Санпин геморрагической лихорадке с почечным синдромом
Об
утверждении СП 3.1.7.2614-10
В
соответствии с Федеральным
законом от 30.03.99 N 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом
благополучии населения» (Собрание законодательства Российской
Федерации, 1999, N 14, ст.1650; 2002, N 1 (ч.I), ст.2; 2003, N 2,
ст.167; N 27 (ч.I), ст.2700; 2004, N 35, ст.3607; 2005, N 19,
ст.1752; 2006, N 1, ст.10; N 52 (ч.I), ст.5498; 2007, N 1 (ч.I),
ст.21, 29; N 27, ст.3213; N 46, ст.5554; N 49, ст.6070; 2008, N 24,
ст.2801; N 29 (ч.I), ст.3418; N 30 (ч.II), ст.3616; N 44, ст.4984;
N 52 (ч.I), ст.6223; 2009, N 1, ст.17) и постановлением
Правительства Российской Федерации от 24.07.2000 N 554 «Об
утверждении Положения о государственной
санитарно-эпидемиологической службе Российской Федерации и
Положения о государственном санитарно-эпидемиологическом
нормировании» (Собрание законодательства Российской Федерации,
2000, N 31, ст.3295; 2004, N 8, ст.663; N 47, ст.4666; 2005, N 39,
ст.3953)
постановляю:
1. Утвердить
санитарно-эпидемиологические правила СП 3.1.7.2614-10 «Профилактика
геморрагической лихорадки с почечным синдромом» (приложение).
2. Ввести в действие
указанные санитарные правила с момента официального
опубликования.
Г.Г.Онищенко
Зарегистрировано
в Министерстве юстиции
Российской Федерации
7 июня 2010 года,
регистрационный N 17491
Приложение. Санитарно-эпидемиологические правила СП 3.1.7.2614-10.
Профилактика геморрагической лихорадки с почечным синдромом
Приложение
I.
Область применения
1.1. Настоящие
санитарно-эпидемиологические правила устанавливают основные
требования к комплексу организационных,
санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий,
проведение которых обеспечивает предупреждение возникновения и
распространения случаев заболевания геморрагической лихорадкой с
почечным синдромом (ГЛПС).
1.2. Соблюдение
санитарно-эпидемиологических правил является обязательным для
индивидуальных предпринимателей и юридических лиц независимо от их
организационно-правовой формы и формы собственности.
1.3. Контроль за
выполнением настоящих санитарно-эпидемиологических правил проводят
органы, осуществляющие государственный санитарно-эпидемиологический
надзор.
II.
Общие положения
2.1. Геморрагическая
лихорадка с почечным синдромом — зоонозная природно-очаговая
вирусная инфекционная болезнь. Характеризуется цикличным течением,
синдромом интоксикации, лихорадкой, геморрагическими проявлениями и
развитием у большинства больных острой почечной недостаточности. В
Российской Федерации ГЛПС занимает одно из первых мест по
заболеваемости людей среди природно-очаговых инфекционных
болезней.
2.2. Различают природные,
антропургические и природно-антропургические очаги ГЛПС. На
территории Российской Федерации эпидемически активные очаги этой
инфекции расположены в основном в умеренных широтах европейской
части и на Дальнем Востоке.
2.3. Интенсивность
эпидемического процесса и рост заболеваемости ГЛПС определяются
эпизоотической активностью природных очагов, частотой и
эффективностью контактов населения с возбудителем заболевания в
природных, антропургических и природно-антропургических очагах
инфекции.
2.4. Возбудители ГЛПС —
хантавирусы Пуумала, Хантаан, Сеул, Амур и Добрава относятся к роду
Хантавирус (семейство Буньявириде). К этому же роду принадлежат
непатогенные для человека хантавирусы, циркулирующие на тех же
территориях.
2.4.1. Более 95% случаев
заражений людей вирусом ГЛПС происходят в европейских очагах,
приуроченных к лесным ландшафтам. Здесь циркулирует хантавирус
Пуумала, основным резервуаром которого в природе является
европейская рыжая полевка (Meodis glareolus). Наиболее активная
очаговая территория расположена в оптимуме ареала рыжей полевки — в
широколиственных и хвойно-широколиственных лесах Приуралья и
Среднего Поволжья.
2.4.2. На территории
Центрального Черноземья ГЛПС вызывается генетическим подтипом
вируса Добрава — ДОБ/Липецк, основным резервуаром которого является
полевая мышь (Apodemus agrarius). Другой подтип вируса Добрава —
ДОБ/Сочи вызывает ГЛПС у жителей южных, в основном причерноморских,
районов Краснодарского края, где основным природным хозяином этого
подтипа и источником заражения людей является кавказская лесная
мышь (Apodemus ponticus).
2.4.3. В дальневосточных
регионах Российской Федерации ГЛПС вызывается хантавирусами
Хантаан, Амур и Сеул, природными резервуарами для которых являются
полевая (Apodemus agrarius), восточно-азиатская (Apodemus
peninsulae) мыши и серая крыса (Rattus norvegicus),
соответственно.
2.5. Единственным
источником заражения людей вирусами — возбудителями ГЛПС, которое
происходит без участия членистоногих переносчиков, являются
мышевидные грызуны — хронические носители хантавирусов, у которых
инфекция протекает бессимптомно.
2.5.1. Инфицированные
грызуны выделяют вирус во внешнюю среду со слюной, мочой,
экскрементами.
2.6. Основным путем
заражения человека ГЛПС является аэрогенный (воздушно-капельный и
воздушно-пылевой), при котором возбудитель, содержащийся в
биологических выделениях зверьков, в виде аэрозоля попадает через
верхние дыхательные пути в легкие человека, где условия для его
размножения наиболее благоприятны, и затем с кровью переносится в
другие органы и ткани.
2.6.1. Заражение возможно
также через поврежденную кожу при контакте с экскрементами
инфицированных грызунов или со слюной в случае покуса зверьком
человека.
2.6.2. От человека к
человеку инфекция не передается.
2.7. Заболеваемость ГЛПС
регистрируется на территории Российской Федерации практически в
течение всего года с максимумом случаев в сезоны наибольшей
эпизоотической активности очагов.
2.7.1. На территориях с
высокой эпидемической активностью многолетняя динамика
заболеваемости характеризуется определенной периодичностью. Подъемы
совпадают с ростом эпизоотической активности в популяциях основных
хозяев и повторяются в очагах циркуляции вирусов Пуумала и Амур
каждые 2-4 года; в очагах циркуляции вирусов Добрава, Хантаан и
Сеул цикличность менее выражена. В годы эпидемических подъемов
нередко отмечается групповая заболеваемость людей.
2.7.2. Сезонная динамика
заболеваемости для разных очагов различна: в активных очагах,
связанных с хантавирусами Пуумала, — летне-осенняя; Амур —
весенне-летняя или осенне-зимняя; Сеул — весенняя, а в очагах
Добрава и Хантаан — осенне-зимняя.
2.7.3. В очагах Пуумала и
Сеул 60-80% заболевших составляют городские жители. Риск заражений
особенно велик в больших городах, расположенных на очаговых
территориях.
2.7.4. В очагах ГЛПС,
вызываемых хантавирусами Добрава, Амур и Хантаан, среди больных
преобладают сельские жители.
2.7.5. В очагах Пуумала и
Сеул чаще болеют служащие и рабочие разных специальностей, а в
очагах Добрава, Амур и Хантаан — сельскохозяйственные рабочие,
пенсионеры и другие «неработающие» лица.
Источник
Я, Главный государственный санитарный врач по объектам и территориям, обслуживаемым Федеральным управлением медико-биологических и экстремальных проблем (далее Федеральное управление «Медбиоэкстрем») В.В.Романов, проанализировав ситуацию по заболеваемости геморрагической лихорадкой с почечным синдромом (ГЛПС) отмечаю.
В 2003-2004 годах резко обострилась эпидемиологическая обстановка по геморрагической лихорадке с почечным синдромом (ГЛПС) среди населения, обслуживаемого Федеральным управлением «Медбиоэкстрем». За 2003 год зарегистрировано 100 случаев ГЛПС, продолжается рост заболеваемости этой инфекции и в 2004 году. Только за 10 мес. текущего года уже зарегистрировано 102 случая ГЛПС, что в 2 раза больше, чем за аналогичный период 2003 года. Наиболее тяжелая эпидемиологическая обстановка сложилась в гг.Сарове Нижегородской области (37 сл.), Трехгорном (18 сл.), Усть-Катаве (11 сл.) Челябинской области, Межгорье республики Башкортостан (17 сл.), Заречном Пензенской обл. (10 сл.).
Кроме того, среди населения городов Межгорье республики Башкортостан и Димитровограда Ульяновской области, обслуживаемого МСЧ N 142 и МСЧ N 172 в декабре 2004 года зарегистрированы 2 летальных исхода от этой инфекции. Федеральное управление «Медбиоэкстрем» и Головной центр госсанэпиднадзора неоднократно предупреждали о возможности обострения эпидемиологической ситуации по ГЛПС на обслуживаемой территории (исх. от 09.07.2003 N 52/777, исх. от 12.02.2004 N 52/124, исх. от 19.08.2004 N 52/666).
Однако, необходимые профилактические мероприятия, предусмотренные СП 3.1.099-96 «Профилактика и борьба с заразными болезнями общими для человека и животных» и СП 3.5.3.1129-02 «Санитарно-эпидемиологические требования к проведению дератизации» должным образом не проводятся. Не организован плановой регулярный учет численности грызунов с определением их видового состава. Не решен вопрос с лабораторным обследованием отловленных грызунов на определении антигена вируса ГЛПС. Ежегодно сокращается объем дератизационных работ и не обеспечивается контроль за их эффективностью. Не обеспечивается контроль за приведением объектов, расположенных в очагах ГЛПС в должное санитарно-техническое состояние (очистка территорий и обеспечение грызунонепроницаемости помещений).
С выходом отделов профилактической дезинфекции из состава центров госсанэпиднадзора отдельные главные врачи самоустранились от функций контроля за дератизационной и дезинсекционной деятельностью на обслуживаемых объектах и территориях.
В целях обеспечения эпидемического благополучия по геморрагической лихорадке с почечным синдромом среди населения, обслуживаемого Федеральным управлением «Медбиоэкстрем» и на основании ст.50, 51 Федерального закона от 30.03.99 N 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»
постановляю:
1. Рекомендовать Главам администрации городов, руководителям предприятий увеличение объемов финансирования в 2005-2006 годах на проведение мероприятий по предупреждению заболеваний ГЛПС, на организацию профилактических и истребительных мероприятий против грызунов на объектах городской инфраструктуры, в промышленных организациях.
2. Главным врачом центров госсанэпиднадзора NN 49, 50, 52, 57, 59, 72, 141, 142, 162, 172:
2.1. Инициировать в первом квартале 2005 года проведение заседаний санитарно-противоэпидемических комиссий (СПЭК) по итогам эпидсезона 2004 года и принимаемых мерах по обеспечению эпидемиологического благополучии населения.
2.2. Совместно с коммунальными службами города (предприятий) провести в первом квартале 2004 года проверку зданий и сооружений на грызунонепроницаемость.
2.3. Потребовать и обязать руководителей предприятий, учреждений всех форм собственности неукоснительно выполнять предписания должностных лиц центров госсанэпиднадзора по проведению профилактических и истребительных мероприятий против грызунов на подведомственных объектах.
2.4. При осуществлении надзора требовать от юридических лиц и индивидуальных предпринимателей — владельцев объектов документального подтверждения проведения профилактических дератизационных работ.
2.5. Активизировать работу центров госсанэпиднадзора, лечебно-профилактических учреждений с населением по вопросам профилактики ГЛПС.
2.6. Использовать меры административного воздействия к руководителям организаций, предприятий за невыполнение предписаний должностных лиц центров госсанэпиднадзора по организации и проведению мероприятий, направленных на предупреждение возникновения заболеваний населения ГЛПС в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.
2.7. По итогам эпидсезона 2004 года подготовить и направить руководителям предприятий, главам местного самоуправления информационно-аналитические материалы с учетом недостатков, имевших место в 2004 году.
2.8. Обеспечить работу по профилактике ГЛПС в соответствии с санитарными правилами СП 31.099-96 «Профилактика и борьба с заразными болезнями общими для человека и животных» и СП 3.5.3.1129-02 «Санитарно-эпидемиологические требования к проведению дератизации».
2.9. Взять под контроль все организации, занимающиеся дератизационными и дезинсекционными работами на обслуживаемых объектах и территориях, полные реквизиты этих организаций представить в Головной центр госсанэпиднадзора до 20 января 2005 года.
2.10. Довести текст настоящего постановления до сведения глав администраций, руководителей предприятий и обеспечить строгий контроль за его реализацией.
3. Начальникам ЦМСЧ/МСЧ и главным врачам центров госсанэпиднадзора NN 49, 50, 52, 57, 59, 72, 141, 142, 162, 172:
3.1. Заслушать в первом квартале на медицинских и (или) санитарно-эпидемиологических Советах руководителей предприятий, организаций, учреждений о ходе выполнения плана мероприятий по профилактике ГЛПС.
3.2. Внести корректировку в комплексные планы по профилактике ГЛПС на обслуживаемых территориях с учетом складывающейся эпидемиологической обстановки.
3.3. Представить в Головной центр госсанэпиднадзора к 1 февраля 2005 года информацию о проведении мероприятий по профилактике ГЛПС на обслуживаемых объектах и территориях.
4. Контроль за исполнением данного постановления возложить на заместителя главного государственного санитарного врача по объектам и территориям, обслуживаемым Федеральным управлением «Медбиоэкстрем» Тычинина В.Н.
В.В.Романов
Электронный текст документа
подготовлен АО «Кодекс» и сверен по:
рассылка
Источник
______________________________________________________________
Документ не нуждается в госрегистрации
Министерства юстиции Российской Федерации. —
Письмо Минюста России от 02.07.2007 N 01/6481-АБ
(Информация из Минюста России на 6 июля 2007 года).
______________________________________________________________
Я, Главный государственный санитарный врач Российской Федерации Г.Г.Онищенко, проанализировав состояние заболеваемости людей геморрагической лихорадкой с почечным синдромом (ГЛПС) в 2006 году, установил, что в стране сохраняется напряженная эпизоотическая и эпидемическая обстановка по этой инфекции.
В 2006 году в 48 субъектах Российской Федерации зарегистрировано 7197 случаев заболеваний людей ГЛПС, показатель заболеваемости составил 5,0 на 100 тысяч населения. По сравнению с 2005 годом заболеваемость уменьшилась на 1,4%, но среди детей в возрасте до 14 лет заболеваемость выросла на 17,3%, число заболевших детей составило 195 человек.
На фоне снижения заболеваемости ГЛПС в 2006 году среди населения субъектов Приволжского, Дальневосточного, Северо-Западного и Южного федеральных округов Российской Федерации подъем заболеваемости отмечен в Центральном и Уральском федеральных округах.
Наибольшее число заболевших ГЛПС, как и в прежние годы, зарегистрировано в субъектах Приволжского федерального округа, на территории которых имеются стойкие природные очаги этой инфекции. В 2006 году в Приволжском федеральном округе заболело ГЛПС 6413 человек, что составило 89,1% от общего числа всех случаев заболеваний, имевших место в Российской Федерации. Несмотря на то, что по сравнению с 2005 годом заболеваемость ГЛПС по округу снизилась на 3,0% и составила 20,8 на 100 тыс.населения, она по-прежнему остается выше в 4,2 раза показателя заболеваемости в целом по Российской Федерации. Наиболее высокие показатели заболеваемости ГЛПС отмечались в Республике Башкортостан — 71,2 на 100 тыс.населения, в Удмуртской Республике — 37,0, в Оренбургской области — 22,9, в Республике Марий Эл — 21,1, в Республике Татарстан — 20,4, в Ульяновской области — 17,2, в Республике Мордовия — 15,0, в Самарской области — 11,4, в Пензенской области — 9,9, в Пермском крае — 7,9, в Нижегородской области — 6,6 на 100 тыс.населения.
Заболеваемость ГЛПС среди населения субъектов Центрального федерального округа в 2006 году увеличилась в 1,7 раза, число заболевших составило 377 человек. Наиболее высокие показатели заболеваемости отмечались в Тульской области — 4,29 на 100 тыс.населения, в Ярославской области — 3,57, в Тверской области — 2,86, в Воронежской области — 2,22 на 100 тыс.населения.
В период с декабря 2006 года по март 2007 года на территории Липецкой, Воронежской, Тамбовской и Рязанской областей Центрального федерального округа Российской Федерации произошел эпидемический подъем заболеваемости людей ГЛПС. Благоприятные теплые погодные условия, не характерные для этого времени года, а также наличие хорошей кормовой базы для мышевидных грызунов привели к необычайному росту их численности (в десятки раз) и увеличению инфицированности хантавирусами.
Удельный вес попаданий мелких млекопитающих — основных носителей вируса ГЛПС (рыжая полевка, полевая мышь) — в некоторых районах Липецкой области составляло до 40% на 100 ловушко-суток, а Воронежской области — до 85%. Инфицированность этих видов мелких млекопитающих вирусом ГЛПС в Липецкой области варьировала от 15 до 67%, в Воронежской области — от 29 до 78%, в Тамбовской области — до 30%, в Рязанской области — до 15%.
В период эпидсезона 2006-2007 годов на территории Воронежской и Липецкой областей впервые была установлена одновременная циркуляция двух серотипов хантавирусов Добрава и Пуумала среди мышевидных грызунов, отловленных в открытых луго-полевых стациях (лесная и полевая мышь) и лесо-кустарниковых стациях (рыжая полевка).
С декабря 2006 года по март 2007 года в Липецкой, Воронежской, Тамбовской и Рязанской областях зарегистрировано 572 случая заболеваний людей ГЛПС, в том числе среди детей в возрасте до 14 лет — 38 случаев. У 97,5% заболевших (558 человек) диагноз ГЛПС подтвержден лабораторно.
В Липецкой области среди жителей 86 населенных пунктов 9 районов области и гг.Липецка и Ельца зарегистрировано 243 случая заболеваний людей ГЛПС, в Воронежской области среди жителей 71 населенного пункта 18 районов области и г.Воронежа — 194 случая, в Тамбовской области среди жителей 39 населенных пунктов 16 районов и гг.Тамбова, Мичуринска, Котовска и Жердевки — 77 случаев, в Рязанской области среди жителей 37 населенных пунктов 15 районов и г.Рязани — 58 случаев заболеваний людей ГЛПС.
В целях предотвращения распространения заболеваний ГЛПС среди населения в Липецкой области на проведение дератизационных мероприятий в природных очагах инфекции, на объектах животноводства, в домовладениях и на эпидзначимых объектах было дополнительно выделено 4430,9 тыс.рублей, в Воронежской области — 3361 тыс.рублей, в Тамбовской области — 4102,02 тыс.рублей, в Рязанской области — 450,4 тыс.рублей.
Вместе с тем, комплекс истребительных мероприятий по борьбе с источниками и переносчиками инфекции в зоне действующих природных очагов ГЛПС, расположенных на сопредельных территориях, проводился разрозненно, по мере освоения финансовых средств, выделяемых органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления.
В целях обеспечения эпидемиологического благополучия населения Российской Федерации, подавления активности природных очагов геморрагической лихорадки с почечным синдромом на территории страны, своевременного прогнозирования эпидемической обстановки и проведения профилактических мероприятий для предупреждения заболеваний людей этой инфекцией и руководствуясь Федеральным законом от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 14, ст.1650; 2002, N 1 (ч.1), ст.2; 2003, N 2, ст.167, N 27 (ч.1), ст.2700; 2004, N 35, ст.3607; 2005, N 19, ст.1752; 2006, N 1, ст.10, N 52 (ч.1), ст.5498; 2007, N 1 (ч.1), ст.21, ст.29)
постановляю:
1. Рекомендовать главам администраций субъектов Российской Федерации, на территории которых находятся природные очаги ГЛПС:
1.1. Рассмотреть вопрос о мерах по профилактике ГЛПС в 2007 году на заседании санитарно-противоэпидемической комиссии, с заслушиванием уполномоченных органов о выполнении мероприятий по профилактике ГЛПС в 2006 году и задачах на 2007 год.
1.2. Предусмотреть выделение дополнительных финансовых средств на создание дератизационных отрядов и обеспечение их оборудованием, транспортом и эффективными препаратами для проведения мероприятий по уничтожению грызунов на территории летних оздоровительных учреждений, а также в местах массового отдыха детей и взрослых.
1.3. Организовать продажу для населения приманок и других средств борьбы с грызунами в жилых помещениях, на прилегающих к домам территориях, садовых участках.
1.4. Поручить руководителям муниципальных образований провести дератизацию в населенных пунктах, принять меры по ликвидации несанкционированных свалок и сухостоя на территории населенных пунктов.
1.5. Обязать руководителей организаций, независимо от форм их собственности, находящихся в зоне действующих природных очагов ГЛПС:
1.5.1) провести своевременную санитарную очистку объектов и прилегающих территорий;
1.5.2) обеспечить проведение дератизационных работ на объектах животноводства, эпидзначимых объектах и домовладениях.
2. Рекомендовать руководителям органов управления здравоохранением субъектов Российской Федерации:
2.1. Провести совместно с Управлением Роспотребнадзора по субъекту Российской Федерации семинары со специалистами лечебно-профилактических учреждений по вопросам клиники, диагностики и профилактики ГЛПС.
2.2. Обеспечить лечебно-профилактические учреждения лекарственными препаратами и медицинским оборудованием, необходимым для лечения больных ГЛПС.
2.3. Обеспечить обязательное лабораторное обследование на ГЛПС всех больных с подозрением на природно-очаговые заболевания.
3. Главным государственным санитарным врачам по субъектам Российской Федерации:
3.1. Укомплектовать учреждения Роспотребнадзора специалистами-зоологами.
3.2. Сформировать зоологические группы, численностью не менее 2-3 человек, и организовать работу по эпизоотологическому обследованию очагов ГЛПС, обеспечив их орудиями лова мелких млекопитающих, а также сумками-холодильниками для доставки материалов в лаборатории.
3.3. Организовать проведение зоологических обследований в природных очагах ГЛПС в объеме не менее 100 ловушко-суток в основных стациях в каждый цикл учетов мелких млекопитающих (4 раза в год на стационарных участках и 2 раза в год в пунктах долгосрочных наблюдений).
3.4. Обеспечить одновременное проведение дератизационных мероприятий в природных очагах ГЛПС, которые переходят на территорию граничащих субъектов, согласовав сроки их проведения с управлениями Роспотребнадзора сопредельных субъектов.
3.5. Обеспечить направление биологического материала от больных и мышевидных грызунов в ГУ «Институт полиомиелита и вирусных энцефалитов им.М.П.Чумакова РАМН» для проведения исследований возбудителя и специфической лабораторной диагностики ГЛПС.
3.6. Организовать контроль за барьерной дератизацией, проводимой в населенных пунктах, зонах отдыха детей и взрослых.
3.7. Проводить активную работу по гигиеническому воспитанию населения по вопросам профилактики с привлечением средств массовой информации.
4. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на заместителя Главного государственного санитарного врача Российской Федерации Л.П.Гульченко.
Г.Г.Онищенко
Электронный текст документа
подготовлен ЗАО «Кодекс» и сверен по:
Бюллетень нормативных и
методических документов
Госсанэпиднадзора,
выпуск 3, сентябрь, 2007 год
Источник