Рефлексы у детей с синдромом дауна

Рефлексы у детей с синдромом дауна thumbnail

Автор Предложить Статью На чтение 4 мин. Опубликовано 22.04.2015 12:48

синдром ДаунаДвигательное развитие при синдроме Дауна

Дети с синдромом Дауна имеют очевидные двигательные нарушения, и их двигательное развитие обладает рядом характерных особенностей. По сравнению со своими сверстниками без синдрома Дауна такие дети развиваются медленнее, и формирование базовых навыков продолжается у них до трех — четырех лет. Были выделены две основные характерные особенности моторного развития детей с синдромом Дауна, которые лежат в основе такой задержки:

1) общая мышечная гипотония;

2) отличный от нормативного порядок появления и исчезновения рефлексов (Хендерсон, 1991).

По мнению автора, эти два компонента невозможно отделить друг от друга, поскольку мышечная гипотония сказывается на появлении некоторых рефлексов и на формировании автоматизма двигательных навыков. Мышечную гипотонию допустимо рассматривать как самостоятельное и основное нарушение в сфере моторики у детей с синдромом Дауна. Следует отметить, что со временем у детей с синдромом Дауна наблюдается явное повышение мышечного тонуса. Так, если у большинства 2-недельных детей отмечается резко выраженная мышечная гипотония, то у большинства 10- месячных детей выявляется мышечная гипотония уже в умеренной степени. Это, скорее всего, происходит потому, что ребенок, созревая, осваивает некоторые базовые навыки, а значит, у него появляется больше возможностей использовать свои мышцы при физической деятельности.У детей с синдромом Дауна мышечная гипотония проявляется в повышенной подвижности суставов, слабом сопротивлении суставов при пассивных движениях, необычных позах, которые принимает младенец. В результате гипотонии задерживается достижение таких умений, как контроль над положением головы, шеи и позвоночника, самостоятельное сидение и хождение. Нарушение постурального контроля, как следствием мышечной гипотонии, определяется как неспособность к координации процессов, происходящих в теле человека и отвечающих за поддержание нужного положения тела в пространстве в процессе движения (Лаутеслагер, 2003). Отмечается, что у детей с синдромом Дауна вследствие гипотонии могут наблюдаться неадекватные выпрямительные реакции и реакции равновесия, недостаточная стабильность в положении суставов, недостаточная коконтракция, т.е. взаимное сокращение мышц по обе стороны от сустава, недостаточность проприоцептивного подкрепления позы и движений, гиперподвижность в суставах. Это приводит к тому, что ребенку с синдромом Дауна трудно контролировать положение тела в пространстве (Хендерсон, 1991; Dunst, 1993; McConnaughey, Quinn, 1995). Несмотря на дефицит постурального контроля, ребенок все равно стремится к развитию и готов осваивать необходимые движения, включая компенсаторные механизмы, к которым относят использование детьми с синдромом Дауна симметричных поз и однообразных симметричных движений. (Лаутеслагер, 2003).

Исследователями были подробно рассмотрены этапы двигательного развития младенцев с синдромом Дауна в сравнении с типично развивающимися детьми. Было отмечено, что уже на самых начальных этапах развития младенцы с синдромом Дауна часто отстают в инициации некоторых моторных способностей. С возрастом увеличивается разрыв между показателями двигательного развития детей с синдромом Дауна и двигательными навыками здоровых детей (Pueschel, 2001). Однако, несмотря на более позднее освоение двигательных умений и качественные особенности движения, большинство детей с синдромом Дауна овладевают базовыминавыками (Хендерсон, 1993). Важно отметить, что дети с синдромом Дауна не являются гомогенной группой и демонстрируют высокую вариативность начала освоения тех или иных двигательных навыков. Например, возраст, в котором дети с синдромом Дауна начинают ходить может колебаться от 13 до 48-65 месяцев, тогда как здоровые дети осваивают ходьбу в 13 в среднем месяцев с возрастным разбросом от 8 до 18 месяцев.

Обзор исследований особенностей двигательного развития детей с синдромом Дауна показал, что эти дети имеют явное отставание в двигательном развитии, которое обусловлено как общей гипотонией, так и сниженной мотивацией детей с синдромом Дауна. Качественное отличие и темповая задержка характеризует освоение каждой вехи двигательного развития, включая сидение, ползание, ходьбу, координацию тела, навыки тонкой моторики. Все авторы выделяют тенденцию к увеличению отставания двигательного развития с возрастом ребенка. Наряду с этим отмечается, что двигательная терапия и программа раннего вмешательства, включающая направленность на развитие мышечного контроля и реакций равновесия способны значительно ускорить двигательное развитие ребенка и приобретение им основных двигательных возможностей (Хендерсон, 1991, McConnaughey, Quinn, 1995).

Источник

Уважаемые читатели, предлагаем вам статью, которая написана нами по результатам консультаций детей с синдромом Дауна.

Речь пойдет о том, что специалисты по двигательному развитию, не зная особенностей детей с синдромом Дауна, пытаются использовать для выработки у них вертикальной позы фиксацию с помощью вертикализаторов или корсетов. Кроме этого, нам встречались и случаи фиксации запястья и щиколоток детей с синдромом Дауна для «появления более точных движений».

Все эти методы, очевидно, копируют методы работы с детьми с ДЦП, особенно со спастическими и гиперкинетическими формами, что позволяет детям с этим нарушением выработать определенные позы и движения.

Читайте также:  История болезни острый нефритический синдром

При синдроме Дауна, отличающегося иной спецификой, данные методы искусственной фиксации являются не просто неэффективными, но и неприемлемыми, заметно тормозящими двигательное развитие детей с синдромом Дауна.

Коротко разъясним суть вопроса

1. Дети с синдромом Дауна обладают следующими специфическими особенностями:

  • Сниженный мышечный тонус
  • Недостаточные реакции равновесия
  • Недостаточная способность стабилизировать положения суставов
  • Нарушенная проприоцептивная ( телесная) чувствительность, то есть искаженная информация о положении тела

2. Данные особенности приводят к нарушению постурального контроля, то есть определенные сложности сложности с удержанием позы, сохранением равновесия и точности движений.

3. В отсутствии представлений об особенностях двигательного развития детей с синдромом Дауна, у специалистов порой возникает иллюзия того, что зафиксировав определенное положение всего тела или его отдельных частей, мы можем научить ребенка правильно стоять и более четко совершать движения.

Но это совершенно не соответсвует реальности: ограничение движений и насильственная стабилизация (вертикализаторы, корсеты, различные ортезы, фиксаторы, манжеты) приводит к тому, что резко нарушается процесс научения ребенка удержанию стабильного положения тела, еще больше снижается мышечный тонус, а также не развиваются движения запястья и голеностопного сустава.

Пока ребенок зафиксирован, он действительно вынужденно сохраняет позу и производит отдельные, весьма ограниченные движения. 
Как только фиксаторы снимаются, ребенок превращается в беспомощное малоподвижное существо, у которого страдает не только двигательное развитие, но и исследовательская деятельность, игра, эмоциональное развитие. Очевидно, что все это накладывает серьезный негативный отпечаток на общее развитие ребенка.

Что предлагается современными специалистами по двигательному развитию детей с синдромом Дауна?

Гимнастика активного типа, смысл которой заключается в том, что положения тела ( позы) и движения развиваются в процессе активной деятельности ребенка, буквально с первых недель и месяцев его жизни.

Ношение ребенка в правильных позах, например, в позе «самолетик», позволяет ему успешно выработать контроль головы, то есть активизировать работу мышц шеи и плечевого пояса. Грамотный подбор игрушек и их размещение на нужной высоте — учит ребенка тянуться к ним, что развивает точность движений и развитие координации рука глаз.
Когда ребенок лежит на животе, ему также предлагаются интересные игрушки, что побуждает его перенести вес на одну руку, потянувшись второй рукой к игрушке. Это — перемещение веса из стороны в сторону, то есть, фактически — закладывание основы дальнейших движений, вплоть до ходьбы и бега.

Более подробную информацию об особенностях двигательного развития и о методике проведения гимнастики активного типа вы можете найти в книге «Формирование основных двигательных навыков у детей с синдромом Дауна». Эта книга входит в пакет информации, который Даунсайд Ап отправляет в каждую семью с маленьким ребенком, так что она у многих из вас есть дома. В настоящее время ее электронная версия размещена на нашем информационном портале.

В заключение повторим: любое ограничение движений ребенка с синдромом Дауна, даже если оно производит впечатление подспорья для сиюминутного успеха, впоследствии отзывается более ощутимыми затруднениями двигательного и общего развития! 

Источник

синдром даунаСиндром Дауна — заболевание вызванное аномалией хромосомного набора, основными проявлениями которой служат умственная отсталость, типичный внешний облик больного и врожденные аномалии развития. Синдром Дауна одно из самых распространенных хромосомных заболеваний, проявляется в среднем с частотой 1 на 700 новорожденных. Оба пола с одинаковой частотой подвержены синдрому Дауна.

В начале заболевания Синдром Дауна в основном лежит трисомия по 21-й паре хромосом, т. е. вместо двух присутствуют три хромосомы, в связи этим во всех клетках содержится по 47 хромосом. Поскольку риск рождения детей Синдромом Дауна резко возрастает у женщин старше 35-40 лет, считается, что дополнительная 21-я хромосома в основном появляется из-за нерасхождения хромосом во время созревания женской яйцеклетки. Приблизительно в 1/3 случаев Синдром Дауна связан с нерасхождением хромосом в мужской половой клетке.

Иногда (2-3% больных синдромом Дауна) проявляется мозаицизм хромосомного набора: одни клетки имеют типичный набор из 46 хромосом, другие — из 47 с лишней 21-й хромосомой. В этих случаях степень проявления основных симптомов Синдрома Дауна может быть различной, что зависит от количества клеток с аномальным хромосомным набором.

В некоторых случаях, особенно при рождении детей с Синдромом Дауна в одной семье второй раз, у пациентов обнаруживают не трисомию, а транслокацию 21-й хромосомы на одну из хромосом группы D или g. Эта редкая форма Синдрома Дауна является наследуемой аномалией и не зависит от возраста женщины, поэтому риск рождения больного ребенка в данной семье второй раз увеличивается.

Особенности больных синдромом Дауна. При обследовании нервной системы умерших пациентов с синдромом Дауна обнаруживаются уменьшение размеров и веса головного мозга, недоразвитие лобных и других долей, слабая дифференцировка борозд и извилин мозга. Иногда проявляются аномалии развития головного мозга и крупных мозговых сосудов. Гистологически обнаруживается нарушение дифференцировки нервных клеток и недостаточная миелинизация нервных волокон головного и спинного мозга. Внутренние органы меньше по размеру, чем у здорового человека. Выявляется гипоплазия желез внутренней секреции, в частности щитовидной железы, коры надпочечников (см. Надпочечники) и половых желез. В печени — жировая вакуолизация, фиброз. Аорта узкая, стенки ее утонченные, крупные сосуды — маленького диаметра. Нередко наблюдаются врожденные пороки сердца, желудочно-кишечного тракта и других органов.

Читайте также:  Трисомия по х хромосоме у женщин синдром клайнфельтера

Симптомы Синдрома Дауна. Основными симптомами Синдрома Дауна являются — внешний облик больного: косые глазные щели (восточного типа), широкая плоская переносица, вторая кожная складка у внутреннего угла глаз (эпикант), рот в полуоткрытом состоянии, измененные ушные раковины, большой язык с гипертрофированными сосочками и глубокими бороздами, высокое сводчатое небо; по краям радужки часто видны белесоватые очажки; короткая шея, стопы и кисти небольшие и широкие; пальцы также укорочены, мизинец укорочен и искривлен, имеет одну складку для сгиба вместо двух и др. Больные Синдромом Дауна с рождения отстают в физическом развитии, поздно начинают держать головку, сидеть, ходить. В неправильном порядке и с отставанием по времени прорезываются зубы. Половое развитие очень снижено. Способность к деторождению отмечается в единичных случаях. У многих больных синдромом Дауна имеются врожденные пороки сердца; часто наблюдаются пороки развития различных отделов ЖКТ.

В сыворотке крови находят увеличение концентрации иммуноглобулина G и снижение иммуноглобулина М. Проявляется снижение сопротивляемости к инфекционным заболеваниям, предрасположенность к заболеванию лейкозом.

Изменения нервной системы преобладают в картине симптомов Синдрома Дауна. У многих больных окружность головы небольшая, череп брахицефалической формы. С первых дней жизни больного синдромом Дауна отмечается мышечная гипотония; рефлекс Моро не наблюдается. Отмечаются косоглазие, нередко сходящееся, слабость конвергенции, асимметрия лицевой иннервации, горизонтальный нистагм. У части детей с Синдромом Дауна проявляются расстройства координации, которые отмечаются при выполнении локомоторных проб, тонких движений. У всех страдающих Синдромом Дауна имеются вегетативно-эндокринные патологии: сухость кожи, склонность к ожирению, дерматитам, красный стойкий дермографизм, дистрофические изменения костей. С возрастом наблюдается тенденция к нормализации мышечного тонуса, координация движений становится лучше.

Психические патологии при Синдроме Дауна проявляются в основном слабоумием, т.е психическим недоразвитием — олигофренией, которая проявляется уже на первом году жизни. Наблюдается распределенный характер слабоумия, при котором поражаются не только интеллект и мышление, но и другие психические органы (восприятие, внимание, память, речь, эмоционально-волевая сфера). Также характерно доминирующее недоразвитие наиболее дифференцированных онтогенетически молодых функций — мышления и речи при относительной сохранности эволюционно более древних элементарных функций — эмоций и инстинктов.

Психическое недоразвитие при Синдроме Дауна в основном на уровне имбециальности или дебильности, иногда наблюдается идиотия. Суждения больных синдромом Дауна примитивны, абстрактное мышление отсутствует. Речь развивается запоздало, словарный запас ограничен, произношение с дефектами. Характерны замедление мышления, плохая переключаемость, пациенты теряются в непривычной обстановке. Внимание рассеянное. Неплохо развита механическая память, выражена подражательность. Эмоции слабо дифференцированы, больные пассивны и несамостоятельны, у них наблюдается повышенная внушаемость.

Диагноз Синдром Дауна не представляет трудностей, в основном устанавливается уже в родильном доме. При неярких симптомах необходимо цитогенетическое исследование.

Лечение Болезни Дауна. Специфических методов лечения синдрома Дауна в настоящее время не существует. Но комплексная медикаментозное лечение в сочетании с лечебной физкультурой, массажем, педагогическим воздействием, занятиями с логопедом направлено на улучшение состояния больных. Назначают разные методы стимуляции психического и физического развития — лекарственные средства ноотропного ряда, анаболические стероиды, витамины, тиреоидин, глутаминовую кислоту, липоцеребрин.

Источник

Статья

Двигательная активность детей с синдромом Дауна

Дом ребенка №5 САО

Воспитатель Арифулина Е.В.

   Работа о физическом развитии ребенка имеет особое значение в раннем возрасте. В этот период жизни малыш только овладевает основными движениями, приобретает необходимые моторные навыки, учится управлять своим телом, координировать свои действия.

    Двигательное развитие – это совокупность движений крупных мышц, позволяющих человеку удерживать вертикальную позу и перемещаться в пространстве. От уровня развития крупной моторики зависит возможность ребенка осваивать окружающее пространство. Развитие крупной моторики у младенца – это освоение способности передвигаться с использованием крупной мускулатуры (ног, рук, спины и живота). Основные «вехи» в процессе развития навыков крупной моторики – умение сидеть, ползать, ходить, что позволяет ребенку передвигаться в пространстве и изучать окружающий мир.

Особенности двигательного развития детей с синдромом Дауна

Основные навыки

Возраст детей с синдромом Дауна (месяц)

Возраст обычных детей (месяц)

Передвигается

8

5

Сидит самостоятельно

10

7

Ползает

12

8

Передвигается на четвереньках

15

10

Стоит

20

11

Ходит

24

13

Читайте также:  Эпилепсия с миоклоническими абсансами синдром тассинари

  Рассмотрев данные таблицы, можно сделать вывод, что развитие крупных движений у детей с синдромом Дауна проходит те же этапы, что и у обычного ребенка, однако время появления навыков более позднее, а в возрастной диапазон появления навыков гораздо шире.

Физические особенности детей с синдромом Дауна, замедляющие моторные развитие.

Медицинские факторы

— порок сердца и частые респираторные заболевания не дают возможности активно участвовать в подвижных играх, длительных прогулках, специально организованных занятиях.

— проблемы со зрением влияют на способность ориентироваться в пространстве.

— снижение слуха и частые отиты ухудшают чувство равновесия и затрудняют ориентирование в пространстве.

Физические и нейрофизиологические факторы

— структурно мозговые нарушения приводят к нарушению реакций равновесия и координации движений

— нарушение синаптических связей, что ведет к снижению темпа восприятия и прохождения стимулов, а также скорости ответных реакций

— гипотония – это сниженный мышечный тонус, из-за которого мышечная сила нарастает медленнее. Недостаток силы мешает развивать координацию и баланс тела

— чрезмерная эластичность связок. Связки обеспечивают устойчивость суставов. Слишком эластичные связки мешают детям с синдромом Дауна контролировать движения, поскольку их суставы слишком подвижны и таким малышам трудно удерживать их в нужном положении.

— ослабленное чувство равновесия

— особенности пропорций тела.

   У детей с синдромом Дауна руки и ноги короче по сравнению с туловищем, чем у обычных детей, поэтому им труднее овладевать некоторыми навыками (карабкаться по ступенькам, перешагивать через препятствия).

Методика работы по формированию навыков крупной моторики и ориентировки в пространстве у детей с синдромом Дауна.

Для успешного развития моторных навыков ребенку с синдромом Дауна необходима помощь, направленная на стимуляцию двигательной активности. Наша задача – обеспечить ему тот минимум помощи, который необходим для успешного выполнения задания.

Разнообразные положения.

    Очень важно давать ребенку возможность и побуждать его играть в разнообразных положениях. Лежа на животе тренируют мускулатуру спины и шеи, лежа на спине – упражняют брюшные и бедренные мышцы, а играя с игрушками – мышцы рук и ног. Сидение тренирует чувство равновесия.

Переходные положения тела.

Переходные позиции позволяют ребенку менять положения тела и, тем самым, увеличивают его самостоятельность. Ребенку с синдромом Дауна труднее освоить переходные позиции, потому что при перемене позы нарушается равновесное положение тела и ребенку приходится прилагать усилия, чтобы, выполнив необходимую последовательность движений, принять новую равновесную позу.

Моторное планирование.

Это – способность ребенка в правильной последовательности совершать серию движений, необходимых для выполнения сложной двигательной задачи. Детям с синдромом Дауна из-за гипотонии и нарушения познавательных способностей с трудом дается естественное планирование моторики действия. Им поначалу нужно просто запоминать последовательность действий.

Содействие двигательному развитию.

Для эффективного содействия двигательному развитию необходимо следующее:

Терпение – вот, что труднее всего!

Помните: если вы не дадите ребенку действовать самому, он так и останется зависимым от вас, так и  не научится управлять своим телом и не станет сильнее.

Анализация.

Если малышу не удается совершить сложное действие, разбейте задание не несколько легко преодолимых частей. Предоставьте ребенку возможность освоить эти маленькие части, а затем соединить их вместе.

Похвала.

Не жалейте похвал. Хвалите малыша не только за результат, но и за старания, которые он приложил, пытаясь выполнить очередную задачу.

Физическая помощь.

Необходимая физическая помощь взрослого заключается в том, чтобы побудить ребенка выполнить новое, пока еще трудное для него задание и предоставить ему информацию как это делается. Очень важно не оказывать чрезмерной физической поддержки и не торопить малыша.

Демонстрация и подражание.

Для детей с синдромом Дауна указанный метод обучения очень эффективен, поскольку, как правило, они обладают достаточно хорошей способностью к подражанию. Старайтесь наглядно продемонстрировать ребенку, что именно надо сделать.

Многократное повторение.

Очень важно сделать так, чтобы малышу не надоедало повторять одно и то же. Проявите изобретательность и придумайте, как обновить старые задания и сделать их интересными, как их встроить в разные бытовые и игровые ситуации.

«Озвучивание».

Обязательно комментируйте вслух свои действия, произнося слова четко и достаточно громко.

Список используемой литературы

1. Галигузова Л.Н., Мещерякова С.Ю, Физическое развитие, «Игры и занятия с детьми раннего возраста».  — М.: «Мозаика-Синтез», 2007.

2. Жилнова П.Л. «Социальная адаптация детей раннего возраста с синдромом Дауна». —  М.: 2002.

3. Маленькие ступени. Навыки общей моторики. Программа ранней педагогической помощи детям с отклонениями в развитии. – М.: 2001.

Источник