Сестринский уход при синдроме дауна

Главная / Каталог заболеваний / НАСЛЕДСТВЕННЫЕ БОЛЕЗНИ

Что представляет собой это заболевание?

Синдром Дауна — первое наследственное заболевание, о котором стало известно, что оно вызывается хромосомным дефектом. Обычно заболевание характеризуется заметным отставанием в развитии психики, своеобразным внешним обликом и другими отчетливо выраженными физическими аномалиями. Синдром Дауна часто сочетается с врожденными пороками сердца и другими врожденными заболеваниями.

Продолжительность жизни больных синдромом Дауна значительно увеличилась в связи с успехами в лечении осложнений (пороков сердца, респираторных и других инфекций, острой лейкемии). Но многие такие больные (особенно с пороками сердца) не доживают до года.

Каковы причины заболевания?

Синдром Дауна обычно вызывается аномалией хромосомного набора. Заболевание встречается у 1 из 800- 1000 новорожденных, но опасность рождения ребенка с синдромом Дауна увеличивается, если мать старше 34 лет и отец старше 42 лет.

Каковы симптомы заболевания?

Физические признаки синдрома Дауна (особенно плохой мышечный тонус), как правило, очевидны при рождении. Отставание психического развития проявляется по мере роста ребенка. Обычно у ребенка косой разрез глаз, кожные складки у внутренних углов глаз, толстый язык, маленький рот и подбородок, одна горизонтальная складка на ладони, небольшие белые пятна на радужной оболочке глаз, косоглазие, седловидный нос, маленькая голова, зубы развиваются медленно, могут вообще отсутствовать, неправильный прикус, лицо плоское, маленькие уши, короткая шея, часто бывают катаракты.

Кроме того, характерны сухая, легко раздражающаяся, неэластичная кожа, пупочная грыжа, небольшой рост, короткие руки и ноги, широкие, плоские руки и ноги. Часто встречается искривление мизинцев внутрь, увеличенное расстояние между первым и вторым пальцами стоп, измененные отпечатки пальцев на руках и ногах. Плохой мышечный тонус рук и ног препятствует развитию рефлексов, ухудшает осанку, координацию движений и способность сохранять равновесие.

Коэффициент умственного развития у больных может варьироваться от 30 до 70, причем социальные способности обычно отстают. Умственное развитие с возрастом замедляется.

Очень часто у больных синдромом Дауна встречается болезнь сердца, дуоденальная атрезия (отсутствие или непроходимость части тонкого кишечника), мега-колон (патологическое увеличение толстой кишки), аномалии в строении таза. Гениталии слабо развиты, половая зрелость наступает поздно. Женщины могут менструировать, способны рожать детей. Мужчины стерильны, поскольку семенники не вырабатывают достаточно тестостерона; у многих яички не опущены в мошонку. Больные подвержены заболеваниям щитовидной железы, лейкемии и инфекциям.

Как диагностируется синдром Дауна?

Характерные внешние признаки новорожденного позволяют предположить синдром Дауна, но ни один из них, взятый в отдельности, не может служить основанием для постановки диагноза.

Изучение хромосомного набора, в котором обнаруживается определенная аномалия, может подтвердить синдром Дауна. Исследование околоплодных вод позволяет произвести пренатальную диагностику и рекомендуется для беременных женщин в возрасте старше 35 лет, даже если в семье заболевание не прослеживается.

Как лечат синдром Дауна?

Синдром Дауна не излечивается. Продолжительность жизни больных удалось значительно увеличить за счет лечения сопутствующих заболеваний (хирургического исправления пороков развития сердца и других врожденных аномалий), а также применения антибиотиков при рецидивирующих инфекциях. Возможны пластические операции по исправлению дефектов внешности (например, когда язык не помещается во рту). Кроме улучшения внешности такая операция способствует развитию речи, уменьшает объем кариеса и смягчает некоторые другие проблемы. Большинство больных с синдромом Дауна в настоящее время живут в домашних условиях и посещают специальные школы. Став взрослыми, они могут выполнять посильную работу (см. УДОВЛЕТВОРЕНИЕ ФИЗИЧЕСКИХ И ЭМОЦИОНАЛЬНЫХ ПОТРЕБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ С СИНДРОМОМ ДАУНА).

СОВЕТЫ ПО УХОДУ

Удовлетворение физических и эмоциональных потребностей детей с синдромом Дауна

Стимулирование и уход

Новорожденный ребенок с синдромом Дауна обычно плохо сосет и вообще проявляет меньше интереса к еде, чем другие дети. Будьте терпеливы, когда вы кормите ребенка, постарайтесь обеспечить ему сбалансированное питание.

Как можно больше держите ребенка на руках, уделяйте ему достаточно внимания.

Занимайтесь с ребенком физическими упражнениями, старайтесь ориентировать его в окружающей среде. Узнайте у врача, где проводятся специальные занятия для маленьких детей с целью стимуляции психического развития, которые можно посещать в первые месяцы жизни.

Ставьте перед ребенком достижимые цели. Хотя вначале умственное развитие таких детей может показаться нормальным, в дальнейшем, в годовалом возрасте и старше, ребенок начинает заметно отставать от своих сверстников. Одобряйте любые достижения вашего ребенка.

Не забывайте об эмоциональных потребностях других ваших детей.

Назад в раздел

Источник

 МИМЕЕВА ЛЮДМИЛА

СТУДЕНТКА

БПОУ РК «Калмыцкий медицинский колледж им. Т. Хахлыновой»

 СИНДРОМ ДАУНА

     Синдром Дауна – частое и хорошо изученное хромосомное заболевание у человека. Впервые оно было описано в 1959 г. J. Lejenne с соавторами установили, что причиной синдрома Дауна является наличие дополнительной 21-й хромосомы в кариотипе больного.

     Средняя частота этого заболевания – 1 больной на 650 – 700 новорожденных. Еще в середине XX века было обнаружено, что такие дети чаще рождаются у женщин старше 35 лет. Позже было показано, что 80% всех случаев заболевания являются результатом нерасхождения хромосом в мейозе у матери. Но остальные 20% трисомий 21-й хромосомы вызваны нарушения сперматогенеза у отца больного.

     Частота рождения ребенка с синдромом Дауна прямо зависит от возраста матери. Так, у женщин 20 — 24–лет вероятность этого заболевания в потомстве составляет 1 случаев на 1980 родов, в 35 лет – 1 больной на 250 рождения. А у 45-летних матерей синдром Дауна обнаруживается почти у каждого 3-го новорожденного.

Читайте также:  Синдром почечной колики неотложная помощь

     Синдром Дауна может возникнуть в результате разных вариантов изменений хромосом, приводящих к увеличению числа 21-хромосомы:

  • простая (регулярная) трисомия 21-й хромосомы, которая составляет 94% всех случаев заболевания. Кариотип таких больных можно записать следующим образом: 47,XY,+21 или 47,XX,+21.
  • транслокационные варианты заболевания, когда дополнительная 21-я хромосома присоединяется к другим хромосомам (чаще к 13-й или 14-й). Иногда заболевание возникает при транслокации только участка длинного плеча 21-й хромосомы. Эта форма заболевания регистрируется примерно в 4% случаев;
  • мозаичные варианты синдрома Дауна обнаруживаются у 2% больных. При этом часть клеток организма больного содержит дополнительную хромосому, а другие клетки имеют нормальный кариотип. Мозаичные варианты синдрома Дауна обычно сопровождаются менее выраженными изменениями фенотипа по сравнению с простой трисомией.

     Синдром Дауна характеризуется специфической клинической картиной, которая позволяет поставить диагноз уже при рождении ребенка, еще до исследования хромосом.

     Беременность плодом с синдромом Дауна часто протекает с явлениями угрожающего выкидыша, и дети при рождении имеют в среднем более низкую массу тела (около 3000 г при норме 3400).

     При осмотре таких больных обнаруживается характерная форма черепа с уплощенным лицом и затылком, толстой кожной складкой на задней поверхности шеи. Разрез глаз является «монголоидным», т.е. наружные уголки глаз приподняты вверх по сравнению с внутренними. Переносица широкая и вдавленная. Часто у больных выявляется дополнительная кожная складка у внутренних уголков глаз – эпикант. по краю радужек глаз обычно можно увидеть мелкие белесоватые пятна (пятна Брушфильда). Язык у больных большой и виден между губами, даже если рот закрыт.

     Мышечный тонус при этом заболевании снижен. Поэтому новорожденные дети с синдромом Дауна обычно лежат в кроватке, раскинув ручки и ножки. Кисти и стопы у них – короткие и широкие. Пятый палец на руках обычно искривлен и имеет резко укороченную среднюю фалангу. Ладонь больных часто пересекает поперечная кожная борозда. Первый палец на стопах широко отстоит от других пальцев («сандалевидный промежуток»).

     При синдроме Дауна очень часто обнаруживаются разнообразные пороки развития внутренних органов. Около 40% больных имеют врожденные пороки сердца: обычно это дефекты межпредсердной или межжелудочковой перегородок. Несколько реже выявляются аномалии желудочно-кишечного тракта, в первую очередь – атрезия или стенозы двенадцатиперстной кишки. Возможны также нарушения формирования и других органов.

     Однако с увеличением возраста ребенка главной проблемой становится глубокая умственная отсталость, которая достигает степени имбецильности у 90% больных. при синдроме Дауна отмечается задержка формирования моторных навыков и речи. Дети позже начинают ходить и говорить. У них резко нарушено абстрактное мышление. Они легче осваивают навыки, связанные с физическими движениями, чем речевые. Однако больные часто послушны и общительны, что помогает их обучению.

     Продолжительность жизни при Синдроме Дауна короче, чем у здоровых людей. В первую очередь это связано с наличием пороков развития внутренних органов, которые приводят к гибели больных в раннем возрасте. Кроме того, такие дети значительно чаще страдают острыми инфекциями и злокачественными заболеваниями крови. Средняя продолжительность жизни больных составляет 20 лет. Примерно треть детей с синдромом Дауна погибают на первом году жизни. Очень редко больные доживают до 50 лет.

     При мозаичном варианте синдрома Дауна состояние и развитие детей обычно страдает несколько меньше, чем при простой трисомии 21-й хромосомы. Степень тяжести фенотипических проявлений частично обусловлена процентным содержанием клеток с аномальным набором хромосом.

     Реабилитация больных с синдромом Дауна должна быть комплексной. Она включает диетотерапию, массаж и гимнастику, развивающие занятия, лекарственную терапию, оперативную коррекцию пороков развития.

     Питание детей с синдромом Дауна должно быть сбалансированным по основным ингредиентам, но должно содержать большое количество витаминов и минеральных солей. Для этого грудным детям с 1-го месяца вводят соки, затем фруктовые пюре, с 4 месяцев дают овощное пюре.

     Вместо воды для питья грудным детям дают овощные отвары. В более старшем возрасте в питание детей с синдромом Дауна обязательно включают свежие овощи и фрукты.

     Витамины в сочетании с минеральными солями применяют и в виде таблетированных препаратов, особенно в зимний и весенний сезоны года.

     Как было неоднократно показано, такое питание улучшает развитие ребенка.

     С целью лекарственной терапии при синдроме Дауна чаще используют препараты, улучшающие обменные процессы и кровоток в мозге (ноотропные средства). Иногда применяют гормоны щитовидной железы. По показаниям назначают и другие лекарственные средства.

     При болезни Дауна умственная отсталость очень часто сопровождается значительной задержкой двигательной активности, в особо тяжелых случаях вплоть до параличей и парезов. Все высшие психические функции (двигательная, речевая, интеллектуальная) тесно взаимосвязаны друг с другом. Поэтому подход к реабилитационным мероприятиям у пациентов с синдромом Дауна должен быть комплексным, т. е. направленным на развитие моторных навыков и всех органов чувств: зрения, слуха, осязания, обоняния, которые в первые месяцы и годы жизни обеспечивают физическое и психическое развитие ребенка. Занятия лечебной физкультурой рекомендовано сочетать с массажем, включать элементы игры. Весь комплекс реабилитационных мероприятий должен вызывать интерес у пациента и проводиться на положительном эмоциональном фоне.

Читайте также:  Синдром вегетативной дистонии психовегетативный синдром

Особенностями моторики ребенка с синдромом Дауна являются повышенная подвижность суставов, слабое сопротивление при пассивных движениях, необычные позы младенцев, такие, как поза «лягушки» в положении на спине.

     Реабилитационные мероприятия по восстановлению двигательной активности начинают с формирования базовых моторных навыков. К базовым навыкам движения относятся: прямосидение и прямостояние, ходьба, осмысленный контакт с объектом. Без этого может быть сорвано формирование поведенческих блоков, необходимых для осуществления более сложной двигательной активности. Двигательные навыки в повседневной жизни связаны с независимым существованием пациента, так как контроль макро- и микродвижений обеспечивает уход за собой, пользование одеждой и едой.

     Время для проведения занятий лечебной гимнастикой должно быть строго определено. Дети грудного могут заниматься через 40 минут после приема пищи в период бодрствования, а более старшего возраста – через 30 минут после завтрака, перед прогулкой. Важное значение при занятиях имеет одежда. Дети до года должны заниматься полностью обнаженными. Гимнастика и массаж проводится в хорошо проветриваемой комнате при температуре не ниже 20 – 220С. Место для проведения гимнастики с детьми до года – стол, покрытый сложенным байковым одеялом, а сверху – чистая простынка. Размеры стола должны быть не менее 70/90 см, а высота 75 см. Массаж обычно предшествует занятиям лечебной гимнастикой. Перед упражнениями для туловища делают массаж спины. Продолжительность каждого отдельного приема массажа – 1 – 2 минуты. Применяют 4 основных приема массажа: поглаживание, растирание, разминание и вибрация. Глубокое поглаживание необходимо проводить от периферии к центру по ходу лимфатических сосудов. Целесообразно проведение точечного массажа.

     При проведении занятий с ребенком с синдромом Дауна необходимо разговаривать с ним, хвалить его, вызывая положительные эмоции. Если же он плачет и не желает выполнять упражнения, то его следует успокоить, отвлечь, а в случае, если это не поможет, прекратить занятия. Обращаться с пациентом следует аккуратно и осторожно, без давления на кисти, оберегая голову ребенка от травмы. все движения рекомендовано делать спокойно, ритмично, точно и плавно. начинать занятия надо с легких упражнений, а затем постепенно переходить к более сложным. Во избежание переутомления мышц необходимо чередовать движения ног и туловища, повторять каждое упражнения от 2 – 4 до 8 – 10 раз.  

     Для стимуляции двигательной активности ребенка с синдромом Дауна в возрасте от 0 до 2 месяцев необходимо в течение дня несколько раз поворачивать на животик, при этом под грудь подкладывают небольшую подушечку. Во время лежания на животике обращаются к ребенку ласково, вызывая интерес игрушкой, побуждая поднять головку. Рекомендуется слегка приподнимать верхнюю часть тела.

     В возрасте от 2 до 6 месяцев ребенку помогают переворачиваться на бочок и на животик. Для тренировки подъема и удержания головы используют упражнения «лежа на большом мяче», при этом таз ребенка фиксирован, а вытянутые вперед ручки ребенка удерживает методист, при этом раскачивая мяч вперед и назад. При легком толкании мяча ребенок опирается на кисти.

     В возрасте от 6 до 12 месяцев в процессе занятий необходимо обучать пациента присаживаться и самостоятельно сидеть. Вначале курса лечения отрабатывается поворот набок, а затем переход в сидячее положение. Далее ребенок тренируется садиться из исходного положения на спине. Для обучения используются гимнастические палочки, мячи, игрушки. В процессе занятий надо пытаться ставить ребенка на ножки, поддерживая его. Если у ребенка с синдромом Дауна отсутствуют шаговые движения, то можно, поддерживая ребенка под ручки, переставлять его ножки, а также пользоваться ходиками и специальными приспособлениями. В случае, когда ребенок уже освоил подъем и поворот головы, можно поставить его на четвереньки, при этом поддерживая его под животик.

     Для активации ползания ребенка, находящегося в исходном положении колени-локти, берут за вытянутые руки в области плеч и слегка тянут его на себя и несколько в сторону. Нога при этом отводится в бедре и сгибается в колене. Далее постепенно отрабатываются упражнения для тренировки ползания на животе. Рефлекторное сокращение мышц верхних и нижних конечностей происходит при надавливании на следующие точки: медиальный надмыщелок плеча, дистальная часть предплечья с радиальной стороны, медиальный мыщелок бедра, давление на пятку, внутренний край лопатки, акромиальный отросток плеча и верхний гребень подвздошной кости. Далее необходимо постепенно отрабатывать вставание на колени для тренировки равновесия.

     Сначала обучают ребенка ходить с поддержкой под руки, а затем используют параллельные брусья, канат, раму, бассейн с мячами. Если у ребенка не получается упражнение, необходимо неоднократно в течение дня побуждать его к действию общением или игрой.

     Когда ребенок освоит базовые моторные навыки, т.е. научится управлять своими мышцами, тогда необходимо совершенствовать движения и предлагать более сложные упражнения: подъем на горку, ходьба по рыхлому песку, перешагивание через предметы. При этом добавляют артикуляционную гимнастику для развития речи, стимуляцию слухового и зрительного анализаторов.

     В связи с возможностью наличия у пациентов с синдромом Дауна врожденных пороков развития позвоночника следует ограничивать упражнения на сгибание и удержание обеих ног под прямым углом, а также напряжения мышц шеи и головы, так как это может привести к параличу конечностей.

Читайте также:  Синдром раздраженного кишечника римские критерии iv

     Адекватные физические упражнения, соответствующие состоянию и возрасту, приводят к формированию функциональной адаптации к социально-бытовым условиям жизни больного ребенка.

Источник

Если у вас в семье растёт ребёнок с синдромом Дауна, вы играете важную роль в возможности малыша реализовать свой потенциал. Многие родители принимают решение самостоятельно растить больного ребёнка, для других более приемлемо доверить это специальным учереждениям. Если вам сложно сделать выбор, можете обратиться за помощью в группу поддержки или специализированную организацию.

В процессе воспитания ребёнка с таким отклонением в развитии вы столкнётесь как с трудностями так и с приятными неожиданностями. Частые перепады в проявлении активности и желании ребёнка развиваться могут быть очень изматывающими для родителей. Уделяйте себе время, чтобы быть в форме и обеспечить ребёнку надлежащий уход.

Показатели развития и приобретение основных навыков

Будьте терпиливы и подбадривайте ребёнка, когда он будет учиться ходить и осваивать другие жизненнонеобходимые навыки, такие как способность сидеть, стоять, поворачиваться и говорить. Ему может понадобиться больше времени, чем здоровому малышу, но только подумайте как приятно вам будет смотреть на достижения своей крохи.

Запишите ребёнка на занятия по программе раннего вмешательства (для детей до 3-х лет). Специально обученные воспитатели будут контролировать и стимулировать процесс развития вашего малыша. Проконсультируйтесь со своим лечащим врачём где можно узнать о таких занятиях в вашем регионе.

Навыки самостоятельно принимать пищу и одеваться у детей с синдромом Дауна также усваиваются дольше. Отводите каждый день определённое время на эти процедуры, и когда помогаете ребёнку, будьте с ним терпимы.

Вы можете ускорить процесс обучения и адаптации ребёнка в обществе, если отдадите его в один класс с одногодками. Подумайте, как можно стимулировать мыслительный процесс малыша, не заставляя его сильно напрягаться. Не опускайте руки, если он не сразу поймёт что нужно делать, для детей с синдромом Дауна это обычное явление.

Период обучения в школе

Многие дети с таким пороком занимаются в одном классе с остальными школьниками. Иногда для них разрабатывают специальное расписание, куда вносят посещение дополнительных занятий.

Заранее позаботьтесь, чтобы ваш ребёнок пошёл вовремя в школу. По законодательству, дети с такого вида отклонениями в развитии имеют полное право получать полноценное образование. Законы позволяют вам как родителю быть в курсе всех решений, которые принимает администрация учебного заведения по вопросу обучения вашего ребёнка.

Чему следует уделять особое внимание в юности и взрослом возрасте

Когда ребёнок с синдромом Дауна переходит в подростковый возраст, такие аспекты как уход за собой и поддержание личной гигиены выступают на первый план. Отношения между сверстниками, в том числе и с противоположным полом, напрямую зависят от соблюдения вышеуказанных норм.

В плане общения у пациентов с синдромом Дауна возникают такие же желания и потребности как и у окружающих их здоровых людей. Они также хотят ходить на свидания, заводить друзей, иметь интимные отношения. Вы можете помочь и подсказать как нужно себя вести в той или иной ситуации. Объясните, что активное участие в общественной жизни даст ему возможность расширить круг знакомств. Не старайтесь нарочно знакомить ребёнка с людьми, это может заставить его замкнуться в себе и отдалиться от вас.

Помните, что такие дети предрасположены к чрезмерной впечатлительности и не всегда могут сами решать бытовые проблемы. Подготовьте ребёнка к серьёзному восприятию отношений между мужчиной и женщиной и возможной сексуальной близости:

  • Научите его бережно относить к своему организму и так же воспринимать других людей.

  • Проведите беседу о моральных ценностях в жизни.

  • Позаботьтесь, чтобы ребёнок получил в доступной форме информацию о половом воспитании. Расскажите о функции продолжения рода.

  • Объясните ему какие есть меры предосторожности, необходимые для безопасного секса, чтобы избежать заболеваний, передающихся половым путём.

Ещё в подрастковом возрасте начинайте планировать будущую самостоятельную жизнь вашего ребёнка. Многие люди с синдомом Дауна во взрослом возрасте живут отдельно от родителей в специальных пансионатах, где им оказывают необходимую поддержку. В большинстве таких домов существует требование, чтобы люди с таким диагнозом были более-менее самостоятельными: могли без посторонней помощи есть, одеваться и принимать душ.

Не смотря на такой дефект в развитии, больные синдромом Дауна стараются работать за пределами места проживания и принимать активное участие в общественной жизни. Как для любого инвалида, активный образ жизни означает для них не только возможность реализовать себя, но и осознание того, что они полезны в обществе. В качестве дополнительных интересов люди с синдромом Дауна также могут принимать участие в Олимпийских играх для инвалидов или увлекаться искусством и рисованием.

Помните, что человек с таким заболеванием особенно подвержен проявлению депрессии. Особенно это характерно при потере близкого человека или сильном разочаровании в повседневной жизни. Первым признаком этого является перепад настроения. Если вы заметили изменения такого плана, обратитесь за помощью к специалисту.

Источник