Ребенок с синдромом дауна обучение в школе

Ребенок с синдромом дауна обучение в школе thumbnail

Родители должны знать, что вне зависимости от особенностей ребёнка ему положена школа. Какая она будет — инклюзивная или специальная — это выбор семьи. 21 марта, в Международный день человека с синдромом Дауна, президент фонда «Обнажённые сердца» Анастасия Залогина рассказывает, почему инклюзивное образование полезно для каждого ребёнка.

Рассылка «Мела»

Мы отправляем нашу интересную и очень полезную рассылку два раза в неделю: во вторник и пятницу

Инклюзия предполагает, что потребности особенных детей в школе понимают все: и учителя, и гардеробщицы, и работники столовой, и охранники, и родители типично развивающихся детей. Конечно, преподавателям нужна помощь, чтобы они могли менять учебные материалы и задания, справляться с нежелательным поведением ребёнка, использовать альтернативную или дополнительную коммуникацию. Всё это могут и должны делать специалисты службы сопровождения.

Если у родителей на руках есть заключение психолого-медико-педагогической комиссии, что ребёнку необходим тьютор, то руководство школы обязано его предоставить. Тьютор — это такой коммуникационный мостик между учителем и учеником. Он помогает ребёнку, когда тот не услышал или не понял задание, адаптирует упражнение под него.

Ребенок с синдромом дауна обучение в школе

Однако реальность такова, что специалистов, как и достаточного финансирования на дополнительного сотрудника, просто не хватает. В этом случае родители, если у них есть такая возможность, сами нанимают тьютора, который сидит вместе с их ребёнком на уроках.

Что совместное обучение даёт типично развивающимся детям

Когда речь заходит о плюсах совместного обучения, обычно в первую очередь говорят о том, что это очень полезно для детей с особенностями развития. Иногда родители возмущаются, что это смещает вектор внимания со всех остальных в классе. На самом деле исследования показывают, что для типично развивающихся детей в инклюзии тоже много плюсов:

  • снижение страха перед различиями развития, повышение осведомлённости (меньше страха перед людьми, которые выглядят или ведут себя по-разному);
  • рост толерантности к людям с особенностями развития, более эффективное общение со всеми сверстниками, в том числе типично развивающимися;
  • улучшение самооценки;
  • развитие личных моральных и этических принципов (меньше предрассудков, более высокая отзывчивость к потребностям других);
  • развитие дружеских отношений внутри класса.

Почему это хорошо для детей с синдромом Дауна

В первую очередь это даёт им много новых возможностей. Многим из них нужна помощь в развитии социальных навыков и самоконтроля. Трудности во взаимодействии, неумение понимать и контролировать собственные эмоции — все эти проблемы можно разрешить только в социальной среде.

Типично развивающиеся сверстники становятся прекрасными ролевыми моделями, а дети с синдромом Дауна учатся отстаивать свою точку зрения, завязывать дружбу, помогать другим и принимать помощь через подражание. Этим навыкам нелегко научиться у взрослых. «Детская субкультура» — важная часть того, к чему ребята приобщаются в школе.

Исследования показывают, что ученики с особенностями развития лучше учатся читать и считать в инклюзивных классах. У них выше показатели посещаемости, меньше поведенческих проблем. Они чаще заканчивают среднюю школу, чем те, кто учится в специализированных классах, и продолжают своё образование в вузах.

Для детей с синдромом Дауна школа становится моделью реального мира. Ведь независимо от того, имеет ли ребенок трудности в обучении или когнитивном развитии, он будет сталкиваться с разными людьми на протяжении своей жизни. Некоторые люди будут из схожих культур и социальных групп. Другие — нет. Школьная обстановка — идеальная среда, чтобы понять и приспособиться к этим различиям.

Какие проблемы могут возникнуть и как с ними справиться

Когда дети с синдромом Дауна подвергаются насмешкам со стороны сверстников, многим родителям кажется, что первое и вроде бы логичное решение — перейти на домашнее обучение. Но это никак не поможет ребёнку освоить социальные правила и научиться находить друзей. Причина подобных насмешек чаще всего кроется в дефиците знаний о синдроме Дауна.

Ребенок с синдромом дауна обучение в школе

Исследования показывают, что поведение взрослых (учителей, воспитателей, родителей) во многом определяет отношения между детьми, которые будут складываться в образовательных учреждениях.

Если взрослые позволяют себе негативные или унижающие комментарии о детях, которые отличаются от других, это становится неписаной нормой

Один из способов профилактики буллинга — выбор наставников для детей с особенностями. Он помогает ребёнку с особыми потребностями выполнять задания на уроке, вовлекает его в активности во время перемен и после школы. Наставничество — добровольный выбор, но обычно дети с удовольствием откликаются на это. Конечно же, ребёнку-наставнику нужна помощь и много одобрения со стороны взрослых в том, чтобы правильно выполнять свою задачу.

Если ребёнок не может справиться с тревожностью и испытывает проблемы в общении, стоит подумать о групповой когнитивно-поведенческой работе. В этом случае он становится частью группы ребят не обязательно с синдромом Дауна, но тех, у кого тоже есть проблемы во взаимоотношениях с одноклассниками.

Детство, несмотря на его важность, занимает небольшую часть нашей жизни. Но учёба в школе готовит учеников к общению с миром. Исследования говорят, что инклюзивное образование ведёт к инклюзии в обществе в целом и на работе. И если ребёнок с синдромом Дауна ходил в специализированное учреждение, ему будет во много раз сложнее адаптироваться в дальнейшем.

Список организаций, оказывающих услуги семьям с детьми с синдромом Дауна — реабилитационные центры, дошкольные и школьные учреждения, спортивные и творческие студии и другие — можно посмотреть здесь.

Фото: Shutterstock

Источник

Педагог — психолог:

 Минаева Светлана Сергеевна

Статья.  «Коррекционно-развивающая работа с детьми с синдромом Дауна в условиях школьного обучения»

Изменения, происходящие в общей структуре модернизации образования, выдвинули ряд проблем, касающихся системы обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья.

Интегрированное  образование (инклюзивное образование) является ведущей тенденцией на современном этапе реформирования специального образования.  В данной статье мы не ставим  перед собой задачу выявить плюсы и минусы инклюзивного образования. Для нас – специалистов, работающих с детьми, имеющими интеллектуальные, поведенческие  нарушения разной степени выраженности, важно помочь ребенку адаптироваться к условиям школьной среды, к тем требованиям, которые предъявляет современная школа в  независимости от того в каком типе учреждения  обучается ребенок.  Все чаще в школах можно увидеть за партой ребенка с синдромом Дауна. Очень важно четко и правильно определить тактику педагогических действий и эффективно осуществлять коррекционно-развивающую помощь.

Читайте также:  Синдром нижней косой мышцы головы фото

           В этой статье мы расскажем вам об особенностях психофизического  развития ребенка с синдромом Дауна, поделимся опытом работы по обучению и воспитанию детей данной категории в условиях школы-интерната VIII вида. Мы надеемся, что данный материал будет полезен для педагогов  и специалистов, работающих с детьми с синдромом Дауна.

В отечественной медицинской, педагогической и психологической науке на протяжении многих лет утверждалось положение о безнадежности этого диагноза для дальнейшего развития личности. Считалось, что человек с синдромом Дауна не обучаем, а попытки лечить данное «генетическое заболевание» были заранее обречены на провал. Программы психолого-педагогической и социально-бытовой реабилитации людей с синдромом Дауна не разрабатывались.  В настоящее время ситуация коренным образом изменилась. Государство гарантирует  детям с синдромом Дауна право на получение образования, социальную поддержку. Социальная поддержка ребенка с синдромом Дауна — это целый комплекс проблем, связанных с его ранним развитием, лечением, образованием, социальной адаптацией и интеграцией в общество. Эффективность решения данных проблем напрямую зависит от учета особенностей развития, понимания психологического профиля ребенка, создания индивидуальных образовательных траекторий.

Профиль психомоторного развития ребенка с синдромом Дауна

           На первый взгляд может показаться, что развитие детей с синдромом Дауна ничем не отличается от развития умственно отсталых детей. Однако такие дети имеют ряд специфических особенностей. К сожалению, в литературе, посвященной проблемам воспитания и обучения лиц с синдромом Дауна, наиболее подробно описаны дети дошкольного возраста, но смеем предположить, что основные тенденции развития характерны так же и для школьников.            

           Выделяют следующие закономерности развития ребенка с синдромом Дауна (СД):

—  ребенок с СД проходит те же этапы развития, что и обычный ребенок;

— средние сроки появления навыков запаздывают по сравнению с нормативными;

— у детей с СД возрастной диапазон появления навыков гораздо шире, чем у обычных детей;

— имеются качественные особенности приобретаемых навыков, которые не всегда являются следствием СД, но могут возникать на основе дополнительных проблем (нарушения слуха, зрения, патологии сердечно – сосудистой системы и т.д.);

— развитие детей с СД характеризует неравномерность;

— дети с СД по ряду показателей могут соответствовать возрастной норме.

           Психофизиологический профиль ребенка с синдромом Дауна включает в себя описание особенностей формирования и развития основных психических процессов:

           1. Речевое развитие:

— понимание речи намного опережает развитие активной речи;

— отмечаются особенности речевого развития (малый словарный запас, пробелы в освоении грамматических конструкций, способность скорее осваивать новые слова, чем грамматические правила, трудности в понимании заданий);

— сниженный тонус и особенности строения речевого аппарата создают дополнительные сложности для формирования четкого звукопроизношения;

— отставание речи при отсутствии других форм общения (жесты, чтение) вторично влияет на другие сферы развития, особенно на социальную и когнитивную.

   2. Моторное развитие.

Все компоненты развития моторики – сила мышц, равновесие, координация, способность ориентироваться в пространстве, скорость реагирования, выносливость – имеют свои особенности. Все это объясняется целым комплексом медицинских факторов:

— порок сердца и частые респираторные заболевания не дают возможности осуществлять интенсивную двигательную активность;

— проблемы со зрением влияют на способность ориентироваться в пространстве, мешают развитию зрительно-двигательной координации;

— снижение слуха и частые отиты ухудшают чувство равновесия и затрудняют ориентирование в пространстве;

— структурные мозговые изменения приводят к нарушению реакций равновесия и координации движений;

— гипотония (недостаток мышечной силы) препятствует своевременному развитию координации движений и чувства равновесия;

— гиперподвижность и эластичность связок мешают детям с СД контролировать движения, поскольку их суставы становятся подвижнее, замедляют развитие проприорецепции (осознание своего положения в пространстве) и контроля за движениями тела.

— встречающиеся в ряде случаев анатомические особенности строения ладони и запястья,  а также снижение глубинной телесной чувствительности задерживают формирование и затрудняют стабилизацию двигательных навыков.

           3. Развитие познавательной деятельности:

—  восприятие:  темп восприятия снижен; требуется более длительное время для узнавания объекта; ограничен объем информации, которую может воспринять ребенок в процессе занятия; ощущения формируются на обедненной сенсорной основе.

— внимание: нарушены концентрация внимания, отмечаются значительные трудности переключения и распределения внимания; нарушения слуха и зрения,  неустойчивость позы ребенка, или даже просто плохое самочувствие создают дополнительное отрицательное влияние;

Читайте также:  Дайте два стокгольмский синдром текст

— память: осложнен переход из кратковременной и оперативной памяти в долговременную; зрительная память развита намного лучше, чем слуховая; сочетание двигательной и зрительной памяти дает самый высокий уровень запоминания; аффективная память не имеет значительных отклонений; больше всего страдает извлечение информации; для запоминания требуется большое количество повторений.

— мышление: отмечаются трудности в развитии понятийного мышления (низкий уровень развития поисковых способов ориентировки и исследования окружающей среды, способности планировать действия; затруднено обобщение и перенос усвоенных навыков из одной ситуации в другую; резко уменьшен объем информации, полученной из самостоятельных наблюдений, в основном ребенок знает то, чему его специально учили).

           4. Социально – эмоциональное развитие, поведение:

— эмоции: отмечается сохранность элементарных эмоций (страх, радость, грусть); положительные эмоции наблюдаются чаще, чем отрицательные; неудачи обычно не вызывают огорчения; как правило, эмоциональные реакции по глубине не соответствуют причине, вызвавшей их;

— личность: в личностном плане детям в большей степени свойственна внушаемость, склонность к подражанию действиям и поступкам других людей; у некоторых из этих детей наблюдаются черты эгоцентризма; в целом, большинству детей присущи положительные личностные качества: они ласковы, дружелюбны, уравновешенны;

— поведение: характеризуется, в основном послушанием, подчиняемостью; дети легко вступают в контакт; могут встречаться разнообразные поведенческие расстройства.

Организация коррекционно-развивающей работы                                         с детьми с синдромом Дауна

           Анализируя и обобщая практический опыт работы с детьми с синдромом Дауна можно выделить факторы, препятствующие и способствующие обучению данной категории детей.

           Факторы, затрудняющие обучение:

— отставание в моторном развитии (тонкой и общей моторике);

— возможные проблемы со слухом и зрением;

— проблемы с развитием речи;

— слабая кратковременная слуховая память;

— короткий период концентрации активного внимания;

— трудности с освоением и запоминанием новых понятий и навыков;

— трудности с умением обобщать, рассуждать и доказывать, установлением последовательностей.

           Факторы, способствующие обучению:

— сильное зрительное восприятие и способности к наглядному обучению (способность выучить и использовать знаки, жесты и наглядные пособия; способность выучить написанный текст и пользоваться им);

— способность учиться на примере сверстников и взрослых, стремление копировать их поведение;

— способность обучаться по материалам подходящего учебного плана и на практических занятиях.

Практические рекомендации по организации обучения:

           Главный принцип организации обучения – преимущественная ориентировка не на физический возраст, а на уровень развития ребенка; использование мотивации, значимой для данного конкретного ребенка.

           Каким должен быть темп обучения? – ориентировка на индивидуальный темп развития.

        Как организовать восприятие и обобщение информации? — на начальных этапах обучения максимально использовать конкретные предметы и знакомые ситуации; обучать одному навыку в разных знакомых ситуациях.                  Как организовать работу по восприятию и обработке зрительной информации? — снижать темп обучения и обеспечивать больше повторений (используя различные приемы работы на уроках); давать детям возможность самим моделировать ситуации на основе воспринятой информации, использовать метод ассистирования руками, чтобы помочь детям реагировать на зрительные сигналы; предъявление наглядного материала сопровождать понятным и лаконичным комментарием; использовать для предъявления крупные картинки без лишних деталей; разбивать объяснения на простые инструкции.

           Как организовать работу по восприятию слуховой информации? — активно использовать зрительные и тактильные подсказки; объединять слуховую информацию со зрительными и двигательными обучающими средствами; инструкции, воспринимаемые только на слух, повторять медленно, четко и часто; применять метод «словесного обдумывания» (просить ребенка повторить словесную инструкцию в том случае, если он ее не понял).

           Как помочь детям концентрировать внимание? —  по возможности устранять посторонние зрительные и слуховые раздражители; сажать ребенка ближе к педагогу; организовывать занятия так, чтобы воздействовать сразу на несколько органов чувств; стараться обеспечить физическую адаптацию (парта с наклоном, подставка для ног), чтобы компенсировать плохую осанку, низкий тонус и другие факторы, которые мешают ребенку сидеть спокойно и комфортно в течение относительно длительного времени.

           Взаимная зависимость процесса обучения и мотивации — организовывать выполнение заданий так, чтобы ребенок добивался положительного результата; включать в содержание деятельности задания, которые дети могут выполнить самостоятельно; адаптировать задачи и пособия в соответствии с уровнем развития детей; использовать вещественные подтверждения хорошей работы, одобрение и поощрение как награду за каждый шаг выполнения задачи.

          Принципы подбора дидактического материала: — материал для работы должен быть наглядным; хорошие результаты даёт использование на уроках предметов максимально приближенных к жизни; предлагаемый материал должен соотноситься со знакомыми бытовыми ситуациями, иметь ярко выраженные сенсорные характеристики и задействовать разные сенсорные каналы восприятия.

Читайте также:  Синдром отсроченного наступления фаз сна

           Надеемся, что наши рекомендации помогут вам в осуществлении коррекционно-развивающей работы, ведь благоприятное сочетание компенсаторных возможностей организма с правильно подобранными программами на каждом этапе обучения, эффективными формами её организации могут в значительной мере оказывать положительное влияние на ход психофизического развития ребенка с синдромом Дауна.

Удачи Вам и творческих успехов!

Литература

1. Сабельникова С.И. «Развитие инклюзивного образования».

2. Алехина А.В. «Особенности психологического развития детей с синдромом

    Дауна» — 1989.

3. Журнал «Синдром Дауна. XXI век» — №1 2008.

4. Конотопская Т. «Особенные дети – синдром Дауна.

5. Жиянова П.Л., Гимадеева М.Ф. «Социальная адаптация детей раннего

    возраста с синдромом Дауна» — 2008.

Источник

Даты проведения курса: 16.06 – 30.06
Курс повышения квалификации на 72 часа 

Форма обучения очная, очная с применением ДОТ


Набор на курс открыт.

В рамках предлагаемого курса специалисты поделятся своими знаниями и практическим опытом в реализации комплексного подхода к развитию и обучению детей с синдромом Дауна и сочетанными нарушениями (ТМНР) и организации специальных образовательных условий на уровне дошкольного и начального школьного образования.

Слушатели получат сведения о типичных нарушениях развития у детей с синдромом Дауна и ТМНР. Научатся  рассматривать особенности их развития с точки зрения компетентностного подхода, смогут  грамотно подходить к их обучению и  коррекции поведения.

Также на курсу будут рассмотрены методики, которые могут быть эффективно применены в процессе индивидуальной работы для развития речи, развития познавательной деятельности, коррекции сенсомоторных нарушений у детей с синдромом Дауна и ТМНР.

Категория слушателей

Педагоги-психологи, учителя-логопеды, учителя-дефектологи, учителя начальных классов, в том числе, работающие по программе 9.1, 9.2.

Этот курс подойдет вам, если:

  • в вашем учреждении есть дети с синдромом Дауна и дети с ТМНР
  • вы планируете создание специальных образовательных условий для детей с синдромом Дауна и детей с ТМНР
  • вы хотели бы повысить качество образовательных услуг для детей с синдромом Дауна и детей с ТМНР
  • вы хотели бы развивать инклюзивное образование и включать детей с синдромом Дауна и детей с ТМНР в группы обычных сверстников.

Разработчик курса – Медведева Татьяна Павловна. Первое образование — высшее медицинское, второе — психологическое. Закончила магистратуру МГППУ по специальности «Педагог-психолог инклюзивного образования». Более 20 лет работает с детьми с синдромом Дауна и детьми с ТМНР.

Автор книги «Развитие познавательной деятельности детей с синдромом Дауна»  и методического пособия по работе с родителями «Команда консультирует семью»,
многочисленных статей для родителей и специалистов.

Ведущие курса – специалисты, имеющие большой практический опыт работы с детьми с синдромом Дауна и детьми с ТМНР, авторы статей, посвященных развитию, обучению и поведению детей с синдромом Дауна и ТМНР.

Учебно-тематический план

Результаты обучения

  • вы научитесь использовать методику и материал для развития навыков счета «Нумикон», позволяющие  детям с синдромом Дауна и ТМНР получить представление о количестве, числе, составе числа, элементарных арифметических операциях на наглядном материале;
  • вы научитесь использовать методику  обучения грамоте по методу Манске, которая, благодаря мультисенсорному подходу, позволяет детям с синдромом Дауна и ТМНР в игровой форме легко и с удовольствие освоить буквы, и может быть использована как для групповых, так и для индивидуальных занятий;
  • вы научитесь приемам и методам включения ребенка с синдромом Дауна и ТМНР в инклюзивную группу: проведению занятий направленных на взаимодействие между детьми, развитию социально-бытовых навыков.
  • вы узнаете об особенностях работы с родителями детей с синдромом Дауна и ТМНР, организации командного взаимодействия между специалистами, методе командного консультирования для выстраивания партнерских отношений с семьей и единой стратегии работы с ребенком.

Стоимость курса 15 000 рублей. Данный курс может быть реализован на базе вашего образовательного учреждения. При обучении больших групп слушателей предусмотрены скидки.

Реестровый номер оферты курса на портале поставщиков  1131062-20. 
Шифр курса на портале ДПО  03287-19/20-В.


Требования к слушателям курса

  • наличие высшего образования
  • получение высшего образования в настоящее время.

Документы, необходимые для зачисления на курс

  • скан диплома с приложением об имеющемся высшем образовании, либо справка от образовательного учреждения (для студентов)
  • скан паспорта
  • свидетельство о браке (в случае изменения фамилии)
  • заявление слушателя

Если вы заинтересовались курсом – заполните заявку, мы обязательно свяжемся с вами и ответим на все ваши вопросы. Также с нами можно связаться по телефону +7(495)923-03-65 или почте info@iaba.ru

Преподаватели курса

Медведева Татьяна Павловна
педагог-психолог инклюзивного образования,
автор книг и статей по проблемам поведения и обучения детей с ОВЗ

Источник