Шизофренический и психопатический патопсихологические синдромы

Шизофренический и психопатический патопсихологические синдромы thumbnail
Лекции.Орг

Шизофренический патопсихологический симптомокомплекс (синдром) ус­тойчиво диагностируется при эндогенном психическом заболевании — шизоф­рении. Наиболее важным является проведение патопсихологического исследо­вания при начальных (дебютных) проявлениях болезни, в ремиссии, экспертной практике, когда клинико-психопатологические проявления незначительны, раз­рознены или представлены невротическими (неврозоподобными) синдромами, а также в случаях значительной выраженности психопатологии для дифферен­циальной диагностики.

Варианты: выделение вариантов нецелесообразно.

Основными системообразующими факторами шизофренического патопси­хологического симптомокомплекса являются нарушение селективности психи­ческих процессов (восприятия, памяти, процессов мышления), снижение уровня мотивационной активности, искажение и обеднение эмоционального реаги­рования, снижение целенаправленности психической активности.

Структура:

Когнитивная сфера.

Восприятие. При нарушении мотивационной стороны восприятия снижает­ся интерес к заданию, реакция на оценку экспериментатора и т.д. Изменение субъективного значения отдельных элементов действительности может приво­дить к ограниченности, нереалистичности или фантастическому характеру вос­приятия.

Внимание. Характерен диссонанс между большей сохранностью непроиз­вольного и более заметным нарушением произвольного внимания. Изменение субъективного значения отдельных элементов действительности может приво­дить к неадекватной направленности внимания. Степень устойчивости внима­ния варьирует. Возможна патологическая прикованность внимания.

Память. В первую очередь страдает мотивационный компонент памяти. При этом может снижаться объем непосредственной памяти, нарушаться динамика мнестической функции. Опосредованная память страдает в значительно боль­шей степени вследствие нарушения опосредования.

Мышление. Нарушения мышления являются ведущим компонентом данно­го патопсихологического симптомокомплекса. Нарушается функция всех основ­ных звеньев мыслительной деятельности: операционного, динамического, мо-тивационного компонента, критичности. Необходимо отметить, что встречаю­щееся в литературе выделение различных вариантов данного синдрома обус­лавливается разной степенью представленности и выраженности описанных нарушений.

Нарушение операционной стороны мышления:

а) искажение процесса обобщения по типу актуализации несущественных
(преимущественно — латентных или гиперабстрактных) признаков; а также час­
тая опора на второстепенные, поверхностные, личностно значимые признаки;

б) расстройство (ослабление) категориального строя мышления;

в) снижения уровня обобщения, которое обнаруживается на более поздних
стадиях развития заболевания в связи с обусловленным различными причина­
ми нарастанием «органического» профиля изменений.

Нарушение мотивационного компонента мышления может проявляться в формах:

а) разноплановости: суждения о каком-либо явлении протекают в разных
плоскостях; определения и выводы не представляют собой планомерного и це­
ленаправленного высказывания;

б) резонерства: склонность к рассуждательству со своеобразной аффектив­
ной захваченностью, сужением круга смыслообразующих мотивов, повышен­
ной тенденцией к оценочным суждениям;

в) общего нарушения процесса саморегуляции познавательной деятельнос­ти. Снижается целенаправленность познавательной деятельности, предпочтение отдается легко актуализируемым способам, избегаются трудности и интеллек­туальное напряжение.

Нарушение динамики мышления: чаще встречается ускорение ассоциатив­ного процесса, реже — его замедление. Может выявляться лабильность мышле­ния — колебание темпов выполнения и использование разных уровней обобще­ния; реже, особенно на начальных этапах параноидной шизофрении, инертность

мышления.

Нарушение критичности мышления характерно для всех этапов заболевания, что выступает важным диагностическим признаком в случаях, когда расстрой­ства операционного и мотивационного компонентов не носят еще развернуто­го характера.

Воображение: на ранних стадиях болезни, особенно в психотических состо­яниях, отличается высокой продуктивностью. Характерна разнородность обра­зов, их нереалистичность, сверхоригинальность. На более поздних стадиях раз­вития заболевания и при неблагоприятном течении шизофренического процесса обнаруживается снижение уровня воссоздающего и творческого воображения. Речь: устная — характерны изменения семантической стороны (шизофазия, неологизмы, изменение значений слов, избыточная смысловая насыщенность речи) и просодической стороны (невыразительность и монотонность речи, не­достаточная эмоциональная окраска речевых высказываний). Возможно пре­обладание монологовой активности. Письменная речь: своеобразие почерка, «набивка» (заполнение пустых пространств листа), орнаментация, привнесение символики, персеверация элементов.

Эмоциональная сфера. Ее нарушения могут проявляться в снижении нюан­сировки, динамики, адекватности эмоциональных реакций. Характерны неадек­ватные по амплитуде и направленности реакции на относительно стандартный стимул, выраженная эмоциональная амбивалентность и парадоксальность, обед­нение всех параметров эмоционального ответа (повышение порога возникно­вения, ослабления амплитуды, динамики, спектра, субъективного переживания,

Читайте также:  Алматы дети с синдромом дауна

экспрессии).

Мотивационно-потребностная сфера. Нарушение структуры и иерархии потребностей, часто в виде сосуществования гомеостатических и отдельных высших потребностей (познавательных, эстетических) при ослаблении потреб­ности в безопасности, самопроявлении и т.д. Нарушение побудительной и смыс-лообразующей функций мотивов. Характерными являются ослабление побу­дительной функции мотивов, парадоксальность мотивации в виде сосущество­вания нескольких взаимоисключающих мотивов, искажения целеполагания и целедостижения.

Диагностические рекомендации.

В беседе можно отметить снижение заинтересованности в контакте, в обсуж­дении эмоционально-значимых тем, в ряде случаев — неадекватную направлен­ность интереса (исключительную сосредоточенность на психопатологической тематике). Имеют значение ослабление и парадоксальность мимического сопро­вождения, характерные речевые нарушения.

При экспериментальном исследовании преобладающим чаще отмечается формальное участие в эксперименте, слабый интерес к его целям, процессу и результатам, ослаблена реакция на критику. Исследуемые пациенты не задают вопросов, не ищут оценки и одобрения, легко нарушают инструкции, отказыва­ются от выполнения. Отказ не является аффективно насыщенным, в ряде случа» ев его можно преодолеть достаточно легко, хотя и ненадолго. В силу нарушения критичности помощь со стороны экспериментатора используется мало или от:-‘ вергается. Темп работы испытуемого в эксперименте может быть повышен. Часты указания на субъективную истощаемость. Возможна фиксация внима» ния пациента на случайных, хаотично и причудливо выхваченных из общего контекста деталях стимульного материала. Исследование внимания пробам© Шульте, «счетом с переключением» может выявить изменения объема и пере­ключаемое™ произвольного внимания; может отмечаться отвлекаемость на посторонние раздражители, связанная со слабостью рабочего мотива. Непро­извольное внимание обычно страдает менее, характерно снижение внимания к ошибкам, реакциям экспериментатора. При исследовании непосредственного запоминания можно отметить нарушение его динамики — феномен «плато» (мнемограмма по типу 357774). В силу нарушения процессов ассоциировав ния продуктивность опосредованно^О-■3^шоШнан^ая^[методика пиктограмм) так-жТЪШчноневысока и может быть ниже объема непосредственного. При ис* следовании ассоциативного процесса более специфичным является нарушение содержательной стороны (неадекватность ассоциаций), может нарушаться и динамика мышления (неравномерная скорость ассоциирования, снижение или повышение темпа). Нарушения мышления можно отметить в беседе и, особен­но, в экспериментальном исследовании (пробы «Классификация», «Исключе­ние», «Аналогии», «Сравнение понятий», «Толкование пословиц» и т.п.).

При легком уровне проявлений данного симптомокомплекса можно отме­тить незначительные нарушения селективности признаков в аналитико-синте-тических операциях: уравновешивание частоты актуализации существенных, второстепенных и латентных признаков, колебания в выборе признаков, правиль­ного варианта решения и т.д. При более глубоких нарушениях актуализация не­существенных признаков становится устойчивой, нарушается логика рассужу дений, появляются элементы разноплановости (суждения о каком либо явлении протекают в разных плоскостях; определения и выводы не представляют собой планомерного и целенаправленного высказывания), резонерства (склонность к нецеленаправленному, бесплодному рассуждательству) в тех случаях, когда имеет-место аффективная захваченность, чрезмерное сужение круга смысло-образующих мотивов, повышенная тенденция к оценочным суждениям). При исследовании мышления и воображения отмечается увеличение количества оригинальных неадекватных форм. Частым феноменом, обнаруживаемым в эксперименте, является проекция параноидных переживаний, когда содержанию стимульного материала приписываются угрожающие, враждебные импульсы, часто в прямо психопатологической форме.

Психические расстройства, при которых встречается данный патопсихоло­гический симптомокомплекс: шизофрения, шизоаффективные расстройства, шизотипическое расстройство, шизоидное расстройство личности. Дифференциальная диагностика.

Шизофренический патопсихологический симптомокомплекс необходимо дифференцировать с СПД (см.выше). По нарушениям мотивационно-потреб-ностной и эмоциональной сфер личности шизофренический ППС необходимо разграничивать с личностно-аномальным симптомокомплексом, особенно шизоидным. Часто, особенно при наличии в клинической картине стойких на­рушений аффекта, и выявлению соответствующих патопсихологических экви­валентов — с аффективным симптомокомплексом. Реже, при выявлении в рам­ках шизофренического симптомокомплекса нарушений внимания, снижения уровня обобщения, ослабления целенаправленности и критичности мышления — с органическим патопсихологическим симптомокомплексом. Следует обра­щать внимание на облигатные признаки шизофренического симптомокомплек­са, включающие специфический тип искажения обобщений, ослабление моти-вационной активности, нарушение целенаправленности деятельности, обедне­ние и неадекватность эмоционального ответа.

Читайте также:  Синдром гиперстимуляции яичников как лечить

Трудности и ошибки в диагностике. Встречаются, в основном, при неглубо­ком уровне нарушений, когда трудно отграничить эмоциональные изменения, склонность к оригинальности ассоциаций, эпизодические искажения обобще­ния при неглубоких нарушениях мотивационной сферы от подобных наруше­ний в рамках личностно-аномального симптомокомплекса. В данном случае решающим является ослабление связи эмоциональных реакций с внешними стимулами, низкая адекватность оригинальных ассоциаций, возникновение ис­кажений при аналитико-синтетических операциях вне связи с психологически понятными личностными искажениями в процессе исследования. Также труд­ности могут возникнуть при сочетании с выраженными органическими нару­шениями (снижение памяти, внимания, уровня обобщения), когда последние маскируют искажения мышления, нарушения мотивационно-потребностной и эмоциональной сфер. Необходимо учитывать, что нарушения продуктивности и динамики психических процессов при аффективных расстройствах часто мас­кируют стоящие за ними нарушения шизофренического регистра.

Формирование тестовой батареи. Рекомендуется использование стандар­тной тестовой батареи, с акцентом на пробы, исследующие мышление, ассоци­ативный процесс. В случае неглубоких нарушений целесообразно основное внимание обращать на пробы с менее структурированным материалом (на­пример, методика Роршаха, ТАТ), большей степенью свободы, требующие вы­сокой творческой активности пациента; а также на «провокационные» пробы, требующие достаточной критичности и целенаправленности мышления. В ряде случаев для подтверждения ослабления значения социума, изменения мотива-ционно-потребностной сферы, самооценки и т.п., целесообразно включать в тестовую батарею различные «личностные» методики (тест Сонди, тест Вагне-‘ ра, ТАТ, тест «самооценка», проективные рисуночные методики и т.п.).

Дата добавления: 2017-01-28; просмотров: 4776 | Нарушение авторских прав | Изречения для студентов

Читайте также:

Рекомендуемый контект:

Поиск на сайте:

© 2015-2020 lektsii.org — Контакты — Последнее добавление

Источник

Патопсихологический симптомокомплекс (синдром) – совокупность нарушений (особенностей) познавательных процессов, эмоциональных и поведенческих реакций, относительно специфичных для той или иной нозологии, имеющих в своей основе ряд системообразующих факторов и интегративных психологических механизмов.

Типы патопсихологических симптомокомплексов (синдромов)

Основными типами патопсихологических симптомокомплексов являются следующие: шизофренический (диссоциативный), органический, психопатический (личностно-аномальный), олигофренический и синдром психогенной дезорганизации психической деятельности.
Для шизофренического (диссоциативного) симптомокомплекса наиболее характерными являются нарушения мыслительной деятельности, детерминированные личностной уплощенностью, изменениями смыслообразующей функции мотивов. Эти основные расстройства проявляются при патопсихологическом исследовании в виде:
• нецеленаправленности мыслительного процесса;
• непоследовательности суждений;
• специфического эмоционально выхолощенного и бесплодного резонерства, символики;
• искажений процесса обобщения с разноплановым подходом к выделению ведущих признаков;
• актуализации слабых и латентных признаков предметов и понятий;
• феноменов патологического полисемантизма, причудливости, неадекватности и, выхолощенности ассоциаций, фрагментарности восприятия;
• своеобразных динамических нарушений внимания и умственной работоспособности;
• нарушений критичности мышления;
• неадекватной самооценки.
«Ядром» патопсихологических нарушений органического симптомокомплекса выступают изменения в операциональной сфере мышления и мнестических процессах по типу снижения интеллектуальных и мнестических возможностей испытуемых при относительной сохранности личностно-мотивационного компонента мышления, достаточной адекватности эмоциональных реакций. В эксперименте отмечается:
• выраженная тенденция к образованию конкретно-ситуационных связей;
• обстоятельность суждений в сочетании со снижением всех видов запоминания;
• замедленность, стереотипность ассоциаций;
• нарушением умственной работоспособности с лабильностью внимания;
• субъективная утомляемость;
• нарушения активности и колебания качества ответов по мере увеличения интеллектуальной нагрузки;
• снижение возможности критической оценки ситуации при относительно сохранной самооценке.
Психопатический (личностно-аномальный) симптомокомплекс патопсихологических расстройств складывается из:
• нарушений самооценки;
• неадекватного уровня притязаний (чаще завышенного);
• расстройств прогностической и регуляторной функции мышления со своеобразным эмоционально насыщенным рассуждательством (резонерством);
• неустойчивости мотивации в процессе обобщения;
• выраженной аффективной логики суждений при затрагивании наиболее личностно значимых тем;
• явлений парциальной некритичности при оценке своего противоправного поведения и ситуации.
В олигофренический симптомокомплекс входят такие проявления:
• неспособность к обучению и формированию понятий;
• дефицит интеллекта;
• дефицит общих сведений и знаний;
• примитивность и конкретность мышления;
• неспособность к абстрагированию;
• повышенная внушаемость;
• эмоциональные расстройства.
Основу патопсихологического синдрома психогенной дезорганизации психической деятельности, свойственного реактивным психозам, составляют:
• аффективной ситуационной обусловленности поведения;
• характерные признаки специфической хаотичности, ненаправленности деятельности;
• своеобразные «искажения» процесса обобщения с выделением аффективно значимых признаков предметов, с аффективно обусловленными задержками, затруднениями, нарушениями в операциях опосредования, абстрагирования;
• снижение уровня обобщения, чаще динамического характера (выделение конкретных признаков);
• затруднения при понимании логических связей событий;
• неспособность осмысления относительно несложных наглядно-образных ситуаций с искаженной переработкой сюжета, вытеснением эмоционально значимого (отрицательно окрашенного) компонента;
• нарушения праксиса привычных навыков (с явлениями апраксии);
• нарушения памяти (всех ее видов: оперативной, кратковременной, отсроченной; непосредственного и опосредованного запоминания), сочетающиеся с трудностями переключения внимания, замедленным и неравномерным темпом психической деятельности.
Не все компоненты, не все симптомы, описанные выше, могут быть определены в том или ином симптомокомплексе в обязательном порядке, и с равной степенью выраженности. Однако всегда обнаруживается его «ядро». Например, нарушение селективности познавательных процессов (при шизофреническом синдроме), снижение интеллектуальных процессов и умственной работоспособности (при органическом), аффективная обусловленность поведения с парциальной некритичностью и завышенным уровнем притязаний (при психопатическом), реактивная дезорганизация умственной деятельности (при психогенном).

Читайте также:  Синдром раздраженной толстой кишки код по мкб 10

Перечень ригистр-синдромов дополнил В.М. Блейхер (1996):

I – шизофренический;
II – аффективно-эндогенный (в клинике ему соответствуют маниакально-депрессивный психоз и функциональные аффективные психозы позднего возраста).
III – олигофренический;
IV – экзогенно-органический (в клинике ему соответствуют экзогенно-органические поражения головного мозга – церебральный атеросклероз, последствия черепно-мозговой травмы, токсикомании и т. д.);
V – эндогенно-органический (в клинике – истинная эпилепсия, первичные атрофические процессы в головном мозге);
VI – личностно-аномальный (в клинике – акцентуированные и психопатические личности и обусловленные в значительной мере аномальной почвой психогенные реакции);
VII – психогенно-психотический (в клинике – реактивные психозы);
VIII – психогенно-невротический (в клинике – неврозы и невротические реакции).

Литература:
1. Блейхер, В.М. Практическая патопсихология: Руководство для врачей и медицинских психологов. / В.М. Блейхер, И.В. Крук, С.Н. Боков. – Ростов-н/Д.: «Феникс», 1996. – С. 38–44.
2. Кудрявцев, И.А. О диагностической информативности некоторых патопсихологических синдромов / И.А. Кудрявцев // Журн. невропатологии и психиатрии им. С.С.Корсакова. – 1982. – № 12. – С. 1814–1818.
3. Кудрявцев, И.А. Патопсихологические симптомокомплексы нарушений познавательной деятельности при психических заболеваниях: факторная структура и диагностическая информативность. / И.А. Кудрявцев, Ф.С.Сафуанов// Журн. неврологии и психиатрии им. С.С. Корсакова. – 1989. – № 6. – С. 86–92.
4. Менделевич, В.Д. Клиническая и медицинская психология. Практическое руководство. / В.Д. Менделевич. – М.: МЕДпресс, 1998. – С. 28–30.
5. Особенности патопсихологической квалификации результатов экспериментально-психологического исследования в условиях судебно-психиатрической экспертизы. Методические рекомендации. – М.: НИИ ОИСП им. В.П.Сербского, 1985. – 27 с.
Источник: Беребин М.А. Практикум по патопсихологии: учебное пособие / А.Ю. Рязанова. – Челябинск: Издательский центр ЮУрГУ, 2017. – 131 с.

Источник