Ронгинская т и синдром выгорания в социальной профессии

64. Ронгинская Т.И. Синдром выгорания в социальных профессиях // Психологический журнал, Т.23, № 3, – 2002.

65. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – СПб.: Питер, 2002. – 702с.

66. Рукавишников А.А. Опыт создания методики для диагностики психического выгорания // Психология и практика. Ежегодник Российского психологического общества. Ярославль, – 1998.

67.Рутман Э. М. Как преод

олеть стресс. – М., 2000.

68. Сандомирский М. Е. Защита от стресса. – М., 2001.

69. Селье Г. Стресс без дисстресса. – М., Прогресс, 1979.

70. Скугаревская М.М. Синдром эмоционального выгорания // Медицинские новости – 2002 — № 7, с. 3-9.

71.Социальная психология управления. Свенцицкий А.Л., Ленинград, – 1986.

72.Стресс и тревога в спорте: Международный сборник 84 научных статей. / Сост. Ю. Л. Ханин. – М., 1983

73. Судаков К.В. Системные механизмы эмоционального стресса. М., 1981.

74.Тараненко В. Управление персоналом, корпоративный мониторинг, психодиагностика. Изд-во «Ника-Центр», 2002. – 235с.

75. Трунов Д. Г. “Синдром сгорания”: позитивный подход к проблеме // Журнал практического психолога, N 5, 1998.

76.Уиткин. Защити себя от стресса. – М., 2001.

77. Филина С. О «синдроме профессионального выгорания»: https://psy.1september.ru/articlef.php?ID=200303613Форманюк Т.В. Синдром «эмоционального сгорания» как показатель профессиональной дезадаптации учителя. Ж-л «Вопросы психологии», 1994, №6, с. 54 – 67.

78. Фрейденбергер Герберт, Интернет, http: // mm.com.ua
AAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAA

79.Чернисс К. Профессиональное выгорание: беспокойство за работников и боссов растет. Интернет, https://edinorog.boom.ru

80. Шваб Р., Интернет, https:// psyedy.ru

81. Шеффер Д., Интернет, https:// psyedy.ru

82. Юдиц Ю.А. К проблеме профессиональной деформации. Журнал практического психолога. 1998 г., N 7.

Приложение 1

Методика «Феномен эмоционального выгорания»

Инструкция: «Проверьте себя. Если вы являетесь профессионалом в какой-либо сфере взаимодействия с людьми, вам будет интересно увидеть, в какой степени у вас сформировалась психологическая защита в форме эмоционального выгорания. Читайте суждения и отвечайте «да» или «нет». Примите во внимание, что, если в формулировках опросника идет речь о партнерах, то имеются в виду субъекты вашей профессиональной деятельности — пациенты, клиенты, потребители, заказчики, учащиеся и другие люди, с которыми вы ежедневно работаете».

Тест

1. Организационные недостатки на работе постоянно заставляют нервничать, переживать, напрягаться.

2. Сегодня я доволен своей профессией не меньше, чем в начале карьеры.

3. Я ошибся в выборе профессии или профиля деятельности (за­нимаю не свое место).

4. Меня беспокоит то, что я стал хуже работать (менее продук­тивно, качественно, медленнее).

5. Теплота взаимодействия с партнерами очень зависит от моего настроения — хорошего или плохого.

6. От меня как профессионала мало зависит благополучие парт­неров.

7. Когда я прихожу с работы домой, то некоторое время (часа 2-3) мне хочется побыть одному, чтобы со мной никто не общался.

8. Когда я чувствую усталость или напряжение, то стараюсь по­скорее решить проблемы партнера (свернуть взаимодействие).

9. Мне кажется, что эмоционально я не могу дать партнерам того, что требует профессиональный долг.

10. Моя работа притупляет эмоции.

11. Я откровенно устал от человеческих проблем, с которыми при­ходится иметь дело на работе.

12. Бывает, я плохо засыпаю (сплю) из-за переживаний, связан­ных с работой.

13. Взаимодействие с партнерами требует от меня большого на­пряжения.

14. Работа с людьми приносит все меньше удовлетворения.

15. Я бы сменил место работы, если бы представилась возможность.

16. Меня часто расстраивает то, что я не могу должным образом оказать партнеру профессиональную поддержку, услугу, помощь.

17. Мне всегда удается предотвратить влияние плохого настрое­ния на деловые контакты.

18. Меня очень огорчает, если что-то не ладится в отношениях с деловым партнером.

19. Я настолько устаю на работе, что дома стараюсь общаться как можно меньше.

20. Из-за нехватки времени, усталости или напряжения часто уде­ляю партнеру меньше внимания, чем положено.

21. Иногда самые обычные ситуации общения на работе вызыва­ют раздражение.

22. Я спокойно воспринимаю обоснованные претензии партнеров.

23. Общение с партнерами побудило меня сторониться людей.

24. При воспоминании о некоторых коллегах по работе или парт­нерах у меня портится настроение.

25. Конфликты или разногласия с коллегами отнимают много сил и эмоций.

26. Мне все труднее устанавливать или поддерживать контакты с деловыми партнерами.

27. Обстановка на работе мне кажется очень трудной, сложной.

28. У меня часто возникают тревожные ожидания, связанные с работой: что-то должно случиться, как бы не допустить ошибки, смогу ли сделать все, как надо, не сократят ли и т. п.

29. Если партнер мне неприятен, я стараюсь ограничить время общения с ним или меньше уделять ему внимания.

Читайте также:  Дочь ани лорак синдром дауна

30. В общении на работе я придерживаюсь принципа: «Не делай людям добра, не получишь зла».

31. Я охотно рассказываю домашним о своей работе.

32. Бывают дни, когда мое эмоциональное состояние плохо ска­зывается на результатах работы (меньше делаю, снижается качество, случаются конфликты).

33. Порой я чувствую, что надо проявить к партнеру эмоциональ­ную отзывчивость, но не могу.

34. Я очень переживаю за свою работу.

35. Партнерам по работе отдаешь внимания и заботы больше, чем получаешь от них признательности.

36. При мысли о работе мне обычно становится не по себе: начинает колоть в области сердца, повышается давление, появляется головная боль.

37. У меня хорошие (вполне удовлетворительные) отношения с непосредственным руководителем.

38. Я часто радуюсь, видя, что моя работа приносит пользу людям.

39. Последнее время (или как всегда) меня преследуют неудачи в работе.

40. Некоторые стороны (факты) моей работы вызывают глубокое разочарование, повергают в уныние.

41. Бывают дни, когда контакты с партнерами складываются хуже, чем обычно.

42. Я разделяю деловых партнеров (субъектов деятельности) хуже, чем обычно.

43. Усталость от работы приводит к тому, что я стараюсь сокра­тить общение с друзьями и знакомыми.

44. Я обычно проявляю интерес к личности партнера и помимо того, что касается дела.

45. Обычно я прихожу на работу отдохнувшим, со свежими сила­ми, в хорошем настроении.

46. Я иногда ловлю себя на том, что работаю с партнерами авто­матически, без души.

47. По работе встречаются настолько неприятные люди, что не­вольно желаешь им чего-нибудь плохого.

48. После общения с неприятными партнерами у меня ухудшается физическое или психическое самочувствие.

49. На работе я испытываю постоянные физические или психо­логические перегрузки.

50. Успехи в работе вдохновляют меня.

51. Ситуация на работе, в которой я оказался, кажется безысход­ной (почти безысходной).

Источник

Ôîðìèðîâàíèå êëèíèêî-äèàãíîñòè÷åñêèõ êîìïåòåíöèé ó áóäóùèõ ïñèõîëîãîâ. Èçó÷åíèå ôåíîìåíà «âûãîðàíèÿ» â çàðóáåæíîé ïñèõîëîãèè: ýìïèðè÷åñêèå èññëåäîâàíèÿ è ïåðñïåêòèâû. Îñîáåííîñòè ïðîôåññèîíàëüíîé äåÿòåëüíîñòè ëè÷íîñòè, ïîâûøåíèå êâàëèôèêàöèè ïñèõîëîãîâ.

Ñòóäåíòû, àñïèðàíòû, ìîëîäûå ó÷åíûå, èñïîëüçóþùèå áàçó çíàíèé â ñâîåé ó÷åáå è ðàáîòå, áóäóò âàì î÷åíü áëàãîäàðíû.

Ðàçìåùåíî íà https://www.allbest.ru/

Ñïåöèôèêà ïðîÿâëåíèé ñèíäðîìà ïðîôåññèîíàëüíîãî âûãîðàíèÿ ó ïðàêòèêóþùèõ ïñèõîëîãîâ

Êóëàêîâà Ñ.Â., Íà÷àëüíèê îòäåëà ïñèõîëîãè÷åñêîãî îáåñïå÷åíèÿ ïðîôåññèîíàëüíîé äåÿòåëüíîñòè ñîòðóäíèêîâ ÓÈÑ, öåíòðà èññëåäîâàíèÿ ïðîáëåì èñïîëíåíèÿ óãîëîâíûõ íàêàçàíèé è ïñèõîëîãè÷åñêîãî îáåñïå÷åíèÿ ïðîôåññèîíàëüíîé äåÿòåëüíîñòè ñîòðóäíèêîâ ÓÈÑ Ôåäåðàëüíîãî êàçåííîãî ó÷ðåæäåíèÿ Íàó÷íî-èññëåäîâàòåëüñêèé èíñòèòóò Ôåäåðàëüíîé ñëóæáû èñïîëíåíèÿ íàêàçàíèé

Ðåãðåññ êà÷åñòâà è õàðàêòåðà ìåæëè÷íîñòíûõ âçàèìîäåéñòâèé ïðîèñõîäèò íå òîëüêî â êðèçèñíûõ, ýêñòðåìàëüíûõ è íåáëàãîïðèÿòíûõ óñëîâèÿõ. Èññëåäîâàòåëè â 70-å ãã. ïðîøëîãî âåêà ïðèâåëè äîêàçàòåëüñòâà òîãî, ÷òî äàæå âíåøíå óäîâëåòâîðèòåëüíûå è ñòàáèëüíûå âçàèìîäåéñòâèÿ â ñèñòåìå «÷åëîâåê-÷åëîâåê» ñïîñîáñòâóþò ðàçâèòèþ îñîáîãî ðîäà ñòðåññà — ôåíîìåíó ïðîôåññèîíàëüíîãî âûãîðàíèÿ ðàáîòíèêîâ. Ìíîãî÷èñëåííûå æàëîáû íà ñîòðóäíèêîâ, îêàçûâàþùèõ ñîöèàëüíî-ïñèõîëîãè÷åñêóþ ïîìîùü, êîòîðûå íå âûïîëíÿëè â äîëæíîé ìåðå îáÿçàííîñòåé ïî ïîääåðæêå, îáëåã÷åíèþ ïñèõè÷åñêèõ ñîñòîÿíèé, ÿâëÿÿ ñîáîé îáðàçöû ôîðìàëüíîãî è áåçäóøíîãî îòíîøåíèÿ, ïîñëóæèëè íà÷àëîì äëÿ èçó÷åíèÿ äàííîãî ôåíîìåíà.

Îáùåïðèíÿòûé òåðìèí «burnout» — «âûãîðàíèå», ïðåäëîæåííûé Ê. Ìàñëà÷ [15] ïîñëå îïóáëèêîâàíèÿ ðåçóëüòàòîâ èññëåäîâàíèé â 1976 ã. è ïîëó÷èâøèé øèðîêîå ïðèìåíåíèå, íà íàø âçãëÿä, íå äàåò òî÷íîãî îïðåäåëåíèÿ ïðîèñõîäÿùèõ òðàíñôîðìàöèé ëè÷íîñòè. Ìåäèöèíñêîå íàçâàíèå äàííîãî ôåíîìåíà â ÌÊÁ-10 — «ðàññòðîéñòâî ïðèñïîñîáèòåëüíûõ ðåàêöèé» (F43.2) â ñâÿçè ñî ñòðåññîâûìè ñîáûòèÿìè [12] — òàêæå íå ïðèáàâëÿåò ÿñíîñòè è. Òî÷íåå âñåãî, íà íàø âçãëÿä, îòðàæàåò ïðîèñõîäÿùåå îïðåäåëåíèå «staffburned-out» — «îêîí÷àíèå ãîðåíèÿ (âîîäóøåâëåíèÿ)» ïåðñîíàëà, ïðåäëîæåííîå Õ.Ä. Ôðàéäåíáåðãåðîì; çäåñü «ãîðåíèå» îáîçíà÷àåòñÿ êàê îáÿçàòåëüíûé ýëåìåíò äåÿòåëüíîñòè, à íå îòðèöàòåëüíîå ÿâëåíèå, ïðîôåññèîíàëüíîå âûãîðàíèå — ýòî íå «ñãîðàíèå äî òëà îò èçáûòêà îãíÿ», à ïðåêðàùåíèå èíòåðåñà, òâîð÷åñòâà, çäîðîâîãî ëþáîïûòñòâà, ýêñïåðèìåíòèðîâàíèÿ, ýíòóçèàçìà — «íåò îãíÿ â ãëàçàõ» [10].

Èçó÷åíèå ôåíîìåíà ïðîôåññèîíàëüíîãî âûãîðàíèÿ âûÿâèëî åãî íàëè÷èå ó ïðåäñòàâèòåëåé ïðàêòè÷åñêè âñåõ ñîöèîíîìè÷åñêèõ ïðîôåññèé — ó÷èòåëåé, ñîöèàëüíûõ ðàáîòíèêîâ, âðà÷åé, ïñèõîëîãîâ, ñîòðóäíèêîâ ïåíèòåíöèàðíîé ñèñòåìû, ïðàâîîõðàíèòåëüíûõ îðãàíîâ è äð. [1; 2; 3; 4; 5; 6; 7; 9; 11; 13; 16].

Ïî äàííûì èññëåäîâàíèÿ, ïðîâåäåííîãî â Áåëîðóññèè Ï.È. Ñèäîðîâûì [14], ðàçëè÷íàÿ ñòåïåíü âûðàæåííîñòè ïðèçíàêîâ ñèíäðîìà âûãîðàíèÿ äèàãíîñòèðóåòñÿ ó 80% ïñèõîòåðàïåâòîâ, âðà÷åé ïñèõèàòðîâ, ïðè÷åì ðåçêî âûðàæåííûé ñèíäðîì ñ ïñèõîñîìàòè÷åñêèìè è ïñèõîâåãåòàòèâíûìè íàðóøåíèÿìè çàôèêñèðîâàí ó 7,8% äàííîé êàòåãîðèé ïðîôåññèîíàëîâ. Èññëåäîâàíèÿ ó÷àñòâóþùèõ â ïðîãðàììàõ ïîâûøåíèÿ êâàëèôèêàöèè ïñèõîëîãîâ-êîíñóëüòàíòîâ è âðà÷åé ïñèõîòåðàïåâòîâ, ïðîâåäåííûå Ã.À. Ìàêàðîâîé [9] âûÿâèëè, ÷òî ïðèçíàêè ñèíäðîìà ýìîöèîíàëüíîãî âûãîðàíèÿ ðàçëè÷íîé ñòåïåíè âûðàæåííîñòè èìåëè 73% ñïåöèàëèñòà, ÷òî îöåíèâàëîñü ïî íàëè÷èþ ôîðìèðóþùèõñÿ èëè óæå ñôîðìèðîâàâøèõñÿ ôàç ñèíäðîìà. Îäíàêî ïðè ñóùåñòâîâàíèè áîëüøîãî êîëè÷åñòâà èññëåäîâàíèé âûãîðàíèÿ ñðåäè ìåäèöèíñêèõ ðàáîòíèêîâ (ìåäñåñòåð), ïðåïîäàâàòåëåé, ñîòðóäíèêîâ îðãàíîâ âíóòðåííèõ äåë è ïðåäñòàâèòåëåé äðóãèõ ñîöèàëüíûõ ïðîôåññèé ïîäîáíûå ïóáëèêàöèè ïî ïðîôåññèîíàëüíîìó âûãîðàíèþ ïñèõîëîãîâ — ïñèõîòåðàïåâòîâ è êîíñóëüòàíòîâ ÿâëÿþòñÿ äîñòàòî÷íî ðåäêèìè [5].

Читайте также:  Матерей детей с синдромом дауна

 ÷èñëå ïðè÷èí ðàçâèòèÿ âûãîðàíèÿ ñïåöèàëèñòà íàèáîëåå ÷àñòî íàçûâàþòñÿ îñîáåííîñòè ïðîôåññèîíàëüíîé äåÿòåëüíîñòè è ðÿä èíäèâèäóàëüíî-ïñèõîëîãè÷åñêèõ îñîáåííîñòåé ëè÷íîñòè [6; 13].

Ëè÷íîñòíûå îñîáåííîñòè è ïåðâîíà÷àëüíàÿ ïðîôåññèîíàëüíàÿ ìîòèâàöèÿ — îñîáåííîñòè èíäèâèäóàëüíûõ ÷åðò, ñ ðîæäåíèÿ ïðèñóùèõ ÷åëîâåêó, âîñïðèíèìàåìûõ èì êàê æåëàåìûå äëÿ ïîñëåäóþùåé äåÿòåëüíîñòè (ýìïàòèÿ, ñîñòðàäàíèå, âíèìàòåëüíîñòü, âäóì÷èâîñòü, ñêëîííîñòü ê àíàëèçó è ò.ä.) èëè íåîñîçíàííûå è ïîäàâëÿåìûå õàðàêòåðèñòèêè ëè÷íîñòè (ëþáîïûòñòâî ê ÷àñòíîé æèçíè, ìàíèïóëÿòèâíîñòü, ýãîöåíòðè÷íîñòü è ò.ä.).

Äåôîðìèðîâàíèå ëè÷íîñòíûõ ÷åðò è õàðàêòåðèñòèê — ó÷åáà è äàëüíåéøàÿ ïðîôåññèîíàëüíàÿ äåÿòåëüíîñòü, áåçóñëîâíî, ïðåîáðàæàþò ëè÷íîñòü ÷åëîâåêà, îí ïðèîáðåòàåò ìàññó ñïåöèàëüíûõ ïîâåäåí÷åñêèõ, êîãíèòèâíûõ, êîììóíèêàòèâíûõ è äðóãèõ íàâûêîâ, ðàçâèâàåòñÿ èíòðîñïåêöèÿ, ñàìîïîíèìàíèå [8].

Íåñîìíåííî, èçíà÷àëüíûå ñêëîííîñòè è ìîòèâàöèÿ îêàçûâàþò çíà÷èòåëüíîå âëèÿíèå íà âûáîð äåÿòåëüíîñòè, ïðåäñòàâëÿÿ ñîáîé «áëàãîïðèÿòíûé» ôîí, ïî÷âó, íà êîòîðûõ çàòåì ïðîèñõîäèò ïðîôåññèîíàëüíîå ñòàíîâëåíèå. Çíà÷èìûå, ïðîôåññèîíàëüíî âîñòðåáîâàííûå ëè÷íîñòíûå ÷åðòû îòòà÷èâàþòñÿ, ðàçâèâàþòñÿ, è ýòè, ÿâíî ïîçèòèâíûå, èçìåíåíèÿ îïèñûâàþòñÿ âûðàæåíèåì «ëè÷íîñòíûé ïðîôåññèîíàëüíûé ðîñò», íî îäíîâðåìåííî ñ ýòèì âûòåñíåííûì, ïîäàâëÿåìûì ÷åðòàì íàõîäèòñÿ ðàöèîíàëüíîå îïðàâäàíèå, îíè âûõîäÿò íà îñîçíàâàåìûé óðîâåíü è çàîñòðÿþòñÿ, íà÷èíàåò âîçíèêàòü, òî íåãàòèâíîå, ÷òî «ëîìàåò» ëè÷íîñòü. Ïîñòåïåííî è íåóêëîííî ðàçðóøàþòñÿ îáûäåííûå óñòàíîâêè è ñòåðåîòèïû; òàê, íà÷èíàÿñü åùå â ïåðèîä îáó÷åíèÿ, ôîðìèðóåòñÿ ïðîôåññèîíàëüíàÿ êàðòèíà ìèðà. Ýòè íîâûå îñîáåííîñòè ìîãóò âñå áîëåå ãëóáîêî âêëþ÷àòüñÿ â ñòðóêòóðó ëè÷íîñòè, èåðàðõèçèðóÿ åå, ïî ïðèíöèïó èçìåíåíèé, ïðîèñõîäÿùèõ â ëè÷íîñòè ïðè àêöåíòóàöèÿõ. Ïàðàäîêñ â òîì, ÷òî ÷åì âûøå óðîâåíü ïðîôåññèîíàëüíîãî ìàñòåðñòâà ïñèõîëîãà, ÷åì áîëåå ïðîôåññèîíàëüíîå ìèðîâîççðåíèå ïîä÷èíÿåò ñåáå ëè÷íîñòü, òåì áîëåå âåðîÿòíî ðàçâèòèå ïðîôåññèîíàëüíîãî âûãîðàíèÿ.

Âûäåëèì îòäåëüíûå, ñïåöèôè÷íûå äëÿ ïñèõîëîãè÷åñêîé äåÿòåëüíîñòè, ïîñëåäñòâèÿ, îáíàðóæèâàþùèå ñåáÿ â îáûäåííîé æèçíè è çàòðàãèâàþùèå íå òîëüêî ñóáúåêòèâíóþ ñôåðó ñïåöèàëèñòà, íî è îòíîøåíèå ê îêðóæàþùèì è æèçíè â öåëîì. ïñèõîëîã âûãîðàíèå ïðîôåññèîíàëüíûé

Îòêàç îò ñïîíòàííîñòè, íåïðåðûâíàÿ èíòðîñïåêöèÿ — èäåàëèçàöèÿ ïîâåäåíèÿ, ñîñòîÿíèé, îùóùåíèé, ïî÷åðïíóòûõ èç ìíîãîãðàííîé è ðàçíîïëàíîâîé ïñèõîëîãè÷åñêîé ëèòåðàòóðû, ïðèçûâàþùåé ñïåöèàëèñòà ïîñòîÿííî íàáëþäàòü çà ñîáñòâåííûì ïîâåäåíèåì, ðå÷üþ, ìûñëÿìè, ýìîöèÿìè ñ öåëüþ ñàìîäèàãíîñòèêè è ñâîåâðåìåííîé ñàìîêîððåêöèè ïðè îòêëîíåíèè îò «íîðìû», ÷òî ëèøàåò äåÿòåëüíîñòü ñïîíòàííîñòè, íåçàâèñèìîñòè, òâîð÷åñòâà.

Ðàçìûâàíèå ïðîôåññèîíàëüíûõ ãðàíèö — äàæå âíå ðàáî÷èõ îáëàñòåé æèçíè ïðîôåññèîíàëüíûå çíàíèÿ, îáÿçàííîñòè è íàâûêè ïîáóæäàþò ê ðàçâèòèþ «îòâåòñòâåííîñòè çà ïñèõîëîãè÷åñêîå ñîñòîÿíèå» îêðóæàþùèõ ëþäåé, ÷òî ìîæåò âûðàæàòüñÿ â ðàçäà÷å ñîâåòîâ, óíè÷èæàþùèõ «âûñîêîïðîôåññèîíàëüíûõ» îöåíêàõ, íåÿâíûõ çàïðîñàõ/ïðåäëîæåíèÿõ íà ïðîâåäåíèå ïñèõîêîððåêöèè ó îêðóæàþùèõ è ò.ä. Äàííîå îòêëîíåíèå, ãîðÿ÷î ïîääåðæèâàåìîå îêðóæàþùèìè, ñóæàåò ëè÷íîñòíîå ñàìîîïðåäåëåíèå è ãðàíèöû, íèçâîäÿ ÷åëîâåêà äî óðîâíÿ ðåìåñëåííèêà, ïîä÷èíåííîãî ëèøü ïðîôåññèîíàëüíîìó äîëãó: «ß äîëæåí ….- ÿ æå ïñèõîëîã», «Íåçàâèñèìî îò ïðîèñõîäÿùåãî… ÿ îáÿçàí íå òðàâìèðîâàòü îêðóæàþùèõ».

Ïñèõîëîãè÷åñêàÿ ãèïåðèíòåðïðåòàöèÿ — èñòîëêîâàíèå áîëüøèíñòâà æèçíåííûõ çàòðóäíåíèé ïñèõîëîãè÷åñêèìè ïðè÷èíàìè, ïðèäàíèå ïñèõîëîãè÷åñêèì ôàêòîðàì âàæíåéøåãî çíà÷åíèÿ â îáúÿñíåíèè ñàìûõ ðàçíîîáðàçíûõ ñîáûòèé.

Ðàöèîíàëèçàöèÿ ñîáñòâåííûõ ïðîáëåì — îñâîåíèå ïñèõîëîãî-ïñèõîòåðàïåâòè÷åñêîé òåðìèíîëîãèè è øèðîêèé êðóã çíàíèé î ëè÷íîñòè ÷åëîâåêà äàåò îáøèðíîå ïîëå äëÿ êîíñòðóèðîâàíèÿ ðàçóìíûõ, ðàöèîíàëüíûõ îñíîâàíèé è îïðàâäàíèé ñâîèõ äåéñòâèé.  îòëè÷èå îò ïðåäûäóùåãî ïóíêòà, ãäå èìååò ìåñòî ãèïåðáîëèçàöèÿ ïñèõîëîãè÷åñêîãî ôàêòîðà, çäåñü ðå÷ü èäåò î ñî÷èíåíèè «ðàçóìíûõ îñíîâàíèé» äëÿ ñâîèõ ïîñòóïêîâ è óäîáíûõ îáúÿñíåíèé ïîâåäåíèÿ äðóãèõ ëþäåé.

Ïðîôåññèîíàëüíûé ïåðôåêöèîíèçì — ðàáîòà íàä ñîáñòâåííîé ëè÷íîñòüþ ó ïñèõîëîãîâ øèðîêî ðàçðåêëàìèðîâàíà, ÿâëÿåòñÿ «êðàåóãîëüíûì êàìíåì» ñàìîîáðàçîâàíèÿ, ïîääåðæèâàåòñÿ íà îôèöèàëüíîì óðîâíå, è ýòî íå òîëüêî íåïðåìåííîå ïðîõîæäåíèå ëè÷íîé òåðàïèè, îáÿçàòåëüíîå ñóïåðâèçîðñêîå ñîïðîâîæäåíèå ñïåöèàëèñòà, íî è ïåðñîíàëüíûå óñòàíîâêè òèïà: «Ó õîðîøåãî ïñèõîëîãà íå áûâàåò ëè÷íîñòíûõ ïðîáëåì», «Êàêîé æå ÿ ïðîôåññèîíàë, åñëè íå â ñèëàõ ñàìîñòîÿòåëüíî ñïðàâëÿòüñÿ ñî ñâîèìè íåãàòèâíûìè ýìîöèÿìè (ñòðåññàìè, ïðîáëåìàìè è ò.ï.), ÿ íå âïðàâå êîíñóëüòèðîâàòü äðóãèõ ëþäåé».

Òèïîëîãèçàöèÿ ïðîôåññèîíàëüíûõ ñèòóàöèé — åæåäíåâíî ñòàëêèâàÿñü ñ ìíîæåñòâîì ðàçíîîáðàçíûõ ñèòóàöèè, ðàáîòàÿ â ýìîöèîíàëüíî íàïðÿæåííîì ðåæèìå, ïñèõîëîã âûíóæäåí áûñòðî îâëàäåâàòü ðàçíîïëàíîâûì ïîòîêîì èíôîðìàöèè, ÷òî âûíóæäàåò åãî îãðàíè÷èâàòü âîñïðèÿòèå, êëàññèôèöèðîâàòü, òèïîëîãèçèðîâàòü è ò.ï. Íåîáû÷íîå íå êàæåòñÿ åìó óäèâèòåëüíûì, îí, â òîé èëè èíîé ìåðå, ñ ýòèì èëè ïîäîáíûì ýòîìó óæå âñòðå÷àëñÿ. Òàê, ðàçâèòàÿ ïðîôåññèîíàëüíàÿ òîëåðàíòíîñòü ê íåîïðåäåëåííîñòè íàêëàäûâàåò îòïå÷àòîê íå òîëüêî íà äåÿòåëüíîñòü, íî è íà ëè÷íóþ æèçíü ñïåöèàëèñòà.

Ïðîôåññèîíàëüíûé öèíèçì — ïðàêòè÷åñêèé ïñèõîëîã, äëÿ ýôôåêòèâíîé ðàáîòû, âûíóæäåí âûðàáàòûâàòü ñïîñîáíîñòü îäíîâðåìåííî ñ ýìïàòèéíûì ñëóøàíèåì îñòàâàòüñÿ «íåïîãðóæåííûì» â òðóäíóþ æèçíåííóþ ñèòóàöèþ êëèåíòà. Ýòî ïîçâîëÿåò åìó âèäåòü ðàçëè÷íûå ïóòè âûõîäà, êîíòåêñòû, ïðåäîñòàâëÿòü êëèåíòó âîçìîæíîñòè òðàíñôîðìàöèè è èçìåíåíèÿ â ýìîöèîíàëüíîì, êîíöåïòóàëüíîì ïëàíàõ è ò.ä. Èìåÿ âàæíûé ïñèõîòåðàïåâòè÷åñêèé ñìûñë, ýòîò «âçãëÿä ñî ñòîðîíû» òðàêòóåòñÿ ñïåöèàëèñòàìè ïî-ðàçíîìó: îäíè ñ÷èòàþò, ÷òî ýòà ñïîñîáíîñòü ðàçâèâàåò öèíè÷íîå îòíîøåíèå, íåïðèåìëåìîå äëÿ öèâèëèçîâàííîãî ÷åëîâåêà; äðóãèå îöåíèâàþò åå êàê çàùèòíóþ ðåàêöèþ îò ïîâñåäíåâíîãî âûñîêî ýìîöèîíàëüíîãî âçàèìîäåéñòâèÿ; òðåòüè ñ÷èòàþò ýòî âûðàáîòàííîé ñòðàòåãèåé, ïîçâîëÿþùåé «ïðîùå îòíîñèòüñÿ ê æèçíè».

Читайте также:  Мой ребенок умер с синдромом дауна

Ôîðìèðîâàíèå ïñèõîëîãè÷åñêèõ ñóáêóëüòóðàëüíûõ àñïåêòîâ — ðå÷ü èäåò î ñèòóàöèè, êîãäà ñïåöèàëèñòó íå õâàòàåò ïîçèòèâíîé îáðàòíîé ñâÿçè, óñïåøíûõ ðåçóëüòàòîâ, ÿñíûõ îðèåíòèðîâ â êîððåêöèîííîì ïðîöåññå. Ðàñïðîñòðàíåííîé ñòðàòåãèåé êîìïåíñàöèè ðåàëüíîé íåîïðåäåëåííîñòè è áåñïîìîùíîñòè â ïñèõîëîãè÷åñêîé ñôåðå ÿâëÿåòñÿ ôîðìèðîâàíèå ñïåöèôè÷åñêîãî æàðãîíà äëÿ äåãóìàíèçàöèè êëèåíòîâ, íàâåøèâàíèå íà íèõ ÿðëûêîâ, ââåäåíèå â äåÿòåëüíîñòü ñâîäà íåïèñàíûõ ïðàâèë ïîâåäåíèÿ è îáùåíèÿ, ò.å. ðàçâèòèå «ïñèõîñîöèàëüíîé ñóáêóëüòóðû», êîòîðóþ ñïðàâåäëèâî êðèòèêîâàë J. Fengler (Æ. Ôåíãëåð) [17].

Íåñìîòðÿ íà òî, ÷òî ëþáàÿ äåÿòåëüíîñòü, â òîì ÷èñëå ïðîôåññèîíàëüíàÿ, íàêëàäûâàåò ñâîé îòïå÷àòîê íà ÷åëîâåêà, ôàòàëüíîé ïðåäîïðåäåëåííîñòè â ðàçâèòèè ïðîôåññèîíàëüíîãî âûãîðàíèÿ êàæäîãî ðàáîòíèêà íå ñóùåñòâóåò. Ïðàâîìåðíî ãîâîðèòü î íàëè÷èè íåêîòîðîãî ïðåäåëà äîïóñòèìîñòè ðàçâèòèÿ äàííîãî ôåíîìåíà èç-çà äèñáàëàíñà â ñîîòíîøåíèè ïîçèòèâíûõ è íåãàòèâíûõ èçìåíåíèé ëè÷íîñòè ñïåöèàëèñòà. Îãðàíè÷èâøèñü ðàçâèòèåì ëèøü îòäåëüíûõ, «ïîëåçíûõ äëÿ äåÿòåëüíîñòè», ñâîéñòâ, êà÷åñòâ è õàðàêòåðèñòèê ïñèõîëîã òåðÿåò öåëîñòíîñòü ëè÷íîñòè. Ýòî äîñòàòî÷íî ìåäëåííîå, à çíà÷èò, íåçàìåòíîå «çàòóõàíèå ãîðåíèÿ» îòäåëüíûõ ëè÷íîñòíûõ ôðàãìåíòîâ íå òîëüêî ëèøàåò ñïåöèàëèñòà âîçìîæíîñòè â ïîëíîé ìåðå ðåàëèçîâàòüñÿ â ïðîôåññèè, íî è âûçûâàåò ïðèâûêàíèå ê íåãàòèâíûì òåíäåíöèÿì, êîòîðûå ïîñòåïåííî ñòàíîâÿòñÿ íåîòúåìëåìîé ÷àñòüþ åãî ñàìîñòè. Ñëåäóåò çàìåòèòü, ÷òî îò ñèíäðîìà ïðîôåññèîíàëüíîãî âûãîðàíèÿ ÷àùå ñòðàäàþò ñïåöèàëèñòû, ïîïàâøèå ïîä âëèÿíèå ñâîèõ ïðåäñòàâëåíèé î ìîùè è âñåìîãóùåñòâå ïñèõîëîãèè, à çàòåì ðàçî÷àðîâàâøèåñÿ â íèõ. Ïðîôåññèîíàëüíî áîëåå óìåñòíà ïîçèöèÿ ïîíèìàíèÿ åå îãðàíè÷åííîñòè, äîïóùåíèå ñîáñòâåííîé áåñïîìîùíîñòè, à íå ðåàãèðîâàíèå íà íåå àãðåññèâíî, äåïðåññèâíî, îáâèíÿþùå èëè îò÷óæäåííî-öèíè÷íî.

Ïðîôèëàêòèêîé ðàçâèòèÿ äàííîãî ñèíäðîìà òàêæå ÿâëÿåòñÿ óìåíèå ýêîíîìíî ðàñõîäîâàòü ñîáñòâåííûå ëè÷íîñòíûå ðåñóðñû â õîäå êîíñóëüòèðîâàíèÿ, íå òåðÿÿ âíóòðåííåãî ðàâíîâåñèÿ è íå ñîçäàâàÿ ïóòàíèöû îòíîñèòåëüíî ãðàíèö ñ êëèåíòîì. Ïî ìíåíèþ F.M Staemmler (Ô.Ì Ñòàåììëåðà), òàêîå ïîâåäåíèå ïîìîãàþùåãî ïðîôåññèîíàëà îòëè÷àåòñÿ ïðèñóòñòâèåì «èãðîâîãî ýëåìåíòà», «ðàäîñòüþ ýêñïåðèìåíòèðîâàíèÿ», þìîðîì è æèâîñòüþ, à íå ðàáñêîé çàâèñèìîñòüþ îò æåñòêèõ ïàðàäèãì èëè «ôàíàòèçìîì íîâè÷êà» è «êóëüòèâèðîâàíèåì íåîïðåäåëåííîñòè» [16].

Òàêèì îáðàçîì, âàæíåéøèì óñëîâèåì ïðîôèëàêòèêè ïðîôåññèîíàëüíîãî âûãîðàíèÿ ïñèõîëîãîâ ñòàíîâèòñÿ âûðàáîòêà ïðåäñòàâëåíèé î ñîáñòâåííûõ ïåðñïåêòèâàõ êàê ïðîôåññèîíàëüíûõ, òàê è æèçíåííûõ. Ïñèõîëîãè÷åñêàÿ äåÿòåëüíîñòü ïðåäîñòàâëÿåò ñïåöèàëèñòó øèðîêèå âîçìîæíîñòè äëÿ òâîð÷åñòâà, ðàçðåøåíèÿ äåéñòâèòåëüíî çíà÷èìûõ èíäèâèäóàëüíûõ è îáùåñòâåííûõ ïðîáëåì, äëÿ ïîëíîöåííîãî ñàìîðàçâèòèÿ è ñàìîðåàëèçàöèè.

Ëèòåðàòóðà

1. Áàðîáàíîâà Ì.Â. Èçó÷åíèå ïñèõîëîãè÷åñêîãî ñîäåðæàíèÿ ñèíäðîìà «ýìîöèîíàëüíîãî ñãîðàíèÿ»: ó÷åá. Ïîñîáèå. Ì.: Ïåäàãîãèêà, 2005. 527 ñ.

2. Áîéêî Â.Â. Ñèíäðîì «ýìîöèîíàëüíîãî âûãîðàíèÿ» â ïðîôåññèîíàëüíîì îáùåíèè. ÑÏá.: Íàóêà, 1996. 154 ñ.

3. Âîäîïüÿíîâà Í.Å., Êîâàëü÷óê Í.Ñ. Èññëåäîâàíèÿ ïðîôåññèîíàëüíûõ äåôîðìàöèé ïðåäñòàâèòåëåé ïðîôåññèé, îòíîñÿùèõñÿ ê òèïó «÷åëîâåê-÷åëîâåê». — ÑÏá.: ÑÏÁÃÓ, 2008. — 154 ñ.

4. Äåáîëüñêèé Ì.Ã. Ïñèõîëîãè÷åñêàÿ ñëóæáà óãîëîâíî-èñïîëíèòåëüíîé ñèñòåìû êàê òèïîâàÿ ìîäåëü âåäîìñòâåííîé ïñèõîëîãè÷åñêîé ñëóæáû [Ýëåêòðîííûé ðåñóðñ] // Ïñèõîëîãèÿ è ïðàâî. 2011. ¹1.

5. Êîäæàñïèðîâ À.Þ. Ïðîôåññèîíàëüíîå âûãîðàíèå ïñèõîëîãîâ-êîíñóëüòàíòîâ òåëåôîíà äîâåðèÿ. Ñïåöèôèêà, ïðîôèëàêòèêà, âîçìîæíîñòè êîððåêöèè [Ýëåêòðîííûé ðåñóðñ] // Òåîðåòè÷åñêèå è ïðèêëàäíûå àñïåêòû äåÿòåëüíîñòè Öåíòðà ýêñòðåííîé ïñèõîëîãè÷åñêîé ïîìîùè ÌÃÏÏÓ.

6. Êîðîñòûëåâà Ë.À. Ïñèõîëîãèÿ ñàìîðåàëèçàöèè ëè÷íîñòè: çàòðóäíåíèÿ â ïðîôåññèîíàëüíîé ñôåðå. ÑÏá: «Ðå÷ü», 2005. 256 ñ.

7. Êóëàêîâà Ñ.Â., Ôàäååâà Ê.Ô. Ïñèõîëîãè÷åñêèå àñïåêòû ðàçâèòèÿ è ïðîÿâëåíèÿ ýìîöèîíàëüíîãî âûãîðàíèÿ ñîòðóäíèêîâ ïåíèòåíöèàðíûõ ó÷ðåæäåíèé êàê ñëåäñòâèå ïðîôåññèîíàëüíîé äåÿòåëüíîñòè // Óãîëîâíî-èñïîëíèòåëüíàÿ ñèñòåìà: ïåäàãîãèêà, ïñèõîëîãèÿ è ïðàâî: ìàòåð.ìåæðåã. íàó÷í.- ïðàêò. êîíô. Âûï. 2. Òîìñêèé ÈÏÊÐ ÔÑÈÍ Ðîññèè. Òîìñê; Èðêóòñê: Èçä-âî ÎÎÎ «Ìåãàïðèíò», 2014. Ñ. 231-233.

8. Ëóêîâöåâà Ç.Â. Ôîðìèðîâàíèå êëèíèêî-äèàãíîñòè÷åñêèõ êîìïåòåíöèé ó áóäóùèõ ïñèõîëîãîâ [Ýëåêòðîííûé ðåñóðñ] // Ïñèõîëîãèÿ è ïðàâî. 2014. ¹4. Ñ.59-67.

9. Ìàêàðîâà Ã.À Ñèíäðîì ýìîöèîíàëüíîãî âûãîðàíèÿ // Âîïðîñû ñîöèàëüíîãî îáåñïå÷åíèÿ. 2005.¹8. Ñ 11-21.

10. Îðåë Â.Å. Ôåíîìåí «âûãîðàíèÿ» â çàðóáåæíîé ïñèõîëîãèè: ýìïèðè÷åñêèå èññëåäîâàíèÿ è ïåðñïåêòèâû // Øêîëüíûé ïñèõîëîã. 2001. Ò. 22. ¹ 1. Ñ. 90-101.

11. Ïîçäíÿêîâ Â.Ì. Çàäà÷è ïåíèòåíöèàðíûõ ïñèõîëîãîâ ïðè ñîâðåìåííîé ðåôîðìå óãîëîâíî-èñïîëíèòåëüíîé ñèñòåìû Ðîññèè [Ýëåêòðîííûé ðåñóðñ] // Ïñèõîëîãèÿ è ïðàâî. 2012. ¹3.

12. Ïñèõè÷åñêèå ðàññòðîéñòâà è ðàññòðîéñòâà ïîâåäåíèÿ (F00 — F99). Êëàññ V ÌÊÁ-10, àäàïòèðîâàííûé äëÿ èñïîëüçîâàíèÿ â Ðîññèéñêîé Ôåäåðàöèè / Ïîä îáù.ðåä. Á.À. Êàçàêîâöåâà, Â.Á. Ãîëëàíäà. Ì.: ÌÇ ÐÔ, 1998. 512 ñ.

13. Ðîíãèíñêàÿ Ò.È. Ñèíäðîì âûãîðàíèÿ â ñîöèàëüíûõ ïðîôåññèÿõ // Ïñèõîëîãè÷åñêèé æóðíàë. 2002. — òîì 23. — ¹ 3. Ñ.19-24.

14. Ñèäîðîâ Ï.È. Ñèíäðîì ýìîöèîíàëüíîãî âûãîðàíèÿ. [Ýëåêòðîííûé ðåñóðñ] // Ìåäèöèíñêàÿ ãàçåòà. 2005. ¹ 43.

15. Maslach C. Burnout the cost of caring. N.Y., Prentice-Hall, 1982. 231 p.

16. Staemmler F.M. KultivierteUnsicherheit. Gedankenzueinergestaltltherapeutischen Halting, Integrative Therapie 3. Paderborn, 1994. 279 p.

17. Fengler J. Soziologische und psychologischeGruppenmodelleModelle der Gruppe in PsychotherapieindsozialerArbeit / H. Petzold, R. Fruemann (Hrsg.) Bd. 1. Paderborn: JunfermannVerl., 1986. 104 p.

Ðàçìåùåíî íà Allbest.ru

Источник