Ронгинская синдром выгорания в социальных профессиях

Ронгинская синдром выгорания в социальных профессиях thumbnail

Исследования стрессоустойчивости человека в различных профессиях показали, что в группе педагогов существует реальная опасность появления симптомов профессионального выгорания (Burnout). В начале 70-х годов американский психолог Х.Фрейденберг [Freudenberg, 1974] впервые использовал этот термин (Burnout – англ. – выгорание) в связи с требованиями к профессиям, связанным с работой с людьми. В литературе, посвященной синдрому выгорания, можно заметить значи-тельное расширение сфер деятельности, в которых появляется такая опасность. К ним относятся: учителя, психологи и педагоги, полицейские, воспитатели детских домов и др. Проведенные в различных странах исследования показывают, что особой «группой риска» являются учителя [Kyriacou, 1987; Maslach, 1982; Cole, Walker, 1989; Arold, Rongiсska, Schaarschmidt, 1998; Wrona-Polaсska, 1998; Kliњ, Kossewska, 1998].

Развитие синдрома профессиональнго выгорания в группе педагогов вызвано специфическими требованиями, предъявляемыми к этому виду деятельности. Сюда можно отнести, прежде всего, стремление к совершенству и нежелание признавать право на ошибки, низкий социальный престиж педагогов, особенно учителей школ, необходимость решения проблем, связанных с трудными учащимися и отсутствие надлежащей психо-педагогической подготовки. Исследования, проведенные нами среди учителей различных типов польских школ, были направлены на выяснения индивидуальных стратегий поведения в ситуации возрастающих требований, вызванных реформой образовательной системы.

В качестве инструмента исследования был использован Опросник Форм Поведения и Переживания, связанных с Работой, в оригинальном сокращении – AVEM (нем. – Arbeitsbezogenes Verhaltens- und Erlebensmuster) У. Шааршмидта и А. Фишера, разработанный в институте психологии потсдамского университета (Schaarschmidt, Fischer, 1996) и адаптированный к польским условиям на кафедре психологии Высшей Педагогической Школы в Зеленой Гуре (Польша) под руковод-ством Т.Ронгинской и В.Гайды. Опросник позволяет выделить 4 типа поведения в ситуациях профессиональной деятельности:

• Тип G – здоровый тип (нем. gesund – здоровый), активный, способный к решению трудных проблем, придающий работе высокое значение, контролирующий собственные энергетические затраты, отмеченный конструктивным способом преодоления ситуаций неудач.

• Тип S – тип экономный, бережливый (нем.

sparsam – экономный, бережливый), со средним уровнем мотивации и профессиональных амбиций, выраженной склонности к сохранению дистанции по отношению к профессиональной деятельности, удовлетворенный результатами своего труда. Психологическое вмешательство может быть направлено на повышение мотивации деятельности (мотивационный тренинг).

• Тип А – тип риска А, соответствующий классическому описанию Фридмана и Розенмана [Friedmana, Rosenmana, 1974], характеризующийся экстремально вы-соким субъективным значением профессиональной деятельности, высокой готовностью к энергетическим затратам, низкой устойчивостью к фрустрации. Высокий уровень негативных эмоций, являющийся следствием неудовлетворенности работой, а также отсутствием социальной поддержки, позволяет отнести этот тип к груп-пе риска с высокой вероятностью быстрого развития синдрома профессионального выгорания.

• Тип B – тип выгорания (англ. burnout – выгорание) отмечен низким субъективным значением деятельности, низкой стрессоустойчивостью, ограниченной спо-собностью к релаксации и конструктивному решению проблем, тенденцией к отказу в трудных ситуациях, постоянным чувством беспокойства и беспредметного страха. Эти симптомы соответствуют картине синдрома профессионального выгорания, описанного Фрейденбергом и Маслач [Freudenberg, 1974; Maslach, 1982].

Исследования, проведенные в группе из 300 учителей, показали, что более половины из них испытывают чувство перегруженности, беспомощности, недостатка социальной поддержки и нежелания выполнять свою деятельность, т.е. проявляют симптомы профессионального выгорания. Распределение четырех типов AVEM выглядит следующим образом: тип G (21%), тип S (11%,), тип А (48%) и тип В (20%). Полученные результаты показывают, что профессия учителя относится сегодня к группе, наиболее подверженной стрессу, и требует принятия соответствующих психопрофилактических мер и прежде всего усиления пихологической подготовки будущих учителей во время обучения в высших учебных заведениях.

Источник

64. Ронгинская Т.И. Синдром выгорания в социальных профессиях // Психологический журнал, Т.23, № 3, – 2002.

65. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – СПб.: Питер, 2002. – 702с.

66. Рукавишников А.А. Опыт создания методики для диагностики психического выгорания // Психология и практика. Ежегодник Российского психологического общества. Ярославль, – 1998.

67.Рутман Э. М. Как преод

олеть стресс. – М., 2000.

68. Сандомирский М. Е. Защита от стресса. – М., 2001.

69. Селье Г. Стресс без дисстресса. – М., Прогресс, 1979.

70. Скугаревская М.М. Синдром эмоционального выгорания // Медицинские новости – 2002 — № 7, с. 3-9.

71.Социальная психология управления. Свенцицкий А.Л., Ленинград, – 1986.

72.Стресс и тревога в спорте: Международный сборник 84 научных статей. / Сост. Ю. Л. Ханин. – М., 1983

73. Судаков К.В. Системные механизмы эмоционального стресса. М., 1981.

74.Тараненко В. Управление персоналом, корпоративный мониторинг, психодиагностика. Изд-во «Ника-Центр», 2002. – 235с.

75. Трунов Д. Г. “Синдром сгорания”: позитивный подход к проблеме // Журнал практического психолога, N 5, 1998.

76.Уиткин. Защити себя от стресса. – М., 2001.

77. Филина С. О «синдроме профессионального выгорания»: https://psy.1september.ru/articlef.php?ID=200303613Форманюк Т.В. Синдром «эмоционального сгорания» как показатель профессиональной дезадаптации учителя. Ж-л «Вопросы психологии», 1994, №6, с. 54 – 67.

78. Фрейденбергер Герберт, Интернет, http: // mm.com.ua
AAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAA

79.Чернисс К. Профессиональное выгорание: беспокойство за работников и боссов растет. Интернет, https://edinorog.boom.ru

80. Шваб Р., Интернет, https:// psyedy.ru

81. Шеффер Д., Интернет, https:// psyedy.ru

82. Юдиц Ю.А. К проблеме профессиональной деформации. Журнал практического психолога. 1998 г., N 7.

Приложение 1

Методика «Феномен эмоционального выгорания»

Инструкция: «Проверьте себя. Если вы являетесь профессионалом в какой-либо сфере взаимодействия с людьми, вам будет интересно увидеть, в какой степени у вас сформировалась психологическая защита в форме эмоционального выгорания. Читайте суждения и отвечайте «да» или «нет». Примите во внимание, что, если в формулировках опросника идет речь о партнерах, то имеются в виду субъекты вашей профессиональной деятельности — пациенты, клиенты, потребители, заказчики, учащиеся и другие люди, с которыми вы ежедневно работаете».

Тест

1. Организационные недостатки на работе постоянно заставляют нервничать, переживать, напрягаться.

2. Сегодня я доволен своей профессией не меньше, чем в начале карьеры.

3. Я ошибся в выборе профессии или профиля деятельности (за­нимаю не свое место).

4. Меня беспокоит то, что я стал хуже работать (менее продук­тивно, качественно, медленнее).

5. Теплота взаимодействия с партнерами очень зависит от моего настроения — хорошего или плохого.

6. От меня как профессионала мало зависит благополучие парт­неров.

7. Когда я прихожу с работы домой, то некоторое время (часа 2-3) мне хочется побыть одному, чтобы со мной никто не общался.

8. Когда я чувствую усталость или напряжение, то стараюсь по­скорее решить проблемы партнера (свернуть взаимодействие).

9. Мне кажется, что эмоционально я не могу дать партнерам того, что требует профессиональный долг.

10. Моя работа притупляет эмоции.

11. Я откровенно устал от человеческих проблем, с которыми при­ходится иметь дело на работе.

Читайте также:  Острый коронарный синдром догоспитальном этапе

12. Бывает, я плохо засыпаю (сплю) из-за переживаний, связан­ных с работой.

13. Взаимодействие с партнерами требует от меня большого на­пряжения.

14. Работа с людьми приносит все меньше удовлетворения.

15. Я бы сменил место работы, если бы представилась возможность.

16. Меня часто расстраивает то, что я не могу должным образом оказать партнеру профессиональную поддержку, услугу, помощь.

17. Мне всегда удается предотвратить влияние плохого настрое­ния на деловые контакты.

18. Меня очень огорчает, если что-то не ладится в отношениях с деловым партнером.

19. Я настолько устаю на работе, что дома стараюсь общаться как можно меньше.

20. Из-за нехватки времени, усталости или напряжения часто уде­ляю партнеру меньше внимания, чем положено.

21. Иногда самые обычные ситуации общения на работе вызыва­ют раздражение.

22. Я спокойно воспринимаю обоснованные претензии партнеров.

23. Общение с партнерами побудило меня сторониться людей.

24. При воспоминании о некоторых коллегах по работе или парт­нерах у меня портится настроение.

25. Конфликты или разногласия с коллегами отнимают много сил и эмоций.

26. Мне все труднее устанавливать или поддерживать контакты с деловыми партнерами.

27. Обстановка на работе мне кажется очень трудной, сложной.

28. У меня часто возникают тревожные ожидания, связанные с работой: что-то должно случиться, как бы не допустить ошибки, смогу ли сделать все, как надо, не сократят ли и т. п.

29. Если партнер мне неприятен, я стараюсь ограничить время общения с ним или меньше уделять ему внимания.

30. В общении на работе я придерживаюсь принципа: «Не делай людям добра, не получишь зла».

31. Я охотно рассказываю домашним о своей работе.

32. Бывают дни, когда мое эмоциональное состояние плохо ска­зывается на результатах работы (меньше делаю, снижается качество, случаются конфликты).

33. Порой я чувствую, что надо проявить к партнеру эмоциональ­ную отзывчивость, но не могу.

34. Я очень переживаю за свою работу.

35. Партнерам по работе отдаешь внимания и заботы больше, чем получаешь от них признательности.

36. При мысли о работе мне обычно становится не по себе: начинает колоть в области сердца, повышается давление, появляется головная боль.

37. У меня хорошие (вполне удовлетворительные) отношения с непосредственным руководителем.

38. Я часто радуюсь, видя, что моя работа приносит пользу людям.

39. Последнее время (или как всегда) меня преследуют неудачи в работе.

40. Некоторые стороны (факты) моей работы вызывают глубокое разочарование, повергают в уныние.

41. Бывают дни, когда контакты с партнерами складываются хуже, чем обычно.

42. Я разделяю деловых партнеров (субъектов деятельности) хуже, чем обычно.

43. Усталость от работы приводит к тому, что я стараюсь сокра­тить общение с друзьями и знакомыми.

44. Я обычно проявляю интерес к личности партнера и помимо того, что касается дела.

45. Обычно я прихожу на работу отдохнувшим, со свежими сила­ми, в хорошем настроении.

46. Я иногда ловлю себя на том, что работаю с партнерами авто­матически, без души.

47. По работе встречаются настолько неприятные люди, что не­вольно желаешь им чего-нибудь плохого.

48. После общения с неприятными партнерами у меня ухудшается физическое или психическое самочувствие.

49. На работе я испытываю постоянные физические или психо­логические перегрузки.

50. Успехи в работе вдохновляют меня.

51. Ситуация на работе, в которой я оказался, кажется безысход­ной (почти безысходной).

Источник

Библиографическое описание:


Любарская, С. И. Проблема профессионального эмоционального выгорания сотрудников Следственного комитета Российской Федерации / С. И. Любарская, А. В. Миликова. — Текст : непосредственный, электронный // Молодой ученый. — 2018. — № 46 (232). — С. 256-257. — URL: https://moluch.ru/archive/232/53950/ (дата обращения: 28.04.2020).



Вданной работе автор рассматривает проблему профессионального выгорания сотрудников Следственного комитета Российской Федерации, в частности причины данного явления. Также затрагивается проблема невозможности применения классических способов профилактики СЭВ к следователям в силу специфики работы следователей.

Ключевые слова: синдром эмоционального выгорания (СЭВ), профилактика, следователь, Следственный комитет Российской Федерации.

Термин «эмоциональное выгорание» многие слышали и не раз, но мало кто знает, что появился он в 1974 году благодаря американскому психиатру Г. Фрейденбергму. Он использовал его для характеристики психологического состояния здоровых людей, находящихся в интенсивном и тесном общении с клиентами, пациентами в эмоционально нагруженной атмосфере при оказании профессиональной помощи.

Позднее К. Маслач предложила рассматривать синдром эмоционального выгорания как результат несоответствия между личностью и работой, и чем сильнее это несоответствие, тем выше вероятность выгорания [3, с. 74]. Таким образом, можно говорить о том, что изначально неправильно выбранный вид деятельности может провоцировать появление негативных факторов, оказывающих влияние на личность, поведение и т. д.

Синдром эмоционального выгорания (СЭВ) представляет собой состояние эмоционального, умственного истощения, физического утомления, возникающее в результате хронического стресса на работе [2, с. 5]. Данный синдром в большинстве случаев развивается у людей, занятых в сфере социальной работы (система «человек-человек»). В данную сферу входят представители правоохранительных органов. Указанный синдром принято рассматривать как результат неблагоприятного разрешения стресса на рабочем месте.

На сегодняшний день основным направлением для исследований в научном сообществе является эмоциональное выгорание сотрудников уголовно-исполнительной системы России. На эту тему пишется множество научных статей, диссертаций и т. д. Данная работа посвящена непосредственно эмоциональному выгоранию следователей, поскольку эта тема остается актуальной и по сей день.

Работникам правоохранительных органов в своей работе приходится сталкиваться с такими ситуациями, с которыми представители других профессий не сталкиваются. Чаще всего они ставят человека в состояние чрезвычайного стресса.

Выделяют три основных признака эмоционального выгорания:

  1. предельное истощение;
  2. отстраненность от клиентов (пациентов, учеников) и от работы;
  3. ощущение неэффективности и недостаточности своих достижений [1, с. 90].

Все эти признаки могут быть присущи и к некоторым иным видам деятельности. Но именно работа в правоохранительной системе вызывает, несомненно, большую эмоциональную нагрузку на своих сотрудников.

Наиболее склонны к выгоранию люди, обладающие определенными чертами характера. Это интроверты, гуманные личности-идеалисты, чуткие, ранимые люди, которые подвержены воздействию негативного влияния окружения. Также синдром эмоционального выгорания зависит и от гендерного признака: более склонны к нему женщины, чем мужчины [4].

Проявление эмоционального выгорания у следователя начинается с перехода трудового энтузиазма и воодушевления в состояние хронической усталости, ухудшения памяти, упадка сил [5]. Если вовремя не обнаружить данное состояние, то через некоторое время возникает повышенная восприимчивость к различным инфекционным заболеваниям из-за снижения иммунитета, а также могут возникнуть жалобы психосоматического характера.

Невозможно полностью исключить влияние негативных и вредных факторов в процессе работы. Правильно организованная профилактика СЭВ способствует предотвращению профессионального выгорания сотрудников.

Читайте также:  Поясничный синдром симптомы и лечение

Обычно выделяют следующие профилактические направления:

– развитие систем мотивации;

– улучшение условий труда;

– тимбилдинг;

– ротация персонала (горизонтальная или вертикальная);

– планирование четкой системы продвижения сотрудников, их карьерного роста;

– оптимизирование рабочих обязанностей, правильное делегирование полномочий;

– повышение заработной платы;

– социальная защита работников;

– предотвращение (искоренение) негатива в коллективе;

– внедрение в компанию специальных тренингов, ролевых и деловых игр, привлечение коучей, активных наставников;

– конструктивная оценка работы персонала, проведение мониторинга вовлеченности и удовлетворения работников своей деятельностью.

Однако, в силу специфики работы следственных органов, не все вышеуказанные меры могут быть применимы в работе следователя. Например, развитие систем мотивации, тимбилдинг, конструктивная оценка работы персонала, проведение мониторинга вовлеченности и удовлетворения работников своей деятельностью и другие методы не могут быть применены из-за перегруженности органов следствия, специфики работы следователей, они будут просто неуместны.

Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что классические способы предупреждения выгорания сотрудников не могут быть в полной мере применимы к следователям. Для этого актуальной задачей для штатных психологов является строгий профессиональный отбор будущих сотрудников СК РФ, а также разработка способов и мер предупреждения и сглаживания факторов, которые способствуют возникновению синдрома эмоционального выгорания.

Литература:

  1. Ронгинская Т. И. Синдром выгорания в социальных профессиях. // Психологический журнал. — 2002, том23, № 3. — с.85–95.
  2. Скугаревская Т. М. Синдром эмоционального выгорания: диагностика, профилактика, терапия / Министерство здравоохранения Беларуси, 2003 г.
  3. Штефан Е. Ф. Особенности эмоционального выгорания у сотрудников исправительных учреждений, включенных в служебное общение с осужденными/ Вестник института: преступление, наказание, исправление. М., 2016 г. С. 73–76.
  4. Онлайн-школа Владимира Тарасова. [Электронный ресурс] URL: https://premiummanagement.com/blog/vygoranie-sotrudnikov. Режим доступа: свободный, дата обращения: 06.11.2018.
  5. Интервью психолога управления А. С. Толотова журналисту информационного агентства «Национальный альянс». [Электронный ресурс] URL: https://yaroslavl.sledcom.ru/Vne_processa/item/1080859/. Режим доступа: свободный, дата обращения: 06.11.2018.

Основные термины (генерируются автоматически): эмоциональное выгорание, работа, удовлетворение работников, развитие систем мотивации, проведение мониторинга вовлеченности, профессиональное выгорание сотрудников, конструктивная оценка работы персонала, Следственный комитет, Российская Федерация, синдром.

Источник

Основные подходы к изучению проблемы выгорания
в профессиональной деятельности

Профессиональная деятельность большинства специалистов включает в себя воздействие внутренних и внешних стресс-факторов, являющихся порой серьезным испытанием для адаптивных возможностей профессионала.

Определение составляющих структуры выгорания психологической направленности были посвящены работы В. Е. Орел (изучение структурно-функциональной организации и генезиса выгорания), Е. С. Картавой (выявление особенностей структурных составляющих психического выгорания в профессиях «субъект-субъектного» и «субъект-объектного» типа), О. В. Ильиных (социально-психологических составляющих эмоционального выгорания сотрудников правоохранительных органов), Н. В. Мальцевой и А. В. Гавриловой (исследование развития выгорания у педагогических работников), а также К. Ю. Жеглова (операторов связи).

Рассматривая взгляд О. В. Гребенниковой на вероятность возникновения эмоционального выгорания, причем в комплекте с истощением, деперсонализацией и обесцениванием профессиональных успехов, можно отметить, что эти последствия возникают тогда, когда есть недостаток возможностей приспособления человека к возрастающим нагрузкам и несоответствии положения его собственным ожиданиям1.

В современных подходах к вопросу о выгорании можно выделить различные взгляды. Например, Маслач и Джексон указывают, что люди профессий по типу «человек-человек», у которых в профессиональной деятельности присутствуют длительные стрессы, связанные с межличностными коммуникациями, склонны к сильной ответной эмоциональной реакции, которая и является эмоциональным выгоранием. По мнению ученых, это является следствием того, что трудно поддерживать близкий эмоциональный контакт с людьми длительное время2.

В. В. Бойко под эмоциональным выгоранием определяет: «выработанный личностью механизм психологической защиты в форме полного или частичного исключения эмоций (понижения их энергетики) в ответ на избранные психотравмирующие воздействия»3.

Соглашаясь с взглядом автора на данную проблему, мы также можем отметить, что многие внешние факторы, такие как материальная база, функциональное содержание работы и ее социально-психологические условия, постоянная психоэмоциональная включенность человека в работу, а также внутренние причины, например, эмоциональная ригидность и интенсивность переживаний, связанных с работой, способствуют развитию изучаемого синдрома4.

Понятие «эмоционального выгорания» является предметом изучения различных отраслей и направлений психологической науки. Х. Дж. Фройденбергер ввел термин «эмоциональное выгорание» для описания истощенности сотрудников, вынужденных постоянно общаться с клиентами. Проведенные впоследствии научные исследования значительно увеличили список профессий подверженных данному феномену, содержательное понятие выгорания и его составляющих, были выделены условия возникновения и развития деформации с точки зрения различных подходов.

Среди зарубежных ученых термин «эмоциональное выгорание» является распространенным и общеизвестным. На территории постсоветского пространства принято пользоваться широкой терминологией («эмоциональное сгорание», «эмоциональное перегорание», «синдром выгорания», «синдром эмоционального выгорания», «синдром профессионального выгорания», «профессиональное выгорание» и «психическое выгорание», «синдром психического выгорания», «синдром профессионального угасания», «психологическое выгорание», «выгорание личности»)5. Однако следует определить, что данное состояние, сказывающееся негативно на многих сферах жизни человека возникает именно в профессиональной деятельности.

Поначалу феномен эмоционального выгорания исследовался у работников обслуживающей (помогающей) сферы: медики, учителя, социальные работники, продавцы и торговые агенты и т. д. В связи с этим данное понятие лучше всего изучено в психологии труда, педагогике и социальной психологии.

Рогнинская Т. И. считает, что важнейшей задачей психологии труда является изучение и разработка программ по профилактики и коррекции эмоционального выгорания у работников различных профессий. Все эти меры могут способствовать повышению работоспособности и продуктивности персонала и снижению смены кадров6.

Среди психологов до сих пор нет целостного понимания эмоционального выгорания в профессиональной деятельности. Е. Махер, К. Кондо, например, рассматривают данный феномен как вид профессионального стресса. Кристина Маслач, специалист в области психологии здоровья определила выгорание как индивидуальный стресс. Дж. Джексон, Дж. Гринберг, В. Е. Орел, Т. В. Форманюк, М. В. Борисова и Н. Е. Водопьянова исследовали данный феномен как стресс-синдром, М. Буриш как процесс, Е. Махер и Дж. Лейтер как результат профессиональной деятельности. Отечественные же ученые В. Е. Орел и Е. С. Картавая рассматривали эмоциональное выгорание, как взаимодействие нескольких негативных психических состояний, которые постоянны во времени и необратимы, также они могут приводить и к личностной дисфункции7.

А. Чиром, Х. Сиксма, В. Шауфели и Д. Дирендонк рассматривают синдром выгорания как двухфакторную модель, включающую эмоциональное истощение и деперсонализацию. Шамис В. А. выделяет три фактора, составляющих истощение в качестве симптомов, такие как эмоциональное, физическое и умственное. При этом истощение считается главной причиной выгорания, а остальные проявления лишь последствием8.

По мнению К. Маслач и С. Джексон эмоциональное выгорание включает три компонента (трехфакторная модель): эмоциональное истощение, деперсонализацию и редукцию профессиональных достижений. Другими специалистами подчеркивалась также и трудовая составляющая. Предполагалось, что именно это и является следствием профессиональной несостоятельности9.

По представлениям В. Е. Орла эмоциональное выгорание является особой формой профессиональных деструкций и занимает промежуточное положение между психическими процессами, состояниями и свойствами личности10.

Читайте также:  Посткоагуляционный синдром что это такое

Традиционно различают два основных подхода к определению структуры эмоционального выгорания и его симптомов: результативный (Е. Махер, S. Kahill, C. Cherniss и др.) и процессуальный (C. Cherniss, J. Edelwich, R. Brodsky, L. Hallsten, М. Буриш)11.

По мнению В. В. Бойко процессуальный подход можно рассматривать, как неотделимый от развития человека, как профессионала, процесс, возникающий при несоответствии определенных ожиданий человека и требований профессии. Также ученый в своих трудах определяет выгорание как комплексное состояние истощения, возникающее в процессе профессиональной деятельности, которое может появиться у тех людей, которые ранее успешно работали как профессионалы в рамках получения результатов12.

В. Е. Орел объединил два различных подхода к пониманию эмоционального выгорания. Он определил его, как единое состояние и с результативной и процессуальной сторон. Эти два понятия связывают эмоционально-мотивационную сферу и особенности профессиональной деятельности в единое целое13.

Возвращаясь к трудам Т. И. Рогинской, мы можем определить, что само возникновение и развитие эмоционального выгорания носит неравномерный характер. Мы можем увидеть, что личность человека, как профессионала, регрессирует, продуктивность работы и различных сторон жизни (эмоциональной, мотивационной и когнитивной) падает14.

На данном этапе развития отечественной науки, соглашаясь с мнением Э. Ф. Зеер, мы рассмотрели процесс профессионального становления, как непрерывное развитие, то есть, специалист развивается от начала трудового пути до момента, когда завершает свою профессиональную деятельность15. Рассматривая взгляды Н. Е. Водопьяновой, мы можем подчеркнуть, что профессионализация при этом может проявляться в двух направлениях: конструктивном и деструктивном. Как мы увидели, в первом случае специалист будет переходить на новые ступени карьерной лестницы, осваивать и совершенствовать профессиональные навыки, а впоследствии выступать в роли наставника для молодых специалистов. Во втором же, менее благоприятном варианте, сотрудник вместе с опытом будет приобретать профессиональные деформации, негативное эмоциональное состояние, неудовлетворенность своей работой16.

Специфика, содержание и особенности влияния профессионального содержания на личность человека интересует многих отечественных и зарубежных ученых. Вместе с тем, единства в определении терминов профессионального (эмоционального) выгорания в научном сообществе пока не достигнуто.

Изучая труды современных специалистов, мы сделали вывод, что на возникновение, развитие и степень выраженности эмоционального выгорания влияет множество факторов: возраст, пол, семейное положение, индивидуальные особенности человека, организационные факторы, особенности профессиональной деятельности17.

Молодые специалисты, по нашему мнению, более склонны к эмоциональному выгоранию в начале карьеры из-за столкновения с реальностью, порой не отвечающей их запросам и ожиданиям. А вот у возрастных специалистов больше всего происходит развитие эмоционального истощения и деперсонализации, меньше редукция профессиональных достижений18.

Мы сделали вывод о том, что вместе с изучением данной темы большое внимание необходимо уделять разработке эффективных мер профилактики и преодоления эмоционального выгорания. Вот, например, в рамках профилактики возникновения эмоционального выгорания, мы рассмотрели взгляды Г. А. Робертс о работе в ситуации распределенной ответственности. В данной ситуации резко замедляется развитие синдрома эмоционального выгорания. Мы увидели, что при нечеткой или неравномерно распределенной ответственности за свою работу этот фактор резко возрастает даже при небольшой рабочей нагрузке. Мы поняли то, что в случаях отсутствия интеграции, несогласованности совместных усилий, при имеющейся конкуренции, эмоциональное выгорание резко возрастает и его уровень растет19.

Существуют взгляды о влиянии половой принадлежности на формирование выгорания. Они бывают неоднозначны. Часть исследователей обнаружили большую склонность к выгоранию у мужчин, в то время как другие ученые в своих исследованиях подтвердили эту склонность у женщин. Впоследствии была установлена связь соответствия выполняемой работы сотрудника и его поло-ролевой ориентации.

Соглашаясь с Л. Михайловым, мы смогли заключить, что мужчины более склонны к обязанностям, требующим эмоциональной сдержанности, демонстрации своих достижений перед другими, особых физических данных, мужской отваги и т. д. Тогда как для женщины более предпочтительна деятельность, основанная на сопереживании, воспитательных умениях, подчинении и т. д.20

Довольно важным явилось исследование взаимоотношений между эмоциональным выгоранием и полом для профессий с большей долей женского труда.

Довольно противоречивы данные о взаимосвязи выгорания и стажа работы по специальности. Большинство исследователей отмечали отсутствие взаимосвязи между этими показателями. Однако, некоторые, все-таки рассматривали эту связь.

Таким образом, нами было определено, что проблема структуры и причин возникновения и развития эмоционального выгорания в результате профессиональной деятельности у работающих в различных профессиях на данное время остается до конца не изученной. Однако, особенности личности специалиста, подвергающегося воздействию внешних факторов, организация его деятельности и внешние факторы окружающей среды влияют на развитие синдрома эмоционального выгорания.

1 Гребенникова О.В. Проблема охраны и укрепления профессионального здоровья педагогов // Здоровье нации — основа процветания России : материалы науч.-практ. конгрессов IV Всероссийского форума. Т. 2. Раздел «Здоровье нации и образование». М., 2008. С. 42.

2 Борисова М. Б. Профессиональное выгорание: факторы, динамика, профилактика // Актуальные проблемы науки : ИГУМО и ИТ как исследовательский центр. 2013. Вып. 1. С. 183.

3 Бойко В. В. Правила эмоционального поведения. СПб. : Речь, 2007. С. 54.

5 Мальцева Н. В. проявление синдрома психического выгорания в процессе профессионализации учителя : дис. … канд. психол. наук. Екатеринбург, 2005. С. 67.

6 Ронгинская Т. И. Синдром выгорания в социальных профессиях // Психологический журнал. 2005. № 3. С. 88.

7 Водопьянова Н. Е. Ресурсное обеспечение противодействия профессиональному выгоранию субъектов труда [Электронный ресурс] : автореф. дис. … д-ра псих. наук. СПб., 2014. С. 27. URL: https://disser.spbu.ru/
disser2/148/aftoreferat/Vodopyanova_avtoreferat.pdf (дата обращения: 18.01.2019).

8
Шамис В. А. Особенности эмоционального выгорания персонала организации // Лидерство и менеджмент. 2016. № 2. С. 130.

9
Орел В. Е. Исследование феномена «психического выгорания» в отечественной и зарубежной психологии // Проблемы общей и организационной психологии. 2009. № 4. С. 74.

10
Орел В. Е. Феномен «выгорания» в зарубежной психологии: эмпирические исследования и перспективы // Психологический журнал. 2010. № 1. С. 68.

11
Бойко В. В. Охрана психического здоровья. М. : Академия, 2004. С. 214.

12
Там же. С. 216.

13
Орел В. Е. Исследование феномена «психического выгорания» в отечественной и зарубежной психологии // Проблемы общей и организационной психологии. 2009. № 4. С. 83.

14
Ронгинская Т. И. Синдром выгорания в социальных профессиях // Психологический журнал. 2005. № 3. С. 91.

15
Коростылева Л. А. Самореализация личности в профессиональной сфере: генезис затруднений. СПб. : Речь, 2011. С. 127.

16
Водопьянова Н. Е., Старченкова Е. С. Синдром выгорания: диагностика и профилактика. СПб. : Питер, 2009. С. 124.

17
Водопьянова Н. Е., Старченкова Е. С. Синдром выгорания: диагностика и профилактика. СПб. : Питер, 2009. С. 92.

18
Орел В. Е. Феномен «выгорания» в зарубежной психологии: эмпирические исследования и перспективы // Психологический журнал. 2010. № 1. С. 32.

19
Робертс Г. А. Профилактика выгорания // Вопросы общей психотерапии. 2004. № 1. С. 30.

20
Орел В. Е. Феномен «выгорания» в зарубежной психологии: эмпирические исследования и перспективы // Психологический журнал. 2010. № 1. С. 35.

Источник