Сенсорная комната для детей с синдромом дауна
Детей с синдромом Дауна часто называют «особыми» детьми. И это действительно так, поскольку данный недуг является врождённым, обусловленным нарушениями в хромосомном наборе, и в целом дефект имеет довольно сложную структуру. Сенсорное развитие детей с синдромом Дауна представляет собой комплексную задачу. Несмотря на тяжёлую генетическую аномалию, такие дети всё же весьма жизнерадостны, улыбчивы и ласковы. Именно поэтому их также называют «солнечными» детьми. Дети, родители и близкие ежедневно сталкиваются со сложностями.
Родителям таких деток необходимо приложить много усилий, терпения и упорства в воспитании их особенных детей, в поиске специалистов и подходящих методик развития. При должной заботе и постоянных занятиях такие малыши впоследствии смогут ходить в обычную школу, иметь много друзей, развить свои способности и таланты, а также стать самостоятельными личностями.
Что делать?
Опыт многочисленных специалистов по работе с детьми с синдромом Дауна показывает, что сенсорная комната очень подходит для развития сенсорных способностей таких малышей в составе комплексных мероприятий по всестороннему развитию их личности. В специально оборудованном помещении проводятся оздоровительные и развивающие занятия, подходящие как взрослым, так и детям. При этом в такой комнате ощущается полный покой, комфорт и безопасность, что очень важно для пациентов.
Первое знакомство ребёнка с оборудованием сенсорной комнаты должно происходить осторожно. В комнате должно быть светло; детям нужно дать время походить по помещению, осмотреться, потрогать мягкие покрытия и элементы оборудования. Когда ребёнок привыкнет к обстановке, можно включить тихую музыку. Иногда детям может потребоваться два или три посещения, чтобы окончательно привыкнуть к сенсорной комнате. Иными словами, знакомить ребёнка с элементами оборудования и задействовать их в работе необходимо постепенно.
Занятия с детьми
Занятия с детьми с синдромом Дауна в сенсорной комнате помогают создать у таких детей модель здорового поведения, получить знания об окружающей среде, реализовать творческий потенциал, а также установить тип мышления и личности. Сенсорная комната для «особых» детей – это уникальный инструмент по развитию их сенсорного восприятия, снижению уровня тревожности и развитию чувствительности. Психофизическое здоровье таких детей укрепляется. Задачи, которые решает сенсорная комната в работе с детьми с синдромом Дауна, состоят в следующем: это создание положительного эмоционального фона, профилактика перегрузок, становление адекватной самооценки, развитие воображения, речевой деятельности, памяти; профилактика и коррекция страхов.
Успех мероприятий, направленных на развитие умственных, физических и творческих способностей детей с синдромом Дауна, во многом зависит от уровня развития их сенсорного восприятия, то есть, от того, как они воспринимают окружающий мир, стимулы извне, насколько успешно они обрабатывают полученную информацию, а также каким образом могут выразить эти знания в речи. Сенсорное развитие детей с синдромом Дауна в сенсорной комнате осуществляется и использованием мультисенсорной среды.
При работе с «особыми» детьми в сенсорной комнате могут быть использованы следующие элементы оборудования:
- сухой душ (тренировка восприятия окружающего мира, вестибулярного аппарата);
- пузырьковые колонны (создают положительный эмоциональный фон, стимулируют общение и тренируют внимательность);
- пучки фиброоптических волокон (перебирая разноцветные волокна, дети развивают тактильные ощущения, моторику и зрение);
- сухой бассейн (развитие тактильных ощущений, вестибулярного аппарата, укрепление мышц и лёгкий массажный эффект);
- различные тактильные и световые панели (развитие воображения и внимания).
Результаты
В сенсорной комнате, в отличие от обычного, повседневного окружения ребёнка с синдромом Дауна, можно получить гораздо более широкий спектр ощущений и эмоций. Это уникальная возможность для «особых» детей расширить свой опыт общения с окружающим миром, а также обогатить свои эмоции и ощущения. Занятия с детьми в сенсорной комнате способствуют установлению доверительного общения между педагогом и воспитанником, настраивают на успех в работе и дарят положительные впечатления. Сенсорное пространство – это альтернативный метод работы по психологическому и педагогическому сопровождению детей с синдромом Дауна, дающий просто потрясающие результаты.
Источник
В статье описан опыт психо-коррекционной работы в условиях сенсорной среды, на примере «особых» детей. Под термином «особый» ребёнок подразумеваются дети со сложной структурой дефекта. Данная статья будет интересна для психологов, логопедов, учителей- дефектологов, студентов психологов, воспитателей, а также для тех, кто непосредственно работает с детьми с ОВЗ.
Сенсорная комната — это специально оборудованное помещение, предназначенное для проведения лечебно-профилактических сеансов, необходимых детям и взрослым с различными отклонениями в развитии. Вне зависимости от возраста и состояния здоровья, человек находящийся в сенсорной комнате, ощущает полный покой, комфорт и безопасность.
Первое появление сенсорных комнат относится к 1970 году. Врачи голландских реабилитационных центров для работы с больными ДЦП или имеющими какие-либо психоневрологические расстройства начали использовать комнаты со специальным оснащением — световыми панно и фонтанчиками, мерцающими лампочками и массажерами, расслабляющими релакс-креслами и другим необычным оборудованием. Анализ опыта, накопленного специалистами при применении таких, на первый взгляд, «странных» методов лечения, дал просто поразительные результаты — оказалось, что эффект, получаемый от применения подобных комнат, оказался неожиданно высоким.Успешный опыт голландских ученых был с интересом воспринят в мировом сообществе, и ученые Великобритании предложили расширить диапазон использования сенсорных комнат — для лечения больных, а также для их реабилитации, так необходимой людям после перенесенных сильных стрессов, а также с целью профилактики развития у них неврозов. В настоящее время эффективность применения таких комнат в реабилитационной и терапевтической практике доказана опытом многих стран, в том числе России [2; c. 5].
В комплексе с психокоррекционными занятиями в своей работе мы используем кусочек волшебства — нашу сенсорную комнату, в которой работаем по учебно- методическому пособию «Сенсорная комната — волшебный мир здоровья» под редакцией Баряевой Л. Б.
Актуальность проблемы заключается в том, что не все дети усваивают программу детского сада на должном уровне в связи с ослабленным здоровьем. Данный проект развивает мотивацию здорового поведения ребёнка, становление основного типа мышления, получения знаний об окружающем мире, стимулирует творческую активность.
Актуальность занятий в сенсорной комнате заключается в:
– развитии сенсорных ощущений и на их основе восприятия в целом;
– снятии тревожных состояний;
– развитии всех форм чувствительности.
Цель: сохранение и укрепление психофизического и эмоционального состояния здоровья в условиях мультисенсорной среды.
Задачи, решаемые в ходе коррекционно-развивающих занятий в сенсорной комнате:
1) профилактика психофизических и эмоциональных нагрузок;
2) создание положительного эмоционального состояния;
3) формирование восприятия цвета, звука, ритма, согласование движений собственного тела;
4) облегчение состояния тревожности, переключение энергии тревоги в конструктивное русло;
5) формирование адекватной самооценки, преодоление страхов и агрессии;
6) развитие памяти, речи, фантазии, оригинальности мышления.
После комплексного обследования всеми специалистами нашего детского сада определяются показания к занятиям в сенсорной комнате для детей, имеющих:
1) неврозы и неврозоподобные состояния;
2) задержки психомоторного и речевого развития;
3) аутизм;
4) адаптационные расстройства.
Сенсорная комната — это среда, состоящая из множества различного рода стимуляторов, которые воздействуют на органы зрения, слуха, обоняния и вестибулярные рецепторы.
Сенсорная комната развивает:
– мотивацию здорового поведения;
– способствует становлению основного типа мышления;
– развивает знания об окружающем мире;
– стимулирует творческую активность.
Сенсорная комната помогает снимать мышечное и психоэмоциональное напряжение, активизировать функции ЦНС в условиях обогащенной мультисенсорной среды. Она создает ощущение безопасности и защищенности, положительный эмоциональный фон, снижает беспокойство и агрессивность, снимает нервное возбуждение и тревожность, активизирует мозговую деятельность. Это комфортная обстановка, сохраняющая и укрепляющая здоровье детей.
Сенсорное развитие играет огромную роль в психологическом и социальном становлении личности. Еще Л. С. Выготский обратил внимание на то, что в основе формирования и развития высших психических функций лежит сложный процесс интеграции внешнего мира во внутренний. Он придавал решающее значение процессу восприятия для развития речи, считая, что ребенок может говорить и мыслить только, воспринимая: «Развитие восприятия различной модальности создает ту первичную базу, на которой начинает формироваться речь» [3; c. 13].
Успешность физического, умственного и эстетического воспитания и развития в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, т. е. от того,
– во-первых, насколько хорошо ребенок слышит, видит, осязает окружающее;
– во-вторых, насколько качественно он может оперировать этой информацией;
– в-третьих, насколько точно он эти знания может выразить в речи [2; c.14].
Таким образом, сенсорное воспитание предполагает развитие всех видов восприятия ребенка (зрительного, слухового, тактильно-двигательного), на основе которого формируются полноценные представления о внешних свойствах предметов, их форме, величине, положении в пространстве, запахе и вкусе.
Литературные источники указывают на важную роль чувственного опыта в формировании речи, и в частности ее номинативной функции. Восприятие и речь взаимообусловлены в своем формировании: константность и обобщенность восприятия, с одной стороны, и подвижность зрительных образов — с другой, формируются и развиваются под влиянием слова, последнее же, в свою очередь, возникает и уточняется на основе чувственной сферы.
Данные положения говорят о том, что сенсорное развитие ребенка — это важный этап развития ребенка в целом. У детей с ОВЗ развитие сенсорной сферы значительно отстает по срокам формирования и проходит чрезвычайно неравномерно. Тем самым нарушается формирование представлений о сенсорных эталонах, к которым относится цвет, форма, величина. Поэтому так важно уделять внимание сенсорному развитию ребенка.
Сенсорная комната — это волшебная сказка, в которой все журчит, звучит, переливается, манит, помогает забыть страхи, успокаивает. Каждый ребёнок чувствует себя в ней частью особого волшебного мира, где всё возможно…
Нашу сенсорную комнату посещают 18 детей с со сложной структурой дефекта, интеллектуальной недостаточностью, психическими расстройствами, детским аутизмом, синдромом Дауна.
Световой стол способствует развитию воображения, созданию положительного эмоционального настроя, снятию психоэмоционального напряжения, способствует сенсомоторному развитию, интеграции движений рук и глаз, развитию обоих полушарий головного мозга. На занятиях мы используем такие методы как: рисование кулаком, ладонью, ребром большого пальца, рисование щепотью, рисование мизинцем, симметрично двумя руками, отсечение лишнего, насыпание из кулака.
Чтобы развивать тактильную чувствительность и вестибулярный аппарат мы используем сухой бассейн, во время занятий создаётся положительный эмоциональный настрой, происходит эффект закаливания, укрепление мышц опорно- двигательного аппарата, снятие мышечного тонуса. В сухом бассейне происходит массаж всего тела. Может показаться, что занятие — это весёлая игра. На самом же деле, чтобы выполнить упражнения, необходимо приложить максимум физических усилий. В работе мы используем упражнения: воронки, ныряем, перекаты, велосипед.
Первое, что видит ребёнок, зайдя в Сенсорную комнату — это Сухой душ, который используется для стимуляции тактильных ощущений, координации движений, Разноцветные потоки помогают восприятию пространства и своего тела в нем.
Для снятия стресса и напряжения, развития тактильных ощущений, моторики, восстановления зрения мы используем Фибероптические нити. Дети перебирают волокна, рассматривают их, учатся заплетать косы, расслабляются.
Пузырьковые колонны с рыбками способствуют зарядке положительными эмоциями, развитию коммуникативных навыков, стимуляции зрительных и тактильных анализаторов, развитию цветового восприятия, обладают релаксационным эффектом.
Настенное зеркало сультрафиолетовой подсветкой стимулирует тактильные ощущения, снимает стресс, создаёт позитивный настрой, развивает коммуникативные навыки и эмоционально- волевую сферу. С настенным зеркалом мы используем игры: «Обезьянки», «Клоуны», «Отгадай настроение», «Приветствие».
Фонтан со светящимся шаром мы используем для развития слуховой и зрительной чувствительности, способствует снятию психоэмоционального напряжения, усилению положительного эмоционального настроя во время занятия.
Рис. 1. Показатели развития эмоционально- волевой сферы
Основной принцип построения занятий — комплексный подход, позволяющий решать коррекционную, развивающую и воспитательную задачи.
Выводы:
Можно отметить, что после посещения Сенсорной комнаты уровень агрессии, тревожности, снижается. А такие показатели как память, внимание, мышление, восприятие, мелкая моторика наоборот повышаются.
В сенсорной комнате создаются условия для тренировки процессов торможения, необходимых при повышенной возбудимости и агрессивности ребенка.
Рис. 2. Результативность коррекционно- развивающей работы в СК
Влияние эффектов сенсорной комнаты способствует:
– созданию у детей ощущения защищенности;
– спокойствия;
– уверенности в себе;
– богатство положительных эмоций.
Специфическое оборудование сенсорной комнаты позволяет в привычном для детей пространстве выполнять разнообразные предметно-практические и игровые действия, сочетая двигательную и речевую активность. Этому способствуют определенные модули и стимуляторы, которые имеют привлекательный, красочный вид с затейливой подсветкой и формой. В коррекционной работе полифункциональная среда сенсорной комнаты — дополнительный и эффективный инструмент для развития детей.
Кроме того, сенсорная комната обеспечивает быстрое установление эмоционально положительного контакта между ребенком и взрослым, что повышает уровень доверия и уважения ребенка к взрослому и настраивает его на эффективную и результативную работу. В целом, сенсорная комната — это реальная возможность расширения жизненного опыта детей, обогащение их чувственного мира. Она используется как «энциклопедия стимулирующих ощущений», предлагающих гораздо большее разнообразие впечатлений, чем традиционное окружение.
Таким образом, можно подвести итог всего вышесказанного, сенсорная комната позволяет дополнительно проводить психолого- педагогическое сопровождение особых детей альтернативным путём, при этом формируя у них позитивный настрой, творческую искру психическое и физическое здоровье.
Литература:
- Кальмова С. Е., Орлова Л. Ф., Яворовская Т. В. Сенсорная комната — волшебный мир здоровья. 2006 г.
- Колос Г. Г. Сенсорная комната в дошкольном учреждении. 2010 г.
- Титарь А. И. Игровые развивающие занятия в сенсорной комнате. 2008 г.
- Сборник методических пособий для работы в сенсорной комнате. Thefantasticworld.
Основные термины (генерируются автоматически): сенсорная комната, ребенок, развитие, психоэмоциональное напряжение, сухой бассейн, волевая сфера, положительный эмоциональный настрой, настенное зеркало, детский сад, творческая активность.
Источник
Александра Зинченко
Игры на формирование сенсорных эталонов у детей с синдромом Дауна
Сенсорное воспитание является одним из направлений работы по социальной адаптации детей с синдромом Дауна.
Сенсорное воспитание – начальная ступень обучающего процесса и направлено на воспитание полноценного восприятия у ребёнка с аномалиями развития, это основа познания окружающего мира. В основе сенсорного восприятия лежит развитие чувственного ощущения. Восприятие оказывает воздействие на анализаторы чувств ребёнка. Накопление чувственных ощущений об окружающем мире способствует деятельности органов чувств ребёнка. Ребёнок начинает ощущать, позитивно воспринимать окружающую действительность через свою практическую деятельность,
Сенсорное восприятие развивает у ребёнка ориентировочную деятельность в окружающем мире, т. к. ребёнок знакомится с признаками, а именно эта деятельность нарушается у детей с синдромом Дауна.
Для того, чтобы ребёнок мог усвоить передаваемую информацию, необходимо развивать мыслительные процессы, включающие сравнение, анализ, синтез, обобщение, классификацию.
В рамках сенсорного воспитания осуществляется первый этап адаптации ребёнка с синдромом Дауна в социум.
Коррекционная работа в рамках сенсорного воспитания ведётся по нескольким направлениям — формирование различных эталонных систем. А в рамках формирования конкретной эталонной системы работа ведётся в несколько этапов.
Коррекционное обучение детей с синдромом Дауна может привести к значительным сдвигам в развитии ребёнка, что должно повлиять на качество его жизни и его дальнейшую судьбу.
Игры на сенсорное развитие.
«Рыбак» — развивать глазомер, сгибательные и разгибательные движения кистей рук. В двух мисках с водой лежат по 3 кубика и 3 шарика вперемешку – выбрать кубики в одну миску, а шары в другую – сачком.
Игры на развитие моторики
«Скатай ленту» — развитие общей моторики. На туалетную бумагу приклеить атласную ленту, разной длины и ширины – учить ребенка заматывать и разматывать ленту, развивая запястья.
«Поймай рыбку» — развивать ловкость, развитие моторики, запястья; развивать хватательные движения. В таз с водой накидать игрушек, которые вылавливать сначала руками, а затем сачком.
«Перелей водичку» — развивать ловкость, развитие моторики, запястья. Сначала переливать воду из стакана в стакан, а затем в бутылочку с помощью воронки.
«Прокати шарик» — развитие крупной моторики и запястья. Можно взять кусочек теста. Сначала мама катает по ладошке ребенка шарик, а потом учим самого ребенка катать шарик круговыми движениями. Шарик может быть сначала большим, а затем поменьше.
«Слепи колобка» — из теста делать колобки разного диаметра.
«Вылечи куклу» — в прозрачный стакан с водой кинуть комком гуашь – учить размешивать (сделать кукле лекарство).
Игры с песком.
«Сыщик» — закапывать и откапывать мелкие игрушки из песка, но только руками. Можно просеивать песочек через сито, чтобы найти игрушку, которая «спряталась».
«Художник» — на влажном песке палочкой или пальчиками рисовать узоры. Можно выложить дорожку из камушков.
«Юный конструктор» — прикреплять прищепки на коробку из-под обуви или конфет – это будет ёжик. А если прикрепить на круглый поднос – это будет солнышко.
Игра «Опиши, яблоко»— развивать вкусовые ощущения; развивать речь детей.
«Перышко» — для развития дыхания. Дуем на перышко.
«Травка для коровки» — стимулировать звукопроизношение «му»; закреплять цвет; воспитывать интерес к рисованию.
«Волшебный мешочек» — развивать и активизировать речь детей. В мешочек положить игрушки животных. Попросить ребенка вытащить из мешочка животного. «Ой! А кого ты вытащил? Кошечку. А как она говорит? Мяу. Повтори».
«Угадай, кто кричит» — развивать слуховое внимание, активизировать речь детей.
Подготовила учитель-дефектолог Зинченко А. А.
Источник