Сестринский уход при основных психопатологических синдромах
СЕСТРИНСКИЙ УХОД ПРИ ПСИХИЧЕСКИХ ЗАБОЛЕВАНИЯХ И НАРКОТИЧЕСКИХ СОСТОЯНИЯХ
Курс лекций
для студентов, обучающихся по специальности
060501 − Сестринское дело
Красноярск
УДК 616.89-02-083(042.4)
ББК 56.14+53.508
С 33
Сестринский уход при психических заболеваниях и наркотических состояниях:курс лекций для студентов, обучающихся по специальности 060501 – Сестринское дело / сост. А.А. Соловьёва; Фармацевтический колледж.– Красноярск: тип. КрасГМУ, 2014. – 69 с.
Составитель:Соловьёва А.А.
Курс лекций по дисциплине «Сестринское дело в психиатрии и курсе наркологии» соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 060501 Сестринское дело; адаптировано к образовательным технологиям с учетом специфики обучения по специальности 060501 -Сестринское дело.
Рецензенты:заведующий кафедрой психиатрии и наркологии с курсом ПО
КрасГМУ им. проф. В.Ф. Войно-Ясенецкого, д.м.н., доцент
Березовская М.А.
заведующий отделением «Сестринское дело»
фармацевтического колледжа ГБОУ ВПО КрасГМУ им. проф.
В.Ф. Войно-Ясенецкого Кудрявцева Б.В.
Рекомендовано к изданию по решению методического совета (Протокол № 1 от «15» 09. 2014 г.)
КрасГМУ
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение 4
Лекция № 1 6
Тема 1.1. Организация психиатрической помощи.
Основные психопатологические симптомы и синдромы
Лекция № 216
Тема 2.1.Эпилепсия
Лекция № 321
Тема 2.2. Шизофрения. Маниакально-депрессивный психоз
Лекция № 426
Тема 2.3. Алкоголизм и алкогольные психозы
Лекция № 535
Тема 2.4. Наркомания
Лекция № 646
Тема 2.5. Пограничные психические заболевания
Заключение56
Литература 57
Глоссарий психиатрических терминов58
ВВЕДЕНИЕ
Одним из важнейших прогностических критериев здоровья,который может рассматриваться как конечный результат деятельности всей системы здравоохранения, по утверждению ВОЗ, является психическое здоровье нации. По данным доклада ВОЗ психическими расстройствами страдает в мире более 200 млн. человек, к 2020 году психические заболевания окажутся среди ведущих причин инвалидизации населения планеты, а униполярная депрессия будет занимать второе место среди заболеваний, приводящих к инвалидности (после ишемической болезни сердца). Увеличение заболеваемости психическими расстройствами отмечается и в России. По данным официальной государственной статистики, в РФ состоит на диспансерном учете психиатров более 4 млн. человек, в то время как «скрытая психическая заболеваемость», по оценкам эпидемиологов, поражает две трети населения. Именно поэтому создан данный курс лекций для обучения медицинских сестер организации работы психиатрической службы современным технологиям сестринского ухода, тактике поведения с пациентами и работе с их родственниками.
Рассмотрим кратко содержание данного лекционного курса: особенности ухода за больным определяются на данном этапе развития психиатрии его состоянием, ведущим в клинической картине синдромом, наличием специфических для конкретного больного проблем, а не нозологической формой; основной особенностью работы в психиатрических стационарах считается общение с людьми, имеющими психические расстройства, нередко представляющих опасность для себя и окружающих, поэтому медицинским работникам необходимо знать систему организации психиатрической и наркологической помощи, знать психологию общения с больными и их родственниками; в психиатрической пропедевтике конспективно разбираются наиболее значимые симптомы и синдромы психических расстройств, при описании психофармакологического лечения основное внимание уделяется побочным действиям лекарственных препаратов и методам сестринской помощи, неотложная помощь в психиатрии и наркологии рассматривается в виде алгоритмов действий медработника.
Теоретический материал требует комплексного, интегративного подхода с использованием различных источников информации, в том числе интернет–ресурсов. Предложенные лекции направлены не только на углубление знаний и развитие умений, но и на овладение следующими общими и профессиональными компетенциями специалистов:
— представлять информацию в понятном для пациента виде, объяснять ему суть вмешательств;
— осуществлять лечебно–диагностические вмешательства, взаимодействуя с участниками лечебного процесса;
— сотрудничать со взаимодействующими организациями и службами;
— применять медикаментозные средства в соответствии с правилами их использования;
— вести утвержденную медицинскую документацию;
— реабилитационные мероприятия;
— понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес;
— организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их выполнение и качество;
— принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность;
— осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития;
— использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности;
— работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями;
— брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий;
— быть готовым брать на себя нравственные обязательства по отношению к природе, обществу и человеку;
— организовывать рабочее место с соблюдением требований охраны труда, производственной санитарии, инфекционной и противопожарной безопасности.
Высокая компетентность медицинской сестры укрепляет основы сестринской профессии, позволяет ей принимать самостоятельные решения, нести ответственность, проводить научные исследования, реализовывать инновационные проекты, управлять сестринскими службами, оказывать влияние на систему отечественного здравоохранения. Именно поэтому создан данный курс лекций для пополнения профессиональных знаний медицинских сестер самых разных специальностей.
Содержание курса лекций соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 060109 Сестринское дело.
Лекция №1
Тема 1.1. Организация психиатрической помощи. Основные психопатологические симптомы и синдромы
План лекции:
1.Общая характеристика психических расстройств.
2.Расстройства восприятий и ощущений.
3.Нарушение мышления. Бред и бредовые синдромы.
4.Нарушение памяти. Корсаковский амнестический синдром.
5.Нарушение интеллекта.
6.Расстройства эмоционально-волевой и двигательной сферы.
7.Аффективные расстройства. Депрессивный синдром. Маниакальный синдром.
8.Синдромы нарушенного сознания.
Симптом – повторяющийся у разных больных феномен, указывающий на патологию, болезненное отступление от естественного течения психических процессов, ведущее к дезадаптации.
Синдром –повторяющееся сочетание симптомов, тесно связанных между собой общими механизмами происхождения и характеризующих настоящее состояние больного.
Классификация синдромов
По степени тяжести выделяют 5 уровней синдромов.
1.Невротические и неврозоподобные синдромы:
— астенический;
— обсессивный;
— истерический.
2.Аффективные синдромы:
— депрессивный;
— маниакальный;
— апато-абулический.
3.Бредовые и галлюцинаторные синдромы:
— паранойяльный;
— параноидный;
— синдром психического автоматизма;
— парафренный;
— галлюцинозы.
4.Синдромы нарушенного сознания:
— делириозный;
— онейроидный;
— сумеречное помрачение сознания.
5.Амнестические синдромы:
— психоорганический;
— корсаковский;
— деменции.
В психиатрии принято выделять расстройства невротического и психотического уровня.
Психоз —проявляется тяжелым нарушением психических процессов, при котором человек теряет способность правильно воспринимать и понимать окружающий мир и себя самого.
Признаки психоза:неправильное отражение окружающего мира (бред и галлюцинации);отсутствие критики (сознания болезни); опасное поведение (психомоторное возбуждение, агрессивность и т.д).
Невротические расстройства: больные с неврозом правильно воспринимают мир и себя, они понимают имеющиеся нарушения психики, страдают и не могут избавиться от них усилием воли, их поведение не опасно.
В психиатрии широко используется разделение симптомов напродуктивные и негативные.
К продуктивной симптоматике относят появления у пациентов на фоне заболевания новых функций: бред и галлюцинации, навязчивые идеи, сильное чувство тоски при депрессии, психомоторное возбуждение.
Негативная симптоматика (дефект, минус- симптом) — проявляется утратой имевшихся ранее функций, снижением способностей, ущербом психики: утрата памяти (амнезия), интеллекта (слабоумие), неспособность испытывать яркие эмоциональные чувства (апатия).
Рекомендуемые страницы:
Воспользуйтесь поиском по сайту:
Источник
5. Сестринский процесс и особенности ухода за больными с аффективными синдромами
В отношении психиатрии в обществе сформировалось негативное предубеждение. Между психическими и соматическим заболеваниями усматривают большие различия. Поэтому пациенты и их родственники часто стыдятся заболевания, скрывают факт обращения к психиатру. Часто окружающие, даже медицинские работники относятся к людям с психическими расстройствами неестественно: с излишним опасением (даже страхом), с подчеркнутой жалостью или снисходительно. Такое отношение может затруднять сестринский процесс на всех его этапах.
Наилучшая помощь психическим больным оказывается тогда, когда их состояние воспринимается остальными только как болезнь. Это помогает больным сохранять самосознание, необходимое для их исцеления.
Ухаживающий персонал не должен воспринимать личность пациента, с ее потребностями, желаниями и страхами только с точки зрения диагноза заболевания. Целостный уход охватывает личность, болезнь, профессию, семью, взаимоотношения и пр. Психически больной человек – это не только объект для ухода. Активно задействовать пациента в решении его проблем со здоровьем – главная задача ухаживающего персонала. В этом смысле уход за больным означает не только выполнение необходимых медицинских манипуляций, он означает намного больше: сопровождение, объяснение, побуждение к действиям и внимание к проблемам пациента.
Процесс ухода осуществляется поэтапно следующим образом: сбор информации, постановка сестринского диагноза, выявление проблем пациента (при аффективных состояниях проблемы будут следующие: при депрессиях: подавленное настроение – гипотимия, снижение волевой активности – гипобулия, двигательная заторможенность, замедление мыслительного процесса, при маниях: повышенное настроение – эйфория, усиление волевой и двигательной активности, ускорение мыслительного процесса, веселость беззаботность и т.д.), определение целей ухода, планирование ухода, осуществление ухода и оценка результатов. Оценка эффективности ухода основывается на результатах повторного сбора информации о состоянии пациента и дает возможность контроля и внесения необходимых поправок в процессе ухода.
Качественный уход возможен в случае партнерского взаимодействия между пациентом и ухаживающим персоналом. Такого взаимодействия можно достичь лишь путем установления отношений доверия между пациентом и ухаживающим персоналом. Поэтому медицинская сестра должна обладать коммуникативными навыками, знанием медицинской психологии и определенными личностными качествами: уважением отдельного индивидуума, способностью к эмпатии, выдержкой и др.
В общении с психическими больными нельзя повышать голос, приказывать что-либо, пренебрежительно относиться к их просьбам, игнорировать их обращения, жалобы. Всякое резкое, неуважительное обращение с больными способно спровоцировать возбуждение, агрессивные действия, попытки к побегу, самоубийству. Следует воздерживаться от обсуждения с больными состояния и поведения других больных, высказывать свою точку зрения на правильность лечения, режима. Нужно регулировать поведение больных, если возникает такая необходимость, очень корректно. Беседа с больными должна касаться только вопросов лечения, быть направленной на уменьшение у них беспокойства, тревоги.
Медицинские сестры, младший медицинский персонал на дежурствах должны быть одеты в строгий медицинский халат, медицинскую шапочку. Неуместны броские украшения, демонстративные прически, яркий макияж, и все, что может привлечь повышенное внимание больных. В карманах халата не должны находится острые предметы, ключи от отделения, шкафов с медикаментами. Пропажа ключей требует принятия срочных мер по их поиску, так как это может повлечь за собой побеги больных из отделения.
Лечебные манипуляции (раздача лекарств, инъекции и другие процедуры) выполняются согласно назначениям врача в указанные сроки. Необходимо следить, принимают ли пациенты таблетки. Раздача лекарств без контроля за их приемом не допускается, поэтому медикаменты больными принимаются только в присутствии медсестры.
За психическими больными необходим надзор, который бывает трех видов. Строгий надзор назначается депрессивным больным с тенденцией к самоубийству. В палате, где находятся такие больные, круглосуточно находится медицинский пост, палата постоянно освещается, в ней не должно находится ничего кроме кроватей. Из палаты больные могут выходить только с сопровождающими. О всяком изменении в поведении больных сообщается немедленно врачу. Усиленное наблюдение назначается в тех случаях когда требуется уточнить особенности болезненных проявлений (характер сна, настроения). Общее наблюдение назначается тем больным, которые не представляют опасности для себя и окружающих. Они могут свободно передвигаться в отделении, выходят на прогулку, активно вовлекаются в трудовые процессы (что характерно для маниакальных больных).
Депрессивные больные могут совершать суицидальные попытки, поэтому медицинская сестра должна следить за их попытками раздобыть веревки, шнурки, режущие предметы, медикаменты. Таких больных не следует оставлять без присмотра. Если попытка все же реализуется, необходимо принять меры по оказанию экстренной медицинской помощи и поставить в известность врача. Также депрессивные больные могут отказываться от еды. Медицинской сестре необходимо разобраться в мотивах отказа от еды. В ряде случаев эффективны бывают психотерапевтические методы, убеждение, объяснение. Для стимуляции аппетита возможно назначение небольших доз инсулина (4–8 ЕД) подкожно. При безуспешности попыток накормить больного в течении 3–4 дней можно прибегнуть к искусственному кормлению через зонд или к парентеральному кормлению путем внутривенного введения питательных растворов.
Больные с маниакальным синдромом часто не желают добровольно лечиться в клинике, так что их приходится принуждать. У них отсутствует такое глубокое понимание своей болезни, и лечение в стационаре представляется им полнейшим абсурдом. Медицинская сестра должна суметь убедить больного в необходимости пребывания в стационаре и принятии лекарственных препаратов. Маниакальные больные часто бывают агрессивны, конфликтны, медицинский персонал должен помнить об этом и постараться не вступать в конфликт с такими больными.
Заключение
Аффективные синдромы включают полярные эмоциональные расстройства – депрессии и мании. Депрессивный синдром характеризуется болезненно пониженным настроением, тоской, которые иногда сопровождаются физически тягостным ощущением давления или тяжести в области грудной клетки, интеллектуальным и моторным торможением (затруднение течения мыслей, потеря интереса к профессиональной деятельности, замедление движений вплоть до полной обездвиженности-депрессивный ступор). Пессимистическое мировосприятие при депрессии сопровождается тревогой, чувством вины, идеями малоценности, приобретающими в тяжелых случаях характер бреда самообвинения или греховности, суицидальными идеями и тенденциями.
Маниакальный синдром характеризуется болезненно повышенным настроением, сочетающимся с необоснованным оптимизмом, ускоренным мышлением и чрезмерной активностью. Больным свойственны переживания радости, счастья, переоценка собственных возможностей, иногда достигающая уровня идей величия. Отмечаются многоречивость, стремление к постоянному расширению сферы деятельности и контактов. При этом нередко обнаруживаются повышенная раздражительность, конфликтность (гневливая мания).
Осуществляя уход за такими больными необходимо следить за изменениями состояния и немедленно об этих изменениях докладывать врачу. Медицинская сестра должна знать обо всех депрессивных больных с намерениями к самоубийству, быть внимательной к высказываниям пациентов, следить за их попытками раздобыть предметы, которые могут нанести вред больному. С маниакальными больными не стоит вступать в конфликтную ситуацию, не стоит повышать на них голос, приказывать что-либо, пренебрежительно относиться к их просьбам, игнорировать их обращения, жалобы.
Список используемой литературы
1. Жариков Н.М., Урсова Л.Г., Хритинин Д.Б., Психиатрия (учебник для студентов медицинских институтов). М., 1998.
2. Каплан Г.И., Сэдок Б.Д. Клиническая психиатрия в 2 томах. Т. 1. 1998, – М.: Медицина.
3. Портнов А.А. Общая психопатология: уч. пособие. – М.: Медицина, 2004 г.
4. Риттер С. Руководство по сестринской работе в психиатрической клинике. Принципы и методики. – Издательство «Сфера», киев, 1997.
Раздел: Медицина, здоровье
Количество знаков с пробелами: 30505
Количество таблиц: 0
Количество изображений: 0
… патологии. Маниакальные и депрессивные синдромы могут быть этапом в формировании психопатологической симптоматики любого психического заболевания, но в наиболее типичных своих проявлениях они представлены лишь при маниакально-депрессивном психозе. Синдромы двигательных и волевых расстройств Кататонический синдром проявляется кататоническим ступором или кататоническим возбуждением. Эти …
… запоры и упорные, монотонные абдоминалгии в проекции толстой кишки. Различия между СРК и другими изученными органными неврозами реализуются также и на уровне коморбидных соотношений функциональных расстройств ЖКТ как с личностными (непрерывная динамика в рамках психосоматического развития), так и психопатологическими (аффективными и тревожными) расстройствами. Переходя к обсуждению личностной …
… Классическим является спектр манипулятивных методик: от советов Карнеги до нейролингвистического программирования и разнообразных тренингов (женского обаяния, личностного роста, сексуальный тренинг и пр.). В клинической психологии психокоррекция используется при выявляемых у клиента психологических проблемах, возникающих в связи с характерологическими девиациями и личностными аномалиями, а также …
… к обучению, формированию понятий, абстрагированию, дефицита общих сведений и знаний, примитивности и конкретности мышления, повышенной внушаемости и эмоциональных расстройств. Структура олигофренического патопсихологического синдрома включает в себя ряд отличительных особенностей, среди которых наиболее яркими являются характеристики когнитивной сферы. Нередко помимо мышления у олигофренов …
Источник