Речевые нарушения и синдром гиперактивности и дефицита внимания
РЕФЕРАТ НА ТЕМУ:
Особенности речевого развития детей с СДВГ.
Мелещик О.А.
СДВГ. Определение проблемы
Синдром дефицита внимания и гиперактивности
Внимание — это направленность психической деятельности на какой либо предмет, ситуацию или социальные отношения. Ни один психический процесс невозможен без концентрации и удержания внимания на каком бы то ни было объекте или событии. Внимание, как необходимое условие познавательной или любой другой деятельности изучается психологией с давних пор и является важной составной частью когнитивной психологии.
Есть взрослые люди, у которых с детского возраста имеются различные нарушения внимания. Зачастую эти взрослые в детском возрасте были очень активными и подвижными непоседами. Чрезмерная активность с годами к подростковому возрасту исчезла или значительно уменьшилась, а вот такие качества, как невнимательность и импульсивность, порывистость в поведении остались, к сожалению, на всю жизнь.
Чрезмерная активность, порывистость могут быть индивидуальными свойствами темперамента и вовсе не означать какой-либо патологии или отклонения в развитии. Однако же, если эта чрезмерная активность сочетается в детском возрасте с нарушениями активного внимания, то родители и педагоги сталкиваются со специфической проблемой, название которой Синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ).
Варианты синдрома
Согласно американской классификации болезней DSM-IV выделяют 3 варианта этого нарушения:
синдром, сочетающий дефицит внимания и гиперактивность;
синдром дефицита внимания без гиперактивности;
синдром гиперактивности без дефицита внимания.
Чаще всего встречается первый вариант заболевания — сочетание гиперактивности и невнимательности.
Вторым по распространённости является невнимательный вариант без гиперактивности. Он встречается гораздо чаще у девочек, чем у мальчиков и отличается своеобразным уходом в свои фантазии и мечтания, то есть ребёнок в течении дня может периодически витать в облаках. (eng. Daydreaming).
Наконец, третий гиперактивный вариант без нарушения внимания может с одинаковой степенью вероятности быть проявлением определённых нарушений центральной нервной системы и также инвидуальными свойствами темперамента. Кроме того, нарушением внимания страдают дети с неврозами и невротическими реакциями. Другие заболевания также могут сопровождаться подобными нарушениями.
Тревожные сигналы
Если в 4-5 лет родители и воспитатели детского сада замечают, что ребёнок не может играть в спокойные игры, не в состоянии сосредоточиться на задании и закончить его, если он бросает одно занятие и начинает другое, не закончив которого, переходит к следующему, то такому ребёнку необходимо тщательное психологическое обследование.
Прежде, чем определить с какими именно проблемами сталкивается ребёнок, его поведение наблюдается в течении определённого времени дома и в детском саду. Только после этого, сравнивая наблюдения, психологи и педагоги могут говорить о конкретных трудностях, которые испытывает ребёнок. Далее в этом разделе мы описываем основные признаки и симптомы, характерные для детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности.
Компьютерные диагностические игры могут помочь определить эти проблемы. С их помощью можно протестировать различные свойства внимания, а в дальнейшем, выяснив слабые стороны, тренировать внимание с помощью игр. Компьютерное тестирование и тренажёрные программы получают всё большее распространение на постсоветском пространстве и по мнению многих специалистов (например, Заваденко Н.Н.) являются перспективным прикладным направлением в психологии.
Тем не менее, определить истинные проблемы ребёнка и поставить диагноз может только врач — невропатолог, психиатр, очень хороший педиатр.
Попробуем разобраться в том, какие проявления или особенности поведения ребенка должны насторожить родителей и воспитателей.
Диагностические критерии СВДГ
Из перечисленных ниже признаков хотя бы шесть должны сохраняться не менее 6 месяцев:
Неспособность сосредоточиться на деталях.
Ошибки по невнимательности.
Неспособность вслушиваться в обращенную речь.
Неспособность доводить задания до конца.
Низкие организаторские способности.
Отрицательное отношение к заданиям, требующим умственного напряжения.
Потери необходимых предметов при выполнении задания.
Отвлекаемость на посторонние раздражители.
3абывчивость
Неспособность сосредоточиться на деталях.
Ребёнок воспринимает и запоминает предмет в общем, не вдаваясь в подробности и детали. Детали имеют большое значение в нашей жизни. Человек не учитывает каких-то мелочей и подробностей и, как результат, испытывает трудности или вынужден ликвидировать последствия такого невнимательного подхода к делу.
Ошибки по невнимательности
Такого рода ошибки также известны как «беззаботные ошибки» и мы хорошо знаем как дорого такие ошибки могут стоить в жизни.
Неспособность вслушиваться в обращенную речь
Дети с СДВГ недослушивают вопросы или обращенную к ним речь. Трудно говорить об установлении нормальных социальных отношений, если кто-то не слушает вас или перебивает.
Неспособность доводить задания до конца
Это является огромной трудностью для ребёнка с СДВГ. Усилия родителей и педагогов как раз должны быть направлены на то, чтобы приучить ребёнка заканчивать любые дела, какие-бы они не начинали.
Низкие организаторские способности
Ребёнок должен как следует удерживать внимание на том, что он делает и мысленно не терять содержания задания. Не помешает, при этом, расставлять приоритеты: что сначала, что потом и что для этого нужно. Важно, также, по ходу действия приспосабливаться к вполне возможным изменениям в ситуации. Оказывается, не так всё просто. Всё это связано с исполнительными функциями головного мозга, которые у ребёнка СДВГ недостаточно хорошо развиты.
Отрицательное отношение к заданиям, требующим умственного напряжения
Такое отношение вполне естественно, потому что трудные задания требуют дополнительных умственных усилий, энергетических ресурсов, которых у ребёнка не так уж и много.
Отвлекаемость на посторонние раздражители
Эта характеристика является противоположностью устойчивости внимания. Ребёнок отвлекается на посторонние стимулы-раздражители, которые к делу отношения не имеют. Тут есть две стороны медали. С одной стороны, ребёнок обнаруживает повышенное реагирование на посторонние стимулы, с другой стороны, ему так трудно удерживать внимание на задании или игре. Как следствие, внимание уходит на сторону.
Потери необходимых предметов при выполнении задания, забывчивость
Эти две характеристики можно объединить вместе. Они связаны с плохой способностью концентрировать внимание и со слабой кратковременной памятью. Чего только дети СДВГ не забывают в школе и в различных общественных местах: зонты, перчатки, шапки, различные личные вещи, школьные принадлежности и многое другое. Для некоторых детей и их родителей это представляет большую финансовую проблему.
Гиперактивность и импульсивность
Для диагностики гиперактивности необходимо наличие по крайней мере 5 из перечисленных ниже симптомов.
Признаки гиперактивности
Ребенок гиперактивен, если он:
совершает суетливые движения руками и ногами;
часто вскакивает со своего места;
гиперподвижен в ситуациях, когда гиперподвижность неприемлема;
не может играть в «тихие» игры;
всегда находится в движении;
очень много говорит.
Коротко говоря, ребёнок находится в постоянном движении. Даже когда он сидит, двигаются его конечности и голова. Так что гиперактивность невозможно перепутать с чем либо ещё. Правда, для достоверности, ребёнок может считаться гиперактивным или гипердинамичным, если он ведёт себя так по меньшей мере в двух местах, дома и в школе.
Признаки импульсивности
Под импульсивным мы понимаем ребёнка, который не способен остановиться и подумать, прежде чем заговорить или совершить действие. Ребенок импульсивен, если:
отвечает на вопрос, не выслушав его;
не может дождаться своей очереди;
вмешивается в разговоры и игры других.
делает что либо не подумав о том, какие будут последствия.
Такому человеку трудно задержаться и подумать хотя бы на один шаг вперёд. Интересный вопрос «Что будет, если я сделаю это?» если и всплывает в голове человека с СДВГ, то только на короткое время. И здесь нужна постепенная тренировка умения предвидеть результаты своей деятельности, начиная с детского возраста.
Сверхподвижность — причина или следствие?
Многие родители и воспитатели считают, что основная проблема — это сверхподвижность ребёнка. Спору нет, гиперактивный ребёнок выводит из терпения даже самых спокойных и уравновешенных родителей и воспитателей, нарушает порядок в классе или детсадовской группе, своей фонтанирующей нервной энергией раздражает не только взрослых, но даже сверстников.
Но дело в том, что гиперактивность не является ключевой проблемой. Как уже говорилось выше, по мере созревания структур головного мозга, примерно к 13-15 годам гиперактивность значительно уменьшается или исчезает совсем. Могут оставаться только суетливые движения у взрослого и/или неспособность зафиксироваться в одном положении на долгое время.
Основными же симптомами СДВГ являются нарушение концентрации внимания и импульсивное, необдуманное поведение. Хотя причина или причины до сих пор достоверно не выяснены, целый ряд исследований позволяет предположить, что ведущим компонентом этого нарушения является неспособность мозга ребёнка к адекватной саморегуляции. Это касается как инициирования, так и торможения поведения и активности.
Особенности работы мозга у СДВГ-детей
Дети с СДВГ испытывают широкий спектр поведенческих, когнитивных и коммуникативных затруднений, нарушающих их повседневное функционирование и самочувствие.
Мозг ребёнка СДВГ работает циклично: 10-15 минут работы, а потом на 5-7 минут ребёнок как бы выключается, у него не хватает энергии на продолжение работы и ему требуется эту энергию набрать. В эти 5-7 минут для того, чтобы сознание было включено, ребёнок вынужден вертеть головой, двигать конечностями или всем туловищем.
Дети с СДВГ любопытны, но не любознательны. Они всё смотрят, слушают, трогают и пробуют, но беспорядочные сенсорные и моторные акты не складываются в необходимые действия. Знания, представления и умозаключения таких детей поверхностны. Понимание предметов и явлений также поверхностное, представлеия о социальных и межличностных отношениях довольно упрощенные.
Это происходит потому, что извечное детское «почему» удовлетворяется первыми сказанными словами и достаточно общим восприятием происходящего вокруг. Здесь опять таки дело не только в чрезмерной активности ребёнка, но также в его невнимательности.
Ребёнок СДВГ не вникает в суть явлений, не подмечает деталей и не учитывает их в восприятии целого предмета или явления .Таким образом, такое важное свойство личности как внимательность не формируется или формируется очень медленно.
Внимательный человек глубже понимает то, что происходит вокруг и глубже чувствует и переживает свой личный опыт. Внимательность надо развивать с раннего детства, а не надеятся на то, что ребёнок перерастёт и с возрастом всё пройдёт.
Коррекционная работа при СДВГ
В работе с ребёнком, имеющим серьёзные нарушения внимания, обязательно нужно наличие у него положительной мотивации. Такая мотивация может возникнуть, если в классе хороший и понимающий учитель, если родители действительно заинтересованы в том, чтобы помочь своему ребёнку. Обязательно нужна совместная работа родителей и учителей, построенная на эмоциональной заинтересованности родителей.
Ребёнок может удерживать внимание достаточно долго, если задание или игра интересная и доставляет ему удовольствие. Если ребёнок увлёкся и у него хорошо получается, он будет сидеть над этой игрой часами.
Компьютерные игры
Компьютерные игры чрезвычайно привлекательны для ребёнка. Если соблюдать элементарную гигиену здоровья и позволять ребёнку играть не более 1 часа в день, то вполне можно использовать компьютерные игры для развития различных свойств внимания.
Пакет компьютерных програм «Зоопарк» предлагает тесты основных свойств внимания в игровой форме.
Игра «Найди ёжика» позволяет протестировать интенсивность внимания, «Поиграй с Фламинго» даёт показатели устойчивости внимания, «Поиграй с Фламинго 2» проверяет помехоустойчивость внимания и наконец, «Накорми обезьян» даёт представление о переключаемости внимания.
Проверив, таким образом, основные составляющие внимания, психолог-педагог может подобрать индивидуально каждому ребёнку игры для тренировки различных свойств внимания.
В каждой игре тренируется только одна отдельно взятая функция — это золотое правило, которое необходимо соблюдать и в компьютерных играх и в обычных подвижных играх для детей СДВГ. Взрослому человеку также трудно бывает одновременно тренировать и следить, например, за 3 функциями: сдержанностью, концентрацией внимания и усидчивостью. Поэтому тренируется одновременно только одна функциональная особенность.
Для этого очень хорошо подходит пакет програм «Внимание». С помощью этих програм можно и тестировать и тренировать определенные характеристики внимания.
Например, программа «Разведчик» тестирует и тренирует объем внимания. С помощью программы «Корректор» можно тестировать и тренировать интенсивность внимания. Программы «Чет-нечет», «Штурман» и «Кузнечик» для развития устойчивости внимания, а такие программы, как «Лазерная концентрация», «Вечное движение», «Формула Будды» и «Мир музыки» являются тренировочными программами для развития концентрации внимания.
Все вышеперечисленные программы, как и некоторые другие из этого пакета актуальны для тестирования и тренировки внимания у детей, страдающих СДВГ. Программы пакета «Внимание» пригодны для работы с детьми более старшего школьного возраста. Мотивацией при тестировании и тренировке различных характеристик внимания может быть естественный азарт, возникающий тогда, когда человек хочет узнать сможет ли он сделать определённое интеллектуальное задание правильно и достаточно быстро.
Необходимость тренировок
Концентрацию внимания, его устойчивость и интенсивность, а также память и способность предвидеть результаты своей деятельности надо начинать тренировать с детства, не откладывая это в долгий ящик. Для этого применяются специальные подвижные, групповые и компьютерные развивающие игры.
Родители должны работать в тесном контакте с учителями, психологами и врачом.
Особенности речи детей
. Частота синдрома дефицита внимания с гиперактивностью и специфических расстройств развития речи составляет около 60%;
. Среди детей с: синдромом дефицита внимания с гиперактивностыо в сочетании со специфическим расстройством развития речи преобладают дети с преимущественным нарушением развития, экспрессивной речи.
Дети с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью в, сочетании со специфическими расстройствами развития, речи отличаются, более выраженными^ невнимательностью и гиперактивностью; по. сравнению с детьми с синдромом дефицита внимания; и; гиперактивностью — без речевых нарушений;
Дети с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью в сочетании со специфическим расстройством развития речи отличаются более, низким уровнем функционального созревания мозга,, что подтверждено результатами ЭЭГ исследования.
Применение метода- транскраниальной микрополяризации характеризуется высокой эффективностью- при лечении: синдрома; дефицита внимания с гиперактивностыо • в сочетании- со специфическим расстройством развития речи, что подтверждено клинически и данными электроэнцефалограммы. Более высокая; эффективность метода транкраниальной микрополяризации отмечается? при; лечении; специфических расстройств развития преимущественно экспрессивной и/или импрессивной речи. Данный метод является малоэффективным при лечении специфических расстройств развития артикуляции.
Практические рекомендации
1. При клинической оценке больных с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью необходимо проводить диагностику их речевого развития с целью своевременного выявления сочетанной патологии.
2. Метод транскраниальной микрополяризации может эффективно использоваться при лечении специфических расстройств развития преимущественно экспрессивной и/или импрессивной речи.
Список литературы
1.Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта https://www.effecton.ru/
2. Научная библиотека диссертаций и авторефератов disserCat https://www.dissercat.com/content/rasstroistva-razvitiya-rechi-u-de
s-sindromom-defitsita-vnimaniya-s-giperaktivnostyu#ixzz42zgQ4zYT
Источник
Синдром дефицита внимания и гиперактивности встречается у довольно большого числа детей. В каждом классе или группе детского садика есть хотя бы один ребенок с проявлениями этого синдрома. Данный диагноз означает наличие отклонений психики, выражающихся в повышенной возбудимости, эмоциональности, гиперактивности, сопровождающейся вспышками агрессии, а также сниженной способности к восприятию информации, усидчивости, проблемами с вниманием.
Дети, имеющие проявления СДВГ, хуже учатся в школе, плохо налаживают контакты и осваиваются в коллективе. Но происходит это отнюдь не по причине отставания в психическом развитии. Интеллект полностью сохранен. Страдает эмоционально-волевая сфера, способность к самоконтролю и концентрации внимания.
Как правило, диагноз СДВГ озвучивается родителям маленького непоседы в возрасте 5-7 лет, когда от ребенка начинают ожидать успешного обучения. В раннем возрасте отсутствие усидчивости и целенаправленного внимания можно было объяснять незрелостью, к школьному же периоду проблема встает в полный рост.
Симптомы СДВГ
Как выглядит ребенок с синдромом дефицита внимания и гиперактивности? Это маленький энерджайзер, не способный усидеть на месте ни минуты. У таких детей наблюдается:
- Нарушения внимания. Отсутствие организованности, забывчивость, неспособность довести сложное дело до конца, склонность постоянно отвлекаться от занятия или даже игры.
- Гиперактивность проявляется в отсутствие усидчивости. Во время занятия ребенок может вскочить, побежать куда-то, он находится в постоянном движении, ерзает и суетится. Часто такое дети болтливы, могут вмешиваться в разговор других, спешат ответить, недослушав вопрос, им трудно ждать своей очереди. Тихие и спокойные игры им категорически не подходят, так как не дают возможности выплеснуть энергию.
- Заметны проблемы с развитием речи. Нечеткое произношение звуков, задержка развития речи, неправильный темп речи и дыхания в процессе разговора. Отмечается также небольшой словарный запас, грамматические нарушения, в школьном возрасте часто проявляются дислексия и дисграфия. А иногда речь в 4-5 лет полностью отсутствует.
Такие особенности психики мешают усваивать знания, развиваться и строить отношения. Однако это не означает, что ребенок плохо воспитан. Он просто не способен к самоконтролю. Нарушения возникают по причине ММД — минимальной мозговой дисфункции.
Причины возникновения СДВГ
За последние годы исследований выделено несколько причин, способных спровоцировать синдром дефицита внимания и гиперактивности:
- Генетическая предрасположенность. Многие ученые отмечают, что в семье, где есть маленький энерджайзер, в 50% случаев есть родственник с таким же синдромом. Кроме того, у других детей этих же родителей могут быть дети с СДВГ.
- Экологические факторы — отрицательное влияние на плод во время беременности алкоголя, наркотиков, никотина, перенесенных матерью тяжелых инфекций не может не сказаться на развитии мозга.
- Гипоксия в период гестации или родов также может являться одной из причин возникновения синдрома.
- Психологические — сложные отношения внутри семьи не являются основной причиной появления синдрома, однако очень осложняют его течение.
Как помочь ребенку с СДВГ?
Важно понимать, что проявления синдрома у ребенка — это не капризы или результат дурного настроения. Дети хотят быть такими же, как сверстники, но не способны к этому. Им требуется помощь и поддержка.
Очень важно постараться вовремя начать коррекционные мероприятия. Ведь имеющиеся проявления помешают ребенку не только хорошо учиться, но и строить свою жизнь в дальнейшем. Проявления СДВГ могут «сгладиться» в более старшем возрасте, однако известно, что многие взрослые так и продолжают жить с проявлениями этого синдрома.
Терапевтическая тактика должна включать комплексные меры по коррекции состояния ребенка. Обязательно нужно обследовать ребенка, чтобы специалисты могли дать правильные назначения.
Таблетка от СДВГ
В качестве коррекционных мер медикаментозные назначения детям с СДВГ даются врачом-неврологом. Однако важно понимать, что таблетки «от невнимательности или гиперактивности» не существует.
При лечении применяются в основном стимуляторы и ноотропы. Основные принципы применения лекарств при СДВГ:
- Прием исключительно под контролем врача.
- Динамическое наблюдение и коррекция.
- Осознание, что это данные назначения не являются панацеей!
Медикаментозная коррекция проводится лишь в том случае, когда состояние ребенка мешает ему обучаться и строить свое общение в коллективе. В любом случае психологическая коррекция является основным способом помощи ребенку.
Логопедические занятия при СДВГ
Учитывая тот факт, что практически все дети с данным синдромом имеют проблемы в области развития речи, важно вовремя начать занятия с логопедом. Для подобной работы родителям необходимо найти специалиста, обладающего опытом занятий именно с такими детьми. Особенности состояния требуют отдельного подхода:
- Эффективнее «работают» индивидуальные занятия, так как позволяют педагогу найти контакт с ребенком. Но иногда подойдут и групповые занятия, об этом Вам сообщит логопед после консультации.
- Занятия должны подчиняться строгому «ритуалу», определенной последовательности, чтобы ребенок мог увереннее себя чувствовать.
- В построении уроков значительное время уделяется развитию моторики, грубой и мелкой, задания, требующие внимания, должны сочетаться с двигательной активностью.
- Для улучшения работы артикуляционного аппарата проводится логопедическая гимнастика, отработка и автоматизация звуков должна проходить последовательно и постепенно.
- Для детей-непосед важно научиться строить связное повествование, для чего проводятся различные занятия по построению рассказа по картинкам.
- В занятия входят дыхательные упражнения, пальчиковая гимнастика, задания на развитие памяти и логики.
- Важной составляющей являются упражнения на развитие фонематического слуха.
Занимаясь с ребенком, имеющим СДВГ, нужно понимать, что результат потребует времени и усилий. Однако, чем раньше будут предприняты коррекционные меры, тем больших успехов сможет достичь ребенок.
Источник: https://karkusha.su/sindrom-defitsita-vnimaniya-i-giperaktivnosti-sdvg-simptomyi-prichinyi-i-lechenie/
Источник