Романчук о и синдром дефицита
Юля любит рисовать. Она рисует свои книги и придумывает истории. Почти все они о девочке и ее друзьях – лесных животных. Рисование настолько захватывает девочку, что она может долго быть сосредоточенной и тихой. А на уроках девочка преимущественно рассеянна и невнимательна. Ее успеваемость в школе очень непостоянна. Учительница часто жалуется, что Юля на уроках «не работает», «витает где-то в облаках». «То же с домашним заданием, – говорит мама. – Мне нужно сидеть над ней и постоянно напоминать: сосредоточься, будь внимательной. И я знаю, что она может, она просто не хочет. Юля, словно малый ребенок, – хочет делать лишь то, что ей нравится, и не понимает слова «надо». Я безмерно устала от того, что каждый день должна по четыре часа делать с дочкой домашние задания – у меня такое впечатление, что это я учусь в школе…»
Двигательная гиперактивность у Юли выражена незначительно, вместе с тем она «гиперговорливая» – говорит действительно очень много, в общении и с детьми, и со взрослыми очень непосредственна и искренна. Юлина потребность говорить значительно затрудняет ее способность слушать – девочка перебивает, хочет сказать свое и не дает высказаться другим. Возможно, именно из-за этого у нее мало друзей. «Со мной не хотят дружить, – сознается Юля. – Они смеются надо мной и говорят, что я больная на голову…»
Улыбка Андрея способна обезоружить каждого. Он будто двойник Пети Пяточкина – добрый, искренний, открытый и «невинно непослушный». Так же, как и Петя, Андрей в беспрерывном движении – мечтает стать гонщиком. Не во снах, а в реальности он хочет поехать в Африку, где, кроме слоников, хотел бы увидеть и всех других зверей и принять участие в авторалли по Сахаре. Доброта Андрея безгранична – по словам мамы, «он отдаст последнюю рубаху», а его любимое дело – помогать людям. Наибольшая трудность Андрея – плохая самоорганизация: он все теряет, забывает, не успевает. «Я словно его личный ассистент по организации времени, – улыбается мама. – Постоянно должна все напоминать, проверять, контролировать». От его «дезорганизованного и хаотичного» стиля жизни, кажется, больше всех страдает старший брат, который однажды признался маме, что, когда вырастет, хотел бы жить отдельно от Андрея…
У мальчика также проблемы в школе с поведением на уроках и не только. Его дневник исписан замечаниями. Впрочем, классный руководитель говорит об Андрее не без симпатии: «Он очень неорганизованный, шумный, с ним все время случаются какие-то происшествия. Но вместе с тем добрый и отзывчивый. Когда я сказала Андрею, как я устала делать ему замечания, он искренне сознался: «Дарья Алексеевна, вы поймите, я честно вам говорю, я хочу быть послушным, очень хочу, но что-то мне не дает…»
Захар тоже гиперактивный и импульсивный. И у него тоже много проблем «в мире людей». И тоже нет друзей, постоянные замечания за поведение, давление на маму с требованием забрать ребенка из «престижной» школы. Захар любит динозавров и ботанику. И он, в отличие от большинства гиперактивных мальчишек, которые типично хотят стать гонщиками, хочет стать ботаником. «С растениями легче, чем с людьми», – тихо вздыхает он. А еще рисует отца с крыльями. Я спрашиваю, почему с крыльями. Отвечает: «Потому что папа сейчас далеко и я хочу, чтобы он как можно скорее прилетел к нам…»
А вот дома у Захара больших проблем нет. «Да, он слишком активный, да, мне нужно его контролировать и помогать с уроками больше, чем дочке, но в целом он очень добрый, помогает мне по дому, хотя иногда и надо с ним построже. Мы с ним друзья. Он моя опора, потому что муж сейчас далеко на заработках. И меня мой сын вполне устраивает, хотя я и понимаю, что он может не всегда устраивать других…»
Родители Ростика пришли на консультацию в отчаянии. «У нас в семье постоянные крики. Наш Ростик неуправляемый. Он делает что хочет. Он безответственный. Эгоист. Он нас обманывает. Выносил из дома деньги, чтобы покупать друзьям чипсы. Он нас не уважает. Грубит. Не хочет учиться. Он постоянно все ломает и уничтожает». В рассказе родителей ощущаются большое напряжение и усталость, и даже отчаяние… «Он у нас один, вы понимаете, мы уже к стольким специалистам обращались, и нам никто не может ни объяснить, что с ним, ни посоветовать, как помочь. Возможно, мы плохие родители, делаем что-то не так?» Через некоторое время на одной из консультаций мама признается: «Я просто не выдерживаю. Я люблю его, но его поведение превращает меня в зверя. Мне уже в который раз ночью снится сон, что я его убиваю. Мне страшно…»
А Ростик будто клоун – даже на консультации он все превращает в шутку. Его улыбка, мимика, жесты исполнены артистизма и театрального совершенства опытного артиста цирка. И неудивительно – ведь в школе все время «репетиции и выступления». Это, кажется, единственный способ, который мальчик нашел для того, чтобы привлечь к себе внимание одноклассников и занять свое место в коллективе. Однако его несерьезность – это то, что на поверхности. В разговоре наедине он сказал: «Я – хроническое разочарование для всех. Я какой-то не такой, у меня какие-то мозги дурные». И дал удивительный ответ на тестовый вопрос о трех мечтах: «Не разливать молоко. Не злить маму. Не злить папу». А когда вырастет, хочет стать, как папа, – таксистом-гонщиком…
А Тарас не хочет вырастать, чтобы кем-то стать. «Я хочу превратиться в ледяную сосульку. Чтобы растаять – и чтобы никто не смог меня найти…»
Эта книга написана с мечтой о том, что Тарас, Саша, Юля и многие другие дети не захотят превращаться в сосульку, а будут счастливо расти и со временем станут хорошими людьми. Что их добрые мечты будут осуществляться, а их таланты – раскрываться и реализовываться. Что они смогут за жизнь нарисовать не один счастливый рисунок, найти друзей и в конце концов свое место в этом мире. Так как они не только дети, которые создают особенные трудности, они также дети с особенными способностями и многими положительными чертами. Без их радости и любви к жизни, неисчерпаемого энтузиазма и непосредственности этот мир будет тусклее и беднее, в нем не будет хватать чего-то очень хорошего… Но без соответствующей поддержки их положительные качества могут не раскрыться, а жизнь – не состояться. Эти дети нуждаются в понимании и помощи. Нуждаются они. Нуждаются также и их родители. И именно об этом книга – как понять этих детей и как помочь им на их пути в Жизнь…
Часть I
Природа СДВГ
Первый и самый важный шаг в помощи детям с СДВГ – понимание природы этого расстройства.
Samuel Goldstein
Что такое СДВГ?
СДВГ – это полиморфный клинический синдром, главным проявлением которого является нарушение способности ребенка контролировать и регулировать свое поведение, что выливается в двигательную гиперактивность, нарушения внимания и импульсивность. На слове «полиморфный» хочется сделать особое ударение, поскольку в действительности нет двух одинаковых детей с СДВГ, у этого синдрома много лиц и широкий спектр возможных проявлений.
Это психиатрическое расстройство – его причиной, вопреки распространенным мифам, являются особенности строения и функционирования головного мозга, а не плохое воспитание, аллергия и т. п. Настоящая причина состоит либо в генетических факторах (в преобладающей части случаев), либо в перинатальном поражении центральной нервной системы. Именно поэтому СДВГ – это расстройство развития, а не просто «невинные» особенности темперамента ребенка, и его проявления присутствуют с раннего детства, они «встроены» в темперамент, а не приобретаются со временем и не носят временный характер. В этом СДВГ отличается от «эпизодических» психиатрических расстройств, например, таких как депрессии, посттравматическое стрессовое расстройство и других. О расстройстве мы говорим потому, что такие черты как гиперактивность, импульсивность и нарушения внимания выражены несоответственно возрасту, и эти черты приводят к серьезным нарушениям функционирования ребенка в основных сферах жизни.
Источник
Последними доказательствами генетической природы расстройства, которую на данный момент считают основной в большинстве случаев СДВГ, стало выявление конкретных генов, которые значительно чаще обнаруживаются у детей с этим расстройством. Это прежде всего гены, которые отвечают за систему дофамина и норадреналина (в частности ген дофамин-транспорта-зы /DAT 1 – 10 аллель/, ген D4 дофаминового рецептора /DRD4 – 7 аллель/, гены адренорецепторов /ADRA2A и ADRA2C/, гены моноаминооксидазы А и катехолметилтрансферазы. Впрочем, как и для большинства современных психиатрических расстройств с генетической природой, СДВГ является полигенным расстройством: то есть его порождает, вероятнее всего, комбинация генов, а не один ген, и потому у разных детей с СДВГ могут быть разные комбинации генов из тех, которые считаются ответственными за наличие этого расстройства. Это объясняет клинически полиморфную картину расстройства, существование разных степеней тяжести и подтипов СДВГ, а также высокую частоту наличия коморбидных расстройств, значительная часть которых, вероятно, также имеет генетическую природу.
Следует отметить, что существует ряд гипотез относительно причин СДВГ, которые не нашли научного подтверждения. К ним относятся теории, связывающие СДВГ с воздействием инвазии гельминтов на ЦНС, с влиянием диеты, богатой углеводами и пищевыми добавками, с вестибулярной и гормональной дисфункцией, патологическими формами воспитания в семье и т. д.
Важно также вспомнить, что присутствие СДВГ у ребенка статистически связано с определенными характеристиками семьи ребенка, но это, вероятно, не этиологические факторы, а следствия или сопутствующие проблемы. Например, отмечаются такие факторы, как низкий социально-экономический уровень семьи; отсутствие высшего образования у матери; отсутствие отца; недостаточный медицинский уход во время беременности и пр. (Barkley, 1996. С. 109).
Рис. 1. Нарушение функции лобной коры и ее регулирующего влияния на базальные ганглии, мозжечок и лимбическую систему вследствие дефекта механизма транспортировки дофамина на синаптическом уровне (справа).
Таким образом, на сегодня можно утверждать, что СДВГ является этиологически полиморфным расстройством, причиной которого являются по меньшей мере два фактора – генетический и органическое поражение ЦНС или же их комбинации. Причем генетический фактор, вероятно, является основным в подавляющем большинстве случаев, хотя сама генетическая форма СДВГ обусловливается различными комбинациями генов, а значит также полиморфна. Однако при этом общая клиническая картина СДВГ обусловлена конечным следствием действия этиологических факторов – нарушением функции лобной коры и ее регулирующего влияния на базальные ганглии и лимбическую систему.
Несмотря на то, что причины СДВГ – биологические, основные модулирующие факторы, влияющие на проявления СДВГ, на психологическое развитие ребенка в целом, и вероятность вторичных осложнений, – психосоциальные – и они могут играть как защитную, ресурсную роль, так, к сожалению, и психотравмирующую. К этим факторам относятся в первую очередь характеристики семьи ребенка, качество его отношений с родными, характеристики педагогов, социальной среды ровесников, школы (Barkley, 1996). Большую роль играет также наличие эффективных программ помощи детям с СДВГ и их доступность. СДВГ, как и любое расстройство, является биопсихосоциальным расстройством по своей природе, и именно взаимодействие биологических факторов, индивидуальных психологических характеристик ребенка и его социальной среды определяет динамику развития ребенка и его прогноз. Поэтому для достижения желаемого результата – положительной самоактуализации ребенка с СДВГ – помощь детям с СДВГ должна быть комплексной и направленной на все факторы.
Конец ознакомительного фрагмента.
Текст предоставлен ООО «ЛитРес».
Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.
Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.
Источник
Библиографическое описание:
Митенкова, Т. В. Синдром дефицита внимания и гиперактивности. Что нужно знать учителю-логопеду? / Т. В. Митенкова, Л. К. Анищенко, Е. В. Митенкова. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2017. — № 5 (15). — С. 69-73. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/74/2808/ (дата обращения: 17.06.2020).
В последнее время сначала в интернете, а потом и на телевидении, в газетах и журналах замелькали сообщения о детях-индиго, «детях новой формации», которых ничему не надо учить, потому что они и так умнее всех взрослых, вместе взятых. Это дети, «обладающие тёмно-синим цветом ауры», чувствующие себя «царственными», не признающие авторитета взрослых и не желающие им подчиняться, отвергающие любые дисциплинарные требования и монотонную работу, склонные к творчеству, способные рассуждать на философские темы и т. д. Далее обычно следует вывод, что дети-индиго появились на земле под влиянием многопланетного разума (или иных высших сил), что они призваны изменить мир к лучшему, а также, что психологи и педагоги не желают замечать «детей новой формации» в силу своей узколобости, а врачи даже предлагают лечить таких детей [4, с.96].
«От чего лечить? От гениальности?» — возмущаются родители. «Конечно, не от гениальности. От последствий родовой травмы, которые мешают таким детям адаптироваться, использовать в полной мере все свои способности и, в конечном счете, быть счастливыми. Эти дети — не инопланетяне, им нужен не контакт с ноосферой, а толковый врач-невролог, который поможет научиться терпению, дисциплине, самоконтролю, словом, всему тому, что помогает добиться успеха в жизни» — отвечают врачи.
В действительности в описаниях детей-индиго причудливо перемешаны нормальные особенности детской психики (высокая самооценка, предприимчивость, творческая активность, склонность к абстрактным «рассуждениям», обычно представляющим собой винегрет из услышанных когда-то высказываний взрослых, эгоцентризм, неумение считаться с окружающими, возрастное упрямство и негативизм) и симптомы так называемой гиперактивности (неумение ждать и терпеть даже несколько минут, подчиняться элементарным дисциплинарным требованиям, неумение сосредоточиться, неумение вступать в продуктивное общение с детьми и взрослыми).
А начинается всё с патологической беременности. В результате нарушений кровообращения в плаценте (такое чаще всего случается при позднем токсикозе) у ребёнка нарушаются тонкие механизмы регуляции мозгового кровообращения и обмена веществ в тканях мозга. Неврологи называют это состояние перинатальной энцефалопатией, то есть поражением мозга в дородовом периоде, или ПЭП (диагноз, который часто можно увидеть в карточках новорождённых младенцев). В результате раннего органического поражения центральной нервной системы она запаздывает в темпах созревания и функционирует на недостаточном уровне: у гипоактивных детей нарушается нормальное функционирование системы возбуждения, а у гиперактивных детей — нормальное функционирование системы торможения.
Гиперактивные дети — это дети, которые крайне легко возбуждаются, очень подвижны, активны и с большим трудом поддаются контролю. Гипоактивные дети очень спокойные и медлительные. Иногда родителям и педагогам даже кажется, что у такого ребёнка задержка развития, но на самом деле они обычно держатся на нижней границе норм развития.
Такую же клиническую картину может давать родовая травма. Одна из самых распространенных — травма шейных отделов позвоночника. У таких детей обычно на первом году жизни выявляется ПЭП, но, к сожалению, далеко не всегда такие дети получают необходимую терапию. Коварство ПЭП заключается в том, что самое эффективное лечение возможно на первом году жизни, когда признаки патологии очевидны только для специалистов. В результате многие родители отказываются от лечения, а когда через 5–6 лет они сталкиваются с нарушениями поведения ребёнка, то зачастую просто не могут понять, что это последствия недолеченной много лет назад патологии.
Сразу нужно отметить, что подобное заболевание ни в коем случае не смертельно и практически не беспокоит самого ребёнка. Взрослых может шокировать и раздражать его поведение, но самому ребёнку такой стиль жизни представляется совершенно естественным. Тем не менее, у гипер- и у гипоактивных детей, как правило, возникают проблемы в общении со сверстниками в детском саду и в школе, поэтому они нуждаются в помощи [3, с.58].
К сожалению, очень часто родители и педагоги просто не знают об особенностях функционирования нервной системы таких детей, не знают о наличии патологии беременности, родовой травмы или перинатальной энцефалопатии в прошлом и считают их просто плохо воспитанными, избалованными, недисциплинированными, а в последнее время ещё и особенными — детьми-индиго. На самом деле это не так. Гиперактивный ребёнок не может поддерживать беседу не потому, что он плохо воспитан, а просто потому, что такой ребёнок, в силу особенностей работы своего мозга, не может перестать говорить и начать слушать. Такой ребёнок нуждается не в диагностике цвета ауры, а в элементарной помощи. С каждым годом в нашей практике появляется всё больше и больше таких детей. И мы должны знать, как отделить норму от патологии, каковы признаки, свидетельствующие о том, что у ребёнка есть поражение ЦНС, наличии гипо- или гиперактивности, чем мы можем помочь такому ребёнку, как нам самим работать с такими детьми? [1, c. 84]
Любой ребёнок является особенным и необыкновенным просто потому, что другого такого никогда не было и никогда больше не будет. И наша задача — позаботиться о его здоровье и о том, чтобы никакая «патология темперамента» не мешала ему реализовывать свои способности и наслаждаться жизнью.
Как отделить норму от патологии?
Признаки, свидетельствующие отом, что уребёнка есть поражение ЦНС.
- Патология беременности (поздний токсикоз, гипоксия) и родов (затяжные или быстрые роды, преждевременные роды, применение щипцов, давления на брюшную стенку, гипоксия в родах).
- Диагнозы «ПЭП», «внутричерепная гипертензия», «задержка психомоторного развития» на первом году жизни.
- Задержка развития речи.
- Тики или другие навязчивые движения.
- Жалобы на головные боли, нарушения сна.
- Энурез.
- Метеочувствительность и вегетососудистая дистония; внезапные и ничем не обусловленные перепады настроения.
- Трудности с обучением (своевременным) чтению и письму: ребёнок плохо узнаёт буквы, путает и пропускает их, не может правильно списать простое предложение.
Признаки, свидетельствующие оналичии уребёнка гиперкинетического синдрома.
- Особенности данного синдрома могут проявляться уже с первых месяцев жизни в виде нарушений сна, беспричинного плача, отказа от груди, склонности к жидкому стулу.
- Наличие неконтролируемых, бессмысленных движений (моргает, покашливает, трёт нос, грызёт ногти, крутит головой, подскакивает на месте).
- Очень слабая относительно возрастных норм концентрация внимания.
- Стойкие нарушения сна (отсутствие дневного сна)
- Быстрая, неразборчивая речь.
- Неумение приспособиться к правилам детского сада или группы.
- Ребёнок часто получает травмы из-за своей повышенной подвижности и неумения вовремя остановиться.
- Неумение налаживать контакты с детьми, учитывая, что общительность повышена. Не умеет выслушивать другого. Не чувствует «рамки» при общении со взрослым.
Признаки, свидетельствующие оналичии уребёнка гипокинетического синдрома.
- Постоянная вялость, заторможенность ребёнка; он производит впечатление не окончательно проснувшегося.
- Задержка развития речи при нормальном интеллекте.
- Полное отсутствие инициативы.
- Невозможность выполнять программу детского сада или школы из-за медлительности.
- Замкнутость, отчуждённость.
- Предпочитает младших партнёров по играм.
- Даже при нормальной речи чаще молчалив, отвечает через силу.
Чем же помочь таким детям? Понимание серьёзности нарушения необходимо донести до родителей и, конечно же, убедить их, что ребёнок нуждается в консультации невролога и психолога. Невролог назначит препараты, улучшающие мозговое кровообращение. Большую пользу приносят массажи, физиотерапия, лечебная физкультура, занятия в бассейне. Но главное — это так называемая «поведенческая терапия». Именно её может подобрать наиболее действенно для конкретного малыша только психолог на индивидуальной консультации [2, с. 268].
Но результаты работы данных специалистов появятся нескоро. Лечение может занять месяцы или годы, а коррекцию речи надо начинать уже сейчас, не дожидаясь сглаживания проявлений синдромов.
Требования корганизации иметодике проведения логопедических занятий.
- Занятия должны иметь постоянное место в распорядке жизни ребёнка (желательно в первую половину дня) и проводиться по стереотипным правилам.
- Форма организации занятий — индивидуальная или в небольшой подгруппе.
- В поле зрения ребёнка не должны находиться отвлекающие факторы (игрушки, картинки и другие предметы, не имеющие отношения к занятию).
- Ход занятия должен позволять часто менять вид деятельности, позу. Необходимо обеспечить возможность не только слушать и говорить, но и двигаться, манипулировать предметами, картинками и т. д.
- Содержание заданий должно быть не только коррекционно-развивающим, но и интересным.
- Использовать разнообразный наглядный материал.
- В работе с дошкольниками отдавать предпочтение игровым приёмам, сюрпризным моментам.
- Не давать многоступенчатых инструкций. Большие задания лучше разбивать на несколько блоков, с обсуждением промежуточных результатов работы.
- Если видны признаки утомления, уменьшить нагрузку, не упрощая задания.
- Со старшими дошкольниками и младшими школьниками следует заранее договариваться о продолжительности занятия или об объёме предстоящей работы.
Таким образом, зная особенности детей с СДВГ, можно не только повышать эффективность и качество коррекционно-логопедической работы, но и активно участвовать в комплексной коррекции СДВГ.
Литература:
- Политика О. И. Дети с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью. — СПб.: Речь, 2008.
- Романчук О. И. Синдром дефицита внимания и гиперактивности у детей. — М.: Генезис, 2010.
- Брязгунов И. П., Касатикова Е. В. Непоседливый ребенок или всё о гиперактивных детях. Издательство Института психотерапии, 2002.
- Симоне Харланд. Гиперактивный или сверходаренный? Как помочь нестандартным детям. — Издательская группа «ВЕСЬ», СПб.: 2004.
Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, детский сад, родовая травма, самый ребенок, самое дело, последнее время, поздний токсикоз, перинатальная энцефалопатия, мозговое кровообращение, задержка развития речи.
Похожие статьи
Гиперактивный ребенок | Статья в журнале «Молодой ученый»
ребенок, детский сад, родовая травма, самый ребенок, самое дело, последнее время, поздний токсикоз, перинатальная…
Кефалогематома новорожденных в современном акушерстве
новорожденный, система гемостаза, ребенок, головной мозг, ишемическое поражение, кесарево сечение, мозговое кровообращение
ребенок, родовая травма, род, данные, мать, отягощенный акушерский анамнез, нервная система, направленность личности, родовой акт…
Перинатальные исходы у новорожденных, рожденных от матерей…
Из них 28 детей были в раннем неонатальном периоде, а 22 ребенка в позднем неонатальном периоде.
Шейнкман О. Г. Особенности функционального состояния головного мозга недоношенных детей грудного возраста с перинатальной энцефалопатией и детским…
Нарушения в системе гемостаза у новорожденных детей…
В последние годы значительно возросло количество детей, рожденных путем кесарева
В настоящее время вопрос о влиянии КС на состояние ребенка является актуальным.
Известно, что постгипоксические нарушения мозгового кровообращения у новорожденных…
Особенности организации работы с детьми дошкольного возраста…
ребенок, физическое воспитание, детский сад, занятие, нервная система, органическое поражение, перинатальная патология, перинатальное поражение, психическое развитие, запрос родителей.
Особенности нервно-психического развития детей раннего…
В последнее время отмечается негативная тенденция относительно нервно–психического развития, повышается частота и
Одинокие матери составили 14 (33,3 %) человек. Отмечались нарушение родовой деятельности у 24 (57,1 %) детей, акушерские пособия у 7 (16,7 %) детей.
Актуализация вопроса этиологии речевых нарушений у детей
Таким детям в период новорожденности ставят диагноз: перенатальная энцефалопатия, а позже — синдром гиперактивности и дефицита внимания.
Практически у всех больных детей отмечается задержка речевого развития или общее недоразвитие речи всех уровней, иногда…
Перинатальные поражения нервной системы новорожденных…
новорожденные дети, кесарево сечение, период адаптации, перинатальные поражение центральной нервной системы (ППЦНС).
новорожденный, система гемостаза, ребенок, головной мозг, ишемическое поражение, кесарево сечение, мозговое кровообращение…
Анализ клинических проявлений врожденных пороков у детей…
Дети с дисциркуляторной энцефалопатией отстают от сверстников в развитии нервно-психических функций.
Дети позднее начинают говорить, речь долго остается косноязычной, запаздывает формирование навыков самообслуживания.
Источник