Речевая карта обследования ребенка с синдромом дауна
Индивидуальная карта развития ребенка с синдромом Дауна
Результаты обследования логопеда
Общие сведения
Ф.И.О. ребенка (полностью)__________________________________________
__________________________________________________________________
Дата рождения_____________________________________________________
Ф.И.О. родителей:
Отец______________________________________________________________
Мать______________________________________________________________
Домашний адрес____________________________________________________
Анамнез
Особенности протекания беременности и родов_________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
Раннее общефизическое развитие
Стал держать голову__________________, сидеть________________________
Вставать____________________________, ходить________________________
Раннее речевое развитие:
Гуление___________________________, лепет__________________________
Первые слова_______________________, фразы_________________________
Какие заболевания перенес до трех лет_________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Исследование неречевых психических функций
Контакт (речевой, жестовый, мимический):
— в контакт не вступает;
— проявляет речевой негативизм;
— контакт формальный (чисто внешний);
— в контакт вступает не сразу, с большим трудом;
— не проявляет заинтересованности в контакте;
— легко и быстро устанавливает контакт, проявляет в нем заинтересованность, охотно подчиняется.
Состояние слухового внимания:
Различение звучащих игрушек ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Исследование зрительного восприятия:
Различение контрастных по размеру предметов, игрушек (показать большой и маленький стулья, маленький и большой мячи, большого и маленького мишек) _____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Различение предметов, игрушек разного цвета
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Подбор по образцу картинок с изображением предметов круглой, квадратной, треугольной форм
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Исследование зрительно — пространственного гнозиса и праксиса:
Ориентировка в пространстве (показывает или называет направления: «вверху», «внизу») ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Складывание картинок из двух частей(горизонтальный разрез, вертикальный разрез, вертикальный разрез, диагональный разрез) ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Сооружение несложных построек по образцу (домик и башенка из трёх кубиков) ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Исследование мыслительных функций:
Наглядно — действенное мышление (достать игрушку с помощью вспомогательных средств) ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Исследование математических представлений:
Количественный счёт в пределах (устно и пересчёт предметов)
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Исследование состояния моторной сферы
— Общая моторика:
Наблюдение за естественными движениями (а также за осанкой и походкой) ____________________________________________________________________________________________________________________________________
Выполнение заданий (прыжки, ходьба, бег, манипуляции с мячом) ____________________________________________________________________________________________________________________________________
— Мелкая моторика:
Кинетическая основа движений пальцев («Пальчики здороваются») ____________________________________________________________________________________________________________________________________
Кинестетическая основа движений пальцев (сложить пальчики в колечко сначала на правой, потом на левой руке) ____________________________________________________________________________________________________________________________________
Состояние органов артикуляционного аппарата
Строение артикуляционного аппарата (губы, зубы, прикус, твёрдое нёбо, мягкое нёбо, язык)
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Подвижность артикуляционного аппарата (открыть и закрыть рот, широко улыбнуться, покачать язычком влево — вправо) __________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________
Исследование фонетической стороны речи
1. Воспроизведение звукоподражаний (с опорой на картинку)
2. Исследование звуко — слоговой структуры слов (повторить за логопедом односложные, двусложные, трёхсложные слова)
3. Состояние звукопроизношения (замены звуков, возможные искажения в речевом потоке)
Гласные, Согласные.
4. Особенности просодической стороны речи (при наличии фразовой речи)
Темп (нормальный, ускоренный, замедленный), ритм (нормальный, дисритмия), паузация (правильная расстановка пауз в речевом потоке), употребление повествовательной и восклицательной интонаций.
Исследование фонематических функций
1. Слухопроизносительная дифференциация звуков (показать на картинках называемые логопедом предметы)
2. Состояние фонематического слуха (показать собачку, услышав звук «Р» в слове…)
Исследование импрессивной речи
1. Пассивный словарь (объём, соответствие возрасту, понимание обращённой речи)
-Понимание существительных (показать по просьбе логопеда отдельные предметы, части тела)
-Понимание действий (показать, где мальчик стоит, идёт, сидит, играет)
-Выполнение поручений по словесной инструкции (принести мяч, взять мишку, покатать машину)
2. Понимание различных грамматических форм словоизменения
— Понимание форм единственного и множественного числа существительных
— Понимание предложно — падежных конструкций с предлогами (Положи кубик в машинку, на стол)
— Понимание уменьшительно — ласкательных суффиксов существительных (Подушка — подушечка)
Исследование экспрессивной речи
1. Общая характеристика речи
2.Активный словарь (назвать по картинкам существительные, прилагательные, глаголы)
3. Состояние грамматического строя речи
Состояние связной речи
Лепетная речь, отдельные слова, простые предложения с наличием аграмматизмов.
Заключение логопеда_______________________________________________
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Индивидуальный маршрут развития | Динамика развития |
Источник
Государственное дошкольное образовательное учреждение Тульской области
«Тульский детский сад для детей с ограниченными возможностями здоровья»
Речевая карта для дошкольников с РАС с синдромом Дауна
Ф.И. ребенка___________________________________________________________Дата рождения___________
ИССЛЕДОВАНИЕ МОТОРНОЙ СФЕРЫ
Ловит, бросает мяч, двумя руками/одной рукой
Проходит по линии, нарисованной на полу
Прыгает на двух ногах, на одной ноге
Состояние ручной моторики
Сгибает/разгибает по очереди пальцы на правой и левой руке
Правильно держит карандаш
Перекладывает мелкие предметы из одной коробочки в другую
ИССЛЕДОВАНИЕ НЕРЕЧЕВЫХ ПСИХИЧЕСКИХ ФУНКЦИЙ
Исследование зрительного восприятия.
Восприятие цвета: красный, желтый, зеленый, синий (показывает/не
показывает, соотносит/не соотносит, обозначает/не обозначает звуком)
Восприятие величины: большой, маленький, средний (показывает/не
показывает, соотносит/не соотносит, обозначает/не обозначает звуком)
Восприятие формы: круг, квадрат, треугольник (показывает/не
показывает, соотносит/не соотносит, обозначает/не обозначает звуком)
Исследование зрительно-пространственных представлений
Ориентировка в пространстве: верх, низ, впереди, сзади
Складывание разрезных картинок (из 2,3,4 частей)
Состояние внимания(устойчивое/нейстойчивое, переключаемость,
своевременная/замедленная отвлекаемость)
ОБСЛЕДОВАНИЕ СТРОЕНИЯ АРТИКУЛЯЦИОННОГО АППАРАТА
Губы (нормальные/тонкие/толстые/расщелина)
Зубы (без патологии/редкие/мелкие/крупные/неправильной формы/вне челюстной
дуги/отсутствие зубов)
Прикус (без патологии/глубокий/открытый/прогнатия/прогения/перекрестный)
Язык (нормальный/микроглоссия/макроглоссия)
Уздечка (без патологии/укороченная/натянутая)
Твердое небо (без патологии/высокое/готическое/узкое/укороченное/расщелина)
Мягкое небо (без патологии/укороченное/раздвоенное/отсутствие маленького язычка)
Саливация (повышенная/нормальная)
Синкинезии (наличие/отсутствие)
Гиперкинезы (наличие/отсутствие)
СОСТОЯНИЕ МИМИЧЕСКОЙ И АРТИКУЛЯЦИОННОЙ МУСКУЛАТУРЫ
Удержание рта закрытым вне еды и речи
Поднять брови вверх («удивиться»)
Нахмурить брови («рассердиться»)
ИССЛЕДОВАНИЕ ИМПРЕССИВНОЙ РЕЧИ
Понимание ситуативной речи (выполнение простых инструкций)
Выбор предмета из ряда других (дай мне куклу, кубик, мишку, тарелку)
Выбор картинки из ряда других (покажи, где помидор,краски,
автобус,юла,шорты,собака)
Покажи, где дети едят, девочки рисуют, моет посуду, мальчик моется
Узнавание предметов по назначению (Покажи, чем чистят зубы, чем едят,
что носят зимой, чем рисуют, что надевают на голову)
Понимание обобщающих слов (игрушки, мебель, одежда)
Показ частей тела у себя и у других
Грамматический строй речи
Понимание форм единственного и множественного числа
существительных
Понимание простых предлогов
Способность к пониманию пиктограмм
Узнавание символа объекта(девочка, мальчик, дом, солнце, карандаш,
стул, солнце)
Соотнесение реалистичного изображения и графического символа (стул,
машина)
Понимание содержания простого текста
ИССЛЕДОВАНИЕ ЭКСПРЕССИВНОЙ РЕЧИ
Характер экспрессивной речи
Наличие эхолалий: повторение фразы/слова/части слова
Состояние звукопроизношения
Воспроизведение звукоподражаний
А-а __бе-е____ам___ва-а___оп__му___папа__мама___
бай____ой___би-би-___ав___ме-е__ай__фу__ту-ту_
мой___баба___бух__не___ Пи-пи____бум____там_______
А-а __бе-е____ам___ва-а___оп__му___папа__мама___
бай____ой___би-би-___ав___ме-е__ай__фу__ту-ту_
мой___баба___бух__не___ Пи-пи____бум____там_______
Деда__мультик___лапа__ухо__один__туда__отдай____
гулять__кубик__пока__тетя_сюда__нога__домик__мяу__
дети__не дам__идем__Котик__иди__муха__моя__булка_
Деда__мультик___лапа__ухо__один__туда__одай____
гулять__кубик__пока__тетя_сюда__нога__домик__мяу__
дети__не дам__идем__Котик__иди__муха__моя__булка_
дай пять_ Машина_бананы__мама на__собака___не буду
Молоко__качели___мишка топ___телефон___помоги___
Дай кису___голова___колбаса__догоняй___самолет____
Кубики___буду пить___не хочу__купи сок___попугай__
Конфета__сапоги___ляля спит___нет воды____уходи__
Мой котик___буду сам____печенье___мама дай____
дай пять_ Машина_бананы__мама на__собака___не буду
Молоко__качели___мишка топ___телефон___помоги___
Дай кису___голова___колбаса__догоняй___самолет____
Кубики___буду пить___не хочу__купи сок___попугай__
Конфета__сапоги___ляля спит___нет воды____уходи__
Мой котик___буду сам____печенье___мама дай____
Состояние просодической стороны речи
Голос (тихий/громкий/высокий/низкий, слабый, монотонный, назальный
призвук, норма)
Дыхание
(свободное/шумное/затрудненное/поверхностное/носовое/ротовый
выдох укорочен, норма)
Мелодико-интонационная сторона речи (выразительная/не
ИССЛЕДОВАНИЕ ПОВЕДЕНИЯ И ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ РЕБЕНКА В ПРОЦЕССЕ НАБЛЮДЕНИЯ
Особенности коммуникативной сферы
Проявляет инициативу в общении
Использует жесты и мимику с целью выразить потребности
Использует альтернативную коммуникацию
Адекватность эмоциональных реакций (соответствуют/не
соответствуют)
Не зацикливается на определенных игрушках
Легко переключается на другой вид игры
Использует предметы-заместители
Навязчивые движения, стереотипии
Причины___________________________________________________________
Характер движений__________________________________________________
Когда усиливаются и ослабляются____________________________________
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
Реагирует на собственное имя
Индивидуальные особенности
ЛОГОПЕДИЧЕСКОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ
____________________________________________
____________________________________________
____________________________________________
____________________________________________
___________________________________________
____________________________________________
____________________________________________
____________________________________________
Источник
Индивидуальная карта развития ребенка с синдромом Дауна Результаты обследования логопеда
Индивидуальная карта развития ребенка с синдромом Дауна
Ф.И.О. ребенка (полностью)__________________________________________
Особенности протекания беременности и родов_________________________
Стал держать голову__________________, сидеть________________________
Раннее речевое развитие:
Первые слова_______________________, фразы_________________________
Какие заболевания перенес до трех лет_________________________________
— контакт формальный (чисто внешний);
— не проявляет заинтересованности в контакте;
Использованные источники: dogmon.org
СТАТЬИ ПО ТЕМЕ:
По каким признакам определяют синдром дауна у плода
Синдром дауна определить во время беременности
Узи и синдром дауна у плода по узи
Синдром дауна битва экстрасенсов
Индивидуально образовательный маршрут речевого развития ребенка с синдромом Дауна, ЗРР.
Столичный учебный центр
г. Москва
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №1 « Улыбка »
компенсирующего вида г.Благовещенск Республика Башкортостан
«___» _____________2014 г.
Индивидуально образовательный маршрут
речевого развития ребенка
2014-2015 уч. год
— достижение воспитанником образовательной программы в соответствии с индивидуальными возможностями и образовательными потребностями ребенка.
— развитие артикуляционного аппарата;
— развитие фонематического слуха;
— развитие речевого дыхания;
— актуализировать предметный, качественный и глагольный словарь;
— закреплять обобщающие понятия;
— способствовать развитию эмоционально-волевых качеств личности: организованности, активности, сосредоточенности;
Ф.И. ребенка: ___________________________________________________________________________________________, ________________________________________(дата и год рождения).
ДИАГНОСТИЧЕСКИЕ ДАННЫЕ НА РЕБЕНКА.
По медицинскому обследованию:
Способность к самообслуживанию, передвижению, ориентации, контролю за своим поведением имеют нарушения первой степени (нарушения координации движений, низкая самооценка),
Способность к общению, низкий уровень развития мелкой и крупной моторики бучению, к трудовой деятельности не нарушена.
Психологическая диагностика показала, что у ребенка:
Отсутствует мотивация к познавательной деятельности.
У ребенка повышенная подвижность, склонна к гримасничанью, развита подражательность, хорошо копируют действия окружающих их людей.
В контакт вступает легко, часто проявляет навязчивость. Приветлива, проявляет чувство симпатии, обиды, стыда. Но эти эмоции малодифференцированны.
Настроение чаще хорошее, несколько повышенное; эмоциональные реакции адекватны, но ограничены.
Любопытна, живо реагирует на новизну.
Несамостоятельна, безынициативна, легко подчиняется. Иногда проявляет немотивированное упрямство.
Педагогическая диагностика показала, что у ребенка
Темп выполнения заданий очень низкий.
Низкий уровень развития свойств внимания (устойчивость, концентрация, переключение).
Низкий уровень познавательного, социально-личностного и физического развития.
Мышление поверхностное, примитивное, нарушена способность сравнивать, обобщать.
Ориентировка в окружающем примитивна. Запас сведений очень ограничен: в пределах привычных, знакомых представлений и понятий.
Нуждается в постоянной помощи взрослого;
По логопедическому обследованию:
1. Грубая задержка речевого развития.
2. Обращённую речь понимает.
3. Фразовой речи нет. Жестов нет.
4. Активный и пассивный словарь ограничен.
5. Фонематический слух нарушен.
6. Фонематические функции не сформированы.
7. Со слов мамы знает 5-6 слов.
8. Связная речь не сформирована.
Заключение : Синдром Дауна, ЗРР.
По результатам диагностик определён следующий индивидуальный маршрут речевого развития :
Выявленные речевые проблемы
Цель и задачи работы
Формы реализации и вилы деятельности
Содержание коррекционно-развивающей работы
Направление взаимодействия специалистов
Оценка результативности и ожидаемые результаты
Проблема — системное недоразвитие речи.
Полиморфное нарушение произношения. Нарушение чёткости, внятности (многочисленные замены, искажения, смешения звуков).
2. Фонематическое восприятие.
Грубое недоразвитие фонематического восприятия.
Затруднено воспроизведение структуры малознакомых трёхсложных слов, фраз из 3-4 и более простых слов. Нарушение структуры многочастотных и сложных слов и фраз.
Понимает простые социально-бытовые инструкции, простые вопросы. Грубо нарушено понимание логико-грамматических конструкций.
Имеется в зачаточном состоянии понимание значений грамматических изменений слова: нарушено различение единственного – множественного числа существительных и глаголов, приставочных глаголов, форм мужского и женского рода, уменьшительно- ласкательной формы существительных, значений предлогов.
Грубое недоразвитие связной речи: 1-2 предложения вместо пересказа; перечисление предметов, героев и их действий по серии сюжетных картинок. Диалогическая речь отсутствует.
Цель: выработка стремления ребенка с синдромом Дауна к коммуникативной деятельности.
— развитие понимания речи;
— активизация речевой деятельности и развитие лексико-грамматических средств языка;
— развитие произносительной стороны речи;
— развитие фразовой речи.
-Работа в подгруппе
— Игры, в т. ч. сюжетно-ролевые
— Занятия –консультации с ребенком и семьей
2. Игры на коррекцию дыхания и развитие голоса
3. Работа по развитию дифференцированных движений пальцев рук.
4. Игры на развитие слухового внимания.
5. Подвижные игры
6. Прогулки , дают возможность закрепить лексику, связанную с сезоном, предметные и
обобщающие понятия одежды и обуви.
7. Дидактические и сюжетно-ролевые игры позволяют осуществлять работу в любом коррекционном направлении
8.Логопедические занятия в соответствии с планом работы.
-Организация работы творческой группы
-Изучение методической литературы по данной теме
-Разработка индивидуального маршрута.
ОКТЯБРЬ– АПРЕЛЬ 2015 г.
-Работа специалистов по индивидуальным маршрутам.
-Подготовка материалов по данной теме для обобщения
-Внесение изменений и дополнений в проект для работы в следующем году.
Деятельность при разработке коррекционных мероприятий
Диагностирует уровень развития речи в начале и конце срока реализации маршрута. Составляет индивидуальные планы развития детей (речевые карты).
Составляет карту психологического обследования ребенка, проводит диагностику детско-родительских отношений с родителями ребенка, подбирает группу коррекционно-развивающих упражнений.
Деятельность при реализации коррекционных мероприятий
Организует и проводит работу по коррекции речевых недостатков во время непосредственно образовательной деятельности на основании диагностических данных, вводит в режимные процессы игры и упражнения.
Создает предметно-развивающую образовательную среду в группе, предусматривающую специфические условия для детей с ОВЗ для реализации программы с учетом их особенностей.
Проводит индивидуальные консультации родителей, практические тренинговые занятия по коррекции детско-родительских взаимоотношений (на основании результатов диагностики детско-родительских отношений).
Проводит индивидуальные и подгрупповые занятия с детьми по развитию психических функций.
Составляет карту психологического обследования ребенка по завершению срока маршрута.
По завершению реализации ИОМ — развитие коммуникативной потребности, развитие правильных движений органов речи,
п остановка правильного логопедического заключения на основе результатов диагностики,
выдача своевременных логопедических рекомендаций в соответствии с актуальным уровнем речевого развития ребёнка.
Для суммарной оценки развития всех обследованных сторон речи можно использовать:
диагностический материал «Альбом логопеда».
тестовую методику экспресс — диагностики устной речи младших школьников. Т. А. Фотековой
м етодическую разработка Экспресс-диагностика речи младших школьников Бажановой М.В.
даю согласие на организацию индивидуального образовательного сопровождения моего ребенка_____________________________________
_________ группы №_____________________ специалистами МБДОУ _______________________________________________________________
Обязуюсь выполнять рекомендации специалистов (педагога, учителя-логопеда, педагога-психолога, музыкального руководителя, инструктора по физической культуре).
Индивидуально образовательный маршрут
речевого развития ребенка с синдромом Дауна, ЗРР.
— достижение воспитанником образовательной программы в соответствии с индивидуальными возможностями и образовательными потребностями ребенка.
— развитие артикуляционного аппарата;
— развитие фонематического слуха;
— развитие речевого дыхания;
— актуализировать предметный, качественный и глагольный словарь;
— закреплять обобщающие понятия;
— способствовать развитию эмоционально-волевых качеств личности: организованности, активности, сосредоточенности;
ДИАГНОСТИЧЕСКИЕ ДАННЫЕ НА РЕБЕНКА.
По медицинскому обследованию:
Ø Способность к самообслуживанию, передвижению, ориентации, контролю за своим поведением имеют нарушения первой степени (нарушения координации движений, низкая самооценка),
Ø Способность к общению, низкий уровень развития мелкой и крупной моторики бучению, к трудовой деятельности не нарушена.
Психологическая диагностика показала, что у ребенка:
Ø Отсутствует мотивация к познавательной деятельности.
Ø У ребенка повышенная подвижность, склонна к гримасничанью, развита подражательность, хорошо копируют действия окружающих их людей.
Ø В контакт вступает легко, часто проявляет навязчивость. Приветлива, проявляет чувство симпатии, обиды, стыда. Но эти эмоции малодифференцированны.
Ø Настроение чаще хорошее, несколько повышенное; эмоциональные реакции адекватны, но ограничены.
Ø Любопытна, живо реагирует на новизну.
Ø Несамостоятельна, безынициативна, легко подчиняется. Иногда проявляет немотивированное упрямство.
Педагогическая диагностика показала, что у ребенка
Ø Темп выполнения заданий очень низкий.
Ø Низкий уровень развития свойств внимания (устойчивость, концентрация, переключение).
Ø Низкий уровень познавательного, социально-личностного и физического развития.
Ø Мышление поверхностное, примитивное, нарушена способность сравнивать, обобщать.
Ø Ориентировка в окружающем примитивна. Запас сведений очень ограничен: в пределах привычных, знакомых представлений и понятий.
Ø Нуждается в постоянной помощи взрослого;
По логопедическому обследованию:
1. Грубая задержка речевого развития.
2. Обращённую речь понимает.
3. Фразовой речи нет. Жестов нет.
4. Активный и пассивный словарь ограничен.
5. Фонематический слух нарушен.
6. Фонематические функции не сформированы.
7. Со слов мамы знает 5-6 слов.
8. Связная речь не сформирована.
Заключение : Синдром Дауна, ЗРР.
По результатам диагностик определён следующий индивидуальный маршрут речевого развития:
Выявленные речевые проблемы
Цель и задачи работы
Формы реализации и вилы деятельности
Содержание коррекционно-развивающей работы
Направление взаимодействия специалистов
Оценка результативности и ожидаемые результаты
Проблема — системное недоразвитие речи.
Полиморфное нарушение произношения. Нарушение чёткости, внятности (многочисленные замены, искажения, смешения звуков).
2. Фонематическое восприятие.
Грубое недоразвитие фонематического восприятия.
З. Слоговая структура слова.
Затруднено воспроизведение структуры малознакомых трёхсложных слов, фраз из 3-4 и более простых слов. Нарушение структуры многочастотных и сложных слов и фраз.
Понимает простые социально-бытовые инструкции, простые вопросы. Грубо нарушено понимание логико-грамматических конструкций.
5. Грамматический строй.
Имеется в зачаточном состоянии понимание значений грамматических изменений слова: нарушено различение единственного – множественного числа существительных и глаголов, приставочных глаголов, форм мужского и женского рода, уменьшительно- ласкательной формы существительных, значений предлогов.
6. Связанная речь .
Грубое недоразвитие связной речи: 1-2 предложения вместо пересказа; перечисление предметов, героев и их действий по серии сюжетных картинок. Диалогическая речь отсутствует.
Цель: выработка стремления ребенка с синдромом Дауна к коммуникативной деятельности.
— развитие понимания речи;
— активизация речевой деятельности и развитие лексико-грамматических средств языка;
— развитие произносительной стороны речи;
— развитие фразовой речи.
-Работа в подгруппе
— Игры, в т. ч. сюжетно-ролевые
— Занятия –консультации с ребенком и семьей
2. Игры на коррекцию дыхания и развитие голоса
3.Работа по развитию дифференцированных движений пальцев рук.
4. Игры на развитие слухового внимания.
5. Подвижные игры
6. Прогулки, дают возможность закрепить лексику, связанную с сезоном, предметные и
обобщающие понятия одежды и обуви.
7. Дидактические и сюжетно-ролевые игры позволяют осуществлять работу в любом коррекционном направлении
8.Логопедические занятия в соответствии с планом работы.
• -Организация работы творческой группы
• -Изучение методической литературы по данной теме
Использованные источники: infourok.ru
ВАС МОЖЕТ ЗАИНТЕРЕСОВАТЬ:
Как проявляется синдром дауна внешне
Синдром дауна признаки на узи в 32 недели
Можно ли определить синдром дауна по второму узи
Синдром дауна все признаки
Кафе синдром дауна
Особенности речевого развития детей с синдромом Дауна и организация логопедической работы с ними.
Важным этапом в развитии ребенка с синдромом Дауна является становление речи, которое становится ведущим звеном формирующейся в дальнейшем его нервной деятельности. В возрасте 2-3 месяцев малыши обычно «гулят», во втором полугодии начинают произносить отдельные слоги. А вот говорить они начинают позже, иногда значительно позже обычных детей.
Общие черты отставания в развитии речи у детей с синдромом Дауна:
слабость артикуляционного аппарата;
меньший словарный запас, приводящий к менее широким знаниям;
пробелы в освоении грамматических конструкций;
способность скорее осваивать новые слова, чем грамматические правила;
большие, чем обычно, проблемы в изучении и использовании общепринятой речи;
трудности в понимании заданий.
Анатомо-физиологические особенности строения артикуляционного аппарата детей с синдромом Дауна, вызывающие голосовые, просодические, артикуляционно-фонематические нарушения заметно ухудшают разборчивость, внятность, плавность и четкость их речи. Произносительная сторона их речи формируется со значительной задержкой, характеризуется большим количеством искажений, неточностей и ошибок. Кроме того, сочетание меньшей ротовой полости и более слабой мускулатуры рта, и языка физически затрудняют произношение слов; и чем длиннее предложение, тем больше возникает проблем с артикуляцией. Поэтому малыши с синдромом Дауна нередко прибегают к языку жестов.
У детей с синдромом Дауна возникают следующие трудности:
Ø Трудности с усвоением новых слов, особенно обозначающих абстрактные понятия (для детей с синдромом Дауна характерны трудности с усвоением цветов).
Ø Трудности с пониманием и запоминанием информации, которую они слышат, особенно в тех случаях, когда нет зрительной подсказки.
Ø Трудности с выполнением длинных словесных инструкций и запоминании. У тех детей, которым свойственны проблемы с кратковременной памятью, такие последовательности стираются особенно быстро.
Ø Трудности с отделением звуков речи от звуков окружающей среды, например, шума или других отвлекающих звуков. Это проблемы слуховой дискриминации.
Ø Трудности с формированием длинных слов, длинных фраз и с усвоением грамматического строя.
Ø Трудности с развитием навыков чтения и пониманием прочитанного, возможно, из-за того, что, когда мы читаем, слова, прежде чем наполниться смыслом, превращаются во внутреннюю речь.
Кроме того, еще одной причиной задержки развития речи может являться нарушение слуха или его потеря.
Основные направления коррекционно-логопедической работы по развитию речи и общения детей с синдромом Дауна:
1.Специально организованные логопедические занятия.
2. Использование речи на всех видах занятий и мероприятиях.
Коррекционно- логопедические занятия предусматривают:
· организационный момент или приветствие;
· блоки заданий для развития фонематического слуха (способствуют овладению чтением и письмом);
· обучение правильной и четкой артикуляции звуков;
· работа над дыханием и просодической стороной речи;
· развитие общей и мелкой моторики;
· развитие психических процессов (восприятие, зрительного и слухового внимания, памяти, мышления);
· развитие понимания речи;
· формирование собственной речи.
Ведущая форма коррекционно-развивающих занятий с детьми раннего и дошкольного возраста – игра. Коррекционно — логопедическая деятельность с детьми с синдромом Дауна включает в себя основные этапы, задачи, методики, перспективный план для детей с общим недоразвитием речи, которые нужно знать и учитывать не только логопеду, но и другим специалистам, а также, родителям детей. ( см. Таблицы №1, №2).
Таблица №1.
Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰).
Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ — конструкции, предназначенные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой.
Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого.
Использованные источники: cyberpedia.su
Источник