Шизофренический патопсихологический синдром и методы его диагностики
Шизофренический патопсихологический симптомокомплекс (синдром) устойчиво диагностируется при эндогенном психическом заболевании — шизофрении. Наиболее важным является проведение патопсихологического исследования при начальных (дебютных) проявлениях болезни, в ремиссии, экспертной практике, когда клинико-психопатологические проявления незначительны, разрознены или представлены невротическими (неврозоподобными) синдромами, а также в случаях значительной выраженности психопатологии для дифференциальной диагностики.
Варианты: выделение вариантов нецелесообразно.
Основными системообразующими факторами шизофренического патопсихологического симптомокомплекса являются нарушение селективности психических процессов (восприятия, памяти, процессов мышления), снижение уровня мотивационной активности, искажение и обеднение эмоционального реагирования, снижение целенаправленности психической активности.
Структура:
Когнитивная сфера.
Восприятие. При нарушении мотивационной стороны восприятия снижается интерес к заданию, реакция на оценку экспериментатора и т.д. Изменение субъективного значения отдельных элементов действительности может приводить к ограниченности, нереалистичности или фантастическому характеру восприятия.
Внимание. Характерен диссонанс между большей сохранностью непроизвольного и более заметным нарушением произвольного внимания. Изменение субъективного значения отдельных элементов действительности может приводить к неадекватной направленности внимания. Степень устойчивости внимания варьирует. Возможна патологическая прикованность внимания.
Память. В первую очередь страдает мотивационный компонент памяти. При этом может снижаться объем непосредственной памяти, нарушаться динамика мнестической функции. Опосредованная память страдает в значительно большей степени вследствие нарушения опосредования.
Мышление. Нарушения мышления являются ведущим компонентом данного патопсихологического симптомокомплекса. Нарушается функция всех основных звеньев мыслительной деятельности: операционного, динамического, мо-тивационного компонента, критичности. Необходимо отметить, что встречающееся в литературе выделение различных вариантов данного синдрома обуславливается разной степенью представленности и выраженности описанных нарушений.
Нарушение операционной стороны мышления:
а) искажение процесса обобщения по типу актуализации несущественных
(преимущественно — латентных или гиперабстрактных) признаков; а также час
тая опора на второстепенные, поверхностные, личностно значимые признаки;
б) расстройство (ослабление) категориального строя мышления;
в) снижения уровня обобщения, которое обнаруживается на более поздних
стадиях развития заболевания в связи с обусловленным различными причина
ми нарастанием «органического» профиля изменений.
Нарушение мотивационного компонента мышления может проявляться в формах:
а) разноплановости: суждения о каком-либо явлении протекают в разных
плоскостях; определения и выводы не представляют собой планомерного и це
ленаправленного высказывания;
б) резонерства: склонность к рассуждательству со своеобразной аффектив
ной захваченностью, сужением круга смыслообразующих мотивов, повышен
ной тенденцией к оценочным суждениям;
в) общего нарушения процесса саморегуляции познавательной деятельности. Снижается целенаправленность познавательной деятельности, предпочтение отдается легко актуализируемым способам, избегаются трудности и интеллектуальное напряжение.
Нарушение динамики мышления: чаще встречается ускорение ассоциативного процесса, реже — его замедление. Может выявляться лабильность мышления — колебание темпов выполнения и использование разных уровней обобщения; реже, особенно на начальных этапах параноидной шизофрении, инертность
мышления.
Нарушение критичности мышления характерно для всех этапов заболевания, что выступает важным диагностическим признаком в случаях, когда расстройства операционного и мотивационного компонентов не носят еще развернутого характера.
Воображение: на ранних стадиях болезни, особенно в психотических состояниях, отличается высокой продуктивностью. Характерна разнородность образов, их нереалистичность, сверхоригинальность. На более поздних стадиях развития заболевания и при неблагоприятном течении шизофренического процесса обнаруживается снижение уровня воссоздающего и творческого воображения. Речь: устная — характерны изменения семантической стороны (шизофазия, неологизмы, изменение значений слов, избыточная смысловая насыщенность речи) и просодической стороны (невыразительность и монотонность речи, недостаточная эмоциональная окраска речевых высказываний). Возможно преобладание монологовой активности. Письменная речь: своеобразие почерка, «набивка» (заполнение пустых пространств листа), орнаментация, привнесение символики, персеверация элементов.
Эмоциональная сфера. Ее нарушения могут проявляться в снижении нюансировки, динамики, адекватности эмоциональных реакций. Характерны неадекватные по амплитуде и направленности реакции на относительно стандартный стимул, выраженная эмоциональная амбивалентность и парадоксальность, обеднение всех параметров эмоционального ответа (повышение порога возникновения, ослабления амплитуды, динамики, спектра, субъективного переживания,
экспрессии).
Мотивационно-потребностная сфера. Нарушение структуры и иерархии потребностей, часто в виде сосуществования гомеостатических и отдельных высших потребностей (познавательных, эстетических) при ослаблении потребности в безопасности, самопроявлении и т.д. Нарушение побудительной и смыс-лообразующей функций мотивов. Характерными являются ослабление побудительной функции мотивов, парадоксальность мотивации в виде сосуществования нескольких взаимоисключающих мотивов, искажения целеполагания и целедостижения.
Диагностические рекомендации.
В беседе можно отметить снижение заинтересованности в контакте, в обсуждении эмоционально-значимых тем, в ряде случаев — неадекватную направленность интереса (исключительную сосредоточенность на психопатологической тематике). Имеют значение ослабление и парадоксальность мимического сопровождения, характерные речевые нарушения.
При экспериментальном исследовании преобладающим чаще отмечается формальное участие в эксперименте, слабый интерес к его целям, процессу и результатам, ослаблена реакция на критику. Исследуемые пациенты не задают вопросов, не ищут оценки и одобрения, легко нарушают инструкции, отказываются от выполнения. Отказ не является аффективно насыщенным, в ряде случа» ев его можно преодолеть достаточно легко, хотя и ненадолго. В силу нарушения критичности помощь со стороны экспериментатора используется мало или от:-‘ вергается. Темп работы испытуемого в эксперименте может быть повышен. Часты указания на субъективную истощаемость. Возможна фиксация внима» ния пациента на случайных, хаотично и причудливо выхваченных из общего контекста деталях стимульного материала. Исследование внимания пробам© Шульте, «счетом с переключением» может выявить изменения объема и переключаемое™ произвольного внимания; может отмечаться отвлекаемость на посторонние раздражители, связанная со слабостью рабочего мотива. Непроизвольное внимание обычно страдает менее, характерно снижение внимания к ошибкам, реакциям экспериментатора. При исследовании непосредственного запоминания можно отметить нарушение его динамики — феномен «плато» (мнемограмма по типу 357774). В силу нарушения процессов ассоциировав ния продуктивность опосредованно^О-■3^шоШнан^ая^[методика пиктограмм) так-жТЪШчноневысока и может быть ниже объема непосредственного. При ис* следовании ассоциативного процесса более специфичным является нарушение содержательной стороны (неадекватность ассоциаций), может нарушаться и динамика мышления (неравномерная скорость ассоциирования, снижение или повышение темпа). Нарушения мышления можно отметить в беседе и, особенно, в экспериментальном исследовании (пробы «Классификация», «Исключение», «Аналогии», «Сравнение понятий», «Толкование пословиц» и т.п.).
При легком уровне проявлений данного симптомокомплекса можно отметить незначительные нарушения селективности признаков в аналитико-синте-тических операциях: уравновешивание частоты актуализации существенных, второстепенных и латентных признаков, колебания в выборе признаков, правильного варианта решения и т.д. При более глубоких нарушениях актуализация несущественных признаков становится устойчивой, нарушается логика рассужу дений, появляются элементы разноплановости (суждения о каком либо явлении протекают в разных плоскостях; определения и выводы не представляют собой планомерного и целенаправленного высказывания), резонерства (склонность к нецеленаправленному, бесплодному рассуждательству) в тех случаях, когда имеет-место аффективная захваченность, чрезмерное сужение круга смысло-образующих мотивов, повышенная тенденция к оценочным суждениям). При исследовании мышления и воображения отмечается увеличение количества оригинальных неадекватных форм. Частым феноменом, обнаруживаемым в эксперименте, является проекция параноидных переживаний, когда содержанию стимульного материала приписываются угрожающие, враждебные импульсы, часто в прямо психопатологической форме.
Психические расстройства, при которых встречается данный патопсихологический симптомокомплекс: шизофрения, шизоаффективные расстройства, шизотипическое расстройство, шизоидное расстройство личности. Дифференциальная диагностика.
Шизофренический патопсихологический симптомокомплекс необходимо дифференцировать с СПД (см.выше). По нарушениям мотивационно-потреб-ностной и эмоциональной сфер личности шизофренический ППС необходимо разграничивать с личностно-аномальным симптомокомплексом, особенно шизоидным. Часто, особенно при наличии в клинической картине стойких нарушений аффекта, и выявлению соответствующих патопсихологических эквивалентов — с аффективным симптомокомплексом. Реже, при выявлении в рамках шизофренического симптомокомплекса нарушений внимания, снижения уровня обобщения, ослабления целенаправленности и критичности мышления — с органическим патопсихологическим симптомокомплексом. Следует обращать внимание на облигатные признаки шизофренического симптомокомплекса, включающие специфический тип искажения обобщений, ослабление моти-вационной активности, нарушение целенаправленности деятельности, обеднение и неадекватность эмоционального ответа.
Трудности и ошибки в диагностике. Встречаются, в основном, при неглубоком уровне нарушений, когда трудно отграничить эмоциональные изменения, склонность к оригинальности ассоциаций, эпизодические искажения обобщения при неглубоких нарушениях мотивационной сферы от подобных нарушений в рамках личностно-аномального симптомокомплекса. В данном случае решающим является ослабление связи эмоциональных реакций с внешними стимулами, низкая адекватность оригинальных ассоциаций, возникновение искажений при аналитико-синтетических операциях вне связи с психологически понятными личностными искажениями в процессе исследования. Также трудности могут возникнуть при сочетании с выраженными органическими нарушениями (снижение памяти, внимания, уровня обобщения), когда последние маскируют искажения мышления, нарушения мотивационно-потребностной и эмоциональной сфер. Необходимо учитывать, что нарушения продуктивности и динамики психических процессов при аффективных расстройствах часто маскируют стоящие за ними нарушения шизофренического регистра.
Формирование тестовой батареи. Рекомендуется использование стандартной тестовой батареи, с акцентом на пробы, исследующие мышление, ассоциативный процесс. В случае неглубоких нарушений целесообразно основное внимание обращать на пробы с менее структурированным материалом (например, методика Роршаха, ТАТ), большей степенью свободы, требующие высокой творческой активности пациента; а также на «провокационные» пробы, требующие достаточной критичности и целенаправленности мышления. В ряде случаев для подтверждения ослабления значения социума, изменения мотива-ционно-потребностной сферы, самооценки и т.п., целесообразно включать в тестовую батарею различные «личностные» методики (тест Сонди, тест Вагне-‘ ра, ТАТ, тест «самооценка», проективные рисуночные методики и т.п.).
Дата добавления: 2017-01-28; просмотров: 4456 | Нарушение авторских прав | Изречения для студентов
Читайте также:
Рекомендуемый контект:
Поиск на сайте:
© 2015-2020 lektsii.org — Контакты — Последнее добавление
Источник
Патопсихологический симптомокомплекс шизофренический
Патопсихологический симптомокомплекс
шизофренический
Шизофренический, или диссоциативный, симптомокомплекс,
выявляемый в ходе экспериментально-психологического исследования, складывается
из таких личностно-мотивационных расстройств, как изменение структуры иерархии
мотивов, нарушение целенаправленности мышления (резонерство, разноплановость и др.), эмоционально-волевых расстройств
(уплощение и диссоциация эмоций, парабулии и др.),
изменения самооценки и самосознания (аутизм, отчужденность и др.).
Для шизофренического симптомокомплекса
наиболее патогномоничными являются симптомы распада
мыслительных процессов, диссоциации личностно-мотивационной и операционально-процессуальной
сфер мышления, что проявляется в нецеленаправленности
мыслительной деятельности, эмоционально-выхолощенном резонерстве, ригидном
схематизме, символике, искажении процесса обобщения с разноплановым подходом к
выделению ведущих признаков, в актуализации латентных признаков предметов и
явлений, в феномене патологического полисемантизма.
«Ядром» шизофренического патопсихологического синдрома
являются нарушения селективности информации, а основными системообразующими
факторами шизофренического патопсихологического симптомокомплекса,
по мнению Г.Н. Носачева и Д.В. Романова (2001), –
нарушение селективности психических процессов (восприятия, памяти, процессов
мышления), снижение уровня мотивационной активности, искажение и обеднение
эмоционального реагирования, снижение целенаправленности психической активности.
Структура синдрома складывается из специфических
особенностей когнитивной, эмоциональной и мотивационной сфер.
Когнитивная сфера включает в себя ряд характерных
признаков, по которым различаются как восприятие, так и процессы внимания,
памяти, мышления.
Восприятие во
многих случаях является начальным признаком шизофренических изменений, что
предшествует появлению специфических особенностей мышления и эмоциональности больного.
При нарушении мотивационной стороны восприятия снижаются интерес к заданию,
реакция на оценку экспериментатора и т. д. Изменения субъективного значения
отдельных элементов действительности могут приводить к ограниченности, нереалистичности, фантастичности восприятия. Нарушения восприятия
при шизофрении легко обнаруживаются при выполнении теста Роршаха.
Диссоциативный процесс проявляется на уровне
восприятия продуцированием расщепленных, фрагментарных, диссоциированных
образов. Так, при выполнении теста Роршаха
больные демонстрируют, как правило, три патологические категории образов: дефицитарные («человек без головы», «пиджак без рукавов»,
«тигр без хвоста»); диссоциативные («раздавленное животное»,
«расплющенная кошка», «раскатанные по асфальту внутренности человека»);
символические («торжество справедливости», «наказание зла»). Подобные
интерпретации тесно связаны с характерными для больных шизофренией – нарушениями
мышления и аффективно-личностными нарушениями.
Внимание при
шизофреническом симптомокомплексе также имеет свои
специфические особенности. Как правило, при относительно сохранном интеллектуальном
уровне и относительно сохранной памяти внимание нарушается в значительно большей
степени. Характерен диссонанс между большей сохранностью непроизвольного и
более заметным нарушением произвольного внимания. Изменение субъективного значения
отдельных элементов действительности может приводить к неадекватной
направленности внимания. Степень устойчивости внимания варьирует. При
исследовании внимания с помощью проб Шульте, «счета
с переключением» можно выявить изменения объема и переключаемости
произвольного внимания, отметить отвлекаемость на посторонние раздражители,
связанные с формальностью мотива. Истощаемость, особенно субъективная,
в основном бывает повышенной. Непроизвольное внимание обычно страдает меньше,
характерно снижение внимания к ошибкам, реакциям экспериментатора.
Память страдает
преимущественно за счет снижения ее мотивационного компонента. При этом может
уменьшаться объем непосредственной памяти, нарушаться динамика мнестической функции. Опосредованная память страдает в
значительно большей степени вследствие нарушения функции опосредования.
При исследовании непосредственного запоминания можно отметить нарушение его динамики
– феномен «плато» (мнемограмма по типу 3/5/7/7/7/4). В силу нарушения процессов
ассоциирования продуктивность опосредованного запоминания (методика пиктограмм)
также обычно невысока и может быть ниже объема непосредственного.
Мышление
при шизофрении в большей части нарушено. Его нарушение является первичным и одним
из ведущих компонентов данного патопсихологического симптомокомплекса.
Нарушается функция всех основных звеньев мыслительной деятельности – операционального, динамического, мотивационного
компонентов, критичности. Необходимо отметить, что встречающееся выделение
различных вариантов данного синдрома обусловливается разной степенью представленности и выраженности описанных нарушений.
Нарушение операциональной
стороны мышления включает в себя следующее:
1. Искажение процесса обобщения по типу актуализации
несущественных (преимущественно латентных или гиперабстрактных)
признаков, а также частая опора на второстепенные, поверхностные, личностно
значимые признаки. Искажение процесса обобщения и отвлечения у больных шизофренией
особенно легко выявить, применяя методику классификации. Распределение карточек
на группы производится больными чрезмерно обобщенно, без связи с реальным
содержанием явлений либо по несущественным, необычным, неадекватным признакам.
Например, к одной группе могут быть отнесены все предметы удлиненной формы,
все предметы желтого цвета или все предметы, названия которых начинаются с
буквы «к». При выполнении заданий по методике исключения больные также производят
обобщение по несущественным, формальным признакам. Например, больной объединяет
в одну группу ножницы, катушку и трубку, потому что «все они имеют сквозные
отверстия».
2. Расстройство (ослабление) категориального строя
мышления. В тех случаях, когда ошибочные суждения единичны, эпизодичны, можно
говорить о соскальзываниях. Соскальзывания наблюдаются
у больных шизофренией при их относительной сохранности. Б. В. Зейгарник относил
соскальзывания к нарушениям логического хода мышления и характеризовал их следующим
образом: верно решая какое-либо задание или адекватно рассуждая о каком-либо
предмете, больные неожиданно сби-. ваются с правильного хода
мыслей из-за возникшей ложной ассоциации, а затем вновь способны продолжать
рассуждение последовательно, не исправляя допущенной ошибки.
3. Снижение уровня обобщения, которое обнаруживается
на более поздних стадиях развития заболевания в связи с обусловленным
различными причинами нарастанием «органического» профиля изменений.
Нарушение мотивационного компонента мышления может проявляться в следующих формах:
1. Разноплановости (суждения о каком-либо явлении протекают в разных
плоскостях; определения и выводы не представляют собой планомерного и целенаправленного
высказывания). При исследовании методикой исключения нередко у больных шизофренией
обнаруживаются явления разноплановости мышления. Одно
и то же задание больной выполняет в нескольких вариантах (иногда один из них
правильный). При этом предпочтение какому-либо решению не отдается. Например,
задание, требующее обобщения измерительных приборов, больной решает так:
«Здесь могут быть три плана. Первый план – я исключаю очки. При этом
руководствуюсь не желанием слепоты духовной. Очки – это символическая согласованность,
свидетельствующая о слепоте. Второй план – при рассмотрении с позиций человеческой
необходимости использования в быту – нужны все четыре предмета. Есть и третий
план – все эти предметы, кроме весов, являются более единичными,
цельными по своей природе». Эти явления разноплановости
наблюдаются и при обследовании больных шизофренией с помощью других экспериментальных
методик, где предполагается целенаправленная и последовательная деятельность
(например, соотношение пословиц и фраз), так как разноплановость
– проявление нарушения целенаправленности мышления.
2. В резонерстве (склонности к рассуждениямсо своеобразной аффективной захваченностью, сужением круга смыслообразующих
мотивов, с повышенной тенденцией к оценочным суждениям). Случайные, неадекватные ассоциации обнаруживаются в
пиктограммах больных шизофренией. Применяя методику пиктограмм, можно выявить
нарушения ассоциативного процесса зачастую тогда, когда они еще остаются
незаметными при исследовании другими методами. Обнаруженные в пиктограммах у
больных шизофренией расстройства соотнесения абстрактно-смысловых и
предметно-конкретных компонентов аналитико-синтетической деятельности можно
расценивать как результат нарушения взаимодействия сигнальных систем.
При указанной методике исследований у больных нередко
отмечается своеобразная легкость, с которой они подбирают образы для опосредования. Иногда вся пиктограмма представлена
чрезмерно отвлеченными, абстрактными значками. Такие формально-схематические
пиктограммы наблюдаются только у больных шизофренией. По Г.В.
Биренбаум, они отображают характерную для мышления
этих больных «пустую» символику – это не присущая здоровым способность
абстрагироваться как высшее проявление психической деятельности, а вычурный,
формальный способ искаженного отражения действительности, обусловленный
аутизмом больных шизофренией.
С преобладанием случайных, несущественных ассоциаций,
с актуализацией «слабых» признаков предметов и явлений связаны и наблюдающиеся
у больных шизофренией явления бесплодного мудрствования – резонерства, которое
проявляется при объяснении больными смысла прочитанных рассказов. Вот как был
понят больным рассказ «Колумбово яйцо»: «Колумб,
прежде чем отправиться в экспедицию, все предварительно взвесил: ибо самое
трудное – это подготовка к экспедиции, а не свершение. Что касается яйца, то
теоретически оно не может стоять вертикально, так как разбитое яйцо – это уже
не яйцо. Дело в том, что яйцо – это идея путешествия. Идеи бывают разные –
осуществимые и неосуществимые. Поставив яйцо вертикально, Колумб продемонстрировал
согражданам превращение идеи неосуществимой в осуществимую».
3. В общем нарушении процесса саморегуляции
познавательной деятельности. Снижается
целенаправленность познавательной деятельности, предпочтение отдается легко
актуализируемым способам, избегаются трудности и интеллектуальное напряжение.
По характеру проведения классификации больными шизофренией нередко можно
судить о нарушении у них целенаправленности мышления, приводящем к непродуктивности
мыслительной деятельности, хотя выполнение отдельных, достаточно сложных заданий
свидетельствует о том, что интеллектуальный уровень у них не снижен. Примером
этого является классификация, построенная на несопоставимых критериях, когда в
основе классификации не лежит какая-то единая система: отдельные группы
подбираются по количеству букв в названиях предметов, в то время как другие
группы выделяются по критериям «живое-неживое»,
«существа женского или мужского пола».
Нарушение динамики мышления также в значительном
числе случаев характерно для больного шизофренией: чаще встречается ускорение
ассоциативного процесса, реже – его замедление. Могут выявляться лабильность
мышления (колебание темпов выполнения и использование разных уровней обобщения);
иногда, особенно на начальных этапах параноидной шизофрении, – инертность
мышления.
Нарушение критичности мышления характерно для всех
этапов заболевания, что является важным диагностическим признаком в случаях,
когда расстройства операционального и мотивацион-ного компонентов не
носят еще развернутого характера.
Воображениена ранних стадиях болезни, особенно в психотических состояниях, характеризуется относительно
высокой продуктивностью. Наблюдается разнородность образов, их нереалистичность, сверхоригинальность,
а также склонность к символизации. На более поздних стадиях развития
заболевания и при неблагоприятном течении шизофренического процесса
обнаруживается снижение уровня воссоздающего и творческого воображения.
Речьбольного также имеет специфические черты. В устной
речи происходят изменения семантической стороны (шизофазия,
неологизмы, изменение значений слов, избыточная смысловая насыщенность речи) и
просодической стороны (невыразительность и монотонность речи, недостаточная
эмоциональная окраска речевых высказываний). Возможно преобладание монологовой активности. Письменная речь отличается своеобразием
почерка, «набивкой» (заполнением пустых пространств листа), орнаментацией,
привнесением символики, персеверацией отдельных элементов.
Нарушение
эмоциональной сферы является, как
правило, неизменным спутником шизофренического процесса. Ее нарушение может
проявляться в снижении нюансировки, динамики, адекватности эмоциональных
реакций. Характерны неадекватные по амплитуде и направленности реакции на относительно
стандартный стимул, выраженная эмоциональная амбивалентность, обеднение всех
параметров эмоционального ответа (повышение порога возникновения, ослабления
амплитуды, динамики, спектра, субъективного переживания, экспрессии).
Впечатление об эмоциональных особенностях обследуемого складывается в процессе
самого экспериментально-психологического исследования, даже без применения
специальных методик. При этом учитываются характер установления контакта с
обследуемым, его отношение к данной ситуации, интерес к оценке экспериментатором
его решения. Больные шизофренией часто безразлично относятся к патопсихологическому
исследованию, замечания исследующего о неправильности избранного модуса
решения заданий не влияют на дальнейшую деятельность больного. Эмоциональные
расстройства наряду с искажением процесса обобщения играют определенную роль в
том, что ошибочные суждения больных шизофренией в эксперименте не корригируются.
В эмоциональной сфере больных шизофренией обращает на
себя внимание наличие амбивалентных элементов с одновременным проявлением
противоположных по модальности переживаний: любви и ненависти, безразличия и
заботы, нежности и эмоциональной холодности. При наличии выраженных
патопсихологических расстройств отмечается постепенное обеднение, оскудение
эмоциональной сферы со своеобразным уплощением аффективности.
Больные становятся безразличными ко всему происходящему, равнодушными к чужим
бедам, неспособными к сопереживанию.
Отмечаются также нарушения в мотивационной сфере.
Интересы, склонности, ценности больного перестают выполнять для него
побудительную функцию. Поведение не подчиняется значимым для личности задачам.
Нарушения мотивационной сферы неизбежно приводят к нарушениям личностного
смысла. Личностный смысл – это то, что в норме создает пристрастность
человеческого сознания и придает определенную значимость явлениям, изменяет в
восприятии человека сущность, значение этих явлений. Выбор значимых для
человека признаков, предметов и явлений, т. е. селективность информации,
определяется личностным смыслом, который эти предметы или явления приобретают
для индивида. У больных шизофренией личностный смысл предметов и явлений часто
не совпадает с общепринятыми и обусловленными реальной ситуацией знаниями
человека о них.
Мотивационно-потребностная сфера при шизофреническом патопсихологическом симптомокомплексе характеризуется нарушением структуры и
иерархии потребностей, часто проявляется в виде сосуществования
гомеостатических и отдельных высших потребностей (познавательных, эстетических)
при ослаблении потребности в безопасности, самопроявлении
и т.д. Отмечается также нарушение побудительной и смыслообразующей
функции мотивов. Характерными становятся ослабление побудительной функций
мотивов, парадоксальность мотивации, что выражается в сосуществовании нескольких
взаимоисключающих мотивов, искажении целеполагания и целедостижения.
В беседе можно отметить снижение заинтересованности в
контакте, в обсуждении эмоционально значимых тем, в ряде случаев – неадекватную
направленность интереса (сосредоточенность на обсуждении психопатологической
продукции). Наблюдаются ослабление и парадоксальность мимического
сопровождения, характерные речевые нарушения. При экспериментальном
исследовании преобладающим является формальное участие в эксперименте, часто
отмечается снижение интереса к его целям, процессу и результатам, ослаблена
реакция на критику. Исследуемые пациенты не задают вопросов, не ищут оценки и
одобрения, не следят за реакцией экспериментатора, легко нарушают инструкцию,
отказываются от выполнения заданий. Отказ при этом, как правило, не насыщен
аффективно, в ряде случаев его можно преодолеть достаточно легко, хотя и
ненадолго. В связи с нарушением критичности помощь экспериментатора больным используется
мало или отвергается. Темп работы испытуемого в эксперименте может быть повышен.
Часты указания на субъективную истощаемость. Возможна
фиксация внимания пациента на случайных, хаотично и причудливо выхваченных из
общего контекста деталях стимульного материала.
К видам нозологических форм, при которых встречается
данный патопсихологический симптомокомплекс,
относятся шизофрения, шизоаффективное расстройство, шизотипическое расстройство, шизоидное расстройство
личности.
Источник