Сенсорно перцептивные действия у детей с синдромом дауна

Автор Предложить Статью На чтение 3 мин. Опубликовано 20.04.2015 15:07

Зрительному восприятию принадлежит особая роль в перцептивно — когнитивном развитии ребенка; зрительная система может рассматриваться как основная воспринимающая система мозга, с помощью которой ребенок получает наибольшую часть информации о внешнем мире. Зрительной восприятие в большой степени опосредует взаимодействие ребенка с окружающей средой и играет ведущую роль в его психическом развитии.

У детей с синдромом Дауна зрительное восприятие имеет специфические характеристики, которые необходимо рассмотреть подробно. Было обнаружено, что младенцы с синдромом Дауна уже в 6-месячном возрасте выказывают иные предпочтения в зрительных стимулах, чем их сверстники без синдрома Дауна. Младенцы с синдромом Дауна фиксируют свое внимание на единичных особенностях зрительного образа, в то время как обычные младенцы улавливают гораздо больше его характеристик. Кроме того, младенцы с синдромом Дауна отличаются своим предпочтением простых стимулов и избеганием сложных изобразительных конфигураций. Такое предпочтение сохраняется у них и в более позднем детском возрасте. Скорее всего, подобные особенности зрительного восприятия связаны с нарушением процесса внимания, а не с нарушениями зрительного анализатора.

Младенцы с синдромом Дауна имеют заметный дефицит тактильного восприятия, который проявляется уже в раннем возрасте. Правда, доподлинно не установлено, является ли причиной такого дефицита нарушения непосредственно самого тактильного анализатора, либо этот дефицит вызван общей гипотонией. Исследования показали, что дети с синдромом Дауна меньше обследуют объекты руками, при этом их движения менее координированы, чем у здоровых детей. Но, в целом, данные исследования продемонстрировали, что основные процессы развития узнавания формы и структуры объекта у детей с синдромом Дауна и у нормально развивающихся детей сходны, но скорость развития этих навыков у детей с синдромом Дауна слегка замедленна. Детям с синдромом Дауна необходимо большее количество тренировочных попыток для освоения навыков различения структуры и формы объекта, однако физиологические процессы, лежащие в основе данных навыков, не повреждены. Дальнейшие исследования выявили, что наибольшую трудность для детей с синдромом Дауна представляет мсжсенсорное функционирование, т.е. деятельность, требующая объединения и сравнения информации различной модальности. Так, дети с синдромом Дауна в возрасте 17 месяцев ни в одной из двух проб не справлялись с заданием, в котором было необходимо тактильно опознать объект, который они предварительно разглядывали, в то время как здоровые младенцы уже в 12 месяцев справлялись с одной из двух проб, а в 17 месяцев выполняли оба задания. При выполнении заданий на внутримодальную идентификацию у детей с синдромом Дауна выявлялось явное отставание. Если здоровые младенцы в возрасте 12 месяцев в обеих пробах прекрасно справлялись с опознанием объекта, который им предварительно предъявляли, то младенцы с синдромом Дауна справлялись только с одной пробой из двух. Таким образом, основными характеристиками сенсорно-перцептивного развития детей с синдромом Дауна являются: 1) предпочтение более простых стимулов сложным, 2) нарушение целостности восприятия из-за невозможности интеграции информации различных модальностей. Следует отметить, что, несмотря на полученные данные, некоторые дети с синдромом Дауна оказывались успешнее других детей с тем же диагнозом при выполнении экспериментальных задач (там же). Вопреки устоявшемуся мнению, согласно которому все дети с синдромом Дауна рассматриваются как имеющие единый профиль отставания в развитии и спектр нарушений, многие современные авторы выделяют неоднородность данной группы, широкую вариативность особенностей развития.

Источник

Слайд 1

Сенсорное воспитание детей с синдромом Дауна Выполнил: Алиева Наталья Михаиловна Руководитель: Барышникова Светлана Анатольевна

Слайд 2

Глава 1. Теоретические основы сенсорного воспитания для дошкольного возраста. 1.1 Общая характеристика сенсорного развития 1.2 Понятие, сущность и особенности осуществления сенсорного воспитания в дошкольной педагогике

Слайд 3

Сенсорика от лат. » sensus » — чувство или ощущение Зрительная подсистема – способность р азличать объекты окружающего мира; В естибулярная подсистема – способность человека удерживать равновесие и ориентироваться в пространстве; С луховая подсистема – отвечает за восприятие и воспроизведение речи, является одним из основных средств межличностного общения ; Проприоцептивная подсистема — способность контролировать свои телодвижения ; Тактильная подсистема – система кожной чувствительности включающая в себя осязательные, тактильные, температурные восприятия.

Слайд 4

Роль сенсорного воспитания способствует развитию интеллекта ребенка Систематизация знаний, которые ребенок получает из внешней среды; подготовка детей к восприятию мира развивает воображение, наблюдение и внимательность подготовка детей к будущей учебной деятельности благоприятно влияет на обогащения словарного запаса развивает различные виды памяти (зрительная, образная, слуховая, моторная).

Слайд 5

Сенсорное воспитание является основой для: Формирование у ребенка в сех психических процессов Становление всех видов д етской деятельности Внимание Память Мышление Речь Воображение Предметной Игровой Продуктивной Т рудовой

Слайд 6

Большое значение в сенсорном воспитании имеет формирование у детей представлений о сенсорных эталонах — общепринятых образцах внешних свойств предметов. Цвет Форма Величина

Слайд 7

Глава 2. Особенности работы по сенсорному воспитанию детей с синдромом Дауна 2.1 . Характеристика детей с синдромом Дауна 2.2 . Социально-психологические особенности детей с синдромом Дауна

Слайд 8

Первый Международный день человека с синдромом Дауна был проведён 21 марта 2006 года. День и месяц были выбраны в соответствии с номером пары и количеством хромосом.

Слайд 9

монголоидный разрез глаз ; кожная складочка у внутренних уголков глаз ( эпикантус ); широкая переносица деформированные ушные раковины уплощённый затылок чуть меньше нормы размер ротовой полости немного увеличен язык, из-за чего детки часто его высовывают; укорочены пальчики рук, мизинцы искривлены; на ладошке может быть только одна поперечная складка; на ножках увеличено расстояние между первым и вторым пальцами кожа влажная, гладкая, волосы тонкие, сухие;

Слайд 10

Ребёнок с синдромом Дауна может родиться в любой семье, у родителей любого возраста, любой национальности, любой религии .

Слайд 11

У детей с синдромом Дауна нарушения в развитии проявляются с первых месяцев жизни. Вялость Малая активность Задержка формирования двигательных функций влечет за собой задержку развития всех психических процессов .

Слайд 12

Структура психического недоразвития детей с синдромом Дауна речь появляется поздно, понимание речи недостаточное, словарный запас бедный; трудности в освоении речи, связаны с частыми инфекционными заболеваниями среднего уха; низкое слуховое восприятие и умение слушать; часто говорят быстро или отдельными последовательностями слов, без пауз между ними, так, что слова набегают друг на друга; значительные затруднения в формировании способности к рассуждению и выстраиванию доказательств ; глубокое недоразвитие речи ; не умеют и не могут интегрировать свои ощущения — одновременно концентрировать внимание, слушать, смотреть и реагировать ; несмотря на тяжесть интеллектуального дефекта, эмоциональная сфера остаётся практически сохранённой; большинство из них любопытны и обладают хорошей подражательной способностью; у многих детей с синдромом Дауна характерна хорошо развитая механическая память и наблюдательность. особенности зрительного восприятия;

Читайте также:  Синдром дезадаптации сердечно сосудистой системы у новорожденных

Слайд 13

Развитие восприятия Наглядно — действенное мышление Предметная деятельность Продуктивная деятельность происходит неравномерно, усвоенные детьми эталоны часто оказываются нестойкими, расплывчатыми. характеризуется отставанием в темпе развития; не осознают наличия проблемной ситуации. фактически совсем не возникает, сенсорный и практический опыт не накапливается; Дети в основном овладевают специфическими манипуляциями вне обучения фактически не возникает. Под влиянием требований окружающих начинают формироваться элементы трудовой деятельности; несогласованность обеих рук. Сенсорное развитие детей с нарушениями интеллекта имеет исключительную практическую важность Ф орма воздействия на ребенка с синдромом Дауна — организованные занятия

Слайд 14

Факторы затрудняющие полноценное развитие д етей с синдромом Дауна

Источник

Дата
Всемирный день людей с синдромом Дауна ежегодно отмечается в мире 21 марта. Это заболевание возникает в результате генетической аномалии. В организме человека появляется дополнительная хромосома. В России ежегодно рождаются около 2,5 тыс. детей с синдромом Дауна. День и месяц не случайны: они отражают природу возникновения патологии. Синдром Дауна представляет собой трисомию (март — третий месяц года) по 21 хромосоме (поэтому и 21 марта).
Решение о проведении дня было принято по инициативе Международной (IDSA) и Европейской (EDSA) ассоциаций Даун-cиндром. В декабре 2011 года Генеральная Ассамблея ООН предложила отмечать этот день с 2012 года всем государствам и международным организациям, чтобы повысить уровень информированности общества о заболевании.
У «солнечных детей» зрительное восприятие имеет специфические характеристики, которые необходимо рассмотреть подробно. Было обнаружено, что младенцы уже в 6-месячном возрасте выказывают иные предпочтения в зрительных стимулах, чем их сверстники. Младенцы с генетической аномалией фиксируют свое внимание на единичных особенностях зрительного образа, в то время как обычные младенцы улавливают гораздо больше его характеристик. Кроме того, младенцы с синдромом Дауна отличаются своим предпочтением простых стимулов и избеганием сложных изобразительных конфигураций. Такое предпочтение сохраняется у них и в более позднем детском возрасте.
«Солнечные дети» имеют заметный дефицит тактильного восприятия, который проявляется уже в раннем возрасте. Правда, доподлинно не установлено, является ли причиной такого дефицита нарушения непосредственно самого тактильного анализатора, либо этот дефицит вызван общей гипотонией. Исследования показали, что особенные дети меньше обследуют объекты руками, при этом их движения менее координированы, чем у особенных мальчиков и девочек. Но, в целом, данные исследования продемонстрировали, что основные процессы развития узнавания формы и структуры объекта у детей с синдромом Дауна и у нормально развивающихся детей сходны, но скорость развития этих навыков у первых слегка замедленна. Им необходимо большее количество тренировочных попыток для освоения навыков различения структуры и формы объекта, однако физиологические процессы, лежащие в основе данных навыков, не повреждены. Дальнейшие исследования выявили, что наибольшую трудность для детей с лишней хромосомой представляет межсенсорное функционирование, т.е. деятельность, требующая объединения и сравнения информации различной модальности. Так, дети с синдромом Дауна в возрасте 17 месяцев ни в одной из двух проб не справлялись с заданием, в котором было необходимо тактильно опознать объект, который они предварительно разглядывали, в то время как здоровые младенцы уже в 12 месяцев справлялись с одной из двух проб, а в 17 месяцев выполняли оба задания. При выполнении заданий на внутримодальную идентификацию у «солнечных детей» выявлялось явное отставание. Если здоровые младенцы в возрасте 12 месяцев в обеих пробах прекрасно справлялись с опознанием объекта, который им предварительно предъявляли, то младенцы с синдромом Дауна справлялись только с одной пробой из двух. Таким образом, основными характеристиками сенсорно-перцептивного развития детей с синдромом Дауна являются: 1) предпочтение более простых стимулов сложным, 2) нарушение целостности восприятия из-за невозможности интеграции информации различных модальностей. Вопреки устоявшемуся мнению, согласно которому все дети с синдромом Дауна рассматриваются как имеющие единый профиль отставания в развитии и спектр нарушений, многие современные педагоги-исследователи выделяют неоднородность данной группы, широкую вариативность особенностей развития.
Инна СТОРОЖУК,
воспитатель МБДОУ №10 г.Беслана.

«ВЕСТНИК БЕСЛАНА»

Источник

Автор Предложить Статью На чтение 3 мин. Опубликовано 20.04.2015 15:07

Зрительному восприятию принадлежит особая роль в перцептивно — когнитивном развитии ребенка; зрительная система может рассматриваться как основная воспринимающая система мозга, с помощью которой ребенок получает наибольшую часть информации о внешнем мире. Зрительной восприятие в большой степени опосредует взаимодействие ребенка с окружающей средой и играет ведущую роль в его психическом развитии.

У детей с синдромом Дауна зрительное восприятие имеет специфические характеристики, которые необходимо рассмотреть подробно. Было обнаружено, что младенцы с синдромом Дауна уже в 6-месячном возрасте выказывают иные предпочтения в зрительных стимулах, чем их сверстники без синдрома Дауна. Младенцы с синдромом Дауна фиксируют свое внимание на единичных особенностях зрительного образа, в то время как обычные младенцы улавливают гораздо больше его характеристик. Кроме того, младенцы с синдромом Дауна отличаются своим предпочтением простых стимулов и избеганием сложных изобразительных конфигураций. Такое предпочтение сохраняется у них и в более позднем детском возрасте. Скорее всего, подобные особенности зрительного восприятия связаны с нарушением процесса внимания, а не с нарушениями зрительного анализатора.

Младенцы с синдромом Дауна имеют заметный дефицит тактильного восприятия, который проявляется уже в раннем возрасте. Правда, доподлинно не установлено, является ли причиной такого дефицита нарушения непосредственно самого тактильного анализатора, либо этот дефицит вызван общей гипотонией. Исследования показали, что дети с синдромом Дауна меньше обследуют объекты руками, при этом их движения менее координированы, чем у здоровых детей. Но, в целом, данные исследования продемонстрировали, что основные процессы развития узнавания формы и структуры объекта у детей с синдромом Дауна и у нормально развивающихся детей сходны, но скорость развития этих навыков у детей с синдромом Дауна слегка замедленна. Детям с синдромом Дауна необходимо большее количество тренировочных попыток для освоения навыков различения структуры и формы объекта, однако физиологические процессы, лежащие в основе данных навыков, не повреждены. Дальнейшие исследования выявили, что наибольшую трудность для детей с синдромом Дауна представляет мсжсенсорное функционирование, т.е. деятельность, требующая объединения и сравнения информации различной модальности. Так, дети с синдромом Дауна в возрасте 17 месяцев ни в одной из двух проб не справлялись с заданием, в котором было необходимо тактильно опознать объект, который они предварительно разглядывали, в то время как здоровые младенцы уже в 12 месяцев справлялись с одной из двух проб, а в 17 месяцев выполняли оба задания. При выполнении заданий на внутримодальную идентификацию у детей с синдромом Дауна выявлялось явное отставание. Если здоровые младенцы в возрасте 12 месяцев в обеих пробах прекрасно справлялись с опознанием объекта, который им предварительно предъявляли, то младенцы с синдромом Дауна справлялись только с одной пробой из двух. Таким образом, основными характеристиками сенсорно-перцептивного развития детей с синдромом Дауна являются: 1) предпочтение более простых стимулов сложным, 2) нарушение целостности восприятия из-за невозможности интеграции информации различных модальностей. Следует отметить, что, несмотря на полученные данные, некоторые дети с синдромом Дауна оказывались успешнее других детей с тем же диагнозом при выполнении экспериментальных задач (там же). Вопреки устоявшемуся мнению, согласно которому все дети с синдромом Дауна рассматриваются как имеющие единый профиль отставания в развитии и спектр нарушений, многие современные авторы выделяют неоднородность данной группы, широкую вариативность особенностей развития.

Читайте также:  Синдром ранней детской нервности лечение

Источник

Сенсорное воспитание ребёнка с синдромом Дауна в детском саду.

Перед моим выступлением я хотела бы рассказать старую индийскую притчу.

У одного человека в Индии, носящего воду, было два больших горшка, висевших на конце шеста, который он носил на плечах. В одном из горшков была трещина, в то время как другой горшок был безупречен и всегда доставлял полную порцию воды в конце длинной прогулки от источника до дома учителя. Треснувший же горшок доносил только половину. В течение двух лет это продолжалось ежедневно: человек, носящий воду, доставлял только полтора горшка воды в дом своего учителя. Конечно, безупречный горшок гордился своими достижениями. А бедный треснувший горшок страшно стыдился своего несовершенства и был очень несчастен, поскольку он был способен сделать только половину того, для чего он был предназначен.После того, как два года он чувствовал горечь от своей несостоятельности, в один день он заговорил с переносчиком воды возле источника:

— Я стыжусь себя и хочу извиниться перед тобой.

— Почему? Чего ты стыдишься?

— В течение этих двух лет я был способен донести только половину моей ноши, потому что эта трещина в моём боку приводит к тому, что вода просачивается в течение всего пути назад к дому твоего учителя. Ты делал эту работу и из-за моих недостатков ты не получал полный результат своих усилий, — удручённо сказал горшок.Переносчик воды почувствовал жалость к треснувшему горшку, и, будучи сострадательным, он сказал:

— Поскольку мы возвращаемся к дому учителя, я хочу, чтобы ты заметил красивые цветы по пути к нему.Действительно, когда они поднялись на холм, треснувший горшок обратил внимание на превосходные цветы на одной стороне пути, и это успокоило его немного. Но в конце тропинки он опять почувствовал себя плохо, потому что через него просочилась половина его воды, и поэтому он снова принёс извинения водоносу из-за своей несостоятельности.Тут водонос сказал горшку:

— Ты заметил, что цветы росли только на твоей стороне пути, но не на стороне другого горшка? Дело в том, что я всегда знал о твоём недостатке, и я воспользовался им с пользой. Я посадил семена цветов на твоей стороне, и каждый день, когда мы шли назад от источника, ты поливал их. В течение двух лет я мог брать эти красивые цветы, чтобы украсить стол моего учителя. Без тебя, просто такого, как ты есть, не было бы этой красоты в его доме!

Этой притчей я хотела бы донести до Вас, что даже неполноценные по меркам большинства людей дети могут принести пользу обществу и быть сами при этом счастливы. Но только при условии, что педагоги будут дальновидными и принимающими их такими, какими они есть. Превратить недостаток в достоинство можно лишь если смотреть в далёкое будущее, а не жить проблемами настоящего. Детей с синдромом Дауна часто называют «особыми» детьми. И это действительно так, поскольку данный недуг является врождённым, обусловленным нарушениями в хромосомном наборе, и в целом дефект имеет довольно сложную структуру и различную степень вырженности. Сенсорное развитие детей с синдромом Дауна представляет собой комплексную задачу. Несмотря на тяжёлую генетическую аномалию, такие дети всё же весьма жизнерадостны, улыбчивы и ласковы. Для развития  таких деток необходимо приложить много усилий, терпения и упорства в воспитании и обучении. Но при должной заботе и постоянных занятиях такие малыши впоследствии смогут ходить в обычную школу, иметь много друзей, развить свои способности и таланты, а также стать самостоятельными личностями.В психолого-педагогическом словаре сенсорное воспитание (от лат. sensus — чувство) трактуется как целенаправленное развитие и совершенствование сенсорных процессов (ощущений, восприятий, представлений). Сенсорные процессы представляют собой первую ступень познания, образуют область чувственного познания, поэтому сенсорное воспитание часто выступает исходным звеном умственного воспитания.

Ещё в 1978 году А.А.Катаева утверждала, что  сенсорное воспитание является, с одной стороны, основой для формирования у ребенка всех психических процессов — внимания, памяти, сферы образов-представлений, мышления, речи и воображения; с другой — оно выступает фундаментальной предпосылкой для становления всех видов детской деятельности — предметной, игровой, продуктивной, трудовой.

Современные педагоги и психологи  также выделяют важную  роль сенсорного воспитания:

  • Стимулирует  развитие интеллекта ребенка
  • Формирует и систематизирует систематизация знания, которые ребенок получает из внешней среды;
  • Обеспечивает  целостное восприятие мира
  • Способствует развитию  воображения, любознательности и внимательности
  • Подготавливает  детей к предстоящему обучению
  • Расширяет словарный запас
  • Развивает все виды памяти (зрительная, образная, слуховая, моторная).

У детей с СД основной особенностью является то, что  усвоенные детьми эталоны часто оказываются нестойкими, расплывчатыми, сенсорный и практический опыт не накапливается и без обучения фактически не возникает. Сенсорное развитие детей с нарушениями интеллекта имеет исключительную практическую важность.Большинство психологов сходятся во мнении, что основной формой воздействия на ребенка с синдромом Дауна должны выступать специально организованные занятия в игровой форме.

Педагогам важно помнить, что с детьми с синдромом Дауна надо работать, не теряя с ним визуального и ситуативного контакта, накапливая и обобщая практический и чувственный опыт ребенка.

Занятия проводятся по следующим направлениям: развитие зрительного, слухового и тактильно-двигательного восприятия.

ЗАДАЧИ Сенсорного воспитания:

• обучение восприятию отдельных предметов, выделению их из общего фона;

• обучение различению свойства и качества предметов: мягкий — твердый, мокрый — сухой, большой — маленький, громкий — тихий;

• формирование у детей представлений о сенсорных эталонах — общепринятых образцах внешних свойств предметов. (цвет, форма величина)

• формирование поисковых способов ориентировки — пробы при решении игровых и практических задач;

• создание условий для восприятия свойств и качеств предметов в разнообразной деятельности — в игре с дидактическими и сюжетными игрушками, в строительных играх, в продуктивной деятельности (конструирование, лепка, рисование).

Читайте также:  А в семенович дисгенетический синдром

Набор средств для детей с СД ничем не отличается от обычных наборов по сенсорному воспитанию:

Различные мозаики, наборы лоскутков ,разноцветные мячи, шары, кубики, кирпичики, тесьма, мешочки с разным наполнением; надувные мячи (большие, средние и маленькие); разнообразные матрешки (от трехместных до восьмиместных); пирамидки разного размера и разной конструкции; игрушки, неваляшки разного размера; различные музыкальные инструменты; магнитофон; записи различных мелодий; набор муляжей, ёмкости для раскладывания акриловых камешков,бус, шариков,орбиз, мелких игрушек; коробки-вкладыши разных размеров и мисочки ;стучалки; трафареты, логический куб; дорожки с различным покрытием (нашитые палочки, губки,пуговицы, гладкая поверхность из кожзама, меховая поверхность и т.п.); небольшие реалистичные игрушки животных и их детенышей; наборы сыпучих материалов (горох, фасоль, мелкие камни и галька); разрезные картинки и пазлы; тактильная дорожка для стоп; кварцевый и кинетический песок, сухой душ из лент, возможно использование света- солнечных зайчиков, специальных лент со светодиодами.

Нужно помнить, что сильной стороной «солнечных деток» является отличное зрительное и тактильное восприятие (им нравится смотреть на предмет и трогать его), поэтому обучение должно строиться с обязательным учетом этих факторов. Педагогам стоит максимально направить усилия на развитие мелкой моторики рук с помощью обучения ребенка лепке, рисованию, ощупыванию и описыванию свойств объекта, собиранию мелких предметов, что в свою очередь будет способствовать дополнительному развитию мозга.

  Сенсорное воспитание – начальная ступень обучающего процесса и направлено на воспитание полноценного восприятия, это основа познания окружающего мира. В основе сенсорного восприятия лежит развитие чувственного ощущения. Восприятие оказывает воздействие на анализаторы чувств ребёнка. Накопление чувственных ощущений об окружающем мире способствует деятельности органов чувств ребёнка. Ребёнок начинает ощущать, позитивно воспринимать окружающую действительность через свою практическую деятельность.

  Если ребёнок с синдромом Дауна ходит в обычный детский сад, то он  проходит те же занятия, что и обычные дети,но адаптированные, т.к. главное при инклюзии — учитывать  индивидуальный уровень развития. Необходимо ориентироваться на достижения воспитанника и динамику развития, подбирая разнообразные занятия от простого к сложному, возвращаясь время от времени к пройденному материалу. Главным условием обучения ребёнка с СД должен быть интерес, отсутствие у него негативных эмоций связанных с занятиями.

Сенсорное развитие – это эффективное направление работы по психологическому и педагогическому сопровождению детей с синдромом Дауна, при правильной организации дающее просто потрясающие результаты.

                         Пример   картотеки  дидактических игр

    по сенсорному воспитанию для детей с синдромом Дауна в ДОУ.

Д/И «Цветной дождь»

Цель: Закреплять сенсорные способности детей различать и называть цвет, умение пользоваться кисточкой, развивать память, мышление.

Проведение: Игра проводится с 2 детьми. Воспитатель показывает баночки с разноцветной гуашью. Сначала 2-х цветов, к концу года 5 основных цветов. Раздает каждому рисунки с цветными тучками заданных цветов. Показывает действия – под тучками кисточкой ставить капли дождика соответствующего цвета. Потом предлагает детям по словесному указателю самостоятельно выполнить задание. Каждое действие оговаривается с каждым ребенком.

Д/И «Найди фигуру»

Цель: Формировать умение находить нужную геометрическую фигуру (круг, квадрат, треугольник), развивать мышление.

Проведение: В гости приходит Мишка и приносит корзинку с геометрическими фигурами, просит рассказать детей, что это такое. Сначала воспитатель поотдельно показывает фигуру и ее цвет. Потом раздает наборы фигур детям и по своему показу просит показать ребенка, постоянно вовлекая его в речевую активность.  

Д/И «Акриловые камешки»

ЦЕЛЬ: Развивать наблюдательность, внимание, память и сенсорные способности различать цвет и фактуру предмета, мелкую моторику.

Проведение: В таз наполненный арбизами засыпаются акриловые камешки, необходимо разложить их по мисочкам в соответствии с цветом, называя его.

Д/И «Лаборатория»

ЦЕЛЬ: Развивать моторику кистей рук, умение брать пинцетом мелкие предметы и раскладывать их по внешним признакам в чашечки, развивать мышление, память.

Проведение: Игра является усложнением предыдущей, проводится с 2 детьми, потому что она требует большого внимания. Сначала педагог показывает действия с пинцетом и акриловыми камешками, а потом предлагает детям разобрать их по чашечкам.

Д/И «Загадочные лоскутки»

ЦЕЛЬ:  Развивать тактильное восприятие .

Проведение: Педагог выдает детям по нескольку лоскутков разной фактуры, после того как они их исследовали, предлагает найти такие же на ощупь в коробке с вырезанным отверстием. Дети по очереди выполняют задание.

Д/И « Ниточка с иголочкой»

ЦЕЛЬ: Развивать мелкую мускулатуру кисти рук, развивать внимание, тактильные ощущения.

Проведение: Игра проводится с 2-3 чел. Приходит «бабушка-кукла» и жалуется, что у неё появились дырочки на картинках и надо их заштопать, предлагает малышам шнуровку, педагог помогает каждому ребёнку освоить правильное выполнение задания.  Постоянно вовлекает детей в результативную активность, чтобы сохранялся интерес.

Д/И «Разбери и собери пирамидку»

ЦЕЛЬ: Развитие сенсорных способностей, умения действовать с пирамидками разной формы, соблюдая последовательность в собирании.

Д/И «Как звучат предметы»

ЦЕЛЬ: Развивать слуховое восприятие, тренировать в различении звуков.

Проведение: деревянным молоточком педагог стучит по двум – трём предметам,а затем дети отворачиваются и стараются на слух отличить по какому предмету ударил молоточек.

Д/И «Бизиборд»

ЦЕЛЬ: Продолжать развивать моторику кистей рук, умение пользоваться выключателями, щеколдами, шпингалетами, крючками.

Д/И «Парочки из киндеров»

Цель: Формировать понятие вес, тренировать его ощущение.Развивать слуховое восприятие.

Проведение: Приготовьте несколько пар внутренних контейнеров из-под киндер сюрпризов  разных по весу.Для этого наполните их разным содержимым: гречкой, гороком, мелкими камешками , скрепками.

Предложите малышу подобрать пару одинаковых по весу и звуку контейнеров.Обсудите эти признаки с ребенком.

Д/И «Островки спасения»

Цель:  Развитие моторной ловкости, предупреждение плоскостопия, развитие тактильных ощущений стоп, восприятия цвета.

Проведение: Сначала можно исследовать все дорожки руками, назвать цвета. Затем педагог сообщает, что каждый цвет – это островок спасения от разных неприятностей, синий от жары, жёлтый от холода и т.д. Затем ребёнок становится на тактильную дорожку для стоп и выполняет задания по спасению — стать на красный коврик, на зелёный, на коврик с ракушками, потопать быстро ногами и т.д.,в конце игры пройти по всем коврикам и сказать какой для него сегодня  самый приятный, а какой не нравится.

Д/И«Самомассаж»
Целесообразно проводить перед началом занятий., т.к. активизирует восприятие. Можно обучать выполнять самомассаж ладоней с помощью округлых и слегка гранёных акриловых камешков. Это способствует стимуляции тактильных ощущений , нормализации мышечного тонуса, формированию произвольных , координированных  движений пальцев рук, при этом увеличивается  объём и амплитуда их движений .

Источник