Ребенок с синдромом дауна в обычный детский сад
Людмила Тюрина
Опыт работы с ребенком с синдромом Дауна
ВОСПИТАТЕЛЯ МБДОУ «ДЕТСКИЙ САД № 17»
г. НОВОМОСКОВСК ТУЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ
ТЮРИНОЙ Л. К.
Летом 2013 года в среднюю группу была принята девочка с синдромом Дауна, Настя. На момент поступления ребенку было 4,5 года, уровень интеллектуального развития был очень низким (коэффициент — 30). Речь у ребенка отсутствовала, имелись зачатки лепета. Физическое развитие находилось на низком уровне, что обусловлено основным заболеванием и комплексом сопутствующих. Ранее ребенок посещал специализированную группу коррекционного детского сада, нахождение в группе ежедневно составляло 4-5 часов, в соответствии с рекомендациями специалистов. С ребенком работали дефектолог, психолог, логопед, специалист по лечебной физкультуре. Наполняемость группы составляла не более 10 человек, а фактически — меньше.
В нашем ДОУ таких условий не было. Наполняемость группы на тот момент составляла 28 детей, психолога, логопеда, а тем более дефектолога в штате не было, наш сад имеет общеразвивающее направление. Я несколько лет назад получила квалификацию воспитателя, имеющего право работать в коррекционных группах, но опыта работы с детьми с синдромом Дауна у меня не было.
Из разговора с мамой девочки я поняла, что она решительно настроена на то, чтобы ребенок проводил в детском саду полный день; кроме того, мама считает, что уровень развития девочки находится на гораздо более высокой ступени, чем это продиагностировано врачами и педагогами.
Первые несколько дней я наблюдала за ребенком. Девочка активная, любит находиться в обществе детей, любит тактильный контакт, сама часто поглаживает кого-то из детей. Ребенок хорошо слышит, но не реагирует на обращенную к ней речь. Наблюдается отменный аппетит, ребенок может не только держать ложку, но и хорошо ею владеет.Культурно-гигиенические навыки отсутствуют: Настя явно привыкла к порядку действий при мытье рук, но делает это автоматически, не заботясь о качестве действия, то есть мочит руки в воде по локоть до тех пор, пока ее не отведешь от раковины. Затем Настя берет полотенце и комкает его в руках. Навык посещения туалета отсутствует, ребенок дома постоянно ходит в памперсах, при высаживании не понимает, для чего это делается, естественные нужды справляет по мере необходимости где угодно. Одеваться ребенок не умеет, как и раздеваться.
Моторика, как общая, так и ручная развита слабо, ребенок держит предметы ладонным хватом, сжимает их очень сильно, как будто происходит спазм мышц.
Деятельность с предметами не носит даже манипулятивного характера, ребенок берет игрушки и бросает их, подобно младенцу в коляске.Это особенно ярко стало проявляться во время занятий: девочка берет пособия, лежащие на столах и раскидывает их по группе. Первое время (месяца 2-3) это приводило к тому, что часть занятий была либо сорвана, либо находилась на грани срыва.
Кроме того,выяснился еще один нюанс поведения Насти: девочка абсолютно бесстрашно залезает на столы, шкафы, лесенки с риском для жизни. Девочка постоянно убегает, ее нужно держать за руку не только на прогулке, но и в помещении группы.
Дети первое время смотрели на Настю с недоумением, что объясняется ее поведением. Я не стала говорить детям о том, что она — особенная, сказала, что Настя еще маленькая. Дети восприняли это с пониманием, даже взяли над ней шефство (об этом позже).
Вот с таким «начальным капиталом» мы пришли к началу учебного года.
Поскольку в нашем учреждении не было специализированной программы воспитания и обучения детей с синдромом Дауна, мне пришлось проштудировать литературу по этой теме. В итоге, я пришла к выводу, что комплексной программы попросту нет, что не так уж удивительно — детей с таким заболеванием относительно недавно стали вводить в массовые группы, и педагоги, как правило, пишут программы самостоятельно, ориентируясь на уровень развития каждого отдельного ребенка. Я приступила к написанию своей рабочей программы, ориентируясь на программу Екжановой Е. А. и СтребелевойЕ. А «Коррекционно-развивающее обучение и воспитание. Программа дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушением интеллекта».
Главную цель работы я определила так: обеспечение оптимального вхождения ребенка в общественную жизнь, подготовка к самостоятельной жизнедеятельности.
Я наметила несколько направлений предстоящей работы:
1. Развитие общей моторики;
2. развитие мелкой моторики пальцев рук;
3. Развитие речи;
4. воспитание культурно-гигиенических навыков;
5. развитие социально-коммуникативной сферы.
На начальном этапе работы мне было важно сформировать у ребенка готовность к усвоению общественного опыта через совместные действия взрослого и ребенка, действия по образцу и речевой инструкции. Все занятия с ребенком я проводила в индивидуальной форме. Основным методом всей работы в течение года была совместная деятельность.
Я обучала девочку способам действия по самообследованию, по обследованию предметов и объектов из ближайшего окружения. Я показывала девочке способы действия с различными предметами, одновременно проговаривая, что мы делаем, как называется предмет, для чего он нужен (начиная с карандашей и заканчивая различными игрушками, полотенцами, посудой и так далее). Одновременно ребенок приобретал умения самообслуживания, девочка училась пользоваться полотенцем, надевать юбку, снимать одежду.
Для развития общей моторики я привлекала Настю к занятиям физкультурой, к подвижным играм. Самым сложным было научить ребенка переключаться с одного вида движения на другой, иными словами, вовремя остановиться и начать выполнять другой вид движения. Особенно успешно обучение проходило на занятиях танцами, думаю, что именно сочетание музыки и ритмических движений приносили ребенку наибольшее удовольствие.
Развитие мелкой моторики стало самым трудным моментом в воспитании и обучении Насти.Особенности заболевания обусловили нарушение развития ладони и пальцев: у детей с синдромом Дауна очень короткие пальцы, что еще больше усугубляет ситуацию. Я учила девочку брать предметы не только правой, но и левой рукой, знакомила ее со способами обследования предметов, с различными формами и фактурами предметов. Мы лепили из пластилина, перебирали фасоль, делали гимнастику для пальцев и так далее. Все занятия решали одновременно проблемы развития моторики, речи и сенсорного развития. Вместе с тем с течением времени мне удалось снять спастический синдром кистей рук.
Воспитание культурно-гигиенических навыков было наиболее сложным, несмотря на то, что такая деятельность проводилась ежедневно. Насте трудно было подтянуть рукава, ограничить мытье рук кистями и запястьями. Посещение туалета оставалось проблемой и по окончании учебного года, хотя Настя научилась звуком «А-а» обозначать желание посетить туалет.
Что касается общения, Настя легко влилась в детский коллектив. Сначала я вводила ее в детские игры, затем, когда несколько девочек стали играть с ней, практически опекать, она начала сама искать общения с ними, участвовать, по мере возможности, в совместных играх.
Наши первые результаты
К концу учебного года стали проявляться первые результаты работы. В результате, ребенокстал способен к самостоятельным действиям: сформированы основные культурно – гигиенические навыки. Под наблюдением взрослого самостоятельно моет руки, умеет самостоятельно есть, правильно пользуется чашкой, ложкой; ходит в туалет (сигнализирует о своих нуждах).
Настя адекватно реагирует на все режимные моменты: сон, прием пищи, прогулку, образовательную деятельность (ориентируется в распорядке дня). В течение дня пребывания в детском саду преобладает положительный эмоциональный фон, наблюдаются разнообразные эмоции и способы их выражения.
Девочка имеет положительное отношение к просьбам, поручениям взрослого, стремиться их выполнить. Проявляет интерес к действиям взрослого и ровесников, стремиться к подражанию. Адекватно реагирует на замечания, запреты взрослого.
Ребенок проявляет интерес к разным видам детской деятельности (игровой, музыкальной, двигательной, чтения художественной литературы, конструктивной) в разных помещениях детского сада (в группе, музыкально – физкультурном зале, но не всегда является активным участникам деятельности, а лишь наблюдателем за деятельностью детей и взрослых.
Пребывание в детском саду среди нормально развивающихся детей положительно повлияло не только на саму Настю,но и на детей группы: они стали более внимательны к нуждам друг друга, научились заботиться о младших, стали больше стремиться совершать добрые поступки.
Наши неудачи.
К сожалению, не все проходило гладко в этот сложный год и не все старания принесли хорошие результаты. По моим наблюдениям, эффективность воспитательной работы с девочкой в массовой группе достаточно низка без взаимодействия со специалистами. Насколько бы выше был бы результат, если бы с девочкой занимался не только воспитатель, но и логопед, психолог и учитель -дефектолог. Кроме того, в значительной мере (в первое время) страдало качество воспитательно-образовательной работы с детьми группы, в основном, из-за того, что я вынуждена была практически все время держать девочку либо за руку, либо на руках, а также из-за особенностей поведения Насти. Таким детям нужен тьютор, а такой должности в нашем детском саду нет. Помимо этого, переход на посещение ребенком детского сада в течение 9 часов ежедневно (по настоянию матери) отрицательно сказалось на состоянии нервной системы Насти, она стала уставать, капризничать. Следовательно, не только эффективность работы снизилась в разы, но и здоровье ребенка было этим ослаблено.
Итог.
Конечно, инклюзивное образование детей с ОВЗ — новое и перспективное направление. Но успех его зависит, в первую очередь, от готовности образовательного учреждения к такой работе. Это и наличие необходимой материальной базы, и введение в штат специалистов, их работа во взаимодействии и по единому плану, и наличие тьюторов. Только соблюдение всех необходимых условий сделает инклюзивное образование не только элементарно возможным, но и успешным.
Источник
https://www.rg.ru/2008/02/05/reg-vvolga/detsad.html
В сад через суд
Чтобы устроить больного ребенка в дошкольное учреждение, его маме пришлось заставить чиновников соблюдать закон
Сергей Ветошкин, Ивановская область
«Российская газета» — Верхняя Волга №4580 от 5 февраля 2008 г.
Версия для печати / сохранить материал
Имеет ли право больной ребенок с синдромом Дауна посещать детский сад общего типа? В Иванове веско высказались на эту тему сначала Ленинский районный, а потом и областной суды.
Когда мать пятилетнего Максима Вавилова обратилась в городское управление образования с просьбой устроить ее сынишку в обычный детсад по соседству с домом, она, конечно, и думать не думала, что дискуссии на эту тему переместятся в суды. Но иного выбора ей, увы, чиновники просто не оставили.
Сначала они сослались на некое «типовое положение» времен царя Гороха, по которому прием детей с синдромом Дауна в дошкольные образовательные учреждения общего типа противопоказан. Потом, видя упорство матери, направили Максима на обследование медико-психолого-педагогической комиссии, которая постановила: место ребенку в детском саду компенсирующего типа. Правда, Максима и в таком — № 12 — не захотели принимать: сад был полностью в тот момент укомплектован.
И вот тогда его мама решила потребовать устройства через суд, тем более что сводила Максима перед тем на обследование к двум частнопрактикующим неврологам — те никаких противопоказаний к посещениям обычного детского сада не выявили. А врачи детской поликлиники № 5, где постоянно наблюдается мальчик, и вовсе написали в истории болезни: ребенку необходима среда сверстников.
Действительно, психологи многих стран все больше склоняются к мнению, что наиболее эффективно для социализации таких больных (полностью синдром Дауна, увы, не излечивается) так называемое инклюзивное образование, когда ребенок-инвалид общается со здоровыми сверстниками и всеми силами старается подтянуться к их уровню развития. Телерепортажи такого рода из стран Европы, где детей с синдромом Дауна не изолируют от общества, а, наоборот, всемерно содействуют их вовлечению в здоровую психологическую среду, впечатляют. Ведь результаты просто поразительны.
Да и министерство образования РФ пока не приняло на этот счет каких-то обязывающих документов, но рекомендовало, однако, регионам минувшим летом смелее экспериментировать, пробовать разные формы инклюзивного образования.
Но ивановские чиновники от образование считают иначе. И даже когда судья Ленинского районного суда постановил: «Максима Вавилова направить в обычный детсад по соседству с домом», а коллегия по гражданским делам областного суда это решение одобрила (после кассационной жалобы городского отдела образования), приводили все новые и новые аргументы, лишь бы не создавать прецедент.
И здоровые, мол, дети не получат из-за Максима от воспитателя должного внимания (Максим будет в группе 23-м). И сам этот воспитатель, дескать, может уволиться — захочет ли он за ту же зарплату нянчиться с инвалидом. И другие мотивы пришлось услышать корреспонденту «РГ» из уст начальника управления образования мэрии г. Иванова Елены Юферовой.
С судебным решением, вступившим в силу, не поспоришь — Максиму все-таки выдали направление в детский сад № 104, на котором настаивала его мама. К тому же сама собою решилась и проблема дополнительного стимула для воспитателя этой группы — ей будет выплачивать ежемесячную надбавку ассоциация родителей, имеющих детей с синдромом Дауна, под очень хорошим названием «Солнышко».
А вот засветит ли это солнышко другим малышам-инвалидам — еще вопрос. Как заявила Елена Юферова, в этом году в порядке эксперимента откроется-таки одна детсадовская группа инклюзивного типа (так достали, мол, судебные разбирательства).
— Но войдет в нее не более двух детей с синдромом Дауна (на семерых здоровых), — сообщила Елена Юферова. — И то лишь при условии, согласно существующим нормативам, если родители здоровых детей дадут письменное согласие на то, чтобы их дети воспитывались вместе с инвалидами.
________________________
В садик мы не ходим.. но на детскую площадку приходит такая девочка. От детей слышу только неприятие в ее адрес.. Но, может, дети бывают разные, кто-то будет с больными детками дружить — не знаю.
Источник
Я- воспитатель, стаж 3 года, заведующая поставила перед фактом, что в понедельник придет ребенок с синдромом Дауна, возраст 3 года. Опыта работы с детьми с ограниченными возможностями у меня нет, нет конечно дополнительных специалистов. В группе 22 ребенка, а потом доведут до 27 детей. Сейчас у меня паника, а что дальше, наверно, хочу послушать мам особенных детишек, которые посещают обычный садик- режим, навыки самообслуживания, занимаются ли по индивидуальным программам, интересует все по данной теме!
У нас в саду есть мальчик. Я не знаю, его диагноза. Но что-то вроде глубокого УО. Ему 4 года, не говорит,только мычит. Не понимает речь, не выполняет команд воспитателя, никаких занятий не выполняет. Все время норовит убежать с площадки. Не одевается сам. Сидит и качается на диване, бьется головой о спинку. Ходит по группе. Иногда кричит. Он не агрессивный, но очень сильный. И его удержать очень трудно. Воспитательница всегда сама его одевает, на улице тоже за ним смотрит, чтоб не убег. Говорит, что ей тяжело. Другие дети все-таки понимают речь, а он нет. Ходит с 3х лет, уже 1,5 года.
А что именно вы хотите от мам особых детей услышать? Мы такие, но у нас далеко не СД. Вы б лучше с вашими родителями поговорили, точнее, с родителями того самого ребёнка. Почему паникуете?
Ну чем они там думают наверху? 22-27 детей, еще и с особенностями в развитии при 1,5 воспитателя на 2 группы, ну вот о каком индивидуальном развитии может идти речь?
что значит синдром дауна? на сколько у ребенка сохранность интеллекта, на какой возраст развитие и тд.
все имхо очень индивидуально. вам надо выяснять все это и от этого плясать.
Аноним
с родителями того самого ребёнка.
Безусловно разговаривать будем, просто хочу морально настроиться, опыта нет, не получится- буду уходить.
Вы еще ребенка не видели, а уже панику наводите. Дети с СД разные. Я не так много встречала таких детей, но те, кого я видела, были вполне адекватны, понимали речь, что-то делали сами, с чем-то им помогали справляться те, кто был рядом. СД не равно УО, это так — на всякий случай информация.
Раньше мне было плевать на все мнения. Но возраст взял свое. Теперь мне плевать еще и на обладателей этих мнений.
АД Кооперируйтесь и пишите в ОО о том, что 22-27 детей слишком много. Я того же мнения. Бастуйте! А на ребёнка с СД ещё посмотреть надо. Не бойтесь их.
Аноним
что значит синдром дауна? на сколько у ребенка сохранность интеллекта, на какой возраст развитие и тд.
все имхо очень индивидуально. вам надо выяснять все это и от этого плясать.
ничего не знаю, просто сказали, что придет ребенок- кушать умеет, одеваться нет, на горшок не просится, на улице в памперсе гуляют и все. Психолога в садике нет.
Дети с СД тоже разные. Поэтому мне кажется лучшим — разговор с родителями ребенка, если они окажутся вменяемые. Т.е. им надо прямо сказать что у Вас нет опыта общения с таким ребенком, что ваш день в саду проходит так-то и так-то, готов ли их ребенок к этому, или вам нужно знать какие-то особенности, какие-то привычки и пр. чтобы легче наладить контакт. Расспросить про его умения и навыки и чего они ждут от садика.
Воспитатель автор темы
ну вот о каком индивидуальном развитии может идти речь?
А о каком инд. развитии идет речь? Я не поняла.
Поскольку настроение бывает разным, то пусть чередуется хорошее с прекрасным!
В таких группах конечно меньше детей должно быть. Ведь у воспитателя внимания больше уходит.
АД Обьясните это в отделе образования 🙁 . Только ведь педагоги молчат и увольняются. Педагоги, ну что вы молчите???
Я вообще считаю, что такие группы и финансировать надо иначе, чтобы педагогу был резон заняться проблемой и вспомнтть курс коррекционной педагогики, который мовременные ввсокообразованные специалисты, конечно, проходили. У нам ведь теперь черт знает кто в садах не работаеть
у нас в группе двое с СД, речь понимают, команды выполняю, на горшок ходят. Может всё нормально будет, но в группу с 27 детьми, тяжело самому ребёнку. Я думаю, там родители и сами бы рады в коррекционный садик, да мест нет
Ум мощностью в две лошадиные силы (с) Ищите женщину
Воспитатель автор темы
ну вот о каком индивидуальном развитии может идти речь?
откуда оно в коллективе берется? есть тенденции диффиренциации и индивидуализации, но это другое.
Воспитатель автор темы
на горшок не просится, на улице в памперсе гуляют и все.
значит первое что в ыолжны сказать родителям — трсы подгузники. группа возрастная какая?
ест уже хорошо. одеваться вам учить, медленно, но научится.
Воспитатель автор темы
Психолога в садике нет.
а он вам зачем?
Аноним
Кооперируйтесь и пишите в ОО о том, что 22-27 детей слишком много. Я того же мнения. Бастуйте!
о чем? и ей ответят имеет право ходиьт в общий сад. все.
ФренсисМорган
В таких группах конечно меньше детей должно быть. Ведь у воспитателя внимания больше уходит.
в кор садах так и есть. но родители за оклюзию. их право.
на что времени больше? что вся группа у нее не одевается? ну что совсем то впадать в крайности.
+++
Мой небольшой опыт общения с такими детками был положительным. Милые, очень добрые. Привыкают быстро и ходят за тобой хвостиком, выполняют несложные поручения, обращенную речь понимают, всегда улыбаются, неконфликтные. Хвалила, обнимала, по головушке гладила — детки тянулись ко мне и очень старались. Возраст детей 5,6 лет. Сами себя обслуживали (уж как могли), в туалет просились.
Вам сложно будет, но в инете много литературы по солнечным деткам — изучайте.
Воспитатель автор темы
не получится- буду уходить.
не надо сразу себя на негатив настраивать, всё у вас получится! К вам не инопланетянин приходит, а особенный ребенок.
Джоконда_лю
А о каком инд. развитии идет речь? Я не поняла.
у таких деток должна быть своя индивидуальная программа развития, составляется тоже нами воспитателями. Получается и сил и времени на все это будет уходить намного больше. 22 ребенка это пока, постарше группы доводят до 27-28 человек- обычный сад.
АД Я говорю о количестве детей в группе. Имеет, не спор. И мы имеем. И даже ходим.
Воспитатель автор темы
у таких деток должна быть своя индивидуальная программа развития, составляется тоже нами воспитателями.
это с какой радости, кто вам сказал такое??? индивидуалка в кор садах. здесь массовая программа.
и никаких инд программ.
Люди с ограниченными возможностями — это тоже люди, это часть нашего общества. Хватит паниковать , все будет нормально при вашем нормальном настрое. Пусть дети вместе растут , социализируются, чтобы потом дикими взрослыми не выросли, которые гадости про СД говорят и пальцем тычут. Понимаете, 27 даже здоровых детей для 1 воспитателя — это тоже очень много. Успокойтесь , настройтесь, все получится.
это солнечные детки) единственное что они плохо переносят — агрессия.. им нужно всегда улыбаться) главное в их воспитании — доброта!
Аноним
это с какой радости, кто вам сказал такое??? индивидуалка в кор садах. здесь массовая программа.
и никаких инд программ.
Кто вам такое сказал, никакой индивидуалки даже в кор. садиках. :ugu:
Ум мощностью в две лошадиные силы (с) Ищите женщину
БогатаяСчастливая
им нужно всегда улыбаться) главное в их воспитании — доброта!
+++++
Воспитатель автор темы
у таких деток должна быть своя индивидуальная программа развития, составляется тоже нами воспитателями.
Кто сказал? У Вас же вроде обычный садик, значит ни о каком инд. обучении речь не идет. И родители это знают, отдавая ребенка в обычный сад.
Поскольку настроение бывает разным, то пусть чередуется хорошее с прекрасным!
Sнегурочка
Кто вам такое сказал, никакой индивидуалки даже в кор. садиках.
я не совсем так выразилась. там программа иная чем в обычном саду. от сада и типа зависит.
только в этом разрезе имела ввиду. в обычном саду общая программа.
а настоящая индивидуалка — няня и персональные педагоги.
имхо, поговорить перво наперво с родителями. адекватные родители предупредят обо всех особенностях своего ребенка. Какие навыки самообслуживание есть, характер и тд и тп.
во вторых про индивидуальную программу мне кажется надо говорить с заведующей и методистом. Ибо 1 ребенка мне кажется нереально занимать по другой программе это во первых, а во вторых вас учили этому?
Что за люди пошли? Слышат краем уха… видят краем глаза… а потом додумывают остатком мозга!
Источник