Рыбий жир для детей с синдромом гиперактивности
Добавки на основе жирных кислот Омега-3 и Омега-6 могут помочь детям и подросткам, имеющим определённые формы СДВГ. Такое открытие было сделано в диссертации академии Сальгренска университета Гётеборга (Sahlgrenska Academy, University of Gothenburg); также в ней рассказано о специальной когнитивной тренировочной программе, которая может улучшить поведение детей с СДВГ.
По приблизительным оценкам от трёх до шести процентов из числа всех детей школьного возраста имеют синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ). СДВГ — это расстройство, которое влечёт за собой сложности в контролировании поведения и импульсивных действий, проблемы с усидчивостью, терпением, внимательностью на протяжении длинных отрезков времени. Существуют различные типы СДВГ, отличающиеся разными уровнями проявления гиперактивности, импульсивности и нарушений внимания.
СДВГ часто лечится стимулирующими препаратами, которые эффективны хотя и для многих, но не для всех.
Актуальное улучшение
В этом исследовании 75 детей и подростков с СДВГ в течение трёх месяцев получали в качестве добавки к ежедневному рациону или добавки с Омега-3 и Омега-6 жирными кислотами, или плацебо, после чего им всем давали Омега-3/Омега-6 в течение следующих трёх месяцев. Исследование проводилось по системе double-blind, т. е. ни исследователи, ни участники эксперимента не знали, получают ли они активные капсулы или “пустышки”, до последующего времени.
“Для группы в целом мы не увидели значительных изменений, однако у 35% детей и подростков, имевших подтип синдрома с дефицитом внимания (СДВГ-ДВ), симптомы улучшились настолько, что можно говорить о клинически актуальном лечебном эффекте,” — сказал Матс Йонсон, докторант академии Сальгренска.
В этом исследовании 75 детей и подростков с СДВГ в течение трёх месяцев получали в качестве добавки к ежедневному рационы или добавки с Омега-3 и Омега-6 жирными кислотами, или плацебо, после чего им всем давали Омега-3/Омега-6 в течение следующих трёх месяцев. Исследование проводилось по системе double-blind, т. е. ни исследователи, ни участники эксперимента не знали, получают ли они активные капсулы или “пустышки”, до последующего времени.
“Для группы в целом мы не увидели значительных изменений, однако у 35% детей и подростков, имевших подтип синдрома с дефицитом внимания (СДВГ-ДВ), симптомы улучшились настолько, что можно говорить о клинически актуальном лечебном эффекте,” — сказал Матс Йонсон, докторант академии Сальгренска.
Когнитивный тренинг
Уровни Омега-3 и Омега-6 также измерялись в образцах крови. У тех участников эксперимента, кто испытал наиболее ощутимые улучшения, также был отмечен и лучший баланс между содержанием в крови этих двух жирных кислот.
Диссертация также отмечает, что когнитивная тренинговая программа, получившая название “коллаборативное решение проблем” (Collaborative Problem Solving, CPS), может быть хорошей альтернативой или дополнением к лечению СДВГ и оппозиционно-вызывающего расстройства (ОВР).
Разрешение проблемных ситуаций
С этим методом дети и их семьи получают содействие в развитии познавательных способностей и решении проблемных ситуаций. В исследовании приняли участие 17 детей, чьи семьи проходили CPS-тренинги в течение срока до 10 недель. По истечении этого срока у членов семей спросили, насколько улучшилось поведение их детей сразу по окончании курса и ещё через 6 месяцев после этого.
“Наше исследование CPS-методики в качестве метода борьбы с СДВГ и ОВР является первым в Швеции. Все семьи, участвовавшие в этом эксперименте, прошли курс тренингов, и половина из них почувствовала значительное или крайне значительное улучшение проблем поведения,” — говорит Матс Йонсон.
Совмещённый метод лечения
Тем пациентам, у которых всё ещё сохранялись заметные симптомы СДВГ после окончания курса CPS-тренингов, было предложено дополнить лечение стимулирующими медикаментами. По прошествии следующих шести месяцев 81% участвовавших семей сообщили о заметном или очень заметном улучшении ситуации.
По словам Йонсона, это означает, что CPS-методика может улучшить проблемное поведение у детей с СДВГ и ОВР, а состояние детей с наиболее серьёзными симптомами СДВГ может быть улучшено комбинацией CPS-метода и препаратов против СДВГ.
Источник
ïÞÅÎØ ÞÁÓÔÏ ÄÅÔÉ ÞÒÅÚÍÅÒÎÏ ÐÏÄ×ÉÖÎÙ,
ÎÅ×ÎÉÍÁÔÅÌØÎÙ, ÄÒÕÇÉÍÉ ÓÌÏ×ÁÍÉ, «ÒÁÓÔÏÒÍÏÖÅÎÙ». ðÒÉÞÉÎÙ ÍÏÇÕÔ ÂÙÔØ
ÓÌÅÄÕÀÝÉÅ:
— ÄÅÆÉÃÉÔ ïÍÅÇÁ-3 ÐÏÌÉÎÅÎÁÓÙÝÅÎÎÙÈ ÖÉÒÎÙÈ ËÉÓÌÏÔ;
— ÞÒÅÚÍÅÒÎÏÅ ÐÏÔÒÅÂÌÅÎÉÅ ÕÇÌÅ×ÏÄÏ×;
— ÞÒÅÚÍÅÒÎÏÅ ÐÏÔÒÅÂÌÅÎÉÅ ÐÉÝÉ, ÓÏÄÅÒÖÁÝÅÊ ËÒÁÓÉÔÅÌÉ É ËÏÎÓÅÒ×ÁÎÔÙ.
óÉÎÄÒÏÍ
ÄÅÆÉÃÉÔÁ ×ÎÉÍÁÎÉÑ É ÇÉÐÅÒÁËÔÉ×ÎÏÓÔØ, ËÁË ÏÞÅ×ÉÄÎÏ ÉÚ ÎÁÚ×ÁÎÉÑ,
ÈÁÒÁËÔÅÒÉÚÕÅÔÓÑ ÐÏÓÔÏÑÎÎÏÊ ÎÅ×ÎÉÍÁÔÅÌØÎÏÓÔØÀ, ÇÉÐÅÒÁËÔÉ×ÎÏÓÔØÀ É/ÉÌÉ
ÉÍÐÕÌØÓÉ×ÎÏÓÔØÀ, ËÏÔÏÒÙÅ ÕÈÕÄÛÁÀÔ ÏÂÝÅÎÉÅ, ÕÞÅÂÕ. ðÒÉÚÎÁËÁÍÉ ÜÔÏÇÏ
ÒÁÓÓÔÒÏÊÓÔ×Á ÓÌÕÖÁÔ ÎÅÏÒÇÁÎÉÚÏ×ÁÎÎÏÓÔØ, ÏÔÓÔÁ×ÁÎÉÅ × ÕÞÅÂÅ, ÎÉÚËÁÑ
ÐÒÏÄÕËÔÉ×ÎÏÓÔØ ÔÒÕÄÁ, ÐÅÒÅÍÅÎÙ ÎÁÓÔÒÏÅÎÉÑ, ÚÁÔÒÕÄÎÅÎÉÑ × ÐÏÚÎÁ×ÁÔÅÌØÎÏÊ
ÄÅÑÔÅÌØÎÏÓÔÉ, ÜÍÏÃÉÏÎÁÌØÎÙÅ ×ÚÒÙ×Ù, ÎÁÒÕÛÅÎÉÑ ÓÎÁ, ÎÅÔÅÒÐÅÌÉ×ÏÓÔØ É
ÞÁÓÔÏÅ ÐÅÒÅÂÉ×ÁÎÉÅ ÄÒÕÇÉÈ.
òÁÚÕÍÅÅÔÓÑ, ËÏÇÄÁ ÒÅÂÅÎÏË ÉÌÉ ×ÚÒÏÓÌÙÊ
ÞÅÌÏ×ÅË ×ÅÄÅÔ ÓÅÂÑ ÐÏÄÏÂÎÙÍ ÏÂÒÁÚÏÍ, ÐÏÒÔÑÔÓÑ ×ÚÁÉÍÏÏÔÎÏÛÅÎÉÑ Ó
ÏËÒÕÖÁÀÝÉÍÉ É ÓÔÒÁÄÁÅÔ ÓÁÍÏÏÃÅÎËÁ. üÆÆÅËÔÉ×ÎÏÅ ÌÅÞÅÎÉÅ ÜÔÏÇÏ
ÒÁÓÓÔÒÏÊÓÔ×Á ÉÍÅÅÔ ÏÇÒÏÍÎÏÅ ÚÎÁÞÅÎÉÅ, ÐÏÓËÏÌØËÕ ÐÏÓÌÅÄÓÔ×ÉÑ ÚÁÔÑÎÕ×ÛÅÊÓÑ
ÂÏÌÅÚÎÉ ÍÏÇÕÔ ÏËÁÚÁÔØÓÑ ËÁÔÁÓÔÒÏÆÉÞÅÓËÉÍÉ. õÞÅÎÙÅ ÎÁÂÌÀÄÁÌÉ ÚÁ ÍÏÌÏÄÙÍÉ
ÌÀÄØÍÉ, ËÏÔÏÒÙÍ × 7 ÌÅÔ ÂÙÌ ÐÏÓÔÁ×ÌÅÎ ÄÉÁÇÎÏÚ ÓÉÎÄÒÏÍÁ ÄÅÆÉÃÉÔÁ
×ÎÉÍÁÎÉÑ É ÇÉÐÅÒÁËÔÉ×ÎÏÓÔÉ. ÷ 22 ÇÏÄÁ ÜÔÉ ÀÎÏÛÉ ÉÍÅÌÉ ÒÑÄ ÐÒÏÂÌÅÍ ×
ÓÏÃÉÁÌØÎÏÍ ÐÌÁÎÅ: ÏÎÉ ÓÏ×ÅÒÛÁÌÉ ÐÒÅÓÔÕÐÌÅÎÉÑ, ÚÌÏÕÐÏÔÒÅÂÌÑÌÉ ÁÌËÏÇÏÌÅÍ,
ÉÍÅÌÉ ÓÌÏÖÎÏÓÔÉ Ó ÞÔÅÎÉÅÍ, Á ÔÁËÖÅ ÓÅÒØÅÚÎÏ ÏÔÓÔÁ×ÁÌÉ × ÕÞÅÂÅ.
óÔÁÎÄÁÒÔÎÏÅ ÌÅÞÅÎÉÅ ÓÉÎÄÒÏÍÁ ÄÅÆÉÃÉÔÁ ×ÎÉÍÁÎÉÑ É ÇÉÐÅÒÁËÔÉ×ÎÏÓÔÉ
×ËÌÀÞÁÅÔ × ÓÅÂÑ ÐÒÉÅÍ ÓÔÉÍÕÌÑÎÔÏ× É ÁÍÆÅÔÁÍÉÎÏ× É ÎÁÚÎÁÞÁÅÔÓÑ ×ÒÁÞÏÍ-
ÓÐÅÃÉÁÌÉÓÔÏÍ.
ëÏÎÅÞÎÏ, ÌÅËÁÒÓÔ×Á, ÐÒÉÍÅÎÑÅÍÙÅ ÄÌÑ ÌÅÞÅÎÉÑ ÜÔÏÇÏ
ÚÁÂÏÌÅ×ÁÎÉÑ, ÎÅÓÏ×ÅÒÛÅÎÎÙ É ÉÍÅÀÔ ÐÏÂÏÞÎÙÅ ÜÆÆÅËÔÙ, ÏÄÎÁËÏ ÏÎÉ ÐÏÍÏÇÁÀÔ
ÉÚÍÅÎÉÔØ ËÁÞÅÓÔ×Ï ÖÉÚÎÉ ÐÁÃÉÅÎÔÏ× × ÌÕÞÛÕÀ ÓÔÏÒÏÎÕ. ðÅÞÁÌØÎÏ, ÞÔÏ
ÍÅÄÉËÁÍÅÎÔÏÚÎÏÇÏ ×ÍÅÛÁÔÅÌØÓÔ×Á ÓÔÁÒÁÀÔÓÑ ÉÚÂÅÇÁÔØ ÍÎÏÇÉÅ ÄÏËÔÏÒÁ,
ÒÏÄÉÔÅÌÉ É ÄÅÔÉ. ìÅËÁÒÓÔ×Á ÓÔÉÍÕÌÑÎÔÙ ÄÅÊÓÔ×ÉÔÅÌØÎÏ ÜÆÆÅËÔÉ×ÎÙ: × 75 %
ÓÌÕÞÁÅ× ÌÅÞÅÎÉÅ ÓÉÎÄÒÏÍÁ ÄÅÆÉÃÉÔÁ ×ÎÉÍÁÎÉÑ É ÇÉÐÅÒÁËÔÉ×ÎÏÓÔÉ ÐÒÉ×ÏÄÉÔ Ë
ÐÏÌÏÖÉÔÅÌØÎÙÍ ÒÅÚÕÌØÔÁÔÁÍ, Á ÄÌÑ ÄÅÔÅÊ, ÉÈ ÒÏÄÉÔÅÌÅÊ É ÕÞÉÔÅÌÅÊ ÜÔÏ
ÓÏ×ÓÅÍ ÎÅ ÐÌÏÈÏ. ÷ÅÄØ ÜÔÏ ÌÅÞÅÎÉÅ × ÄÁÌØÎÅÊÛÅÍ ÍÏÖÅÔ ÐÏÍÏÞØ ÍÏÌÏÄÏÍÕ
ÞÅÌÏ×ÅËÕ ÐÏÌÕÞÉÔØ ÈÏÒÏÛÅÅ ÏÂÒÁÚÏ×ÁÎÉÅ, Ï×ÌÁÄÅÔØ ÐÒÏÆÅÓÓÉÅÊ, ÓÄÅÌÁÔØ
ËÁÒØÅÒÕ, ËÁË ÏÎ ÔÏÇÏ ÚÁÓÌÕÖÉ×ÁÅÔ. ó ÐÏÍÏÝØÀ ÐÒÁ×ÉÌØÎÏÇÏ ÐÉÔÁÎÉÑ ÍÏÖÎÏ
ÓÄÅÌÁÔØ ÌÅÞÅÎÉÅ ÅÝÅ ÂÏÌÅÅ ÜÆÆÅËÔÉ×ÎÙÍ.
ï ÞÅÍ ÇÏ×ÏÒÑÔ ÉÓÓÌÅÄÏ×ÁÎÉÑ
—
âÏÌØÛÉÎÓÔ×Ï ÉÓÓÌÅÄÏ×ÁÎÉÊ ÐÏËÁÚÙ×ÁÀÔ ÎÁÌÉÞÉÅ Ó×ÑÚÉ ÍÅÖÄÕ ÒÁÃÉÏÎÏÍ
ÐÁÃÉÅÎÔÁ É ÒÁÚ×ÉÔÉÅÍ ÓÉÎÄÒÏÍÁ ÄÅÆÉÃÉÔÁ ×ÎÉÍÁÎÉÑ É ÇÉÐÅÒÁËÔÉ×ÎÏÓÔÉ.
—
äÅÔÉ Ó ÜÔÉÍ ÓÉÎÄÒÏÍÏÍ ÁÎÏÒÍÁÌØÎÏ ÒÅÁÇÉÒÕÀÔ ÎÁ ÔÅÓÔ ÎÁ ÔÏÌÅÒÁÎÔÎÏÓÔØ Ë
ÇÌÀËÏÚÅ. «ëÒÉ×ÁÑ» ÇÌÀËÏÚÙ Ó×ÉÄÅÔÅÌØÓÔ×ÕÅÔ Ï ÇÉÐÏÇÌÉËÅÍÉÉ (ÎÉÚËÏÍ ÕÒÏ×ÎÅ
ÓÁÈÁÒÁ × ËÒÏ×É), ËÏÔÏÒÁÑ ÁËÔÉ×ÉÚÉÒÕÅÔ ÓÉÍÐÁÔÉÞÅÓËÕÀ (ÓÔÒÅÓÓÏ×ÕÀ) ×ÅÔ×Ø
ÎÅÒ×ÎÏÊ ÓÉÓÔÅÍÙ. üÔÏ ÚÎÁÞÉÔ, ÞÔÏ ×ÓËÏÒÅ ÐÏÓÌÅ ÐÏÓÔÕÐÌÅÎÉÑ × ÏÒÇÁÎÉÚÍ
ÂÏÌØÛÏÇÏ ËÏÌÉÞÅÓÔ×Á ÓÁÈÁÒÁ ÐÒÏÉÓÈÏÄÉÔ ÚÎÁÞÉÔÅÌØÎÙÊ ÓÐÁÄ ÕÒÏ×ÎÑ ÇÌÀËÏÚÙ ×
ËÒÏ×É, ÞÔÏ, × Ó×ÏÀ ÏÞÅÒÅÄØ, ÓÔÉÍÕÌÉÒÕÅÔ ×ÙÄÅÌÅÎÉÅ ÇÏÒÍÏÎÏ× ÓÔÒÅÓÓÁ.
äÁÖÅ ÅÓÌÉ ÐÁÃÉÅÎÔÙ Ó ÔÁËÉÍ ÄÉÁÇÎÏÚÏÍ ÎÏÒÍÁÌØÎÏ ÐÅÒÅÎÏÓÑÔ ÓÁÈÁÒ ×
ÎÅÂÏÌØÛÏÍ ÏÂßÅÍÅ, ÐÒÏÂÌÅÍÙ ÍÏÇÕÔ ×ÏÚÎÉËÎÕÔØ ÐÒÉ Õ×ÅÌÉÞÅÎÉÉ ÄÏÚÙ.
— ðÏÌÅÚÅÎ ×ÉÔÁÍÉÎ ÷3 (ÎÉÁÃÉÎ).
— ÷ÉÔÁÍÉÎ ÷6 (ÐÉÒÉÄÏËÓÉÎ) ÔÁËÖÅ ÏËÁÚÙ×ÁÅÔ ÂÌÁÇÏÔ×ÏÒÎÏÅ ×ÏÚÄÅÊÓÔ×ÉÅ.
— ôÉÁÍÉÎ (×ÉÔÁÍÉÎ ÷1) ÐÏÌÅÚÅÎ ÐÒÉ ÓÉÎÄÒÏÍÅ ÄÅÆÉÃÉÔÁ ×ÎÉÍÁÎÉÑ É ÇÉÐÅÒÁËÔÉ×ÎÏÓÔÉ.
— õ ÐÁÃÉÅÎÔÏ× Ó ÜÔÉÍ ÄÉÁÇÎÏÚÏÍ, ËÁË ÐÒÁ×ÉÌÏ, ÐÏÎÉÖÅÎ ÕÒÏ×ÅÎØ ÍÁÇÎÉÑ.
— óÉÎÄÒÏÍ ÄÅÆÉÃÉÔÁ ×ÎÉÍÁÎÉÑ É ÇÉÐÅÒÁËÔÉ×ÎÏÓÔÉ ÍÏÖÅÔ ÓÏÐÒÏ×ÏÖÄÁÔØÓÑ ÐÏÎÉÖÅÎÉÅÍ ÕÒÏ×ÎÑ ÃÉÎËÁ.
— íÏÖÅÔ ÂÙÔØ ÐÏÎÉÖÅÎ ÕÒÏ×ÅÎØ ËÁÌØÃÉÑ.
—
äÅÆÉÃÉÔ ÎÅÚÁÍÅÎÉÍÙÈ ÖÉÒÎÙÈ ËÉÓÌÏÔ, × ÞÁÓÔÎÏÓÔÉ ÏÍÅÇÁ-3, ÈÁÒÁËÔÅÒÅÎ ÄÌÑ
ÓÉÎÄÒÏÍÁ ÄÅÆÉÃÉÔÁ ×ÎÉÍÁÎÉÑ É ÇÉÐÅÒÁËÔÉ×ÎÏÓÔÉ. ÷ 2003 Ç. ÛÏÔÌÁÎÄÓËÉÅ
ÉÓÓÌÅÄÏ×ÁÔÅÌÉ ×ÙÑÓÎÉÌÉ, ÞÔÏ Õ ÄÅÔÅÊ Ó ÔÁËÉÍ ÄÉÁÇÎÏÚÏÍ ÖÉÒÎÙÅ ËÉÓÌÏÔÙ
ÏÍÅÇÁ-3 ÒÁÓÐÁÄÁÀÔÓÑ ÇÏÒÁÚÄÏ ÂÙÓÔÒÅÅ, ÞÅÍ Õ ÚÄÏÒÏ×ÙÈ ÄÅÔÅÊ.
— óÉÎÄÒÏÍ ÄÅÆÉÃÉÔÁ ×ÎÉÍÁÎÉÑ É ÇÉÐÅÒÁËÔÉ×ÎÏÓÔÉ ×ÙÚÙ×ÁÅÔ ÏËÉÓÌÉÔÅÌØÎÙÊ ÓÔÒÅÓÓ.
—
äÏÂÁ×ËÉ Ó ÓÏÄÅÒÖÁÎÉÅÍ ÏÍÅÇÁ-3 É ÇÁÍÍÁ-ÌÉÎÏÌÅÎÏ×ÏÊ ËÉÓÌÏÔÙ ÏËÁÚÙ×ÁÀÔ
ÂÌÁÇÏÔ×ÏÒÎÏÅ ×ÏÚÄÅÊÓÔ×ÉÅ ÎÁ ÈÏÄ ÚÁÂÏÌÅ×ÁÎÉÑ. ïÄÎÁËÏ ÏÄÎÏÊ ÌÉÛØ
ÄÏËÏÚÁÇÅËÓÁÅÎÏ×ÏÊ ËÉÓÌÏÔÙ ÎÅÄÏÓÔÁÔÏÞÎÏ. üÆÆÅËÔÉ×ÎÏÓÔØ ÌÅÞÅÎÉÑ ÚÁÍÅÔÎÏ
ÕÌÕÞÛÁÅÔ ÎÅÂÏÌØÛÏÅ ËÏÌÉÞÅÓÔ×Ï ÜÊËÏÚÁÐÅÎÔÁÅÎÏ×ÏÊ ËÉÓÌÏÔÙ ÉÚ ÒÙÂØÅÇÏ ÖÉÒÁ.
—
ëÁË ÐÏËÁÚÙ×ÁÅÔ ÒÑÄ ÉÓÓÌÅÄÏ×ÁÎÉÊ, ÎÁ ÔÅÞÅÎÉÅ ÚÁÂÏÌÅ×ÁÎÉÑ ÂÌÁÇÏÔ×ÏÒÎÏ
×ÏÚÄÅÊÓÔ×ÕÅÔ ËÏÆÅÉÎ, ÈÏÔÑ ÅÇÏ, ËÏÎÅÞÎÏ, ÎÅÌØÚÑ ÓÞÉÔÁÔØ ÌÅËÁÒÓÔ×ÏÍ. ôÁË
ÞÔÏ ÉÚÂÅÇÁÔØ ÎÁÐÉÔËÏ×, × ËÏÔÏÒÙÈ ÐÒÉÓÕÔÓÔ×ÕÅÔ ËÏÆÅÉÎ, — ÐÏ ËÒÁÊÎÅÊ ÍÅÒÅ,
×ÚÒÏÓÌÙÍ — ÓÏ×ÓÅÍ ÎÅ ÏÂÑÚÁÔÅÌØÎÏ. óÏÄÅÒÖÁÝÉÅÓÑ × ÎÉÈ ÁÎÔÉÏËÓÉÄÁÎÔÙ ÎÁ
ÓÁÍÏÍ ÄÅÌÅ ÍÏÇÕÔ ÏËÁÚÁÔØÓÑ ÐÏÌÅÚÎÙÍÉ.
ïÍÅÇÁ-3 ÐÏÌÏÖÉÔÅÌØÎÏ ×ÌÉÑÅÔ ÎÁ ÇÉÐÅÒÁËÔÉ×ÎÏÓÔØ Õ ÄÅÔÅÊ
íÅÄÉÃÉÎÓËÉÅ
ÉÓÓÌÅÄÏ×ÁÎÉÑ ÕËÁÚÙ×ÁÀÔ ÎÁ ÐÏÌÏÖÉÔÅÌØÎÙÊ ÜÆÆÅËÔ ÐÒÉÅÍÁ ïÍÅÇÁ-3 Õ
ÇÉÐÅÒÁËÔÉ×ÎÙÈ ÄÅÔÅÊ. õÐÏÔÒÅÂÌÅÎÉÅ ïÍÅÇÁ-3 ÐÏÍÏÇÁÅÔ ÄÅÔÑÍ É ÐÏÄÒÏÓÔËÁÍ Ó
óä÷ç (óÉÎÄÒÏÍ ÄÅÆÉÃÉÔÁ ×ÎÉÍÁÎÉÑ É ÇÉÐÅÒÁËÔÉ×ÎÏÓÔÉ) É ÄÉÓÌÅËÓÉÅÊ
(ÐÒÏÂÌÅÍÙ Ó ÞÔÅÎÉÅÍ É ÐÒÁ×ÏÐÉÓÁÎÉÅÍ), Á ÔÁËÖÅ ÕÌÕÞÛÁÅÔ ËÏÏÒÄÉÎÁÃÉÀ. ë
ÔÁËÏÍÕ ÚÁËÌÀÞÅÎÉÀ ÐÒÉÛÌÉ Á×ÔÏÒÙ ÓÔÁÔØÉ ÉÚ ÍÅÄÉÃÉÎÓËÏÇÏ ÖÕÒÎÁÌÁ
«äÏÓÔÉÖÅÎÉÑ × îÅÊÒÏÆÁÒÍÁËÏÌÏÇÉÉ É âÉÏÌÏÇÉÞÅÓËÏÊ ðÓÉÈÏÌÏÇÉÉ» (Progress in
Neuro-Psychofarmacology & Biological Psychiatry.
éÓÓÌÅÄÏ×ÁÎÉÅ,
ÐÏÌÕÞÉ×ÛÅÅ ÎÁÉÂÏÌØÛÅÅ ×ÎÉÍÁÎÉÅ, äÕÒÈÅÍ ÉÓÓÌÅÄÏ×ÁÎÉÅ (Durham)
ÒÁÚÒÁÂÏÔÁÎÎÏÅ ÕÞÅÎÙÍÉ õÎÉ×ÅÒÓÉÔÅÔÁ ïËÓÆÏÒÄÁ É ÏÐÕÂÌÉËÏ×ÁÎÎÏÅ ×
«áÍÅÒÉËÁÎÓËÏÍ öÕÒÎÁÌÅ ÐÏ ðÅÄÉÁÔÒÉÉ», ÐÏÄÞÅÒËÉ×ÁÅÔ ×ÁÖÎÏÓÔØ ÖÉÒÎÙÈ ËÉÓÌÏÔ
üðë (üÊËÏÚÁÐÅÎÔÁÅÎÏ×ÁÑ ËÉÓÌÏÔÁ) É äçë (äÅËÏÚÁÇÅËÓÁÅÎÏ×ÁÑ ËÉÓÌÏÔÁ) ÐÒÉ
ÒÁÚ×ÉÔÉÉ ÄÅÔÓËÏÇÏ ÍÏÚÇÁ.
õÞÅÎÙÅ ÐÒÉ ïËÓÆÏÒÄÓËÏÍ ÕÎÉ×ÅÒÓÉÔÅÔÅ
ÐÏËÁÚÁÌÉ, ÞÔÏ Õ 40% ÄÅÔÅÊ ÕÌÕÞÛÉÌÉÓØ ÓÐÏÓÏÂÎÏÓÔÉ ÞÉÔÁÔØ É ÐÉÓÁÔØ ÐÒÉ
ÒÅÇÕÌÑÒÎÏÍ ÕÐÏÔÒÅÂÌÅÎÉÉ ïÍÅÇÁ-3. òÅÚÕÌØÔÁÔÙ ÔÁËÖÅ ÐÏËÁÚÁÌÉ ÚÎÁÞÉÔÅÌØÎÙÅ
ÕÌÕÞÛÅÎÉÑ ËÏÎÃÅÎÔÒÁÃÉÉ ÄÅÔÅÊ É ÉÈ ÐÏ×ÅÄÅÎÉÑ. éÓÓÌÅÄÏ×ÁÎÉÑ ÐÒÏ×ÏÄÉÌÉÓØ Ó
ÄÅÔØÍÉ, Õ ËÏÔÏÒÙÈ ÂÙÌÉ ÐÒÏÂÌÅÍÙ Ó ËÏÏÒÄÉÎÁÃÉÅÊ, ÓÏÓÔÏÑÎÉÅ, ËÏÔÏÒÏÅ
ÎÁÚÙ×ÁÅÔÓÑ ÄÉÓÐÒÁËÓÉÑ. óÐÕÓÔÑ ×ÓÅÇÏ 6 ÍÅÓÑÃÁ, Õ ÐÏÌÏ×ÉÎÙ ÄÅÔÅÊ, ËÏÔÏÒÙÅ
ÐÒÉÎÉÍÁÌÉ ïÍÅÇÁ-3, ÎÁÂÌÀÄÁÌÏÓØ ÚÁÍÅÔÎÏÅ ÕÌÕÞÛÅÎÉÅ.
äÉÅÔÁ æÅÊÎÇÏÌØÄÁ
— ÜÔÏ ÍÁËÓÉÍÁÌØÎÏÅ ÉÓËÌÀÞÅÎÉÅ ÐÒÏÄÕËÔÏ×, ÓÏÄÅÒÖÁÝÉÈ ÉÓËÕÓÓÔ×ÅÎÎÙÅ ËÒÁÓÉÔÅÌÉ, ÁÒÏÍÁÔÉÚÁÔÏÒÙ, ÈÉÍÉÞÅÓËÉÅ ÄÏÂÁ×ËÉ.
ïÂÑÚÁÔÅÌØÎÙÍ Ñ×ÌÑÅÔÓÑ ÐÒÉÅÍ 1 000 ÍÇ. ËÁÌØÃÉÑ É ÎÅ ÍÅÎÅÅ 400 ÍÇ. ÍÁÇÎÉÑ × ÓÕÔËÉ.
üÔÏ
Ó×ÑÚÁÎÏ Ó ÔÅÍ, ÞÔÏ Õ ÂÏÌÅÅ ÞÅÍ 85% ÄÅÔÅÊ Ó ÓÉÎÄÒÏÍÏÍ ÄÅÆÉÃÉÔÁ
×ÎÉÍÁÔÅÌØÎÏÓÔÉ, ÇÉÐÅÒÁËÔÉ×ÎÏÓÔÉ ×ÙÑ×ÌÑÅÔÓÑ ÄÉÓÂÁËÔÅÒÉÏÚ É ÐÏÒÁÖÅÎÉÅ
ÏÒÇÁÎÏ× ÐÉÝÅ×ÁÒÅÎÉÑ, ÞÔÏ ÚÁÞÁÓÔÕÀ ÓÏÐÒÏ×ÏÖÄÁÅÔÓÑ ÎÅÐÅÒÅÎÏÓÉÍÏÓÔØÀ ÍÏÌÏËÁ
É ÐÏÜÔÏÍÕ ÔÒÅÂÕÅÔÓÑ ÐÏÌÎÁÑ ÏÔÍÅÎÁ ÍÏÌÏÞÎÙÈ ÐÒÏÄÕËÔÏ×.
ëÁÌØÃÉÊ ×
ÓÌÏÖÉ×ÛÅÊÓÑ ÓÉÔÕÁÃÉÉ ÉÇÒÁÅÔ ÒÏÌØ ÇÉÐÏÁÌÌÅÒÇÉÚÕÀÝÅÇÏ É ÄÅÔÏËÓÉÃÉÒÞÀÝÅÇÏ
æÁËÔÏÒÁ, ËÒÏÍÅ ÔÏÇÏ, ÏÎ ËÒÁÊÎÅ ÎÅÏÂÈÏÄÉÍ ÄÌÑ ÎÅÒ×ÎÏÊ ÓÉÓÔÅÍÙ ÒÁÓÔÕÝÅÇÏ
ÏÒÇÁÎÉÚÍÁ.
òÏÌØ ÍÁÇÎÉÑ ÔÁËÖÅ ×ÅÓØÍÁ ÍÎÏÇÏÇÒÁÎÎÁ, ÏÎ ÐÏÍÏÇÁÅÔ
ÕÒÁ×ÎÏ×ÅÓÉÔØ ÐÒÏÃÅÓÓÙ ÔÏÒÍÏÖÅÎÉÑ É ×ÏÚÂÕÖÄÅÎÉÑ × ÎÅÒ×ÎÏÊ ÓÉÓÔÅÍÅ É
ÕÍÅÎØÛÁÅÔ ÔÑÇÕ ÒÅÂÅÎËÁ Ë ÛÏËÏÌÁÄÕ, ËÏÔÏÒÙÊ ÔÁËÖÅ ÎÅÖÅÌÁÔÅÌÅÎ × ÒÁÃÉÏÎÅ
ÒÅÂÅÎËÁ Ó ÓÉÎÄÒÏÍÏÍ ÄÅÆÉÃÉÔÁ ×ÎÉÍÁÔÅÌØÎÏÓÔÉ, ÇÉÐÅÒÁËÔÉ×ÎÏÓÔÉ.
ïÞÅÎØ
×ÁÖÎÏ, ÞÔÏÂÙ ÐÒÅÐÁÒÁÔÙ ËÁÌØÃÉÑ É ÍÁÇÎÉÑ ÎÅ ÓÏÄÅÒÖÁÌÉ ÁÒÏÍÁÔÉÚÁÔÏÒÏ×,
ÐÏÄÓÌÁÓÔÉÔÅÌÅÊ É ÐÒÏÞÉÈ «ÚÁ×ÌÅËÁÌÏÞÅË» ÄÌÑ ÕÌÕÞÛÅÎÉÑ ×ËÕÓÁ.
æÉÒÍÁ ÐÒÏÉÚ×ÏÄÉÔÅÌØ ÄÏÌÖÎÁ ÇÁÒÁÎÔÉÒÏ×ÁÔØ ×ÙÓÏÞÁÊÛÅÅ ËÁÞÅÓÔ×Ï Ó×ÏÉÈ ÐÒÅÐÁÒÁÔÏ×, ÔÁË ËÁË ÒÅÞØ ÉÄÅÔ Ï ÌÅÞÅÎÉÉ ÒÅÂÅÎËÁ.
ïÓÏÂÏÅ ÚÎÁÞÅÎÉÅ × ÎÅÍÅÄÉËÁÍÅÎÔÏÚÎÏÍ ÌÅÞÅÎÉÉ óä÷ç ÉÍÅÅÔ ïÍÅÇÁ-3.
õ 95% ÄÅÔÅÊ Ó ÄÉÁÇÎÏÓÔÉÒÕÅÍÏÍ óä÷ç, ÕÒÏ×ÅÎØ ïÍÅÇÁ-3 × ËÒÏ×É ÎÁ 35 É ÂÏÌÅÅ ÐÒÏÃÅÎÔÏ× ÎÉÖÅ»ÞÅÍ Õ ÚÄÏÒÏ×ÙÈ Ó×ÅÒÓÔÎÉËÏ×.
éÓÓÌÅÄÏ×ÁÔÅÌÉ
ìÁÕÒÁ óÔÅ×ÅÎÓ É äÖÏÎ âÕÒÇÉÓÓ (÷ÅÌÉËÏÂÒÉÔÁÎÉÑ) ÕÔ×ÅÒÖÄÁÀÔ, ÞÔÏ ÔÅÓÔ ÎÁ
ÕÒÏ×ÅÎØ ïÍÅÇÁ-3 × ËÒÏ×É ÏÂÑÚÁÔÅÌÅÎ ÄÌÑ ×ÓÅÈ ÄÅÔÅÊ É ÐÏÄÒÏÓÔËÏ× ÄÌÑ
ÒÁÎÎÅÇÏ ×ÙÑ×ÌÅÎÉÑ ÓÉÎÄÒÏÍÁ ÄÅÆÉÃÉÔÁ ×ÎÉÍÁÔÅÌØÎÏÓÔÉ, ÇÉÐÅÒÁËÔÉ×ÎÏÓÔÉ.
þÔÏ ÔÁËÏÅ ïÍÅÇÁ-3?
üÔÏ
ÏÓÏÂÙÊ ×ÉÄ ÖÉÒÎÙÈ ËÉÓÌÏÔ. ëÁÖÄÕÀ ËÌÅÔËÕ ÖÉ×ÏÇÏ ÏÒÇÁÎÉÚÍÁ ÏËÒÕÖÁÅÔ
ÂÅÌËÏ×Ï-ÌÉÐÉÄÎÁÑ ÍÅÍÂÒÁÎÁ, ËÏÎÔÒÏÌÉÒÕÀÝÁÑ ×ÓÅ ÐÒÏÃÅÓÓÙ ÖÉÚÎÅÄÅÑÔÅÌØÎÏÓÔÉ
ËÌÅÔËÉ.
÷ ÓÏÓÔÁ× ÌÉÐÉÄÎÏÇÏ (ÖÉÒÏ×ÏÇÏ) ÓÌÏÑ ÍÅÍÂÒÁÎÙ ËÁË ÒÁÚ É ×ÈÏÄÑÔ ïÍÅÇÁ-3 ÖÉÒÙ.
üÔÏÔ ÏÓÏÂÙÊ ×ÉÄ ÖÉÒÏ× ÎÁÓÔÏÌØËÏ ÎÅÏÂÈÏÄÉÍ ËÌÅÔËÁÍ, ÞÔÏ ÐÒÉ ÉÈ ÄÅÆÉÃÉÔÅ ËÌÅÔËÉ ÐÅÒÅÓÔÁÀÔ ÎÏÒÍÁÌØÎÏ ÆÕÎËÃÉÏÎÉÒÏ×ÁÔØ.
ïÍÅÇÁ-3
ÎÅÏÂÈÏÄÉÍÙ ÄÌÑ ÐÒÏÈÏÖÄÅÎÉÑ ÉÍÐÕÌØÓÏ× ÐÏ ËÌÅÔËÁÍ ÓÅÒÄÃÁ, ÇÏÌÏ×ÎÏÇÏ
ÍÏÚÇÁ, ÏÂÅÓÐÅÞÉ×ÁÀÔ ÆÕÎËÃÉÀ ËÌÅÔÏË ËÒÏ×ÅÎÏÓÎÙÈ ÓÏÓÕÄÏ×, ÓÕÓÔÁ×Ï×,
ÓÌÉÚÉÓÔÙÈ ÏÂÏÌÏÞÅË, ×ÌÉÑÀÔ ÎÁ ÎÁÓÔÒÏÅÎÉÅ, ÐÁÍÑÔØ, ËÏÎÃÅÎÔÒÁÃÉÀ ×ÎÉÍÁÎÉÑ;
ÎÅÈ×ÁÔËÁ ïÍÅÇÁ-3 × ÍÅÍÂÒÁÎÁÈ ËÌÅÔÏË ÍÏÚÇÁ ÐÒÏ×ÏÃÉÒÕÅÔ ÎÁÒÕÛÅÎÉÅ ÒÁÂÏÔÙ
ÍÏÚÇÁ ÐÏ ÍÎÏÇÉÍ ÎÁÐÒÁ×ÌÅÎÉÑÍ — ÏÔ ÓÉÎÄÒÏÍÁ ÄÅÆÉÃÉÔÁ ×ÎÉÍÁÔÅÌØÎÏÓÔÉ,
ÇÉÐÅÒÁËÔÉ×ÎÏÓÔÉ, ÄÅÐÒÅÓÓÉÉ, ÂÏÌÅÚÎÉ áÌØÃÇÅÊÍÅÒÁ ÄÏ ÒÁÓÓÅÑÎÎÏÇÏ ÓËÌÅÒÏÚÁ.
éÓÔÏÞÎÉËÏÍ ïÍÅÇÁ-3 ÍÏÇÕÔ ÂÙÔØ ÖÉÒÎÁÑ ÒÙÂÁ, ÍÅÎØÛÅ ïÍÅÇÁ-3 × ÏÒÅÈÁÈ, ÓÅÍÅÎÁÈ ÌØÎÁ.
ûÉÒÏËÏÍÁÓÛÔÁÂÎÙÅ
ÉÓÓÌÅÄÏ×ÁÎÉÑ ÐÏ ËÏÒÒÅËÃÉÉ ÓÉÎÄÒÏÍÁ ÄÅÆÉÃÉÔÁ ×ÎÉÍÁÔÅÌØÎÏÓÔÉ,
ÇÉÐÅÒÁËÔÉ×ÎÏÓÔÉ ÐÒÉ ÐÏÍÏÝÉ ÌÅÞÅÂÎÙÈ ÄÏÚ ïÍÅÇÁ-3, ËÁË ÓÏÏÂÝÁÀÔ ÄÏËÔÏÒÁ
âÕÒÇÅÓÓ, óÔÅ ×ÅÎÅ É óÁÌÅÍ, ÐÏËÁÚÙ×ÁÀÔ ÏÛÅÌÏÍÉÔÅÌØÎÙÅ ÒÅÚÕÌØÔÁÔÙ:
«ÓÏÞÅÔÁÎÉÅ ×ÙÓÏËÉÈ ÄÏÚ ïÍÅÇÁ-3 Ó ÁÎÔÉÏËÓÉÄÁÎÔÁÍÉ ÐÏËÁÚÙ×ÁÀÔ ×ÙÓÏËÕÀ
ÕÓÐÅÛÎÏÓÔØ × ÌÅÞÅÎÉÉ ÄÅÔÅÊ Ó ÓÉÎÄÒÏÍÏÍ ÄÅÆÉÃÉÔÁ ×ÎÉÍÁÔÅÌØÎÏÓÔÉ,
ÇÉÐÅÒÁËÔÉ×ÎÏÓÔÉ.
öÉÒÎÙÅ ËÉÓÌÏÔÙ — ÞÒÅÚ×ÙÞÁÊÎÏ ÍÏÝÎÁÑ É ×ÁÖÎÁÑ ÓÕÂÓÔÁÎÃÉÑ ÄÌÑ ËÌÅÔÏË ÍÏÚÇÁ ÒÅÂÅÎËÁ».
÷ ÞÅÍ ÒÁÚÎÉÃÁ ÍÅÖÄÕ ÄÁ×ÎÏ ÉÚ×ÅÓÔÎÙÍ ÒÙÂØÉÍ ÖÉÒÏÍ É ËÁÐÓÕÌÁÍÉ ïÍÅÇÁ-3?
òÙÂÉÊ
ÖÉÒ — ÜÔÏ ÓÏÞÅÔÁÎÉÅ ×ÓÅÈ ÖÉÒÏÒÁÓÔ×ÏÒÉÍÙÈ ÓÕÂÓÔÁÎÃÉÊ, ËÏÔÏÒÙÅ
ÎÁËÁÐÌÉ×ÁÀÔÓÑ × ÐÅÞÅÎÉ ÒÙÂ. äÌÑ ÔÏÇÏ ÞÔÏÂÙ ÏÂÅÓÐÅÞÉÔØ ÓÕÔÏÞÎÕÀ ÌÅÞÅÂÎÕÀ
ÄÏÚÕ ïÍÅÇÉ-3, ÷ÁÛ ÒÅÂÅÎÏË ÄÏÌÖÅÎ ÐÒÉÎÉÍÁÔØ ÎÅ ÍÅÎÅÅ 15 ÓÔÏÌÏ×ÙÈ ÌÏÖÅË
ÒÙÂØÅÇÏ ÖÉÒÁ.
ëÏÌÉÞÅÓÔ×Ï ×ÉÔÁÍÉÎÏ× á É D × ÔÁËÏÍ ÏÂßÅÍÅ ÒÙÂØÅÇÏ
ÖÉÒÁ ÍÏÖÅÔ ÂÙÔØ ÔÏËÓÉÞÎÙÍ É ×ÙÚ×ÁÔØ ÏÔÒÁ×ÌÅÎÉÅ ÕÖÅ ÎÁ 3-7 ÓÕÔËÉ ÌÅÞÅÎÉÑ,
Á ÄÌÉÔÅÌØÎÏÓÔØ ÔÅÒÁÐÉÉ ïÍÅÇÁ -3 ÐÒÉ óä÷ç ÄÏÌÖÎÁ ÂÙÔØ ÎÅ ÍÅÎÅÅ 3
ÍÅÓÑÃÅ×. ëÒÏÍÅ ÔÏÇÏ, ÐÅÞÅÎØ ÌÀÂÏÇÏ ÖÉ×ÏÇÏ ÓÕÝÅÓÔ×Á — ÜÔÏ ÆÉÌØÔÒ, ÎÁ
ËÏÔÏÒÏÍ ÏÓÁÖÄÁÅÔÓÑ ÍÎÏÇÏ ÏÐÁÓÎÙÈ ×ÅÝÅÓÔ×.
äÉÅÔÏÌÏÇÉ ÒÅËÏÍÅÎÄÕÀÔ
ÏÔËÁÚÙ×ÁÔØÓÑ ÏÔ ÕÐÏÔÒÅÂÌÅÎÉÑ ×ÎÕÔÒÅÎÎÉÈ ÏÒÇÁÎÏ× ÖÉ×ÏÔÎÙÈ, ÒÙÂ, ÐÔÉÃ
×ÏÏÂÝÅ ÉÌÉ ÓÏËÒÁÔÉÔØ ÞÁÓÔÏÔÕ ÉÈ ÐÒÉÍÅÎÅÎÉÑ ÄÏ 1-2 ÒÁÚ × ÍÅÓÑÃ.
ïÍÅÇÁ-3 ÄÏÌÖÎÁ ÂÙÔØ ÄÏÂÙÔÁ ÉÚ ÖÉÒÁ ÔÅÌÁ (ÍÙÛÅÞÎÏÊ ÔËÁÎÉ) ÒÙÂÙ, Á ÎÅ ÉÚ ÖÉÒÁ ÐÅÞÅÎÉ ÒÙÂÙ.
òÏÄÉÔÅÌÑÍ ÂÏÌØÎÏÇÏ ÒÅÂÅÎËÁ ÎÅÏÂÈÏÄÉÍÏ ÎÁ×ÅÒÎÑËÁ ÚÎÁÔØ, ÞÔÏ ÚÁ ÐÒÅÐÁÒÁÔ ÐÒÉÎÉÍÁÅÔ ÉÈ ÒÅÂÅÎÏË.
ëÁÞÅÓÔ×ÅÎÎÁÑ ïÍÅÇÁ-3 ÎÅ ÍÏÖÅÔ ÂÙÔØ ÄÅÛÅ×ÏÊ, ÏÄÎÁËÏ É ×ÙÓÏËÁÑ ÃÅÎÁ ÐÒÏÄÕËÔÁ ÎÅ Ñ×ÌÑÅÔÓÑ 100% ÇÁÒÁÎÔÉÅÊ ËÁÞÅÓÔ×Á.
îÅ
ÐÏÌÅÎÉÔÅÓØ ×ÙÑÓÎÉÔØ, ËÁË ÄÁ×ÎÏ ÓÕÝÅÓÔ×ÕÀÔ ÆÉÒÍÁ-ÐÒÏÉÚ×ÏÄÉÔÅÌØ, × ËÁËÏÊ
ÓÔÒÁÎÅ ÚÁÒÅÇÉÓÔÒÉÒÏ×ÁÎÏ ÐÒÏÉÚ×ÏÄÓÔ×Ï ÐÒÅÐÁÒÁÔÁ É ËÁËÏÇÏ ÕÒÏ×ÎÑ ËÏÎÔÒÏÌØ
ËÁÞÅÓÔ×Á ÓÙÒØÑ É ÔÅÈÎÏÌÏÇÉÞÅÓËÉÊ ÐÒÏÃÅÓÓ.
ï ÁÎÔÉÏËÓÉÄÁÎÔÁÈ
ìÕÞÛÉÍ
ÎÁ ÓÅÇÏÄÎÑÛÎÉÊ ÄÅÎØ ÐÒÉÚÎÁÎ ÐÒÅÐÁÒÁÔ, ÐÒÅÄÓÔÁ×ÌÑÀÝÉÊ ÓÏÂÏÊ ×ÙÔÑÖËÕ ÉÚ
×ÉÎÏÇÒÁÄÎÙÈ ÚÅÒÅÎ É ËÏÖÉÃÙ ×ÉÎÏÇÒÁÄÁ × ÓÏÞÅÔÁÎÉÉ Ó ÜËÓÔÒÁËÔÁÍÉ ÂÏÌÅÅ ÞÅÍ
10 Ï×ÏÝÅÊ É ÆÒÕËÔÏ× – Grapine w PÇÏtÅÓtÏÇs. óÔÅÐÅÎØ
ÁÎÔÉÏËÓÉÄÁÎÔÎÏÊ ÚÁÝÉÔÙ Õ ÄÁÎÎÏÇÏ ÐÒÅÐÁÒÁÔÁ × 30 É 50 ÒÁÚ ÓÏÏÔ×ÅÔÓÔ×ÅÎÎÏ
×ÙÛÅ, ÞÅÍ Õ ×ÉÔÁÍÉÎÏ× ó É å, ÚÁ ÓÞÅÔ ÓÉÎÜÒÇÉÞÅÓËÏÇÏ ÄÅÊÓÔ×ÉÑ ×ÙÔÑÖÅË ÉÚ
Ï×ÏÝÅÊ É ÆÒÕËÔÏ×. ÷ÁÛ ÒÅÂÅÎÏË, ÓÏÂÌÀÄÁÀÝÉÊ ÄÉÅÔÕ æÅÊÎÇÏÌØÄÁ, ÐÏÌÕÞÉÔ
ÐÏÌÎÙÊ ÎÁÂÏÒ ×ÉÔÁÍÉÎÏ×, ÍÉËÒÏÜÌÅÍÅÎÔÏ× É ÍÉÎÅÒÁÌÏ× ÂÅÚ ÒÉÓËÁ
ÁÌÌÅÒÇÉÚÁÃÉÉ.
óÈÅÍÁ ÌÅÞÅÎÉÑ ÒÅÂÅÎËÁ Ó óä÷ç ÂÅÚ ÐÒÉÍÅÎÅÎÉÑ ÐÓÉÈÏÔÒÏÐÎÙÈ ÐÒÅÐÁÒÁÔÏ×:
1.óÏÂÌÀÄÅÎÉÅ ÄÉÅÔÙ æÅÊÎÇÏÌØÄÁ (ÉÓËÌÀÞÅÎÉÅ ÐÒÏÄÕËÔÏ×, ÓÏÄÅÒÖÁÝÉÈ ËÒÁÓÉÔÅÌÉ, ÁÒÏÍÁÔÉÚÁÔÁÔÏÒÙ, ËÏÎÓÅÒ×ÁÎÔÙ É ÓÌÁÄÏÓÔÉ).
2.ëÁÌØÃÉÊ
íÁÇÎÉÊ èÅÌÁÔ (NSP) 2 ÔÁÂÌÅÔËÉ ÄÎÅÍ É 2 ÔÁÂÌÅÔËÉ ×ÅÞÅÒÏÍ × ÔÅÞÅÎÉÅ 3-6
ÍÅÓÑÃÅ× Ó ÎÅÂÏÌØÛÉÍÉ ÐÅÒÅÒÙ×ÁÍÉ (5-7 ÄÎÅÊ ËÁÖÄÏÇÏ ÍÅÓÑÃÁ).
3.ïÍÅÇÁ-3
ÏÔ 3 ÄÏ 5 ËÁÐÓÕÌ × ÓÕÔËÉ × ÔÅÞÅÎÉÉ 3-6 ÍÅÓÑÃÅ× (ÕÔÏÞÎÉÔÅ ÄÏÚÕ Õ
ÓÐÅÃÉÁÌÉÓÔÏ×). îÁÉÂÏÌÅÅ ÏÐÔÉÍÁÌØÎÙÅ ÄÏÚÙ ÄÌÑ ÄÅÔÅÊ × ×ÏÚÒÁÓÔÅ 5-12 ÌÅÔ,
ÓÏÇÌÁÓÎÏ ÐÏÓÌÅÄÎÉÍ ÎÁÕÞÎÙÍ ÄÁÎÎÙÍ: 500 ÍÇ ÜÊËÏÚÁÐÅÎÔÁÅÎÏ×ÏÊ ËÉÓÌÏÔÙ, 200
ÍÇ ÄÏËÏÚÁÇÅËÓÁÅÎÏ×ÏÊ ËÉÓÌÏÔÙ, 60 ÍÇ ÇÁÍÍÁ-ÌÉÎÏÌÅÎÏ×ÏÊ ËÉÓÌÏÔÙ. ÷ÚÒÏÓÌÙÍ
ÓÌÅÄÕÅÔ Õ×ÅÌÉÞÉÔØ ÄÏÚÉÒÏ×ËÕ × 2 ÒÁÚÁ. üÊËÏÚÁÐÅÎÔÁÅÎÏ×ÏÊ ËÉÓÌÏÔÙ ×
ÎÅËÏÔÏÒÙÈ ÓÌÕÞÁÑÈ ÎÅÏÂÈÏÄÉÍÏ ÂÏÌØÛÅ, ×ÐÌÏÔØ ÄÏ 2000 ÍÇ × ÄÅÎØ. îÅ ×ÓÅÇÄÁ
ÐÏÄÈÏÄÉÔ ÌØÎÑÎÏÅ ÍÁÓÌÏ — ×ÙÒÁÂÏÔËÁ ÜÊËÏÚÁÐÅÎÔÁÅÎÏ×ÏÊ É
ÄÏËÏÚÁÇÅËÓÁÅÎÏ×ÏÊ ËÉÓÌÏÔ ÍÏÖÅÔ ÂÙÔØ ÎÁÒÕÛÅÎÁ. ìÕÞÛÅ ÐÒÉÎÉÍÁÔØ ÒÙÂÉÊ ÖÉÒ.
4. çÒÅÊÐÁÊÎ Ó ÓÉÎÅÒÇÉÓÔ ÐÒÏÔÅËÔÏÒÏÍ 1 ÔÁÂÌÅÔËÁ × ÓÕÔËÉ × ÔÅÞÅÎÉÅ 3-6 ÍÅÓÑÃÅ×.
5. óÕÌØÆÁÔ ÃÉÎËÁ — 15-45 ÍÇ ÃÉÎËÁ ÄÌÑ ÄÅÔÅÊ × ×ÏÚÒÁÓÔÅ ÏËÏÌÏ 10 ÌÅÔ.
6. çÉÎËÇÏ ÂÉÌÏÂÁ (100 ÍÇ) É ÖÅÎØÛÅÎØ (400 ÍÇ) ÄÌÑ ÄÅÔÅÊ × ×ÏÚÒÁÓÔÅ ÏËÏÌÏ 10 ÌÅÔ.
7.íÁÇÎÉÊ É ×ÉÔÁÍÉÎ ÷6 — ÄÏÚÉÒÏ×ËÁ ÒÁÓÓÞÉÔÙ×ÁÅÔÓÑ ÐÏ ÍÁÓÓÅ ÔÅÌÁ.
8.
ðÒÉ ÎÅÏÂÈÏÄÉÍÏÓÔÉ ÓÅÄÁÔÉ×ÎÏÊ ÔÅÒÁÐÉÉ ÐÒÉÅÍ ×ÁÌÅÒÉÁÎÙ ÚÁ 30-45 ÍÉÎÕÔ ÄÏ
ÓÎÁ. üÆÆÅËÔÉ×ÎÏ ÓÏÞÅÔÁÎÉÅ ×ÁÌÅÒÉÁÎÙ Ó ÜËÓÔÒÁËÔÁÍÉ ÈÍÅÌÑ, ÐÁÓÓÉƬÌÏÒÙ ÉÌÉ
ÉÍÂÉÒÑ, ÃÉÍÉÃÉÆÕÇÉ, ÂÕË×ÉÃÙ – üÊÔ 1 ËÁÐÓÕÌÁ 1 – 2 Ò × ÄÅÎØ ×
ÚÁ×ÉÓÉÍÏÓÔÉ ÏÔ ×ÏÚÒÁÓÔÁ ÒÅÂÅÎËÁ.
9. ðÒÉ ÎÅÏÂÈÏÄÉÍÏÓÔÉ ÌÅÞÅÎÉÑ
ÓÏÐÕÔÓÔ×ÕÀÝÉÈ ÐÒÏÂÌÅÍ (ÄÉÓÂÁËÔÅÒÉÏÚ, ÐÁÔÏÌÏÇÉÑ ÄÒÕÇÉÈ ×ÎÕÔ-ÒÅÎÎÉÈ
ÏÒÇÁÎÏ×) ÏÂÒÁÔÉÔÅÓØ Ë ÓÐÅÃÉÁÌÉÓÔÕ ÐÏ ÔÒÁ×ÎÙÍ ÐÒÅÐÁÒÁÔÁÍ, ÔÁË ËÁË ÄÌÑ
ÒÅÂÅÎËÁ Ó óä÷ç ËÁË, ×ÐÒÏÞÅÍ, É ÄÌÑ ÌÀÂÏÇÏ ÄÒÕÇÏÇÏ, ËÒÁÊÎÅ ÎÅÖÅÌÁÔÅÌÅÎ
ÎÅÏÐÒÁ×ÄÁÎÎÙÊ ÐÒÉÅÍ ÌÅËÁÒÓÔ×ÅÎÎÙÈ ÓÒÅÄÓÔ×. ÷ÐÏÌÎÅ ×ÅÒÏÑÔÎÏ, ÞÔÏ ×ÏÚÍÏÖÎÏ
ÎÁÊÔÉ ÁÌØÔÅÒÎÁÔÉ×Õ ÌÅËÁÒÓÔ×ÁÍ × ÍÉÒÅ ÔÒÁ× (ÎÕÔÒÉÃÅ×ÔÉËÏ×).
åÓÔØ
×ÙÂÏÒ ÉÚ ÓÕÝÅÓÔ×ÕÀÝÉÈ ÎÁ ÓÅÇÏÄÎÑÛÎÉÊ ÄÅÎØ ÓÐÏÓÏÂÏ× ×ÙÌÅÞÉÔØ ÏÔ óä÷ç
÷ÁÛÅÇÏ ÒÅÂÅÎËÁ. ÷ÏÚÍÏÖÎÏ. ÷ÁÍ ÐÒÉÄÅÔÓÑ ÉÚÍÅÎÉÔØ ÏÂÒÁÚ ÖÉÚÎÉ, ÐÒÉ×ÙÞËÉ,
ÐÉÝÅ×ÙÅ ÓÔÅÒÅÏÔÉÐÙ ×ÓÅÊ ÓÅÍØÉ. ïÄÎÁËÏ, ÚÄÏÒÏ×ØÅ ÷ÁÛÅÇÏ ÒÅÂÅÎËÁ — ÜÔÏ
ÄÏÓÔÏÊÎÁÑ ÃÅÌØ! îÅËÏÔÏÒÙÅ ÄÅÔÉ ÏÔÒÅÁÇÉÒÕÀÔ ÎÁ ÷ÁÛÉ ÕÓÉÌÉÑ ÕÖÅ ÞÅÒÅÚ
ÎÅÓËÏÌØËÏ ÄÎÅÊ, ÄÒÕÇÉÍ, ×ÏÚÍÏÖÎÏ, ÐÏÔÒÅÂÕÅÔÓÑ ÎÅÓËÏÌØËÏ ÍÅÓÑÃÅ×
äÌÑ ÐÏÌÕÞÅÎÉÑ ÄÏÐÏÌÎÉÔÅÌØÎÏÊ ÉÎÆÏÒÍÁÃÉÉ ÓÍÏÔÒÉÔÅ ÓÁÊÔ Nature’s Sunshine Products:
https://www.nsp.com.ua
ðÉÛÉÔÅ:
nutri@mail.ru
:
ëÏÎÓÕÌØÔÁÃÉÑ ×ÒÁÞÁ É ÚÁËÁÚ ÐÏ ÐÁÒÔÎÅÒÓËÉÍ ÃÅÎÁÍ ÐÏ ÔÅÌ. (097)260-43-12 (õËÒÁÉÎÁ)
áÒÈÉ×:
https://www.subscribe.ru/archive/science.health.nutrinsp
Источник
Очень часто дети с фенилкетонурией, даже соблюдающие диету, черезмерно подвижны, невнимательны, другими словами, «расторможены».
Гиперкинетический синдром, или синдром дефицита внимания (attention deficit hyperactivity disorder), — заболевание, связанное с нарушениями со стороны центральной нервной системы (ЦНС). Чаще всего встречается у детей и приводит к нарушениям поведения и проблемам с учебой.
Предрасполагающими факторами является:
- наследственность
- курение матери во время беременности
- гипоксия во время родов
- загрязнение окружающей среды
- искусственные добавки к пищевым продуктам
- свинцовое отравление
- аллергии
- родовая травма
- консерванты и пищевые продукты, содержащие салицилаты
- диета с низким содержанием белка
- черезмерное потребление углеводов
- дефицит Омега-3 полиненасыщенных жирных кислот
К симптомам этого заболевания относятся:
- низкая способность к концентрации внимания
- тенденция к дракам и ссорам с другими детьми или к повреждению самого себя
- эмоциональная лабильность
- нарушения слуха и речи
- нетерпение и нетерпимость
- забывчивость
- рассеянность
- неспособность заканчивать задания
- низкая толерантность к стрессу
- трудности в учебе
- отсутствие усидчивости
- нарушения сна.
Необязательно все симптомы имеются одновременно.
Синдром дефицита внимания и гиперактивность, как очевидно из названия, характеризуется постоянной невнимательностью, гиперактивностью и/или импульсивностью, которые ухудшают общение, учебу. Признаками этого расстройства служат неорганизованность, отставание в учебе, низкая продуктивность труда, перемены настроения, затруднения в познавательной деятельности, эмоциональные взрывы, нарушения сна, нетерпеливость и частое перебивание других.
Разумеется, когда ребенок или взрослый человек ведет себя подобным образом, портятся взаимоотношения с окружающими и страдает самооценка. Эффективное лечение этого расстройства имеет огромное значение, поскольку последствия затянувшейся болезни могут оказаться катастрофическими. Стандартное лечение синдрома дефицита внимания и гиперактивности включает в себя прием стимулянтов и амфетаминов и назначается врачом- специалистом.
Конечно, лекарства, применяемые для лечения этого заболевания, несовершенны и имеют побочные эффекты, однако они помогают изменить качество жизни пациентов в лучшую сторону. Однако ученые заметили, что с помощью правильного питания можно сделать лечение еще более эффективным.
О чем говорят исследования
Большинство исследований показывают наличие связи между рационом пациента и развитием синдрома дефицита внимания и гиперактивности.
Дети с этим синдромом анормально реагируют на тест на толерантность к глюкозе. «Кривая» глюкозы свидетельствует о гипогликемии (низком уровне сахара в крови), которая активизирует симпатическую (стрессовую) ветвь нервной системы. Это значит, что вскоре после поступления в организм большого количества сахара происходит значительный спад уровня глюкозы в крови, что, в свою очередь, стимулирует выделение гормонов стресса. Даже если пациенты с таким диагнозом нормально переносят сахар в небольшом объеме, проблемы могут возникнуть при увеличении дозы.
- Полезен витамин В3 (ниацин).
- Витамин В6 (пиридоксин) также оказывает благотворное воздействие.
- Тиамин (витамин В1) полезен при синдроме дефицита внимания и гиперактивности.
- У пациентов с этим диагнозом, как правило, понижен уровень магния.
- Синдром дефицита внимания и гиперактивности может сопровождаться понижением уровня цинка.
- Может быть понижен уровень кальция.
- Дефицит незаменимых жирных кислот, в частности омега-3, характерен для синдрома дефицита внимания и гиперактивности. В 2003 г. шотландские исследователи выяснили, что у детей с таким диагнозом жирные кислоты омега-3 распадаются гораздо быстрее, чем у здоровых детей.
- Синдром дефицита внимания и гиперактивности вызывает окислительный стресс.
- Добавки с содержанием омега-3 и гамма-линоленовой кислоты оказывают благотворное воздействие на ход заболевания. Однако одной лишь докозагексаеновой кислоты недостаточно. Эффективность лечения заметно улучшает небольшое количество эйкозапентаеновой кислоты из рыбьего жира.
- Как показывает ряд исследований, на течение заболевания благотворно воздействует кофеин, хотя его, конечно, нельзя считать лекарством. Так что избегать напитков, в которых присутствует кофеин, — по крайней мере, взрослым — совсем не обязательно. Содержащиеся в них антиоксиданты на самом деле могут оказаться полезными.
Омега-3 положительно влияет на гиперактивность у детей
Медицинские исследования указывают на положительный эффект приема Омега-3 у гиперактивных детей. Употребление Омега-3 помогает детям и подросткам с СДВГ (Синдром дефицита внимания и гиперактивности) и дислексией (проблемы с чтением и правописанием), а также улучшает координацию. К такому заключению пришли авторы статьи из медицинского журнала «Достижения в Нейрофармакологии и Биологической Психологии» (Progress in Neuro-Psychofarmacology & Biological Psychiatry.
Исследование, получившее наибольшее внимание, Дурхем исследование (Durham) разработанное учеными Университета Оксфорда и опубликованное в «Американском Журнале по Педиатрии», подчеркивает важность жирных кислот ЭПК (Эйкозапентаеновая кислота) и ДГК (Декозагексаеновая кислота) при развитии детского мозга.
Ученые при Оксфордском университете показали, что у 40% детей улучшились способности читать и писать при регулярном употреблении Омега-3. Результаты также показали значительные улучшения концентрации детей и их поведения. Исследования проводились с детьми, у которых были проблемы с координацией, состояние, которое называется диспраксия. Спустя всего 6 месяца, у половины детей, которые принимали Омега-3, наблюдалось заметное улучшение.
Что такое Омега-3?
Это особый вид жирных кислот. Каждую клетку живого организма окружает белково-липидная мембрана, контролирующая все процессы жизнедеятельности клетки. В состав липидного (жирового) слоя мембраны как раз и входят Омега-3 жиры. Этот особый вид жиров настолько необходим клеткам, что при их дефиците клетки перестают нормально функционировать.
Омега-3 необходимы для прохождения импульсов по клеткам сердца, головного мозга, обеспечивают функцию клеток кровеносных сосудов, суставов, слизистых оболочек, влияют на настроение, память, концентрацию внимания; нехватка Омега-3 в мембранах клеток мозга провоцирует нарушение работы мозга по многим направлениям — от синдрома дефицита внимательности, гиперактивности, депрессии, болезни Альцгеймера до рассеянного склероза.
Широкомасштабные исследования по коррекции синдрома дефицита внимательности, гиперактивности при помощи лечебных доз Омега-3, как сообщают доктора Бургесс, Стевене и Салем, показывают ошеломительные результаты: «сочетание высоких доз Омега-3 с антиоксидантами показывают высокую успешность в лечении детей с синдромом дефицита внимательности, гиперактивности.
Диета Фейнгольда
Это максимальное исключение продуктов, содержащих искусственные красители, ароматизаторы, химические добавки.
Обязательным является прием 1 000 мг. кальция и не менее 400 мг. магния в сутки.
Это связано с тем, что у более чем 85% детей с синдромом дефицита внимательности, гиперактивности выявляется дисбактериоз и поражение органов пищеварения, что зачастую сопровождается непереносимостью молока и поэтому требуется полная отмена молочных продуктов.
Кальций в сложившейся ситуации играет роль детоксиканта, снижает аллергизацию. Кроме того, он крайне необходим для нервной системы растущего организма.
Роль магния также весьма многогранна, он помогает уравновесить процессы торможения и возбуждения в нервной системе и уменьшает тягу ребенка к сладкому, что также нежелательно в рационе ребенка с синдромом дефицита внимательности, гиперактивности.
Очень важно, чтобы препараты кальция и магния не содержали ароматизаторов, подсластителей и прочих «завлекалочек» для улучшения вкуса.
У 95% детей с диагностируемом СДВГ, уровень Омега-3 в крови на 35 и более процентов ниже, чем у здоровых сверстников.
Исследователи Лаура Стевенс и Джон Бургисс (Великобритания) утверждают, что тест на уровень Омега-3 в крови обязателен для всех детей и подростков для раннего выявления синдрома дефицита внимательности, гиперактивности.
- Экстракт корня валерианы, хмель, страстоцвет, применяются при этом заболевании с хорошими результатами и практически без побочных эффектов.
- Включайте в питание фрукты и овощи (за исключением содержащих салицилаты).
- Исключите из питания рафинированный сахар и содержащие его продукты, а также пищевые продукты с искусственными красителями, ароматизаторами, консервантами или прошедшие технологическую обработку.
- Не употребляйте в пишу продукты, содержащие салицилаты: яблоки, абрикосы, вишню, смородину, все ягоды, персики, сливы, чернослив, помидоры, огурцы, апельсины.
- Не употребляйте в пищу яблочный уксус, сало, сливочное масло, леденцы, маргарин, горчицу, соль, прохладительные напитки, соевый соус, чай.
- Не применяйте антациды, капли от кашля, парфюмерию, леденцы от кашля и фарингита.
- Попробуйте применять на элиминационную диету, чтобы выявить продукты, ухудшающие состояние.
Читайте дальше: Минералы в диете ФКУ
Источник