Развитию синдрома профессионального выгорания способствует
В жизни бывают такие моменты, когда мы теряем вкус к жизни, когда что-то идёт не так. Вы чувствуете, что постоянно срываетесь на работе, коллеги раздражают, вы становитесь равнодушными, постоянно находитесь в напряжение, появляются проблемы со здоровьем, вы плохо работаете, постоянно отвлекаетесь, появляются проблемы в семье.
В чём же проблема? Похоже у вас профессиональное выгорание.
Сегодня я расскажу вам подробней о:
- профессиональном выгорании;
- причинах его возникновения;
- стадиях;
Что мы знаем о профессиональном выгорании?
Первые работы по выгоранию появились в 70-е годы прошлого столетия в США. Впервые термин «эмоциональное выгорание» предложил американский психиатр Герберт Фреденберг в 1974 году при проведении исследований в репрезентативных группах из числа работников, ощущавших постепенное эмоциональное истощение, потерю мотивации к основному виду деятельности и снижение трудоспособности.
Важно учесть тот факт, что профессиональное выгорание — это не болезнь и не психическое расстройство. Выгорание нужно рассматривать как комплекс факторов, предрасполагающих к более серьезным состояниям (тяжелому стрессу, тревожности, депрессии).
Важное значение имеют индивидуальные характеристики сотрудника, рабочая атмосфера, руководитель или отношения с коллегами.
Если люди не склонны к тревоге, лишить их покоя могут:
- Токсичная рабочая среда;
- Изоляция в коллективе;
- Хаотичная постановка задач со стороны руководства.
Причиной стресса для гиперответственного сотрудника с нерешенными личными проблемами может стать жесткий дедлайн, из-за которого он будет боятся подвести команду или потерять работу.
Согласно Фрейденбергеру профессиональное выгорание — это истощение энергии у профессионалов в сфере социальной помощи, когда они чувствуют себя перегруженными проблемами других людей.
К. Маслач предлагает своё определение профессиональному выгоранию — это синдром физического и эмоционального истощения, включая развитие отрицательной самооценки, отрицательного отношения к работе и утрату понимания и сочувствия по отношению к клиентам.
Маслач подчеркивает, что выгорание – это не потеря творческого потенциала, не реакция на скуку, а скорее проблема, которая «возникает на фоне стресса, вызванного межличностным общением».
В 1981 г. А. Морроу предложил яркий эмоциональный образ, отражающий, по его мнению, внутреннее состояние работника, испытывающего дистресс профессионального выгорания: «Запах горящей психологической проводки».
Профессиональное выгорание возникает в результате внутреннего накапливания отрицательных эмоций без соответствующей «разрядки», или «освобождения» от них.
Как вы думаете, что может стать причиной профессионального выгорания? Кто наиболее подвержен выгоранию?
Причина синдрома выгорания на работе кроется в том, что человек не может найти баланс между работой и другими сферами жизни, например работой и отдыхом, работой и семьей.
Можно выделить несколько категорий людей, более подверженных выгоранию:
- Им постоянно приходится общаться с людьми (с коллегами, заказчиками, учениками, покупателями);
- Замкнутые люди (они накапливают в себе негативные эмоции, не делятся переживаниями с окружающими);
- Боятся потерять работу (возраст, высокая конкуренция, завышенные требования руководства, необходимость непрерывно доказывать личный профессионализм);
- Испытывают внутренний конфликт, касающийся профессиональной деятельности (не могут смириться с тяжелым графиком, сбалансировать семью, работу, отдых, недовольны размером заработной платы).
- Излишне самокритичны (педантичны, болезненно аккуратны, воспринимают ситуации близко к сердцу, не уверены в собственных силах, умениях, навыках, имеют низкую самооценку).
Причины и факторы профессионального выгорания можно условно разделить на личностные и ситуативные. В одних случаях играет роль личностные особенности человека, в других — ситуация, в которой находится человек. Порой эти факторы объединяются, что приводит к серьёзным последствиям.
Профессиональный стресс – это проблема не столько «трудных» людей, сколько «трудных» (неразрешенных) ситуаций во взаимоотношениях и в структуре межличностного взаимодействия.
Самое интересное то, что чаще всего выгорают именно те люди, которые любят своё дело, профессию. В данном случае играют роль завышенные представления и требования. Чем больше мы требуем от себя и других людей, тем выше риск сгореть на рабочем месте.
Примечание: выгорание бывает не только на рабочем месте, оно может произойти и у мам, заранее распланировавших будущее своих детей. Если всё складывается не так, как ей хотелось и ребёнок вырастает не тем, кем она себе его представляла, она может «сгореть».
В своё время Дж. Фрейденберг выделил следующие признаки выгорания:
- нервное истощение;
- утрату какой-либо мотивации;
- снижение концентрации внимания;
- апатию.
Это лишь общие симптомы, которые человек может заметить у себя. Их в целом можно отнести много к чему, например, к депрессии. Поэтому остаётся важны вопрос: «Как распознать симптомы выгорания?».
Чтобы успеть остановиться и помочь себе, важно знать, какие именно симптомы могут сигнализировать об опасности. К ним можно отнести следующее:
- вы чувствуете себя эмоционально истощенным;
- вы безразлично относитесь к происходящему вокруг;
- вы стали раздражительны, агрессивно относитесь к своим коллегам (в том числе к детям);
- вы часто «уходите в себя» и не хотите общаться с окружающими;
- вы потерли веру в свои силы: вы сомневаетесь в себе, в своем таланте, в своих способностях;
- у вас упала производительность труда, вы не можете сконцентрироваться;
- вы постоянно пребываете в сонливом состоянии;
- вы постоянно откладываете дела на потом;
- вы постоянно ощущаете усталость и подавленность (даже во время отдыха).
Если что-то из перечисленного вы нашли у себя, стоит задуматься и уже сейчас начать «лечение». Не стоит откладывать это на потом и надеяться, что всё само произойдёт. Этого не случится. Поэтому важно понять, сможете ли вы помочь себе самостоятельно или вам понадобится профессиональная помощь.
Предлагаю рассмотреть три стадии профессионального выгорания, на примере педагогов:
1. Снижение самооценки (исчезают положительные эмоции, отстранённость в общении с родными; появление тревожности, неудовлетворённости, апатии, беспомощности; возвращаясь домой, всё чаще хочется сказать: «Не лезьте ко мне, оставьте меня в покое!»);
2. Одиночество (недоразумения с учениками и их родителями; пренебрежительное отношения к ним в кругу коллег (негативное обсуждение); открытая, негативная критика в присутствии ребёнка, неприязнь; отсутствие нормального контакта с людьми);
3. Эмоциональное истощение, соматизация (притупляются представления о ценностях, равнодушие; глаза теряют блеск, холод безразличия; усталость, апатия, депрессия, эмоциональное сгорание – всё это приводит физическому недомоганию: гастрит, мигрень, повышение артериального давления, синдром хронической усталости т.д.)
В следующей статье мы разберём с вами стадии выгорания, факторы риска, узнаем о методах профилактики и о том, что поможет вам справится с профессиональным выгоранием.
Не забывайте задавать интересующие вас вопросы и ставить лайк, если статья вам понравилась. Это даст мне понять, что вам интересна разобранная мною тема.
Вам будут интересны следующие статьи:
Что такое стресс и как развить стрессоустойчивость?
Как перестать постоянно нервничать?
Как стать счастливее во время самоизоляции?
Источник
Далеко не все патологии носят ярко выраженные болевые ощущения и признаки. Существует целый комплекс заболеваний, имеющих под собой поведенческие, психологические и другие основания. К таким относится синдром профессионального выгорания. Узнаем, что же это такое и какой комплекс признаков и симптомов несет эта патология.
Особенности и причины
Синдром профессионального выгорания – это хроническое стрессовое состояние, вызванное профессиональной деятельностью. При нем иссякают эмоциональные запасы личности. Человек теряет силы, желание и способность выполнять свои функциональные обязанности качественно.
Основной причиной заболевания является отсутствие должного расслабления, неумение переключаться от профессиональной деятельности к другим видам времяпрепровождения. Человек не знает, куда деть накопившиеся отрицательные эмоции, и постепенно заболевает синдромом профессионального выгорания.
Синдром профессионального выгорания – это хроническое стрессовое состояние, вызванное профессиональной деятельностью
Это часто встречается у медработников, учителей, работников сферы обслуживания. То есть у представителей категорий профессий, чья работа связана с повышенным количеством общения.
Виды
Рассмотрим медицинскую классификацию этапов развития болезни.
- Легкая
Синдром профессионального выгорания проявляется в нарушении памяти, внимания, процесса выполнения действий. Человек забывает, казалось бы, элементарные алгоритмы своей работы. В результате этого качество и результативность его деятельности значительно снижаются. Обычные обязанности, если и выполняются, то медленно. А работа, сделанная таким образом, становится мало эффективной.
Значительно снижены мыслительные процессы, развивается забывчивость и своеобразная заторможенность. Иногда дела такого сотрудника попросту необходимо переделывать.
Недуг проявляется в нарушении памяти и внимания
- Средняя
Она характерна своеобразной апатичностью и замкнутостью человека. В этом случае наблюдается нежелание общаться. Пациент всеми силами пытается избежать любого контакта с другими людьми. Причем совершенно не имеет значения, кто это: руководство, сослуживцы, курьеры или посетители. Главное для такой степени патологии, чтобы человека «не трогали».
Естественно, к своим трудовым обязанностям он относится соответствующе. Здесь два варианта: либо он, в принципе, пытается их избежать, либо наоборот, проявляет чрезмерную скрупулезность, что далеко не всегда необходимо. Работником овладевает скука и уныние. Его одинаково раздражают и начало недели, и конец.
Возможны вегетососудистые и другие расстройства: головные боли, невралгии.
- Тяжелая
Эта степень заболевания проявляется в тяжелых психологических расстройствах. Пациент, как личность, теряет смысл жизни и работы. Если что-то и делается, то на полном автоматизме. Амбиций, желания чего-то достичь, улучшить, изменить нет. Человек не понимает – зачем он работает, что он делает. Процесс жизни и профессиональной деятельности воспринимается как отбывание какого-то наказания. Причем пациент сознательно ищет полного уединения. Максимум на что он способен – это дружба и уход за домашними животными, компьютерные игры.
По длительности данной патологии также отличаются. В легкой степени больной может пребывать от 3 до 5 лет, в средней – от 5 до 10-12, ну а тяжелая может тянуться и пару десятилетий.
Человек не понимает – зачем он работает, что он делает
Симптомы синдрома профессионального выгорания
Эту патологию можно распознать по таким основным проявлениям:
- Эмоциональное и физическое истощение. Общая вялость, лень, слабость, головные боли, головокружения, потеря аппетита либо наоборот «волчий голод», невротические расстройства, проблемы со сном разного рода, слабые рефлекторные реакции на любой раздражитель.
- Проблемы с сердечно-сосудистой системой (гипертонии, аритмии). Чувство нехватки воздуха, одышка при любом виде воздействия на организм.
- Частичное ухудшение работы органов чувств: падение зрения, потеря слуха и вкусовых ощущений, обоняния.
- Неадекватные реакции на любой раздражитель. В зависимости от типа нервной системы, возможна как слезливость, так и агрессивное, психопатичное поведение. Общаться с таким работником становится более чем сложно.
- Частое плохое настроение и подсознательное ожидание неприятностей. Человек находится под воздействием негативных эмоций, спровоцированных как реальными, так и прошлыми, будущими надуманными переживаниями.
- Отказ от профессиональных достижений, вызванный заниженной самооценкой повышенной мнительностью.
Частое плохое настроение и подсознательное ожидание неприятностей
- Медленное и непрофессиональное выполнение своих обязанностей. Человек фактически отсиживает, а не выполняет свой функционал в рабочее время. Возможен вариант, когда задание берется на дом и потом благополучно в нетронутом виде возвращается на работу. В общем, деятельность такого работника малопродуктивна и мало результативна.
Вот такие признаки имеет синдром профессионального выгорания. По мере усугубления болезни, симптомы прогрессируют.
Терапия заболевания
Синдром профессионального выгорания является патологическим состоянием, поэтому пациенту требуется определенное лечение:
- Полноценный здоровый сон и отдых. Если длительное время у больного нет 7-8 часового полноценного сна, то рано или поздно будет нервный срыв. Необходимо спланировать свою жизнь и работу таким образом, чтобы организм за ночь отдыхал. В течение 8-часового рабочего дня находите время (минимум 10-15 минут) для полного расслабления. Учитесь находить положительные моменты и испытывать позитивные эмоции просто так, без повода.
- Позитивный положительный настрой. Выпишите на листе бумаги то положительное, что приносит вам работа. В крайнем случае, плюс в том, что у вас есть сослуживцы и вам есть куда ходить, а не сидеть дома.
- «Принцип порога». Отделите свою работу от частной жизни. Мысленно поупражняйтесь хотя бы неделю в том, что ваша профессиональная деятельность должна остаться за порогом квартиры или дома. Запрещайте себе малейшую мысль о работе. Важно научиться переключаться и отвлекаться.
- Приятные «маячки» – эмоции на рабочем месте. Фотографии, картинки, ракушки, на вашем рабочем столе, в сумке, на телефоне должны вызывать у вас улыбку, радость. Загрузите в плейер телефона любимый альбом или подборку песен и в минуты отдыха поднимите себе настроение прослушиванием любимой песни.
Самым важным в борьбе с таким заболеванием является работа над собой, как личностью. Приложите усилия, чтобы работа приносила вам не только финансовое удовлетворение, но и психологический комфорт.
Профилактика синдрома профессионального выгорания
Чтобы предупредить развитие такого патологического процесса, необходимо предпринять такие превентивные меры:
- совершенствование своей физической формы. Ведь недаром раньше говорили: в здоровом теле – здоровый дух;
- общение с коллегами и друзьями. Нужно периодически отвлекаться от процесса деятельности. Особенно хорошо, если ваши друзья работают в другой сфере. Общаясь с ними, вы сравниваете и находите положительные моменты в своей работе;
- баланс амбиций. Комплекс отличника – это чаще всего источник больших психологических проблем. Не стоит зацикливаться на карьерном росте и болезненно переживать каждую неудачу. Возможно, все происходящее – только к лучшему;
Занятие спортом помогут в лечении этого недуга
- обучение новым знаниям, умениям и навыкам в профессиональной деятельности. Новые интересные технологии не только развивают мышление, делают вашу работу интересной, открывают новые грани профессионализма.
Во избежание такого заболевания, прежде всего, нужно самому себе объяснить, что вы работаете ради себя, а не ради работы. Следует находить положительные моменты в любой ситуации, иметь общий позитивный настрой. Тогда все, что планируете, у вас получится, а работа будет приносить радость, а не раздражение.
Источник
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке «Файлы работы» в формате PDF
Работник любой сферы может быть подвержен синдрому выгорания. Это связано с тем, что разнообразные стрессоры присутствуют или могут появиться на работе в каждой из организаций. Проблема синдрома выгорания специалистов по социальной работе, является, несомненно, очень актуальной на сегодняшний день, так как оно оказывает негативное влияние не только на самих социальных работников, их деятельность и самочувствие, но и на тех, кто находится рядом с ними.
Выгорание наиболее опасно в начале своего развития. «Выгорающий» сотрудник, как правило, почти не осознает его симптомов, поэтому первыми замечают изменения в его поведении коллеги. Очень важно вовремя увидеть подобные проявления и правильно организовать систему поддержки таких работников. Поэтому особое внимание следует обратить на идентификацию тех факторов, которые приводят к развитию данного синдрома. Факторы, вызывающие выгорание группируются в три больших блока: личностные, ролевые, организационные.
Личностный фактор. Переживание несправедливости. Исследования выгорания в свете теории справедливости, в соответствии с которой люди оценивают свои возможности относительно окружающих в зависимости от факторов вознаграждения, цены и своего вклада. Люди ожидают справедливых взаимоотношений, при которых то, что они вкладывают и получают от них, пропорционально вкладываемому и получаемому другими индивидуумами.
Неудовлетворенность работой. У.Д. Ганн исследовал личностные характеристики педагогических работников, важные для понимания выгорания. Он обнаружил, что оно не идентично неудовлетворенности работой. Более сильное выгорание связано с непривлекательностью работы в организации: чем выше привлекательность, тем меньше его риск [5, с. 19].
Выгорание отрицательно связано с так называемым психологическим контрактом (лояльностью по отношению к организации), потому что «выгоревшие» работники склонны рассматривать организацию негативно (как противника) и психологически дистанцироваться от нее. Эмоционально выгорающие профессионалы часто не способны преодолевать эмоциональные стрессы, связанные с работой, и когда синдром развивается в достаточной степени, у них обнаруживаются и другие негативные проявления. Например, обнаружены высокие корреляции выгорания с низкой моралью работников, прогулами и высокой текучестью кадров [12].
Влияние возраста, стажа работы и удовлетворенности карьерой. Имеются сложные взаимоотношения между степенью выгорания, возрастом, стажем и степенью удовлетворенности профессиональным ростом. По некоторым данным, профессиональный рост, обеспечивающий человеку повышение его социального статуса, уменьшает степень выгорания. В этих случаях с определенного момента может появиться отрицательная корреляция между стажем и выгоранием: чем больше первый, тем меньше второе. В случае неудовлетворенности карьерным ростом профессиональный стаж способствует выгоранию работников. Влияние возраста на эффект выгорания неоднозначно. В некоторых исследованиях обнаружена предрасположенность к выгоранию лиц не только старшего, но и молодого возраста. В отдельных случаях состояние последних объясняется эмоциональным шоком, который они испытывают при столкновении с реальной действительностью, часто не соответствующей их ожиданиям относительно профессиональной деятельности [9, с.45].
Пол и выгорание. Гендерные отличия четко проявляются при рассмотрении отдельных составляющих синдрома. Так, обнаружено, что мужчинам более присущи высокая степень деперсонализации и высокая оценка своей профессиональной успешности, а женщины более подвержены эмоциональному истощению.
Организационный фактор.Группа организационных факторов, куда включаются условия материальной среды, содержание работы и социально-психологические условия деятельности, является наиболее представительной в области исследований выгорания. Не случайно в некоторых работах подчеркивается доминирующая роль этих факторов в возникновении выгорания [3, с.68]. Практически все исследования дают сходную картину, свидетельствующую о том, что повышение нагрузки в деятельности, сверхурочная работа стимулируют развитие выгорания [4, с.52]. Аналогичные результаты получены и между продолжительностью рабочего дня и выгоранием, поскольку эти две переменные тесно связаны друг с другом. Более определенную тенденцию можно обнаружить при сопоставлении глубины контакта с клиентами. Непосредственный контакт с клиентами, острота их проблем обычно способствуют возникновению выгорания. Любая критическая ситуация с клиентом, независимо от ее специфики, является тяжким бременем для работника, отрицательно воздействуя на него и приводя, в конечном итоге, к выгоранию.
Развитию «выгорания» также способствует неопределенность или недостаток ответственности. Администрация может смягчить его развитие, если обеспечит работникам возможность профессионального роста, наладит поддерживающие социальные и другие положительные моменты, повышающие мотивацию. Один из самых важных среди социально-психологических факторов, рассматриваемых в контексте выгорания, социально-психологические взаимоотношения в организации, как по вертикали, так и по горизонтали [2, с. 36]. Социальная поддержка может быть своеобразным буфером между стрессорами и результатами их деятельности и показателями состояния. Работники, получающие эту поддержку, могут лучше сопротивляться стрессовым воздействиям и тем самым быть менее подвержены выгоранию [11, с. 69].
Ролевой фактор.М.А. Беребин разделил факторы, влияющие на «эмоциональное выгорание» на две группы: внешние и внутренние.
К внешним факторам относятся:
– хроническая напряженная психоэмоциональная деятельность. Такая деятельность связана с целенаправленным восприятием партнеров и воздействием на них. Специалисту, работающему с людьми, приходится постоянно подкреплять эмоциями разные аспекты общения: активно ставить и решать проблемы, внимательно воспринимать, усиленно запоминать и быстро интерпретировать визуальную, звуковую и письменную информацию, быстро взвешивать альтернативы и принимать решения;
– повышенная ответственность за исполняемые функции и операции. На всех, кто работает с людьми и честно относится к своим обязанностям, лежит нравственная и юридическая ответственность за благополучие клиентов. Нужно постоянно находиться в состоянии субъекта, принимать на себя его энергетические разряды;
– психологически трудный контингент, с которым имеет дело профессионал. В процессе деятельности специалист начинает упреждать подобные случаи и прибегает к экономии эмоциональных ресурсов. Механизм психологической защиты найден, но эмоциональная отстраненность может быть использована неуместно, и тогда вы не включаетесь в нужды и требования людей. На этой почве возникает недоразумение и конфликт — эмоциональное выгорание проявилось своей дисфункциональной стороной.
Внутренние факторы:
– склонность к эмоциональной ригидности. Выгорание как средство психологической защиты возникает быстрее у тех, кто менее реактивен и восприимчив, более эмоционально сдержан;
– интенсивная интериоризация. Данное психологическое явление возникает у людей с повышенной моральной ответственностью за порученное дело. Постепенно эмоционально-энергетические ресурсы истощаются, и возникает необходимость прибегать к тем или иным приемам психологической защиты [1, с.32].
Риск возникновения выгорания может увеличиваться в следующих случаях: нехватки условий для самовыражения личности, когда не поощряются, а подавляются экспериментирование и инновации. Как показывают результаты исследований, развитие «выгорания» более вероятно у людей с меньшей степенью зрелости и самодостаточности, более импульсивных и нетерпеливых, не имеющих семьи, но нуждающихся в тех, кто мог бы их поддерживать или одобрять, имеющих цели и притязания, которые не вполне согласуются с реальностью. К этому также добавляется указание на то, что с возрастом вероятность развития выгорания уменьшается, то есть ему более подвержены начинающие работники, люди более молодого возраста. Однако большинство исследователей считают, что возраст, пол, стаж работы и другие социально-демографические характеристики не связаны прямо с профессиональным «выгоранием». Большее значение имеет индивидуальный тип реагирования на стрессогенные ситуации [7, с.6]. Наше чувство контроля над тем, что происходит, может иметь решающее значение. Если мы учимся реагировать адаптивным способом, мы более успешно и эффективно действуем и повышаем свою функциональную активность и уверенность, тогда как дезадаптивные реакции ведут нас по нисходящей спирали к выгоранию.
Поэтому не только внешние факторы, но и личностные характеристики людей приходящих в профессию, так же, как и характер профессиональной деятельности, играют не последнюю роль в формировании синдрома выгорания. Так какова же основная причина развития профессионального выгорания – личностные черты или характеристики профессиональной деятельности? Определенной попыткой ответа на этот вопрос стало появление нескольких новых подходов к понятию выгорания, среди которых следует отметить подход К. Маслач и М. Лейтер [8, с.96].
Основная идея подхода, предложенного данными авторами, заключается в том, что выгорание – результат несоответствия между личностью и работой. Увеличение этого несоответствия повышает вероятность возникновения выгорания. А педагогическая деятельность , как раз предъявляет жесткие требования к психофизиологическим особенностям профессионала и требует научно обоснованные методы отбора, адаптации специалистов [10].
Итак, причина «выгорания» – это комбинация целого ряда факторов, но индивидуальная ситуация профессионального развития может усугублять или сглаживать их влияние. Формирование синдрома «выгорания» в профессиональной деятельности может быть связано с такими факторами, как ситуации изменения или утраты социального статуса; ситуация потери работы; ситуация риска; ситуации с экстремальными условиями; неопределенные ситуации и т.п. Характерными для «выгорающих» ситуаций являются перегрузки – слишком много клиентов, много требований, избыток информации. При увеличении перегрузок «помогающие» специалисты начинают неосознанно стремиться к уменьшению контакта – меньше личностно вовлекаются во взаимодействие, чаще прибегают к формальным правилам и ритуалам, используют более безличные методы работы. Еще один важный в данном контексте аспект рабочей ситуации – это возможность влияния на процесс работы и принятия касающихся работника решений. Если у специалиста присутствует чувство, что он ничего не может изменить в своей работе, что от него ничего не зависит, что его мнение не имеет значения и т. д., вероятность развития профессионального «выгорания» увеличивается. Ролевая неопределенность в – смысле неясной формулировки прав и обязанностей, возможностей человека, ролевая конфликтность – как противоречие разных ролей также способствуют профессиональному стрессу и профессиональному выгоранию [6, с.45].
Однако, не только внешние факторы влияют на возникновение синдрома выгорания. Практика социальной работы требует, чтобы специалист обладал определенными знаниями, был человеком творческим и гибким. Чем компетентнее и грамотнее будут подбираться кадры для социальной работы, чем более обеспечены они будут знаниями специфики своего труда, тем меньше будет места для профессионального риска в деятельности работника.
Литература:
1. Асеева, И.Н. Взаимосвязь синдрома эмоционального выгорания и стратегий преодоления стресса у педагогических работников: дис. … канд. психол. наук / И.Н. Асеева. — Самарск. гос. пед. ун-т. – Самара, 2007. – 42 с.
2. Водопьянова, Н.Е. Синдром выгорания: диагностика и профилактика / Н.Е. Водопьянова, Е.С. Старченкова. – СПб: Изд. Дом Питер, 2005. – 31 с.
3.Водопьянова, Н.Е. Синдром психического выгорания в коммуникативных профессиях / Н.Е. Водопъянова // Психологическое здоровье. – Санкт-Петербург, 2000. – 315 с.
4. Киршин, П.А. Опыт изучения и профилактики синдрома эмоционального сгорания педагогов / П.А. Киршин // Актуальные вопросы образования. – 2007. – № 4. –102 с.
6. Крылов, А.А. Психология / А.А. Крылов. – Изд. 2-е, испр. и доп. – М.: Проспект, 2005. – 156 с.
7. Леонова, А.Б. Основные подходы к изучению профессионального стресса / А.Б. Леонова // Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы. – 2001. – № 1. – 9 с.
8. Марков, А.К. Психология профессионализма / А.К. Маркова – М: Изд. центр ВЛАДОС, 1996. – 224 с.
9. Орел, В.Е. Феномен «выгорания» в зарубежной психологии: эмпирические исследования и перспективы / В.Е. Орел // Психологический журнал. – 2001. – №1.
10. Ронгинская, Т. И. Синдром выгорания в педагогических профессиях / Т.И. Ронгинская // Психологический журнал. Т. 23. – Москва, 2002. – №3 – 87 с.
11. Щербатых, Ю.В. Психология стресса и методы коррекции / Ю.В. Щербатых.- СПб.: Питер, 2008. — 256 с.
12. Коновалова, В.А. Организационные симптомы и факторы профессионального выгорания // Кадровик. Кадровый менеджмент. – 2010. –№ 5.– Режим доступа: https://hr-portal.ru/article/organizacionnye-simptomy-i-faktory-professionalnogo-vygoraniya (Дата обращения: 10.12.2014).
Источник