Результаты исследования синдрома эмоционального выгорания
Опубликовано 2007-11-12 03:00 пользователем HRL
Эмоциональное выгорание — это механизм психологической защиты личности, проявляющийся в форме полного или частичного исключения эмоций в ответ на избранные психотравмирующие воздействия. Эмоциональное выгорание представляет собой приобретенный стереотип эмоционального поведения, чаще всего в профессиональной сфере. «Выгорание» отчасти функциональный стереотип, поскольку позволяет человеку дозировать и экономно расходовать энергетические ресурсы. В то же время, оно может приводить к дисфункциям в работе и в отношениях с партнерами по профессиональной деятельности.
Работа с людьми требует больших эмоциональных затрат. У представителей многих профессий, чья деятельность связана с общением (например, торговые представители, продавцы, руководители разных уровней, менеджеры по персоналу), со временем развиваются симптомы утомления и опустошения.
При эмоциональном выгорании развиваются все три стадии стресса (по Г. Селье):
- Нервное напряжение (тревожность) — его создают хронически травмирующая эмоциональная атмосфера, плохая организация деятельности, повышенная ответственность и др.
- Резистенция (сопротивление) — человек пытается более или менее успешно оградить себя от неприятных переживаний.
- Истощение — оскудение психических ресурсов, снижение эмоционального тонуса.
(по В. Бойко)
Назначение методики. Методика предназначена для измерения уровня проявления эмоционального выгорания — механизма психологической защиты в форме полного или частичного исключения эмоций в ответ на избранные психотравмирующие воздействия.
Методика позволяет ответить на следующие вопросы:
Какие симптомы доминируют?
Какими сложившимися и доминирующими симптомами сопровождается истощение?
Чем объясняется истощение (если оно выявлено): факторами профессиональной деятельности, вошедшими в симптоматику выгорания, или субъективными факторами?
Какой симптом (симптомы) более всего отягощают эмоциональное состояние личности?
В каких направлениях надо влиять на производственную обстановку, чтобы снизить нервное напряжение?
Какие аспекты поведения человека подлежат коррекции, чтобы эмоциональное выгорание не наносило ущерба ни самой личности, ни профессиональной деятельности ни партнерам?
Ход обследования. Методика состоит из опросного листа, состоящего из 84 утверждений. После заполнения опросного листа, результаты обрабатываются в соответствии с ключом.
Инструкция. Внимательно прочитайте каждое утверждение. Они касаются Вашего отношения к работе и к партнерам по профессиональной деятельности: клиентам, коллегам и др. Оцените, насколько каждое утверждение соответствует Вашим мнениям и переживаниям. Отвечайте «да», если Ваше мнение совпадает с утверждением, и «нет», если не совпадает.
№ | Утверждение | Ответ | |
да | нет | ||
1 | Организационные недостатки на работе постоянно заставляют нервничать, переживать, напрягаться | ||
2 | Сегодня я доволен своей профессией не меньше, чем в начале карьеры | ||
3 | Я ошибся в выборе профессии или профиля деятельности (занимаю не свое место) | ||
4 | Меня беспокоит то, что я стал хуже работать (менее продуктивно, качественно, медленнее) | ||
5 | Теплота взаимодействия с партнерами очень зависит от моего настроения — хорошего или плохого | ||
6 | От меня как профессионала мало зависит благополучие партнеров | ||
7 | Когда я прихожу с работы домой, то некоторое время (часа 2–3) мне хочется побыть наедине, чтобы со мной никто не общался | ||
8 | Когда я чувствую усталость или напряжение, то стараюсь поскорее решить проблемы партнера (свернуть взаимодействие) | ||
9 | Мне кажется, что эмоционально я не могу дать партнерам того, что требует профессиональный долг | ||
10 | Моя работа притупляет эмоции | ||
11 | Я откровенно устал от человеческих проблем, с которыми приходится иметь дело на работе | ||
12 | Бывает, я плохо засыпаю (сплю) из-за переживаний, связанных с работой | ||
13 | Взаимодействие с партнерами требует от меня большого напряжения | ||
14 | Работа с людьми приносит все меньше удовлетворения | ||
15 | Я бы сменил место работы, если бы представилась возможность | ||
16 | Меня часто расстраивает то, что я не могу должным образом оказать партнеру профессиональную поддержку, услугу, помощь | ||
17 | Мне всегда удается предотвратить влияние плохого настроения на деловые контакты | ||
18 | Меня очень огорчает, если что-то не ладится в отношениях с деловым партнером | ||
19 | Я настолько устаю на работе, что дома стараюсь общаться как можно меньше | ||
20 | Из-за нехватки времени, усталости или напряжения часто уделяю внимание партнеру меньше, чем положено | ||
21 | Иногда самые обычные ситуации общения на работе вызывают раздражение | ||
22 | Я спокойно воспринимаю обоснованные претензии партнеров | ||
23 | Общение с партнерами побудило меня сторониться людей | ||
24 | При воспоминании о некоторых коллегах по работе или партнерах у меня портится настроение | ||
25 | Конфликты или разногласия с коллегами отнимают много сил и эмоций | ||
26 | Мне все труднее устанавливать или поддерживать контакты с деловыми партнерами | ||
27 | Обстановка на работе мне кажется очень трудной, сложной | ||
28 | У меня часто возникают тревожные ожидания, связанные с работой: что-то должно случиться, как бы не допустить ошибки, смогу ли сделать все, как надо, не сократят ли и т. п. | ||
29 | Если партнер мне не приятен, я стараюсь ограничить время общения с ним или меньше уделять ему внимания | ||
30 | В общении на работе я придерживаюсь принципа: «не делай людям добра — не получишь зла» | ||
31 | Я охотно рассказываю домашним о своей работе | ||
32 | Бывают дни, когда мое эмоциональное состояние плохо сказывается на результатах работы (меньше делаю, снижается качество, случаются конфликты) | ||
33 | Порой я чувствую, что надо проявить к партнеру эмоциональную отзывчивость, но не могу | ||
34 | Я очень переживаю за свою работу | ||
35 | Партнерам по работе отдаешь внимания и заботы больше, чем получаешь от них признательности | ||
36 | При мысли о работе мне обычно становится не по себе, начинает колоть в области сердца, повышается давление, появляется головная боль | ||
37 | У меня хорошие (вполне удовлетворительные) отношения с непосредственным руководителем | ||
38 | Я часто радуюсь, видя, что моя работа приносит пользу людям | ||
39 | Последнее время (или как всегда) меня преследуют неудачи в работе | ||
40 | Некоторые стороны (факты) моей работы вызывают глубокое разочарование, повергают в уныние | ||
41 | Бывают дни, когда контакты с партнерами складываются хуже, чем обычно | ||
42 | Я разделяю деловых партнеров (субъектов деятельности) на «хороших» и «плохих» | ||
43 | Усталость от работы приводит к тому, что я стараюсь сократить общение с друзьями и знакомыми | ||
44 | Я обычно проявляю интерес к личности партнера помимо того, что касается дела | ||
45 | Обычно я прихожу на работу отдохнувшим, со свежими силами, в хорошем настроении | ||
46 | Я иногда ловлю себя на том, что работаю с партнерами автоматически, без души | ||
47 | По работе встречаются настолько неприятные люди, что невольно желаешь им чего-нибудь плохого | ||
48 | После общения с неприятными партнерами у меня бывает ухудшение физического или психического самочувствия | ||
49 | На работе я испытываю постоянные физические или психологические перегрузки | ||
50 | Успехи в работе вдохновляют меня | ||
51 | Ситуация на работе, в которой я оказался, кажется безысходной (почти безысходной) | ||
52 | Я потерял покой из-за работы | ||
53 | На протяжении последнего года была жалоба (были жалобы) в мой адрес со стороны партнера(ов) | ||
54 | Мне удается беречь нервы благодаря тому, что многое из происходящего с партнерами я не принимаю близко к сердцу | ||
55 | Я часто с работы приношу домой отрицательные эмоции | ||
56 | Я часто работаю через силу | ||
57 | Прежде я был более отзывчивым и внимательным к партнерам, чем теперь | ||
58 | В работе с людьми руководствуюсь принципом: не трать нервы — береги здоровье | ||
59 | Иногда иду на работу с тяжелым чувством — как все надоело, никого бы не видеть и не слышать | ||
60 | После напряженного рабочего дня я чувствую недомогание | ||
61 | Контингент партнеров, с которым я работаю, очень трудный | ||
62 | Иногда мне кажется, что результаты моей работы не стоят тех усилий, которые я затрачиваю | ||
63 | Если бы мне повезло с работой, я был бы более счастлив | ||
64 | Я в отчаянии из-за того, что на работе у меня серьезные проблемы | ||
65 | Иногда я поступаю со своими партнерами так, как не хотел бы, чтобы поступали со мной | ||
66 | Я осуждаю партнеров, которые рассчитывают на особое снисхождение, внимание | ||
67 | Чаще всего после рабочего дня у меня нет сил заниматься домашними делами | ||
68 | Обычно я тороплю время: скорей бы рабочий день кончился | ||
69 | Состояния, просьбы, потребности партнеров обычно меня искренне волнуют | ||
70 | Работая с людьми, я обычно как бы ставлю экран, защищающий от чужих страданий и отрицательных эмоций | ||
71 | Работа с людьми (партнерами) очень разочаровала меня | ||
72 | Чтобы восстановить силы, я часто принимаю лекарства | ||
73 | Как правило, мой рабочий день проходит спокойно и легко | ||
74 | Мои требования к выполняемой работе выше, чем то, чего я достигаю в силу обстоятельств | ||
75 | Моя карьера сложилась удачно | ||
76 | Я очень нервничаю из-за всего, что связано с работой | ||
77 | Некоторых из своих постоянных партнеров я не хотел бы видеть и слышать | ||
78 | Я одобряю коллег, которые полностью посвящают себя людям (партнерам), забывая о собственных интересах | ||
79 | Моя усталость на работе обычно мало сказывается (никак не сказывается) в общении с домашними и друзьями | ||
80 | Если предоставляется случай, я уделяю партнеру меньше внимания, но так, чтобы он этого не заметил | ||
81 | Меня часто подводят нервы в общении с людьми на работе | ||
82 | Ко всему (почти ко всему), что происходит на работе, я утратил интерес, живое чувство | ||
83 | Работа с людьми плохо повлияла на меня как профессионала — обозлила, сделала нервным, притупила эмоции | ||
84 | Работа с людьми явно подрывает мое здоровье |
Подсчет результатов
Вклад включенных в симптом признаков в определении его тяжести различен, поэтому каждый вариант ответа предварительно оценивается разным количеством баллов. Максимальную оценку — 10 баллов имеет признак, наиболее доказательный для данного симптома.
За каждый ответ, совпадающий с ключом — засчитывается указанное в таблице количество баллов. Баллы суммируются. Подсчеты результатов проводятся в такой последовательности:
1) определяется сумма балов по каждому из 12 симптомов;
2) подсчитывается сумма балов для каждой из трех стадий;
3) подсчитывается итоговый показатель синдрома эмоционального выгорания.
Таблица для подсчета результатов
Скачать (.pdf 1,5 Мб)
Интерпретация результатов
Чаще всего синдром эмоционального выгорания является следствием длительного рабочего стресса (стресса на рабочем месте) и определенных видов профессионального кризиса. Предложенная методика дает подробную картину синдрома эмоционального выгорания. Интерпретация результатов проводится по трем стадиям, включающим в себя по четыре симптома:
Итоговая таблица результатов
СТАДИИ И СИМПТОМЫ | ∑ = |
Стадия напряжения | |
Симптом переживания психотравмирующих обстоятельств | |
Симптом неудовлетворенности собой | |
Симптом «загнанности в клетку» | |
Симптом тревоги и депрессии | |
Стадия резистенции | |
Симптом неадекватного избирательного эмоционального реагирования | |
Симптом эмоционально-нравственной дезориентации | |
Симптом расширения сферы экономии эмоций | |
Симптом редукции профессиональных обязанностей | |
Стадия истощения | |
Симптом эмоционального дефицита | |
Симптом эмоциональной отстраненности | |
Симптом личностной отстраненности, или деперсонализации | |
Симптом психосоматических и психовегетативных нарушений | |
Итоговый показатель синдрома эмоционального выгорания |
Прежде всего, надо обратить внимание на показатели по отдельно взятым симптомам. Их значения могут варьировать в пределах от 0 до 30 баллов:
0–9 баллов — симптом не сложился;
10–15 баллов — складывающийся симптом;
16–30 баллов — симптом сложился.
Симптомы с показателями 20 и более баллов являются доминирующими — для соответствующей стадии или для всего синдрома. Важно выявить, к какой стадии формирования стресса они относятся, и в какой стадии их наибольшее число.
Следующий шаг — определение степени сформированности стадий развития стресса: напряжение, резистенция и истощение. Степень сформированности стадии определяется в зависимости от суммы баллов (может варьировать в пределах от 0 до 120), набранных по входящим в нее симптомам:
0–36 баллов — стадия не сформировалась;
37–60 баллов — стадия в стадии формирования;
61–120 баллов — стадия сформировалась.
Измеряемые явления качественно различны: реакция на внешние и внутренние факторы, приемы психологической защиты, состояние нервной системы. Сопоставление баллов, полученных для разных стадий, неправомерно, так как не свидетельствует об их относительной роли или вкладе в синдром. По количественным показателям правомерно судить лишь о том, насколько каждая из стадий сформировалась (в большей или меньшей степени).
На основании полученных результатов можно наметить меры профилактики и коррекции. Это могут быть: изменение организационных факторов возникновения синдрома эмоционального выгорания (рабочие перегрузки, сверхнормативная продолжительность рабочего дня, сверхурочные и т. п.), создание благоприятного психологического климата в коллективе (поддерживающий стиль руководства; помощь в разрешении конфликтных ситуаций; информационная и эмоциональная поддержка и т. п.), разработка эффективной системы стимулирования — адекватное и своевременное вознаграждение работников по результатам труда (как материальное, так и в виде одобрения со стороны администрации и благодарности клиентов).
Рубрика:
- Психология: личность и бизнес
Ключевые слова:
- эмоциональное выгорание
- Версия для печати
Источник
При обработке и анализе полученных результатов мы ориентировались на то, чтобы выделить те индивидуально-психологические детерминанты, которые способствуют эмоциональному выгоранию медицинского работника. Кроме того, нами учитывались также некоторые организационные и социальные факторы, связанные со спецификой медицинского труда, и их влияние на психическое выгорание. Оперируя смысловым содержанием количественными показателями, подсчитанными для разных фаз формирования синдрома «выгорания», можно дать достаточно объемную характеристику личности и, что не менее важно, наметить индивидуальные меры профилактической и психокоррекционной работы с людьми, страдающими от эмоционального выгорания.
Результаты исследования по методикам В.В. Бойко и Ч.Д. Спилбергера представлены в Таблице 1 (См.: Приложение № 1). Данная таблица иллюстрирует результаты сопоставления исследований по методике уровня эмоционального выгорания и уровня тревожности.
Согласно полученным результатам (диаграмма №1) большинство обследованных специалистов группы обладают симптомами эмоционального выгорания различного уровня выраженности. Сложившийся синдром «эмоционального выгорания» выявился у 60% респондентов, в фазе формирования синдром «эмоционального выгорания» находится у 30% опрошенных, и только у 10% опрошенных отсутствует синдром «выгорания».
Интегральные показатели «выгорания» «резистенция» в доминирующей фазе у 80% испытуемых, «напряжение» и показатель «истощение» в фазе формирования у 20% испытуемых.
Диаграмма 1. Выраженность синдрома эмоционального выгорания у медицинских работников
Исходя из полученных данных, мы можем сделать вывод, что проблема «выгорания» медицинских работников актуальна — только у 10% обследованных не выявлен синдром «выгорания», но у 30% опрошенных в сформированной стадии находятся те или иные симптомы «выгорания». У 60% работников медицинской службы, принявших участие в исследовании «выгорание» находится в стадии формирования, что говорит о необходимости профилактики и психокоррекции их эмоционального и психического состояния.
Результаты сопоставления особенностей демографических характеристик медицинских работников, участвовавших в исследовании, и выраженностью синдрома эмоционального «выгорания» представлены в таблице №1.
Таблица 1
Демографические характеристики работников медицинских служб с разной степенью эмоционального «выгорания»
Демографические характеристики | Работников медицинских служб с разной степенью выраженности выгорания | ||
Отсутствие «выгорания» | «Выгорание» в стадии формирования | Сложившийся синдром «выгорания» | |
Возраст | |||
От 18 до 36 лет | 3% | 35% | 20% |
От 36 до 60 лет | 7% | 25% | 10% |
Семейное положение | |||
Состоит в браке | 15,5% | 22,5% | 13,3% |
Не состоит в браке | 15,5% | 22,2% | 11,7% |
Образование | |||
Среднее | 0% | 21% | 27,0% |
Высшее | 33,8% | 10,9% | 7,3% |
Должность | |||
Медицинская сестра | 26,4% | 25,8% | 20,7% |
врачи | 4,4% | 10,9% | 11,1% |
Стаж профессиональной деятельности | |||
От 0 до 5 лет | 4,4% | 20,2% | 18,5% |
От 5 до 10 лет | 3,5% | 12,1% | 10,8% |
Свыше 10 лет | 11,1% | 11,7% | 7,7% |
Как видно из таблицы, сформированный синдром «эмоционального выгорания» свойственен в большей степени группе в возрасте от 18 до 36 лет, (35%), «выгорание» отсутствует в возрастной группе от 36 до 60 лет (25%).Специалисты с начальной стадией формирования «выгорания» имеют стаж профессиональной деятельности от 0 до 5 лет (20,2%). В группу специалистов с отсутствием «выгорания» вошло со стажем работы по специальности от 5 до 10 лет (3,5%). Группу специалистов со сложившимся «выгоранием» составили, те, у кого стаж превышает 10 лет (7,7%).
Этот факт можно объяснить тем, что у специалиста в зрелом возрасте уже пройден этап профессионального становления и адаптации к профессии, определены конкретные цели, сформированы профессиональные интересы, выработаны механизмы профессионального самосохранения. Таким образом, можно сделать вывод, что у молодых специалистов в медицинской деятельности больше риск возникновения эмоционального «выгорания».
Диаграмма 2. Связь синдрома эмоционального выгорания и брачного статуса
В группах медицинских работников, согласно полученным результатам (диаграмма №2) имеющих семью и незамужних, нет явных различий по уровням эмоционального «выгорания». Семья, скорее всего, должна выступать в качестве фактора, снижающего влияние различных профессиональных стрессов, т.к. выполняет рекреационную и психотерапевтическую функцию, связанную с психологической поддержкой членов семьи. Но деструктивная семья, может стать стрессовым фактором, причиной усугубления синдрома эмоционального «выгорания». Также, по нашему мнению, неявные различия эмоционального «выгорания» в группе имеющих семью и незамужними, можно объяснить феноменом «двойной занятости женщин». Даже в благополучной семье женщина, с одной стороны, получающая поддержку и тепло своих близких, вынуждена нести на себе бремя бытовых и хозяйственных проблем (уборка, стирка, приготовление пищи и т.д.).
Постоянные перегрузки вызывают переутомление и в результате снижаются защитные механизмы в борьбе против «выгорания». Следовательно, можно сделать вывод, что сам факт наличия семьи не снижает риск развития «выгорания». Более важным показателем, скорее всего, является удовлетворенность семейными отношениями.
Эмоциональное «выгорание» в фазе формирования свойственно в большей степени специалистам со средним образованием (21%). В группе специалистов с высшим образованием выявлено в два раза меньше случаев эмоционального «выгорания» (10,9%). Наличие высшего образования, на наш взгляд, снижает риск возникновения «выгорания», так как высокая профессиональная подготовка дает специалисту широкий спектр вариантов, способов и приемов решения профессиональных задач и проблем, возникающих в процессе работы. Тем самым снижается неудовлетворенность собой, тревога и депрессия, вызванная недостатком профессиональных знаний и умений. Высшее образование расширяет кругозор специалиста в области медицины, психологии, конфликтологии и других наук и позволяет адекватно реагировать на сложившуюся ситуацию, находить эффективные пути преодоления «выгорания», использовать приемы профессионального самосохранения. Таким образом, можно сделать вывод, что высшее образование является фактором, предотвращающим возникновение у работников синдрома эмоционального «выгорания».
Результаты сопоставления степени удовлетворенности испытуемых различными организационными факторами профессиональной деятельности и выраженностью синдрома эмоционального «выгорания» представлены в таблице №2.
Таблица 2
Показатели удовлетворенности организационными факторами медицинских работников с разной степенью эмоционального «выгорания»
Показатели удовлетворенности | Степень выраженности эмоц. выгорания | ||
Отсутствие «выгорания» | «Выгорание» в стадии формирования | Сложившийся синдром «выгорания» | |
Удовлетворенность условия труда | |||
Удовлетворен | 10,5% | 15,2% | 0% |
Скорее удовлетворен, чем неудовлетворен | 10,5% | 11,6% | 5,3% |
Затруднились ответить | 0% | 5,4% | 7,6% |
Скорее не удовлетворен, чем удовлетворен | 8,0% | 7,1% | 20,5% |
Не удовлетворен | 0% | 4,4% | 7,6% |
Из таблицы № 2 видно, что в группу с отсутствием «выгорания» вошли медицинские работники, удовлетворенные условиями труда (10,5%), а в группу с высоким показателем «выгорания» те, кто неудовлетворен условиями труда (20,5%). Можно сделать вывод, что неблагоприятные условия труда повышают риск развития выгорания, а благоприятные являются фактором, ослабляющим влияние профессиональных стрессов. Описанные результаты согласовываются с результатами теоретических исследований по данной проблеме, приведенными нами в 1 главе работы.
В группе испытуемых со сложившимся синдромом «эмоционального выгорания» преобладают профессионалы, находящиеся в должности медицинской сестры (20,7%). Отсутствие «выгорания» в большей степени присуще врачам (4,4%).
Этот факт мы объясняем тем, что специалист в этой должности непосредственно общается с пациентами, или оказывая им медицинскую помощь. Они в большей степени испытывает психоэмоциональные нагрузки, сталкиваются с горем, отчаянием людей, переживает и сочувствует им
Начальники, заведующие, имеют разную степень «выгорания», оно вызвано комплексом других причин, например, это может быть большая ответственность за принятые решения, и в целом за организацию трудового процесса.
Рассмотрим подробнее некоторые индивидуальные результаты диагностики с высокими показателями эмоционального выгорания.
Испытуемая Е.П. (стаж работы 3 года). По методике В. Бойко отмечены высокие показатели по шкалам «резисистенции» и «истощения», что характерно по методике Ч.Д. Спилбергера также отмечено высокая личностная тревожность, которая предполагает склонность к появлению состояния тревоги у человека в ситуациях оценки его компетентности. В то же время низкая ситуативная тревожность наоборот, требует пробуждения активности, повышения внимания к мотивам деятельности и повышения чувства ответственности
Мы полагаем, что такое сочетание психологических особенностей по двум методикам может указывать на подтверждение симптомов эмоционального выгорания.
Испытуемая М.К. (стаж работы 2 года). По методике В. Бойко отмечены высокие показатели по всем трем шкалам, что характерно по методике Ч.Д. Спилбергера также отмечено высокая личностная тревожность, которая предполагает склонность к появлению состояния тревоги у человека в ситуациях оценки его компетентности, а ситуативная тревожность является умеренной. Возможно, на это повлияло то, что у испытуемого прошедшего все три стадии эмоционального выгорания по методике Бойко сохраняется начальная стадия напряжения.
Результаты исследования тревожности по методике Ч.Д. Спилбергера представлены в таблице 2 Приложения № 2 и ниже на диаграмме №3.
Диаграмма 3. Уровень тревожности работников медицинской сферы
Согласно данным результатам, высокий показатель личностной тревожности выявлен у 67,5% человек, что свидетельствует об их устойчивой склонности воспринимать угрозу своему «Я» в самых различных ситуациях и реагировать на эти ситуации повышением тревоги.
Лицам с высокими показателями тревожности рекомендуется формировать чувство уверенности в успехе, смещать акцент с внешней требовательности, категоричности и высокой значимости в постановке задач на содержательное осмысление деятельности и конкретное планирование по подзадачам.
По показателю «ситуативная тревожность» низкий показатель ярко выражен у 57,5% испытуемых, что свидетельствует о том, что у данных испытуемых состояние тревоги возникает «как реакция на различные, чаще всего социально-психологические стрессоры (ожидание негативной оценки или агрессивной реакции, восприятие неблагоприятного к себе отношения, угрозы своему самоуважению, престижу).
Таким лицам рекомендуются меры по пробуждению активности, повышению внимания к мотивам деятельности и понижению чувства ответственности. Отметим, что иногда очень низкая тревожность в показателях теста является результатом активного вытеснения личностью высокой тревоги с целью показать себя в «лучшем свете».
Результаты исследования по методике Ф.В. Березина и М.П. Мирошникова представлены в таблице 3 Приложения №3 и в основной части исследования на диаграмме №4.
Согласно полученным результатам обследованные специалисты имеют следующие показатели по шкалам опросника:
По базисным шкалам
I шкала невротического сверхконтроля (ипохондрии): высокие показатели — 4 человека, что составляет 10%; средние показатели — 36 человек, что составляет 90%; низкие показатели — 0 человек.
II шкала депрессии высокие показатели — 2 человека, что составляет 5%;
средние показатели — 30 человек, что составляет 75% , низкие показатели — 8 человек, что составляет 20%
III шкала эмоциональной мобильности (истерии) высокие показатели — 6 человек, что составляет 15%, средние показатели — 24 человека, что составляет 60%, низкие показатели — 10 человек, что составляет 25%
IV шкала социальной дезадаптации (психопатии) высокие показатели — 26 человек, что составляет 65%,средние показатели- 14 человек, что составляет 35%,низкие показатели — 0 человек
VI шкала аффективной фригидности (паранойи) высокие показатели — 5 человек, что составляет 12,5%, средние показатели- 10 человек, что составляет 25%, низкие показатели — 25 человек, что оставляет 62,5%
VII шкала тревоги высокие показатели- 6 человек, что составляет 15%, средние показатели — 32 человека, что составляет 80%, низкие показатели — 2 человека, что составляет 5%
VIII шкала индивидуальности высокие показатели — 4 человека, что составляет 10%, средние показатели — 33 человека, что составляет 82,5%, низкие показатели -3 человека, что составляет 7,5 %
IX шкала оптимизма высокие показатели — 0 человек, средние показатели — 18 человек, что составляет 35%, низкие показатели — 22 человека, что составляет 55%
По оценочным шкалам
По шкале искренности — L высокие показатели — 0 человек, средние показатели — 26 человек, что составляет 65%, низкие показатели — 14 человек, что составляет 35% ,
По шкале достоверности -F высокие показатели — 5 человек, что составляет 12,5%, средние показатели — 23 человека, что составляет 57,5%, низкие показатели — 12 человек, что составляет 30%
По шкале коррекции — K высокие показатели — 0 человек, средние показатели — 31 человек, что составляет 77,5%, низкие показатели- 9 человек, что составляет 22,5%
Диаграмма 4. Уровень нервно-эмоциональной выраженности у работников медицинской сферы
Согласно таблице общегрупповых значений, приведенных в таблице 4 Приложения №4, по шкалам 1, 2, 3. 7, 8 наибольшее количество испытуемых медицинских работников имеют средние показатели. Указанные шкалы регистрируют такие свойства, как пассивность, плохую переносимость смены обстановки, склонность к тревогам, робость, застенчивость, а так же выраженность неустойчивости фона настроения, склонность к драматизации событий, чувствительность, возможно импульсивность, конфликтность, агрессивность, тревожность.
Высокие значения имеют показатели по четвертой шкале, что свидетельствуют о выраженности таких свойств, как агрессивность конфликтность, пренебрежение социальным нормам и ценностям, а так же неустойчивости настроения, обидчивость, возбудимость и чувствительность. Возможен временный подъем по этой шкале, вызванный какой-нибудь причиной.
Преобладание низких значений показателей по шкалам 6 и 9, свидетельствует о том, что данной группе свойственны такие особенности личности, как застреваемость на отрицательных переживаниях, обидчивость, склонность к прямолинейности в общении, практичность и оптимизм.
По оценочным шкалам можно сделать вывод, что большинство испытуемых отвечали достаточно искренне и не осознанно контролировали свое поведение во время тестирования, и полученные показатели можно считать достоверными.
Сопоставление результатов, полученных с помощью методик: «Эмоциональное выгорание» В.В. Бойко, шкала самооценки и оценки тревоги Ч.Д. Спилбергера и сокращенный многофакторный опросник для исследования личности Ф.В. Березина и М.П. Мирошникова показывает следующее (см. таблицу №3).
Таблица 3
Сопоставление результатов, полученных с помощью методик: «Эмоциональное выгорание» В.В. Бойко, «Шкала самооценки и оценки тревоги» Ч.Д. Спилбергера и «СМОЛ» Ф.В. Березина и М.П. Мирошникова
Шкалы по методикам СМОЛ и реактивной, личностной тревожности | Эмоциональное выгорание стадия напряжения | Эмоциональное выгорание стадия резистенции | Эмоциональное выгорание стадия истощения | |
Ипохондрия | Коэф. коррел | 0,061 | -0,035 | 0,065 |
Депрессия | Коэф. коррел | 0,435(**) | 0,269 | 0,323(*) |
Истерия | Коэф. коррел | 0,078 | -0,026 | 0,025 |
Психопатия | Коэф. коррел | 0,305 | 0,273 | 0,151 |
Паранояльностъ | Коэф. коррел | 0,614(**) | 0,413(**) | 0,578(**) |
Психастения | Коэф. коррел | 0,325(*) | 0,076 | 0,185 |
Шизоидность | Коэф. коррел | 0,320(*) | 0,065 | 0,131 |
Гипомании | Коэф. коррел | 0,599(**) | 0,388(*) | 0,535(**) |
Шкала лжи | Коэф. коррел | -0,415(**) | -0,348(*) | -0,378(*) |
Шкала достоверности | Коэф. коррел | 0,433(**) | 0,461(**) | 0,393(*) |
Шкала коррекции | Коэф. коррел | -0,566(**) | -0,531(**) | -0,588(**) |
Личностная тревожность | Коэ? |