Ритмика для детей с синдромом дауна
Логопедическая ритмика — форма терапии, основанная на комплексном использовании слова, музыки и движения. Это одна из эффективных реабилитационных методик.
Логоритмика включает пальчиковые, речевые, музыкально-двигательные и коммуникативные игры, направленные на решение коррекционных, образовательных и оздоровительных задач.
Свою работу мы начали с изучения методических рекомендаций и обширного практического материала многих авторов, занимающихся логоритмикой (Г. Р. Шашкиной, М. Ю. Картушиной, А. Е. Вороновой, О. А. Новиковской и др.).
Анализ существующих на сегодняшний день методик свидетельствует о том, что методический аспект использования логоритмики в работе с нашим контингентом детей разработан недостаточно. Необходимо дальнейшее изучение и развитие данного направления, так как логоритмика является одним из ведущих средств преодоления нарушений психологической, двигательной и музыкально-ритмической сфер.
На протяжении двух лет мы апробировали свою систему занятий. Она показала хорошие результаты. У детей отмечается значительная положительная динамика, и мы готовы поделиться накопленным опытом.
Речевое развитие детей с синдромом Дауна
Э. Жак-Далькроз, Н. Г. Александрова и многие другие авторы говорили о большой значимости музыкальной ритмики для всестороннего развития ребенка, для формирования и коррекции речевых нарушений.
Всё окружающее нас живет по законам ритма — смена времен года, чередование дня и ночи, работа нашего сердца и многое другое подчинено определенному ритму. Любые ритмические движения активизируют деятельность мозга человека. Поэтому с самого раннего детства рекомендуется заниматься развитием чувства ритма в доступной для детей форме ритмических упражнений и игр.
Используя разнообразный материал на занятиях по логоритмике, мы постепенно отбирали то, что давало наиболее ощутимые результаты. На основе этого практического материала мы построили свою систему занятий с детьми раннего возраста. Многие игры, песни, речевой материал — это авторские наработки.
Целью логопедической ритмики является развитие речи у детей с синдромом Дауна и другими особенностями развития и их социальная адаптация.
В нашей работе мы ставили перед собой следующие задачи:
— создание благоприятных условий для детей, установление контакта с каждым ребенком с целью выявления его двигательных и музыкальных возможностей;
— проведение активной работы по организации детского коллектива;
— осуществление коррекционной работы:
- формирование у детей умения двигаться в соответствии с текстом, ориентироваться в пространстве;
- обучение их правильному выполнению оздоровительных упражнений, самомассажа;
- развитие речевой моторики для формирования артикуляционной базы звуков, темпа, ритма речи;
- постановка правильного дыхания;
- развитие общей и мелкой моторики;
- развитие зрительного, слухового и двигательного внимания, памяти.
Основные направления нашей работы — оздоровительное, образовательное и воспитательное.
Оздоровительное направление позволяет укрепить костно-мышечный аппарат детей с синдромом Дауна, развить дыхание, моторные и сенсорные функции, чувство равновесия, правильную осанку, походку, грацию движений и в общем способствует речевому развитию детей с синдромом Дауна.
Образовательное направление способствует формированию двигательных навыков и умений, пространственных представлений и способности передвигаться в пространстве относительно других детей и предметов; развитию ловкости, силы, выносливости, переключаемости, чувствительности, координации движений.
Воспитательное направление помогает развитию чувства ритма, взаимодействия в коллективе, обучению правилам в различных видах деятельности.
С коррекционной направленностью логоритмических занятий связана поэтапность логопедической работы по стимуляции и развитию речи. Благодаря разнообразной тематике музыкальных произведений, музыкальных игр, хороводов и т. п. развиваются познавательные способности детей.
Особенности развития речи у ребенка с синдромом Дауна
Логоритмические занятия посещают дети с задержкой речевого развития, расстройствами аутистического спектра, синдромом Дауна и др. У них отмечаются нарушения в следующих видах деятельности: ориентации в пространстве (ходьба, преодоление препятствий и т. д.), речи (эхолалии, понимание обращенной речи снижено, не могут изменять голос по высоте и силе, фонационное дыхание не развито). Дети плохо концентрируют внимание, быстро утомляются и теряют интерес к заданию, многие не могут взаимодействовать в группе.
По окончании сессии у многих детей наблюдается положительная динамика. Они могут преодолевать препятствия и двигаться в разных направлениях, обогащается их пассивный словарь, дети четко выполняют инструкции. У многих появляются слова или звукокомплексы, различение понятий «громко» и «тихо», способность изменять голос по высоте, направленный речевой выдох. Дети удерживают внимание на протяжении всего занятия, хорошо взаимодействуют в группе, помогают друг другу. Могут различать неречевые звуки. Несмотря на имеющиеся особенности развития речи у детей с синдромом Дауна, в общем наблюдается положительная динамика.
Из-за сложных нарушений у детей мы формируем небольшие группы — по 5—6 человек. Занятия проводятся 1—2 раза в неделю сессиями до шести месяцев, продолжительность каждого – 35 минут;
Логоритмические занятия планируются, проводятся и анализируются логопедом и музыкальным руководителем.
Составляются занятия с опорой на лексические темы (например, « Прогулка по осеннему лесу», «В гостях у сказки»).
На занятии должна царить атмосфера радости и доброжелательности.
Все задания даются с опорой на картинный материал или игрушки, обязательно жестовое подкрепление.
Структура занятия
- Музыкально-ритмическиедвижения, перестроения, игры на внимание, комплекс общеразвивающих упражнений, дыхательные упражнения.
- Игры на развитие фонематического слуха, артикуляции, мелкой моторики, мимики.
- Оркестр, пение, игры, танец.
- Слушание-релаксация.
Музыкально-ритмические движения — одна из форм коррекции нарушений слоговой структуры. Они развивают внимание, ориентировку в пространстве, координацию движений, чувство ритма, речеслуховую память.
Пример: чередование ходьбы и бега.
Ритмическая разминка
Целью ритмической разминки является развитие ритмических движений под музыку, в процессе чего развиваются координированные движения рук и ног, формируется умение выполнять движения по подражанию. Ритмическая разминка используется также для организации детей, создания настроя на определенный вид деятельности.
Упражнения для развития чувства темпа и ритма
Целью этих упражнений является ритмизация движений от самых простых до самых сложных — артикуляционных. Используется ходьба, отхлопывание и отстукивание под разные музыкальные темпы и ритмы, а затем пропевание звуков, слогов и слов на заданные темы (прохлопать свое имя, прохлопать ритмический рисунок знакомой песни после демонстрации педагога).
Пример: песня «Гуси»:
Гу-си, гу-си, га-га-га!
Есть хо-ти-те? — Да-да-да.
Хле-ба с мас-лом? — Нет-нет-нет.
А че-го вам? — Нам кон-фет!
Дыхательные упражнения помогают выработке диафрагмального дыхания, увеличивают объем легких, продолжительность и силу выдоха.
Пример: «Ветерок» (тема «Прогулка по осеннему лесу»): вдох через нос, выдох через рот (дифференциация носового и ротового дыхания). Приемов, направленных на формирование диафрагмального выдоха,существует довольно много.
Артикуляционная гимнастика способствует выработке нужных артикуляционных укладов и развивает навыки удерживать и переключать артикуляционные позы.
Примеры: «Домашние животные».
«Конь по полю мчит» (цоканье языком — положение губ меняется, то в улыбке, то трубочкой).
«Рыжий котик» (чистит зубки язычком).
«Пес Бобик» (лакает суп из миски).
«Хрюшка Луша объелась» (надувает щеки).
Упражнения для развития мелкой моторики
Ученые установили прямую зависимость между развитием речи ребенка и координацией движений пальцев рук. Развивая пальчики – развиваем речь!
Пример: «Ежик» (игра с маленьким мячиком с шипами).
Игры на развитие фонематического слуха
Фонематический слух – это тонкий систематизированный слух, способность узнавать и различать звуки, составляющие слово. Без развитого фонематического слуха невозможно правильное произнесение звуков.
Пример: «Голоса животных».
Мимические упражнения способствуют развитию подвижности лицевой мускулатуры; развивают умение выражать эмоциональное состояние, используя невербальные средства общения.
Примеры (тема «Семья»):
«Папа сердится», «Веселая мама», «Удивленный дедушка», «Грустная бабушка».
Оркестр шумовых инструментов включает в работу слуховой, зрительный, кинестетический анализаторы, развивает чувство ритма, мелкую моторику рук.
Для поддержания интереса к исполнению музыкальных произведений мы используем разнообразные оркестры детских инструментов:
- Оркестр «Лягушка» (металлофоны).
- «Едем на лошадке» (деревянные ложки).
- «Ножками затопали» (барабаны, бубны).
Пение тренирует периферические отделы речевого аппарата: дыхательный, артикуляционный, голосообразовательный. Как правило, песню сопровождают движения с различными предметами (флажками, веточками, мячиками, платочками, листочками и т. д.)
Пример: песня-танец «Осенние листочки» (тема «Прогулка по осеннему лесу»).
Танцы развивают чувство ритма, координацию движений, ориентировку в пространстве, учат соотносить свои движения с темпом, ритмом музыки. Танцы исполняются детьми только по показу взрослого и в соответствии с лексической темой.
Пример: танец «По лесочку мы гуляли» (тема «Весна»); танец «Листики» (тема «Прогулка по осеннему лесу»).
Игры развивают память, внимание, плавность и координацию движений, ориентировку в пространстве.
Подвижные игры
Игра «Птички» (тема «Перелетные птицы»).
Ведущий:
Птицы так всегда летают (дети машут руками, как будто летают).
Так все птицы отдыхают (дети приседают, закрывают глаза).
Так все птицы корм клюют (руки в форме клювиков стучат по полу).
Так все птицы воду пьют.
Под музыку дети произвольно двигаются, изображая птичек, а когда музыка прекращается – останавливаются.
В ролевой игре важное значение имеет взаимопонимание ребенка и логопеда, создание логопедом модели общения в игровой ситуации. Эта модель общения в дальнейшем постепенно должна становиться образцом для общения ребенка в повседневной жизни.
Игра «Зайцы и лиса».
Логопед: «Наступило утро, все зайчики проснулись, потянулись, пошевелили ушками, протерли глазки, носик, помыли лапки, потопали ножками и поскакали на полянку. Вдруг из-за куста выглянула лиса. Зайчики испугались, присели, ушки подняли вверх, слушают и смотрят внимательно…» и т. д. Соответственно тексту и инструкциям логопеда дети выполняют движения. Вначале это происходит по образцу, который показывает специалист, а затем и самостоятельно.
При проведении таких игр внимание специалиста должно быть направлено на развитие выразительности движений и мимики. Постепенно должны вводиться игры, включающие общение персонажей между собой, например «Дедка и репка», «Курочка ряба», «Теремок» и т. п.
Переход к творческой игре создает условия для развития фантазии, творческой активности, организационных способностей ребенка. Творческая игра в большей мере, чем другие игры, способствует развитию общения, осознаванию своей роли в коллективе сверстников, т. е. развитию адекватного социального поведения.
«Куколка» : играет задорная музыка, дети стоят в кругу и хлопают ребенку, танцующему в центре круга в образе куклы.
«Мячик»: дети сидят в кругу и под музыку перекатывают мяч соседу, при этом нужно посмотреть ему в глаза и улыбнуться.
Слушание – релаксация активизирует и развивает слуховое внимание, воспитывает умение контролировать дыхание, управлять мышечным тонусом; возвращает детей в спокойное состояние.
Таким образом, логоритмические занятия, разнообразные по содержанию, по видам музыкальной деятельности, по их сочетанию с другой деятельностью, способствуют стимуляции и развитию всех функций речи у детей с синдромом Дауна, а также развитию памяти, внимания, мышления и воображения, имеют оздоровительную направленность, развивают общую и мелкую моторику, четкость и координацию движений.
Опыт показывает, что такое построение коррекционной работы позволяет добиться внимания детей на протяжении всего занятия, повышает результативность усвоения материала. Ощущение радости, полученной ребенком на занятии, усиливает успешность развития речи и обеспечивает социализацию каждого ребенка.
Методический комплекс по работе с детьми раннего и младшего возраста с синдромом Дауна разработан нами с учетом основных принципов и методов логопедической ритмики, однако он не исчерпывает все возможности логоритмического воздействия на детей данной категории.
Примерный план-конспект занятия
Тема: «Зима. Новый год!»
Неречевые задачи:
- развитие координации движений, ориентации в пространстве;
- развитие слухового внимания, памяти;
- формирование умения работать в коллективе;
- развитие чувства ритма;
- нормализация мышечного тонуса.
Речевые задачи:
- развитие речевого дыхания;
- формирование мелкой и артикуляционной моторики;
- .развитие координации речи и движения;
- активизация словаря по темам « Зима», « Дикие животные».
Оборудование:
- картина « Дети встречают Новый год»;
- игрушки: зайчик, лиса, медведь, ежик;
- маракасы,
- снежинки.
Ход занятия
Организационный момент.
- Движение по кругу под марш (дети настраиваются на занятие).
- Приветствие (дети встают в круг и протягивают сначала правую ручку, затем левую): «Здравствуй, здравствуй, не зевай и ладошку подставляй».
- Представление себя: «Хлопни и назови свое имя».
- «Ножками затопали» (движения вперед, назад, в разных направлениях).
Показ детям картинки «Дети встречают Новый год» Активизация словаря. Упражнение на развитие координации движений, ориентации в пространстве.
- «Елочка». Упражнение на развитие координации речи с движением (сначала проговариваем, затем пропеваем).
А у нашей елки (поглаживаем свою правую руку)
Зеленые иголки (поглаживаем левую руку),
Пушистые ветки (разводим руки в стороны),
Радуются детки (хлопаем в ладоши).
Будем елку наряжать (руки на поясе, топаем правой ногой),
Будем Новый год встречать (руки на поясе, топаем левой ногой),
Кружиться и танцевать (кружимся)
И друг друга поздравлять (хлопаем в ладоши).
(слова и музыка Ю. Г. Дюкаревой)
- Самомассаж. Упражнение на регуляцию мышечного тонуса лица, развитие мимической моторики, чувства ритма и координации речи с движением:
Ой, мороз, мороз, мороз,
Щиплет уши, щиплет нос,
Щиплет щеки, щиплет губы,
Пар пошел даже от шубы,
Чтобы их нам согреть,
Нужно срочно потереть:
Уши, щеки, губы носик,
И наш пухленький животик.
- Дыхательная гимнастика:
«Погреем ручки» (ребенок дышит на свои руки).
«Подуем на снежинку» (снежинка лежит на ладошке, ребенок сдувает ее резким выдохом).
- «Звуки леса». Игра на развитие фонематического слуха.
- «Поссорились-помирились». Упражнение на развитие слухового внимания, координации речи и движения, ритма.
Оборудование: маракасы.
- Танец-песня «Зимняя пляска». Упражнение на развитие выразительности движений средствами общей моторики.
- Хоровод. Упражнение на развитие интонационной выразительности речи, мимической моторики, координации движений, ориентации в пространстве.
Скоро, скоро Новый год!
Вокруг елки мы пойдем,
Ее справа обойдем.
А потом опять пойдем,
Елку слева обойдем,
Близко к елке подойдем,
Далеко мы отойдем,
Громко, громко скажем мы:
« Елочка, гори!»
(Слова и музыка Ю. Г. Дюкаревой)
- «Лошадка» (с ложками). Упражнение на развитие чувства ритма.
- «Здравствуйте, ручки!». Игра на развитие координации речи и движения, соматопространственной ориентации, подвижности органов артикуляции (движения в соответствии с текстом):
Здравствуйте, ручки: хлоп-хлоп-хлоп!
Здравствуйте, ножки: топ-топ-топ!
Здравствуйте, щечки: плюх-плюх-плюх!
Пухленькие щечки: плюх-плюх-плюх!
Здравствуйте, губки: чмок-чмок-чмок!
Здравствуйте, зубки: щелк-щелк-щелк!
Здравствуй, мой носик: бип-бип-бип!
Здравствуй, животик: бах-бах-бах!
- «Конь по полю мчит». Упражнение на развитие фонематического восприятия, артикуляционной моторики, чувства ритма и координации речи с движением.
- Сюжетно-ролевая игра «Зайка и лиса».
- Слушание-релаксация: активизирует и развивает слуховое внимание, воспитывает умение контролировать дыхание, управлять мышечным тонусом, возвращает детей в спокойное состояние («Снежинки»).
- Заключение (дети встают в хоровод и берутся за руки, остальные движения в соответствии с текстом):
Мы плясали ловко. Да, да, да!
Песни пели звонко. Да, да, да!
Ручками похлопаем. Да, да, да!
Ножками потопаем. Да, да, да!
Ручками помашем,
До свидания скажем.
Пока!
Литература
- Волкова Г. А. Логопедическая ритмика. М., 1985.
- Гринер В. А. Логопедическая ритмика для дошкольников. М. : Учпедгиз, 1958.
- Нищева Н. В. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи. СПб. : Детство-пресс, 2001.
- Савицкая Н. М. Логоритмика для малышей. СПб. : КАРО, 2005.
Источник
Ольга Гордеева
Использование игровой технологии в процессе музыкального развития для детей раннего возраста с синдромом Дауна
Использование игровой технологии в процессе музыкального развития
для детей раннего возраста с синдромом Дауна
Перспективы развития детей с синдромом Дауна
Путь, который проходит ребенок в первые годы жизни, поистине грандиозен. Это период, когда закладываются первоначальные способности, обусловливающие возможность приобщения ребенка к различным видам деятельности.
По утверждению специалистов, дошкольный возраст — период для формирования интеллекта, развития всех основных психических процессов, творческих способностей, в том числе музыкальных.
У детей с синдромом Дауна всегда имеются нарушения высших психических функций, степень нарушений которых варьируется от легкой недостаточности — до грубой.
Несмотря на это дети с синдромом Дауна теперь активно участвуют в жизни общества. Для них открылись реальные возможности играть и учиться вместе с другими детьми, в общем, для всех мире. За этими возможностями появляются следующие, например перспектива жить насыщенной жизнью, в том числе общаться, учиться и работать.
Чем лучше мы понимаем, как помочь этим детям, полностью раскрыть их потенциальные способности (и вообще, каковы они, тем успешнее их интеграция в общество.
Музыкальное воспитание детей с синдромом Дауна охватывает все направления. Качество этой работы, имеет очень большое значение; оно определяет возможность включения ребенка в общество на всю жизнь.
Тщательный подбор музыкальных игр позволяет реализовать все поставленные задачи в интересной и доступной для детей игровой форме. Поскольку познавательная активность детей с синдромом Дауна снижена, использование игровой мотивации играет решающую роль в усвоении навыков.
Наблюдая за тем, как играет ребенок, можно получить ряд данных необходимых для выработки правильной стратегии обучения.
Младенцы с синдромом Дауна уже сразу после рождения способны устанавливать взаимодействие с взрослым.
Выделяется целый ряд особенностей сигнального поведения ребенка с синдромом Дауна: так, например, контакт глаз и социальная улыбка появляются позже, они менее длительны и потому малозаметны для взрослого.
Детям раннего возраста с синдромом Дауна доступна элементарная музыкальная деятельность, поскольку в этом возрасте начинают проявляться первые музыкальные предпочтения и интересы. При этом успех музыкального развития детей зависит от методов и приемов обучения, применяемых в работе с детьми.
Игровые технологии и их принципы
Понятие «игровые технологии» включает достаточно обширную группу методов и приемов организации образовательного процесса в форме различных педагогических игр.
Игровые технологии являются составной частью педагогических технологийи реализуются в соответствии со следующими принципами:
— принцип развивающего и воспитывающего характера обучения;
— принцип доступности обучения;
— принцип систематичности и последовательности;
— принцип связи и обучения с жизнью и практикой;
— принцип педагогической поддержки.
Основной метод — «вовлекающий показ».
Поскольку внимание детей с синдромом Дауна в раннем возрасте непроизвольное, для поддержания интереса каждый игровой момент музыкального занятия или театрализованного показа, имеет вариативную форму, причем самое активное участие в нем принимают взрослые, что способствует успешному усвоению материала детьми.
Игровая форма разучивания движений помогает каждому ребенку правильно выполнить ритмический рисунок, вначале простой, затем более сложный. В целом же игры ориентированы на включение детейв разные виды деятельности:
-слушание музыки (иллюстрированный показ и беседа о произведении);
-пение (подпевание);
-музыкально-ритмические движения (танцы, развитие основных движений под музыку);
игра на детских музыкальных инструментах;
Музыкальный материал занятия дети осваивают с помощью музыкально-ритмических упражнений под музыку; ориентируются на подражание музыкальному руководителю; взаимодействуют с предметами; эмоционально откликаются на отношение взрослого к происходящему процессу.
Кроме того, с учетом особенностей детей раннего возраста в занятие включены различные музыкальные игры-забавы и пальчиковые игры, направленные на развитие внимания, активного слушания и мелкой моторики.
Это способствует повышению познавательной активности детей с разным уровнем двигательной активности, снятию эмоционального напряжения.
Таким образом, дети, бывшие пассивными наблюдателями постепенно с каждым новым занятием включаются в творческий процесс.
Основные задачи музыкально-развивающих занятий
На музыкальных занятиях поддерживается и развивается в детях стремление действовать самостоятельно, двигаться под музыку с творческими элементами выразительности.
Данный вид деятельности способствует развитию речи и общения, формирует основные эмоциональные чувства, стимулирует социальное развитие ребенка.
Организовывая этот вид работы, необходимо создавать условия, позволяющие детям использовать все средства общения, свойственные данному возрасту: экспрессивно-мимические, предметно-действенные и певческо-речевые.
Средства общения
Здесь целесообразно перечислить средства, которые малыш использует для взаимодействия и общения с окружающими, попутно указав названия песенок, создающих условия для их формирования.
-Имитирует жесты и действия окружающих — во всех песенках.
-Участвует в общей игре, организуемой взрослым — во всех песенках
-Учится дожидаться своей очереди, наблюдая за действиями других детей — «Бубен».
-Участвует в ситуации диалога — «Где же наши ручки», «Птичка», «Собачка».
-Выделяет себя как личность благодаря поименному называнию каждого в песенках.
-Инициирует общение- «Курочка и цыплята».
-Участие в ситуации круговой беседы, использование материального символа (колокольчик, бубен) при выделении активного участника беседы.
Особенности развития музыкально-познавательной деятельности у детей
с синдромом Дауна (когнитивное развитие)
Для большинства детей с синдромом Дауна характерно нарушение когнитивного развития. Вместе с тем, они обладают достаточно большим потенциалом для обучения.
Зная закономерности развития познавательной деятельности в раннем возрасте, а так же причины ее нарушения у таких детей, можно выстроить систему работы, позволяющую оптимально использовать потенциал каждого ребенка.
При анализе музыкального развития детей с синдромом Даунаможно отметить следующие моменты:
• Дети с синдромом Дауна проходят те же стадии развития.
• Формирование их идет тем же путем, что и у обычно развивающегося сверстника, однако ребенок с синдромом Дауна дольше находится на каждой стадии развития.
• Включение усвоенных навыков в музыкальной деятельность происходит на основе тех же принципов, что и в норме.
• Характерный для нормы временный регресс, сопровождающий переход от стадии к стадии, у детей с синдромом Дауна более долгий и заметный. Особенно страдают не отдельные навыки, а их единство и взаимодействие.
• Наблюдается неравномерность развития, то есть навыки, в норме относящиеся к одному возрасту, у ребенка с синдромом Дауна могут наблюдаться не одновременно, а быть значительно разнесены во времени.
• Относительно часто встречаются нарушения зрительного восприятия в виде физических нарушений зрения (миопия, астигматизм и т. д.)
• Возможны трудности в согласованном движении глаз и фиксации взгляда на объекте.
• Снижение слуха, часто встречающееся у малышей, также отрицательно влияет на накопление чувственного опыта.
Восприятие
•Снижен темп восприятия: требуется более длительное время для узнавания объекта.
• Ограничен объем информации, которую может воспринять ребенок в процессе занятия.
• Нарушена целостность восприятия вследствие нарушения совмещения образов, полученных от одного и нескольких анализаторов.
Внимание
• Нарушения слуха и зрения или даже просто плохое самочувствие могут значительно повлиять на внимание ребенка.
• Неустойчивость позы, в которой находится ребенок, может быть причиной нарушения внимания.
Память
• Осложнен переход из кратковременной и оперативной памяти в долговременную.
• Зрительная память развита намного лучше, чем слуховая.
• Сочетание двигательной и зрительной памяти дает самый высокий уровень запоминания.
• Аффективная память не имеет значительных отклонений.
• Больше всего страдает извлечение информации.
• Для запоминания требуется большое количество повторений.
Пожалуй, для большинства деток самым первым стихом с движениями, становится либо — потешка про ладушки, либо про мишку косолапого. Не смотря на то, что они достаточно короткие и легко запоминающиеся, трудно переоценить пользу, которую они приносят деткам.
Во-первых, Вам не нужно музыкальное сопровождение. Петь их не нужно, так что выучить и разыграть их вместе с малышом может любой воспитатель.
Во-вторых, детки как бы иллюстрируют стишок движениями, а значит, расширяют и уточняют свой словарный запас, особенно это касается глаголов. А в-третьих, у ребенка здорово развивается координация движений, образное мышление и воображение, тренируются внимание и память. Ну, и в конце концов, это очень весело. Для ребенка это еще одна форма игры.
Мишка косолапый
Мишка косолапый, По лесу идет
(Переваливаемся с ноги на ногу, имитируя косолапую ходьбу мишки)
Шишки собирает, Песенки поет.
(Приседаем — собираем шишки)
Шишка отскочила
Прямо мишке в лоб.
(Легонько ударяем себя ладошкой по лбу)
Мишка рассердился
И ногою — топ! (Топаем ногой)
Ладошки
Ладошки вверх!
(Кладем на стол кисти рук ладонями вверх)
Ладошки вниз!
(Переворачиваем ладони)
А теперь их на бочок!
(Ставим ладони на ребро)
И зажали в кулачок!
(Зажимаем ладони в кулаки).
Зайка серенький
Зайка серенький сидит
(Сидим, как зайчик)
И ушами шевелит,
Вот так, вот так!
(Шевелим ушками-ладошками)
Зайке холодно сидеть,
Надо лапочки погреть,
Хлоп-хлоп, хлоп-хлоп.
(Хлопаем в ладоши)
Зайке холодно стоять,
Надо зайке поскакать.
Скок-скок, скок-скок.
(Прыгаем, как зайчик)
Лады — лады
Ой, лады, лады, лады!
(Показываем ладошки или хлопаем в ладоши)
Не боимся мы воды!
(Мотаем головой)
Часто умываемся
(«Умываемся» плавными движениями рук, не дотрагиваясь до лица)
Маме (папе, бабе) улыбаемся!
(Улыбаемся, разводим руки в стороны).
Игра «Передай мяч»
Цель игры: обучить детей восприятию контрастных динамических оттенков в движении.
Музыкальный материал: «Вальс цветов» из балета П. И. Чайковского «Щелкунчик». Движения, используемые в игре: плавные движения рук влево и вправо в процессе передачи мяча с соответствующим поворотом корпуса и головы.
Методика организации игры: Дети стоят, образуя круг.
Педагог оговаривает с ними условия игры: под громкое звучание музыки мячик передавать вправо, под тихое — влево.
Игра продолжается столько, сколько она вызывает эмоциональный отклик у детей.
Примечания: Педагог перед началом игры обязательно должен напомнить детям о динамике звука, т. е. о силе звучания музыки (тихо-громко).
В процессе игры очень важно, чтобы дети реагировали на смену динамики без суеты и разговоров, внимательно слушали музыку.
Музыкальному руководителю необходимо объяснить детям, что под громкую музыку движения рук могут быть более энергичными и волевыми, а если музыка звучит тихо – более нежными и плавными.
ИГРА «СОБАЧКА»
Методические пояснения: все действия выполняются согласно тексту игры.
Можно использовать игрушку или маску. Роль собачки выполняет воспитатель или наиболее активный ребенок.
Ты, собачка, не лай,
Наших деток не пугай!
Наших деток не пугай,
Лучше с нами поиграй.
Выходи к нам поскорей,
Догоняй нас веселей.
Выходи к нам поскорей,
Догоняй нас веселей.
Источник