Селье г очерки об адаптационном синдроме м 1960
Вы находитесь на новой версии портала Национальной Электронной Библиотеки. Если вы хотите воспользоваться старой версией,
перейдите по ссылке .
Очерки об адаптационном синдроме — книга автора Селье Г. — издание: 1960
Селье Ганс
Доступна только бумажная версия документа
254 с., 8 л. ил.
Количество страниц
О произведении
Общее примечание
Доп. тит. л.: The Story of the adaptation syndrome. By Hans Selye. Montreal, Med. publ. (Told in the form of informal, illustrated lectures)
Еще
Библиотека
Российская национальная библиотека (РНБ)
Еще
Ближайшая библиотека с бумажным экземпляром издания
Вы запросили доступ к охраняемому произведению.
Это издание охраняется авторским правом. Доступ к нему может быть предоставлен в помещении библиотек — участников НЭБ, имеющих электронный читальный зал НЭБ (ЭЧЗ).
В связи с тем что сейчас посещение читальных залов библиотек ограничено, документ доступен онлайн. Для чтения необходима авторизация через «Госуслуги».
Для получения доступа нажмите кнопку «Читать (ЕСИА)».
Если вы являетесь правообладателем этого документа, сообщите нам об этом.
Заполните форму.
Источник
3.Селье Г. (Selye Н.) Концепция стресса, как мы ее представляем в 1976 году. // Новое
о гормонах и механизме их действия. Киев: Наукова думка, 1977. — С. 27-51.
Приложение 1
№ | Самооценка Стрессоуст. (баллы) | Уровень Стрессоуст. | Учебный стресс(баллы) | Уровень Учебного стресса. | Уровень стрессоуст. | уровень учебного стресса |
1 | 10 | В | 34 | Н | В | Н |
2 | 14 | С | 18 | Н | С | Н |
3 | 17 | Н | 33 | Н | Н | Н |
4 | 17 | Н | 29 | Н | Н | Н |
5 | 20 | Н | 46 | С | Н | С |
6 | 18 | Н | 49 | С | Н | С |
7 | 15 | С | 50 | В | С | В |
8 | 20 | Н | 67 | В | Н | В |
9 | 10 | В | 44 | С | В | С |
10 | 26 | Н | 77 | В | Н | В |
11 | 21 | Н | 91 | В | Н | В |
12 | 18 | Н | 19 | Н | Н | Н |
13 | 19 | Н | 78 | В | Н | В |
14 | 14 | С | 88 | В | С | В |
15 | 16 | Н | 58 | В | Н | В |
16 | 18 | Н | 50 | В | Н | В |
17 | 18 | Н | 74 | В | Н | В |
18 | 18 | Н | 74 | В | Н | В |
19 | 21 | Н | 92 | В | н | В |
20 | 26 | Н | 77 | В | Н | В |
21 | 21 | Н | 90 | В | Н | В |
22 | 16 | Н | 58 | В | Н | В |
23 | 18 | Н | 74 | В | Н | В |
24 | 18 | Н | 74 | В | Н | В |
25 | 18 | Н | 50 | В | Н | В |
26 | 20 | Н | 50 | В | Н | В |
27 | 21 | Н | 88 | В | Н | В |
28 | 26 | Н | 77 | В | Н | В |
29 | 17 | Н | 50 | В | Н | В |
30 | 20 | Н | 58 | В | Н | В |
Сравнительная таблица результатов исследования по 1-му курсу.
Приложение 2
Сравнительна таблица результатов по 5-му курсу.
№ | Самооценка Стрессоуст. (баллы) | Уровень Стрессоуст. | Учебный стресс(баллы) | Уровень Учебного стресса. | Уровень стрессоуст. | уровень учебного стресса |
1 | 15 | С | 95 | В | С | В |
2 | 26 | Н | 86 | В | Н | В |
3 | 30 | Н | 67 | В | Н | В |
4 | 16 | Н | 27 | Н | Н | Н |
5 | 8 | В | 16 | Н | В | Н |
6 | 15 | С | 17 | Н | С | Н |
7 | 14 | С | 29 | Н | С | Н |
8 | 13 | С | 33 | С | С | С |
9 | 17 | Н | 104 | В | Н | В |
10 | 15 | С | 65 | В | С | В |
11 | 12 | С | 48 | С | С | С |
12 | 12 | С | 15 | Н | С | Н |
13 | 19 | Н | 37 | Н | Н | Н |
14 | 15 | С | 48 | С | С | С |
15 | 10 | В | 30 | Н | В | Н |
16 | 12 | С | 37 | Н | С | Н |
17 | 12 | С | 29 | Н | С | Н |
18 | 16 | Н | 48 | С | Н | С |
19 | 4 | В | 27 | Н | В | Н |
20 | 10 | В | 20 | Н | В | Н |
21 | 10 | В | 35 | Н | В | Н |
22 | 8 | В | 30 | Н | В | Н |
23 | 15 | С | 48 | С | С | С |
24 | 19 | Н | 58 | В | Н | В |
25 | 12 | С | 86 | В | С | В |
26 | 10 | В | 37 | Н | В | Н |
27 | 8 | В | 29 | Н | В | Н |
28 | 8 | В | 27 | Н | В | Н |
29 | 8 | В | 24 | Н | В | Н |
30 | 12 | С | 50 | В | В | В |
Приложение 3
№ испытуемого | Уровень учебного стресса 1-й курс. | Уровень учебного стресса 5–й курс |
1 | Н | В |
2 | Н | В |
3 | Н | В |
4 | Н | Н |
5 | С | Н |
6 | С | Н |
7 | В | Н |
8 | В | С |
9 | С | В |
10 | В | В |
12 | В | С |
13 | Н | Н |
14 | В | Н |
15 | В | С |
16 | В | Н |
17 | В | Н |
18 | В | Н |
19 | В | С |
20 | В | Н |
21 | В | Н |
22 | В | Н |
23 | В | Н |
24 | В | С |
25 | В | В |
26 | В | В |
27 | В | Н |
28 | В | Н |
29 | В | Н |
30 | В | Н |
Сравнительная таблица результатов исследования по 1-му и 5-му курсу.
Источник
Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 20 марта 2020;
проверки требует 1 правка.
В Википедии есть статьи о других людях с фамилией Селье.
Ганс Гуго Бруно Селье (нем. Hans Hugo Bruno Selye, или Янош Шейе венг. Selye János, 26 января 1907, Вена — 16 октября 1982, Монреаль) — канадский патолог и эндокринолог австро-венгерского происхождения.
Биография[править | править код]
Ганс Селье родился в Вене в 1907 году в семье врача, имеющего собственную хирургическую клинику в городе Комарно (Австро-Венгрия). После развала Австро-Венгерской империи городок оказался на территории Чехословакии, и именно в этой стране Селье получил образование — на медицинском факультете Пражского университета. Затем он продолжил учёбу в Риме и Париже. Он вырос в Комарно, Университет Венгерского языка в этом городе сейчас назван в честь его имени. Селье стал доктором медицины и химии в Праге в 1929 году, в 1931 году он отправился в Университет Джонса Хопкинса на стипендию Фонда Рокфеллера, а затем отправился в Университет Макгилл в Монреале, где начал исследовать вопрос о стрессе в 1936 г. В 1945 г. он перешёл в Монреальский университет, где у него было 40 сотрудников и 15000 лабораторных животных. В 1949 году он был номинирован на Нобелевскую премию.
Селье умер 16 октября 1982 года в Монреале, Канада.
Профессиональная деятельность[править | править код]
В послевоенной Европе Селье не нашёл себе места и эмигрировал за океан, где возглавил институт экспериментальной медицины и хирургии (ныне — Международный институт стресса).
Ещё в Праге, работая в университетской клинике инфекционных болезней, Селье обратил внимание на то, что первые проявления разнообразных инфекций совершенно одинаковы; различия появляются спустя несколько дней, а начальные симптомы одни и те же.
Тогда же он стал разрабатывать свою гипотезу общего адаптационного синдрома, согласно которой болезнетворный фактор обладает пусковым действием, включающим выработанные в процессе эволюции механизмы адаптации.
Селье сформулировал концепцию стресса, при этом он рассматривал физиологический стресс как ответ на любые предъявленные организму требования и считал, что с какой бы трудностью ни столкнулся организм, с ней можно справиться двумя типами реакций: активной, или борьбы, и пассивной, в виде бегства от трудностей или готовности терпеть их.
Селье не считал стресс вредным, а рассматривал его как реакцию, помогающую организму выжить. Также он ввёл понятие болезней адаптации. Он назвал отрицательный стресс дистрессом и положительный стресс — эустрессом.
Селье установил важную роль нарушений баланса электролитов и стероидных гормонов в развитии некроза миокарда и предложил методы его профилактики.
Библиография[править | править код]
- Очерки об адаптационном синдроме, М., 1960;
- Профилактика некрозов сердца химическими средствами, М., 1961;
- Сорок лет научно-исследовательской работы в медицине, «Патологическая физиология и экспериментальная терапия», 1969, № 3;
- Некоторые аспекты учения о стрессе, «Природа», 1970, № 1;
- На уровне целого организма, М., 1972.
- Стресс без дистресса, М.: Прогресс, 1982
- От мечты к открытию: Как стать ученым, М.: Прогресс, 1987
Примечания[править | править код]
Литература[править | править код]
- М. С. Шойфет. Селье (1907–1986) // 100 великих врачей. — М.: Вече, 2008. — 528 с. — (100 великих). — 5000 экз. — ISBN 978-5-9533-2931-6.
Источник
СРС Ученье Г.Селье о стрессе. Эмоциональный стресс. Выполнила:Калыбай Акерке |
План Ганс Селье Стресс – определение, виды Стадии адаптации Причины стресса Симптомы стресса Реакция организма на стресс Регуляция стрессовых реакций Лечение и профилактика стресса Список литературы Заключение
|
СЕЛЬЕ (Selye) Ганс(1907-1982) – канадский биолог и врач, создатель учения о стрессе. Родился в Австрии в семье врача. Получил образование в Пражском университете. Работал в университетской клинике инфекционных болезней в Праге. В 1932 г. переехал в Канаду, здесь руководил Институтом экспериментальной медицины и хирургии. Разработал учение о стрессе, основанное на понятии общего (генерального) адаптационного синдрома — совокупности нейрогуморальных реакций, обеспечивающих мобилизацию психофизиологических ресурсов организма для адаптации в трудных условиях. При экспериментальных и клинических исследованиях поведения человека в экстремальных ситуациях учение Селье дало основание для выработки и развития понятия «психологический стресс». В рус. пер. изданы книги Селье: «На уровне целостного организма», М., 1972; «Стресс без дистресса», М., 1979. Врач Селье всю свою профессиональную жизнь изучал последствия стресса и сам стал его жертвой. Он умер 16 октября 1986 года в Монреале. |
Доктора Селье называют «Эйнштейном медицины». Список работ, приведенный в его монографии («Очерки об адаптационном синдроме»), содержит 843 названия статей и 14 монографий, что свидетельствует не только о работоспособности Селье, но и о многочисленных исследованиях, развивающих проблему стресса. |
Стресс-определение, виды Стресс — это состояние психофизиологического напряжения, возникающее у человека под влиянием любых сильных воздействий и сопровождающееся мобилизацией защитных систем организма и психики. Виды стресса В некоторых случаях определение «стресс» употребляют для обозначения самого раздражителя. Например, физического – это сильный холод или невыносимая жара, понижение или повышение атмосферного давления. Под химическим стрессом понимают воздействие всяческих токсичных веществ. Психическими стрессами могут быть как сильные отрицательные, так и положительные эмоции. Травмы, вирусные заболевания, мышечные перегрузки – это биологические стрессы.
|
Стадии стресса Г. Селье развитие стресса во времени разделил на три стадии:
|
Причины стресса Причиной стресса может быть по сути все, что угодно, что цепляет человека, что его раздражает. Например к внешним причинам можно отнести беспокойство по какому-либо поводу (смена работы, смерть родственника) К внутренним причинам стресса относят жизненные ценности и убеждения. Сюда же входит и личная самооценка человека Стрессам и депрессиям могут быть подвержены и женщины, и мужчины примерно в равной степени. Однако каждый организм имеет свои характерные особенности. Если вы стали замечать у себя признаки, говорящие о стрессовом напряжении организма, то в первую очередь необходимо выявить их причины. Вполне понятно, что устранить причины стресса намного легче, чем его последствия. Ведь недаром говорят, что «все болезни от нервов». Клинические наблюдения показали, что незначительные стрессы не вредны организму, а даже полезны. Они стимулируют человека к поиску выхода из сложившегося затруднительного положения. Чтобы депрессия не перешла в более тяжелое, затянувшееся состояние, каждый из нас должен заниматься самовоспитанием, развитием силы воли. |
Симптомы стресса Постоянное чувство раздраженности, подавленности, причем порой без особых на то причин. Плохой, беспокойный сон. Депрессия, физическая слабость, головная боль, усталость, нежелание что-либо делать. Снижение концентрации внимания, затрудняющее учебу или работу. Проблемы с памятью и снижение скорости мыслительного процесса. Невозможность расслабиться, откинуть в сторону свои дела и проблемы. Отсутствие интереса к окружающим, даже к лучшим друзьям, к родным и близким людям. Постоянно возникающее желание поплакать, слезливость, иногда переходящая в рыдания, тоска, пессимизм, жалость к себе любимому. Снижение аппетита – хотя бывает и наоборот: чрезмерное поглощение пищи. Нередко появляются нервные тики и навязчивые привычки: человек покусывает губы, грызет ногти и т. п. Появляется суетливость, недоверие ко всем и к каждому. |
Реакция организма на стресс Реакция стресса. Человек сознательно или подсознательно старается приспособиться к совершенно новой ситуации. Затем наступает выравнивание, или адаптация. Человек либо обретает равновесие в создавшейся ситуации и стресс не дает никаких последствий, либо не адаптируется к ней. Как следствие этого могут возникнуть различные психические или физические отклонения. Пассивность. Она проявляется у человека, адаптационный резерв которого недостаточен и организм не способен противостоять стрессу. Возникает состояние беспомощности, безнадежности, депрессии. Но такая стрессовая реакция может быть преходящей. Две другие реакции активные и подчинены воле человека. Активная защита от стресса. Человек меняет сферу деятельности и находит что-то более полезное и подходящее для достижения душевного равновесия, способствующее улучшению состояния здоровья. Активная релаксация (расслабление),которая повышает природную адаптацию человеческого организма — как психическую, так и физическую. Эта реакция наиболее действенная. |
Регуляция стрессовых реакций Одним из эффективных средств защиты от стресса является релаксация. Согласно теории Г. Селье, автоматическая реакция тревоги состоит из трех последовательных фаз: импульс, стресс, адаптация. Следовательно, если человек хочет направить свои усилия на сохранение здоровья, то на стрессовый импульс он должен осознанно отвечать релаксацией. С помощью этого вида активной защиты человек может помешать воздействию стрессового импульса, задержать его или ослабить стресс, предотвратив тем самым психосоматические нарушения в организме. Дыхание может стать затруднённым и тяжёлым при физическом напряжении или в стрессовой ситуации. Человек имеет возможность, сознательно управляя дыханием использовать его для успокоения, для снятия напряжения — как мышечного, так и психического, таким образом, ауторегуляция дыхания может стать действенным средством борьбы со стрессом, наряду с релаксацией и концентрацией. Обнаружить и объяснить реакции своего организма на стрессовые ситуации помогает метод аутоанализа личного стресса посредством ведения ‘дневника стрессов’. Метод этот требует фиксации в дневнике в течение нескольких недель того, когда и при каких обстоятельствах были обнаружены признаки стресса. Анализ записей в дневнике помогает просто и быстро определять, какие события или жизненные ситуации способствуют возникновению стресса. Именно регулярно повторяющиеся ситуации, описанные в дневнике, могут быть причиной возникновения стресса.
|
Неожиданно оказываясь в стрессовой ситуации, для начала нужно собрать в кулак всю свою волю и скомандовать себе остановиться, чтобы резко затормозить развитие острого стресса. Чтобы суметь выйти из состояния острого стресса и успокоиться, необходимо найти эффективный способ самопомощи, чтобы в критической ситуации быстро сориентироваться, прибегнув к этому методу помощи при остром стрессе: 1. Релаксация; 2. Рациональное восприятие окружающей обстановки; 3. Смена обстановки; 4. Заняться любой (отвлекающей) деятельностью. В условиях стрессовой ситуации это выполняет роль ‘громоотвода’, помогая отвлечься от внутреннего напряжения.
|
Лечение и профилактика стресса Можно выделить четыре основных метода профилактики стресса с помощью ауторегуляции: релаксация, противострессовая «переделка» дня, оказание первой помощи при остром стрессе и аутоанализ личного стресса. Вот несколько рекомендуемых способов релаксации за 10 минут. |
Наиболее оправдавшим себя методом аутоанализа личного стресса является дневник стрессов. Метод этот несложный, однако требующий терпения. В течение нескольких недель — по возможности ежедневно — необходимо делать в дневнике простые пометки: когда и при каких обстоятельствах были обнаружены признаки стресса. Лучше записывать свои наблюдения и ощущения вечером после работы или перед сном, когда легче припомнить мельчайшие подробности и детали. Если в конце дня пометок не сделать, то на следующий день, в житейских заботах и суете забудется, когда и что произошло. Проанализировав записи, можно определить, в какое время дня чаще всего наступает недомогание, происходит это на работе или же по возвращении домой. С помощью ведения дневника стрессов можно выяснить для себя, что нам мешает в жизни, что вызывает наш личный стресс.
|
Список литературы Васильев В.Н. «Здоровье и стресс». М. 1991г. Китаев-Смык Л.А. «Психология стресса». М. 1980г. Эверли Д. С. , Розенфельд Р. «Стресс: Природа и лечение». Тигранян Р. А. «Стресс и его значение для организма». Тарнавский Ю. Б. «Срыва можно избежать». М. 1990г. Бабаевский Р. М. Гуров С. Т. «Измерьте ваше здоровье» М. 1988г. Селье Г. «Стресс без дистресса» Селье Г. «Очерки об адаптационном синдроме» М. 1960г. Александровский Ю. А. «Состояние психической дезадаптации и их компенсация» М. 1976г. Василюк Ф. Е. «Психология переживания». М.1984г.
|
Из того, что было сказано ранее становится очевидным, что без исследований психической адаптации будет неполным рассмотрение любой проблемы психического несоответствия, а анализ описанных аспектов адаптационного процесса представляется неотъемлемой частью психологии человека.Определенную готовность к возникновению состояния дезадаптации создают различные факторы, ослабляющие нервную систему: всевозможные вредности (включая злоупотребление алкоголем и курением), острые психические воздействия, физическое и умственное переутомление. Особую же роль играют длительно текущие заболевания. То как человек реагирует на свою болезнь, как он переносит свои физические страдания, зависит от многих факторов, особенно от нервно- психических. Ведь любое соматическое заболевание, внося дезорганизацию, нарушая функциональную деятельность, невольно как бы обнажает разные стороны личности. Сама мысль «я болен» значительно влияет на самооценку, характер поведения, психологические и социальные установки, его отношения с окружающими. Происходит постепенное формирование неврозоподобных расстройств Заключение |
Источник