3–4 недели домашние занятия для него станут удовольствием. Постепенно уменьшайте время на физические упражнения и добавляйте спокойные занятия. Но не перегибайте палку.
Многие родители готовы усадить ребёнка на весь вечер за стол потому, что задали много уроков. Ни один ребёнок не способен высидеть более 45 минут. Помните, что ваша задача – не выучить всю школьную программу за один год, а создать у ребёнка рефлекс, связывающий учебу и удовольствие. Никто не знает его лучше вас. Пробуйте, экспериментируйте, советуйтесь со специалистами, но помните, что результатом должно быть удовольствие от учёбы».
Дополнительно напомним, что, конечно же, не следует забывать об оздоровительном массаже, плавании и ЛФК. В результате таких занятий происходит дополнительное раздражение рецепторов, увеличивается количество энергии, протекающей по нервным путям. Возможно, применительно к конкретному заболеванию эффективность таких воздействий не абсолютна. Однако они точно положительно влияют на иммунитет и способствуют получению массы позитивных эмоций. А это, как показывает практика, уже весьма эффективный путь к выздоровлению.
Как сделать будущее детям с СДВГ
Кем же вырастают дети с диагнозом СДВГ и стоит ли ставить крест на качественном образовании? Практика показывает, что от 25 до 50% из них теряют симптомы с возрастом. При отсутствии травли и дополнительных стрессов в школе у таких подростков и взрослых отклонений от нормы не наблюдается. В большинстве оставшихся случаев симптомы разной степени просматриваются, однако патологическими не являются. Дети, не умея сосредоточиться на школьных предметах, тем не менее вполне успешно работают с темами, которые им интересны. «Когда сыну что-то очень интересно, он зарывается в информацию как крот, – рассказывает мама ребёнка с диагнозом СДВГ. – Хотя обычно с ним очень тяжело: он импульсивен, оппозиционен, конфликтен, постоянно спорит…».
Худший вариант – когда ребёнка не понимают, считая, что его проблемы лишь плод плохого воспитания и нежелания «взять себя в руки». У таких детей портится здоровье, простуды следуют одна за другой с переходом в сопутствующие более сложные заболевания. Человек замыкается в себе, в нём возникает чувство социальной неадекватности и низкой самооценки. Ни к чему хорошему это, конечно, не приводит.
Как же сделать так, чтобы ребёнка-непоседу не травили в школе, не издевались над ним, а позволяли заниматься тем, что ему интересно и у него оставалось желание работать над собой? Семейное и дистанционное образование для многих становится выходом из непростой ситуации. Домашняя школа InternetUrok позволяет полноценно осваивать школьные предметы в удобном темпе. Видеоурок можно остановить в любой момент, когда у ребёнка появится потребность подвигаться, «прокрутить» назад, если он отвлёкся и пропустил объяснение. По ряду предметов – алгебре, геометрии, физике – разработан специальные эффективные курсы обучения, позволяющие освоить школьную программу за меньшее количество уроков.
Всегда стоит помнить, что, если ребёнок с симптомами СДВГ, поддерживаемый родителями, находит силу и мужество, несмотря на сложности, продолжать заниматься, учиться работать со своими особенностями, брать обстоятельства в руки, то нередко он становится лидером в своем окружении и добивается больших успехов. Проявления синдрома в этом случае резко идут на убыль.
Поэтому, как бы ни было сложно с СДВГ, очень многое остаётся в ваших руках!
Источник