Росциус ю в синдром кассандры
Росциус Юрий
Синдром Кассандры
РОСЦИУС ЮРИЙ ВЛАДИМИРОВИЧ
СИНДРОМ КАССАНДРЫ?
Возможны обстоятельства, в которых
я не могу сказать, что хочу, но не
может наступить время, когда я буду
говорить то, чего не желаю.
Иммануил Кант
Именуют богатством блага те, что
вовне. Настоящее благо существует
во мне.
Рабиндранат Тагор
К ЧИТАТЕЛЮ
Кто не слышал о красавице Кассандре — дочери последнего царя Трои Приама и царицы Гекубы? Плененный ее красотой стреловержец, блюстители космической и человеческой гармонии, бог Аполлон, добиваясь взаимности, одарил Кассандру редкостным даром предвидения. Но отвергла красавица его притязания. Взбешенный отказом бог сделал так, что ее пророчествам перестали верить. Много потеряли люди из-за пренебрежения пророчествами Кассандры. Так, троянцы, в частности, не вняли ее предостережениям о недопустимости похищения Елены Прекрасной Парисом, что привело к Троянской войне. После взятия Трои Кассандра попала в плен к Агамемнону и погибла вместе с ним от руки его ревнивой супруги Клитемнестры. Прорицания Кассандры — в переносном смысле — предсказания, вызывающие недоверие окружающих. Но история, как говорят, повторяется. Герой моего повествования наделен какой-то высшей силой поразительным даром предвидения. За этот дар власть предержащие бросают его в тюрьмы, отправляют в ссылки и в конечном итоге делают все, чтобы даже имя его погрузить в странную, почти непроницаемую тьму забвения. Время и люди приложили к этому руку. Многие годы его жизни прошли в тени монастырских келий и скитов, хуже того- крепостных и тюремных стен, сырости камер, куда и солнце-то лишено было права заглядывать. Режим этих заведений, по мнению лиц там побывавших в шестидесятых годах прошлого столетия, когда они еще исправно функциочировали, в значительной мере напоминал режим узилищ Святой инквизиции. В подобных условиях, мне кажется, даже Олоферну пришлось бы туго! Немало потрудилась на поприще обеспечения забвения и недреманная подобострастная раба Власти, «Госпожа Цензура», создавшая глухой забор вокруг обстоятельств жизни героя настоящего повествования, возникновения его дара предвидения и самих предсказаний. Порой мне кажется, что цензура наших дней ходит еще в коротких штанишках. Сознательно нарушу традиционную очередность повествования о жизни и делах героя моего. Более ста пятидесяти лет тому назад морозным и метелистым февральским утром 1841 года приняла в свое стылое лоно прах моего героя Российская земля. Она не была ему пухом. Комья промерзшей земли барабанили по крышке гроба, когда по традиции каждый присутствующий бросал горсть земли в отверзтую могилу. Вряд ли в тот день на монастырском погосте, где состоялось погребение моего героя, было много народу. Обстановка была, мягко говоря, «не та», поскольку… хоронили заключенного. Хоронили монаха Авеля, умершего на восемьдесят четвертом году жизни в стенах странной обители — Суздальского Спасо-Ефимьевского монастыря, что с XIV века и поныне стоит на берегу реки Каменки. Мрачная слава этой обители сейчас мало кому известна. Знают Бастилию, Шлиссельбург, Петропавловскую крепость… Но спросите кого угодно, что ему известно о Спасо-Ефимьевском монастыре? Скорей всего, молчание будет ответом. А между тем его темные сырые кельи, замшелые высоченные, под стать Кремлевским, стены, денно и нощно охраняемые солдатами, отдавшими честь коменданту-настоятелю этой обители, недвусмысленно говорили о том пристальном внимании, которое, уделялось особам, сподобившимся царской милости! Но даже сквозь стены мрачной обители, даже из могилы на тюремно-монастырском погосте Авель, даром своим, делами и писаниями своими, воздействовал на жизнь людей его никогда не встречавших, родившихся после его смерти, привлекал к себе их мысли, лишая сна, терзая дух и тело предсказаниями своими, серьезность коих доходила до сознания особенно хорошо тогда, когда они начинали сбываться! А сбывались они всегда. Есть все основания полагать, что и через 77 лет после смерти Авеля, то есть в середине июля 1918 года, пребывая в стенах Ипатьевского особняка в Екатеринбурге, последний из императоров российских Николай Второй и его супруга Александра Федоровна не раз и не два не без основания вспоминали монаха Авеля, быть может, неотступно думали о нем… Я далек от мистики. Она чужда мне! Все гораздо проще! Жизнь торовата на такое, что даже и в кошмарном сне не всегда присниться может! Я и не думал никогда, что буду жадно искать отдельные бумаги, документы, публикации, воспоминания, высказывания, даже слова и фразы, тем или иным образом относящиеся к монаху Авелю, его жизни, делам, предсказаниям? А вот поди ж ты! Ищу… тоже не сплю ночами, думая о нем, правдолюбце, патриоте, соотечественнике, умнице, напоминающем мне Юлиуса Фучика своей поистине непреодолимой убежденностью в собственной правоте, правоте своего дела! Это был сильный, достойный, честный и мужественный человек, готовый на смерть за свои идеи и убеждения! Да будет ему земля пухом!
КЕМ ЖЕ ОН БЫЛ, ЭТОТ ПРОРИЦАТЕЛЬ АВЕЛЬ?
Приступая к публикации в XIX веке материалов о монахе Авеле, известный русский историк, журналист и общественный деятель, организатор, издатель и первый редактор специального журнала «Русская старина» Михаил Иванович Семевский (1832-1892) в публикации «Предсказатель монах Авель» (1875 г., том XII, № 2, с. 414-435) пишет: «Мы имеем возможность ответить на этот вопрос (вынесенный в название главы. — Ю.Р.), так как располагаем документами, относящимися к личности Авеля. Документы эти следующие: 1) Две тетрадки в малую 8-ю долю, написанные по-славянски: на первой странице этих «книжек» изображены разные кружки, литеры славянской азбуки и точки треугольником, среди которых написано; «Печать Господа Бога и Христа Его». В этих тетрадках содержится: а) «Житие и страдание отца и монаха Авеля»; б) «Жизнь и житие отца нашего Дадамия»; в) «Сказание о существе, что есть существо Божие и Божество»; г) «Бытие: книга первая». В одной из этих тетрадок на 26 страницах находятся разные символические круги, фигуры с буквами славянской азбуки и счета, при них находится краткое толкование. 2) Тетрадка (в 16-ю долю) в двух экземплярах, озаглавленная: «Церковныя потребы монаха Авеля»; в ней сокращенно изложена «Книга бытия», помещенная в двух первых тетрадках. 3) 12 писем Авеля к графине Прасковье Андреевне Потемкиной, написанные то по-славянски, то обыкновенным почерком; все письма относятся к 1815-1816 гг. 4) Письмо Авеля к В.Ф.Ковалеву, управляющему фабрикой П.А.Потемкина в Глушкове (1816 г.). Всем этим материалом мы нашли удобным воспользоваться таким образом, что сначала помещаем жизнеописание Авеля в подлиннике, с изменением только самых крупных орфографических неправильностей и с пропуском некоторых мистических измышлений; затем обращаем внимание на статьи Авеля, заключающиеся в упомянутых тетрадках, наконец говорим о письмах его. Из последних документов мы выписываем лишь наиболее характерные места». Однако не богат перечень документов, которыми располагал в ту пору М.И.Семевский. Да и содержащаяся в публикации информация дана в форме выдержек, размер и тематика которых определялись как издателем журнала, так и мнением цензора, с которым ему приходилось считаться. Что касается оригиналов перечисленных выше документов, то, несмотря на их довольно энергичные поиски, мною предпринятые, обнаружить их пока не удалось. Так, в ответ на запросы по этому поводу, направленные в организации, депонировавшие материалы архива М.И.Семевского, пришли следующие ответы:
«Институт русской литературы
(Пушкинский дом) АН СССР № 134.
2 ноября 1982 г.
Рукописный отдел Института русской литературы сообщает, что в архиве журнала «Русская старина» находятся следующие материалы о монахе Авеле: Ф. 265 оп. 1 № 94-95 — корректура статьи «Предсказатель монах Авель». Ф. 265 оп. 1 № 25, с. 248 — обложка рукописи «Монаха Авеля письма к гр. П.А.Потемкиной и его же книжки и кабалистика».
Источник
Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 8 февраля 2020;
проверки требуют 3 правки.
Комплекс Касса́ндры (также известен как синдром, феномен, предсказание, дилемма или проклятье Кассандры) — ситуация, при которой достоверное предчувствие или убеждение обесценивается или упускается из виду и человек, который знает о будущих событиях, не может их предотвратить или убедить других, что его предсказания реальны. Большую роль в данном феномене играет отсутствие дара убеждения в правоте предоставленной информации.
Эта метафора применяется в различных областях — психологии, экологии, политике, научно-исследовательской деятельности, кинематографе, экономике и философии.
Происхождение термина[править | править код]
Согласно греческой мифологии, Кассандра была дочерью Приама, царя Трои. Сражённый её красотой Аполлон наградил её даром предсказания, но когда Кассандра отвергла его, Аполлон наложил на неё проклятье, заключающееся в том, что в её прорицания никто не верил. Всё, что осталось у Кассандры, — знание о будущем, она не могла изменять ход событий или убедить других, что говорит правду. Так, Кассандра предсказала падение Трои, однако ей никто не поверил. Девушка также настаивала, что не стоит вводить деревянного коня в город, присланного в качестве подарка троянцам. Она утверждала, что в нём прячутся вооружённые греки, но её слова вновь остались без внимания[1].
Термин известен с 1949, когда французский философ Гастон Башляр ввёл его для обозначения идеи о том, что будущее может быть известно наперёд в книге «Прикладной рационализм»[2].
Употребление[править | править код]
В психологии[править | править код]
В психологии используется некоторыми специалистами в отношении людей, испытывающих физические и эмоциональные страдания в результате нарушенного межличностного восприятия и которым не верят, когда они пытаются поделиться с другими причиной своих страданий.
Влиятельный британский психоаналитик Мелани Кляйн (1882-1960 гг.) в 1963 предложила образ Кассандры как репрезентацию морального сознания человека, предназначенного для предостережения. Моральное сознание в её образе «предсказывает приход болезни и предупреждает, что последует наказание и поднимется гнев». Потребность Кассандры указывать на нарушения морали и их социальные последствия движима тем, что М. Кляйн называет «деструктивным влиянием жестокого Супер-Эго», которое в греческом мифе представлено богом Аполлоном, повелителем и истязателем Кассандры. Используя эту метафору, М. Кляйн подчеркивает моральную природу некоторых предсказаний, которая стремится пробудить в других «отказ от веры в то, что им кажется истинным и выражает универсальную тенденцию к отрицанию, где отрицание является мощной защитой против наказующей тревоги и вины»[3].
В 1988 специалист в области аналитической психологии Лори Лейтон Шапира (англ. Laurie Layton Schapira) исследовала комплекс Кассандры на примере двух анализантов. На основе клинического опыта она описала 3 составляющие комплекса:
- Нарушение взаимоотношений с архетипом Аполлона;
- Эмоциональные и физические страдания, включая истерию;
- Неверие анализантам при попытке высказать эти переживания другим[4][5].
В 1989 англ. Jean Shinoda Bolen, профессор клинической психиатрии в Калифорнийском университете, опубликовала эссе о боге Аполлоне[6], в котором она подробно изобразила психологический тип «Кассандры-женщины», неблагополучной в отношениях с «Аполлоном-мужчиной». Согласно Дж. Ш. Болен, Кассандра-женщина может проявлять «истерический» подтекст и ей могут не верить, когда она пытается поделиться тем, что она знает[6]. По Дж. Ш. Болен, архетипы Кассандры и Аполлона не имеют гендерной специфики. Она предполагает, что женщина (или мужчина), страдающие комплексом Кассандры, могут становиться более истеричными и иррациональными в результате неблагополучных отношений с архетипом Аполлона и им могут не верить при описании этих взаимоотношений.
В политике[править | править код]
Линкор «Аризона» горит после попадания японской бомбы. Неожиданное нападение японских самолётов на Пёрл-Харбор является, возможно, одним из примеров «комплекса Кассандры».
Термин «эффект Кассандры» получил широкое распространение и довольно часто встречается в сфере принятия политических решений.[7] Проблема заключается в том, что сложнее своевременно и адекватно использовать разведывательную информацию, нежели добыть её. Принять верное решение, исходя из полученных данных, не всегда легко, поскольку вся информация носит социальный характер и заключает в себе настроения социума, а именно, различных его классов и кругов. Помимо преобладающих настроений в обществе, помехой к верному толкованию информации могут служить субъективное видение ситуации и преследуемые государственными деятелями интересы. В связи с этим, случаи принятия в мировой политике решений, противоречащих заключительным данным разведки, встречаются довольно часто[8]. Следующей причиной игнорирования предоставленной информации является психологический фактор антипатии к сведениям, несущим характер негативного оттенка. Зачастую представители власти весьма болезненно реагируют на информацию подобного рода, вследствие чего страдают и сами информаторы. Например, такой чертой отличались Л. И. Брежнев и, по свидетельствам Г. фон Фабер-дю-Фора, атташе Германии в Королевстве Югославия, А. Гитлер. Ещё одной причиной неприятия информации является предпочтение данных, полученных от близкого окружения. Представители властей полагают, что подобная информация гораздо надежнее чем та, которая предоставлена официальной службой разведки. Так, Джимми Картер предпочитал доверять информации, предоставленной САВАК (иранская спецслужба), нежели ЦРУ; Б. Н. Ельцин отдавал предпочтения сведениям полученным от своих «приближенных» лиц, однако, в скором времени, по собственному признанию, осознал масштабы их недостоверности[9].
Военные планы Японии относительно США также были известны президенту Франклину Рузвельту и американскому руководству, однако они категорически отказывались верить в их достоверность, основываясь на том, что Япония скорее нападет на СССР, а добытые данные являются дезинформацией со стороны японских властей с целью отвлечь внимание советского руководства.
В предпринимательстве[править | править код]
В предпринимательстве комплекс Кассандры также является довольно распространённым явлением[10]. Например, компанией Polaroid был проигнорирован отчёт 1997 года о быстром принятии цифровых технологий молодежью, вместо этого подразделения конкурентной разведки были практически распущены. К 2000 году продукция компании перестала выдерживать конкуренцию с цифровой фотографией, а в октябре 2001 года компания начала свою первую процедуру банкротства.
Другие примеры[править | править код]
Как пример комплекса Кассандры в медицине можно привести отношение к родственникам больных с синдромом Аспергера, которым не верят, что у их члена семьи есть это расстройство, несмотря на то, что они просят о помощи[11].
См. также[править | править код]
Эффект Марты Митчел (англ.)русск. — явление, при котором специалисты психиатрической службы не верят своим пациентам, принимая их рассказы о преследовании, похищении и прочие за бредовые и являющиеся симптомом психического расстройства. Термин назван в честь жены Генерального прокурора США Дж. Митчела, которая узнала о незаконной деятельности близкого окружения президента США, которая позже привела к Уотергейтскому скандалу, однако её сведения приняли за душевное расстройство.
Примечания[править | править код]
- ↑ Росциус, Ю. В. Синдром Кассандры // Невозможная цивилизация / А. А. Маслов. — Москва: Знание, 2000. — С. 322—457. — 464 с. — ISBN 5-07-002742-5.
- ↑ Башляр Г. Избранное: Научный рационализм. — Москва—Санкт-Петербург: Университетская книга, 2000. — 325 с. — ISBN 5-323-00018-X.
- ↑ Klein, M. Some Reflexions of The Oresteia // Envy and Gratitude And Other Works 1946—1963. — New York: The Free Press, 1975. — С. 293. — 365 с. — ISBN 0-7432-3775-7.
- ↑ Laurie Layton Schapira. The Cassandra Complex: Living With Disbelief. A Modern Perspective on Hysteria. — New York: BookSurge, 1988. — 159 с. — ISBN 0-919123-35-X.
- ↑ Шапира, Л. Л. Комплекс Кассандры. Современный взгляд на истерию. — Независимая фирма «Класс», 2006. — 176 с. — (Библиотека психологии и психотерапии). — 3000 экз. — ISBN 5-86375-138-X. Архивная копия от 3 января 2014 на Wayback Machine
- ↑ 1 2 Bolen, Jean Shinoda. Gods in Everyman: A New Psychology of Men’s Lives and Loves. — New York: Harpercollins, 1989. — 338 с. — ISBN 9780062500984.
- ↑ Orwell G., Orwell S., Angus I. My Country Right or Left. Nonpareil. 2004
- ↑ Джилад Б. Конкурентная разведка. Как распознать внешние риски и управлять ситуацией. — Санкт-Петербург: Питер, 2010. — 320 с. — (Практика менеджмента). — ISBN 978-5-49807-304-0.
- ↑ Ельцин, Б. Н. Президентский марафон: Размышления, воспоминания, впечатления…. — Москва: АСТ, 2000. — 424 с. — (Практика менеджмента). — ISBN 5–17–003500–4.
- ↑ Davies P. The Cassandra Complex: How To Avoid Generating A Corporate Vision No One Buys Into. IMP. 1998
- ↑ Sheila Jennings. Autism in Children and Parents: Unique Considerations for Family Court Professionals (англ.) // Family Court Review. — October 2005. — Vol. 43, no. 4. — P. 582—595.
Ссылки[править | править код]
А. Н. Сагайдак. Архетип Кассандры как основа комплекса жертвы в женской психологии. Дата обращения 3 января 2014.
Источник
Росциус Юрий
Синдром Кассандры
РОСЦИУС ЮРИЙ ВЛАДИМИРОВИЧ
СИНДРОМ КАССАНДРЫ?
Возможны обстоятельства, в которых
я не могу сказать, что хочу, но не
может наступить время, когда я буду
говорить то, чего не желаю.
Иммануил Кант
Именуют богатством блага те, что
вовне. Настоящее благо существует
во мне.
Рабиндранат Тагор
К ЧИТАТЕЛЮ
Кто не слышал о красавице Кассандре — дочери последнего царя Трои Приама и царицы Гекубы? Плененный ее красотой стреловержец, блюстители космической и человеческой гармонии, бог Аполлон, добиваясь взаимности, одарил Кассандру редкостным даром предвидения. Но отвергла красавица его притязания. Взбешенный отказом бог сделал так, что ее пророчествам перестали верить. Много потеряли люди из-за пренебрежения пророчествами Кассандры. Так, троянцы, в частности, не вняли ее предостережениям о недопустимости похищения Елены Прекрасной Парисом, что привело к Троянской войне. После взятия Трои Кассандра попала в плен к Агамемнону и погибла вместе с ним от руки его ревнивой супруги Клитемнестры. Прорицания Кассандры — в переносном смысле — предсказания, вызывающие недоверие окружающих. Но история, как говорят, повторяется. Герой моего повествования наделен какой-то высшей силой поразительным даром предвидения. За этот дар власть предержащие бросают его в тюрьмы, отправляют в ссылки и в конечном итоге делают все, чтобы даже имя его погрузить в странную, почти непроницаемую тьму забвения. Время и люди приложили к этому руку. Многие годы его жизни прошли в тени монастырских келий и скитов, хуже того- крепостных и тюремных стен, сырости камер, куда и солнце-то лишено было права заглядывать. Режим этих заведений, по мнению лиц там побывавших в шестидесятых годах прошлого столетия, когда они еще исправно функциочировали, в значительной мере напоминал режим узилищ Святой инквизиции. В подобных условиях, мне кажется, даже Олоферну пришлось бы туго! Немало потрудилась на поприще обеспечения забвения и недреманная подобострастная раба Власти, «Госпожа Цензура», создавшая глухой забор вокруг обстоятельств жизни героя настоящего повествования, возникновения его дара предвидения и самих предсказаний. Порой мне кажется, что цензура наших дней ходит еще в коротких штанишках. Сознательно нарушу традиционную очередность повествования о жизни и делах героя моего. Более ста пятидесяти лет тому назад морозным и метелистым февральским утром 1841 года приняла в свое стылое лоно прах моего героя Российская земля. Она не была ему пухом. Комья промерзшей земли барабанили по крышке гроба, когда по традиции каждый присутствующий бросал горсть земли в отверзтую могилу. Вряд ли в тот день на монастырском погосте, где состоялось погребение моего героя, было много народу. Обстановка была, мягко говоря, «не та», поскольку… хоронили заключенного. Хоронили монаха Авеля, умершего на восемьдесят четвертом году жизни в стенах странной обители — Суздальского Спасо-Ефимьевского монастыря, что с XIV века и поныне стоит на берегу реки Каменки. Мрачная слава этой обители сейчас мало кому известна. Знают Бастилию, Шлиссельбург, Петропавловскую крепость… Но спросите кого угодно, что ему известно о Спасо-Ефимьевском монастыре? Скорей всего, молчание будет ответом. А между тем его темные сырые кельи, замшелые высоченные, под стать Кремлевским, стены, денно и нощно охраняемые солдатами, отдавшими честь коменданту-настоятелю этой обители, недвусмысленно говорили о том пристальном внимании, которое, уделялось особам, сподобившимся царской милости! Но даже сквозь стены мрачной обители, даже из могилы на тюремно-монастырском погосте Авель, даром своим, делами и писаниями своими, воздействовал на жизнь людей его никогда не встречавших, родившихся после его смерти, привлекал к себе их мысли, лишая сна, терзая дух и тело предсказаниями своими, серьезность коих доходила до сознания особенно хорошо тогда, когда они начинали сбываться! А сбывались они всегда. Есть все основания полагать, что и через 77 лет после смерти Авеля, то есть в середине июля 1918 года, пребывая в стенах Ипатьевского особняка в Екатеринбурге, последний из императоров российских Николай Второй и его супруга Александра Федоровна не раз и не два не без основания вспоминали монаха Авеля, быть может, неотступно думали о нем… Я далек от мистики. Она чужда мне! Все гораздо проще! Жизнь торовата на такое, что даже и в кошмарном сне не всегда присниться может! Я и не думал никогда, что буду жадно искать отдельные бумаги, документы, публикации, воспоминания, высказывания, даже слова и фразы, тем или иным образом относящиеся к монаху Авелю, его жизни, делам, предсказаниям? А вот поди ж ты! Ищу… тоже не сплю ночами, думая о нем, правдолюбце, патриоте, соотечественнике, умнице, напоминающем мне Юлиуса Фучика своей поистине непреодолимой убежденностью в собственной правоте, правоте своего дела! Это был сильный, достойный, честный и мужественный человек, готовый на смерть за свои идеи и убеждения! Да будет ему земля пухом!
КЕМ ЖЕ ОН БЫЛ, ЭТОТ ПРОРИЦАТЕЛЬ АВЕЛЬ?
Приступая к публикации в XIX веке материалов о монахе Авеле, известный русский историк, журналист и общественный деятель, организатор, издатель и первый редактор специального журнала «Русская старина» Михаил Иванович Семевский (1832-1892) в публикации «Предсказатель монах Авель» (1875 г., том XII, № 2, с. 414-435) пишет: «Мы имеем возможность ответить на этот вопрос (вынесенный в название главы. — Ю.Р.), так как располагаем документами, относящимися к личности Авеля. Документы эти следующие: 1) Две тетрадки в малую 8-ю долю, написанные по-славянски: на первой странице этих «книжек» изображены разные кружки, литеры славянской азбуки и точки треугольником, среди которых написано; «Печать Господа Бога и Христа Его». В этих тетрадках содержится: а) «Житие и страдание отца и монаха Авеля»; б) «Жизнь и житие отца нашего Дадамия»; в) «Сказание о существе, что есть существо Божие и Божество»; г) «Бытие: книга первая». В одной из этих тетрадок на 26 страницах находятся разные символические круги, фигуры с буквами славянской азбуки и счета, при них находится краткое толкование. 2) Тетрадка (в 16-ю долю) в двух экземплярах, озаглавленная: «Церковныя потребы монаха Авеля»; в ней сокращенно изложена «Книга бытия», помещенная в двух первых тетрадках. 3) 12 писем Авеля к графине Прасковье Андреевне Потемкиной, написанные то по-славянски, то обыкновенным почерком; все письма относятся к 1815-1816 гг. 4) Письмо Авеля к В.Ф.Ковалеву, управляющему фабрикой П.А.Потемкина в Глушкове (1816 г.). Всем этим материалом мы нашли удобным воспользоваться таким образом, что сначала помещаем жизнеописание Авеля в подлиннике, с изменением только самых крупных орфографических неправильностей и с пропуском некоторых мистических измышлений; затем обращаем внимание на статьи Авеля, заключающиеся в упомянутых тетрадках, наконец говорим о письмах его. Из последних документов мы выписываем лишь наиболее характерные места». Однако не богат перечень документов, которыми располагал в ту пору М.И.Семевский. Да и содержащаяся в публикации информация дана в форме выдержек, размер и тематика которых определялись как издателем журнала, так и мнением цензора, с которым ему приходилось считаться. Что касается оригиналов перечисленных выше документов, то, несмотря на их довольно энергичные поиски, мною предпринятые, обнаружить их пока не удалось. Так, в ответ на запросы по этому поводу, направленные в организации, депонировавшие материалы архива М.И.Семевского, пришли следующие ответы:
«Институт русской литературы
(Пушкинский дом) АН СССР № 134.
2 ноября 1982 г.
Рукописный отдел Института русской литературы сообщает, что в архиве журнала «Русская старина» находятся следующие материалы о монахе Авеле: Ф. 265 оп. 1 № 94-95 — корректура статьи «Предсказатель монах Авель». Ф. 265 оп. 1 № 25, с. 248 — обложка рукописи «Монаха Авеля письма к гр. П.А.Потемкиной и его же книжки и кабалистика».
С уважением
зав. Рукописным отделом
доктор филологич. наук
К.Н.Григорян»
Рис. 1. Таблицы, собственноручно выполненные отцом Авелем
И второй столь же обескураживающий ответ:
«XI. 1982
В архиве ленинградского отделения Института истории СССР АН СССР находится коллекция документов и рукописей журнала «Русская старина» (колл. 186) и коллекция документов XVII в., собранная самим М.И.Семевским (колл. 120). Однако материалы, Вас интересующие, в наших коллекциях отсутствуют. О составе вышеуказанных коллекций Вы можете узнать из подробного «Путеводителя по Архиву ленинградского отделения Института истории». М.-Л., 1958. Изд-во АН СССР. Судя по тематике указанных вами материалов, Вам, вероятно, следует обратиться в Архив Пушкинского дома либо в рукоп. отдел Библиотеки АН СССР в Ленинграде.
С уважением
зав. архивом
ЛОИИ СССР АН СССР.
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Источник