Реабилитация военнослужащих с посттравматическим стрессовым синдромом

Реабилитация военнослужащих с посттравматическим стрессовым синдромом thumbnail

ОГЛАВЛЕНИЕ:

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………………………….. 2

ГЛАВА 1. ВОЕННО-ТРАВМАТИЧЕСКИЙ СТРЕСС И ЕГО ПОСЛЕДСТВИЯ 6

1.1.Сущность посттравматического стрессового расстройства (синдрома) (ПТСР)………………………………………………………………………………………………………….. 6

1.2. Дезадаптивные проявления у военнослужащих с ПТСР как социально-психологическая проблема………………………………………………………………… 13

ГЛАВА 2. ВОЕННО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ СИСТЕМА РЕАДАПТАЦИИ И РЕАБИЛИТАЦИИ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ………………………………………… 19

2.1. Психологические основы построения системы реадаптации и реабилитации в Вооруженных силах………………………………………………………………………….. 19

2.2. Основные направления работы, организационные формы и эффективные методы деятельности военного психолога, обеспечивающие функционирование системы реадаптации и реабилитации в Вооруженных силах……………………………. 26

ГЛАВА 3. ЛИЧНОСТНЫЙ РОСТ ВОЕННОСЛУЖАЩЕГО КАК ПОКАЗАТЕЛЬ ЭФФЕКТИВНОСТИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ СИСТЕМЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ РЕАДАПТАЦИИ И РЕАБИЛИТАЦИИ……………………………………………… 35

3.1.Создание условий для личностного роста в консультировании военнослужащих «группы риска» по ПТСР и членов их семей………………………………………. 35

3.2.Групповая работа с лицами с ПТСР: методы, способствующие личностному росту………………………………………………………………………………………………………… 41

3.3.Результаты, практические рекомендации и основные выводы…………. 47

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………………………… 51

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:…………………………. 53

Приложение 1…………………………………………………………………………………… 56

Приложение 2…………………………………………………………………………………… 57

Приложение 3…………………………………………………………………………………… 58

Приложение 4…………………………………………………………………………………… 61

Приложение 5…………………………………………………………………………………… 63

ВВЕДЕНИЕ

Достижения современной психологической науки и практики обеспечивают решение многих важных социальных задач. В настоящий момент накоплено достаточно специальных знаний, практических методик и техник для разрешения чрезвычайно актуальной, общественно значимой задачи – реабилитации военнослужащих, участвовавших в локальных войнах и военных конфликтах.

Наша выпускная квалификационная работа посвящена системе работы с военнослужащими, вернувшимися из «горячих точек». Центральным моментом практической работы с этой категорией военнослужащих является реадаптация к мирной гражданской жизни, психологическая реабилитация, которые невозможны без преодоления психологических последствий войны: посттравматического стрессового синдрома. В своей работе мы исследуем особый стресс, возникающий у человека, который пережил нечто выходящее за рамки обычных напряженных ситуаций.

Многочисленными исследованиями было установлено, что пребывание в травматических ситуациях может привести впоследствии к специфическим изменениям в психике. Но пребывание в травматических ситуациях — это только одна сторона, одна из основных причин, могущих вызвать посттравматическое стрессовое состояние.

Другая, и не менее важная, сторона связана с тем, как человек реагирует на само травматическое событие, и как он же интегрирует пережитое, то есть речь идет об уровне эмоциональной устойчивости индивида, о его личностных ресурсах, качественном своеобразии защитных психологических механизмов, наличии или отсутствии тесных эмоциональных связей с окружающими людьми, поддержки с их стороны. К числу травматических ситуаций относят участие в боевых действиях, насилие, стихийные и технологические катастрофы и тому подобное. Здесь мы говорим только об одном из видов травматических событий, а именно: участии в боевых действиях. На войне человек не только является свидетелем насилия, но и его активным участником. И то, и другое служит источником травматических переживаний. То, каким образом это отражается на психике солдата, уже давно служило предметом исследований, в основном клиницистов, а в последние десятилетия к решению этих проблем подключились и психологи.

Существенный научный вклад в исследование протекания и механизмов посттравматического стрессового расстройства – главного психологического последствия участия в боевых действиях — внесли такие видные психологи как А.Г. Караяни. Е.О. Лазебная, М.Е. Зеленова, Я.В. Подоляк, Н.В. Тарабрина, Б. Бадмаев, А. Столяренко и многие другие. Над этой проблемой постоянно работает психологическая служба Северо-Кавказского военного округа, местные психологические службы, чьи военные подразделения участвуют в локальных конфликтах.

Объектом нашей работы выступает организация психологической работы в войсках.

Предметом работы является процесс психологической реадаптации и реабилитации военнослужащих с ПТСР в вооруженных силах Российской Федерации.

Опыт практической работы в Вооруженных силах РФ позволил нам сформулировать ряд идей относительно психологической реабилитационной и реадаптационной работы. При формулировании проблемы исследования, мы исходили из следующих соображений:

— психологическая реабилитация и реадаптация в Вооруженных силах РФ достаточно обеспечена в научно-методическом и научно-практическом плане;

— обобщен мировой и накоплен большой российский практический опыт работы с военнослужащими с посттравматическим синдромом;

— государство затрачивает на реабилитацию и реадаптацию военнослужащих большие средства, в том числе и на подготовку специалистов-военных психологов;

— число военнослужащих с ПТСР и после реабилитации достаточно велико, что позволяет сделать вывод о наполняемости «групп социального риска», в большой степени, за счет этой категории населения.

Проблема, центральный вопрос нашего исследования можно сформулировать следующим образом: почему эффективность функционирования системы реабилитации и реадаптации остается низкой?

Такая постановка проблемы позволяет сформулировать гипотезу нашего исследования: эффективная система психологической реабилитации и реадаптации военнослужащих с ПТСР должна быть направлена на личностный рост военнослужащих.

Гипотеза данного исследования является теоретически обоснованной, но экспериментально недоказуемой, так как понятие «личностный рост» не только не операционализируется, но и не имеет четкого определения, являясь порождением гуманитарного подхода в психологии. Возможность верификации гипотезы открывается при использовании таких методов исследования как понимание, наблюдение, беседа, анализ единичного случая, обобщение и анализ практического опыта.

Читайте также:  Метаболический синдром у детей и подростков презентация

Целью нашей работы является исследование теоретических и практических аспектов системной реабилитации военнослужащих. Цель конкретизируется в следующих задачах:

— Обобщить и системно изложить практический опыт психолога Российской армии по проблемам реабилитации и реадаптации военнослужащих с ПТСР;

— Исследовать и оценить эффективность системы реадаптации и реабилитации, сложившейся на данный момент в Вооруженных силах РФ;

— Наметить новые подходы к решению частных практических задач в системе реадаптации и реабилитации.

В Главе 1 нашего исследования будут проанализированы понятия «посттравматический стрессовый синдром», «военно-травматический стресс», «реадаптация», «реабилитация» с точки зрения изменения психики воина в результате участия в военных конфликтах. Кроме того, будут показаны социально-психологические последствия в виде девиантного поведения, снижения социальной активности, индивидуально-психологических изменений, отражающиеся на социальных взаимодействиях и общении участников Вьетнамской, Афганской, Чеченских и других локальных войн.

В Главе 2 изложены научные и научно-методические психологические основополагающие идеи построения системы реадаптации и реабилитации в Вооруженных силах с привлечением не только отечественного, но и зарубежного опыта в данной области.

В Главе 3 изложен конкретный опыт работы психолога в войсковой части, связанный с реальным практическим функционированием реабилитационной системы. Произведена попытка оценки ее эффективности, изложены основания индивидуальной и групповой работы в данном направлении.

Наша работа по повышению эффективности реабилитационной системы будет не только способствовать усилению боеспособности Отечественных Вооруженных сил, но и позволит выполнить главную задачу психологической службы в армии: сохранить и укрепить психологическое здоровье каждого военнослужащего.

ГЛАВА 1. ВОЕННО-ТРАВМАТИЧЕСКИЙ СТРЕСС И ЕГО ПОСЛЕДСТВИЯ

1.1. Сущность посттравматического стрессового расстройства (синдрома) (ПТСР)

Военно-травматический стресс является одной из разновидностей посттравматического стрессового расстройства. Он возникает у участников боевых действий, то есть является заболеванием военнослужащих. При возникновении ПТСР человек последовательно оказывается в следующих обстоятельствах:

1. Резкая смена условий мирной гражданской жизни на боевую обстановку, к которой приходится очень быстро приспосабливаться. Это заставляет сделать практически постоянное пребывание в состоянии опасности, разрушения, пожары, гибель товарищей. Некоторые исследователи обозначают термином «военно-травматический стресс» реакции, возникающие именно в этот период;

2. Быстрая смена боевой ситуации на мирную, к которой бывшему воину опять приходится адаптироваться, приспосабливаться. Возникающие в этот период дезадаптации, как правило, достаточно длительные, но все же временного характера, носят название собственно посттравматического стрессового расстройства (синдрома).

В целом ряде исследований констатируется, что посттравматические стрессовые расстройства составляют от 10 до 50% всех медицинских последствий боевых событий.

Источник

Проблема изучения, диагностики и коррекции негативных психологических последствий, возникающих в результате воздействия стрессогенных факторов, источниками которых являются различные  травмирующие события (аварии, катастрофы, военные действия, насилие), относится к числу наиболее актуальных. Это заставило психологов вплотную заняться проблемами реабилитации пострадавших. В особом внимании нуждаются участники вооруженных конфликтов, так как во всем  мире, и в России, в том числе, много очагов напряженности, сопровождающихся активными боевыми действиями. Все большее число военнослужащих вовлекается в решение этих конфликтов, участвует в боях. Опыт боевых действий свидетельствует, что войска, наряду с физическими потерями, несут ощутимые психологические потери. Они связаны с получением военнослужащими боевых психических травм, которые в свою очередь приводят к расстройствам психической деятельности, полной или частичной потере боеспособности. Мировая статистика наглядно свидетельствует  о растущей актуальности проблемы психологических  потерь в процессе боевых операций. 62% опрошенных участников боевых действий в Чеченской Республике испытывали предельные психические нагрузки, 92% — перед началом боевых действий испытывали напряженность различной тяжести, 80% солдат, сержантов и 60% офицеров перенесли стрессовые ситуации, которые затрудняли эффективность их действий. В психологической реабилитации нуждается более 13 тысяч военнослужащих, проходящих службу в МВД РФ,  и около 26 тысяч бывших военнослужащих, участвовавших в боевых действиях,  25% из них необходимы длительные реабилитационные  мероприятия.

В отечественной психологической науке комплексных и теоретически обоснованных исследований ПТСР – синдрома, который наблюдается у военнослужащих-участников боевых действий в «горячих точках», — не проводилось. Их отсутствие не позволяет получить полное представление о количестве страдающих посттравматическими нарушениями, в частности, участников вооруженных конфликтов, и, следовательно, делает невозможной организацию теоретически обоснованной системы социально-психологической помощи этим людям.

Способы психологической реабилитации участников боевых действий

Осознание необходимости проведения специальных программ и мероприятий психологической реабилитации молодых людей, переживших психотравмирующие события в боевой обстановке в Чеченской Республике, в настоящее время становится реальностью для значительного количества наших сограждан, представляющих различные общественные организации, объединения людей, а также для многих региональных властных структур.

Читайте также:  Синдром ошибки в коде хемминга

Вернувшиеся с войны люди сталкиваются с отсутствием общественной признательности за честно выполненный воинский долг, за готовность жертвовать жизнью ради его выполнения. Декларированная государством ценность — «восстановление конституционного порядка» на территории Российской Федерации – далеко неоднозначно преломляется в общественном сознании и поддерживается им. Проблема посттравматических стрессовых реакций и расстройств не только не имеет необходимой социальной среды для успешного разрешения, но и в значительной степени усугубляется. Люди, вернувшиеся с войны, существенно отличаются от остальных. У них совершенно иная система нравственных ценностей, другой уровень духовного развития, при котором  обостряются интуитивные ощущения неискренности отношений, фальши, корыстных устремлений по отношению к ним, это подтверждает ряд исследований проведенных российскими учеными.

Назрела необходимость создания государственной системы комплексной реабилитации военнослужащих, принимающих или принимавших участие в боевых действиях, перенесших боевые психические травмы. Создание такой системы позволит целенаправленно осуществлять мероприятия по обеспечению сохранности физического и психического здоровья  военнослужащих, обеспечит профилактику постстрессовых реакций, будет способствовать поддержанию готовности личного состава к выполнению задач в любых условиях обстановки.

Психологическая реабилитация — это система психологических, психолого-педагогических, социально-психологических мероприятий, направленных на восстановление или компенсацию  нарушенных психологических функций, состояний, личного и социального статуса людей, получивших психическую травму. Целью психологической реабилитации является оказание военнослужащему помощи в восстановлении оптимального для продолжения профессиональной деятельности психического здоровья.

Психологическая реабилитация, по мнению А.Н.Глушко, Б.В.Овчинникова, Л.А.Янышева, должна включать четыре ключевых этапа:
1. Диагностический
— изучение характера имеющихся у военнослужащих психологических проблем, степени влияния этих проблем на их психическое здоровье и жизнедеятельность.

Задачами изучения психического состояния военнослужащих, подвергшихся воздействию боевого стресса, являются:
а) определение наличия, состава и выраженности выявленных негативных психологических последствий боевого стресса;
б) выяснение причин их возникновения и сохранения;
в) установление эффективности способов совладания военнослужащего с негативными психологическими последствиями боевого стресса;
г) определение целесообразности использования тех или иных методов психологической помощи конкретному военнослужащему.

Процесс осуществления диагностической беседы возможен при условии преодоления коммуникативного барьера, который, как правило, возникает у военнослужащих относительно информации, связанной с пережитым ими психотравмирующим опытом. Проведение диагностической беседы позволяет военнослужащим рассказать о том, что с ними произошло в психотравматизирующей обстановке боевой деятельности, отреагировать эмоции, связанные с периодом их жизни, который тяжело вспоминать, взглянуть на произошедшее как бы со стороны, восстановить целостную картину значимых для их актуального психического состояния событий. Глубже осознать и, возможно, переосмыслить то,  что они пережили в психотравматизирующей ситуации, и то, как это повлияло на их последующие поступки, жизнедеятельность и здоровье. Полноценное проведение диагностической беседы способствует также психологической подготовке военнослужащих к дальнейшему участию, если это необходимо, в реабилитационной работе.

2. Психологический этап подразумевает целенаправленное использование конкретных методов воздействия на психику реабилитируемых военнослужащих.

3. Реадаптационный этап осуществляется, преимущественно, при проведении специфической реабилитации.

4. Этап сопровождения включает наблюдение за военнослужащими, их консультирование и, в случае необходимости, оказание им дополнительной психологической помощи после этапа психологической реабилитации.

Основными принципами проведения психологической реабилитации являются:
1. оперативность;
2. системность;
3. гибкость;
4. многоступенчатость.

Первый из них означает целесообразность оказания психологической помощи в ближайшее время после окончания воздействия стрессов боевой деятельности. Второй – использование методов, позволяющих осуществлять комплексное и взаимосвязное воздействие на психику военнослужащих, исходя из структуры основных форм проявления негативных последствий боевого стресса. Третий – своевременное изменение форм и методов психологического воздействия в зависимости от психического состояния военнослужащих и условий проведения психологической реабилитации.  Четвертый – оперативное использование пунктов и центров психологической реабилитации в зависимости от сложности задач, решаемых в процессе реабилитации.

Методы психологической реабилитации

Психологическая помощь военнослужащим может оказываться индивидуально и в психотерапевтической группе. Индивидуальная психотерапия может основываться на подходе психотерапевтического обучения, который включает в себя шесть основных компонентов:
1. коррекцию наиболее часто встречающихся ошибочных представлений относительно стрессовой реакции;
2. предоставление пациенту информации  природе стрессовой реакции;
3. фокусировку на роли чрезмерного стресса в развитии заболевания;
4. приведение пациента к самостоятельному осознанию проявления стрессовой реакции и характерных симптомов ПТСР;
5. развитие у пациента способности к самоанализу, для идентификации характерных для него стрессов;
6. сообщение пациенту о той активной роли, которую он сам играет в терапии чрезмерного стресса.

Читайте также:  Новорожденный с синдромом вильямса фото

Посттравматические симптомы оказывают губительное воздействие на взаимоотношения с другими людьми. Неконтролируемый гнев, эмоциональное отчуждение и неспособность должным образом общаться с представителями социальных институтов власти – все это осложняет отношения между подвергшимися травмам и теми, кто соприкасается с ними в жизни. Вследствие этого актуальной становится трехфазная модель групповой психотерапии. В первой фазе терапии формируются «группы взаимопонимания», состоящие исключительно из тех, кто получил серьезные психические травмы. На второй фазе к группе присоединяются, по меньшей мере, 2-3 новых лица, диагноз которых несколько отличается. Образовавшуюся группу называют «психотерапевтической». Введение новых членов способствует эмоциональному всплеску наиболее дезорганизованных пациентов с травмированными «Я». Результатом такого терапевтического маневра обычно является раздражительное поведение членов группы, ослабление «мы-чувства», гнев, связанный с тем, что члены группы столкнулись с «реальным» миром и его сложностями. Тем не менее, под руководством психотерапевта члены группы постепенно учатся управлять своим гневом и анализировать свои переживания, после чего переходят в третью фазу, т.е в «психоаналитически ориентированную группу».

Чрезвычайно важны для психосоциальной адаптации травмированных  их отношения в семье. Говоря о работе с семьями участников боевых действий, выделяют два аспекта: а) работу с ними как с одним из наиболее важных и значимых факторов психореабилитации и психологической помощи вернувшимся с войны; б) оказание непосредственной психологической помощи самим членам семей воевавших.

Одним из основных направлений в рамках данной программы должна стать работа с семьями военнослужащих перед их возвращением, проведение семинаров и распространение следующих рекомендаций:
1. Необходимо внимательно выслушивать рассказы своего партнера о том, что ему пришлось пережить. Очень важно дать ему выговориться в комфортной обстановке моральной поддержки близкого и любимого человека.
2. Постарайтесь помочь своему близкому человеку психологически вернуться в нормальную привычную жизнь.
3. Проявите внимание и терпение к проблемам близкого человека, которые неизбежно возникают после боевого стресса, к его психологическому дискомфорту, к повышенной раздражительности, возможному длительному депрессивному состоянию и т.п. Это временное явление, помогите ему с ним справиться;
4. Необходимо учитывать, что за время разлуки вы все несколько изменились, необходимо какое-то время, чтобы опять привыкнуть друг к другу.
5. Особое внимание уделите детям. Важно, чтобы при восстановлении отношений с мужем, они не оказались без должного внимания и заботы.
6. Создайте благоприятную интимную обстановку, дайте понять партнеру, что вы в нем нуждаетесь и что пойдете ему навстречу.
7. Не поощряйте употребление алкоголя.

Должны быть активные расспросы, доброжелательные и внимательные выслушивания наиболее неприятных переживаний — при этом уменьшается аффективное напряжение, структурируются переживания, активизируется  целенаправленная деятельность пострадавших. В результате достигается:
• изменение отношения к ситуации как к одной из возможных, уже произошедших, случившихся, ставших реальностью;
• релаксация;
• повышение порога чувствительности к психогенному фактору;
• отреагирование;
• эмоциональная поддержка;
• тактильный контакт с пострадавшим.

Кроме того, используют различные методы и техники психодинамической, поведенческой, когнитивной, гипносуггестивной терапии, гештальт-терапии, нейролингвистического программирования, терапии искусством и творческим самовыражением, логотерапии, трансактного анализа, психодрамы, иглотерапии и другие методики. При этом методы ориентированы на:
1. осознание и осмысление тех событий, которые послужили причиной актуального психического состояния;
2. отреагирование переживаний, связанных с воспоминаниями о психотравмирующих событиях боевой деятельности;
3. принятие случившегося как неотъемлемой части жизненного опыта;
4. актуализацию совладающего поведения, необходимого для преодоления негативных последствий боевого стресса и реадаптации к изменившимся внутренним и внешним условиям жизнедеятельности.

В Калужской области медико-психологическое сопровождение лиц, убывающих в горячие точки и прибывающих из них, осуществляется на базе отдыха «Голубые озера». Военнослужащие могут приезжать туда со своей семьей. Психологическая реабилитация направлена на восстановление или компенсацию нарушенных психологических функций, состояния и социального статуса людей.

Психологами проводится следующий комплекс мероприятий:
1. В день приезда военнослужащие заполняют тест Спилберга (шкала стресса), тест «несуществующее животное», тест Катенева, тест по методике САН.
2. По окончании курса реабилитации военнослужащие повторно заполняют тест Спилберга.

К концу реабилитационного периода психологическое состояние у большинства военнослужащих пришло в норму. Для военнослужащих проводился следующий комплекс психотерапевтических мероприятий: цветомузыка, фитобар, массаж, сауна, медитация, спортивные игры.

Таким образом, психологическая реабилитация является важным составным элементом психологической работы в современных условиях военной службы. Полностью избежать психотравм среди военнослужащих в боевой обстановке невозможно, однако с помощью психопрофилактирующих мероприятий, посредством своевременного оказания психологической помощи и осуществления реабилитационных мероприятий можно снизить процент психологических потерь.

И.о. начальника центра психофизиологической диагностики УВД по Калужской области, подполковник милиции Инна Владимировна Вдовина.

Источник