Шаг за шагом для детей с синдромом дауна
Консультация для родителей детей с синдромом Дауна.
Необходимость раннего начала коррекционной работы с детьми с особыми потребностями в настоящее время признается большинством исследователей и специалистов. Синдром Дауна (Downs Syndrome) возникает в результате генетической аномалии. Впервые признаки людей с синдромом Дауна описал в 1866 году английский врач Джон Лэнгдон Даун (Down), чье имя и послужило названием для данного синдрома. Причина же синдрома была обнаружена лишь в 1959 году французским ученым Жеромом Леженом (Lejeune). [1]
Синдром возникает из-за процесса расхождения хромосом при образовании гамет (яйцеклеток и сперматозоидов), в результате чего ребенок получает от матери (в 90% случаев) или от отца (в 10% случаев) лишнюю 21-ю хромосому. У большинства больных синдромом Дауна имеется три 21-х хромосомы вместо положенных двух; в 58% случаев аномалия связана с присутствием не целой лишней хромосомы, а ее фрагментов.
Синдром Дауна является на сегодняшний день самым распространенным генетическим нарушением. Ежегодно рождается около 5 000 детей с синдромом Дауна, а это примерно один на 600 — 800 новорожденных. Всего в республике около 500 детей с подобной патологией [2]
Степень проявления нарушений интеллекта у детей с синдромом Дауна очень сильно варьируется, что зависит как от врожденных факторов и индивидуальных особенностей, так и от времени начала обучения по специальным методикам. Такие дети обучаемы, но успешность обучения находится в прямой зависимости от целесообразности использования той или иной методики, профессионализма педагогов, заинтересованности и участии родителей в развитии своего ребенка.
В данной статье я хочу раскрыть одну из методик развития деток с ОВЗ, которую исполбзую в работе.
(«Step by step») «Шаг за шагом».
В первую очередь ребенка с синдромом Дауна следует учить навыкам самообслуживания и поведения в быту, которые не только обеспечивают его самостоятельность и независимость, но и служат развитию личности, способствуют уверенности и повышению самооценки. В странах Европы и в Америке много лет применяется пошаговая методика «Step by step» для обучения детей с особенностями развития. Она очень эффективна для детей с синдромом Дауна. Трудности социальной адаптации таких детей в значительной степени определяются недостаточной сформированностью у них элементарных бытовых навыков. К основным навыкам, обеспечивающим самостоятельность ребенка в любой ситуации, относятся навыки самообслуживания и навыки ухода за домом. И учится им важно своевременно. В основе любой деятельности лежат базовые моторные и психические функции: концентрация внимания, общая и тонкая моторика. Это подготовительные навыки. Учить тому или иному навыку самообслуживания можно только тогда, когда ребенок свободно овладел включенными в него подготовительными навыками. Процесс обучения овладению навыками должен быть целенаправленным, учитывающим особенности психофизического развития и жизненного опыта, осуществляться на положительном эмоциональном фоне с широким применением поощрений. Ребенку необходимо время, специально выделенное для отработки навыков, обучения и повторения. Учить самостоятельности и бытовым навыкам ребенка нужно на самом простом материале и в самых простых условиях.
Обучая детей с синдромом Дауна, ставится цель
максимально развить их познавательные возможности, подготовить к
посещению детского сада и школы и к самостоятельной (или относительно самостоятельной) жизни в будущем.
При организации работы с такими детьми важным является определение цели и задач занятий.
В связи с этим были определены цель и задачи данных занятий.
Цель — социально-эмоциональное развитие и формирование навыков взаимодействия и общения у детей с синдромом Дауна в возрасте 2,5-7 лет.
Задачи: 1) развитие навыков общения;
2) развитие навыков общей моторики;
3) восприятие речи;
4) развитие навыков самообслуживания и социальных навыков.
Продолжительность занятий колеблется от 45 до 60 минут.
Как образец, предлагаю такую структуру занятия:
Участники сидят в кругу. Приветствие участников группы. Педагог знакомится с детьми, родитель представляет себя и ребенка. Участники группы приветствуют родителя и ребенка. Педагог приветствует ребенка с помощью упражнения « Привет, ладошки» (здоровается с ладошками, поглаживая их, налаживая телесный контакт с ребенком).
Основная часть . Задачами данной части занятий являются: -учить фиксировать взгляд на объекте, предъявляемом фронтально, прослеживать его перемещение;
— обращать внимание на появление и исчезновение объекта;
— работать над понимаем обращенной речи – учить соотносить объекты с жестами, словами и звукоподражаниями.
Стимулировать появление и использование жестов и звукоподражаний в ответ на вопросы: «кто это?», «что это?», «кто к нам пришел?». Отвечать по подражанию, используя жест и/ или звукоподражания.
Учить дожидаться своей очереди.
Оборудование:
— игрушки: мишка, зайка.
Речевой материал. Существительные: люди: имена детей группы, мама, папа, тетя, дядя; игрушки: мишка, зайка.
Глаголы: дай, на, смотри, поздоровайся, попрощайся ( до свидания, пока).
Здравствуйте ребята. Сегодня к нам в гости пришел мишка. Где мишка? У мишки есть голова, уши, глаза, нос, рот, руки и ноги. Параллельно идет проецирование на детей: А где ваша голова? Ваши глазки, нос,… . Далее мишка « идет» в гости к каждому ребенку. Ребенку задаются наводящие вопросы. В последующем происходит аналогичное знакомство с зайкой. Все слова сопровождаются жестами.
Второй частью является свободная игра. Данное время в занятии выделено для самостоятельной игры детей, в ходе которой родители и педагог, наблюдают за детьми, при необходимости помогают им. Для детей – это является первым шагом к самостоятельности, а родители получают возможность убедиться в том, что их дети уже многое умеют. Педагогам свободная игра дает возможность определить уровень социального, эмоционального, речевого развития детей.
От свободной игры осуществляется переход к музыкальной части занятия. Задачами данной части являются: приучать слушать простые песенки, учить выполнять простые жесты, по подражанию с использованием, при необходимости совмещенных действий, учить после окончания звучания музыки складывать игрушки в коробочку.
Оборудование: магнитофон, диски с записями мелодий и песен, мячики, погремушки.
Прощание на занятии осуществляется, следующим образом. Дети собираются в круг и прощаются друг с другом.
Далее в занятия, могут быть включены изобразительная деятельность, лепка и аппликация.
Несмотря на объективные возрастные особенности ребенка, его поведение, привычки и первые интересы зависят от среды и, главным образом, характера непосредственных влияний на ребенка окружающих его взрослых, воспитания и обучения.
Совместная работа педагогов, родителей способствуют успешной социализации ребенка с синдромом Дауна.
Источник
Описание презентации по отдельным слайдам:
1 слайд
Описание слайда:
«Современные методики работы с детьми с синдромом Дауна» Учитель-дефектолог Структурного подразделения ГБУ ОО КРЦ ППМСС Инклюзивный ресурсный центр Ибрагимова Э. Э.
2 слайд
Описание слайда:
Степень проявления нарушений интеллекта у детей с синдромом Дауна очень сильно варьируется, это зависит как от врожденных факторов и индивидуальных особенностей, так и от времени начала обучения по специальным методикам. Существует достаточно большое количество методик, позволяющих эффективно обучать и развивать детей с синдромом Дауна. Но этот процесс более труден и занимает больше времени, чем усвоение аналогичных умений и знаний обычным ребенком. Основным дидактическим принципом в обучении таких детей является задействование разных каналов восприятия, то есть разных органов чувств. В первую очередь необходимо обеспечить наглядность обучения, а для улучшения результата подключить осязание, слух и кинестетические ощущения. Использовать деятельностный подход. Процесс усвоения новых знаний должен идти мелкими шагами, более целесообразно разбивать одно задание на несколько частей. Занятия нужно сделать как можно более интересными и приятными для ребенка, отмечая его малейшие достижения и успехи. Такие дети обучаемы, но успешность обучения находится в прямой зависимости от целесообразности использования той или иной методики, профессионализма педагогов, заинтересованности и участии родителей в развитии своего ребенка.
3 слайд
Описание слайда:
Методики работы с детьми с синдромом Дауна Система «Нумикон» Методика развития речи и обучения чтению Ромены Августовой Лекотека Методика формирования основных двигательных навыков (ОДН) «Шаг за шагом» («Step by step») Иппотерапия «Маленькие ступеньки»
4 слайд
Описание слайда:
«Маленькие ступеньки» Это программно-методическое сопровождение ранней педагогической помощи детям с синдромом Дауна, побуждающее их к более полному взаимодействию с окружающим миром. Разработанное в австралийском университете Маккуэри оно с успехом применяется во многих странах, рекомендовано к использованию Министерством образования РФ. Методика представлена в 8 книгах, в которых рассматриваются основные принципы и приемы обучения. Учебные планы программы охватывают определенные области развития: общую моторику, речь, двигательную активность, навыки тонкой моторики, самообслуживания, социальные навыки ребенка. Методика обучения ребенка по каждому из разделов программы позволяет поэтапно сформировать какой-либо навык, умение, знание. Последняя книга содержит перечень умений, которые определяют развитие ребенка, и серию проверочных таблиц, позволяющих проводить тестирование малышей.
5 слайд
Описание слайда:
1. Дайте ему указание. 2. Каждый раз используйте одни и те же (или похожие) слова, чтобы ребенок мог понять значение вашей просьбы. 3. Соотнесите свои указания с той ступенью обучения, на которой находится ребенок. Просьба: «Почисть зубы!» подойдет в том случае, если ребенок уже знает всю последовательность действий, но если он пока только учится, то эту процедуру нужно будет представить себе в виде серии ступенек, каждая из которых должна будет стать предметом обучения и, соответственно, вам придется дать несколько указаний (например, «Возьми щетку», «Открой тюбик с пастой», «Выжми немного пасты на щетку» и так далее). 4. Если одного словесного указания не достаточно для того, чтобы ребенок выполнил Вашу просьбу, Вы можете показать ему, как это нужно делать. Убедитесь, что он не отвлекается, и изобразите необходимое действие медленно и четко. Может быть, Вам придется показывать всего один раз, в начале урока, а может быть — перед каждой попыткой выполнить задание.
6 слайд
Описание слайда:
Система «Нумикон» Манипуляции ребенка с деталями приводят к тому, что действия с числами становятся наглядными и осязаемыми. Это позволяет успешно обучить детей с синдромом Дауна основам математических знаний. Ребенку с синдромом Дауна очень тяжело даются знания из области математики, даже ее начальные навыки, необходимые в повседневной жизни. «Нумикон» — это набор учебного материала и специально разработанная методика для работы с ним при обучении основам математики. Числа в наборе наглядного материала представлены формами-шаблонами, окрашенными в разные цвета, что делает их доступными для зрительного и тактильного восприятия. В набор входят цветные штырьки, панель и карточки с заданиями.
7 слайд
Описание слайда:
Берем акварельную плотную бумагу, делаем из нее шаблончики, чтобы каждый раз не вычерчивать делаем насечки и обводим нужное количество раз, Потом раскрашиваем акварельными красками (делаем те же цвета, что и в оригинальном Нумиконе). Вырезаем и ламинируем. Весь Нумикон умещается в конвертике. Состав числа Очень хорошо видно различия между четными и нечетными Вычитание с помощью наложения фигур А также состав числа 10
8 слайд
Описание слайда:
Лекотека В России успешно применяется эта новая методика, разработанная шведскими учеными для психологического сопровождения и специальной педагогической помощи родителям, воспитывающим детей с выраженными нарушениями и проблемами развития. Основной целью лекотеки является развитие речи, математических навыков, и психологическая помощь детям, имеющим проблемы в общении со сверстниками. Лекотека помогает деткам с нарушениями развития, формирует у них предпосылки к учебной деятельности, поддерживает развитие личности детей и даже оказывает психолого-педагогическую помощь родителям. Обучение проходит в форме игры. Лекотека предусматривает использование вспомогательных средств, обеспечивающих полноценное вовлечение ребенка с особыми потребностями и окружающих его людей в игровую активность для обучения и развития общения в игре. Эти средства должны перекрывать все основные потребности ребенка с особыми нуждами, связанные с организацией его игровой деятельности. Формы работы лекотеки: консультации для родителей, диагностические игровые сеансы, терапевтические игровые сеансы, групповые родительские тренинги. В арсенале лекотек находится множество игрушек и игр для развития детей, специальное оборудование, видеотеки, фонотеки.
9 слайд
Описание слайда:
оборудование для развития общих движений; игрушки для развития движений рук и ручных навыков; игрушки для развития тактильного восприятия; игрушки и средства для развития зрительного восприятия; игрушки для развития слухового восприятия; игрушки для развития мышления; игрушки для развития речи и языка; средства для развития альтернативной коммуникации; игрушки для социально – эмоционального развития; материалы для изобразительного творчества; средства для музыкального развития; книги для детей; книги для родителей; фонотека; видеотека; выставка самодельных игрушек; компьютерные игры; специальное оборудование для детей с нарушением движений. Материальная база лекотеки включает в себя:
10 слайд
Описание слайда:
Методика формирования основных двигательных навыков (ОДН) Разработана Петером Лаутеслагером, голландским физиотерапевтом, занимающимся проблемой двигательного развития и специализированной помощи детям с синдромом Дауна. Применяется для детей от 3-х месяцев до 3-4 лет. Включает в себя тестирование уровней развития основных двигательных навыков ребенка и составление программы занятий с ним. Методика реализует функциональный подход к стимуляции развития детей, позволяет оценить динамику развития и оптимально спланировать занятия. Она направлена на абилитацию ребенка, предупреждает и корректирует отклонения в двигательном развитии малыша. Предусматривает не воздействие на ребенка, а взаимодействие с ним при активном участии родителей. Тестирование дает четкое представление о последовательных стадиях формирования каждого двигательного навыка, что позволяет специалистам грамотно составить программу двигательного развития ребенка и разработать рекомендации для родителей. Освоение двигательных навыков обеспечивает ребенку определенный уровень независимого существования, позволяющий последовательно научиться всему, что умеют обычные дети. Успешное развитие ребенка в моторной области продвигает его вперед и в сфере коммуникации.
11 слайд
Описание слайда:
3. Третий пример касается развития мышц спины и живота. В данном случае используется игра, во время которой малыш поднимает и опускает ноги сам или с небольшой помощью взрослого. Для этого взрослому предлагается во время каждого переодевания малыша подкладывать под таз ребенка свернутый чистый памперс. Таз и ноги ребенка в этом случае оказываются приподнятыми и ему предоставляется возможность увидеть, заинтересоваться и получить опыт игры со своими ножками. Приведем несколько примеров 1. Для развития у ребенка мышц шеи рекомендуется при ношении малыша на руках подойти к предмету, вызывающему у ребенка интерес, и, дав ему время для сосредоточения на этом объекте, начать медленно поворачиваться так, чтобы ребенок, стараясь не выпустить объект из поля зрения, сам поворачивал голову. 2. Для развития у ребенка умения пересекать рукой среднюю линию тела используется игра, во время которой, предлагая игрушку справа и слегка придерживая при этом правую руку малыша, взрослый добивается того, что ребенок, стремясь ухватить интересный для него предмет, тянется за ним левой рукой вправо, совершая движения, характерные для перекрестного движения рук.
12 слайд
Описание слайда:
Методика развития речи и обучения чтению Ромены Августовой Это единственная в своем роде методика развития речи детей с синдромом Дауна. Дети, занимающиеся по методике Августовой, не только хорошо овладевают устной речью, но и с увлечением учатся читать. Автор, всю жизнь занимающийся педагогикой речи, простым и доступным языком разъясняет в своей книге «Говори! Ты это можешь», как научить разговаривать ребенка со сложными нарушениями развития, как общаться с такими детьми, помочь раскрыть им свои способности и творческие задатки.
13 слайд
Описание слайда:
Два момента: Первый — проговаривание слогов. Вначале надо определить, какие именно слоги ребенок может выговаривать абсолютно чисто. Потом из них составлять слова и их отрабатывать. Второй — работа с карточками (Ромена Теодоровна предпочитает фотографии, например, из журналов, а не карточки-рисунки из пособий для детсадов или других) и с иллюстрациями в детских книгах. Итак, как работать с карточками и иллюстрациями. Нужно включать ребенка в эту историю. Если на картинке ребенок грязный, надо взять настоящий носовой платок и лицо ему оттирать. Если на картинке что-то едят, надо двумя пальчиками «взять» лакомство и положить себе в рот. Если на картинке дверь, надо в нее постучать, потом рукой «открыть», взять настоящий ключ и провернуть его или же двумя пальцами взять воображаемый ключ и его провернуть. По нарисованным дорожке и лестнице «ходить» двумя пальцами, когда бегут — быстро «бежать» двумя пальцами. Ромена Теодоровна рекомендует напрямую разговаривать с героями в книжке: «Ты куда пошел? Ты что? Где твои мама и папа?» и т.п. Это заинтересовывает ребенка и позволяет ему имитировать, проявлять себя. Она приводила примеры, где неговорящие малыши проявляли себя в «достраивании» истории так, что удивляли ее. Ромена Теодоровна рассказывала о том принципе, который отражен в ее книге
14 слайд
Описание слайда:
Иппотерапия Коррекционная верховая езда – иппотерапия, очень эффективна и многофункциональна для решения задач реабилитации детей с синдромом Дауна. Она развивает двигательные, сенсорные, эмоциональные и психологические способности детей. Общение с лошадьми, уход и забота о них повышает чувство доверия, терпения, уменьшает тревожность. Иппотерапия развивает интеллектуальные способности детей, способствует их социальной адаптации и лучшему приспособлению к жизни. Благодаря общению с лошадьми такие дети становятся доверчивыми, терпеливыми, спокойными и раскованными.
15 слайд
Описание слайда:
«Шаг за шагом» («Step by step») В первую очередь ребенка с синдромом Дауна следует учить навыкам самообслуживания и поведения в быту, которые не только обеспечивают его самостоятельность и независимость, но и служат развитию личности, способствуют уверенности и повышению самооценки. В странах Европы и в Америке много лет применяется пошаговая методика «Step by step» для обучения детей с особенностями развития. Она очень эффективна для детей с синдромом Дауна. Трудности социальной адаптации таких детей в значительной степени определяются недостаточной сформированностью у них элементарных бытовых навыков. К основным навыкам, обеспечивающим самостоятельность ребенка в любой ситуации, относятся навыки самообслуживания и навыки ухода за домом. И учится им важно своевременно. Учить тому или иному навыку самообслуживания можно только тогда, когда ребенок свободно овладел включенными в него подготовительными навыками. Процесс обучения овладению навыками должен быть целенаправленным, учитывающим особенности психофизического развития и жизненного опыта, осуществляться на положительном эмоциональном фоне с широким применением поощрений + с учетом сильных сторон развития ребенка. В основе любой деятельности лежат базовые моторные и психические функции: концентрация внимания, общая и тонкая моторика. Это подготовительные навыки. Ребенку необходимо время, специально выделенное для отработки навыков, обучения и повторения. Учить самостоятельности и бытовым навыкам ребенка нужно на самом простом материале и в самых простых условиях.
16 слайд
Описание слайда:
Вводная часть. Участники сидят в кругу. Приветствие участников группы. Педагог приветствует ребенка с помощью упражнения «Привет, ладошки» (здоровается с ладошками, поглаживая их, налаживая телесный контакт с ребенком). Основная часть. Задачами данной части занятий являются: -учить фиксировать взгляд на объекте, предъявляемом фронтально, прослеживать его перемещение; — обращать внимание на появление и исчезновение объекта; — работать над понимаем обращенной речи – учить соотносить объекты с жестами, словами и звукоподражаниями. Здравствуйте ребята. Сегодня к нам в гости пришел мишка. Где мишка? У мишки есть голова, уши, глаза, нос, рот, руки и ноги. Параллельно идет проецирование на детей: А где ваша голова? Ваши глазки, нос,… . Далее мишка « идет» в гости к каждому ребенку. Ребенку задаются наводящие вопросы. В последующем происходит аналогичное знакомство с зайкой. Все слова сопровождаются жестами. Второй частью является свободная игра. Данное время в занятии выделено для самостоятельной игры детей, в ходе которой родители и педагог, наблюдают за детьми, при необходимости помогают им. От свободной игры осуществляется переход к музыкальной части занятия. Задачами данной части являются: приучать слушать простые песенки, учить выполнять простые жесты, по подражанию с использованием, при необходимости совмещенных действий, учить после окончания звучания музыки складывать игрушки в коробочку. Заключение Прощание на занятии осуществляется, следующим образом. Дети собираются в круг и прощаются друг с другом. Далее в занятия, могут быть включены изобразительная деятельность, лепка и аппликация. Примерная структура занятия:
17 слайд
Описание слайда:
1.Благотворительный фонд Даунсайд Ап : [https://downsideup.org/ru] 2.«Дети с синдромом Дауна: вопросы и ответы»: [https://nsportal.ru/detskii-sad/korrektsionnaya-pedagogika/2017/03/11/konsultatsiya-dlya-roditeley-deti-s-sindromom] 3.Методика «Маленькие ступеньки»: [https://gold-child.ru/stupenki/238/1885/index.html] 4.Методика «ОДН» : [https://psyjournals.ru/files/43860/SD_XXI_2010_n4_Zhiyanova_Pole_Nechaeva.pdf] 5.Методика «Шаг за шагом» : [https://nsportal.ru/detskii-sad/korrektsionnaya-pedagogika/2015/12/23/shag-za-shagom-konsultatsiya-dlya-roditeley-detey] Полезные ссылки
Выберите книгу со скидкой:
БОЛЕЕ 58 000 КНИГ И ШИРОКИЙ ВЫБОР КАНЦТОВАРОВ! ИНФОЛАВКА
Инфолавка — книжный магазин для педагогов и родителей от проекта «Инфоурок»
Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
также Вы можете выбрать тип материала:
Проверен экспертом
Общая информация
Номер материала:
ДБ-430306
Вам будут интересны эти курсы:
Источник