Шаг за шагом методика для детей с синдромом дауна

Консультация для родителей детей с синдромом Дауна.

Необходимость раннего начала коррекционной работы с детьми с особыми потребностями в настоящее время признается большинством исследователей и специалистов. Синдром Дауна (Downs Syndrome) возникает в результате генетической аномалии. Впервые признаки людей с синдромом Дауна описал в 1866 году английский врач Джон Лэнгдон Даун (Down), чье имя и послужило названием для данного синдрома. Причина же синдрома была обнаружена лишь в 1959 году французским ученым Жеромом Леженом (Lejeune). [1]

Синдром возникает из-за процесса расхождения хромосом при образовании гамет (яйцеклеток и сперматозоидов), в результате чего ребенок получает от матери (в 90% случаев) или от отца (в 10% случаев) лишнюю 21-ю хромосому. У большинства больных синдромом Дауна имеется три 21-х хромосомы вместо положенных двух; в 58% случаев аномалия связана с присутствием не целой лишней хромосомы, а ее фрагментов.

Синдром Дауна является на сегодняшний день самым распространенным генетическим нарушением. Ежегодно рождается около 5 000 детей с синдромом Дауна, а это примерно один на 600 — 800 новорожденных. Всего в республике около 500 детей с подобной патологией [2]

Степень проявления нарушений интеллекта у детей с синдромом Дауна очень сильно варьируется, что зависит как от врожденных факторов и индивидуальных особенностей, так и от времени начала обучения по специальным методикам. Такие дети обучаемы, но успешность обучения находится в прямой зависимости от целесообразности использования той или иной методики, профессионализма педагогов, заинтересованности и участии родителей в развитии своего ребенка.

В данной статье я хочу раскрыть  одну из методик развития деток с ОВЗ, которую исполбзую в работе.

(«Step by step») «Шаг за шагом».

В первую очередь ребенка с синдромом Дауна следует учить навыкам самообслуживания и поведения в быту, которые не только обеспечивают его самостоятельность и независимость, но и служат развитию личности, способствуют уверенности и повышению самооценки. В странах Европы и в Америке много лет применяется пошаговая методика «Step by step» для обучения детей с особенностями развития. Она очень эффективна для детей с синдромом Дауна. Трудности социальной адаптации таких детей в значительной степени определяются недостаточной сформированностью у них элементарных бытовых навыков. К основным навыкам, обеспечивающим самостоятельность ребенка в любой ситуации, относятся навыки самообслуживания и навыки ухода за домом. И учится им важно своевременно. В основе любой деятельности лежат базовые моторные и психические функции: концентрация внимания, общая и тонкая моторика. Это подготовительные навыки. Учить тому или иному навыку самообслуживания можно только тогда, когда ребенок свободно овладел включенными в него подготовительными навыками. Процесс обучения овладению навыками должен быть целенаправленным, учитывающим особенности психофизического развития и жизненного опыта, осуществляться на положительном эмоциональном фоне с широким применением поощрений. Ребенку необходимо время, специально выделенное для отработки навыков, обучения и повторения. Учить самостоятельности и бытовым навыкам ребенка нужно на самом простом материале и в самых простых условиях. 

Обучая детей с синдромом Дауна, ставится цель

максимально развить их познавательные возможности, подготовить к

посещению детского сада и школы и к самостоятельной (или относительно самостоятельной) жизни в будущем.

При организации работы с такими детьми важным является определение цели и задач занятий.

В связи с этим были определены цель и задачи данных занятий.

Цель — социально-эмоциональное развитие и формирование навыков взаимодействия и общения у детей с синдромом Дауна в возрасте 2,5-7 лет.

Задачи: 1) развитие навыков общения;

2) развитие навыков общей моторики;

3) восприятие речи;

4) развитие навыков самообслуживания и социальных навыков.

Продолжительность занятий колеблется от 45 до 60 минут.

Как образец, предлагаю такую структуру занятия:

Участники сидят в кругу. Приветствие участников группы. Педагог знакомится с детьми, родитель представляет себя и ребенка. Участники группы приветствуют родителя и ребенка. Педагог приветствует ребенка с помощью упражнения « Привет, ладошки» (здоровается с ладошками, поглаживая их, налаживая телесный контакт с ребенком).

Основная часть . Задачами данной части занятий являются: -учить фиксировать взгляд на объекте, предъявляемом фронтально, прослеживать его перемещение;

— обращать внимание на появление и исчезновение объекта;

— работать над понимаем обращенной речи – учить соотносить объекты с жестами, словами и звукоподражаниями.

Стимулировать появление и использование жестов и звукоподражаний в ответ на вопросы: «кто это?», «что это?», «кто к нам пришел?». Отвечать по подражанию, используя жест и/ или звукоподражания.

Учить дожидаться своей очереди.

Оборудование:

— игрушки: мишка, зайка.

Речевой материал. Существительные: люди: имена детей группы, мама, папа, тетя, дядя; игрушки: мишка, зайка.

Глаголы: дай, на, смотри, поздоровайся, попрощайся ( до свидания, пока).

Здравствуйте ребята. Сегодня к нам в гости пришел мишка. Где мишка? У мишки есть голова, уши, глаза, нос, рот, руки и ноги. Параллельно идет проецирование на детей: А где ваша голова? Ваши глазки, нос,… . Далее мишка « идет» в гости к каждому ребенку. Ребенку задаются наводящие вопросы. В последующем происходит аналогичное знакомство с зайкой. Все слова сопровождаются жестами.

Второй частью является свободная игра. Данное время в занятии выделено для самостоятельной игры детей, в ходе которой родители и педагог, наблюдают за детьми, при необходимости помогают им. Для детей – это является первым шагом к самостоятельности, а родители получают возможность убедиться в том, что их дети уже многое умеют. Педагогам свободная игра дает возможность определить уровень социального, эмоционального, речевого развития детей.

От свободной игры осуществляется переход к музыкальной части занятия. Задачами данной части являются: приучать слушать простые песенки, учить выполнять простые жесты, по подражанию с использованием, при необходимости совмещенных действий, учить после окончания звучания музыки складывать игрушки в коробочку.

Оборудование: магнитофон, диски с записями мелодий и песен, мячики, погремушки.

Прощание на занятии осуществляется, следующим образом. Дети собираются в круг и прощаются друг с другом.

Далее в занятия, могут быть включены изобразительная деятельность, лепка и аппликация.

Несмотря на объективные возрастные особенности ребенка, его поведение, привычки и первые интересы зависят от среды и, главным образом, характера непосредственных влияний на ребенка окружающих его взрослых, воспитания и обучения.

Совместная работа педагогов, родителей способствуют успешной социализации ребенка с синдромом Дауна.

Источник

Спорт является важнейшей составляющей гармоничного развития детей с синдромом Дауна.

Физические упражнения закладывают фундамент для крепкого здоровья с самого детства. Они укрепляют иммунитет, тренируют сердечно-сосудистую и дыхательную системы, помогают в развитии и совершенствовании базовых двигательных навыков.

Читайте также:  Понятие о синдроме раннего аутизма

Но уникальность спорта в том, что он воздействует не только на физическое развитие. Участие в спортивных программах улучшает познавательную деятельность ребенка с синдромом Дауна, развивает речь, оказывает положительное влияние на его социальную жизнь, эмоциональное состояние и, как следствие, психологическое развитие и становление характера. Любое достижение делает его более уверенным в себе, поднимает настроение, бодрит, мотивирует быть активным и добиваться новых успехов.

Кроме того, регулярные занятия спортом с самого детства могут стать для ребенка хорошим увлечением, которое будет приносить удовольствие, способствовать ощущению благополучия, самодостаточности и пригодится в будущем, например, при выборе профессии.

Многие дети с синдромом Дауна связывают жизнь со спортом, участвуют в соревнованиях, представляют свою страну на международных турнирах, в том числе на специальных олимпийских играх.

Развивающая гимнастика

Детям с синдромом Дауна присущи определенные особенности строения и восприятия информации, отрицательно сказывающиеся на сроках проявления двигательных навыков и их качестве.

К особенностям строения относятся: сниженный мышечный тонус; чрезмерная подвижность суставов, связанная со слабостью связок; недостаточность реакций равновесия; нарушение сенсорного восприятия, проприоцептивной, кинестетической, вестибулярной чувствительности, отвечающих за моторику и определение тела в пространстве.

К особенностям восприятия информации относятся: быстрая потеря интереса, концентрации внимания и мотивации. При обучении детей с синдромом Дауна рекомендуется использовать аудио-визуальный метод, затрагивающий несколько органов чувств, поскольку на слух они плохо воспринимают информацию. Во время обучения многим детям с синдромом Дауна нужно быть активными.

Учитывая эти особенности, развивающая гимнастика в Европейском Гимнастическом Центре является наиболее подходящим видом спорта для детей с синдромом Дауна.

Преимущества развивающей гимнастики:

Во время обучения многим детям с синдромом Дауна нужно быть активными

— Занятия можно начинать с первых уверенных шагов;

— Многообразие упражнений для любых способностей;

— Развитие координации, вестибулярного аппарата, общего контроля движений;

— Укрепление мышц и снижение повышенной подвижности суставов;

— Тренировка выносливости;

— Коррекция ортопедических и неврологических нарушений;

— Развитие нервной системы и сенсорного восприятия;

— Формирование навыков крупной и мелкой моторики;

— Укрепление иммунитета;

— Развитие логики и мышления;

— Развитие эмоций и мотивации;

— Социальная адаптация.

Преимущества тренировочного процесса:

— Легкая адаптация к физическим нагрузкам;

— Увлекательный формат занятий;

— Разнообразное интересное оборудование;

— Тренировка на гимнастических снарядах (брусья, перекладина, кольца, бревно, батут, полоса препятствий, яма с поролоновыми кубиками);

— Занятие с гимнастическими предметами (мячи, обручи, скакалки, поролоновые кубики, тактильные круги).

Следует иметь в виду, что прежде, чем заниматься гимнастикой детям с синдромом Дауна, необходимо сделать рентгенологическое обследование шейного отдела позвоночника, чтобы исключить возможную атлантоосевую нестабильность. Если ее обнаружат, то нужно проконсультироваться с врачом о допустимых упражнениях, поскольку сильная нагрузка на шею и голову может привести к травме спины.

Развитие крупной и мелкой моторики

Крупная моторика – это все движения ребенка от младенческих навыков до умения ходить, бегать, прыгать и выполнять сложно-координационные упражнения.

Навыки крупной моторики составляют фундамент для формирования тонких движений рук — мелкой моторики. К ней относятся: завязывание шнурков, письмо, рисование, лепка, складывание кубиков, нанизывание бусин, развитие бытовых навыков, таких, как одевание, уход за собой.

Навыки мелкой моторики – это конечный результат долгой подготовки, происходящей в мышцах и нервной системе ребенка с синдромом Дауна. Они формируются в контексте целостного развития ребенка, включая подвижность, эмоциональную, познавательную, социальную сферы.

Процесс обучения навыкам мелкой моторики начинается в младенчестве и заканчивается в отрочестве. Эти движения возможны при хорошем развитии следующих компонентов: стабильности звеньев тела (умение сохранять равновесие), двусторонней координации (одновременное выполнение двумя руками разных движений), сенсорики.

Развитие эмоций и мотивации

Сенсорика – это способность человека получать информацию от органов чувств: зрение, слух, обоняние, вкус и осязание. К мелкой моторике относится осязание, которое позволяет понять, где находятся пальцы, кисти и руки, как они двигаются, без постоянного контроля над ними. Например, это способность нащупать в кармане монеты, поймать руками мяч, собрать волосы в хвост.

Также к органам чувств относятся еще три чувствительности:

кинестетическая – способность воспринимать и анализировать движения собственного тела;

проприоцепцептивная – способность воспринимать и анализировать информацию о движениях и положении тела в пространстве, которая поступает от мышц и суставов;

— вестибулярная – способность воспринимать положения головы и тела в пространстве, а также направленные движения (ускорения, вибрация, вращения).

На основе этих компонентов развивается ловкость движения рук и происходит обучение навыкам повседневной жизни.

Лечебные свойства гимнастических упражнений

Все гимнастические упражнения комплексно воздействуют на физическое развитие ребенка. Помимо тренировки силы и выносливости, они оказывают профилактику и коррекцию ортопедических нарушений (плоскостопие, неправильная осанка), развивают нервную систему и сенсорное восприятие, что очень важно для детей с синдромом Дауна.

В гимнастическом зале у ребенка есть возможность получать больше информации об окружающем мире от органов чувств. Благодаря этому улучшается координация, равновесие, ориентация в пространстве. Эти способности необходимы для освоения навыков крупной и мелкой моторики, обретения уверенности в себе.

Подробнее расскажем о пользе каждого гимнастического упражнения.

На полосе препятствий ребенок изучает различные способы для преодоления гимнастических модулей, в это время у него развивается координация, баланс, сила, выносливость, сообразительность. Полоса препятствий одновременно является хорошим средством для всесторонней тренировки, отдыхом от силовой тренировки и увлекательным занятием. Преодолевая полосу препятствий, у детей долго сохраняется интерес и мотивация, они не ощущают нагрузки.

Силовые упражнения на брусьях, кольцах, перекладине, шведской стенке, канате укрепляют все группы мышц, но в первую очередь спину, пресс, грудь, руки, кисти. Они устраняют гипотонус мышц, избыточную подвижность суставов. Благодаря этому у детей с синдромом Дауна снижается риск травматизма. Сильные мышцы спины, рук, запястья, умение крепко держать снаряд или гимнастический предмет впоследствии помогут в обучении навыкам мелкой моторики.

Упражнения на бревне тренируют координацию, равновесие, вестибулярный аппарат, а также концентрацию внимания и смелость.

В целом все упражнения на снарядах – это движения на неустойчивой опоре, где необходимо задействовать все группы мышц для удержания равновесия и быстро приспосабливаться к меняющимся условиям. Таким образом у детей развивается ловкость и сила. Также на снарядах стимулируется множество рецепторов на поверхности рук, которые отвечают за мелкую моторику.

Улучшается координация, равновесие, ориентация в пространстве

Читайте также:  Синдром стенокардии напряжения наиболее характерен для

Акробатические элементы (кувырки, мостик, стойка на руках, березка, колесо) – эти упражнения выполняются с вращениями и вниз головой. Они тренируют сенсорную систему, а в частности кинестетическую, проприоцепцептивную и вестибулярную чувствительности, которые отвечают за координацию движений, вестибулярный аппарат, ориентацию в пространстве.

Прыжки на батуте – это тоже отличный способ для тренировки вестибулярного аппарата, ловкости и баланса. Прыжки на батуте укрепляют мышцы всего тела, помогают детям в обучении прыжкам на двух ногах, а также учат концентрации и заряжают яркими эмоциями.

Упражнения с гимнастическими предметами – это игры с мячами, обручами, скакалками, кубиками в поролоновой яме, упражнения на тактильных кругах. Из-за сниженного мышечного тонуса и повышенной подвижности в суставах детям с синдромом Дауна сложно брать и держать в руках предметы. Но разнообразие гимнастических упражнений поможет укрепить мышцы и суставы, развить двустороннюю координацию рук и пальцев. Помимо упражнений на снарядах, полезными будут задания с гимнастическими предметами.

Они могут быть простыми, например: бросить мяч другу и поймать его обратно; забросить мяч в корзину; построить башню из кубиков. К более сложным упражнениям относятся: ходьба, бег, прыжки с предметами, например: прыжки через скакалку, бег с мячом или кубиком, прыжки в обручи и многое другое.

Эти упражнения развивают сенсорику, точность движений, обучают детей держать, бросать, ловить, раскладывать крупные предметы, а также концентрировать внимание и быстро реагировать.

Функциональные игры в поролоновой яме тренируют выносливость и в то же время очень нравятся детям.

Рекреационные упражнения в Европейском Гимнастическом Центре помимо физического развития выполняют еще ряд других полезных функций:

Приобретение полезных знаний — во время тренировки дети изучают счет, формы и цвета предметов;

Организация поведения – важнейший аспект воспитания любого ребенка. На занятиях гимнастикой дети учатся дисциплине, концентрации, трудолюбию.

Социальная адаптация – занятия проходят в группе со сверстниками. Для детей с синдромом Дауна общение со сверстниками и совместное выполнение заданий в форме игры является хорошей мотивацией к обучению.

Источник

Педагог — психолог:

 Минаева Светлана Сергеевна

Статья.  «Коррекционно-развивающая работа с детьми с синдромом Дауна в условиях школьного обучения»

Изменения, происходящие в общей структуре модернизации образования, выдвинули ряд проблем, касающихся системы обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья.

Интегрированное  образование (инклюзивное образование) является ведущей тенденцией на современном этапе реформирования специального образования.  В данной статье мы не ставим  перед собой задачу выявить плюсы и минусы инклюзивного образования. Для нас – специалистов, работающих с детьми, имеющими интеллектуальные, поведенческие  нарушения разной степени выраженности, важно помочь ребенку адаптироваться к условиям школьной среды, к тем требованиям, которые предъявляет современная школа в  независимости от того в каком типе учреждения  обучается ребенок.  Все чаще в школах можно увидеть за партой ребенка с синдромом Дауна. Очень важно четко и правильно определить тактику педагогических действий и эффективно осуществлять коррекционно-развивающую помощь.

           В этой статье мы расскажем вам об особенностях психофизического  развития ребенка с синдромом Дауна, поделимся опытом работы по обучению и воспитанию детей данной категории в условиях школы-интерната VIII вида. Мы надеемся, что данный материал будет полезен для педагогов  и специалистов, работающих с детьми с синдромом Дауна.

В отечественной медицинской, педагогической и психологической науке на протяжении многих лет утверждалось положение о безнадежности этого диагноза для дальнейшего развития личности. Считалось, что человек с синдромом Дауна не обучаем, а попытки лечить данное «генетическое заболевание» были заранее обречены на провал. Программы психолого-педагогической и социально-бытовой реабилитации людей с синдромом Дауна не разрабатывались.  В настоящее время ситуация коренным образом изменилась. Государство гарантирует  детям с синдромом Дауна право на получение образования, социальную поддержку. Социальная поддержка ребенка с синдромом Дауна — это целый комплекс проблем, связанных с его ранним развитием, лечением, образованием, социальной адаптацией и интеграцией в общество. Эффективность решения данных проблем напрямую зависит от учета особенностей развития, понимания психологического профиля ребенка, создания индивидуальных образовательных траекторий.

Профиль психомоторного развития ребенка с синдромом Дауна

           На первый взгляд может показаться, что развитие детей с синдромом Дауна ничем не отличается от развития умственно отсталых детей. Однако такие дети имеют ряд специфических особенностей. К сожалению, в литературе, посвященной проблемам воспитания и обучения лиц с синдромом Дауна, наиболее подробно описаны дети дошкольного возраста, но смеем предположить, что основные тенденции развития характерны так же и для школьников.            

           Выделяют следующие закономерности развития ребенка с синдромом Дауна (СД):

—  ребенок с СД проходит те же этапы развития, что и обычный ребенок;

— средние сроки появления навыков запаздывают по сравнению с нормативными;

— у детей с СД возрастной диапазон появления навыков гораздо шире, чем у обычных детей;

— имеются качественные особенности приобретаемых навыков, которые не всегда являются следствием СД, но могут возникать на основе дополнительных проблем (нарушения слуха, зрения, патологии сердечно – сосудистой системы и т.д.);

— развитие детей с СД характеризует неравномерность;

— дети с СД по ряду показателей могут соответствовать возрастной норме.

           Психофизиологический профиль ребенка с синдромом Дауна включает в себя описание особенностей формирования и развития основных психических процессов:

           1. Речевое развитие:

— понимание речи намного опережает развитие активной речи;

— отмечаются особенности речевого развития (малый словарный запас, пробелы в освоении грамматических конструкций, способность скорее осваивать новые слова, чем грамматические правила, трудности в понимании заданий);

— сниженный тонус и особенности строения речевого аппарата создают дополнительные сложности для формирования четкого звукопроизношения;

— отставание речи при отсутствии других форм общения (жесты, чтение) вторично влияет на другие сферы развития, особенно на социальную и когнитивную.

   2. Моторное развитие.

Все компоненты развития моторики – сила мышц, равновесие, координация, способность ориентироваться в пространстве, скорость реагирования, выносливость – имеют свои особенности. Все это объясняется целым комплексом медицинских факторов:

— порок сердца и частые респираторные заболевания не дают возможности осуществлять интенсивную двигательную активность;

— проблемы со зрением влияют на способность ориентироваться в пространстве, мешают развитию зрительно-двигательной координации;

— снижение слуха и частые отиты ухудшают чувство равновесия и затрудняют ориентирование в пространстве;

Читайте также:  Код по мкб 10 синдром вольфа паркинсона

— структурные мозговые изменения приводят к нарушению реакций равновесия и координации движений;

— гипотония (недостаток мышечной силы) препятствует своевременному развитию координации движений и чувства равновесия;

— гиперподвижность и эластичность связок мешают детям с СД контролировать движения, поскольку их суставы становятся подвижнее, замедляют развитие проприорецепции (осознание своего положения в пространстве) и контроля за движениями тела.

— встречающиеся в ряде случаев анатомические особенности строения ладони и запястья,  а также снижение глубинной телесной чувствительности задерживают формирование и затрудняют стабилизацию двигательных навыков.

           3. Развитие познавательной деятельности:

—  восприятие:  темп восприятия снижен; требуется более длительное время для узнавания объекта; ограничен объем информации, которую может воспринять ребенок в процессе занятия; ощущения формируются на обедненной сенсорной основе.

— внимание: нарушены концентрация внимания, отмечаются значительные трудности переключения и распределения внимания; нарушения слуха и зрения,  неустойчивость позы ребенка, или даже просто плохое самочувствие создают дополнительное отрицательное влияние;

— память: осложнен переход из кратковременной и оперативной памяти в долговременную; зрительная память развита намного лучше, чем слуховая; сочетание двигательной и зрительной памяти дает самый высокий уровень запоминания; аффективная память не имеет значительных отклонений; больше всего страдает извлечение информации; для запоминания требуется большое количество повторений.

— мышление: отмечаются трудности в развитии понятийного мышления (низкий уровень развития поисковых способов ориентировки и исследования окружающей среды, способности планировать действия; затруднено обобщение и перенос усвоенных навыков из одной ситуации в другую; резко уменьшен объем информации, полученной из самостоятельных наблюдений, в основном ребенок знает то, чему его специально учили).

           4. Социально – эмоциональное развитие, поведение:

— эмоции: отмечается сохранность элементарных эмоций (страх, радость, грусть); положительные эмоции наблюдаются чаще, чем отрицательные; неудачи обычно не вызывают огорчения; как правило, эмоциональные реакции по глубине не соответствуют причине, вызвавшей их;

— личность: в личностном плане детям в большей степени свойственна внушаемость, склонность к подражанию действиям и поступкам других людей; у некоторых из этих детей наблюдаются черты эгоцентризма; в целом, большинству детей присущи положительные личностные качества: они ласковы, дружелюбны, уравновешенны;

— поведение: характеризуется, в основном послушанием, подчиняемостью; дети легко вступают в контакт; могут встречаться разнообразные поведенческие расстройства.

Организация коррекционно-развивающей работы                                         с детьми с синдромом Дауна

           Анализируя и обобщая практический опыт работы с детьми с синдромом Дауна можно выделить факторы, препятствующие и способствующие обучению данной категории детей.

           Факторы, затрудняющие обучение:

— отставание в моторном развитии (тонкой и общей моторике);

— возможные проблемы со слухом и зрением;

— проблемы с развитием речи;

— слабая кратковременная слуховая память;

— короткий период концентрации активного внимания;

— трудности с освоением и запоминанием новых понятий и навыков;

— трудности с умением обобщать, рассуждать и доказывать, установлением последовательностей.

           Факторы, способствующие обучению:

— сильное зрительное восприятие и способности к наглядному обучению (способность выучить и использовать знаки, жесты и наглядные пособия; способность выучить написанный текст и пользоваться им);

— способность учиться на примере сверстников и взрослых, стремление копировать их поведение;

— способность обучаться по материалам подходящего учебного плана и на практических занятиях.

Практические рекомендации по организации обучения:

           Главный принцип организации обучения – преимущественная ориентировка не на физический возраст, а на уровень развития ребенка; использование мотивации, значимой для данного конкретного ребенка.

           Каким должен быть темп обучения? – ориентировка на индивидуальный темп развития.

        Как организовать восприятие и обобщение информации? — на начальных этапах обучения максимально использовать конкретные предметы и знакомые ситуации; обучать одному навыку в разных знакомых ситуациях.                  Как организовать работу по восприятию и обработке зрительной информации? — снижать темп обучения и обеспечивать больше повторений (используя различные приемы работы на уроках); давать детям возможность самим моделировать ситуации на основе воспринятой информации, использовать метод ассистирования руками, чтобы помочь детям реагировать на зрительные сигналы; предъявление наглядного материала сопровождать понятным и лаконичным комментарием; использовать для предъявления крупные картинки без лишних деталей; разбивать объяснения на простые инструкции.

           Как организовать работу по восприятию слуховой информации? — активно использовать зрительные и тактильные подсказки; объединять слуховую информацию со зрительными и двигательными обучающими средствами; инструкции, воспринимаемые только на слух, повторять медленно, четко и часто; применять метод «словесного обдумывания» (просить ребенка повторить словесную инструкцию в том случае, если он ее не понял).

           Как помочь детям концентрировать внимание? —  по возможности устранять посторонние зрительные и слуховые раздражители; сажать ребенка ближе к педагогу; организовывать занятия так, чтобы воздействовать сразу на несколько органов чувств; стараться обеспечить физическую адаптацию (парта с наклоном, подставка для ног), чтобы компенсировать плохую осанку, низкий тонус и другие факторы, которые мешают ребенку сидеть спокойно и комфортно в течение относительно длительного времени.

           Взаимная зависимость процесса обучения и мотивации — организовывать выполнение заданий так, чтобы ребенок добивался положительного результата; включать в содержание деятельности задания, которые дети могут выполнить самостоятельно; адаптировать задачи и пособия в соответствии с уровнем развития детей; использовать вещественные подтверждения хорошей работы, одобрение и поощрение как награду за каждый шаг выполнения задачи.

          Принципы подбора дидактического материала: — материал для работы должен быть наглядным; хорошие результаты даёт использование на уроках предметов максимально приближенных к жизни; предлагаемый материал должен соотноситься со знакомыми бытовыми ситуациями, иметь ярко выраженные сенсорные характеристики и задействовать разные сенсорные каналы восприятия.

           Надеемся, что наши рекомендации помогут вам в осуществлении коррекционно-развивающей работы, ведь благоприятное сочетание компенсаторных возможностей организма с правильно подобранными программами на каждом этапе обучения, эффективными формами её организации могут в значительной мере оказывать положительное влияние на ход психофизического развития ребенка с синдромом Дауна.

Удачи Вам и творческих успехов!

Литература

1. Сабельникова С.И. «Развитие инклюзивного образования».

2. Алехина А.В. «Особенности психологического развития детей с синдромом

    Дауна» — 1989.

3. Журнал «Синдром Дауна. XXI век» — №1 2008.

4. Конотопская Т. «Особенные дети – синдром Дауна.

5. Жиянова П.Л., Гимадеева М.Ф. «Социальная адаптация детей раннего

    возраста с синдромом Дауна» — 2008.

Источник