Резидуальная энцефалопатия с синдромом гиперактивности
Синдром дефицита внимания с гиперактивностью у детей (СДВГ) является одной из наиболее частых причин обращения за помощью к психологу, психиатру, неврологу. В связи с широкой распространенностью он стал предметом изучения медиков, педагогов и психологов. Описанию расторможенных, импульсивных, неугомонных, невнимательных, непослушных детей, испытывающих значительные трудности в адаптации и обучении, посвящены работы как отечественных, так и зарубежных специалистов.
Наиболее типичными проявлениями СДВГ считаются расстройства внимания (отвлекаемость, трудности сосредоточения), гиперактивность (чрезмерная активность или двигательная расторможенность в сочетании со слабым контролем побуждений), импульсивность поведения. В работах разных исследователей СДВГ часто ассоциирован с диагнозом минимальная мозговая дисфункция и резидуальная энцефалопатия
Расстройство, как правило, возникает рано и проявляется в течение первых 7 лет. Данные о распространенности СДВГ и особенностях возрастной динамики в разных странах отличаются широкой вариабельностью: от 1-3% в Великобритании до 4-20% в США. В России-24-40%.( Заломихина И.Ю., детский психиатр, врач высшей категории)
Различия между мальчиками и девочками непостоянны (в отдельных населенных пунктах 3:1, в других — вообще не выявлены). Среди мальчиков 7-12 лет признаки СДВГ диагностируются в 2-3 раза чаще, чем у девочек, среди подростков это соотношение составляет уже 1:1. По данным Н.Я. Семаго, у мальчиков подобные проблемы встречаются в 4-5 раз чаще, чем у девочек. Половые различия отмечаются и в структуре, и динамике синдрома. У мальчиков синдромы гиперактивности появляются с 3-4 лет, что заставляет родителей обращаться к специалистам до поступления ребенка в школу. Среди девочек чаще проявляется дефицит внимания.
Клиническая картина синдрома зависит от возраста ребенка и имеет ряд особенностей, наблюдаемых как у мальчиков, так и у девочек (соответственно в 5-10 и в 12-15 лет). Периоды 5-7 и 9-10 лет являются критическими для формирования систем мозга, отвечающих за мыслительную деятельность, внимание, память. Происходит важная смена стадий интеллектуального развития: приобретается возможность сравнивать, оценивать, классифицировать и т.д. Кроме того, формируются условия для становления абстрактного мышления и произвольной регуляции деятельности. Если в дошкольном возрасте среди детей с СДВГ преобладают гипервозбудимость, двигательная расторможенность, моторная неловкость, отвлекаемость наряду с задержкой темпов психомоторного и эмоционального развития, то в младшем школьном возрасте на первый план выступают трудности в обучении и нарушение поведения. «Пик» проявлений синдрома в 12-15 лет совпадает с периодом полового созревания.
Разные исследователи дают различные прогнозы относительно дальнейшего развития синдрома. По мнению одних, гиперактивность и эмоциональная импульсивность практически исчезают, «маскируются» другими личностными чертами, самоконтроль и саморегуляция заметно возрастают, а дефицит внимания может сохраниться. Другие считают, что дефицит внимания снижается, а импульсивность и гиперактивность служат благоприятной почвой для дальнейшего развития неврозов и социальной дезадаптации. Ю.С. Шевченко отмечает, что частота асоцильного поведения у подростков с синдромом СДВГ колеблется от 10 до 50%. Как правило, эмоциональное развитие таких детей запаздывает, проявляются неуравновешенность, вспыльчивость, нетерпимость к неудачам. Трудно складываются отношения детей как со сверстниками, так и со взрослыми. Самооценка у пациентов с СДВГ часто занижена. Постепенно неудачи в учебной деятельности и общении приводят к тому, что у детей с СДВГ, которым свойственно стремление к немедленному вознаграждению, мотивация к дальнейшим действиям снижается. Все больше проявляется избегающее поведение. В результате, несмотря на нормальный JQ, у многих детей с СДВГ возникают трудности обучения.
Большинство детей с СДВГ при обследовании имеют дополнительно те или иные соматические, неврологические или психологические проблемы. По данным М.В. Фаликман, этот синдром в 90% случаев сопровождается каким-либо неврологическим, нейропсихологическим или поведенческим диагнозом, а в 67% случаев, как минимум, двумя диагнозами.
Несмотря на большое количество исследований этиология и патогенез развития СДВГ до сих пор не выяснены окончательно. В настоящее время существуют три доминирующие группы гипотез, выделяющие соответственно такие факторы: раннее органическое поражение ЦНС, социальное влияние, генетические факторы риска.
Влияние наследственных факторов риска на возникновение СДВГ.
Анализ объединенной информации показал, что частота встречаемости гиперактивности значительно выше среди родственников гиперактивных детей. По данным А.И. Максимовой, 57% родителей в детстве имели такие же симптомы гиперактивности и нарушения внимания, как и их дети. В настоящее время исследуется несколько генов, возможно, ответственных за возникновение гипер-активности. В их число входят гены, регулирующие обмен нейромедиаторов, локализованные на 5, 9 и 11 хромосомах. Однако исследования, направленные на поиск первичного биохимического дефекта, не позволяют сделать вывод об избирательных нарушениях в какой-либо одной из нейромедиаторных систем при СДВГ. Возникла гипотеза о возможной генетически детерминированной взаимосвязи нейромедиаторных нарушений в головном мозге при данной патологии.
Раннее органическое повреждение ЦНС как фактор риска возникновения СДВГ
Сравнительный анализ ана-мнестических данных детей с СДВГ показал, что в 67% случаев имели место нарушения нормального течения беременности, в 73% случаев была зафиксирована патология родов. В числе самых распространенных причин — родовая травма шейных отделов позвоночника, которая своевременно не диагностируется. На первом году жизни до 60% детей с СДВГ наблюдались неврологом с диагнозом «перинатальная энцефалопатия» или «резидуальная энцефалопатия». В результате раннего органического поражения ЦНС нервная система запаздывает в темпах созревания и функционирует на недостаточном уровне.
Задержка темпов миелинизации приводит к генерализации импульса при возбуждении, вовлечению дополнительных структур ЦНС и формированию симптомов пирамидной, экстрапирамидной и мозжечковой недостаточности. По данным исследователей «Института умственного здоровья» (США), установлена связь между гиперактивностью и дисфункцией лобной доли. По другим данным у 65% детей с СДВГ обнаружено снижение кровотока в префронтальной коре головного мозга при интеллектуальных нагрузках. При ЭЭГ-исследовании у 92,2% детей обнаружены умеренные диффузные изменения корковой ритмики. Значительно чаще преобладал сдвиг в сторону увеличения мощности дельта- и тета-волн, что также указывает на относительную незрелость корковой ритмики. Основным патогенетическим механизмом СДВГ можно считать нарушение своевременности, полноценности и синхронности созревания отдельных мозговых структур, ответственных за формирование, совершенствование функциональных блоков и систем, обеспечивающих активное и устойчивое внимание, целенаправленность и самоконтроль поведения, гармонизацию и сознательно регулируемую психомоторику.
Негативное воздействие социально-психологических факторов
Важную роль в формировании СДВГ играют факторы, которые провоцируют и усугубляют влияние резидуально-органических и наследственных факторов на эмоциональное и интеллектуальное развитие ребенка. По данным Н.Н. Заваденко, влияние социально-психологических факторов обнаружено в 63% случаев. В 20% семей имело место влияние таких факторов как воспитание в неполной семье, неблагоприятные материально-бытовые условия, низкий уровень образования родителей, частые конфликты, алкоголизм родителей, несогласованные подходы к воспитанию, педагогическая запущенность, бытовые интоксикации у родителей и др.
Вероятно, биологические и наследственные факторы имеют решающее значение на ранних этапах развития, затем возрастает роль социальных причин.
Очевидно, что социальные аспекты могут оказать как негативное, так и позитивное воздействие на формирование синдрома и его дальнейшее развитие. Однако вне зависимости от вариативности синдрома в ходе его динамики общие компенсаторные процессы осложняются тем, что реализуются на изначально дефицитарной почве. Помимо этого, психическое развитие таких детей усугубляется пропуском «сензитивных» периодов развития (по Л.С. Выготскому), благоприятных для естественного формирования конкретных психических функций, поведенческих навыков и личностных свойств.
Таким образом, дети с СДВГ изначально находятся в группе риска и нуждаются в специальном системном терапевтически коррекционном подходе. Полиэтиологическая природа синдрома и особенности его динамики вызывают необходимость комплексного подхода к его лечению и наблюдению детей с СДВГ неврологами, психиатрами, нейропсихологами, психотерапевтами. Медикаментозная терапия должна быть направлена на коррекцию медико-биологических влияний, психолого-психотерапевтическая работа — на улучшение адаптации ребенка в окружающей среде, создание необходимых условий для его дальнейшего развития.
Источник
Энцефалопатия у детей на сегодняшний день, к сожалению, встречается довольно часто. В раннем возрасте болезнь может сопровождаться неярко выраженными симптомами, это значительно осложняет процесс диагностирования. А для больных детей при отсутствии должного лечения прогнозы не очень утешительные. Именно по этой причине сейчас многие родители часто спрашивают, что же собой представляет это заболевание и на какие отклонения необходимо обратить внимание?
Резидуальная энцефалопатия у детей: Что это такое?
Резидуальная энцефалопатия – это болезнь, которая сопровождается диффузным поражением мозга головы, не связанное с процессом воспаления. Есть большое количество причин появления заболевания, но, как правило, нарушение нервной системы связано с недостаточным кровотоком или кислородным голоданием. Вследствие этих расстройств нервные клетки постепенно начинают гибнуть.
У детей энцефалопатия может выражаться разными симптомами и иметь различные формы. Отсутствие лечения чревато тяжелыми осложнениями. Именно по этой причине нужно знать о первых симптомах заболевания, чтобы своевременно отвести ребенка врачу.
Причины энцефалопатии
Нужно заметить, что есть большое количество вероятных причин появления этого заболевания. К примеру, к факторам риска относятся воздействия на организм малыша еще при внутриутробном развитии. Также у детей перинатальная энцефалопатия часто развивается при наличии у матери постоянных токсикозов, при употреблении спиртного, некоторых токсических и лекарственных препаратов. Резус-конфликт, постоянные стрессы, переношенность или недоношенность, патологии плаценты, радиационное воздействие, многоплодие, многоводие — все данные факторы могут провоцировать нарушения нервной системы у ребенка.
Иногда энцефалопатия появляется вследствие получения определенных травм при родах. Что относительно причин, способствующих развитию заболевания уже после рождения, то их тоже очень много — тяжелые гнойные инфекции, врожденные пороки, травмы, хирургические вмешательства, аутоиммунные заболевания, действие токсинов и т. д.
Классификация и виды заболевания
Есть несколько систем классификаций энцефалопатии. К примеру, с учетом времени развития и происхождения заболевания выделяют приобретенную и перинатальную (врожденную) энцефалопатию. При этом врожденная форма делится на десятки подвидов.
С учетом тяжести заболевания выделяют три главные формы:
- легкие патологии чаще всего не имеют явных симптомов и полностью лечатся на протяжении первого года;
- среднетяжелое нарушение в головном мозге сопровождается наличием в нем мелких кровоизлияний, это вызывает такие расстройства, как изменение тонуса мышц, снижение рефлексов, расхождение черепных швов во время скопления в желудочках мозга жидкости;
- тяжелая форма заболевания выражается отсутствием реакции на внешние раздражители, слабыми рефлексами, расстройствами дыхательной функции, что, как правило, оканчивается коматозным состоянием.
Особенности перинатальной энцефалопатии
Про этот вид нарушения говорят в случае, когда у ребенка поражение нервной системы случилось в первые дни жизни, при родах или внутриутробном развитии. Чаще всего заболевание удается определить на ранних этапах за счет некоторых симптомов.
В частности, эти дети издают очень слабый крик после рождения или же совершенно не плачут. У них вовсе отсутствуют или плохо развиты сосательные рефлексы. Можно наблюдать апатию и излишнюю вялость. Вместе с этим у ребенка может проявляться пучеглазость или косоглазие.
В зрелом возрасте могут появиться очень неприятные последствия. В том числе, при неправильном лечении либо его отсутствии могут появляться такие заболевания, как ранний остеохондроз, гипертония, нарушения мелкой моторики, нейроциркуляторные дистонии, тяжелые мигрени.
Резидуальная энцефалопатия у детей
Этот вид заболевания встречается чаще всего. К примеру, многие врачи устанавливают диагноз «энцефалопатия не уточненная». У ребенка он может значить именно резидуальную форму. Просто этот вид патологии часто проходит вяло, а клиническая картина расплывчата.
К примеру, у ребенка на фоне нарушений могут развиваться парезы, вегетососудистая дистония, задержка умственного развития, повышенная утомляемость, постоянные головные боли, некоторые психические расстройства. Чаще всего причиной расстройства головного мозга является нестабильность артериального давления, черепно-мозговая травма, бактериальная или вирусная инфекция. Приблизительно так выражается резидуальная энцефалопатия у ребенка. К сожалению, лечение чаще всего начинают уже на поздних этапах, что отрицательно сказывается на здоровье детей.
Эпилептическая энцефалопатия
О присутствии этого вида заболевания говорят в случае, когда у ребенка вместе с эпилептической активностью происходят перманентные дисфункции мозга головы. У детей эпилептическая энцефалопатия бывает двух типов:
- Первый тип патологии выражается церебральными дисфункциями, эпилептическим синдром, отставанием интеллектуального развития, расстройствами речи и т. д.
- Второму типу заболевания свойственны поведенческие, когнитивные и психические нарушения. Но эпилептических приступов у этих детей нет.
Гипоксическо-ишемическая форма
Нужно сказать, что этот вид заболевания встречается очень часто. У детей гипоксическая или ишемическая энцефалопатия связана с нехваткой в тканях головного мозга кислорода. Это может быть связано, в свою очередь, со стойким снижением кровяного давления, развивающейся дыхательной недостаточностью.
Причины кислородного голодания бывают различными, включая разные нарушения со стороны сердечнососудистой и дыхательной систем, а также кровоизлияния и травмы.
Другие формы энцефалопатии
Как уже отмечалось, у детей очень часто определяется «энцефалопатия не уточненная». Этот диагноз обозначает, что у врача не получилось точно выявить особенности и причины заболевания, потому ребенку необходимы дополнительные обследования. Так как на самом деле, есть много форм этой болезни. К примеру, действие нейротропных веществ (в том числе и этиловый спирт) приводит к развитию токсической формы болезни, а после травмы черепа может появиться посттравматическая энцефалопатия.
Помимо этого, энцефалопатия бывает связана с расстройством функционирования внутренних органов, включая поджелудочную железу, почки, печень.
Симптомы энцефалопатии
Нужно сказать, что у детей энцефалопатия может выражаться по-разному. Здесь все будет зависеть от возраста ребенка, локализации процесса, формы патологии и ее тяжести и т. д.
К примеру, в раннем возрасте нужно обращать внимание на поведение ребенка. Родители обязаны насторожиться в случае, когда он плохо спит, часто без причин капризничает и плачет, реагирует неадекватно на световые и звуковые изменения. К симптомам также относится отсутствие или нарушение сосательного рефлекса, частое срыгивание, запрокидывание головы, неравномерное сердцебиение, повышенный мышечный тонус.
Клиническая картина в дошкольном возрасте является уже более выраженной. Ребенок, как и раньше, страдает от повышенного мышечного тонуса и нарушений сна. Кроме того, он может жаловаться на быструю утомляемость и постоянные головные боли. Возникают частые обмороки. Можно отметить и определенную нестабильность психики — детям тяжело дается резкое изменение деятельности, они зачастую имеют проблемы с памятью, неуверены в себе.
У школьников тоже отмечаются некоторые упомянутые выше симптомы, в том числе, постоянные головные боли и головокружения. Помимо этого, можно заметить проблемы с сознанием и памятью — у ребенка очень узкий круг интересов, он все время рассеян и раздражителен, ему тяжело дается учеба.
Диагностика заболевания
Нужно сразу сказать, что лишь врач сможет установить диагноз. Энцефалопатия определяется при помощи множества способов, включая как инструментальные, так и лабораторные обследования. Вначале врач выполняет общий осмотр ребенка, знакомится с жалобами. Когда речь идет о подростке, то можно выполнить обследование психического состояния и памяти. Помимо этого, нужно проверить координацию двигательной активности и рефлексы.
Первичное диагностирование в себя включает общий анализ крови, а также изменение кровяного давления. Затем проводится обследование на присутствие аутоантител. Требуются и некоторые метаболические анализы.
Чтобы обследовать кровоснабжение, функционирование и структуру головного мозга, ребенку назначают ультразвуковую допплерографию, томографию, а также энцефалографию. На основе этих данных врач ставит окончательный диагноз и начинает разрабатывать схему терапии.
Последствия энцефалопатии
Естественно, родители часто спрашивают, чем заканчивается эта болезнь. И в этом случае все будет зависеть от степени тяжести заболевания, формы, а также своевременности и качества лечения. Очень часто терапия помогает ребенку достичь полноценного излечения.
Если у ребенка энцефалопатия головного мозга появляется в раннем возрасте, то вероятна задержка физического, двигательного, психического и речевого развития. Легкие виды патологий могут завершиться развитием, так называемой минимальной дисфункции головного мозга.
При этом возможны и более тяжелые последствия — выраженная умственная отсталость, прогрессирующая гидроцефалия, эпилептический синдром, детский церебральный паралич и т. д.
Лечение энцефалопатии головного мозга
Симптомы энцефалопатии у ребенка — это веская причина максимально быстро обратиться к врачу. Ни в коем случае не нужно заниматься самолечением. Лечение в этом случае выбирается индивидуально и будет зависеть от причин возникновения болезни, степени ее тяжести и возраста ребенка.
Если рассматривать медицинские препараты, то лечение энцефалопатии головного мозга в себя включает прием таких средств:
- Сосудорасширяющие препараты, улучшающие трофику мозга и кровообращение («Дротаверин», «Папаверин»).
- Ноотропы, которые активируют работу нервных тканей («Кальций гопантенат», «Пирацетам», «Пиридитол»).
- Головные боли снимают при помощи анальгетиков.
- Высокая возбудимость является показанием к использованию успокоительных средств («Элениум», настойки валерианы).
- Дополнительное применение витаминов и аминокислот позволяет в нервных тканях нормализовать метаболизм.
Естественно, одних лекарственных препаратов недостаточно. Лечение при энцефалопатии головного мозга в себя включает физиопроцедуры, регулярные сеансы лечебной физкультуры и массажа, оптимальный режим отдыха и сна, правильное питание. С учетом взросления ребенку могут быть необходимы занятия с дефектологом, логопедом и иными специалистами, что поможет ему в социальной адаптации и умственном развитии.
Диагноз «энцефалопатия головного мозга» у ребенка не является приговором. При правильном лечении и своевременном диагностировании последствия и проявления этой патологии можно свести к минимуму. Самое главное выполнять все рекомендации врача и окружить ребенка заботой и вниманием.
Источник