Школа для детей с синдромом аутизма
Расстройства аутистического спектра (РАС) встречаются у 1–2% населения. В России, по данным Министерства здравоохранения, РАС есть у 31 685 детей. Это число примерно в десять раз ниже прогнозируемого. По словам детского психиатра Елисея Осина, постановка диагноза осложняется низкой осведомленностью специалистов и их недоступностью. Увы, недостаточный уровень знаний имеют не только врачи, но и педагоги. Семьи, в которых есть ребенок с аутизмом, часто сталкиваются с тем, что в системе образования их никто не ждет. Многие дети с РАС лишены возможности учиться даже в коррекционных школах и находятся на — в изоляции от сверстников. При этом, согласно российскому законодательству, каждый ребенок с «ограниченными возможностями здоровья», в том числе и ребенок с РАС, имеет право на обучение в любом образовательном учреждении, которое выберут его родители. Вместе с экспертами фонда «Выход» объясняем, почему детям с РАС важно учиться в обычной школе и как этого добиться.
2
Но как дети с аутизмом будут учиться в обычных школах? Им же нужны специальные условия, разве нет?
Да, детям с РАС нужны специальные образовательные условия, но набор этих условий варьируется в зависимости от индивидуальных особенностей ребенка. Например, одним детям нужно совсем немного поддержки. У них может не быть официального диагноза, но при этом все равно возникают трудности в обучении. Если бы учителя были лучше осведомлены, они могли бы эффективнее их обучать. Другим же детям с аутизмом необходима более серьезная поддержка, особенно если, помимо РАС, у них, например, есть нарушения интеллектуального развития, обсессивно-компульсивное расстройство или синдром дефицита внимания и гиперактивности. Им нужны специальные педагоги, владеющие эффективными методиками, адаптированные программы, оборудование для сенсорной разгрузки и многое другое.
3
Специальные педагоги — это какие?
Педагоги, которые владеют методами работы с детьми с разными нарушениями развития. Это тьюторы, логопеды, психологи, учителя. Раньше некоторые из этих специалистов назывались «дефектологами», но сегодня эта формулировка считается устаревшей и стигматизирующей. Вместо нее используют термин «специальный педагог».
4
Хорошо, а разве не лучше детям с аутизмом учиться дома или в специальной коррекционной школе?
Нет, это не так. По словам Анны Портновой, д. м. н., главного внештатного детского специалиста психиатра Департамента здравоохранения города Москвы, надомное обучение приносит вред детям с РАС. «На постоянной основе оно не нужно вообще никаким детям, а детям с РАС особенно. Основные дефициты при аутизме связаны с нарушением коммуникации. В режиме надомного обучения развивать навыки социального взаимодействия практически невозможно», — считает Анна Портнова. Что касается коррекционных школ, то да, они есть во многих странах, но их роль все чаще сводится к тому, чтобы интенсивно помогать ребенку — с использованием научно доказанных методов — и возвращать его в общеобразовательную школу, в среду сверстников, развивающихся типично.
В любом случае, где лучше учиться ребенку с аутизмом, согласно законодательству РФ, определяют его родители или законные представители. Если они посчитают нужным учить своего ребенка в коррекционной школе, они имеют право это сделать. Но также у них есть право обучать своего ребенка в общеобразовательной школе. Сегодня инклюзивное обучение — это мировой тренд. И в России запрос среди родителей тоже растет. Все-таки после школы ребенку с аутизмом предстоит жить в том же обществе, что и выпускникам обычных школ. Чем раньше они познакомятся, тем выше шансы, что между ними возникнет понимание и они научатся общаться друг с другом.
5
Любую школу можно адаптировать для детей с аутизмом?
Да, специальные образовательные условия можно создать в любой школе. Учителя должны знать, какие потребности могут возникать у детей с аутизмом и как с ними работать. Для этого педагоги могут пройти курсы по работе с детьми с РАС — это даст им возможность обучать детей с незначительными трудностями, например учеников, у которых есть проблемы с удержанием внимания или стереотипии, не мешающие учебному процессу. А чтобы школа могла принять любых детей с РАС, в том числе с проблемным поведением или тех, которые не говорят, наиболее эффективной моделью считается «Ресурсный класс». Эта модель рекомендована Министерством просвещения, но департаменты образования не спешат внедрять ее инициативно. По словам Екатерины Заломовой, пресс-офицера Ассоциации «Аутизм-Регионы», практически везде, кроме Воронежской области, ресурсные классы создаются усилиями родителей детей с аутизмом. «Основные трудности, с которыми сталкиваются родители, — это нежелание исполнительных органов власти в регионах тратить деньги и прикладывать усилия, — говорит Екатерина Заломова. — Нет специалистов, нет денег на обучение и оборудование, нет помещений, родители одноклассников против — вот распространенные возражения чиновников на запросы родителей».
6
А как проходит обучение в ресурсном классе? Приведите пример!
Начнем с того, что ребенку с РАС выделяют и зачисляют в обычный общеобразовательный класс. На первых порах ученик, как правило, обучается в индивидуальном формате, работает один на один с тьютором на территории ресурсного класса. Потом его начинают подключать к занятиям в малой группе, которые проводит учитель ресурсного класса. Затем вместе с тьютором ученик начинает посещать уроки общеобразовательного класса.
Вот что собой представляет ресурсный класс:
- зона индивидуальных занятий. Она оборудована партами со специальными перегородками, чтобы ученика как можно меньше отвлекали посторонние факторы;
- зона групповых занятий. Она имитирует условия общеобразовательного класса: здесь — под руководством учителя — ученики тренируют навыки работы в группе, учатся отвечать у доски, поднимать руку, различать групповые и индивидуальные инструкции;
- зона сенсорной разгрузки. Здесь каждый ребенок с аутизмом может восполнить свои индивидуальные сенсорные дефициты: например, кто-то спрячется в палатку, кто-то будет прыгать на батуте или качаться в гамаке.
Со временем одни ученики смогут ходить на занятия в общеобразовательном классе самостоятельно, без сопровождения. Другие же будут часть времени проводить в общем классе, а часть — в ресурсном, на индивидуальных и групповых занятиях. Объем инклюзивных и индивидуальных занятий, а также уровень поддержки тьютора зависит от возможностей каждого ученика. Кто-то может долго заниматься в большом коллективе, кому-то нужно некоторое время находиться в небольшой группе или наедине с тьютором. Ресурсный класс позволяет сделать учебную нагрузку для ученика с аутизмом индивидуальной.
7
Где взять тьютора? Его школа предоставляет, или родители должны искать сами?
Школа. Основание для того, чтобы создать ставку и нанять тьютора, — заключение ПМПК (психолого-медико-педагогической комиссии) или заключение школьного консилиума о том, что ребенок нуждается в индивидуальном сопровождении. Заработную плату ему должна платить школа. По словам Сергея Витрянюка, лидера дивизиона «Инклюзия» Ассоциации «Аутизм-Регионы», на этапе пилотного проекта «Ресурсный класс» фонд «Выход» платил зарплату тьюторам нескольких московских школ. «Сегодня эта практика уже часть истории, школы начали принимать тьюторов в штат, — отмечает Витрянюк. — Однако до сих пор практически во всех регионах родители вынуждены искать деньги на то, чтобы им доплачивать. Это связано с тем, что на школьную зарплату тьютор в Новосибирской, Костромской и других областях просто не выживет. Доплаты тьюторам из карманов родителей — это нарушение права ребенка на получение доступного образования, потому что дети, чьи близкие не имеют возможности платить, оказываются без поддержки».
8
А как влияют на своих одноклассников дети с РАС?
Даже если дети станут повторять какие-то действия своих одноклассников с РАС, такое поведение будет носить эпизодический характер. Все-таки у них уже сформированы свои реакции на разные ситуации. Другой вопрос, что поначалу школьники могут не понимать, почему однокласснику с РАС разрешают действовать по-другому и почему он получает особое внимание учителей. Именно поэтому необходимо готовить не только детей с аутизмом к обучению в общеобразовательной школе, но и их сверстников. Важно не допустить и предотвратить эпизоды буллинга. «Здесь решающее значение имеют принципы школы, — говорит Юля Азарова, главный редактор медиаресурсов фонда „Выход“. — Если школа настроена на толерантное и принимающее отношение ко всем ученикам, в ней и дети с РАС могут учиться без особых проблем. Сегодня вопросами профилактики школьной травли занимаются многие российские НКО, и их работа помогает в том числе и детям с аутизмом».
9
И какая тут может быть подготовка?
Когда речь идет о маленьких детях, никакой особенной подготовки не требуется. Ученики начальной школы легко принимают одноклассников с особенностями развития, если взрослые — учителя и родители — не делают проблемы из того, что в классе учатся разные дети. Иногда родители детей с РАС делают презентации и показывают их на родительских собраниях в классах. «Когда родители откровенны друг с другом, а учителя готовы работать со всеми детьми — все это очень помогает инклюзии, — говорит Юля Азарова, главный редактор медиаресурсов фонда „Выход“. — Если ученик с РАС приходит в старший класс, адаптировать его к классу, а класс к нему значительно сложнее. Но всегда ведущей остается роль взрослых: если педагоги и родители готовы решать эту задачу, она, как правило, решается успешно».
Если инклюзивное образование в школе организовано грамотно, оно окажет позитивное влияние на всех. Инклюзия помогает типично развивающимся ученикам улучшать социальные навыки, учит уважению к тем, кто не похож на них, снижает уровень школьных конфликтов.
11
Как появились эти карточки?
К нам обратился фонд «Выход», который занимается системной помощью людям с расстройствами аутистического спектра. Со своим партнером, Ассоциацией «Аутизм-Регионы», фонд поддерживает проект «Ресурсный класс.Регионы» — благодаря ему почти 400 детей с РАС могут учиться в обычных школах, получать поддержку тьюторов и профессиональной команды педагогов, а также общаться со сверстниками. Если вы хотите помочь детям с аутизмом, подпишитесь на autism.help и посмотрите этот ролик — его подготовила Mastercard.
Источник
Как только ребенок с аутизмом достигает школьного возраста, родители озадачиваются вопросом, какую лучше выбрать для него образовательную программу и среду. На сегодняшний день мы имеем несколько вариантов: государственная школа, частная школа, семейное обучение и домашнее обучение. Давайте сначала рассмотрим обычное посещение массовой школы.
Родители аутичного ребенка выбирают стандартную государственную школу по целому ряду причин. В частности, что ребенок с РАС имеет возможность взаимодействовать с другими типично развивающимися детьми. Однако не редко возникают споры и конфликты между родителями, из-за того, что обычному педагогу приходится уделять больше внимания и времени ученику с аутизмом, чем остальным его подопечным. Чаще всего классы большие и переполнены, поэтому учителю не хватает дополнительного времени. Также, простой педагог не обладает специальной подготовкой в области коррекционной педагогики, а личное время его помощника ограничено, если вообще предусмотрено. Традиционная программа обучения в массовых школах больше всего включает в себя аудиальной информации, строгого соблюдения порядка и тишины, и малого количества перерывов. План урока не изменяется из-за индивидуальных потребностей ученика с РАС.
Обычные школы чаще всего испытывают острую нехватку ресурсов для полноценного образовательного маршрута ребенка с аутизмом. В школе могут отсутствовать профессиональные подготовленные кадры, помощники или специальное оборудование, например, портативный компьютер или ноутбук для каждого ученика с аутизмом. В большинстве случаев у детей с РАС плохо развита тонкая моторика, поэтому им проще печатать, чем писать от руки.
Другой вариант инклюзии – это отдельный коррекционный класс или ресурсный класс, работающий в массовой школе. Но чаще всего такие классы представляют собой подобие «сборной солянки» из разных диагнозов. Сложность в том, что каждый из них имеет свои особенности и подходы к обучению. Например, в такую группу могут определить ребенка с аутизмом, с глухотой, с полной потерей зрения. Отдельно классов для детей с РАС не так уж и много, можно сказать единицы.
Массовые школы достаточно шумные заведения. Громкие звуки могут сильно раздражать детей с аутизмом, например, школьные звонки на перемену и урок, постоянный гул от общения учеников и т.п. Даже обычное люминесцентное освещение в классах приводит к визуальной дезинтеграции школьников с РАС, так как они способны видеть мерцание в 60 гц. Человеку, не страдающему от аутизма, сложно представить, что такие повседневные и привычные вещи могут приносить дискомфорт аутичным детям.
И наконец, существует главная проблема – социализация, именно та, ради которой родители предпочитают обычные массовые школы. Однако, суровая правда жизни такова, что дети по своей природе могут быть жестокими. Ребенок с аутизмом может страдать от постоянной травли, запугивания, издевок и даже от жестокого обращения и физического насилия со стороны здоровых сверстников, потому что поведение детей с РАС может казаться им слишком странным, пугающим или вычурным, что включает в себя постоянную аутостимуляцию и проблемы с поведением, выражением эмоций, нарушением коммуникации. Аутичным школьникам затруднительно устанавливать зрительный контакт, дружеские отношения и включаться в совместные игры. Поэтому чаще всего они довольствуются тем, что их оставляют в одиночестве и покое. Все эти факторы усложняют процесс коррекции аутистического расстройства, и еще больше изолирует ребенка от социума.
Домашнее обучение ребенка с аутизмом является законным вариантом в нашей стране. Достаточно пройти Центральную психолого-медико-педагогическую комиссию (ЦПМПК), где и пропишут образовательный маршрут и программу обучения.
Почему именно обучение на дому?
Помимо проблем в системе образования, существуют еще и личностные потребности ребенка с РАС. Никто не знает вашего ребенка лучше, чем вы сами. Любовь и понимание, которые могут дать в полной мере только родители, позволяют успешно обучать своих аутичных детей дома.
В домашних условиях возможно реализовать школьную программу по всем индивидуальным потребностям ребенка с аутизмом, которые, в большинстве случаев, мыслят именно визуально. Темпл Грандин, доктор философии, имеет диагноз аутизм и является ассистентом профессора в университете штата Колорадо, говорит, что она мыслит образами, а не словами. Все ее мысли подобны видеокассете, постоянно прокручиваются в ее голове. Понимание существительных было проще для нее, чем глаголов и наречий, для осознания которых ей необходима была физическая демонстрация. Например, для изучения слова «вверх», Темпл показывали самолетик, который поднимали вверх и т.п.
Программа надомного обучения может содержать: повторяющиеся инструкции и упрощенные задания, предоставляемые визуально или письменно; обучение один на один с учителем; конкретные ожидания от ученика и быструю обратную связь; частые перерывы и полностью индивидуальный подход. Только домашняя обстановка может обеспечить спокойную и уютную атмосферу для ученика с аутизмом, лишенную разного характера отвлекающих стимулов.
Домашнее обучение дает безграничную возможность обучать своего ребенка с РАС, уделяя внимание его уникальным сильным сторонам развития, интересам и способностям, при этом компенсируя его слабые стороны. Большое количество детей с аутизмом очень любят компьютеры, гаджеты и музыку. Эти направления могут быть включены в программу обучения. Другие аутичные дети предпочитают в большей степени петь фразы, нежели говорить привычной речью, поэтому им стоит преподносить информацию лучше всего в виде песен. Также дети с РАС с повышенной чувствительностью к обычной речи лучше реагируют, если говорить с ними шепотом или вполголоса. Еще одна особенность аутичных детей, это узкий круг интересов и стереотипность. Например, если ученик «помешан» на теме самолетов или динозавров, это можно с успехом внедрять при обучении математики и чтению.
Так, а что же на счет вопроса социализации? Разве надомное обучение не изолирует ребенка от общества? Эта проблема может легко решится за счет других инклюзивных мероприятий, которые часто устраивают образовательные организации. Родители могут использовать талант ребенка и свести к минимуму все неприятные нюансы.
Если вы все же захотели обучать своего ребенка с РАС дома, с чего же начать? Начните с изучения информации. Опросите других родителей, чьи дети с особыми потребностями обучаются на дому, загляните на тематические форумы и почитайте всевозможную литературу. Подготовьте материалы для обучения, согласно возможностям вашего ребенка. Составьте индивидуальную программу совместно со специалистами. Заведите личный журнал наблюдений, где вы будете отмечать достижения и недочеты вашего ученика. Посещайте семинары и вебинары по теме аутизма, обучения детей с РАС и т.п. Обязательно найдите коррекционных педагогов по развитию речи, поведенческих аналитиков, психолога и т.д.
Однако стоит принять во внимание – домашнее обучение достаточно сложный процесс, требующий серьезной самоотдачи от родителей и большого терпения. Поэтому, если вы чувствуете, что не справитесь с этой задачей: не позволяет здоровье, есть другие дети, которые требуют не меньшего внимания, жилищные условия не допускают организовать специальную обучающую среду дома и т.п., то рассмотрите альтернативные варианты обучения.
Надобное обучение является не таким уж плохим и страшным вариантом для получения знаний детьми с РАС. В нынешнее время школы оказывают большую поддержку таким семьям, например, использование современных дистанционных средств для удаленного онлайн обучения. Какой бы Вы не сделали выбор, он должен быть только в интересах вашего чада и тогда вы получите счастливого и любящего ребенка.
Подписывайтесь на канал, впереди много интересного!
Источник
 êàêèõ èíêëþçèâíûõ øêîëàõ Ìîñêâû èñïîëüçóþòñÿ íàèáîëåå ýôôåêòèâíûå òåõíîëîãèè îáó÷åíèÿ äåòåé ñ àóòèçìîì? Êàêèå åñòü «íîó-õàó» ó ýòèõ îáðàçîâàòåëüíûõ ó÷ðåæäåíèé?
«Ñ íàøåãî ïðîåêòà âñå íà÷èíàëîñü». Øêîëà ¹ 1465
«Èíêëþçèâíîå îáó÷åíèå äåòåé ñ ãëóáîêîé ôîðìîé àóòèçìà â Ìîñêâå íà÷àëîñü ñî øêîëû ¹ 1465, ðàññêàçàëà èíòåðíåò-ïîðòàëó «Ìèëîñåðäèå.ru» Åêàòåðèíà Ìåíü, äèðåêòîð Öåíòðà ïðîáëåì àóòèçìà. Ìû èçó÷èëè íàðàáîòêè çàðóáåæíûõ ñïåöèàëèñòîâ, âûáðàëè ïîäõîäÿùèå äëÿ Ðîññèè ìîäåëè îáó÷åíèÿ, îçíàêîìèëè ñ íèìè ó÷èòåëåé è ðîäèòåëåé.
Íàø ïðîåêò áûë ìîäåëüíûé, îáðàçöîâûé, ñ íåãî âñå íà÷èíàëîñü. Êîãäà äðóãèå ðîäèòåëè óâèäåëè, êàê ðàáîòàþò ýòè òåõíîëîãèè, îíè ñòàëè ïûòàòüñÿ âûñòðîèòü íà èõ îñíîâå îáó÷åíèå è ãäå-òî â äðóãèõ ìåñòàõ. Ìû, â ñâîþ î÷åðåäü, ðàçðàáîòàëè êóðñ ïîâûøåíèÿ êâàëèôèêàöèè «Âêëþ÷è ìåíÿ», êîòîðûé âîñòðåáîâàí ñðåäè ó÷èòåëåé â ðàçíûõ ãîðîäàõ Ðîññèè».
«Èíêëþçèâíûé ïðîåêò ñòàë ðåàëèçîâûâàòüñÿ â íàøåé øêîëå â 2013-2014 ó÷åáíîì ãîäó, ðàññêàçàë «Ìèëîñåðäèþ.ru» Àðòóð Ëóöèøèí, äèðåêòîð ÃÁÎÓ «Øêîëà ¹ 1465». Äåòè, êîòîðûå ïðèøëè ê íàì â ïåðâûé êëàññ ñ äîâîëüíî áîëüøèìè ïðîáëåìàìè â ïëàíå îáùåíèÿ è â ïëàíå ïîâåäåíèÿ, ñåãîäíÿ óñïåøíî ñîöèàëèçèðîâàëèñü. ×àñòü èç íèõ ìîãóò ïîñåùàòü óðîêè áåç òüþòîðà, áîëüøèíñòâî ïîñåùàåò ïî÷òè âñå óðîêè, î ÷åì â íà÷àëå íàøåé ðàáîòû ìû ìîãëè òîëüêî ìå÷òàòü.
«Äàæå íåêîòîðûå íåðå÷åâûå äåòè çà âðåìÿ îáó÷åíèÿ çàãîâîðèëè. Îáùåå êîëè÷åñòâî äåòåé, êîòîðûå îáó÷àþòñÿ ó íàñ èíêëþçèâíî ïîðÿäêà ñîðîêà».
 îñíîâå òåõíîëîãèè ðåñóðñíûé êëàññ èëè ðåñóðñíàÿ çîíà. Ýòî ñïåöèàëüíî îáîðóäîâàííîå ïîìåùåíèå, ãäå ñïåöèàëèñòû ãîòîâÿò äåòåé ñ îñîáåííîñòÿìè ðàçâèòèÿ ê âêëþ÷åíèþ â îáùåîáðàçîâàòåëüíûé ïðîöåññ. Îáû÷íûå óðîêè ýòè ó÷åíèêè ïîñåùàþò â ñîïðîâîæäåíèè èíäèâèäóàëüíîãî òüþòîðà.
Íåîòúåìëåìàÿ ÷àñòü òåõíîëîãèè ìåòîäû ñòðóêòóðèðîâàííîãî îáó÷åíèÿ è ïðèêëàäíîé ïîâåäåí÷åñêèé àíàëèç (Applied Behaviour Analysis, ABA).
«Ýòî óíèâåðñàëüíàÿ òåõíîëîãèÿ. Îíà ïîäõîäèò äåòÿì ñ ëþáûìè íàðóøåíèÿìè ïîâåäåíèÿ, èíòåëëåêòà, ìîáèëüíîñòè», îòìåòèëà Åêàòåðèíà Ìåíü.
«Ðåñóðñíûé êëàññ ýòî òðàíçèò»
 ðåñóðñíîì êëàññå çàêëàäûâàþòñÿ îñíîâû íàâûêîâ àêàäåìè÷åñêèõ, êîììóíèêàòèâíûõ, ñîöèàëüíûõ. Íà îáû÷íûå óðîêè ðåáåíêà ïðèâîäÿò îòòóäà ñíà÷àëà ìèíóò íà 10-15, ïîñòåïåííî óâåëè÷èâàÿ ýòîò èíòåðâàë. Ïåðâîêëàññíèêè ñ ÐÀÑ (ðàññòðîéñòâî àóòèñòè÷åñêîãî ñïåêòðà) ïðàêòè÷åñêè 90% âðåìåíè ïðîâîäÿò â ðåñóðñíîé çîíå è îáúåäèíÿþòñÿ ñ îñòàëüíûìè ðåáÿòàìè òîëüêî íà êàêèõ-òî ìåðîïðèÿòèÿõ.
«Ïðèõîäÿ â êëàññ ñ òüþòîðîì, àäàïòèðóÿñü ê òðåáîâàíèÿì îáû÷íîãî ó÷èòåëÿ, îíè ïîñòåïåííî âñå áîëüøå âðåìåíè ïðîâîäÿò â îáùåîáðàçîâàòåëüíîì êëàññå, è â ðåñóðñíóþ çîíó âîçâðàùàþòñÿ ëèøü ïî ìåðå íåîáõîäèìîñòè. Îíà íóæíà äëÿ ïñèõîëîãè÷åñêîé ðàçãðóçêè è êóïèðîâàíèÿ íåãàòèâíûõ ôîðì ïîâåäåíèÿ, êîòîðûå ñîõðàíÿþòñÿ ó äåòåé ñ àóòèçìîì», îáúÿñíèë Àðòóð Ëóöèøèí.
«Ýòà òåõíîëîãèÿ ïîçâîëÿåò íå ñðûâàòü óðîêè â îáùåîáðàçîâàòåëüíîé øêîëå, äîáàâèëà Åêàòåðèíà Ìåíü.
Âåäü ðåáåíîê ñ àóòèçìîì ýòî ïåðìàíåíòíûé êðèçèñ. Ó íåãî ìîãóò áûòü ïîâåäåí÷åñêèå ñðûâû, èñòåðèêè, îí ìîæåò ñïîëçòè ïîä ïàðòó è íå îòçûâàòüñÿ íà ñâîå èìÿ.
 òàêèõ ñëó÷àÿõ ìû óâîäèì åãî â ðåñóðñíóþ çîíó è âûïðàâëÿåì åãî ïîâåäåíèå, ÷òîáû ïîòîì îí îïÿòü âåðíóëñÿ â îáùèé êëàññ».
«Âàæíî ïîíèìàòü, ÷òî ðåñóðñíûé êëàññ ýòî òðàíçèò, òî åñòü ìåñòî, êîòîðîå íóæíî ïîêèíóòü. Åãî ìîæíî ñðàâíèòü ñ àýðîïîðòîì, ïðîäîëæèëà Åêàòåðèíà Ìåíü. Ìû ìîæåì ìíîãîå ñäåëàòü â àýðîïîðòó: ïîåñòü, ïî÷èòàòü, êóïèòü êàêèå-òî âåùè. Íî ìû ïðèåçæàåì òóäà íå çà ýòèì. Ìû ïðèåçæàåì â àýðîïîðò äëÿ òîãî, ÷òîáû äîáðàòüñÿ äî îïðåäåëåííîé òî÷êè.  íàøåé ìîäåëè îáó÷åíèÿ ïóíêò íàçíà÷åíèÿ ýòî îáùåå îáðàçîâàíèå.
Ðåñóðñíàÿ çîíà à ýòî ó÷èòåëÿ-äåôåêòîëîãè, òüþòîðû, îïðåäåëåííûå ïîñîáèÿ, äèäàêòèêà, àëüòåðíàòèâíûå ñðåäñòâà êîììóíèêàöèè äàåò âîçìîæíîñòü äåòÿì ìàêñèìàëüíî ïîäãîòîâèòüñÿ è âûéòè â îáùåå îáðàçîâàíèå».
Èíîãäà ïîíÿòèå «ðåñóðñíûé êëàññ» òðàêòóåòñÿ ïî-äðóãîìó, è ýòî íåïðàâèëüíî. «Ìû âèäèì, ÷òî èíîãäà òàê íàçûâàþò îòäåëüíûå êîððåêöèîííûå êëàññû, òî åñòü êîëëåêòèâû äåòåé ñ îñîáûìè îáðàçîâàòåëüíûìè ïîòðåáíîñòÿìè. ×òîáû íå áûëî ïîäìåíû ïîíÿòèé, ìû ñòàëè èñïîëüçîâàòü íàçâàíèå ðåñóðñíàÿ çîíà è ïîä÷åðêèâàòü, ÷òî ýòî èìåííî ïðîñòðàíñòâî», ñêàçàëà äèðåêòîð Öåíòðà ïðîáëåì àóòèçìà.
«Îáðàòíàÿ èíêëþçèÿ» è êîìíàòà ñåíñîðíîé ðàçãðóçêè. Øêîëà ¹ 2009
 øêîëå ¹ 2009 îáó÷àþòñÿ 19 äåòåé ñ àóòèçìîì, îíà ðàáîòàåò ñ òàêèìè ó÷àùèìèñÿ óæå òðåòèé ãîä, èñïîëüçóÿ òåõíîëîãèþ ðåñóðñíîé çîíû è ìåòîäû ñòðóêòóðèðîâàííîãî îáó÷åíèÿ.
«Ó êàæäîãî ðåáåíêà åñòü òüþòîð ñïåöèàëüíûé ñîïðîâîæäàþùèé, êîòîðûé ïîìîãàåò åìó âêëþ÷èòüñÿ â îáùåîáðàçîâàòåëüíûé ïðîöåññ, ñëóøàòü è ñëûøàòü ó÷èòåëÿ, âûïîëíÿòü åãî çàäàíèÿ, ó÷àñòâîâàòü â øêîëüíîé æèçíè íàðàâíå ñ äðóãèìè äåòüìè», ðàññêàçàëà èíòåðíåò-ïîðòàëó «Ìèëîñåðäèå.ru» Ñâåòëàíà Ñìèðíîâà, ðóêîâîäèòåëü Ñëóæáû ïñèõîëîãî-ïåäàãîãè÷åñêîãî ñîïðîâîæäåíèÿ ÃÁÎÓ «Øêîëà ¹ 2009».
Êàê èìåííî äåòè ñ àóòèçìîì ó÷àñòâóþò â øêîëüíîé æèçíè?  ïåðâóþ î÷åðåäü îíè ïîñåùàþò îáùåîáðàçîâàòåëüíûå êëàññû. Ó êàæäîãî ðåáåíêà åñòü ñâîå èíäèâèäóàëüíîå ðàñïèñàíèå, â êîòîðîì óêàçàíî, êîãäà îí íàõîäèòñÿ íà îáùåì óðîêå, êîãäà îí íà óðîêå â ðåñóðñíîì êëàññå, à êîãäà íà èíäèâèäóàëüíûõ êîððåêöèîííûõ çàíÿòèÿõ.
«Åñëè ïîâåäåíèå ïîçâîëÿåò ðåáåíêó õîòÿ áû 15 ìèíóò íàõîäèòüñÿ íà óðîêå, íàïðèìåð, íà îáúÿñíåíèè ó÷èòåëÿ, èëè, íàîáîðîò, íà çàêðåïëåíèè â âèäå êàêîé-òî ïðàêòè÷åñêîé äåÿòåëüíîñòè, îí îáÿçàòåëüíî áóäåò òàì ïðèñóòñòâîâàòü, ñêàçàëà Ñâåòëàíà Ñìèðíîâà. Åñëè åãî ïîâåäåíèå óæå äîñòàòî÷íî ñêîððåêòèðîâàíî, âñòàåò âîïðîñ î òîì, êàê îí îñâàèâàåò îáùåîáðàçîâàòåëüíóþ ïðîãðàììó.
Äåòè ñ àóòèçìîì íåðåäêî èìåþò ñîïóòñòâóþùèå èíòåëëåêòóàëüíûå íàðóøåíèÿ, è èì òðåáóåòñÿ àäàïòàöèÿ ýòîé ïðîãðàììû. Åñëè îòëè÷èÿ àäàïòèðîâàííîé ïðîãðàììû îò îáùåé î÷åíü âåëèêè, òîãäà âûõîä âîçìîæåí ëèøü íà òå óðîêè, ãäå ðàçëè÷èÿ ìèíèìàëüíû: ôèçêóëüòóðà, ìóçûêà, òðóäîâîå îáó÷åíèå, õóäîæåñòâåííîå îáó÷åíèå.
À îñòàëüíûå ïðåäìåòû ðåáåíîê ïðîäîëæàåò èçó÷àòü â ðåñóðñíîé çîíå, ïîä ðóêîâîäñòâîì ó÷èòåëÿ-äåôåêòîëîãà».
Ãëàâíàÿ öåëü ïðîãðàìì, ïðåäíàçíà÷åííûõ äëÿ òàêèõ äåòåé ôîðìèðîâàíèå «æèçíåííîé êîìïåòåíöèè», òî åñòü çíàíèé è íàâûêîâ, êîòîðûå ïîìîãóò èì ñòàòü áîëåå ñàìîñòîÿòåëüíûìè.
«Âñåì áåç èñêëþ÷åíèÿ äåòÿì äîñòóïíî ó÷àñòèå âî âíåóðî÷íûõ ìåðîïðèÿòèÿõ, ïðîäîëæèëà Ñâåòëàíà Ñìèðíîâà.  øêîëå ïðîõîäÿò ïðàçäíèêè, êîíöåðòû, íîâîãîäíèå åëêè, êîíêóðñû, ýêñêóðñèè. Äåòè ñ àóòèçìîì ó÷àñòâóþò â íèõ êàê â ñîñòàâå îáùåîáðàçîâàòåëüíîãî êëàññà, òàê è îòäåëüíûìè ãðóïïàìè. Äëÿ íèõ ïðîâîäÿòñÿ êðóæêè, íà êîòîðûå îíè òîæå ïðèõîäÿò ñî ñâîèìè òüþòîðàìè. Åñòü ìóçûêàëüíûé êðóæîê, êðóæîê äîìîâîäñòâà, áàòèêà è äðóãèå».
Äåòè ñ ÐÀÑ ÷óâñòâèòåëüíû ê ðàçëè÷íûì ðàçäðàæèòåëÿì, òàêèì êàê ñâåò èëè øóì, ïîýòîìó äëÿ íèõ îáîðóäîâàíà êîìíàòà ñåíñîðíîé ðàçãðóçêè. Òàì åñòü ñóõîé áàññåéí, êà÷åëè, áàëàíñèðû, ìÿãêèå êðåñëà è ïîäóøêè, à òàêæå óêðîìíûå óãîëêè, â êîòîðûõ ðåáåíîê ìîæåò ïîñèäåòü îäèí, çà øòîðêîé.
 øêîëå ïðàêòèêóåòñÿ è òàê íàçûâàåìàÿ îáðàòíàÿ èíêëþçèÿ. Íà èãðîâûå ïåðåìåíû, êîòîðûå îðãàíèçóþò ñïåöèàëèñòû ðåñóðñíîé çîíû, ïðèõîäÿò äåòè èç îáùåîáðàçîâàòåëüíûõ êëàññîâ. Äëÿ íèõ ó÷àñòèå â ìåðîïðèÿòèÿõ âìåñòå ñ îñîáûìè äåòüìè ÿâëÿåòñÿ ïîîùðåíèåì, êîòîðîå íàäî çàñëóæèòü óñïåõàìè â ó÷åáå è õîðîøèì ïîâåäåíèåì.
«Ãäå-òî ÷åðåç ãîä òèïè÷íî ðàçâèâàþùèåñÿ äåòè íà÷àëè âîñïðèíèìàòü íàøèõ äåòåé êàê ÷ëåíîâ êîëëåêòèâà, áîëåòü çà íèõ, ðàññêàçûâàòü îá èõ óñïåõàõ ðîäèòåëÿì, ó÷èòåëÿì, äðóãèì ó÷åíèêàì â øêîëå. Îíè ãîðäÿòñÿ, åñëè èõ îäíîêëàññíèê õîðîøî âûñòóïèë íà êàêîì-íèáóäü ïðàçäíèêå. Òî åñòü îêðóæàþùèé ñîöèóì ïðèíèìàåò èõ, íåñìîòðÿ íà èõ îñîáåííîñòè», çàêëþ÷èëà Ñâåòëàíà Ñìèðíîâà.
«Ìû îïèðàåìñÿ íà æåëàíèÿ ðåáåíêà»
 ÷åì îñîáåííîñòè ñòðóêòóðèðîâàííîãî îáó÷åíèÿ? Âî-ïåðâûõ, èíèöèàòèâà ïðè ýòîì èñõîäèò òîëüêî îò âçðîñëîãî. Íàâûê, êîòîðîìó ïëàíèðóåòñÿ îáó÷èòü ðåáåíêà, äåëèòñÿ íà îòäåëüíûå áëîêè, êîòîðûå âûñòðàèâàþòñÿ â öåïî÷êó.
«Âçðîñëûé êàê áû âåäåò ðåáåíêà ïî ñòóïåíüêàì», óòî÷íèëà Åêàòåðèíà Ìåíü.
Âî-âòîðûõ, âçðîñëûé ñîçäàåò äëÿ ðåáåíêà ìîòèâàöèþ. «Ìû îïèðàåìñÿ íà òî, ÷åãî õî÷åò êîíêðåòíûé ðåáåíîê è ðàäè ÷åãî îí áóäåò ðåøàòü ñåé÷àñ òó èëè èíóþ çàäà÷ó. Ýòî î÷åíü ïåðñîíàëüíûé ïîäõîä. Êòî-òî ó÷èòñÿ çà ïÿòåðêó, à êòî-òî õî÷åò, ÷òîáû åìó äàëè ñîáðàòü ïàççë ñ äèíîçàâðàìè. Ïðèêëàäíîé ïîâåäåí÷åñêèé àíàëèç ïîçâîëÿåò ó÷èòåëþ âûÿâèòü èíòåðåñû ðåáåíêà, ÷òîáû çàòåì óñòàíîâèòü êîíòðîëü íàä åãî îáó÷åíèåì», îáúÿñíèëà Åêàòåðèíà Ìåíü.
«Ðåáåíêà íèêîãäà íè çà ÷òî íå íàêàçûâàþò, íî âñåãäà ïîîùðÿþò çà òå ïðàâèëüíûå äåéñòâèÿ, êîòîðûå îí ñîâåðøàåò ïîä ðóêîâîäñòâîì òüþòîðà, äîáàâèë äèðåêòîð øêîëû ¹ 1465 Àðòóð Ëóöèøèí. Â îñíîâå äåÿòåëüíîñòè òüþòîðà ëåæèò òùàòåëüíûé àíàëèç îñîáåííîñòåé ðåáåíêà è åæåäíåâíûé êîíòðîëü, åæåäíåâíûé êîíòàêò ñ ðîäèòåëÿìè».
Â-òðåòüèõ, ïðè ñòðóêòóðèðîâàííîì îáó÷åíèè î÷åíü ÷àñòî èñïîëüçóåòñÿ âèçóàëèçàöèÿ, ðàçëè÷íûå íàãëÿäíûå ïîñîáèÿ, îðãàíàéçåðû. Êàæäûé øàã ñòàíîâèòñÿ äëÿ äåòåé ïðåäñêàçóåìûì, è ýòî ïîìîãàåò èì îðèåíòèðîâàòüñÿ â ó÷åáíîì ïðîñòðàíñòâå.
«Äëÿ íàøèõ àóòè÷íûõ äåòåé, òðåâîæíûõ è áîÿùèõñÿ âñåãî íîâîãî, øêîëà ïðåâðàòèëàñü â ðîäíîå è êîìôîðòíîå ïðîñòðàíñòâî, îòìåòèëà Åêàòåðèíà Ìåíü. Îíè èäóò â øêîëó ñ ðàäîñòüþ. Äàæå îõðàííèêè, áóôåò÷èöû è óáîðùèöû ïîíèìàþò, êàê ñåáÿ âåñòè ñ ýòèìè äåòüìè, íå òîëüêî ïåäàãîãè÷åñêèé ïåðñîíàë. Ñòàðøåêëàññíèöû, êîòîðûå ñîáèðàþòñÿ ó÷èòüñÿ íà ïñèõîëîãîâ, ïðèõîäÿò â ðåñóðñíóþ çîíó, ÷òîáû ïðàêòèêîâàòüñÿ.
Áëàãîäàðÿ èíêëþçèè, øêîëà ïîâûøàåò ñâîé ðåéòèíã. Èíêëþçèÿ äîáàâëÿåò ãèáêîñòè â îáðàçîâàòåëüíûé ïðîöåññ, è ýòî ïîëåçíî âñåì äåòÿì».
«Ñîïðîâîæäåíèå ðåáåíêà ýòî êîìàíäíàÿ ðàáîòà». Øêîëà ¹ 1540
«Â íàøåé øêîëå âñåãäà áûë âûñîêèé óðîâåíü ïðåïîäàâàíèÿ èíôîðìàòèêè, èíôîðìàöèîííûõ òåõíîëîãèé, åñòü èíæåíåðíûé êëàññ. Ïðè ýòîì ó íàñ àáñîëþòíî âñå êëàññû, ñ ïåðâîãî ïî îäèííàäöàòûé, ÿâëÿþòñÿ èíêëþçèâíûìè.  êàæäîì åñòü äâà-òðè ðåáåíêà ñ ÎÂÇ. Ïðè ýòîì ìû íå ðàáîòàåì ïî êëàññè÷åñêîé ìîäåëè ðåñóðñíîãî êëàññà.
Ó íàñ åñòü íåñêîëüêî ðåñóðñíûõ çîí, è ñîïðîâîæäåíèå ðåáåíêà ó íàñ ýòî êîìàíäíàÿ ðàáîòà ðàçíûõ ñïåöèàëèñòîâ», ðàññêàçàëà èíòåðíåò-ïîðòàëó «Ìèëîñåðäèå.ru» Ñîôüÿ Ðîçåíáëþì, ðóêîâîäèòåëü ïñèõîëîãî-ïåäàãîãè÷åñêîé ñëóæáû ÃÁÎÓ «Øêîëà ¹ 1540».
«Â íà÷àëüíîé øêîëå èñïîëüçóåòñÿ êîìïëåêñíûé êîìàíäíûé ïîäõîä: ñ äåòüìè ðàáîòàþò íåéðîïñèõîëîãè, ñåðòèôèöèðîâàííûé ñïåöèàëèñò ABA-òåðàïèè, äåôåêòîëîãè, ëîãîïåäû, ïñèõîëîãè, ïðîäîëæèëà îíà. Âñå ó÷èòåëÿ íà÷àëüíîé øêîëû ïîñòîÿííî ïðîõîäÿò äîïîëíèòåëüíîå âíóòðåííåå îáó÷åíèå è ïðèìåíÿþò âñå ýòè ïîäõîäû íà ïðàêòèêå.
Ñåíòÿáðü äèàãíîñòè÷åñêèé ìåñÿö. Ñïåöèàëèñòû ïîñåùàþò óðîêè, à ïîòîì ïðîõîäÿò âíóòðèøêîëüíûå ïñèõîëîãî-ïåäàãîãè÷åñêèå êîíñèëèóìû, íà êîòîðûõ âûðàáàòûâàåòñÿ èíäèâèäóàëüíàÿ òðàåêòîðèÿ äëÿ êàæäîãî ðåáåíêà.
Îíà âêëþ÷àåò â ñåáÿ, ïðè íåîáõîäèìîñòè, èíäèâèäóàëüíûå çàíÿòèÿ, çàíÿòèÿ â ìàëîé ãðóïïå (ïÿòü-ñåìü ÷åëîâåê), à ïî êàêèì-òî ïðåäìåòàì çàíÿòèÿ â áîëüøîì êëàññå. Ñîñòàâëÿåòñÿ î÷åíü ñëîæíîå ðàñïèñàíèå ñïåöèàëèñòîâ è äåòåé, êîòîðîå íàêëàäûâàåòñÿ íà îáùåøêîëüíîå ó÷åáíîå ðàñïèñàíèå.
Ìàëûå ãðóïïû ïî ðàçíûì ïðåäìåòàì ìîãóò èìåòü ðàçíûé ñîñòàâ äåòåé: ïî îäíîìó ïðåäìåòó îäíè äåòè, ïî äðóãîìó ïðåäìåòó äðóãèå äåòè, â çàâèñèìîñòè îò êîíêðåòíûõ îñîáåííîñòåé êàæäîãî ó÷åíèêà.
Åñòü äåòè, êîòîðûå ïîñòîÿííî ñîïðîâîæäàþòñÿ òüþòîðîì.  äðóãèõ ñèòóàöèÿõ òüþòîð ñîïðîâîæäàåò ãðóïïó äåòåé èëè æå ïðîñòî ïîìîãàåò îñíîâíîìó ó÷èòåëþ â êëàññå. Èíîãäà ïðîâîäÿòñÿ òàê íàçûâàåìûå áèíàðíûå óðîêè, íà êîòîðûõ íåéðîïñèõîëîãè, äåôåêòîëîãè è ëîãîïåäû ðàáîòàþò âìåñòå ñ îñíîâíûì ó÷èòåëåì».
«Íàøè äåòè ïîñòóïàþò â ïðåñòèæíûå âóçû»
«Â ñðåäíåé øêîëå, ñ ïÿòîãî ïî ñåäüìîé êëàññ, ïðèìåíÿåòñÿ òåõíîëîãèÿ ðàçíîóðîâíåâîãî îáó÷åíèÿ. Âñÿ ïàðàëëåëü îäíîâðåìåííî èçó÷àåò êàêîé-òî ïðåäìåò, íàïðèìåð, ðóññêèé ÿçûê èëè ìàòåìàòèêó, â òðåõ èëè ÷åòûðåõ êàáèíåòàõ. Òî åñòü ñ ïàðàëëåëüþ îäíîâðåìåííî ðàáîòàþò òðè èëè ÷åòûðå ó÷èòåëÿ ìàòåìàòèêè.
Äåòè äåëÿòñÿ ïî óðîâíÿì, à åñëè ìû ãîâîðèì îá îñîáûõ äåòÿõ, òî è ïî èõ âîçìîæíîñòè êîíñòðóêòèâíî âçàèìîäåéñòâîâàòü ñ êîíêðåòíûì ó÷èòåëåì. ×àñòü äåòåé èç ðàçíûõ êëàññîâ îäíîé è òîé æå ïàðàëëåëè ïðè ýòîì îáó÷àåòñÿ â ìàëîé ãðóïïå. Ïîëó÷àåòñÿ äîâîëüíî ñëîæíàÿ ñõåìà.
Ñ âîñüìîãî ïî îäèííàäöàòûé êëàññû ó íàñ óæå ïðåäïðîôèëüíîå è ïðîôèëüíîå îáó÷åíèå. Åñëè ðåáåíîê, êîòîðûé õîäèò â êëàññ îïðåäåëåííîãî ïðîôèëÿ, íå ñïðàâëÿåòñÿ ïîëíîñòüþ ñ íàãðóçêîé, äëÿ íåãî ñîñòàâëÿåòñÿ èíäèâèäóàëüíûé ó÷åáíûé ïëàí. Ñîîòâåòñòâåííî, îí êàêèå-òî ïðåäìåòû èçó÷àåò ñ êëàññîì, êàêèå-òî äèñòàíöèîííî, êàêèå-òî íà ïðîôèëüíîì óðîâíå, êàêèå-òî ïî èíäèâèäóàëüíîé ïðîãðàììå», ðàññêàçàëà Ñîôüÿ Ðîçåíáëþì.
Îôèöèàëüíî øêîëà ðàáîòàåò ïî òàêîé ñèñòåìå ñ 2006 ãîäà, íî îïûò áûë íàêîïëåí åùå ðàíüøå. Êîíå÷íî, ìîäåëü ïîìîùè ìåíÿëàñü â ñîîòâåòñòâèè ñ èçìåíåíèÿìè â ñèñòåìå îáðàçîâàíèÿ.
Ïðîåêò èçíà÷àëüíî ñîçäàâàëñÿ äëÿ äåòåé ñ ÐÀÑ, îäíàêî ðîäèòåëè äåòåé ñ äðóãèìè îñîáåííîñòÿìè ðàçâèòèÿ òîæå ñòàëè ïðèâîäèòü èõ â ýòó èíêëþçèâíóþ ñðåäó. Ñåé÷àñ â øêîëå åñòü ó÷åíèêè ñ òÿæåëûì íàðóøåíèåì ðå÷è, ñ ÄÖÏ, äâîå ñëàáîñëûøàùèõ, îäíà ñëàáîâèäÿùàÿ äåâî÷êà, íåñêîëüêî äåòåé ñ èíâàëèäíîñòüþ ïî ñîìàòè÷åñêèì çàáîëåâàíèÿì.
«Íàøà ñèñòåìà íå óíèâåðñàëüíà, îíà ãîäèòñÿ íå äëÿ âñåõ äåòåé, ïîä÷åðêíóëà Ñîôüÿ Ðîçåíáëþì. Ìû ñòàðàåìñÿ áðàòü òàêèõ ó÷åíèêîâ, êîòîðûå â ïðèíöèïå ìîãóò ïîëó÷èòü öåíçîâîå îáðàçîâàíèå, íî áåç ïðàâèëüíî îðãàíèçîâàííîé ïîìîùè èì ýòî íå óäàñòñÿ».
«Íàøè âûïóñêíèêè ïîñòóïàþò íå òîëüêî â êîëëåäæè, íî è â âûñøèå ó÷åáíûå çàâåäåíèÿ, ïðè÷åì äîâîëüíî ïðåñòèæíûå: Ìîñêîâñêèé ôèçèêî-òåõíè÷åñêèé èíñòèòóò, Ìîñêîâñêèé àâèàöèîííûé èíñòèòóò, äîáàâèëà îíà. Ýòî èñòîðèè óñïåõà, áåçóñëîâíî, íî â âóçå òðóäíîñòè íå çàêàí÷èâàþòñÿ, ÷åëîâåê âñå ðàâíî îñòàåòñÿ àóòèñòîì.
Ìû äàåì òàêèì äåòÿì øàíñ ñîñòîÿòüñÿ ïðîôåññèîíàëüíî, íî ñêàçàòü, ÷òî ýòî ãàðàíòèÿ äàëüíåéøåé ñ÷àñòëèâîé æèçíè, íåëüçÿ. Äàëüøå íóæíî âûñòðàèâàòü ìîäåëü ïîääåðæèâàåìîãî òðóäîóñòðîéñòâà, ïîääåðæèâàåìîãî ïðîæèâàíèÿ è òàê äàëåå».
Èíêëþçèâíûå ïðîåêòû Ìîñêâû. Ñïðàâêà
 Ìîñêâå ñ ñåíòÿáðÿ 2016 ãîäà äåéñòâóåò ïðîåêò «Ðåñóðñíàÿ øêîëà». Åãî ïëîùàäêàìè ñòàëè 58 îáðàçîâàòåëüíûõ îðãàíèçàöèé, èìåþùèõ áîãàòûé îïûò ðàáîòû ñ îñîáûìè äåòüìè.  êàæäîé øêîëå åñòü ñâîå âåäóùåå íàïðàâëåíèå: èíêëþçèâíîå îáó÷åíèå ñëàáîâèäÿùèõ, ñëàáîñëûøàùèõ äåòåé, ó÷åíèêîâ ñ íàðóøåíèÿìè îïîðíî-äâèãàòåëüíîãî àïïàðàòà, òÿæåëûìè íàðóøåíèÿìè ðå÷è, çàäåðæêîé ïñèõè÷åñêîãî ðàçâèòèÿ, ðàññòðîéñòâàìè àóòèñòè÷åñêîãî ñïåêòðà èëè èíòåëëåêòóàëüíûìè íàðóøåíèÿìè.
Îáó÷åíèå äåòåé ñ ÐÀÑ ýòî îäíà èç ñàìûõ ñëîæíûõ çàäà÷, ïîñêîëüêó åùå 5-7 ëåò íàçàä ïðåäñòàâëåíèÿ î ðàññòðîéñòâàõ àóòèñòè÷åñêîãî ñïåêòðà è ýôôåêòèâíûõ ñïîñîáàõ ïîìîùè ÷åëîâåêó ñ àóòèçìîì áûëè âåñüìà ðàçìûòûå.
 2015 ãîäó íà áàçå 8 îáðàçîâàòåëüíûõ îðãàíèçàöèé áûë çàïóùåí ïðîåêò «Èíêëþçèâíàÿ ìîëåêóëà». Åãî öåëüþ áûëî îïèñàíèå ìîäåëåé îáó÷åíèÿ äåòåé ñ ÐÀÑ â ðàìêàõ îáû÷íîé øêîëû.
C 2015 ãîäà Öåíòð ïðîáëåì àóòèçìà ðàçðàáîòàë è íà÷àë îáðàçîâàòåëüíóþ ïðîãðàììó «Âêëþ÷è ìåíÿ!» Ýòî êóðñ ïîâûøåíèÿ êâàëèôèêàöèè ïî âíåäðåíèþ ìîäåëè èíêëþçèè íà îñíîâå ìåòîäîâ ñòðóêòóðèðîâàííîãî îáó÷åíèÿ ñ òåõíîëîãèåé ðåñóðñíîé çîíû. Êóðñ ïðåäíàçíà÷åí äëÿ ó÷èòåëåé, àäìèíèñòðàòîðîâ øêîë è ïðåäñòàâèòåëåé ðîäèòåëüñêèõ ÍÊÎ ñî âñåé ñòðàíû.
Áë?