Сенсорная перегрузка при синдроме аспергера

Сенсорная перегрузка при синдроме аспергера thumbnail

Люди с дисфункцией сенсорной интеграции (ДСИ) или с такими ассоциированными с ДСИ статусами, как аутизм, иногда могут переходить в острое состояние — состояние сенсорной перегрузки. Люди без дисфункций также могут иногда переживать сенсорную перегрузку, особенно если они чувствительного склада. Перегрузка возникает, когда они испытывают слишком много сенсорной стимуляции, особенно того сорта, с которым они не очень хорошо справляются. Думайте об этом, как о чём-то вроде ситуации с компьютером, пытающимся одновременно обработать слишком много данных. Здесь написано, как помочь человеку, который перегружен:

sensory

Шаги

1. Распознайте наступление перегрузки. Перегрузка может проявляться у разных людей по-разному. Они могут выглядеть как переживающие паническую атаку, возбуждённые, отключившиеся или впавшие в истерику. Если вы знаете, что у человека есть дисфункция, ассоциированная с процессами обработки сенсорной информации, то будет верней предположить что это перегрузка, а не какая-то нарочитая дикость в поведении или проявление тревоги. Если создаётся впечатление утраты способностей, которые у человека обычно есть, например, утраты речи, то зачастую это является сигналом сильной перегрузки. Если вы хорошо знаете человека, вам легче уловить перегрузку, поскольку вы выучиваете специфические её признаки у него. Например, многие аутичные люди, когда перегружены, применяют другие «стимы» (повторяющиеся моторные движения), чем в иное время (например, раскачиваются, когда довольны, и трясут руками, когда перегружены), но у каждого человека они индивидуальны.

2. Понизьте уровень шума. Если вы находитесь в шумном месте, то постарайтесь проводить человека куда-нибудь, где потише. Давайте ему время на обдумывание ваших вопросов и ответов, поскольку перегрузка склонна замедлять их обработку. Если вы можете проконтролировать уровень шума, например, выключив музыку, сделайте это.

3. Не дотрагивайтесь до человека и не толкайте его. Многие люди с проблемами с сенсорным восприятием гиперчувствительны к прикосновениям, и прикосновения или мысли о том, что до них намереваются дотронуться, могут усугубить перегрузку. Также не возвышайтесь над человеком. Если он сидит или если это маленький ребёнок, опуститесь до его уровня, а не маячьте над ним.

4. Не говорите больше, чем это необходимо. Задавайте вопросы, если это нужно для оказания помощи, но не старайтесь сказать что-то успокаивающее или заговорить о чём-либо ещё. Речь — входная сенсорная информация и может усугубить перегрузку. Кроме того, сенсорная перегрузка в некоторых случаях может ухудшать речевые навыки человека, и слова могут потребовать от него усилий.

5. Если у человека есть куртка, он может захотеть её надеть и накинуть капюшон. Это помогает снизить стимуляцию, и многие люди находят вес куртки успокаивающим. Если куртка находится вне пределов досягаемости, спросите у человека, не принести ли её.

6. Не реагируйте слишком остро на агрессивность. Некоторые люди при перегрузках становятся физически или вербально агрессивными. Не принимайте это на свой счёт, они не владеют своими поступками. Кроме того, не поддавайтесь панике. Очень редко люди в состоянии перегрузки наносят серьёзный ущерб, поскольку в действительности они не хотят повредить вам, а лишь желают найти выход из ситуации. Чаще всего физическая агрессия случается из-за того, что вы пытаетесь дотронуться до человека, удержать его или помешать выйти вон.

7. Когда человек успокоился, знайте, что он, вероятнее всего, устал и ещё долго после этого будет более восприимчив к перегрузке. Полное восстановление после эпизода сенсорной перегрузки может занять часы или дни. Если можете, постарайтесь также уменьшить в последующее за перегрузкой время стрессы.

8. Прислушивайтесь к человеку. Он знает о себе и своих перегрузках. Если он говорит вам, что ему нужно восстановиться, проявите внимание. У разных людей разные стратегии. Если человек пытается успокоиться при помощи поведения, которое выглядит странным, например, раскачиваясь, уставившись на светящиеся предметы или с помощью других необычных действий, не вмешиваетесь, если эти действия не опасны. Иногда люди, с благими намерениями пытающиеся помочь человеку с аутизмом или с нарушенным сенсорным восприятием соответствовать требованиям общества, по ошибке препятствуют полезным механизмам, позволяющим справляться с перегрузками.

Советы

• Лучшее решение — профилактика. Если вы регулярно контактируете с человеком, узнайте, что вызывает у него перегрузки и избегайте этого. Если избежать невозможно, предупредите человека заранее и обсудите, как справиться с перегрузкой, если она произойдёт.

• Сенсорная перегрузка не обязательно предполагает какие-либо эмоции. Хотя кто-то при перегрузке может казаться паникующим или угнетённым, человек может быть крайне сенсорно перегружен, не чувствуя никаких отрицательных эмоций. Это скорее когнитивное состояние, чем эмоциональное.

• Оккупационная терапия может помочь со временем снизить сенсорную чувствительность и, соответственно, уменьшить перегрузки. Лучше, если вмешательство начнётся как можно в более юном возрасте и будет осуществляться терапевтом, имеющим опыт в решении сенсорных проблем.

Внимание!

• Если человек прежде не имел проблем с сенсорными перегрузками и не находится в ситуации, в которой обычный человек мог бы перегрузиться, у него может быть инсульт или другой медицинский кризис. Помните о признаках инсульта.

Читайте также:  Сдать анализ на синдром жильбера в краснодаре

• Если человек начинает наносить самоповреждения, вам обычно не следует пытаться его остановить. Хотя вид человека, наносящего себе удары, может удручать, попытка ухватить его руками, вероятнее всего, усугубит перегрузку. Вмешивайтесь только если он делает что-то, что может привести к серьёзным травмам, например, при глубоких укусах или битье головой (риск сотрясения мозга или отслоения сетчатки). Лучше иметь дело с самоповреждениями косвенно, уменьшая перегрузку.

Представленный выше материал — перевод текста «How to Reduce Sensory Overload».

Источник

За последние несколько лет понятие сенсорной перегрузки при аутизме стало значительно более известным, что способствует осознанию людьми своих проблем и особенностей. Также появились её видеосимуляции (Ролик от NAS (сенсорная перегрузка в автобусе), Autisim (симулятор сенсорной перегрузки)), см. также обзор «Симуляторы сенсорной перегрузки». Но при этом часть аутичных людей не распознаёт сенсорные перегрузки у себя как по видеороликам, так и по текстовым описаниям.

doubt

Примеры текстов, описывающих перегрузку:

  • Как помочь при сенсорной перегрузке?
  • Синтия Ким: «Сенсорные чувствительности»
  • Десятибалльная шкала сенсорной перегрузки

Среди этих людей был и я, автор статьи, и мне хочется рассказать, почему так происходит и как с этим справиться.

Причина неузнавания

С моей точки зрения, нераспознание перегрузок после ознакомления с их описаниями происходит по следующим причинам:

  1. Видео с перегрузкой рассчитаны на нейротипиков (т.е. людей без расстройств аутистического спектра) и могут показаться преувеличением или гротеском части аутичных людей. Это связано с тем, что сенсорное восприятие нейротипиков обычно стабильно и для имитации сенсорной перегрузки нужны более сильные стимулы.
  2. Тексты и видео зачастую описывают очень выраженные сенсорные перегрузки, характерные не для всех людей с расстройствами аутистического спектра (РАС).
  3. На видео может быть сложно передать такие аспекты сенсорной перегрузки, как ощущение дереализации, застревание внимания на одном предмете, слабовыраженную фрагментацию восприятия, изменение ощущения своего тела и т.п.

Всё это приводит к тому, что сенсорные перегрузки не всегда распознаются, и как следствие — к недооценке собственных проблем. Ситуацию можно отчасти сравнить с тем, что многие аутичные люди не распознали РАС у себя после просмотра фильма «Человек дождя». В этом фильме был показан случай «классического» аутизма, картине которого РАС далеко не всегда соответствует.

Возможные варианты не очень выраженных сенсорных перегрузок по различным каналам восприятия:

  • По зрительному каналу — затруднение с переключением внимания, сложность восприятия картины в целом, «уплощение» картинки.
  • По звуковому каналу — звуки смешиваются в «кашу», из речи других людей выпадают слоги или слова, может меняться субъективное восприятие громкости звуков. Эффект может быть не очень выраженным, но всё же заметным на фоне нейротипичных людей (которые спокойно продолжают разговор).
  • По тактильному каналу — повышенная восприимчивость к некоторым видам тканей, текстур, прикосновений. Может проявляться в весьма специфических случаях (например, реакция только на какой-то специфический вид прикосновений).

При этом такая сенсорная перегрузка может не вызывать «отключки», нервного срыва (мелтдауна), полной дезориентации, а проявляться в виде ощущения дереализации, частичной дезориентации, изменений в тактильном восприятии собственного тела, громкости звуков и т.п. За счёт необычности этих ощущений возможен подъём тревожности и даже панические атаки.

Следует отметить, что изменённое состояние сознания, похожее на дереализацию или транс и нередко сопутствующее сенсорной перегрузке, плохо поддаётся передаче в видеосимуляторах. При этом оно может играть довольно заметную роль при невыраженной перегрузке, когда распад восприятия на фрагменты и/или резкое обострение восприятия стимулов не наступает. Природа этого эффекта не вполне понятна, но может быть связана с влиянием сенсорной перегрузки на концентрацию внимания, тактильное восприятие и проприоцепцию (мышечное чувство, ответственное за восприятие состояния мышц тела).

Важно помнить, что возможна перегрузка по нескольким каналам восприятия сразу. Причём перегрузка одного из каналов вызывает изменённое восприятие в другом канале, например:

  • Шум в торговом центре и перегруженность слухового канала может несколько фрагментировать зрительное восприятие. Например, становится сложнее понять, что лежит на полках, и найти нужный предмет.
  • Длительный тактильный контакт (например, на танцах, при объятиях и т.п.) вызывает ухудшения в восприятии речи.
  • Взаимное усиление перегрузок по разным каналам.

Иногда сенсорная перегруженность проявляется неочевидным образом в виде проблем с концентрацией внимания, повышенной утомляемости.

Из-за сравнительной малоизвестности сенсорных перегрузок их можно не распознать и спутать с другими состояниями, например с панической атакой или «вегето-сосудистой дистонией». Также возможно принять дереализацию от сенсорной перегрузки за предобморочное состояние. Такая путаница способна приводить к тому, что человек не понимает, что с ним происходит, и начинает пугаться, что усугубляет проблему.

Зачем нужно осознание сенсорных проблем?

Если нерезко выраженная сенсорная перегрузка сама по себе не приводит у человека к опасным последствиям вроде срывов или полной дезориентации, то, казалось бы, зачем нужно её осознание? Но на то есть важные причины, а именно:

  • Сенсорные перегрузки всё равно могут утомлять и повышать склонность к срывам (мелтдаунам). Это связано с тем, что в таком состоянии сложнее отслеживать свои эмоции и развитие социальной ситуации.
  • Если человек не понимает природы своих ощущений, то сенсорная перегрузка может напугать и привести к панической атаке.
  • Знание своих сенсорных особенностей способно упростить самоконтроль и помочь приспособить окружающую среду (например, дом или рабочее место) под свои нужды и повысить тем самым свою личную эффективность.
Читайте также:  Синдром позвоночной артерии и инсульт

Личный опыт осознания сенсорных перегрузок

Хотя некоторые особенности моего сенсорного восприятия были заметны с раннего детства (реакция на громкие и/или «металлические» звуки, метро, некоторые виды тканей и т.п.), впервые наличие у себя необычных ощущений (связанных с сенсорикой) я осознал весной 2000 года в возрасте 14 лет. После того как я упал в обморок на уроке по тревожно-фобическим причинам, я стал замечать необычное состояние сознания, возникающее у меня иногда в классе. Сейчас я бы узнал в нём лёгкую сенсорную перегрузку и счёл бы его причиной неподвижное сидение, неосознанное подавление стимминга и звуки в гулкой аудитории (в том числе еле заметное эхо от голоса учителя), но тогда я думал, что это — предобморочное состояние, и сильно его пугался. Испуг приводил к сильному учащению пульса, поту и частым повторяющимся движениям руками. На младших курсах университета похожие ощущения иногда появлялись в больших, шумных и высоких (около 3 этажей обычного дома) аудиториях, в которых накладывались перегруженность по слуху и боязнь высоты (вероятно, связанная с ухудшенным осознанием положения своего тела в пространстве). На одном из семинаров это состояние однажды привело к «залипанию» на несколько секунд прямо во время моего устного ответа, что напугало преподавателя и удивило одногруппников: они говорили, что я словно «выключился» или «ушёл в транс». Со временем я привык к новым сенсорным стимулам и эти ощущения почти что сошли на нет.

Другое место, где начали проявляться ощущения, похожие на сенсорные перегрузки, — это были бальные танцы, на которые я пошёл в аспирантуре. При этом бывали ситуации, когда на разминке или в ходе самого танца возникало странное ощущение, напоминавшее дурноту от духоты. Но по сравнению с обычной дурнотой возникало ощущение дереализации, изменение тактильной чувствительности и громкости звуков (не сильное). Это даже пару раз привлекло внимание преподавателей, которые спрашивали, всё ли в порядке, т.к. я мог отходить в сторону, стимить и дышать прямо в приоткрытое окно. В то время (2008 год) я уже проходил психотерапию и читал монографию Тони Эттвуда по синдрому Аспергера (Tony Attwood. The Complete Guide to Asperger’s Syndrome), и вместе с психотерапевтом пришёл к выводу, что это как-то связано с избытком сенсорных стимулов. Но т.к. сенсорные перегрузки обычно описывались как нечто значительно более выраженное и суровое, я не придал этому значения и перестал пугаться дереализации, что ощутимо помогло.

Впервые с людьми, активно обсуждавшими сенсорные перегрузки, я столкнулся на группе поддержки людей с синдромом Аспергера в Москве в 2011–2012 годах. Наибольшую активность проявляли три участницы, у которых сенсорные перегрузки были резко выраженными и сравнительно легко могли приводить к «отключке» или срывам. Это оказало на меня двоякое действие. С одной стороны, я стал несколько лучше осознавать наличие сенсорного дискомфорта в некоторых ситуациях у себя. С другой стороны, после общения с «суровыми людьми с суровыми перегрузками» у меня сложилось впечатление, что мои особенности восприятия до полноценных перегрузок «не дотягивают». Несколько позже участники группы заметили у меня ряд плохо осознаваемых мной же признаков сенсорной перегрузки, а именно взгляд в пол, необычный наклон головы, усиление стимминга.

Примерно одновременно с началом активного участия в «аспергерогруппе» я стал осознавать наличие у себя сенсорных перегрузок на шумных туристических улицах таких городов, как Шанхай, Бангкок и Паттайя. Когда я делился (теперь уже осознанно) своими ощущениями с нейротипичными друзьями, они говорили, что либо никогда не испытывали ничего подобного, либо испытывали нечто похожее в достаточно экстремальных условиях: с недосыпу, после бурной тусовки в ночном клубе с обильными возлияниями, от психотропных препаратов. Также на форуме сайта «синдром Аспергера» одна из участниц сказала, что даже подобная лёгкая сенсорная перегрузка доставила бы ей массу дискомфорта и она могла бы подумать, что сходит с ума.

С сенсорными перегрузками у меня случилась ещё одна интересная история. В ходе диалога с одним любителем эзотерических практик вроде медитаций или холотропного дыхания он сказал мне (после того как я описал состояние сенсорной перегрузки), что нередко люди специально пытаются вызвать подобные состояния, и что мне в чем-то повезло, что мне его так легко достичь. После этого я стал искать информацию о похожих вещах и стал наталкиваться на тексты, где действительно рассказывалось о вызове у нейротипиков изменённых состояний сознания, напоминающих сенсорные перегрузки, с помощью сенсорной гиперстимуляции. Реакция была двоякая: с одной стороны, были мысли вроде «с жиру бесятся» (т.е. что они пытаются вызвать то, с чем мне приходится бороться), а с другой — что «ничто человеческое им не чуждо».

Читайте также:  Сдача анализов на синдром дауна

Резюме

  • Сенсорная перегрузка не обязательно ведёт к истерикам, срывам, отключке или полной дезориентации. У некоторых людей перегрузка может почти никогда не достигать экстремума.
  • Дереализацию и фрагментацию восприятия от сенсорной перегрузки по незнанию можно принять за дурноту от духоты, предобморочное состояние, панические атаки, «вегето-сосудистую дистонию» и т.п.
  • Даже сенсорные перегрузки, не доходящие до экстремума, способны утомлять и повышать вероятность срывов (мелтдаунов). Осознание этого может повысить стрессоустойчивость и личную эффективность.
  • Текстовые описания и видеоматериалы зачастую описывают резко выраженные сенсорные перегрузки, которые бывают не у всех. Также видео зачастую рассчитаны на нейротипиков и могут казаться более сенсорно стимулирующими, чем это задумано.

Источник


paint

На сайте Mashable опубликована подборка видеороликов, созданных аутичными людьми с целью продемонстрировать окружающим состояние аутичного человека во время сенсорной перегрузки.

Сенсорная перегрузка (англ. «sensory overload»)
Ситуация, когда один или более из каналов чувственного восприятия переполняется и человеку становится трудно на чём-либо сосредоточиться. Примеры: невозможность воспринимать одновременно телепередачу и разговаривать, дезориентация в пространстве при сильном шуме и т.п.
В ряде случаев сенсорная перегрузка может привести к срыву (мелтдауну), выглядящему для окружающих как истерика.

Тони Эттвуд пишет: «…один из атрибутов синдрома Аспергера, четко определяемый в автобиографиях и родительских описаниях своих детей, — это гипер- и гипочувствительность к определенному сенсорному опыту. Недавние исследования и обзоры предыдущих исследований подтвердили, что для синдрома Аспергера характерен необычный паттерн сенсорного восприятия и реакций».

Пол Вонг, старший вице-президент Autism Speaks и глава медицинских исследований, говорит: «Трудно оценить каково это — быть на месте человека с расстройствами аутистического спектра, Помимо демонстрации того, как может быть опасна сенсорная стимуляция для лиц с расстройствами аутистического спектра, они могут помочь в целом людям лучше понять трудности жизни с расстройствами аутистического спектра».

Из пяти представленных видео особое внимание привлекают два.

Ролик #1 «Посиделки в кофейне»/Sitting in a Coffee Shop

Автор ролика — Карли, невербальный аутичный человек, книга про её жизнь «Carly’s Voice: Breaking Through Autism».

Сюжет: Карли с отцом и сестрой находится в кофейне, по мере пребывания нарастает тревожность, идет эскалация сенсорной перегрузки.

Плюсы ролика:
Перегрузка в основном (большинство жалоб аутичных людей именно на звуки, что даже отражено в многочисленных изображениях «с зажатыми ушами») сосредоточена на слуховом канале:
1. Звуки кофемашины как грохот.
2. Льющаяся вода одновременно и оглушает, и вызывает фиксацию.
3. Существенные затруднения с пониманием речи близко сидящих людей (голос то слишком громкий, то будто вдали).
4. Посторонние шумы, звучащие через открытую дверь, вносят дополнительную нагрузку.

Зрительный канал не столь сильно затронут, но и по нему есть трудности:
1. Фиксация на деталях (пальцы рук, отдельные элементы кофейни).
2. Снижение четкости зрения при рассматривании общей картины.
3. Навязывание зрительного контакта как элемент раздражения.

Минусы ролика:
Отсутствие демонстрации перегрузки тактильного канала (это может быть покрытие стола, неудобная одежда, форма стула и т.п.), а это, вкупе с проблемами по двум выше перечисленным каналам, существенно обостряет эскалацию сенсорной перегрузки.

Ролик #1 «Покупки в супермаркете»/Shopping at a Store

Автор ролика Cyndi H, у неё PDD-NOS. По мотивам её документального фильма Inside Autism создан симулятор Auti-sim.

Сюжет: посещение большого магазина с целью сделать покупку вызывает перегрузку, показана среда с большим количеством раздражающих стимулов и высокой степенью интенсивности воздействия.

Плюсы ролика:
Показаны актуальные при перегрузке зрительного канала;
1. Эффект «туннельного зрения».
2. Фрагментация.

Особенности восприятия слухового канала;
1. Смешение звуков из разных источников (речь, звуки касс, стук тележек) в общий гул.
2. Концентрация звука на разных ушах (эффект оглохшего уха).

Минусы ролика:
Чрезмерно громкое звуковое сопровождение и неудачный выбор в его качестве шипения перекрёстных помех может вызвать у неподготовленного зрителя перегрузку.

Важный момент: показано снижение сенсорной перегрузки после выхода из зоны  с вызывающими её стимулами. Однако, как правило, контроль над состоянием не удается вернуть за несколько секунд. Требуется больше времени — от нескольких минут до получаса в особо тяжелых случаях.

Кратко об остальных роликах:
1. Auti-sim — симулятор восприятия аутичным ребенком среды игровой площадки.

2. Прогулка по улице/Walking Down the Street — сравнение зрительного и слухового восприятия нейротипичного и аутичного человека во время прогулки по улице. Из плюсов — акцент на детализации, фиксациях на объектах, эффект засвеченности.

3. Просмотр фильма/Watching a Movie — на примере кадров из фильма автор показывает хаотичность восприятия звуков и образов.

Источник