Школа для больных с метаболическим синдромом

1. Общие положения

1.1. «Школа профилактики метаболического синдрома у детей и подростков» создана для повышения уровня образования детей, имеющих метаболический синдром, и их родителей и организуется на базе отделения медицинской реабилитации с участием всех специалистов и участковой службы.

1.2. Целью школы является:

1.2.1. обучение больных детей и их родителей для партнерства с лечащим врачом в реализации обширной и сложной реабилитационной программы;

1.2.2. повышение роли семьи в мотивации и реализации стереотипа здорового образа жизни (рационального питания, физической активности, борьбы с вредными привычками).

1.3. Школа обеспечивает должную информацию врачами специалистами о современных методах лечения и профилактики метаболического синдрома и реабилитации детей, страдающих ими.

1.4. Контроль за работой школы осуществляет заместитель главного врача по МЭиР.

2. Задачи и функции «Школы профилактики метаболического синдрома у детей и подростков»

Основными задачами «Школы профилактики метаболического синдрома у детей и подростков» являются:

2.1. разъяснение сути метаболического синдрома, как фактора риска развития заболеваний сердечно — сосудистой и эндокринной системы;

2.2. обучение родителей правильной оценке угрозы развития метаболического синдрома;

2.3. информация о методах немедикаментозной терапии метаболического синдрома;

2.4. обучение родителей и детей коррекции пищевого поведения для лечения и профилактики метаболического синдрома;

2.5. в соответствии с возложенными задачами на врача «Школы профилактики метаболического синдрома у детей и подростков» возлагаются следующие функции:

2.5.1. составление индивидуальной программы реабилитации детей с метаболическим синдромом;

2.5.2. проведение занятий по специально разработанной образовательной программе, включая 6 тем;

2.5.3. проведение на первом заседании анкетирования среди родителей для установления базисных знаний и мотивации к решению проблемы;

2.5.4. выявление групп риска по выявлению метаболического синдрома;

2.5.5. оценка эффективности реабилитации 1 раз в квартал.

3. Порядок работы «Школы профилактики метаболического синдрома у детей и подростков»

3.1. В «Школу профилактики метаболического синдрома у детей и подростков» направляются дети в возрасте 10 – 17 лет, страдающие метаболическим синдромом и их родители.

3.2. Направление детей и их родителей в «Школу профилактики метаболического синдрома у детей и подростков» осуществляют все врачи специалисты учреждения.

3.3. В одну группу «Школы профилактики метаболического синдрома у детей и подростков» одномоментно зачисляются 8-10 пациентов с расчетом на весь курс обучения без дополнительного приема пациентов в течение цикла работы данной группы.

3.4. Занятия проводятся согласно программе реабилитации. Курс обучения 12 месяцев.

Программа и график работы школы метаболического синдрома

1-й Этап.

Первичный скрининг и мотивация детей и родителей для занятий в школе метаболического синдрома на 2017-2018 учебный год.

В первом полугодии 2017 г. врачом-кардиологом и медсестрой кардиологического кабинета был осуществлен отбор детей в возрасте 10-17 лет.

С родителями проведена беседа, произведен сбор анамнеза: вес при рождении, наследственность (СД, ожирение и сердечно -сосудистые заболевания), разъяснены основные принципы работы школы здоровья.

Детям назначены: ОАК, ОАМ, биохимический анализ крови (белок, фракции, холестерин, липидограмма, АЛАТ,АСАТ и др. по показаниям), анализ крови на сахар, УЗИ щитовидной железы, ЭКГ, профиль АД, первичная антрометрия: рост, вес (с определением ИМТ), окружность груди, талии, бедер; консультация эндокринолога по показаниям.

2-й Этап.

Информационные занятия.

Программа занятий в Школе метаболического синдрома

п/п

Тема занятия

Место проведения

Дата, время

Ответственный

1

Психологические особенности детей и подростков с метаболическим синдромом. Роль родителей в «Школе здоровья».

УЗ «7-я городская детская поликлиника»

ЦДП «Парус Надежды»

Вторник, пятница, 17.00-19.00

Психолог ЦДП Маковская Т.А.

2

Основные принципы правильного питания. Культура питания в семье.

УЗ «7-я городская детская поликлиника»

ЦДП «Парус Надежды»

Вторник, пятница, 17.00-19.00

Психолог ЦДП Маковская Т.А.

3

Анатомо-физиологические особенности детей и подростков с метаболическим синдромом. Расчет ИМТ. Клинико-лабораторная диагностика МС.

УЗ «7-я городская детская поликлиника»

каб.306

Каждая среда 16.00-17.30

Врач-кардиолог Помазанская Н.В.

Медсестра кардиолога Чекавая М.Л.

4

Принципы сбалансированного и рационального питания. Индивидуальный рацион питания. Пищевой дневник.

УЗ «7-я городская детская поликлиника»

каб. 306

Каждая среда 16.00-17.30

Врач-кардиолог Помазанская Н.В.

Медсестра кардиолога Чекавая М.Л.

5

Роль физической активности в профилактике, коррекции и лечении метаболического синдрома.

Индивидуальная программа ЛФК.

УЗ «7-я городская детская поликлиника»

каб. 306

Зал ЛФК

Каждая среда

16.00-17.30

Вторник, среда 15.30-16.40

Врач-кардиолог Помазанская Н.В.

Медсестра кардиолога Чекавая М.Л.

Врач ЛФК Тарашкевич М.А. Инструкторы ЛФК

Пасишниченко Н.Л., Шкутько Н.Л.

6

Комплексная программа реабилитации пациентов с

метаболическим синдромом. Основные методы физической реабилитации.

Индивидуальная программа посещения ОМР.

УЗ «7-я городская детская поликлиника

ОМР

ФТЛ, водо -лечебница

Бассейн

Пятница 15.00-16.00

По индивиду-альному графику

1-я суббота месяца:

9.00 -мальчики

10.00 -девочки

3-я суббота месяца:

11.10 -общая группа

Врач –

реабилитолог Керопян Е.А.

Медсестры ОМР

Инструктор по ЛГ в бассейне

Крижановская Д.Д.

Чипурко Т.И.

Читайте также:  Поза голубя при синдроме грушевидной мышцы

3-й Этап.

Практические навыки и закрепление теоретических знаний.

Контрольные занятия с врачом-кардиологом и медсестрой кардиолога. Проходят 1 раз в неделю по средам с 16.00 до 17.30. Регулярно проверяется дневник питания, выполнения ежедневной индивидуальной программы по физическим нагрузкам, контроль веса, АД, ЧСС, ОТ и лабораторных показателей по необходимости, посещение отделения медицинской реабилитации.

4-й Этап.

Заключительный.

В июне месяце врачом-кардиологом и медсестрой кардиолога проводится контрольная антропометрия, лабораторная диагностика, подведение итогов работы за год.

Во время проведения информационных занятий всем пациентам раздаются буклеты и памятки с теоретическими аспектами по принципам профилактики и лечения метаболического синдрома у детей, антропометрический паспорт с указанием показателей в динамике, контрольные значения лабораторных исследований, пищевые дневники, индивидуальные программы по питанию, физическим нагрузкам, ЛФК, ФТЛ.

Посещение школы здоровья исключительно добровольное.

Источник

Форма обучения на программах профессиональной переподготовки – заочная (с применением дистанционных технологий). Пройти программу обучения можно не выходя из дома. “Институт медицины” предоставляет всем слушателям доступ к уникальной образовательной системе, обеспечивает не ограниченным в период обучения доступом ко всем необходимым материалам.

Для зачисления на программу необходимо выполнить поэтапно следующие действия:

  • выбрать нужную программу
  • зарегистрироваться на нее
  • произвести оплату (онлайн или по квитанции в банке)

После подачи заявки и ее оплаты каждому слушателю на сайте открывается доступ к образовательной системе посредством личного кабинета. В личном кабинете размещаются все необходимые материалы для изучения и выполнения учебного плана.
Оформление личного дела. Слушателю курсов необходимо заполнить в личном кабинете Анкету для получения проформ Заявления и Договора для личного дела. Подписанный комплект документов направляется в электронном виде через личный кабинет.

Материалы. Мы обеспечиваем наших слушателей актуальными материалами, поэтому искать дополнительно что-либо Вам не придется. Лекционные материалы представляются в формате pdf, их можно изучать через личный профиль (онлайн-просмотр), скачивать на любые электронные устройства и носители, а также при необходимости распечатывать.

График обучения. Поскольку обучение дистанционное, то каждый слушатель может адаптировать под себя график обучения, определить порядок изучения материалов, сдачи зачетов и экзаменов. Начать обучение можно в любой удобный рабочий день. После того, как учебные материалы будут размещены в личном кабинете, они будут сохраняться в течение всего периода обучения.

Учебный план. Для того, чтобы выполнить установленный учебный план и успешно завершить обучение, необходимо изучение материалов и своевременное выполнение аттестационных мероприятий. По каждой дисциплине предусмотрено тестирование, составленное исключительно по лекционным материалам. Каждое тестирование можно проходить несколько раз (основных попыток – три, возможно получение и дополнительных попыток бесплатно). Из всех попыток сдачи в качестве итогового фиксируется лучший результат.

Помимо тестирований по дисциплинам предусмотрено выполнение Итоговой контрольной работы (ответы на пять заданий), также составленной по материалам курса, и Итогового междисциплинарного экзамена (тестирование).

В случае, если слушатель по уважительным причинам не успевает выполнить учебный план в установленные сроки, ему может быть продлено обучение еще на некоторое время, и это совершенно бесплатно.

Завершение обучения и получение документов. Программу можно считать завершенной, если у слушателя ко дню окончания периода обучения не имеется академических задолженностей и предоставлены все необходимые для личного дела документы. Подготовка диплома о профессиональной переподготовке с присвоением квалификации после завершения курса осуществляется максимум в течение 10 рабочих дней. Получить документы слушатели могут либо по Почте России (отправка заказным письмом), либо лично.

Источник

Форма обучения на программах профессиональной переподготовки – заочная (с применением дистанционных технологий). Пройти программу обучения можно не выходя из дома. “Институт медицины” предоставляет всем слушателям доступ к уникальной образовательной системе, обеспечивает не ограниченным в период обучения доступом ко всем необходимым материалам.

Читайте также:  Что такое ком в горле невротический синдром

Для зачисления на программу необходимо выполнить поэтапно следующие действия:

  • выбрать нужную программу
  • зарегистрироваться на нее
  • произвести оплату (онлайн или по квитанции в банке)

После подачи заявки и ее оплаты каждому слушателю на сайте открывается доступ к образовательной системе посредством личного кабинета. В личном кабинете размещаются все необходимые материалы для изучения и выполнения учебного плана.
Оформление личного дела. Слушателю курсов необходимо заполнить в личном кабинете Анкету для получения проформ Заявления и Договора для личного дела. Подписанный комплект документов направляется в электронном виде через личный кабинет.

Материалы. Мы обеспечиваем наших слушателей актуальными материалами, поэтому искать дополнительно что-либо Вам не придется. Лекционные материалы представляются в формате pdf, их можно изучать через личный профиль (онлайн-просмотр), скачивать на любые электронные устройства и носители, а также при необходимости распечатывать.

График обучения. Поскольку обучение дистанционное, то каждый слушатель может адаптировать под себя график обучения, определить порядок изучения материалов, сдачи зачетов и экзаменов. Начать обучение можно в любой удобный рабочий день. После того, как учебные материалы будут размещены в личном кабинете, они будут сохраняться в течение всего периода обучения.

Учебный план. Для того, чтобы выполнить установленный учебный план и успешно завершить обучение, необходимо изучение материалов и своевременное выполнение аттестационных мероприятий. По каждой дисциплине предусмотрено тестирование, составленное исключительно по лекционным материалам. Каждое тестирование можно проходить несколько раз (основных попыток – три, возможно получение и дополнительных попыток бесплатно). Из всех попыток сдачи в качестве итогового фиксируется лучший результат.

Помимо тестирований по дисциплинам предусмотрено выполнение Итоговой контрольной работы (ответы на пять заданий), также составленной по материалам курса, и Итогового междисциплинарного экзамена (тестирование).

В случае, если слушатель по уважительным причинам не успевает выполнить учебный план в установленные сроки, ему может быть продлено обучение еще на некоторое время, и это совершенно бесплатно.

Завершение обучения и получение документов. Программу можно считать завершенной, если у слушателя ко дню окончания периода обучения не имеется академических задолженностей и предоставлены все необходимые для личного дела документы. Подготовка диплома о профессиональной переподготовке с присвоением квалификации после завершения курса осуществляется максимум в течение 10 рабочих дней. Получить документы слушатели могут либо по Почте России (отправка заказным письмом), либо лично.

Источник

Большинство авторов сходятся во мнении о существовании нескольких механизмов, обусловливающих наличие связи артериальной гипертензии и инсулинорезистентности.

Еще в 80-х годах прошлого века ученые пришли к выводу, что сочетание артериальной гипертензии с метаболическими факторами риска – это не механическое скопление, а закономерное проявление единой цепи целого ряда сложных биохимических нарушений на тканевом уровне. В 1985 г. Было высказано предположение, что гиперинсулинемия может служить связывающим звеном между артериальной гипертензией, ожирением и нарушением толерантности к глюкозе (НТГ). В ряде исследований по прямому определению инсулинорезистентности было показано, что больные с артериальной гипертензией в среднем утилизируют на 40% меньше глюкозы, чем лица с нормальным артериальным давлением.

В эпидемиологических исследованиях продемонстрировано также, что 64% больных с артериальной гипертензией имели инсулинорезистентности и только у половины пациентов она клинически манифестировала с нарушением углеводного обмена. С другой стороны, у 36% больных, имевших гиперлипопротеидемию (ГЛП) или избыточную массу тела (ИМТ), не было выявлено инсулинорезистентности. Таким образом, даже на фоне имеющегося в настоящее время огромного интереса к метаболическому синдрому было бы ошибочным связывать каждый случай эссенциальной артериальной гипертензии с проявлениями тканевой инсулинорезистентности.

Хроническая гиперинсулинемия как проявление тканевой инсулинорезистентности способствует задержке в организме натрия путем ускорения его реабсорбции, что приводит к увеличению объема жидкости и общего периферического сосудистого сопротивления. Повышение активности Na-K-, H- и Ca-Mg-АТФазы под непосредственным воздействием инсулина вызывает увеличение содержания внутриклеточного натрия и кальция, что способствует вазоконстрикции гладкой мускулатуры сосудов. При этом усиливается и чувствительность сосудов к прессорным агентам, таким как адреналин и ангиотензин.

Читайте также:  Обмороки при синдроме позвоночной артерии

Гиперинсулинемия также способствует активации симпатической нервной системы (СНС), в результате чего возрастает сердечный выброс и стимулируется вазоконстрикция периферических кровеносных сосудов. Симпатическая стимуляция почек запускает мощный механизм развития артериальной гипертензии – ренин-ангиотензин-альдостероновую систему. Исследования показывают, что при сочетании артериальной гипертензии с инсулинорезистентностью активность АПФ является достоверно более высокой по сравнению с больными артериальной гипертензией без проявлений инсулинорезистентности. Ангиотензин 11 – главный действующий компонент ренин-ангиотензин-альдостероновой системы – прямо и косвенно (опосредованно через активацию симпатической нервной системы) повышает давление в клубочковом аппарате, вызывает пролиферацию гладкомышечных стенок артерий, гипертрофию кардиомиоцитов и нарушает функцию эндотелия, что способствует системной артериальной и венозной вазоконстрикции.

Особую роль в ассоциации артериальной гипертензии и инсулинорезистентности играет ожирение абдоминального типа, характерное для метаболиского синдрома. В адипоцитах брыжейки и сальника идет синтез метаболически активных веществ, ингибирующих выработку эндогенного оксида азота, соответственно стимулируя вазоконстрикцию. В последние годы также активно обсуждается роль лептина в усилении активности симпатической нервной системы. Артериальная гипертензия развивается примерно у 60% больных ожирением.

В последнее десятилетие получило развитие учение о роли функции эндотелия в формировании и прогрессировании артериальной гипертензии. Показано, что в патогенезе артериальной гипертензии, связанном с метаболическими нарушениями, эндотелиальная функция является интегральным аспектом синдрома инсулинорезистентности и способствует ее углублению, увеличению реактивности сосудов и дальнейшему формированию артериальной гипертензии.

Источник

Форма обучения на программах профессиональной переподготовки – заочная (с применением дистанционных технологий). Пройти программу обучения можно не выходя из дома. “Институт медицины” предоставляет всем слушателям доступ к уникальной образовательной системе, обеспечивает не ограниченным в период обучения доступом ко всем необходимым материалам.

Для зачисления на программу необходимо выполнить поэтапно следующие действия:

  • выбрать нужную программу
  • зарегистрироваться на нее
  • произвести оплату (онлайн или по квитанции в банке)

После подачи заявки и ее оплаты каждому слушателю на сайте открывается доступ к образовательной системе посредством личного кабинета. В личном кабинете размещаются все необходимые материалы для изучения и выполнения учебного плана.
Оформление личного дела. Слушателю курсов необходимо заполнить в личном кабинете Анкету для получения проформ Заявления и Договора для личного дела. Подписанный комплект документов направляется в электронном виде через личный кабинет.

Материалы. Мы обеспечиваем наших слушателей актуальными материалами, поэтому искать дополнительно что-либо Вам не придется. Лекционные материалы представляются в формате pdf, их можно изучать через личный профиль (онлайн-просмотр), скачивать на любые электронные устройства и носители, а также при необходимости распечатывать.

График обучения. Поскольку обучение дистанционное, то каждый слушатель может адаптировать под себя график обучения, определить порядок изучения материалов, сдачи зачетов и экзаменов. Начать обучение можно в любой удобный рабочий день. После того, как учебные материалы будут размещены в личном кабинете, они будут сохраняться в течение всего периода обучения.

Учебный план. Для того, чтобы выполнить установленный учебный план и успешно завершить обучение, необходимо изучение материалов и своевременное выполнение аттестационных мероприятий. По каждой дисциплине предусмотрено тестирование, составленное исключительно по лекционным материалам. Каждое тестирование можно проходить несколько раз (основных попыток – три, возможно получение и дополнительных попыток бесплатно). Из всех попыток сдачи в качестве итогового фиксируется лучший результат.

Помимо тестирований по дисциплинам предусмотрено выполнение Итоговой контрольной работы (ответы на пять заданий), также составленной по материалам курса, и Итогового междисциплинарного экзамена (тестирование).

В случае, если слушатель по уважительным причинам не успевает выполнить учебный план в установленные сроки, ему может быть продлено обучение еще на некоторое время, и это совершенно бесплатно.

Завершение обучения и получение документов. Программу можно считать завершенной, если у слушателя ко дню окончания периода обучения не имеется академических задолженностей и предоставлены все необходимые для личного дела документы. Подготовка диплома о профессиональной переподготовке с присвоением квалификации после завершения курса осуществляется максимум в течение 10 рабочих дней. Получить документы слушатели могут либо по Почте России (отправка заказным письмом), либо лично.

Источник