С синдромом дауна на улице
21 марта — Международный день человека с синдромом Дауна. Разбираем главные заблуждения об этой особенности развития.
Миф 1. Синдром Дауна — это болезнь, которую нужно лечить
Синдром Дауна — это не болезнь, а особенность развития , связанная с набором хромосом, с которым человек рождается и живет всю жизнь. Болезнь Дауна — устаревшее название этого состояния, которое уже давно не используется.
Хромосомы во многом определяют то, как выглядит и функционирует наше тело. Как правило, ребёнок рождается с 46 хромосомами. Дети с синдромом Дауна имеют дополнительную копию 21-й хромосомы. Именно она особым образом влияет на то, как развивается тело и мозг ребёнка: например, у детей с синдромом Дауна чаще встречаются пороки сердца, снижение зрения или слуха, гипотериоз, некоторые заболевания крови. Поэтому необходимо, чтобы ребёнка с рождения наблюдали компетентные врачи.
По последним данным Центра по контролю и профилактике заболеваний США, синдромом Дауна встречается у одного из 700 детей.
Существуют специальные рекомендации для педиатров и терапевтов, которые работают с детьми и взрослыми с синдромом Дауна.
Миф 2. Дети с синдромом Дауна обычно рождаются в неблагополучных семьях
Ребёнок с синдромом Дауна может родиться в любой семье. Исследования показывают , что вероятность рождения ребёнка с этой особенностью несколько повышается у матерей старше 35 лет, однако почти 80% детей с синдромом Дауна рождены у мам младше этого возраста, потому что молодые женщины чаще рожают.
Точные причины возникновения синдрома Дауна неизвестны. Многочисленные исследования не находят связи между ним и воздействием внешних факторов, например материнским злоупотреблением алкоголем во время беременности или социально-экономическим статусом семьи.
Миф 3. Люди с синдромом Дауна всегда весёлые и общительные
Люди с синдромом Дауна очень разные. Одним нравится петь, другим — рисовать, кого-то привлекают машины, а кого-то — природа. Общение и социальная жизнь важны для всех, и люди с синдромом Дауна не исключение. И конечно, им свойственны те же самые эмоции, что и всем остальным. Они так же могут грустить, обижаться и расстраиваться.
Женщина по имени Кристал отвечает на вопрос «Правда ли, что люди с синдромом Дауна всегда счастливы?» / Видео: Canadian Down Syndrome
Иногда люди с нарушениями, включая обладателей синдрома Дауна, даже более уязвимы, чем другие. Так, например, исследования показывают, что депрессия встречается у подростков с синдромом Дауна чаще, чем у их типично развивающихся сверстников.
Миф 4. Ребёнок с синдромом Дауна всегда обуза для семьи
Есть множество счастливых родителей, воспитывающих детей с синдромом Дауна. Для них это в первую очередь любимый сын или дочка. Интересно, что количество разводов в семьях, воспитывающих такого ребёнка, ниже среднего по популяции.
Не существует лекарств, улучшающих развитие, но есть успешные методы обучения новым навыкам и программы поддержки для семей, которые доказали свою эффективность. При этом многие трудности для семей создаёт общество, если оно не готово принимать людей с особенностями развития и оказывать услуги, соответствующие их потребностям.
Миф 5. Ребёнок с синдромом Дауна не сможет стать продуктивным членом общества
Инклюзивное общество и любящая семья, возможность иметь друзей, общаться и учиться новому, делать выбор и заниматься любимыми делами повышает самооценку и шансы на успех у любого человека. Люди с синдромом Дауна также могут жить полноценной и продуктивной жизнью.
По данным Global Down Syndrome Foundation, при адекватной поддержке и возможности жить в семье средняя продолжительность жизни человека с синдромом Дауна превышает 60 лет. Их средний IQ вырос на 20 пунктов по сравнению с данными 80-х годов. Всё больше людей с синдромом Дауна оканчивают среднюю школу, некоторые учатся в университетах, многие устраиваются на работу и создают семьи.
Первым в России официально трудоустроенным человеком с синдромом Дауна стала Мария Нефедова. Она работает помощником педагога в благотворительном фонде «Даунсайд Ап», а в свободное время играет на флейте.
Никита Паничев — единственный в России повар с синдромом Дауна. Работает в одной из московских кофеен, а также занимается в театре «Открытое искусство»: он концертмейстер и играет на рояле и гитаре.
Ника Кириллова — героиня первого в России клипа с участием людей с особенностями развития на песню Димы Билана «Не молчи». Ника увлекается футболом, а в прошлом году приняла участие в модном показе Baby Dior.
Миф 6. Люди с синдромом Дауна не способны полноценно общаться с окружающими и могут быть опасны
Агрессия не свойственна людям с синдромом Дауна. Если у них и бывают сложности с поведением, то они, скорее всего, обусловлены особенностями в развитии коммуникации и речи. Если у таких людей есть способ общения с окружающим миром (это может быть не только речь, но и жесты, карточки или электронное устройство), они могут совершенно адекватно выражать свои чувства, эмоции и желания.
У детей с синдромом Дауна овладение рецептивным языком (умением понимать сказанное) и речью (способностью произносить слова) происходит неравномерно.
Анатомические особенности строения речевого аппарата и сниженный мышечный тонус действительно затрудняют развитие речи, но это вовсе не означает, что ребёнок не понимает сказанного или ему нечего сказать в ответ.
Если ребёнок пока не может выразить свои желания или протест словами, он может кричать, толкаться, топать ногами. Чтобы скорректировать нежелательное поведение, нужно обучать его приемлемым способам коммуникации. Последовательность и чёткие ожидания, подкрепление позитивного поведения помогают детям с синдромом Дауна развивать социальные навыки и вести себя так же, как и другие дети.
Исследования показывают , что использование жестов, карточек или электронных устройств для общения способствует развитию речи и помогает детям с синдромом Дауна усвоить социально приемлемое поведение.
Миф 7. Типично развивающимся детям не стоит общаться с детьми с синдромом Дауна
Большинство детей с синдромом Дауна ведут себя так же, как и их сверстники. К тому же главный механизм обучения новым навыкам и моделям поведения — это реакции окружающих. Дети учатся тому, что подкрепляет окружающая среда. Если вы хотите, чтобы ребёнок вёл себя определённым образом, подкрепляйте его хорошее поведение вниманием и похвалой.
Ребёнок с синдромом Дауна может успешно общаться и заводить друзей. С самого раннего детства для него важно находиться в окружении сверстников, ведь очень трудно приобрести социальные навыки, когда рядом нет других людей.
Научные данные подтверждают, что инклюзивное образование положительно влияет как на детей с синдромом Дауна, так и на их типично развивающихся одноклассников.
Миф 8. Детям с синдромом Дауна лучше находиться в специализированных учреждениях, где есть обученные специалисты и медицинский уход
Проживание в закрытом учреждении (детском доме или интернате) наносит серьёзный вред развитию любого ребёнка. А дети с синдромом Дауна и другими нарушениями развития даже более уязвимы к этому негативному влиянию, чем другие. Семья критически важна для формирования полноценной и продуктивной личности.
Помещение в дом ребёнка или психоневрологический интернат негативно сказывается на физическом и когнитивном развитии детей с синдромом Дауна. К таким выводам пришли Чарльз Нельсон, Нейтан Фокс и Чарльз Зин: учёные 12 лет наблюдали за детьми в социальных учреждениях Румынии. В 2019 году результаты исследования были опубликованы на русском языке фондом «Обнажённые сердца».
Источник
В природе человека — боязнь неизвестного, избегание его, игнорирование, неприятие. Но человек на то и существо мыслящее, чтобы суметь остановиться, присмотреться, увидеть и осознать.
Этих людей не так много, но они есть и они — среди нас. Уязвимые, ласковые и добрые — те, от кого порой отказываются сразу после рождения, а иногда и не дав родиться вовсе.
Сегодня мы говорим о солнечных детях и взрослых. О людях с синдромом Дауна.
Синдром Дауна по науке
Что такое синдром Дауна?
Цвет глаз и форма носа, пол и рост… Огромное число заметных глазу (а также менее очевидных) признаков обусловлены генами, которые передаются человеку его родителями. От папы и мамы каждый получает по половине всего генетического набора, «упакованного» в особые образования — хромосомы. В каждой клетке организма (за исключением половых) содержится полный генетический набор, представленный 23-мя парами хромосом.
Иногда в 21-й их паре появляется еще одна, т.е. хромосом здесь не 2, а 3. Эта так называемая трисомия по 21-й хромосоме и лежит в основе синдрома Дауна. Иногда присутствует не целая добавочная хромосома, а ее фрагменты.
Синдром был назван по имени английского врача Джона Дауна, описавшего его в 60-х годах XIX столетия. «Материальная основа» заболевания, а именно хромосомные изменения, была обнаружена лишь спустя почти 100 лет французским генетиком Жеромом Леженом.
Почему возникает синдром Дауна?
Причина возникновения этого недуга — хромосомная патология. Развивается она по разным механизмам. Например, появление «лишней» хромосомы возможно уже на этапе образования половых клеток в родительском организме. В этом случае все клетки будущего ребенка будут иметь эту добавочную хромосому.
В другом случае хромосомные нарушения появляются на ранних стадиях развития зародыша, т.е. при изначально нормальных половых клетках родителей. В этом случае генетический набор будет изменен лишь в некоторых тканях и органах ребенка. Это так называемый «мозаичный синдром Дауна».
Кто в группе риска?
В нее входят женщины, сами имеющие синдром Дауна (у мужчин с этим недугом зачастую отмечается бесплодие); женщины старше 30 лет; мужчины старше 42 лет; состоящие в близкородственных браках и ряд других.
Было показано, что такие факторы, как образ жизни, состояние здоровья, питание, привычки, образование, этническая принадлежность, влияния на возникновение генетической мутации не оказывают.
Мифы и правда о синдроме Дауна
«У страха глаза велики». Существует немало патологий, которым приписывают нехарактерные для них проявления. В этом плане синдром Дауна тоже не остался в стороне.
Алкоголь, курение, аморальный образ жизни. Употребление алкоголя даже одним из родителей способно привести к катастрофическим последствиям для плода. Однако в плане развития синдрома Дауна такой зависимости не показано. Иными словами, перечисленные факторы на факт его появления не влияют.
Этих детей невозможно обучать. Некоторые особенности в когнитивной и физической сфере действительно возможны, однако хоть и с определенным отставанием, эти дети учатся ходить, говорить, читать и писать.
Дети с синдромом Дауна склонны к агрессии. Все с точностью до наоборот: «солнечные дети» — это о них. В истории правонарушений люди с этим синдром не упоминаются.
Выбор есть всегда
По статистике ВОЗ, вне зависимости от страны, климата и социальной принадлежности с синдромом Дауна на свет появляется каждый 700-800 ребенок.
Сегодня любая женщина, вынашивающая ребенка, проходит неоднократные обследования, регламентированные официальными рекомендациями. Среди прочего обязательными являются тесты и на возможное наличие у ребенка синдрома Дауна. Это, в частности, анализы крови у беременной женщины и ультразвуковое исследование анатомических особенностей плода.
Зачем МРТ назначают беременным? Узнать здесь
Поскольку диагностика проводится на сравнительно ранних сроках беременности, при обнаружении у плода синдрома Дауна за женщиной оставляется право прерывания беременности.
Узнать стоимость и записаться на МРТ-исследование плода можно здесь
По данным исследователей из Англии, такое решение принимает большинство местных женщин, узнавших о наличии недуга.
По данным на 2009 год, в нашей стране каждый год на свет появляется примерно 2500 таких малышей. 85% семейных пар отказываются от ребенка, среди прочего и по советам сотрудников лечебного учреждения.
Не отмечается отказов от таких детей в скандинавских странах. В США многие семейные пары стоят в очереди на их усыновление.
Они решились
Что и говорить — выбор в этом случае действительно есть. Чего именно боится женщина, узнавшая о диагнозе, и потому прерывающая беременность или отказывающаяся от ребенка после рождения? Вероятно, у каждой семьи — свои страхи. Но ведь существуют и те, кто не отказался, а совсем наоборот – открыл свое сердце и стал любить малыша так сильно, как только может.
Таких людей на самом деле немало. Хотя Интернет и дал людям возможность быть «везде и в любое время», на виду все же больше люди «медийного пространства». У кого из известных — «солнечные дети»?
«Я мама особенного малыша. И мне очень хочется, чтобы все знали, что эти малыши — прекрасны. И чтобы все им помогали.» Уже во время беременности Эвелина Бледанс знала о том, что ребенок родится с синдромом Дауна. «Мы будем рожать в любом случае» — вердикт был окончательным и бесповоротным.
В 2016 году Эвелина презентовала «Синдром любви» — фонд, открытый при поддержке организации «Даунсайд Ап». Его миссия — помощь людям с синдромом Дауна.
«Фантастический, веселый ребенок! Моментально располагает к себе всех людей». Варя — особенная дочь Федора и Светланы Бондарчук. Именно особенная: дома слово «болезнь» не произносится.
А Маше, дочери Ирины Хакамады, нравятся танцы. Ее «сильная» сторона — художественное мышление. И если в точных науках девочка испытывает затруднения, то в образном видении мира, танцах, пении и рисовании все у нее замечательно.
Солнечные уязвимости
У некоторых малышей ощутимые проблемы выявляются уже при рождении (например, аномалии сердца, патология зрения, слуха). У других явных болезней нет, однако может быть ослаблен иммунитет.
У людей с синдромом Дауна чаще встречается болезнь Альцгеймера, острый миелоидный лейкоз. Кроме того, они имеют ряд анатомических и физиологических особенностей, делающих их более восприимчивыми в плане состояния здоровья. Среди них, например, сниженный слух; недостаточная проходимость верхних дыхательных путей, связанная с увеличением миндалин и аденоидов; ослабление функций щитовидной железы; пониженный тонус мышц; нередко встречается патология пищеварительной системы.
Как живут солнечные дети?
Воспитание и социальная адаптация детей с синдромом Дауна строятся с обязательным учетом особенностей их психического и физического развития. Большое значение имеет коррекционная психолого-педагогическая работа, направленная, среди прочего, на умение обслуживать себя без посторонней помощи, выполнять несложную бытовую работу. У детей развивают полезные поведенческие и коммуникативные навыки, учат выражать просьбу, суметь постоять за себя, избежать опасной ситуации и т.д.
А что же взрослые?
Они вступают в браки, у многих из них могут быть дети (в основном у женщин). Есть данные о повышенном риске рождения ребенка с таким синдромом или иными нарушениями от женщины, которая сама имеет такой синдром.
Сколько лет живут люди с синдромом Дауна? Продолжительность их жизни долгое время оставалась сравнительно короткой — в частности из-за иногда встречающихся у них патологий сердца и ослабленного иммунитета. В настоящее время она увеличилась и составляет более 50 лет.
И в заключение
А заключения не будет. Будет продолжение — продолжение жизни, полной понимания, принятия и самое главное — любви.
Текст: Энвер Алиев
Источник
21 марта – международный день человека с синдромом Дауна
В 1978 году творческим объединением «Прогресс» был снят восемнадцатиминутный документальный фильм «Генетика и мы. Испытание 21-й хромосомой» про рождение ребенка с синдромом Дауна. Это и правда был прогресс: мало кто в СССР, кроме специалистов, слышал об этом синдроме, еще меньше – видели детей с синдромом Дауна своими глазами. В фильме есть и лирическая музыка, и мягкая художественная съемка, и серьезный врач-генетик, пытающийся помочь своей пациентке. В фильме есть и сама пациентка – молодая робкая мать с взволновано-покорным тонким голосом и таким же хрупким силуэтом (лицо ее не показано). Есть интервью с ведущими советскими и даже зарубежными генетиками, съехавшимися на международный конгресс. Зрителю показывают макросъемку хромосом, подробно и наглядно объясняя, как образовалась лишняя 21-я хромосома.
Нет в этом научно-популярном фильме только одного – того самого ребенка. За весь фильм мы ничего не узнаем ни о нем, ни о его судьбе. В кадре на девятой минуте и еще раз позже мелькает мальчик с характерными для синдрома чертами, но за время его появления на экране, не превышающее и 12 секунд, узнать о нем ничего невозможно.
Кадр из фильма «Генетика и мы. Испытание 21-й хромосомой»
Какие характерные симптомы у детей, рожденных с синдромом Дауна? Что можно в перспективе достичь с помощью медицины и педагогики? С какими проблемами столкнутся родители новорожденного? Каковы возможности детей с синдромом Дауна: смогут ли такие дети ходить, говорить, играть, воспринимать речь? Ничего из этого зритель в 1978 году из фильма не узнал. Вся драматургия фильма держится лишь на одном: сможет ли эта молодая женщина теперь родить «нормального» ребенка (анализ показал – сможет! Happy end, пара удаляется по коридору к свету). Отказалась ли она от своего первенца? Этого мы тоже не знаем, как не знаем точно и статистику отказов от детей с синдромом Дауна в СССР. Однако специалисты предполагают, что эта цифра колеблется между 90-95% процентами. Эти младенцы сразу после рождения оказывались на попечении государства. Многие не доживали до года, а большинство, по некоторым данным, едва успевали дожить до 10 лет.
Таким образом, ребенок с синдромом Дауна (как и почти любой ребенок с достаточно серьезной ментальной или иной инвалидностью) почти сразу оказывался изолирован от «нормальных» детей, от своих родителей и становился невидим для общества, а следственно – бесправен и беззащитен. Условия в домах-интернатах могли различаться, но сама модель – помещение в казенный дом-интернат, чаще всего за пределами города – не просто маргинализировала их обитателей, но и делала их вовсе незаметным «неизвестным населением». Эта система большинством воспринималась как норма и логичное решение проблемы инвалидности.
При этом надо понимать, что представители системы, активно агитировавшие за отказ от ребенка, далеко не всегда имели злой умысел. Действительно, практически повсеместно врачи еще в роддоме настаивали, чтоб мать отказалась от своего «неправильного» ребенка. Приводили аргумент о безнадежности и тотальной бесперспективности. Такая настойчивость была вызвана как своеобразной заботой о женщине («Вы не понимаете, он овощ, а вы молодая и еще родите нормального!»), так и просто непониманием и непросвещенностью в вопросах развития ребенка с синдромом Дауна. Один-два параграфа в медицинском учебнике с невнятными черно-белыми портретами и кратким описанием «монголизма» или «монголоидной идиотии» – этим скорее всего исчерпывалось знание о синдроме. (Кстати против термина возражали давно: уже в 1930-е в литературе называть болезнь Дауна «монголизмом» порицалось, как недопустимое и реакционное, но, тем не менее, термином продолжали пользоваться вплоть до 1980-х годов.) Психологические и педагогические исследования о благотворном и стимулирующем значении семейной и образовательной среды для ребенка, о важности раннего развития, уже существовавшие на Западе в конце 1960-х – начале 1970-х годов, не проникали через железный занавес, а непонимание, в свою очередь, порождало страх и умолчание, а, следовательно, нежелание системы принимать и интегрировать особенного ребенка, убирать его с глаз долой.
Кроме того, давила привычная схема: образ государства-воспитателя, который лучше со всем справится. Эта модель была очень популярна еще на заре советской власти: все эти фабрики-ясли-школы-интернаты-детские дома и коммуны. Коллективное воспитание противопоставлялась старому семейному: кто может воспитать и перевоспитать лучше любого родителя, как не коллектив под государственным надзором? Как отмечает исследовательница положения инвалидов в СССР Сара Филлипс, нередко отказ родителей отдавать ребенка-инвалида на попечение государства воспринимался как безответственный, и на семью оказывали большое давление не только медики, но и близкое окружение. Чаще всего вне домов-интернатов нельзя было получить мало-мальски адекватную медицинскую помощь. Таким образом, давление в сторону институализации ребенка с синдромом Дауна было огромным.
Впрочем, оставались еще 5-10% детей с синдромом Дауна, которые вопреки давлению оставались в семьях. Увы, стигматизация неизбежно происходила и при этом благоприятном раскладе: те немногие родители (а часто матери-одиночки), которые не соглашались отдавать своего ребенка в специальные учреждения, оказывались социально изолированы – с ребенком на руках, с минимальными ресурсами, не получая ни адекватной поддержки государства, ни понимания общества. Некоторые родители, воспитывавшие ребенка с синдромом Дауна свидетельствовали, что старались как можно реже выходить из дома и гуляли с ребенком по ночам, чтоб избежать бестактных замечаний и косых взглядов. Воспитывать и учить чему-либо приходилось тоже интуитивно: ориентиров и методик было исчезающе мало (а скорее всего не было вовсе), а сил и возможностей при отсутствии поддержки – и того меньше. Получался порочный круг: родители не показывали детей и дети не могли социализироваться, хуже развивались и еще больше изолировались. Об обычных школах и детских садах нельзя было и мечтать: даже опытные преподаватели и непрофильные врачи никогда не имели дело с детьми с синдромом Дауна, и, соответственно, не знали подхода к ним. Этот круговорот молчания и невидимости, по большому счету, стал рваться (очень медленно, недостаточно, неравномерно) лишь после распада СССР.
Было бы неправильно утверждать, что детьми-инвалидами (этот термин появился только в 1979 году, объявленном ООН Годом ребенка) не занимались вовсе. Конечно, в СССР были специалисты: врачи, дефектологи, психиатры, логопеды и воспитатели. Они работали с детьми с различными нарушениями из научного или/и гуманистического интереса, но эта работа чаще всего проходила в закрытых медицинских учреждениях или институтах, куда попадали единицы. Подвижничество отдельных специалистов не меняло общую картину и не имело возможность переломить систему. Кроме того, наблюдая детей с синдромом Дауна почти исключительно в закрытых учреждениях, специалисты чаще всего не имели возможности разграничить проблемы развития, связанные непосредственно с синдромом, и проблемы, которые были обусловлены средой, негуманным отношением, депривацией и т.д.
Существовали и проблемы с диагностикой: Ж. Медведев в статье «Генетика в СССР» вспоминает, что в начале 1960-х, уже после реабилитации генетики как науки, в медицинских институтах не умели проводить диагностику распространенных хромосомных болезней типа синдрома Дауна и других наследственных патологий из-за нехватки квалифицированных кадров.
Таким образом, несмотря на редкие и относительно благополучные случаи, невидимость и замалчивание были повсеместны и произрастали из обывательских страхов и советской идеологии с ее культом нормы и здоровья, деления граждан на высших и низших.
Многие слышали такие истории: советский человек попадает на Запад и недоумевает: почему здесь так много инвалидов, сумасшедших и умственно-отсталых? Откуда инвалидные коляски на улицах и в театрах? Увы, ответ ясен: инвалидов в Европе было не больше (детей с синдромом Дауна – 1 на 700-800 младенцев в любой стране), но в СССР всех неудобных, странных и неправильных следовало спрятать, изолировать и забыть, чтобы эти неправильные люди своей очевидной неблагополучностью не портили радостную картину жизни пышущего здоровьем советского трудового общества. Кстати, на вопрос западного журналиста, будет ли СССР принимать участие в Параолимпиаде в Великобритании 1980 года, представитель Советского Союза ответил: «У нас в СССР инвалидов нет». (Это отнюдь не курьез, несколько десятилетий ранее борец с генетикой Трофим Лысенко заявил, что «граждане социалистической страны не могут иметь наследственных болезней». А по свидетельствам Валерия Фефелова – борца за права инвалидов: одному рабочему, пытавшемуся получить разрешение на лечение за границей его маленькой дочки, ответили: «Мы никогда не позволим Западу наживать политический капитал на лечении вашего ребенка, даже если ребенку это будет стоить жизни»).
Инвалидность в СССР понималась в категориях трудоспособности или нетрудоспособности. В этой системе координат люди должны быть прежде всего полезными государству, а нетрудоспособный инвалид – это обуза для государства и общества. И если инвалид войны или работник, получивший травму на производстве, хоть когда-то прежде был полезен, то наименее полезным «балластом» считались дети-инвалиды с врожденными психическими и ментальными нарушениями. Если некоторые дети и подростки (слабослышащие, слабовидящие или «колясочники», например) получали начальное и среднее образование и какую-нибудь ремесленную специальность (высшее образование было исключением и требовало очень сильного характера и всесторонней поддержки семьи), то для детей с ментальными нарушениями образование было фактически закрыто. Как отметил в 1988 году исследователь Эндрю Саттон, на детей с серьезными нарушениями и диагнозами, которые на Западе обучались бы по специальным программам, в СССР ставили клеймо «необучаемый» и полностью изымали из образовательной системы. Сара Филлипс приводит его рассуждения: по ее словам, Саттон пишет, что социальная роль системы специального образования Министерства просвещения была не в том, чтоб дать образование всем, независимо от инвалидности, ограничений, девиаций, и адаптируя программу к нуждам конкретного ребенка. Скорее, она предоставляла базовое образование, воспитание и социализацию для тех детей, кто способен их воспринять, перекладывая ответственность за «осадок» – т.е. не вписывавшихся в стандартную специальную программу детей – на кого-нибудь другого, чаще всего на интернаты, где обучали лишь самым элементарным практическим навыкам, либо, реже – на семью, лишенную какой-либо государственной поддержки.
В единичных случаях люди с синдромом Дауна, пережившие детский возраст и оставшиеся в семье, все-таки получали небольшую работу. Наталья Грозная, редактор журнала «Синдром Дауна. XXI век», пишет: «В советское время существовали квоты для инвалидов на разных государственных предприятиях. В начале 90-х я успела увидеться и поговорить с работавшими взрослыми, у которых был синдром Дауна. Конечно, у них была очень простая работа – например, нанизывать заколки-невидимки на картонную основу. Возможно, им даже помогали родственники, потому что работали они на дому. Но при этом люди были официально трудоустроены, получали зарплату. Когда они об этом говорили, то выпрямлялись. Это повышало их самооценку. После перестройки этот момент был утерян». Впрочем, и за последние годы лишь единицы с синдромом Дауна в России трудоустроены официально (известные такие случае в «Театре простодушных» и в «Кофемании»).
Еще один важным фактор способствовал массовому нарушению прав инвалидов: в Советском Союзе были фактически запрещены неформальные объединения, не назначенные сверху. Разнообразные ассоциации родителей больных или особых детей, различные объединения самих инвалидов и их инициативы властями, как минимум, не поощрялись и не одобрялись. А ведь именно такие организации пробивают стену непонимания и невежества общества и влияют на законотворчество. Активистов, как правило, записывали в диссиденты и неблагонадежные: история создания Инициативной Группы защиты прав инвалидов в СССР в 1978 году, описанная Валерием Фефеловым – тому яркий пример. А Сара Филлипс рассказывает, что авторов коллективного письма Брежневу об установке пандусов в Киеве, ответом на которое было преследование КГБ всех подписантов), а немногие существовавшие всесоюзные организации занимались вопросами, не противоречащими системе (например, переписка и общение инвалидов) и избегали конфликтов с властью. Что же касается синдрома Дауна, этими вопросами на уровне правозащиты, видимо, не занимался никто. Каждый родитель бился в одиночку, а продолжительность жизни даже в условиях воспитания в семьи по-прежнему оставалась очень низкой.
В постсоветской России ассоциация для людей с синдромом Дауна возникла в 1993 году – основанная Сергеем Колосовым «Даун Синдром» – ориентирующаяся на западный опыт она учитывала и работала именно с отечественной спецификой и пробили первую брешь в стене отчуждения. В 1997 возник фонд «Даунсайд Ап», который делает невероятно много для поддержки семей детей с синдромом Дауна по всей стране, развивая программы ранней помощи. Обе организации способствуют постепенному слому советских стереотипов и наследия системы и открывают детям с синдромом Дауна возможность быть частью общества. Сейчас в Москве половина детей, рожденных с синдромом Дауна, остаются в семье (по стране – 15%, но и это прогресс). Теперь они могут получить информацию и поддержку, как от некоммерческих организаций, так и от государства: существуют школы с инклюзивным образованием, специальные школы, центры и различные программы.
В Декларации ООН по правам Ребенка, принятой в 1959 году, сформулированы основные десять принципов. Если посмотреть на эти принципы с точки зрения прав детей-инвалидов в СССР и детей с синдромом Дауна в частности, то картина ожидаемо неприглядна:
За ребенком должны признаваться все права без каких-либо различий или дискриминации – дискриминация инвалидов была повседневной реальностью и ребенок с синдромом Дауна был лишен практически каких-либо базовых прав самим фактом своего рождения с лишней хромосомой. Защитой и условиями для нормального развития (умственного, физического, социального) ребенок с синдромом Дауна, находящийся в изоляции разумеется тоже обеспечен не был. Ребенок с синдромом Дауна с самого начала лишался условий, которые нужны для полноценного развития даже совершенно здоровому ребенку, не говоря о тех, кому требовалась специальная поддержка. Жилье, питание и медобслуживание в некотором объеме обеспечивалось – правда, существовавшее на бумаге и в реальности не всегда совпадало. Благодаря мемуарам новейшей эпохи, таким как «Белое на черном» Рубена Гонзалеса-Гальего, «Кандидат на выбраковку» Антона Борисова, благодаря фондам, волонтерам и большей прозрачности современной жизни мы узнаем немного о том, что происходило и происходит в закрытых учреждениях и интернатах, но, увы, далеко не все. Пятый принцип декларации специально оговаривал, что ребенку, который является неполноценным в физическом, психическом или социальном отношении, должны обеспечиваться специальные режим, образование и забота, необходимые в силу его особого состояния. Однако системы, позволяющей обеспечить индивидуальный подход, в СССР не было. Краеугольный принцип – воспитание родителями и неразлучение с матерью – нарушался в отношении детей с синдромом Дауна в 95% процентах случаев. Но даже слабую замену семейных отношений – дружбу или привязанности, возникающие в стенах детдомов и интернатов – система легко рвала, часто перетасовывая и переводя детей из одного учреждения в другое. Правом на образование т. н. «заведомо необучаемых» пренебрегали, и, по большому счету, ментальных инвалидов и детей с синдромом Дауна не считали за личность (а, соответственно, за того, кто наделен правами от рождения). И несмотря на все положительные изменения для детей с синдромом, оставленных в семьях, судьба отказников-инвалидов сегодня по сути мало отличается от советской: отсутствие самых базовых, минимальных прав на достойную жизнь в интернатах – одна из самых страшных и закрытых областей сегодняшней российской жизни.
Справедливости ради нужно отметить, что если рассмотреть картину нарушений прав детей-инвалидов и детей с синдромом Дауна за пределами нашей страны, мы увидим, что положение в СССР не было совсем уж уникальным, а, скорее, как и во многих сферах, запаздывало на 30-50 лет. Так, в США только в 1960 году детей, рожденных с синдромом Дауна, перестали помещать в специальные учреждения и стали оставлять в семьях, а закон об обязательном и бесплатном образовании для детей-инвалидов был принят в 1975 году. Только в 1970-х годах разработали программу раннего педагогического вмешательства, которая переломила представления о необучаемости детей с синдромом Дауна. Вплоть до 1980-х годов в некоторых случаях врачи отказывались проводить серьезные операции по жизненным показаниям детям на том основании, что у них был синдром Дауна. После громкого судебного процесса, во время которого младенец умер без должного и своевременного вмешательства, это практика была запрещена
Но общество менялось, государство субсидировало новые программы, специалисты меняли взгляд обывателей, дети в школах и на улицах видели детей с синдромом Дауна. То, что недавно казалось «странным» и «страшным» стало нормальным и повседневным. В то же время закрытость советского и постсоветского общества и полная непрозрачность системы социального обеспечения делала и делает возможным несравненно больший разрыв между правами детей с синдромом Дауна на бумаге и реальным положением дел.
Анна Марголис (Мемориал)
Источники и библиография:
www.ria.ru (Синдром Дауна: признаки, причины, статистика. Справка)
Ж. А. Медведев. Генетика в СССР // Известия ТСХА. Вып. 4. 2012.
А. А. Пашков. Лекции по медицинской генетике. Витебск, 2003.
«Генетика и Мы. Испытание 21-й хромосомой». Научдокфильм- ТО «Прогресс», 1978.
www.foma.ru Д. Рощеня. Что делать, если родился ребенок с синдромом Дауна?
Sarah D. Phillips. “There Are No Invalids in the USSR!”: A Missing Soviet Chapter in the New Disability History // Disability Studies Quarterly. Vol.29. #3. 2009.
www.miloserdie.ru Н. Волкова. Взрослый с синдромом Дауна в России: за бортом жизни? 2015.
Н. С. Грозная. Из истории развития ранней помощи // Синдром Дауна XXI век. №2(7) 2011
Н. С. Грозная «Даунсайд Ап – 15 лет. Страницы Биографии» Синдром Дауна XXI век. №2(12). 2012.
П. Л. Жиянова. Семейно-центрированная модель ранней помощи детям с синдромом Дауна. БФ «Даунсайд Ап», 2014.
Р. Дименштейн, Е. Заболоцкис и др. Права особого ребенка в России: Как изменить настоящее и обеспечить достойное будущее. М., 2010.
О. П. Мурзина. Социально-психологическая адаптация детей с синдромом Дауна. 2017.
Валерий Фефелов. “В СССР инвалидов нет!..” 1986.
Проблемы Эндокринологии. Наркомздрав, 1939.
Источник