Селье очерк об адаптационном синдроме
Вы находитесь на новой версии портала Национальной Электронной Библиотеки. Если вы хотите воспользоваться старой версией,
перейдите по ссылке .
Очерки об адаптационном синдроме — книга автора Селье Г. — издание: 1960
Селье Ганс
Доступна только бумажная версия документа
254 с., 8 л. ил.
Количество страниц
О произведении
Общее примечание
Доп. тит. л.: The Story of the adaptation syndrome. By Hans Selye. Montreal, Med. publ. (Told in the form of informal, illustrated lectures)
Еще
Библиотека
Российская национальная библиотека (РНБ)
Еще
Ближайшая библиотека с бумажным экземпляром издания
Вы запросили доступ к охраняемому произведению.
Это издание охраняется авторским правом. Доступ к нему может быть предоставлен в помещении библиотек — участников НЭБ, имеющих электронный читальный зал НЭБ (ЭЧЗ).
В связи с тем что сейчас посещение читальных залов библиотек ограничено, документ доступен онлайн. Для чтения необходима авторизация через «Госуслуги».
Для получения доступа нажмите кнопку «Читать (ЕСИА)».
Если вы являетесь правообладателем этого документа, сообщите нам об этом.
Заполните форму.
Источник
Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 20 марта 2020;
проверки требует 1 правка.
В Википедии есть статьи о других людях с фамилией Селье.
Ганс Гуго Бруно Селье (нем. Hans Hugo Bruno Selye, или Янош Шейе венг. Selye János, 26 января 1907, Вена — 16 октября 1982, Монреаль) — канадский патолог и эндокринолог австро-венгерского происхождения.
Биография[править | править код]
Ганс Селье родился в Вене в 1907 году в семье врача, имеющего собственную хирургическую клинику в городе Комарно (Австро-Венгрия). После развала Австро-Венгерской империи городок оказался на территории Чехословакии, и именно в этой стране Селье получил образование — на медицинском факультете Пражского университета. Затем он продолжил учёбу в Риме и Париже. Он вырос в Комарно, Университет Венгерского языка в этом городе сейчас назван в честь его имени. Селье стал доктором медицины и химии в Праге в 1929 году, в 1931 году он отправился в Университет Джонса Хопкинса на стипендию Фонда Рокфеллера, а затем отправился в Университет Макгилл в Монреале, где начал исследовать вопрос о стрессе в 1936 г. В 1945 г. он перешёл в Монреальский университет, где у него было 40 сотрудников и 15000 лабораторных животных. В 1949 году он был номинирован на Нобелевскую премию.
Селье умер 16 октября 1982 года в Монреале, Канада.
Профессиональная деятельность[править | править код]
В послевоенной Европе Селье не нашёл себе места и эмигрировал за океан, где возглавил институт экспериментальной медицины и хирургии (ныне — Международный институт стресса).
Ещё в Праге, работая в университетской клинике инфекционных болезней, Селье обратил внимание на то, что первые проявления разнообразных инфекций совершенно одинаковы; различия появляются спустя несколько дней, а начальные симптомы одни и те же.
Тогда же он стал разрабатывать свою гипотезу общего адаптационного синдрома, согласно которой болезнетворный фактор обладает пусковым действием, включающим выработанные в процессе эволюции механизмы адаптации.
Селье сформулировал концепцию стресса, при этом он рассматривал физиологический стресс как ответ на любые предъявленные организму требования и считал, что с какой бы трудностью ни столкнулся организм, с ней можно справиться двумя типами реакций: активной, или борьбы, и пассивной, в виде бегства от трудностей или готовности терпеть их.
Селье не считал стресс вредным, а рассматривал его как реакцию, помогающую организму выжить. Также он ввёл понятие болезней адаптации. Он назвал отрицательный стресс дистрессом и положительный стресс — эустрессом.
Селье установил важную роль нарушений баланса электролитов и стероидных гормонов в развитии некроза миокарда и предложил методы его профилактики.
Библиография[править | править код]
- Очерки об адаптационном синдроме, М., 1960;
- Профилактика некрозов сердца химическими средствами, М., 1961;
- Сорок лет научно-исследовательской работы в медицине, «Патологическая физиология и экспериментальная терапия», 1969, № 3;
- Некоторые аспекты учения о стрессе, «Природа», 1970, № 1;
- На уровне целого организма, М., 1972.
- Стресс без дистресса, М.: Прогресс, 1982
- От мечты к открытию: Как стать ученым, М.: Прогресс, 1987
Примечания[править | править код]
Литература[править | править код]
- М. С. Шойфет. Селье (1907–1986) // 100 великих врачей. — М.: Вече, 2008. — 528 с. — (100 великих). — 5000 экз. — ISBN 978-5-9533-2931-6.
Источник
3.Селье Г. (Selye Н.) Концепция стресса, как мы ее представляем в 1976 году. // Новое
о гормонах и механизме их действия. Киев: Наукова думка, 1977. — С. 27-51.
Приложение 1
№ | Самооценка Стрессоуст. (баллы) | Уровень Стрессоуст. | Учебный стресс(баллы) | Уровень Учебного стресса. | Уровень стрессоуст. | уровень учебного стресса |
1 | 10 | В | 34 | Н | В | Н |
2 | 14 | С | 18 | Н | С | Н |
3 | 17 | Н | 33 | Н | Н | Н |
4 | 17 | Н | 29 | Н | Н | Н |
5 | 20 | Н | 46 | С | Н | С |
6 | 18 | Н | 49 | С | Н | С |
7 | 15 | С | 50 | В | С | В |
8 | 20 | Н | 67 | В | Н | В |
9 | 10 | В | 44 | С | В | С |
10 | 26 | Н | 77 | В | Н | В |
11 | 21 | Н | 91 | В | Н | В |
12 | 18 | Н | 19 | Н | Н | Н |
13 | 19 | Н | 78 | В | Н | В |
14 | 14 | С | 88 | В | С | В |
15 | 16 | Н | 58 | В | Н | В |
16 | 18 | Н | 50 | В | Н | В |
17 | 18 | Н | 74 | В | Н | В |
18 | 18 | Н | 74 | В | Н | В |
19 | 21 | Н | 92 | В | н | В |
20 | 26 | Н | 77 | В | Н | В |
21 | 21 | Н | 90 | В | Н | В |
22 | 16 | Н | 58 | В | Н | В |
23 | 18 | Н | 74 | В | Н | В |
24 | 18 | Н | 74 | В | Н | В |
25 | 18 | Н | 50 | В | Н | В |
26 | 20 | Н | 50 | В | Н | В |
27 | 21 | Н | 88 | В | Н | В |
28 | 26 | Н | 77 | В | Н | В |
29 | 17 | Н | 50 | В | Н | В |
30 | 20 | Н | 58 | В | Н | В |
Сравнительная таблица результатов исследования по 1-му курсу.
Приложение 2
Сравнительна таблица результатов по 5-му курсу.
№ | Самооценка Стрессоуст. (баллы) | Уровень Стрессоуст. | Учебный стресс(баллы) | Уровень Учебного стресса. | Уровень стрессоуст. | уровень учебного стресса |
1 | 15 | С | 95 | В | С | В |
2 | 26 | Н | 86 | В | Н | В |
3 | 30 | Н | 67 | В | Н | В |
4 | 16 | Н | 27 | Н | Н | Н |
5 | 8 | В | 16 | Н | В | Н |
6 | 15 | С | 17 | Н | С | Н |
7 | 14 | С | 29 | Н | С | Н |
8 | 13 | С | 33 | С | С | С |
9 | 17 | Н | 104 | В | Н | В |
10 | 15 | С | 65 | В | С | В |
11 | 12 | С | 48 | С | С | С |
12 | 12 | С | 15 | Н | С | Н |
13 | 19 | Н | 37 | Н | Н | Н |
14 | 15 | С | 48 | С | С | С |
15 | 10 | В | 30 | Н | В | Н |
16 | 12 | С | 37 | Н | С | Н |
17 | 12 | С | 29 | Н | С | Н |
18 | 16 | Н | 48 | С | Н | С |
19 | 4 | В | 27 | Н | В | Н |
20 | 10 | В | 20 | Н | В | Н |
21 | 10 | В | 35 | Н | В | Н |
22 | 8 | В | 30 | Н | В | Н |
23 | 15 | С | 48 | С | С | С |
24 | 19 | Н | 58 | В | Н | В |
25 | 12 | С | 86 | В | С | В |
26 | 10 | В | 37 | Н | В | Н |
27 | 8 | В | 29 | Н | В | Н |
28 | 8 | В | 27 | Н | В | Н |
29 | 8 | В | 24 | Н | В | Н |
30 | 12 | С | 50 | В | В | В |
Приложение 3
№ испытуемого | Уровень учебного стресса 1-й курс. | Уровень учебного стресса 5–й курс |
1 | Н | В |
2 | Н | В |
3 | Н | В |
4 | Н | Н |
5 | С | Н |
6 | С | Н |
7 | В | Н |
8 | В | С |
9 | С | В |
10 | В | В |
12 | В | С |
13 | Н | Н |
14 | В | Н |
15 | В | С |
16 | В | Н |
17 | В | Н |
18 | В | Н |
19 | В | С |
20 | В | Н |
21 | В | Н |
22 | В | Н |
23 | В | Н |
24 | В | С |
25 | В | В |
26 | В | В |
27 | В | Н |
28 | В | Н |
29 | В | Н |
30 | В | Н |
Сравнительная таблица результатов исследования по 1-му и 5-му курсу.
Источник
Понятие общего адаптационного синдрома появилось в 1956 г. Оно было выведено в рамках изучения усилий организма, приспосабливающегося к изменившимся внешним условиям. Рассмотрим далее подробно особенности общего адаптационного синдрома, различные реакции человека на те или иные раздражители.
Этапы
Теория Селье об общем адаптационном синдроме исследует процесс включения специальных защитных инструментов организма, приспосабливающегося к внешней среде, выработанных в ходе эволюции. Это происходит в несколько этапов. В рамках исследования были выделены три стадии развития общего адаптационного синдрома:
- Этап тревоги. Он связан с мобилизацией защитных инструментов организма. В период этой фазы общего адаптационного синдрома эндокринная система реагирует нарастающей активацией трех осей. Основная роль при этом принадлежит адрено-кортикальной структуре.
- Этап резистентности, или сопротивления. Его отличает наивысшая степень сопротивляемости организма к воздействию негативных факторов. На этом этапе общий адаптационный синдром выражается в усилиях поддерживать равновесное состояние внутренней среды при изменившихся условиях.
- Истощение. Если воздействие фактора будет продолжаться, то защитные механизмы в итоге себя исчерпают. Организм в таком случае вступит в стадию истощения, которая при определенных условиях может поставить под угрозу его существование и способность к выживанию.
Механизм общего адаптационного синдрома
Суть явления объясняется следующим образом. Ни один организм не сможет постоянно находиться в тревожном состоянии. Воздействие негативного фактора (агента) может быть сильным и несовместимым с жизнью. В этом случае организм погибнет еще на стадии тревоги в первые несколько часов либо дней. Если же он выживет, наступит этап резистентности. Он отвечает за сбалансированное расходование резервов. Поддерживается при этом существование организма, практически не отличающееся от нормы, но в условиях повышенных требований к его возможностям. Однако адаптационная энергия не безгранична. В связи с этим, если фактор будет продолжать воздействие, наступит истощение.
Общий адаптационный синдром: стресс
Психическое и соматическое состояния настолько переплетаются, что одно не может возникнуть без другого. Стрессовая реакция является концентрированной сущностью взаимоотношений тела и психики. Считается, что симптомы, спровоцированные нервными потрясениями, — психосоматические. Это означает, что в реакции на стресс участвуют все системы организма: сердечно-сосудистая, эндокринная, желудочно-кишечная и проч. Достаточно часто после продолжительного потрясения наступает слабость. Обычно стресс провоцирует ухудшение работы наиболее слабого, больного органа. Ослабляя иммунитет, он увеличивает риск инфекционных патологий.
Чаще всего стресс оказывает воздействие на сердечно-сосудистую деятельность. При непродолжительном нервном потрясении возникает одышка. Она обусловлена попаданием в кровь избыточного количества кислорода. Если потрясение продолжительное, то дыхание будет учащенным до тех пор, пока не произойдет пересыхание слизистых носоглотки. В такой ситуации общий адаптационный синдром проявляется в виде боли в грудной клетке. Она возникает вследствие спазма диафрагмы и дыхательной мускулатуры.
При снижении защитной функции слизистой существенно увеличивается риск возникновения инфекционной патологии. Общий адаптационный синдром может проявляться повышением в крови сахара. Это явление провоцирует цепную реакцию. В первую очередь повышение уровня сахара усиливает секрецию инсулина. Он способствует накоплению глюкозы в печени и мускулатуре в виде гликогена, а также частичной трансформации ее в жир. В итоге концентрация сахара снижается, организм испытывает чувство голода и требует незамедлительной компенсации. Такое состояние стимулирует последующую выработку инсулина. При этом уровень сахара будет падать.
Индивидуальные отличия
Общий адаптационный синдром Г. Селье лег в основу исследований других ученых. Например, в 1974 г. была опубликована книга Р. Розенмана и М. Фридмана. В ней изучается взаимосвязь между сердечно-сосудистыми патологиями и стрессом. В книге выделяется два типа поведения и соответствующие категории людей (А и Б). К первому относят субъектов, ориентированных на жизненные достижения и успех. Именно такой тип поведения существенно повышает вероятность возникновения сердечно-сосудистых патологий и скоропостижной смерти.
Реакции
В лабораторных условиях изучался ответ обеих групп на информационную нагрузку. Специфика реакций соответствует преобладающей активности конкретного отдела нервной (вегетативной) системы: симпатической (группа А) или парасимпатической (группа Б). Общий адаптационный синдром людей типа А при информационной нагрузке выражается учащением пульса, повышением давления и прочими вегетативными проявлениями. В тех же условиях группа Б реагирует снижением частоты биения сердца и другими соответствующими ответами по парасимпатическому типу.
Выводы
Типу А, таким образом, свойственна высокая степень двигательной активности при преобладающих симпатических реакциях. Другими словами, для людей этой группы характерна постоянная готовность к совершению действий. Поведение по типу Б предполагает преобладание парасимпатических ответов. Для людей этой группы характерно уменьшение двигательной активности и сравнительно низкая готовность к действиям. Общий адаптационный синдром, таким образом, проявляется по-разному и предполагает различную чувствительность организмов к воздействиям. В качестве одного из методов профилактики сердечно-сосудистых патологий выступает уменьшение проявлений типа А в поведении пациента.
Особенности терапии
Изучая общий адаптационный синдром Селье, следует отметить, что лечение реакций организма на воздействие факторов является достаточно сложной задачей. Она включает в себя несколько аспектов. В качестве первого необходимо отметить собственную позицию пациента. Речь, в частности, о его ответственности за свое здоровье. Сама возможность использования ряда средств для борьбы со стрессом и их результативность зависят от того, насколько человек осознанно подходит к существующим проблемам.
Боль
Теоретически она не рассматривается в качестве особого функционального состояния. Боль – это неприятное эмоциональное и сенсорное переживание, которое связано с потенциальным либо истинным повреждением в тканях или описано в терминах такой травмы. Продолжительные состояния такого характера значительно изменяют психофизиологические реакции человека, а в ряде случаев — и восприятие мира в целом.
Классификация
Боль подразделяется на различные типы по нескольким признакам. В зависимости от характера локализации она может быть:
- Соматической. Такая боль, в свою очередь, подразделяется на глубокую или поверхностную. Последняя возникает в коже. Если боль локализуется в суставах, костях, мускулатуре, то ее называют глубокой.
- Висцеральной. Она связана с ощущениями, возникающими во внутренних органах. К такой боли также относят сильные сокращения или спазмы. Она провоцируется, например, сильным и быстрым растяжением полых органов в брюшной полости.
Длительность
Продолжительность боли выступает в качестве основной ее характеристики. Кратковременные ощущения ограничены, как правило, поврежденным участком (ожог на коже, к примеру). Человек в таком случае точно знает локализацию боли и понимает уровень ее интенсивности. Ощущения указывают на вероятное или уже случившееся повреждение. В связи с этим она обладает четкой предупредительной и сигнальной функцией. После ликвидации повреждения она быстро проходит. Вместе с этим рецидивирующие и устойчивые проявления являются хроническими видами боли. Их длительность составляет, как правило, больше полугода. При этом они повторяются с той или иной регулярностью.
Элементы боли
В любой реакции присутствует несколько составляющих. Боль формируется следующими компонентами:
- Сенсорным. Он передает коре мозга информацию о локализации боли, начале и завершении действия источника, а также его интенсивности. Осознание человеком этих сведений проявляется в форме ощущения по аналогии с другими сигналами, например, о запахе или давлении.
- Аффективным. Этот элемент включает в состав информации неприятные переживания, дискомфорт.
- Вегетативным. Этот элемент обеспечивает реакцию организма на болевое воздействие. К примеру, при погружении в горячую воду руки расширяются кровеносные сосуды, зрачки, учащается пульс, изменяется дыхательный ритм. При сильном болевом воздействии ответ может быть более выраженным. К примеру, желчная колика может сопровождаться тошнотой, резким снижением давления, потоотделением.
- Двигательным. Как правило, он проявляется в виде рефлекса защиты или избегания. Напряжение мускулатуры выражается в форме непроизвольной реакции, направленной на предотвращение боли.
- Когнитивным. Этот элемент связан с рациональным анализом содержания и природы боли, а также регуляцией поведения при ее возникновении.
Устранение неприятных ощущений
Как выше было сказано, резервы организма не безграничны, и при продолжающемся негативном воздействии они могут истощиться. Это, в свою очередь, может привести к различным серьезным последствиям, вплоть до гибели. В связи с этим организму оказывается внешняя помощь. Так, для снятия боли используются различные методы. В качестве одного из них выступает так называемый электронаркоз. Суть этого метода состоит в воздействии на центры, располагающиеся в глубоких мозговых структурах. За счет этого происходит обезболивание. Среди лечебных методов следует отметить психологические, физические, фармакологические. Последние предполагают применение медикаментов, облегчающих либо снимающих боль. Психологические методы используются обычно в случаях, когда не совсем ясна периферическая природа ощущений. К таким приемам относят гипноз, медитацию, аутотренинг. Физические методы предполагают использование физиотерапевтических средств. Среди них наиболее распространены такие: гимнастика, массаж, нейрохирургия, электростимуляция.
Источник