Школьной дезадаптации детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности
Статья на тему «Школьная дезадаптация и синдром дефицита внимания с гиперактивностью. Пути преодоления»
Выделяют три основных уровня нарушения адаптации ребенка к школе: когнитивный (низкая успеваемость, замедленные темпы формирования школьных навыков), эмоциональный (отношение ребенка к обучению в школе) и поведенческий (неправильное поведение ребенка в школе).
На практике одной из распространённых причин школьной дезадаптации является синдром дефицита внимания с гипеактивностью (СДВГ). Дети с этим расстройством отличаются чрезмерной отвлекаемостью, невнимательностью и нарушением поведения в виде избыточной двигательной активности (гиперактивность). Другими факторами, усугубляющими школьную дезадаптацию, нередко бывают частые конфликты в семье, злоупотребление родителями алкоголем, неоправданные наказания ребёнка, либо завышенные требования, предъявляемые к его достижениям. Кроме того, определенное отрицательное влияние может оказывать резкая интенсификация учебного процесса, несоответствие методик и техник обучения индивидуальным возрастным и функциональным особенностям детей с неблагоприятным психоневрологическим фоном. Итогом такого сочетания различных неблагоприятных факторов, влияющих на ребенка с разных сторон и подрывающих его адаптацию, может быть усиление клинических проявлений СДВГ, присоединение к ним элементов невротических расстройств в виде повышенной тревожности, необоснованных страхов, беспричинных головных болей и т.д.
Таким образом, несмотря на достаточный уровень развития и готовности к школе, дети с СДВГ зачастую оказываются, по выражению Майкла Гриндера, выброшенными со «школьного конвейера». Ребенок с СДВГ уже на 7—8-й минуте после начала урока проявляет двигательное беспокойство, теряет внимание. Зачастую, стремясь быть замеченным педагогом и одноклассниками, он добивается внимания взрослого и сверстников единственным известным и доступным ему способом — исполняя роль «классного шута». Специалисты отмечают у гиперактивных детей отставание в учебе вплоть до необходимости оставаться на второй год, выраженные нарушения в поведении, которые могут достигать уровня отказа от обучения в школе.
Такие грубые отклонения являются следствием цепочки последовательно усугубляющихся нарушений, первым звеном которой выступает систематическое снижение продуктивности учебной деятельности. Постоянно низкий уровень школьных успехов приводит к тому, что ребенок становится объектом критики со стороны учителей. В дальнейшем в круг отрицательного отношения к ребенку вовлекаются сверстники, а также в ряде случаев и члены семьи, если они занимают позицию «против», стремясь своим неодобрительным отношением «заставить» ребенка хорошо учиться.
Следующим этапом является формирование у ребенка сниженной самооценки, что способствует нарастанию эмоциональной нестабильности и усилению тревожности при участии в любых видах социальной активности. Нарушение эмоционального фона обуславливает дальнейшее нарастание трудностей концентрации внимания, неспособности сосредоточиться на работе, быструю потерю интереса к учебе. Кроме того, детям с СДВГ чрезвычайно трудно работать в коллективе, где для них существует слишком много отвлекающих факторов, и они постоянно испытывают эмоциональное давление из-за страха оказаться хуже, чем все остальные, помимо этого такие дети часто объективно мешают работать другим ученикам в классе, неоднократно нарушая дисциплину во время урока.
Что делать родителям такого школьника? Прежде всего, они должны понять, что их сыну или дочери сейчас действительно тяжело, и не их вина в том, что им не удается учиться на пятерки или хотя бы четверки. Следует принять позитивную модель отношения не «против», а «за» своего ребенка и всячески его поддерживать. Нельзя сравнивать ребенка с более успешными сверстниками. Родители должны также научиться спокойно, реагировать на любые школьные оценки в дневнике.
Родителям важно установить доверительный контакт с педагогами. Они должны вместе обсудить индивидуальные возможности ученика, причем не только недостатки, но и положительные стороны, например, открытость, умение, что делать своими руками и пр. Результатом такого сотрудничества между семьей и учителями должно стать создание таких условий существования ребенка, которые характеризировались бы единством требований, предъявляемых к ребенку в школе и дома, способствовали развитию сильных сторон личности ребенка, его самореализации и вырабатыванию у него навыков самостоятельности, умения вести себя ответственно.
Родителям детей, особенно испытывающих особые трудности в школе, обязательно обратиться к детскому врачу неврологу, психиатру, который посоветует, что делать в конкретной ситуации и при необходимости назначит лечение.
Источник
Синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) понятие и проявления. Практические рекомендации родителям гиперактивного ребёнка.
Понятие о синдроме гиперактивности и дефиците внимания
Синдром дефицита внимания /гиперактивности/– это дисфункция центральной нервной системы (преимущественно ретикулярной формации головного мозга), проявляющаяся трудностями концентрации и поддержания внимания, нарушениями обучения и памяти, а также сложностями обработки экзогенной и эндогенной информации и стимулов.
Синдром (от греч. syndrome– скопление, стечение). Синдром определяется как сочетанное, комплексное нарушение психических функций, возникающее при поражении определенных зон мозга и закономерно обусловленное выведением из нормальной работы того или иного компонента. Важно отметить, что нарушение закономерным образом объединяет расстройства различных психических функций, внутренне связанных между собой. Также, синдром представляет собой закономерное, типичное сочетание симптомов, в основе возникновения которых лежит нарушение фактора, обусловленное дефицитом в работе определенных мозговых зон в случае локальных поражений мозга или мозговой дисфункцией, вызванной другими причинами, не имеющими локальной очаговой природы.
Гиперактивность – «Гипер…» (от греч. Hyper – над, сверху) – составная часть сложных слов, указывающая на превышение нормы. Слово «активный» пришло в русский язык из латинского «aсtivus» и означает «действенный, деятельный». К внешним проявлениям гиперактивности относится невнимательность, отвлекаемость, импульсивность, повышенная двигательная активность. Часто гиперактивности сопутствуют проблемы во взаимоотношениях с окружающими, трудности в обучении, низкая самооценка. При этом уровень интеллектуального развития у детей не зависит от степени гиперактивности и может превышать показатели возрастной нормы. Первые проявления гиперактивности наблюдаются в возрасте до 7 лет и чаще встречаются у мальчиков, чем у девочек. Гиперактивность, встречающаяся в детском возрасте есть совокупность симптомов, связанных с чрезмерной психической и моторной активностью. Трудно провести четкие границы этого синдрома (т.е. совокупности симптомов), но обычно он диагностируется у детей, отличающихся повышенной импульсивностью и невнимательностью; такие дети быстро отвлекаются, их равно легко и обрадовать, и расстроить. Часто для них характерны агрессивное поведение и негативизм. В силу подобных личностных особенностей гиперактивным детям трудно концентрироваться на выполнении каких-либо задач, например в школьной деятельности. Родители и учителя часто сталкиваются с немалыми трудностями в обращении с такими детьми.
Главное отличие гиперактивности от просто активного темперамента в том, что это не черта характера ребёнка, а следствие нарушений психического развития детей. В группу риска входят дети, родившиеся в результате кесарева сечения, тяжёлых патологических родов, малыши-искусственники, родившиеся с маленьким весом, недоношенные.
Синдром дефицита внимания с гиперактивностью (attention deficit hyperactivity disorder), именуемый также гиперкинетическим расстройством, наблюдается у детей в возрасте от 3 до 15 лет, но наиболее часто проявляет себя в дошкольном и младшем школьном возрасте. Данное расстройство является одной из форм минимальных мозговых дисфункций у детей. Оно характеризуется патологически низкими показателями внимания, памяти, слабостью мыслительных процессов в целом при нормальном уровне интеллекта. Произвольная регуляция развита слабо, работоспособность на занятиях низкая, утомляемость повышена. Также отмечаются отклонения в поведении: двигательная расторможенность, повышенная импульсивность и возбудимость, тревожность, реакции негативизма, агрессивность. При начале систематического обучения возникают трудности в освоении письма, чтения и счета. На фоне учебных трудностей и, нередко, отставании в развитии социальных навыков возникает школьная дезадаптация и различные невротические расстройства.
Проявления СДВГ
Невнимательность
Из перечисленных ниже признаков хотя бы шесть должны сохраняться не менее 6 мес.:
- Неспособность сосредоточиться на деталях;
- Ошибки по невнимательности;
- Неспособность вслушиваться в обращенную речь;
- Неспособность доводить задания до конца;
- Низкие организаторские способности;
- Отрицательное отношение к заданиям, требующим умственного напряжения;
- Потери необходимых предметов при выполнении задания;
- Отвлекаемость на посторонние раздражители;
- 3абывчивость.
Гиперактивность и импульсивность
Из перечисленных ниже признаков хотя бы четыре должны сохраняться не менее 6 мес.:
- Ребенок суетлив, не может сидеть спокойно, бесцельно ерзает, бегает, карабкается и т.п.;
- Вскакивает с места без разрешения;
- «Влезает» в разговор старших, занятия других детей;
- Не может играть в тихие игры, отдыхать;
- Выкрикивает ответ, не дослушав вопрос;
- Не может дождаться своей очереди.
Дополнительные признаки
- нарушения координации (выявляются примерно в половине случаев СДВГ), тонких движений, равновесия, зрительно-пространственной координации;
- эмоциональные нарушения (неуравновешенность, вспыльчивость, нетерпимость к неудачам);
- нарушения отношений с окружающими вследствие «плохого поведения»;
- неравномерно выраженные задержки психического развития при сохранном интеллекте;
- нарушения сна.
Перечисленные особенности поведения должны
- появиться до 8 лет;
- обнаруживаться, по меньшей мере, в двух сферах деятельности (школе и дома);
- не быть обусловлены другими психическими расстройствами;
- вызывать психологический дискомфорт и дезадаптацию;
- не соответствовать возрастной норме.
В психическом развитии детей с СДВГ наблюдаются задержки на 1,5—1,7 года. Кроме того, гиперактивность характеризуется слабым развитием тонкой моторной координации и постоянными, беспорядочными, неловкими движениями, вызванными несформированностью взаимодействия между полушариями головного мозга и высоким уровнем адреналина в крови.
Для гирперактивных детей также характерна постоянная болтовня, указывающая на недостаток развития внутренней речи, которая должна контролировать социальное поведение. Вместе с тем гиперактивные дети часто обладают неординарными способностями в разных областях, сообразительны и проявляют живой интерес к окружающему.
Практические рекомендации родителям гиперактивного ребёнка
В домашней программе коррекции детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности должен преобладать поведенческий аспект:
1. Изменение поведения взрослого и его отношения к ребенку:
– проявляйте достаточно твёрдости и последовательности в воспитании;
– помните, что чрезмерная болтливость, подвижность и недисциплинированность не являются умышленными;
– контролируйте поведение ребенка, не навязывая ему жестких правил;
– не давайте ребенку категорических указаний, избегайте слов «нет» и «нельзя»;
– стройте взаимоотношения с ребенком на взаимопонимании и доверии;
– избегайте, с одной стороны, чрезмерной мягкости, а с другой – завышенных требований к ребенку;
– реагируйте на действия ребенка неожиданным способом (пошутите, повторите действия ребенка, сфотографируйте его, оставьте в комнате одного и т.д.);
– повторяйте свою просьбу одними и теми же словами много раз;
– не настаивайте на том, чтобы ребенок обязательно принес извинения за проступок;
– выслушивайте то, что хочет сказать ребенок;
– для подкрепления устных инструкций используйте зрительную стимуляцию.
2. Изменение психологического микроклимата в семье:
– уделяйте ребенку достаточно внимания;
– проводите досуг всей семьей;
– не допускайте ссор в присутствии ребенка.
3. Организация режима дня и места для занятий:
– установите твердый распорядок дня для ребенка и всех членов семьи;
– чаще показывайте ребенку, как лучше выполнить задание, не отвлекаясь;
– снижайте влияние отвлекающих факторов во время выполнения ребенком задания;
– оградите гиперактивных детей от длительных занятий на компьютере и просмотра телевизионных передач;
– избегайте по возможности больших скоплений людей;
– помните, что переутомление способствует снижению самоконтроля и нарастанию гиперактивности;
– организуйте поддерживающие группы, состоящие из родителей, имеющих детей с аналогичными проблемами.
4. Специальная поведенческая программа:
– придумайте гибкую систему вознаграждений за хорошо выполненное задание и наказаний за плохое поведение. Можно использовать балльную или знаковую систему, завести дневник самоконтроля;
– не прибегайте к физическому наказанию! Если есть необходимость прибегнуть к наказанию, то целесообразно использовать спокойное сидение в определенном месте после совершения поступка;
– чаще хвалите ребенка. Порог чувствительности к отрицательным стимулам очень низок, поэтому гиперактивные дети не воспринимают выговоры и наказания, однако чувствительны к поощрениям;
– составьте список обязанностей ребенка и повесьте его на стену, подпишите соглашение на определенные виды работ;
– воспитывайте в детях навыки управления гневом и агрессией;
– не старайтесь предотвратить последствия забывчивости ребенка;
– постепенно расширяйте обязанности, предварительно обсудив их с ребенком;
– не разрешайте откладывать выполнение задания на другое время;
– не давайте ребенку поручений, не соответствующих его уровню развития, возрасту и способностям;
– помогайте ребенку приступить к выполнению задания, так как это самый трудный этап;
– не давайте одновременно несколько указаний. Задание, которое дается ребенку с нарушенным вниманием, не должно иметь сложную конструкцию и состоять из нескольких звеньев;
– объясните гиперактивному ребенку о его проблемах и научите с ними справляться.
Помните, что вербальные средства убеждения, призывы, беседы редко оказываются результативными, так как гиперактивный ребенок еще не готов к такой форме работы.
Помните, что для ребенка с синдромом дефицита внимания и гиперактивности наиболее действенными будут средства убеждения «через тело»:
– лишение удовольствия, лакомства, привилегий;
– запрет на приятную деятельность, телефонные разговоры;
– прием «выключенного времени» (изоляция, угол, скамья штрафников, домашний арест, досрочное отправление в постель);
– чернильная точка на запястье ребенка («черная метка»), которая может быть обменена на 10-минутное сидение на «скамейке штрафников»;
– холдинг, или простое удержание в «железных объятьях»;
– внеочередное дежурство по кухне и т.д.
Не спешите вмешиваться в действия гиперактивного ребенка директивными указаниями, запретами и выговорами. Ю.С. Шевченко приводит следующие примеры: – если родителей младшего школьника тревожит то, что каждое утро их ребенок неохотно просыпается, медленно одевается и не торопится в детский сад, то не стоит давать ему бесконечные словесные инструкции, торопить и ругать. Можно предоставить ему возможность получить «урок жизни». Опоздав в детский сад по-настоящему, и приобретя опыт объяснений с воспитательницей, ребенок будет более ответственно относиться к утренним сборам;
– если ребенок разбил футбольным мячом стекло соседу, то не стоит торопиться брать на себя ответственность за решение проблемы. Пусть ребенок сам объяснится с соседом и предложит искупить свою вину, например ежедневным мытьем его автомобиля в течение недели. В следующий раз, выбирая место для игры в футбол, ребенок будет знать, что ответственность за принятое им решение несет только он сам;
– если в семье исчезли деньги, не стоит бесполезно требовать признания в воровстве. Следует убирать деньги и не оставлять их в качестве провокации. А семья будет вынуждена лишить себя лакомств, развлечений и обещанных покупок, это обязательно окажет свое воспитательное воздействие;
– если ребенок забросил свою вещь и не может ее найти, то не стоит бросаться ему на помощь. Пусть ищет. В следующий раз он более ответственно будет относиться к своим вещам.
Помните, что вслед за понесенным наказанием необходимо позитивное эмоциональное подкрепление, знаки «принятия». В коррекции поведения ребенка большую роль играет методика «позитивной модели», заключающаяся в постоянном поощрении желательного поведения ребенка и игнорировании нежелательного. Необходимым условием успеха является понимание проблем своего ребенка родителями.
Помните, что невозможно добиться исчезновения гиперактивности, импульсивности и невнимательности за несколько месяцев и даже за несколько лет. Признаки гиперактивности исчезают по мере взросления, а импульсивность и дефицит внимания могут сохраняться и во взрослой жизни.
Помните, что синдром дефицита внимания и гиперактивности – это патология, требующая своевременной диагностики и комплексной коррекции: психологической, медицинской, педагогической. Успешная реабилитация возможна при условии, если она проводится в возрасте 5 – 10 лет.
Источник
1. Патофизиологические основы школьной дезадаптации: Синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ)
2.
• Широкое распространение
проблем, возникающих у
детей в связи с обучением в
школе привлекают к себе
внимание врачей,
психологов, педагогов.
• Различные трудности в
обучении отмечаются
у 15-40% школьников
(Дубровинская Н.В. И соавт., 2000).
3. школьная дезадаптация (ШД)
• нарушения приспособления личности школьника к
условиям обучения в школе, которые являются
частными расстройствами у ребенка к психической
адаптации в связи с какими-либо патологическими
факторами (Вроно М.Ш. 1984).
• невозможность школьного обучения
соответственно природным способностям и
адекватного взаимодействия ребенка с
окружением в условиях, предъявляемых данному
конкретному ребенку той индивидуальной
микросоциальной средой, в которой он существует
(А.А. Северный, Н.М. Иовчук 1995).
4. школьная дезадаптация (ШД)
• Большинство исследователей сходится во
мнении, что ШД — это сложный
многофакторный процесс, имеющий как
медико-биологические так и социальнопсихолого-педагогические основы.
5.
• среди детей, обучающихся в 1-2
классах общеобразовательных
школ, около 30% обнаруживали
признаки академической
неуспеваемости и нарушения
социального
функционирования (Н.Е. Буторина и Г.Г.
Буторин 1999).
• явления ШД испытывается до
40% учащихся начальной
школы (В.Ф. Шалимов (2001) .
6. 3 группы этологических факторов ШД (Корнев А.Н., 1995):
• биологические (резидуально-органическая
патология ЦНС, задержки психического развития и
проч.);
• психологические (аномальные типы семейного
воспитания, несоответствие когнитивных стилей
ученика и учителя, неадекватный стиль поведения
учителя в классе)
• социальные (жесткость социальных стандартов
поведения в школе, чрезмерная перегруженность
школьной программы, частая смена школы,
гипертрофированно оценочная позиция школы по
отношению к ученику).
7. Среди психических заболеваний выделяют несколько причин ШД (И.К. Шац 2003)
• Интеллектуально-мнестические расстройства
(психоорганические и цереброастенические
умственные дефициты)
• Расстройства мышления («астеническая
несостоятельность», аутистическое мышление,
патологическое фантазирование, сверхценные
увлечения и проч.).
• Эмоциональные нарушения (страх, тревога, депрессия).
• Волевые расстройства (нарушение мотивации,
снижение психического напряжения, расстройства
целенаправленного внимания).
• Личностные расстройства (патохарактерологические
реакции, психопатизаци).
8. Ранние признаки ШД (М.Н. Иовчук 1995):
• появление неудовлетворительных
оценок у прежде хорошо
успевающих детей,
• удлинение времени,
затрачиваемого на подготовку
домашних заданий,
• утрата интереса к учёбе,
• страх перед ситуациями,
контролирующими уровень
знаний (экзаменами, зачётами),
• отказ отвечать у доски,
• прогулы,
• отгороженность.
9. Периоды обучения, в которые наиболее часто развивается ШД (О. П. Шмакова 2004):
• начало обучения в школе
(1й класс);
• переход из младшей
школы в среднюю (5й
класс);
• окончание средней школы
(7-9й класс).
10. Нозологические единицы, которые вносят вклад в формирование ШД у учащихся младших классов (Н.Н. Заваденко и соавт. 1999):
• — ММД — 52,2%; из них 24% — СДВГ.
• — Неврозы и невротические реакции — 26,6%
• — Психические заболевания (умственная
отсталость, аффективные расстройства,
шизофрения) — 11,7%;
• — Неврологические заболевания (последствия
ЗЧМТ, последствия перенесенной
нейроинфекции, хронические головные боли,
нейросенсорная тугоухость, эпилепсия, ДЦП,
наследственные заболевания).
11. 4 основных компонента ШД (Л.С. Чутко 2012):
• когнитивный:
неуспеваемость,
недостаточное
количество знаний,
навыков;
• личностный:
эмоциональнооценочный — отношение
к обучению;
• поведенческий:
нарушения поведения в
школе.
• психоневрологический:
СДВГ, тики, головные
боли, астенические
расстройства.
12. Клинические формы ШД:
• Синдром дефицита
внимания с
гиперактивностью (СДВГ).
• СДВГ может являться как
причиной ШД, так и одним
из ее проявлений.
• Распространенность СДВГ у
детей всех возрастных групп
составляет 4-16% (Faraone S.V. и
соавт. 2003, Brawn и соавт. 2004, Keen D.
Hadijikoumi I. 2011).
• СДВГ в 3-4 раза чаще
встречается у мальчиков
(August G.J. 1998, Barkley R.A. 1998).
13. В этиопатогенезе СДВГ играют роль:
• генетические механизмы,
• органическое повреждение головного
мозга
• психосоциальные факторы.
14. Этиопатогенез СДВГ
• У монозиготных близнецов СДВГ
встречается в 81% случаев, у дизиготных —
29% (J.W. Gilger 1992).
• Риск развития СДВГ у детей, у которых хотя
бы один из родителей страдал данной
патологией, составляет 57% (J. Beederman 1995).
15. Большую роль в развитии СДВГ играют:
• неблагоприятные факторы в течение
беременности и родов, хроническая
внутриутробная гипоксия плода, гипоксическиишемическая энцефалопатия новорожденных
(Nelson K.V., Leviton A. 1991; Hill A., Volpe J.J. 1992).
• специфические нейрофизиологические изменения
в лобной и сенсомоторной коре, а так же в
базальных ганглиях.
• Отмечается уменьшение общего объема головного
мозга на 3-6% у детей с СДВГ по сравнению со
здоровыми детьми соответствующего возраста
(Castellanos F.X. 2004).
• Важнейшим звеном патогенеза формирования
СДВГ являются нарушения нейромедиаторных
систем (нейромедиаторные дисфункции): ГАМК,
дофамин, норадреналин.
16. Наследственные факторы и перинатальная патология приводят к
• формированию функциональной незрелости
головного мозга.
• В дальнейшем, дисфункция лобных отделов
коры больших полушарий приводит к
нарушению формирования процессов
перцепции, в частности, к нарушению
процессов избирательного внимания,
необходимых для формирования и
совершенствования механизмов восприятия и
переработки поступающей информации (Voeller
K.K., 1991; Barkley R.A., 1998).
17. Клинически это проявляется в:
• ослаблении функций
произвольного
внимания и контроля,
• гиперактивности,
• низком уровне реакций
сосредоточения,
• быстрой истощаемости
нервных процессов,
• трудностях контроля
произвольной
деятельности.
18. Воздействие неблагоприятных психологических и социальных факторов
• не является прямой причиной СДВГ, однако
они могут закрепить клинические проявления
и усилить дезадаптацию пациентов.
• СДВГ чаще встречается у детей
необеспеченных и малообразованных
родителей.
• Социально-психологические факторы
модифицируют проявления ранних
повреждений головного мозга и реализуют
проявления генетических механизмов.
19. Клиническая картина СДВГ
Клинические проявления СДВГ определяются
тремя основными симптомокомплексами:
• невнимательность
• гиперактивность
• импульсивность
20. Диагностика СДВГ
• на основе
диагностических
критериев DSMIV (Diagnostic and
Statistical Manual of
mental disorders —
Руководство по
диагностике и
статистике психических
расстройств) 1994.
21. диагностические критерии DSM-IV:
диагностические критерии DSM-IV:
Особенности поведения:
• появляются до 8 лет;
• обнаруживаются как минимум в двух сферах
деятельности (в школе, дома, в труде, в играх);
• не обусловлены психотическими,
тревожными, аффективными,
диссоциированными расстройствами или
психопатиями;
• вызывают значительный психологический
дискомфорт и дезадаптацию.
22. диагностические критерии DSM-IV:
диагностические критерии DSM-IV:
Невнимательность (из перечисленных ниже признаков
минимум 6 должны сохраняться не менее 6 месяцев):
• неспособность выполнить задание без ошибок,
вызванных невозможностью сосредоточения на
деталях;
• неспособность вслушиваться в обращенную речь;
• неспособность доводить выполняемую работу до
конца;
• неспособность организовать свою деятельность;
• избегание работы, требуемой усидчивости;
• потеря предметов, необходимых для выполнения
задания (письменные принадлежности, книги и проч.);
• забывчивость в повседневных ситуациях;
• отвлекаемость на посторонние стимулы.
23. диагностические критерии DSM-IV:
Гиперактивность и импульсивность (из перечисленных ниже
признаков минимум 4 должны сохраняться не менее 6 месяцев):
А. Гиперактивность.
• Ребенок:
• суетлив, не может сидеть спокойно;
• вскакивает с места без разрешения;
• бесцельно бегает, ерзает, карабкается в неадекватных для этого
ситуациях;
• не может играть в тихие игры, отдыхать.
В. Импульсивность.
• Ребенок:
• выкрикивает ответ, не дослушав вопрос;
• не может дождаться своей очереди.
24.
• возрастной критерий
заболевания — это
появление симптомов СДВГ у
детей до 8 лет.
• Появление похожей
симптоматики у детей более
старшего возраста —
признак другого
заболевания.
• нижней границей для
выявления СДВГ является
возраст 3-4 года (Barkley R.A. 1995).
25. СДВГ
• В дошкольном возрасте
основным проявлением
заболевания является
гиперактивность.
• Появление основных жалоб
при СДВГ относится к
младшему школьному
возрасту.
26. СДВГ
СДВГ
Учителя, воспитатели и родители
отмечают, что дети становятся
чрезвычайно подвижными,
беспокойными, не могут усидеть на
месте во время занятий/уроков и
выполнении домашней работы.
• Эти проявления обуславливают низкую
успеваемость детей с СДВГ, несмотря на
высокий интеллект.
• Реализуется неспособность ЦНС
гиперактивного ребёнка справляться с
новыми требованиями, предъявляемых
ему в условиях увеличения физической и
психической нагрузки.
• В этом возрасте проявляется проблема с
сохранением внимания или
способностью продолжать выполнение
задания, пока оно не будет выполнено.
27. Кризис школьной адаптации
у ребёнка:
• утрачивается
непосредственность,
• возникает дифференциация
внутренней и внешней жизни.
Этот кризис в значительной мере
обусловлен привнесением в
жизнь ребёнка:
• интеллектуального начала,
• смыслового восприятия,
• формирования самооценки,
самолюбия.
• Позитивным моментом можно
отметить возрастание
самостоятельности ребёнка
(Пальчик А.Б. 2002).
28. СДВГ
• навыки чтения и письма у детей с СДВГ
развиты ниже, чем у сверстников.
• Дети находятся в состоянии «постоянной
неуспешности».
29. «Сильные» стороны детей с СДВГ
• Особая одаренность
• Нестандартность мышления
• Творческие способности
• Повышенное чувство
справедливости
30. В 50-80% случаев клинического проявления СДВГ переходят в подростковый возраст (Barkley R.A. 1998).
• на первое место выходит импульсивность, иногда
сочетающаяся с агрессивностью (Zuddas A. 2000).
Эмоциональное развитие детей с СДВГ как правило,
запаздывает, что проявляется:
• неуравновешенностью,
• вспыльчивостью,
• заниженной самооценкой.
Нарастают семейные и школьные трудности.
• Подростки, страдающие СДВГ, входят в группу риска по
развитию аддиктивных расстройств (от лат. Аddiсtio –
зависимость, зависимое поведение или от англ. Аddiсtion –
склонность, пагубная привычка) : алкоголизма и наркомании
(Gerra G. 1998; Modigh K. 1998).
31. В 30-70% случаев симптомы СДВГ переходят и во взрослый возраст (Уэндер П., Шнейдер Р. 1998).
• взрослые с СДВГ чаще:
– меняют место работы,
– разводятся,
– злоупотребляют алкоголем и наркотиками,
– совершают правонарушения, попадают в
аварии.
32. Классификация СДВГ (Чутко Л.С.):
ТИПЫ СДВГ:
• С преобладанием
невнимательности
• С преобладанием гиперактивности
и импульсивности
• Комбинированный тип
ФОРМЫ СДВГ:
• Простая
• Осложненная
ВАРИАНТЫ СДВГ:
• Идеопатический вариант
• Резидуально-органический
вариант
• Неврозоподобный вариант
СТЕПЕНЬ ТЯЖЕСТИ СДВГ:
• Легкая
• Умеренная
• Выраженная.
33. Классификация СДВГ (Чутко Л.С.):
Простая форма: симптомы асинхронии
развития:
• невнимательность,
• гиперактивность,
• дислексия,
• дисграфия,
• первичная форма энуреза.
34. Классификация СДВГ (Чутко Л.С.):
Осложненная форма: симптомы асинхронии
развития + «вторичные» симптомы:
• тики,
• головные боли,
• вторичная форма энуреза,
• энкопрез,
• заикание,
• расстройство социального поведения,
• фобические расстройства,
• парасомнии.
35. Классификация СДВГ (Чутко Л.С.):
Идеопатический вариант:
• Умеренно выраженные проявления
гиперактивности и невнимательности.
Вероятнее всего, он генетически
детерминирован. 29% детей с СДВГ.
36. Классификация СДВГ (Чутко Л.С.):
Резидуально-органический вариант:
• Выраженные проявления невнимательности,
гиперактивности, импульсивности, вплоть до
расторможенности.
• В анамнезе: отставание в психомоторном развитии,
задержка речевого развития, снижение памяти, слабо
выраженный интеллектуальный интерес, малый
словарный запас, запаздывание формирования
эмоционально-волевых процессов (инфантилизм).
• Причина чаще всего в патологии перинатального
развития.
• 48% детей с СДВГ.
37. Классификация СДВГ (Чутко Л.С.):
Неврозоподобный вариант:
• Умеренно выраженные проявления
невнимательности, гиперактивности,
импульсивности с сопутствующими
невротическими тиками, заиканием,
тревожными расстройствами.
• Этиопатогенез: сочетание наследственных и
перинатальных патологий с
психотравмирующими обстоятельствами.
• Проявления СДВГ наиболее выражены. 23%
детей с СДВГ.
38. Дифференциальный диагноз СДВГ проводят между:
• посттравматической энцефалопатией;
• неврозами;
• цереброастенией при соматических
заболеваниях;
• последствими нейроинфекций;
• др.
Источник