Семинар на тему синдром профессионального выгорания

Семинар на тему синдром профессионального выгорания thumbnail


Семинар-тренинг для педагогов

«Профилактика синдрома профессионального выгорания»

Цель: сохранение психического здоровья учителя в образовательной среде.

СКАЗ

«Раз пошел богатырь к быстрой реченьке. А на берегу той реки – дракон лежит. И стал биться богатырь с драконом. День бился, два бился, три.

Наконец, обессиленные, упали они и, чуть дыша, дракон спрашивает:

— Чего ж тебе было надобно, Иванушка?

— Да, водицы испить.

— Да, пил бы! Чего ж драться-то стал?»

Так и в нашей жизни бывает: не разобравшись, порой, в чем дело, люди усложняют свою жизнь и жизнь других. Профессиональное общение с коллегами и руководством часто связано с конфликтами по поводу нагрузки, с чрезмерным контролем со стороны администрации, перегруженностью различными поручениями. К сожалению, часто эмоции и переживания, вызванные контактом «учитель – учитель», носят отрицательный характер. При этом причины могут быть совершенно разными, начиная с настроения учителя в данный временной промежуток, на которое, в свою очередь, могли повлиять и внешние факторы, и заканчивая его общей неудовлетворенностью от выполняемой работы.

Хочу предложить вам ответить на вопросы несложного теста.

ТЕСТ «НУЖНО ЛИ ВАМ УЧИТЬСЯ БОРОТЬСЯ СО СТРЕССОМ»
(по А.И. Тащевой, 2000)

Ответьте «да» или «нет» на десять вопросов.

1. Часто ли Вы чувствуете, что слишком устали, чтобы отвечать вниманием на внимание со стороны окружающих?

2. Бываете ли Вы вспыльчивы по пустякам?

3. Случалось ли Вам чувствовать, что Вы устали после отпуска (выходных, каникул) больше, чем до него?

4. Случалось ли Вам испытывать по вечерам ощущение, что шея онемела, мышцы плеч ноют, а в спине – тупая боль?

5. Испытываете ли Вы сильные головные боли от конфликтов в семье?

6. Приводят ли конфликты к нарушению пищеварения?

7. Бываете ли Вы иногда слишком плаксивы или близки к слезам?

8. Предрасположены ли Вы к астме или кожной сыпи и дают ли они о себе знать, когда Вы эмоционально расстроены?

9. Приходилось ли Вам испытывать внезапные приступы болезни как раз тогда, когда нужно было собрать все силы для решающего поступка?

10. Часто ли Вам кажется, что вы тратите слишком много времени на решение чужих проблем и у Вас не остается времени на себя?

Если положительных ответов будет больше четырех, пора задуматься о том, что стресс отнимает у вас слишком много сил, ресурсов, а значит – и здоровья.

Далеко не все педагоги осведомлены о том, что их усталость, мысли о собственном несовершенстве, отсутствие желаний, страх ошибок, болезненная реакция на успех коллеги и убежденность в своей слабости, частые конфликты – это симптомы профессионального заболевания, одной из серьезных проблем современной школы.

Речь идет об эмоциональном выгорании педагогов, которому подвержены чаще всего люди старше 35-40 лет. Получается, что к тому времени, когда мы накопим достаточный педагогический опыт, а собственные дети уже подрастут и можно ожидать резкого подъема в профессиональной сфере, происходит спад. У многих заметно снижается работоспособность, нарастает усталость.

Итак, сегодня мы поговорим об эмоциональном выгорании, а точнее его профилактике и снятии эмоционального напряжения. Термин «эмоциональное выгорание» впервые был введен в оборот американским психологом Фреденбергом в 1974 году. Им обозначается психическое состояние людей, интенсивно и тесно общающихся с другими. Изначально Фреденберг занес в эту группу специалистов, работающих в кризисных центрах и психиатрических клиниках, позже она объединила все профессии, предполагающие постоянное, тесное общение («человек — человек»).

Итак, Профессиональное выгорание– это синдром, развивающийся на фоне хронического стресса и ведущий к истощению эмоционально-энергетических и личностных ресурсов работающего человека.

Симптомы профессионального выгорания

Первая группа:

Психофизические симптомы:

  • Чувство постоянной усталости не только по вечерам, но и по утрам, сразу после сна (симптом хронической усталости);

  • ощущение эмоционального и физического истощения;

  • частые беспричинные головные боли; постоянные расстройства желудочно-кишечного тракта;

  • резкая потеря или резкое увеличение веса;

  • полная или частичная бессонница;

  • постоянное заторможенное, сонливое состояние и желание спать в течение всего дня;

  • одышка или нарушения дыхания при физической или эмоциональной нагрузке;

Вторая группа:

Социально-психологические симптомы:

  • безразличие, скука, пассивность и депрессия;

  • повышенная раздражительность на незначительные, мелкие события;

  • частые нервные срывы;

  • постоянное переживание негативных эмоций, для которых во внешней ситуации причин нет (чувство вины, обиды, стыда, подозрительность, скованность);

  • общая негативная установка на жизненные и профессиональные перспективы.

Третья группа:

Поведенческие симптомы:

  • ощущение, что работа становится все тяжелее и тяжелее, а выполнять ее — все труднее и труднее;

  • учитель постоянно, без необходимости, берет работу домой, но дома ее не делает;

  • руководитель затрудняется в принятии решений;

  • чувство бесполезности, безразличие к результатам;

  • злоупотребление алкоголем, резкое возрастание выкуренных за день сигарет

Таким образом, учитель, из года в год, работающий в сложных условиях, с высокой долей вероятности подвергается опасности, называемой «синдром эмоционального выгорания», приводящей к профессиональной деформации личности. Среди личностных особенностей педагога, «попавшегося на крючок» профессиональной деформации, отметим следующие

«Личностные особенности»

слайда

Личностная

особенность

Комментарии

1

Нерешительность

Снижение способности самостоятельно принимать решения и реализовывать их в деятельности

2

Пассивность

Стремление избегать затрат — эмоциональных и физических

3

Консерватизм

Читайте также:  Как синдром дауна рассматривают по узи

Трудности в смене установок, теряется гибкость в общении, поведении

4

Закрытость

Обратимся к образу: внутренний мир человека -— неприступный замок, ворота наглухо закрыты, нельзя ни войти, ни выйти

5

Повышенная изменчивость настроения

На смену настроения влияет любая мелочь

6

Раздражительность

Как форма проявления агрессии

7

Эмоциональная

ХОЛОДНОСТЬ

Снижение яркости чувств

8

Сверхконтроль

Желание контролировать не только других, но и себя. Под запретом все то, что выходит за рамки представления о себе

9

Утомляемость

Физическая и умственная

10

Тревожная мнительность

Ожидание неблагоприятного развития событий, постоянное переживание ситуации неопределенной опасности

Согласимся, что учитель, обладающий этим «набором», не только сам испытывает отрицательные эмоции, но и оказывает пагубное влияние на тех, кто рядом. Но мы знаем, что на каждое действие всегда есть противодействие. Поэтому предлагаем к каждому рассмотренному качеству подобрать такое, которое является его противоположностью. Педагогам предлагается к каждому «листочку» подобрать «корень» Таким образом, пара «лист» — «корень» представляет собой пару антонимов.

Личностная особенность

Комментарии

1

Нерешительность — уверенность

Осознание: «Я сильный сам по себе, а не за счет того, что унизил кого-то»

2

Пассивность — активность

Активная жизненная позиция, стремление брать инициативу в свои руки

3

Консерватизм – принятие нового

Осознание того, что мир меняется, готовность принять эти изменения

4

Закрытость – открытость

Готовность к общению, взаимодействию, сотрудничеству

5

Повышенная изменчивость настроения – эмоциональная стабильность

Образ: спокойный ровный свет вместо пульсирующего

6

Раздражительность – выдержка, самообладание

Сознательно-волевая организация психических процессов, регулирующих деятельность в дезорганизующих ситуациях, влияющих на эмоциональную сферу

7

Эмоциональная холодность — эмпатия

Постижение эмоционального состояния другого, проникновение – вчуствование в переживание другого человека

8

Сверх-контроль – умение расслабляться

Владение приемами релаксации

9

Утомляемость – высокая работоспособность

Достаточность психофизиологических ресурсов для выполнения целесообразной деятельности на эффективном уровне

10

Тревожная мнительность – способность к риску

Принятие риска – активное предпочтение опасного (неопределенность исхода ситуации и возможных неблагоприятных последствий в случае неуспеха) варианта действия безопасному

Посмотрите, с каким «листочком» вам представляется реальным распрощаться уже в ближайшем будущем? Избавьтесь от него, уберите его из кроны. Усильте свое дерево «корнем», замените им оторванный «лист».

Если на вашем дереве остались листочки, приклейте их. И помните, что вам необходимо позаботиться о себе:

— стремитесь к равновесию и гармонии, здоровому образу жизни;

— умейте жить в удовольствие (релаксация, игра);

-умете отвлекаться от переживаний, связанных с работой.

-стремитесь находить смысл во всем — как в значительных событиях жизни, так и в привычных, повседневных заботах;

-стремитесь бороться со своими негативными убеждениями.

Поскольку учитель является одной из центральных фигур в школе, в стрессовой ситуации ему необходимо оказать должную поддержку и своевременную помощь, а следовательно, способствовать нормальному течению образовательного процесса. Существует банк приемов, которые призваны снять непонимание, трудности и конфликты в педагогическом коллективе. Например, саморегуляция.

Саморегуляция – это управление своим психоэмоциональным состоянием, которое достигается путем воздействия человека на самого себя с помощью слов, мысленных образов, управления мышечным тонусом и дыханием.

Способы саморегуляции:

  • смех, улыбка, юмор;

  • размышления о хорошем, приятном;

  • различные движения типа потягивания, расслабления мышц;

  • рассматривание цветов в помещении, пейзажа за окном, фотографий, других приятных или дорогих вещей;

  • вдыхание свежего воздуха;

  • чтение стихов;

  • высказывание похвалы, комплементов кому-либо просто так

Тренинговое упражнение «… зато ты»

Цель упражнения: создание положительной атмосферы в группе, а также оно может служить прекрасным завершением тренинга.

  • Оборудование: листы бумаги А4 по числу участников, столько же ручек, можно разноцветных.

Ход упражнения:

Каждый из участников подписывает свой лист и пишет на нем один какой-то свой недостаток, затем передает свой лист другим участникам. Они пишут на его листе «… зато ты…» и далее какое-то положительное качество этого человека: все, что угодно (у тебя очень красивые глаза, ты лучше всех рассказываешь анекдоты).

В конце выполнения задания каждому участнику возвращается его лист.

Упражнение «Я — профессионал»

Цель: осознание собственных профессиональных качеств; снятие психоэмоционального напряжения; сплочение группы.

Время: 7-10 минут.

Участникам предлагается подобрать по профессиональному качеству на первую букву своего имени.

А есть ли желающие похвастаться своим профессионализмом?

А теперь хочу вам предложить Релаксацию «Погружение в детство»

Сядьте поудобнее, ноги поставьте на пол так, чтобы они хорошо чувствовали опору, спиной обопритесь на спинку стула. Закройте глаза, прислушайтесь к своему дыханию, оно ровное и спокойное. Ваши руки лежат совершенно спокойно. Ваши ступни расслаблены. Ваши руки и ноги становятся совершенно спокойными. Напряжение уменьшается. Все ваше тело отдыхает… Вы можете, услышать посторонние звуки, но они не должны тревожить вас. Поток времени уносит вас в детство, в то время, когда вы были маленькими. Представьте теплый весенний день, вам 5, 6 или 7 лет,

представьте себя в том возрасте, в котором вы лучше себя помните. Вы идете по улице, посмотрите, что на вас надето, какая обувь, какая одежда. Вам весело, вы идете по улице, и рядом с вами близкий человек, посмотрите, кто это, вы берете его за руку и чувствуете его теплую надежную руку. Затем вы отпускаете его и убегаете весело вперед, но недалеко, ждете своего близкого человека и снова берете его за руку, а в ладошке у него конфета – ваша любимая, вы ее разворачиваете и делите пополам. Вместе, держась за руки, вы идете дальше и вместе смеетесь… А сейчас пришло время вернуться обратно в эту комнату, и когда вы будете готовы, вы откроете глаза.

Читайте также:  Разница между синдромом и болезнью кушинга

Все вы сейчас испытали разные чувства: радости, приятного волнения, легкой грусти и …

Чтобы завершить релаксацию, поднимите, пожалуйста руки, вдохните полной грудью, а теперь слегка наклонитесь влево и левой рукой достаньте под сиденьем стула сюрприз.

(Заранее под сиденье стула скотчем прикрепляется конфетка).

Подводя итоги, хочу дать вам несколько рекомендаций.

Вот список простых советов которые помогут вам предотвратить появление профессионального выгорания.

Во-первых, нужно общаться вне работы; поискать хобби или интересы, которые могут вас объединить с людьми из других профессиональных сфер.
Во-вторых, заниматься спортом.
В-третьих, использовать свой законный отпуск по назначению.
В-четвертых, планировать время и не брать работу на дом.

В-пятых, попробовать относиться к работе не так серьезно, как раньше. Это всего лишь деятельность, которая не должна замещать настоящую жизнь.

И не забывайте, что некоторые эмоции нужно выплескивать: покричать в лесу, побоксировать грушу, поссориться в очереди и так далее. Главное, чтобы не возникало чувства вины или недовольства собой.
Кроме этого, в целях направленной профилактики профессионального выгорания следует стараться рассчитывать и обдуманно распределять свои нагрузки; учиться переключаться с одного вида деятельности на другой; проще относиться к конфликтам на работе; не пытаться быть лучшим всегда и во всем.

Помните: Работа- всего лишь часть жизни.

Источник

Семинар-практикум с элементами тренинговых упражнений

(время проведения – 1, 5 часа)

Тема: «Профилактика синдрома профессионального выгорания среди педагогов ДОУ»

Цель: снятие психоэмоционального напряжения и утомления педагогов в процессе трудовой деятельности. Создание условий для профилактики стрессовых ситуаций, эмоционального выгорания в педагогической среде.

Задачи:

  1. Выявить у педагогов наличие или отсутствие синдрома профессионального выгорания (уровень эмоционального истощения).
  2. Формировать в педагогическом коллективе благоприятный психологический микроклимат, способствующий сохранению и укреплению психического здоровья педагогов.
  3. Дать рекомендации по применению способов эмоциональной саморегуляции.

Ход семинара:

Учитесь управлять собой.

Во всем ищите добрые начала.

И, споря с трудною судьбой,

Умейте начинать сначала.

Споткнувшись, самому вставать,

В себе самом искать опору

При быстром продвиженье в гору

Друзей в пути не растерять…

Не злобствуйте, не исходите ядом,

Не радуйтесь чужой беде,

Ищите лишь добро везде,

Особенно упорно в тех, кто рядом.

Не умирайте, пока живы!

Поверьте, беды все уйдут:

Несчастья тоже устают,

И завтра будет день счастливый!

Психолог: «Добрый день, уважаемые коллеги! Скажите, пожалуйста, какие ассоциации вызывает у Вас слово «работа»? (педагоги высказываются)

  В последнее время много говорится о таком явлении как профессиональное «выгорание». В отечественной литературе это понятие появилось сравнительно недавно, хотя за рубежом данный феномен выявлен и активно исследуется уже более четверти века. Профессиональное выгорание – это неблагоприятная реакция на стресс, полученный на работе.»

  1. Упражнение «Дерево здоровья».

Цель: настрой участников на совместную деятельность, дать возможность каждому из участников высказаться; определение способов снятия психоэмоционального напряжения.

Оборудование: доска, изображение дерева, стикеры, ручки на каждого участника. Инструкция: Уважаемые коллеги! Предлагаю вам результаты анкетирования, которые я вам предлагала ранее (психолог дает информацию об уровне эмоционального истощения в коллективе: высокий, средний, низкий). Мы все понимаем, что эта тема актуальна для нашего педагогического коллектива.

И сейчас я предлагаю вам поделиться со всеми участниками своими способами снятия усталости и напряжения. На листочках напишите 1-2 способа, которые вы используете, чтобы снять напряжение, усталость и восстановить силы (Каждый участник вывешивает свой вариант ответа на доску с изображением дерева) Психолог озвучивает результаты. (см. Приложение № 1)

2. Упражнение «Комплимент» (предварительно разделить на пары: чтобы выбор был максимально произвольным используем прием: участникам в случайном порядке раздаются карточки со словами. Обладатели карточек, связанные общей темой, составляют пары, например, гром-молния (см. Приложение № 2)

Цель упражнения: создание положительного эмоционального настроя на собеседника, овладение техникой комплимента.

Задание: придумать комплимент, соответствующий  личностным  качествам собеседника.

Инструкция: вспомним слова Б.Окуджавы

«Давайте восклицать, друг другом восхищаться,

Высокопарных слов не стоит опасаться.

Давайте говорить друг другу комплименты,

Ведь это все любви счастливые моменты!»

Сейчас мы будем говорить друг другу комплименты. Обмен будет в форме диалога. Нужно не только получить комплимент, но и обязательно его возвратить. Например,

— Рамиля, ты такой отзывчивый человек!

— Да, это так! А ещё я добрая!

— А у тебя, Аня, такие красивые глаза!

-Да, это так! А ещё я……

Комплимент принимается в форме: Да, это так! А ещё я….(добавляется положительное качество) и комплимент возвращается говорящему.

Анализ упражнения:

  1. С какими трудностями вы столкнулись при выполнении данного упражнения?
  2. Были ли приятные моменты в упражнении, какие?        

3. Упражнение «Тарелка с водой»

Цель упражнения: развить взаимопонимание в группе, понять и обсудить закономерности возникновения взаимопомощи.

Задание: группа участников, молча с закрытыми глазами, передает по кругу тарелку с водой.

В результате при передаче развиваются способы коммуникации, поиск рук партнера до момента передачи тарелки, предупреждение о передаче прикосновением.

Читайте также:  Сын бледанс с синдромом дауна фото 2015

Анализ упражнения:

  1. Что, по вашему мнению, не удалось?
  2. Как это можно исправить, что необходимо сделать?
  3. Какие эмоции испытывали во время данного упражнения?

4. Упражнение «Моечная машина»

Цель: сплочение коллектива, снятие физического и нервного напряжения.

Все участники становятся в две шеренги лицом друг к другу. Первый человек становится «машиной», последний – «сушилкой». «Машина» проходит между шеренгами, все её моют, поглаживают, бережно и аккуратно потирают. «Сушилка» должна его высушить – обнять. Прошедший «мойку» становится «сушилкой», с начала шеренги идет следующая «машина». В роли «машины» должны побывать все участники группы. Обсуждение

5. Упражнение «Грецкий орех»

Цель: осознание каждым педагогом своей индивидуальности.

Материалы для проведения: необходим мешочек с грецкими орехами (орехи – по числу участников). Психолог высыпает орехи в центре круга и просит каждого взять себе один. Некоторое время участникам предлагается внимательно рассматривать свой орешек, изучать его структуру, особенности строения, постараться запомнить его индивидуальные черточки. Затем орехи складываются обратно в мешок, перемешиваются и снова высыпаются в центре круга. Задача каждого участника – найти свой орех.

Как правило, свой орех  узнается с первого взгляда. После того, как все орехи нашли своих владельцев, ведущий приступает к обсуждению. Интересно узнать, кто как свой орех запоминал и какой стратегией пользовался, чтобы его найти (запоминал его особенности или просто ждал, пока все разберут свои орехи, а в конце останется нужный).

     На первый взгляд, кажется, что все орехи очень похожи, но если потратить время, чтобы присмотреться внимательней, то можно заметить, что они очень разные и почти невозможно перепутать свой орех с другими. Так и люди: все мы очень разные, запоминающиеся, у каждого свои индивидуальные черточки, «неровности», своя красота, привлекательность, талант. Нужно только ее почувствовать и понять. Орешки дарим участникам семинара на память.

6. Рефлексия «Корзина с пожеланиями» (см. Приложение № 3)

Каждый участник по кругу берет корзину и отвечает на вопросы.

  • Что понравилось на семинаре? Что не понравилось?
  • Какие упражнения и информация были особенно полезны для вас?

Затем берет конфету с пожеланиями

7. Подведение итогов Педагогам раздаются памятки с рекомендациями по применению способов эмоциональной саморегуляции.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1.

Дерево психологического здоровья

(по результатам опроса педагогов)

  • отдых на природе;
  •  стирка белья;
  •  поход по магазинам;
  •  петь песни, слушать классическую      музыку;
  •  прогулка по незнакомой местности;
  •  выспаться;
  •  балую себя сладеньким;
  •  не замечать стрессовые ситуации;
  •  думать о приятном…

ПРИЛОЖЕНИЕ 2.

гром – молния

Москва – Кремль

Мальвина – Буратино

весна – капель

дуэль – Пушкин

медведь – малина

дорога – светофор

кошка – мышка

клоун – цирк

Купидон – любовь

Отелло – Дездемона

рыба- вода

дом – окно

Волга – Россия

птица — гнездо

гром

молния

Москва

Мальвина

Буратино

Кремль

весна

Купидон

Волга

капель

любовь

Россия

дуэль

Отелло

Дездемона

Пушкин

рыба

вода

медведь

малина

птица

дорога

светофор

гнездо

кошка

мышка

цирк

клоун

дом

окно

ПРИЛОЖЕНИЕ 3.

Рефлексия «Корзина пожеланий»

Психолог: «Предлагаем вам взять корзину и высказать свое мнение, затем взять конфету с пожеланием и покинуть наш сегодняшний семинар в хорошем настроении»

                                                                  для печати

Вам сегодня особенно повезет!

_____________________________________________

Жизнь готовит Вам приятный сюрприз!

_____________________________________________

Наступило время сделать то, что Вы постоянно откладываете!

______________________________________________

Любите себя такой, какая Вы есть, — неповторимой!

______________________________________________

Сделайте себе подарок, Вы его заслуживаете!

______________________________________________

Сегодня с Вами вместе радость и спокойствие!

______________________________________________

Сегодня Ваш день, не упустите возможность сделать что-то приятное для себя и для близких. Успехов Вам!

______________________________________________

Все Ваши желания и мечты реализуются, поверьте в это!

_____________________________________________

Единственное, что можно приобрести и нельзя потерять, — впечатления.                                                        Пора Вам отправиться в путешествие!

______________________________________________

Сейчас Вам необходимо проявить упорство и трудолюбие. От этого зависит Ваше финансовое благополучие!

Вы-молодец! Вы на правильном пути. Действуйте расчетливо и решительно, отбросив все эмоции.

_____________________________________________

Помните: слово – серебро, а молчание – золото. Прежде чем сказать то, что думаете, хорошо подумайте, не торопитесь!

______________________________________________

Сейчас самое подходящее время начать что-то новое! Дерзайте!

______________________________________________

Идеальных людей не бывает. И Вы – не исключение. Не требуйте от себя слишком многого!

______________________________________________

Всем угодить невозможно. Не забывайте и о своих интересах!Дождитесь удобного случая и действуйте – быстро и решительно!

______________________________________________

Избегайте соперничества. Зависть разъедает душу.

______________________________________________

Мы часто не ценим то, что у нас есть. Подумайте об этом и постарайтесь как можно меньше переживать из-за того, чего Вам не хватает!

______________________________________________

Не позволяйте себе унывать. Вспомните: в Вашей жизни много того, за что Вы можете благодарить судьбу.

Источник