Ронгинская т и синдром выгорания
Исследования стрессоустойчивости человека в различных профессиях показали, что в группе педагогов существует реальная опасность появления симптомов профессионального выгорания (Burnout). В начале 70-х годов американский психолог Х.Фрейденберг [Freudenberg, 1974] впервые использовал этот термин (Burnout – англ. – выгорание) в связи с требованиями к профессиям, связанным с работой с людьми. В литературе, посвященной синдрому выгорания, можно заметить значи-тельное расширение сфер деятельности, в которых появляется такая опасность. К ним относятся: учителя, психологи и педагоги, полицейские, воспитатели детских домов и др. Проведенные в различных странах исследования показывают, что особой «группой риска» являются учителя [Kyriacou, 1987; Maslach, 1982; Cole, Walker, 1989; Arold, Rongiсska, Schaarschmidt, 1998; Wrona-Polaсska, 1998; Kliњ, Kossewska, 1998].
Развитие синдрома профессиональнго выгорания в группе педагогов вызвано специфическими требованиями, предъявляемыми к этому виду деятельности. Сюда можно отнести, прежде всего, стремление к совершенству и нежелание признавать право на ошибки, низкий социальный престиж педагогов, особенно учителей школ, необходимость решения проблем, связанных с трудными учащимися и отсутствие надлежащей психо-педагогической подготовки. Исследования, проведенные нами среди учителей различных типов польских школ, были направлены на выяснения индивидуальных стратегий поведения в ситуации возрастающих требований, вызванных реформой образовательной системы.
В качестве инструмента исследования был использован Опросник Форм Поведения и Переживания, связанных с Работой, в оригинальном сокращении – AVEM (нем. – Arbeitsbezogenes Verhaltens- und Erlebensmuster) У. Шааршмидта и А. Фишера, разработанный в институте психологии потсдамского университета (Schaarschmidt, Fischer, 1996) и адаптированный к польским условиям на кафедре психологии Высшей Педагогической Школы в Зеленой Гуре (Польша) под руковод-ством Т.Ронгинской и В.Гайды. Опросник позволяет выделить 4 типа поведения в ситуациях профессиональной деятельности:
• Тип G – здоровый тип (нем. gesund – здоровый), активный, способный к решению трудных проблем, придающий работе высокое значение, контролирующий собственные энергетические затраты, отмеченный конструктивным способом преодоления ситуаций неудач.
• Тип S – тип экономный, бережливый (нем.
sparsam – экономный, бережливый), со средним уровнем мотивации и профессиональных амбиций, выраженной склонности к сохранению дистанции по отношению к профессиональной деятельности, удовлетворенный результатами своего труда. Психологическое вмешательство может быть направлено на повышение мотивации деятельности (мотивационный тренинг).
• Тип А – тип риска А, соответствующий классическому описанию Фридмана и Розенмана [Friedmana, Rosenmana, 1974], характеризующийся экстремально вы-соким субъективным значением профессиональной деятельности, высокой готовностью к энергетическим затратам, низкой устойчивостью к фрустрации. Высокий уровень негативных эмоций, являющийся следствием неудовлетворенности работой, а также отсутствием социальной поддержки, позволяет отнести этот тип к груп-пе риска с высокой вероятностью быстрого развития синдрома профессионального выгорания.
• Тип B – тип выгорания (англ. burnout – выгорание) отмечен низким субъективным значением деятельности, низкой стрессоустойчивостью, ограниченной спо-собностью к релаксации и конструктивному решению проблем, тенденцией к отказу в трудных ситуациях, постоянным чувством беспокойства и беспредметного страха. Эти симптомы соответствуют картине синдрома профессионального выгорания, описанного Фрейденбергом и Маслач [Freudenberg, 1974; Maslach, 1982].
Исследования, проведенные в группе из 300 учителей, показали, что более половины из них испытывают чувство перегруженности, беспомощности, недостатка социальной поддержки и нежелания выполнять свою деятельность, т.е. проявляют симптомы профессионального выгорания. Распределение четырех типов AVEM выглядит следующим образом: тип G (21%), тип S (11%,), тип А (48%) и тип В (20%). Полученные результаты показывают, что профессия учителя относится сегодня к группе, наиболее подверженной стрессу, и требует принятия соответствующих психопрофилактических мер и прежде всего усиления пихологической подготовки будущих учителей во время обучения в высших учебных заведениях.
Источник
Исследование синдрома профессионального выгорания среди сотрудников пенитенциарных (тюремных и исправительных) учреждений показывает, что значительная часть персонала (ок. 30 %) характеризуется специфическими симптомами этого феномена: возрастающим психоэмоциональным истощением, низким уровнем удовлетворенности трудом, значительными трудностями в контактах с подопечными, усиливающейся алиенацией (отстраненностью) от содержания деятельности вследствие возрастающего чувства бессилия из-за невозможности осуществления полного контроля за результатами своего труда. Последнее часто появляется в описании содержания синдрома выгорания в группе врачей и среднего медицинского персонала и свидетельствует о сильной подверженности этому явлению в профессиях, связанных с лечением, исправлением, коррекцией, так как именно в этой деятельности эффекты не всегда зависят исключительно от мотивации, установок или профессиональных компетенций работника (Fengler, 2001; Ronginska, 2005, 2008).
Состояние психоэмоциональной перегрузки в профессиях, связанных с необходимостью поддержки постоянных, тесных контактов с другими людьми, было описано ранее как эффект «бессильного помощника» (Schmidbauer, 1977), а позднее определено Х. Фрейден- бергером (Freudenberger, 1974) как основная особенность и сущность синдрома психического выгорания (burnout). Исходя из представлений от том, что в группе сотрудников исправительных учреждений доста-
точно высок риск развития симптомов синдрома профессионального выгорания, нами было проведено исследование пенитенциарного персонала (в количестве 150 чел.) с помощью опросника Поведения и Переживания, связанного с Работой (AVEM — Arbeitsbezogenes Verhaltens- und Erlebensmuster, Schaarschmidt, Fischer, 1996), позволяющего определить уровень психоэмоциональных перегрузок в ситуации высоких требований профессиональной среды (Ronginska, Gaida, 2001, Ронгинская, 2002).
Одной из диагностических возможностей опросника является выявление типа поведения, определенного в теории профессионального выгорания как Витой (ср. тест MBI, Maslach, Jackson, 1986).
Результаты исследований показали, что среди персонала, находящегося в постоянных и непосредственных контактах с осужденными (исключение составляли работники администрации), примерно третья часть опрошенных (29 % общей выборки) относится к категории «выгоревших» (тип В в опроснике AVEM). Наиболее выраженным признаком выгорания оказался низкий уровень удовлетворенности трудом, который определялся в тесте как переживание отсутствия ожидаемых эффектов своей деятельности.
Такая ситуация полностью соответствует декларациям персонала исправительных учреждений, а также студентов направлений специальной педагогики и ресоциализации, в которых часто подвергался сомнению смысл и низко оценивался прогнозируемый результат предпринимаемых пенитенциарных действий. Ранее нами был проведен опрос среди студентов специальности «Ресоциализация» первого и пятого курсов Зеленогурского университета. Уверенность студентов в смысле своей будущей деятельности снижается по мере приобретения специальных знаний в этой области. Студентов пятого курса характеризует значительный скептицизм в оценке успешности процесса ресо- циализации, а сам процесс часто определяется как некоторое желаемое, но невозможное профессиональное достижение.
В теориях профессионального выгорания показано, что негативная установка по отношению к собственной деятельности часто может быть основным фактором быстрого развития симптомов профессионального выгорания, а впоследствии — приводить к возникновению так называемого явления деперсонализации, т. е. к обезличиванию интерперсональных отношений. Из этого следует необходимость включения в профессиональную подготовку будущих специалистов в области пенитенциарной деятельности широкой палитры практических аспектов, направленных на развитие и приобретение конкретных навыков рабо-
ты в реальных условиях исправительных учреждений. Как показывает анализ уровня современной подготовки специалистов этого направления, значительное место занимают в ней теоретические аспекты концепций пенитенциарной педагогики и психологии.
Источник
64. Ронгинская Т.И. Синдром выгорания в социальных профессиях // Психологический журнал, Т.23, № 3, – 2002.
65. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – СПб.: Питер, 2002. – 702с.
66. Рукавишников А.А. Опыт создания методики для диагностики психического выгорания // Психология и практика. Ежегодник Российского психологического общества. Ярославль, – 1998.
67.Рутман Э. М. Как преод
олеть стресс. – М., 2000.
68. Сандомирский М. Е. Защита от стресса. – М., 2001.
69. Селье Г. Стресс без дисстресса. – М., Прогресс, 1979.
70. Скугаревская М.М. Синдром эмоционального выгорания // Медицинские новости – 2002 — № 7, с. 3-9.
71.Социальная психология управления. Свенцицкий А.Л., Ленинград, – 1986.
72.Стресс и тревога в спорте: Международный сборник 84 научных статей. / Сост. Ю. Л. Ханин. – М., 1983
73. Судаков К.В. Системные механизмы эмоционального стресса. М., 1981.
74.Тараненко В. Управление персоналом, корпоративный мониторинг, психодиагностика. Изд-во «Ника-Центр», 2002. – 235с.
75. Трунов Д. Г. “Синдром сгорания”: позитивный подход к проблеме // Журнал практического психолога, N 5, 1998.
76.Уиткин. Защити себя от стресса. – М., 2001.
77. Филина С. О «синдроме профессионального выгорания»: https://psy.1september.ru/articlef.php?ID=200303613Форманюк Т.В. Синдром «эмоционального сгорания» как показатель профессиональной дезадаптации учителя. Ж-л «Вопросы психологии», 1994, №6, с. 54 – 67.
78. Фрейденбергер Герберт, Интернет, http: // mm.com.ua
AAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAA
79.Чернисс К. Профессиональное выгорание: беспокойство за работников и боссов растет. Интернет, https://edinorog.boom.ru
80. Шваб Р., Интернет, https:// psyedy.ru
81. Шеффер Д., Интернет, https:// psyedy.ru
82. Юдиц Ю.А. К проблеме профессиональной деформации. Журнал практического психолога. 1998 г., N 7.
Приложение 1
Методика «Феномен эмоционального выгорания»
Инструкция: «Проверьте себя. Если вы являетесь профессионалом в какой-либо сфере взаимодействия с людьми, вам будет интересно увидеть, в какой степени у вас сформировалась психологическая защита в форме эмоционального выгорания. Читайте суждения и отвечайте «да» или «нет». Примите во внимание, что, если в формулировках опросника идет речь о партнерах, то имеются в виду субъекты вашей профессиональной деятельности — пациенты, клиенты, потребители, заказчики, учащиеся и другие люди, с которыми вы ежедневно работаете».
Тест
1. Организационные недостатки на работе постоянно заставляют нервничать, переживать, напрягаться.
2. Сегодня я доволен своей профессией не меньше, чем в начале карьеры.
3. Я ошибся в выборе профессии или профиля деятельности (занимаю не свое место).
4. Меня беспокоит то, что я стал хуже работать (менее продуктивно, качественно, медленнее).
5. Теплота взаимодействия с партнерами очень зависит от моего настроения — хорошего или плохого.
6. От меня как профессионала мало зависит благополучие партнеров.
7. Когда я прихожу с работы домой, то некоторое время (часа 2-3) мне хочется побыть одному, чтобы со мной никто не общался.
8. Когда я чувствую усталость или напряжение, то стараюсь поскорее решить проблемы партнера (свернуть взаимодействие).
9. Мне кажется, что эмоционально я не могу дать партнерам того, что требует профессиональный долг.
10. Моя работа притупляет эмоции.
11. Я откровенно устал от человеческих проблем, с которыми приходится иметь дело на работе.
12. Бывает, я плохо засыпаю (сплю) из-за переживаний, связанных с работой.
13. Взаимодействие с партнерами требует от меня большого напряжения.
14. Работа с людьми приносит все меньше удовлетворения.
15. Я бы сменил место работы, если бы представилась возможность.
16. Меня часто расстраивает то, что я не могу должным образом оказать партнеру профессиональную поддержку, услугу, помощь.
17. Мне всегда удается предотвратить влияние плохого настроения на деловые контакты.
18. Меня очень огорчает, если что-то не ладится в отношениях с деловым партнером.
19. Я настолько устаю на работе, что дома стараюсь общаться как можно меньше.
20. Из-за нехватки времени, усталости или напряжения часто уделяю партнеру меньше внимания, чем положено.
21. Иногда самые обычные ситуации общения на работе вызывают раздражение.
22. Я спокойно воспринимаю обоснованные претензии партнеров.
23. Общение с партнерами побудило меня сторониться людей.
24. При воспоминании о некоторых коллегах по работе или партнерах у меня портится настроение.
25. Конфликты или разногласия с коллегами отнимают много сил и эмоций.
26. Мне все труднее устанавливать или поддерживать контакты с деловыми партнерами.
27. Обстановка на работе мне кажется очень трудной, сложной.
28. У меня часто возникают тревожные ожидания, связанные с работой: что-то должно случиться, как бы не допустить ошибки, смогу ли сделать все, как надо, не сократят ли и т. п.
29. Если партнер мне неприятен, я стараюсь ограничить время общения с ним или меньше уделять ему внимания.
30. В общении на работе я придерживаюсь принципа: «Не делай людям добра, не получишь зла».
31. Я охотно рассказываю домашним о своей работе.
32. Бывают дни, когда мое эмоциональное состояние плохо сказывается на результатах работы (меньше делаю, снижается качество, случаются конфликты).
33. Порой я чувствую, что надо проявить к партнеру эмоциональную отзывчивость, но не могу.
34. Я очень переживаю за свою работу.
35. Партнерам по работе отдаешь внимания и заботы больше, чем получаешь от них признательности.
36. При мысли о работе мне обычно становится не по себе: начинает колоть в области сердца, повышается давление, появляется головная боль.
37. У меня хорошие (вполне удовлетворительные) отношения с непосредственным руководителем.
38. Я часто радуюсь, видя, что моя работа приносит пользу людям.
39. Последнее время (или как всегда) меня преследуют неудачи в работе.
40. Некоторые стороны (факты) моей работы вызывают глубокое разочарование, повергают в уныние.
41. Бывают дни, когда контакты с партнерами складываются хуже, чем обычно.
42. Я разделяю деловых партнеров (субъектов деятельности) хуже, чем обычно.
43. Усталость от работы приводит к тому, что я стараюсь сократить общение с друзьями и знакомыми.
44. Я обычно проявляю интерес к личности партнера и помимо того, что касается дела.
45. Обычно я прихожу на работу отдохнувшим, со свежими силами, в хорошем настроении.
46. Я иногда ловлю себя на том, что работаю с партнерами автоматически, без души.
47. По работе встречаются настолько неприятные люди, что невольно желаешь им чего-нибудь плохого.
48. После общения с неприятными партнерами у меня ухудшается физическое или психическое самочувствие.
49. На работе я испытываю постоянные физические или психологические перегрузки.
50. Успехи в работе вдохновляют меня.
51. Ситуация на работе, в которой я оказался, кажется безысходной (почти безысходной).
Источник
Проблема исследования
Научные взгляды В.С. Мерлина приобретают сегодня новую остроту и
актуальность, а его концепция интегральной индивидуальности человека стала
общепризнанной в психологии. Некоторые феномены науки вполне находят свое
научное объяснение в работах Вольфа Соломоновича. В частности, эмоциональное
выгорание личности может быть связано с проявлением внутриличностного
конфликта, изучением которого
В.С. Мерлин начал заниматься еще в 40-е годы прошлого века (Мерлин, 1970).
В.С. Мерлин рассматривал приспособление личности к деятельности как состояние
динамического неустойчивого равновесия, которое постоянно нарушается в процессе
деятельности. Состояние длительной дезинтеграции личности выражается в
обострении существовавших ранее или в возникновении новых противоречий между
различными сторонами, свойствами, отношениями и действиями личности и
обозначается как психологический конфликт. Он подчеркивал, что конфликт
личности возникает тогда, когда блокируется система мотивов, выражающих
отношения личности, когда возникает борьба мотивов и отношений. Развитие и
разрешение конфликта представляет собой острую форму развития личности, когда
изменяются прежние и формируются новые отношения личности, изменяется сама
структура личности. В то же время он отмечал, что психологический конфликт –
необходимая форма развития самосознания (Мерлин, 1988).
Выгорание, которое проявляется в эмоциональном истощении, неадекватном
отношении к себе, утрате ощущения смысла своей профессиональной деятельности и
обезличенном отношении к людям, может быть причиной и следствием
психологического конфликта, рассогласованности и борьбы мотивов.
В психологии синдром выгорания традиционно понимается как проявление
усталости, разочарования, эмоционального истощения, низкой производительности,
конфликтности и т. д. (Водопьянова, 2008; Гришина, 2000; Маслач, 1982; Орёл,
2001; Ронгинская, 2002; Фрейденбергер, 1974; и др.). По мнению Н. В. Гришиной
(Гришина, 2000), выгорание не ограничивается профессиональной сферой и
стрессогенным характером деятельности человека. Утрата человеком ощущения
смысла своей профессиональной деятельности, обесценивания усилий и потери веры
в смысл жизни переживается как внутриличностный конфликт. С другой стороны,
переживание конфликта может служить источником развития самосознания и личности
в целом.
Исходя из этих позиций, мы предположили, что существует связь между
показателями эмоционального выгорания, самоотношения и самоактуализации
личности практических психологов.
Процедура и методы исследования
Экспериментальная часть исследования проводилась на выборке психологов,
работающих в системе образования. Выборка состояла из 48 человек (женщины) в
возрасте от 25 до 50 лет. В исследовании использовались методика исследования
уровня эмоционального выгорания В.В. Бойко, методика МИС (С. Р. Пантилеев, В.В.
Столин) и методика САМОАЛ (Э. Шостром).
Результаты исследования
Корреляционный анализ Пирсона выявил следующие связи между показателями
самоотношения и эмоционального выгорания практических психологов.
Показатель шкалы самоотношения «саморуководство» имеет обратную
корреляционную связь с интегральным показателем «эмоционального выгорания»
(–0,460**), с показателями «переживание психотравмирующих обстоятельств»
(–0,374**), «загнанность в клетку» (–0,432**), «неадекватное эмоциональное
реагирование» (–0,330*), а также с общим показателем фазы резистенции
(–0,344*), т. е. развитие синдрома «сгорания» может привести к снижению
саморегуляции личности, возникает тенденция к поиску причин своих поступков,
своих личностных особенностей и результатов деятельности во внешних
обстоятельствах. Шкала «самопривязанности» коррелирует с показателями выгорания
«резистенция» (0,393**) и истощение (0,466***). Данные корреляты отражают
некоторую ригидность Я-концепции, самодостаточность и нежелание реализации
собственного «Я» при развитии «синдрома сгорания». Показатель «внутренняя
конфликтность» напрямую коррелирует с симптомами фазы истощения: «эмоциональный
дефицит» (0,512***), «личностная отстраненность» (0,418***), общим показателем
истощения (0,57***). С нарастанием стресса и усилением личностных и
эмоциональных изменений, связанных с профессиональной деятельностью, может
возрастать чувство беспомощности, утраты интереса к человеку, тенденция к
чрезмерному самокопанию и рефлексии.
Шкала МИС «внутренняя конфликтность» коррелирует с таким симптомом, как
«редукция профессиональных обязанностей» в фазе резистенции (0,390**). Редукция
в профессии психолога может проявляться как попытка облегчить или сократить
свои обязанности, которые требуют энергетических затрат. Одновременно можно
говорить о проявлениях закрытости, поверхностном самодовольстве и отрицании
проблем у людей, подверженных «эмоциональному выгоранию». Шкала самообвинения
МИС положительно коррелирует с симптомами выгорания «тревога и депрессия»
(0,350**), «эмоциональный дефицит (0,452**). Вероятно, в состоянии стресса,
напряжения и тревоги усиливается чувство вины. Таким образом, мы можем говорить
о связи показателей выгорания с отношениями личности к себе, которое
обуславливается многообразием системы мотивов.
В.С. Мерлин подчеркивал, что только вся система мотивов в целом, характер их
связи, подчинение, соподчинение и синтезирование достаточно полно и всесторонне
характеризуют отношение личности, которое обусловлено различными мотивами. По
его мнению, различные группы мотивов присутствуют во внутриличностных
конфликтах, в том числе, связанных с трудовой деятельностью, хотя степень их
влияния на отношения личности различна у разных людей (Мерлин, 1970).
В связи с этим положением рассмотрим результаты корреляционного анализа
между показателями самоотношения и самоактуализации. Выявлено, что шкала
самоотношения «внутренняя конфликтность» отрицательно связана с общим
показателем самоактуализации (–0,645***). Внутренняя несогласованность, борьба
мотивов, тенденция к чрезмерному самокопанию может сдерживать стремление
личности к самореализации, творчеству. Показатель внутренней конфликтности
отрицательно коррелирует со шкалами САМОАЛ «ориентация во времени» (–0,596***),
«потребностью в познании» (–0,372**), «креативностью» (–0,398**) и
«аутосимпатией» (–0,415***). Таким образом, конфликтность собственного «Я»
психолога может сопровождаться тревожными переживаниями прошлого,
неспособностью наслаждаться актуальным моментом жизни. Чем выше уровень
конфликтности «Я», тем ниже потребность личности в познании, тем ниже
креативность как творческое отношение к жизни в целом. Чем выше показатель
внутренней конфликтности, тем ниже показатель аутосимпатии, что предполагает
снижение самооценки и непринятие себя. Показатель самообвинения отрицательно
коррелирует с такими показателями САМОАЛ как самоактуализация (–0,497***),
креативность (–0,353**), аутосимпатии (–0,354**).
Таким образом, можно говорить о том, что показатели внутренней
конфликтности, самообвинения, непринятия профессионалом самого себя напрямую
связаны с показателями выгорания.
После того как феномен выгорания стал общепризнанным и были выявлены его
негативные последствия, исследователи все больше стали уделять внимание
предупреждению данного синдрома, рассматривать личностные и социальные ресурсы
преодоления выгорания, модели и стратегии преодолевающего поведения (копинги),
которые обусловлены жизненной позицией личности, ее активностью, потребностями
в самореализации своего потенциала и способностей. Люди с высоким творческим
потенциалом чаще используют разнообразные и эффективные копинг-стратегии,
помогающие противостоять психическому выгоранию.
На эту общую закономерность указывал В.С. Мерлин в своих работах,
рассматривая индивидуальность по образцу большой саморегулируемой системы. Он
подчеркивал, что первичным опосредующим звеном между разными уровнями этой
системы является индивидуальный стиль жизнедеятельности или деятельности,
который выполняет системообразующую функцию (Мерлин, 1986). Необходимой
предпосылкой системообразующей функции является зона неопределенности
требований деятельности. Наличие зоны неопределенности обусловливает активность
человека, способность его к творчеству, самореализации. Наибольшее значение для
детерминации зоны неопределенности имеют мотивы деятельности. Деятельность в
условиях зоны неопределенности удовлетворяет некоторые основные социогенные
потребности человека, например, потребность в творчестве. Поиск новых проблем
обозначает, что человек ставит перед собой не единственную цель, а несколько,
для достижения которых необходимы разные деятельности, т. е. потребность в
творчестве удовлетворяется в наибольшей степени тогда, когда имеется достаточно
широкая зона неопределенности деятельности.
В нашем исследовании получены некоторые подтверждения данных положений.
Результаты показали, что существует отрицательная корреляция между показателями
«эмоционального выгорания» и самоактуализации.
Общий показатель синдрома выгорания отрицательно коррелирует с показателями
общего уровня самоактуализации (–0,346*), креативностью (–0,432**),
аутосимпатией (–0,331*), «взглядом на природу человека» (–0,465***). Показатель
начальной фазы сгорания (фаза напряжения) отрицательно коррелирует с
показателем самоактуализации (–0,372*). Показатель «эмоционального дефицита»
имеет отрицательную связь со шкалами «ориентация во времени» (–0,482***) и
«ценности» (–0,535***). Симптом «личностной отстраненности» отрицательно
коррелирует с показателями самоактуализации «креативность (–0,482***),
«гибкость в общении» (–0,347**), а также со шкалой «взгляд на природу человека»
(–0,553***). Чем выше творческие возможности человека, гибкость в общении,
восприятие любого человека как самоценности, тем шире зона неопределенности
деятельности, ниже показатель личностной и профессиональной дистанции, выше
интерес к другому человеку.
Выводы
Обнаружена связь между показателями эмоционального выгорания и
самоотношения, одним из которых является показатель внутренней конфликтности
личности. Существует отрицательная связь между показателями самоактуализации и
эмоционального выгорания. Выявлена связь между показателями самоактуализации и
внутренней конфликтности личности. Таким образом, чем выше творческий потенциал
личности, креативность, позитивное самовосприятие, тем меньше риск выгорания,
и, наоборот, при снижении собственной самоценности, способности к саморазвитию
и творчеству в деятельности повышается уровень эмоционального выгорания
психолога и внутренней конфликтности личности.
Такой подход к изучению данной проблемы нам кажется весьма перспективным, он
позволяет взглянуть на проблему эмоционального выгорания, формирования
личностных и социальных ресурсов, копинг-стратегий в русле взглядов В.С.
Мерлина на систему отношений и мотивов личности, природу внутриличностных
конфликтов, механизмов их урегулирования.
Источник