Развитие внимание у детей с синдромом дизартрии
Автор: Ромашова Лариса Анатольевна
Должность: педагог–психолог
Учебное заведение: МАДОУ города Калининграда детский сад №132
Населённый пункт: Калининградская область
Наименование материала: Консультация для воспитателей
Тема: «Дети с дизартрией: особенности психоречевого развития.»
Дата публикации: 26.08.2018
Раздел: дошкольное образование
Консультация для воспитателей
Дети с дизартрией: особенности психоречевого развития
Дети
с дизартрией —
особая
категория
дошкольников
и нуждаются
в повышенном
внимании.
Расстройство
речи
накладывает
отпечаток
на формирование
познавательной
деятельности,
тормозит
развитие
коммуникативных
навыков
и может
отразиться
на психическом
здоровье
в целом.
Педагогов и родителей часто беспокоит, что дети с дизартрией хуже
других запоминают стихи, с трудом усваивают цвета, геометрические формы
и математический счет, медленно обучаются чтению и письму.
Дизартрия —
это
речедвигательное
расстройство,
при
котором
нарушена звукопроизносительная сторона речи, характерна недостаточность
иннервации
речевой
мускулатуры,
которая
возникает
вследствие
невыраженного микроорганического поражения головного мозга.
Дизартрия имеет разные степени выраженности: легкую («стертую»),
среднюю
и тяжелую
(анартрию)
и проявляется
в целом
комплексе
нарушенных речевых и неречевых компонентов:
звукопроизношения;
артикуляционной моторики;
речевого дыхания и голосообразования;
просодики
(мелодико-интонационной
и темпо-ритмической
стороны речи);
общей и мелкой моторики;
высших психических функций (восприятия, внимания, памяти,
мышления);
эмоционально-волевой сферы и поведения.
Одно
из распространенных
речевых
нарушений
среди
детей
дошкольного возраста — стертая дизартрия
По статистике, стертые дизартрии часто встречаются у детей с общим
недоразвитием
речи
(50–80%);
у д е т е й
с фонетико-фонематическим
недоразвитием
речи —
в 30–40%
случаев;
у 10%
детей
диагностируется
первичный
диагноз
«сложная
дислалия»
в результате
комплексного
обследования.
В анамнезе
этих
детей
можно
выявить
перинатальную
энцефалопатию
(ПЭП),
хроническую
гипоксию,
минимальную
мозговую
дисфункцию (ММД) и другие неврологические патологии различной степени
выраженности.
Рассмотрим подробнее особенности детей со стертой дизартрией.
Речевая симптоматика
У д о ш к о л ь н и к о в
с д и з а р т р и е й
с м а з а н н о е
и нечеткое
звукопроизношение,
можно
наблюдать
фонационные
и просодические
расстройства речи, нарушено речевое дыхание.
Звукопроизношение.
Недостатки
звукопроизносительной
стороны
речи
выражены
в многочисленных
искажениях,
смешениях,
заменах
и пропусках
звуков.
Наиболее
распространенные
нарушения:
дефект
произношения свистящих и шипящих звуков, а также недостатки сонорных
[л], [р], [р’].
Ра с с т ройс т ва
звукопроизноше ния
от рицат е льно
в л и я ю т
на формирование
фонематической
и лексико-грамматической
сторон
речи,
затрудняют
процесс
школьного
обучения
детей
и вызывают
вторичные
недостатки письма и чтения.
Интонационно-выразительная
окраска
речи.
У детей-дизартриков
снижена
интонационно-выразительная
окраска
речи,
может
наблюдаться
носовой
или
хриплый
оттенок
голоса,
отсутствует
мелодичность
и выразительность
речи.
Так,
дети
испытывают
трудности
при
передаче
голосом
различных
эмоциональных
состояний
людей
(печаль,
испуг,
усталость,
удивление),
особенностей
характера
животных
и сказочных
персонажей (сердитый волк, хитрая лиса). При этом тембр голоса тесным
о б р а з ом
с в я з а н
с эмоциональным
состоянием
ребенка:
у детей
с преобладанием процесса торможения голос тихий, слабый, истощающийся,
немодулированный. У детей с преобладанием процесса возбуждения голос
громкий, резкий, крикливый, срывающийся на фальцет.
Речевое дыхание. Вследствие недостаточности речевого дыхания речь
детей приобретает захлебывающий характер. Например, декламируя стихи
или повествуя о чем-то, они делают вдох в середине фразы, что превращает
их высказывание в речь «на бегу».
Темп речи. Еще одна характерная черта стертой дизартрии — нарушен
темп
речи.
У одних
детей
он ускоренный,
у других —
замедленный.
Недостатки
темпо-ритмической
стороны
речи
видны
при
отраженном
проговаривании
за взрослым
чистоговорок
в ускоренном
ритме
и при
воспроизведении
ритмических
рисунков
путем
отхлопывания
или
отстукивания
карандашом
по столу.
Дети
не владеют
быстрым,
четким
проговариванием и совершают многочисленные ошибки в ритмах.
Неречевая симптоматика
Дети-дизартики имеют недостатки в артикуляционной моторике, общей
моторике и мелкой моторике рук.
Артикуляционная
моторика.
Дети
с дизартрией
медленнее
других
пережевывают
твердую
пищу,
оставляют
недоеденными
хлебные
корки
и комок
пищи
за щекой.
При
специальном
логопедическом
обследовании
выявляются следующие нарушения двигательных функций артикуляционного
аппарата: недостаточный объем и амплитуда движений языка (упражнения
«качели»
и «маятник»),
трудности
в вытягивании
и растягивании
губ
(упражнения «хоботок» и «улыбка»), быстрая истощаемость и беспокойство
языка
при
попытке
удержания
его
в заданном
положении
(«иголочка»,
«лопата»),
трудности
в удержании
широко
раскрытого
рта
на счет
до 10.
Данные
недостатки
артикуляционной
моторики
могут
сопровождаться
гиперсаливацией
(повышенным
слюнотечением),
тремором
(дрожанием)
и цианозом
(посинением)
кончика
языка.
Все
описанные
проявления
обусловлены
нарушением
иннервации
органов
артикуляции
вследствие
неврологической патологии в анамнезе.
Общая
моторика.
Несмотря
на то, что
у детей
с легкой
степенью
дизартрии
не наблюдается
выраженных
параличей
и парезов,
их общая
моторика
отличается
неловкостью
и недостаточной координированностью,
они
отстают
от сверстников
в ловкости
и точности
движений,
их мышцы
быстро утомляются при функциональных нагрузках.
При
специальном
обследовании
можно
выявить
недостатки
статической
и динамической
координации
движений,
двигательную
диспракию
(нарушение
произвольных
движений)
и атаксию
(нарушение
равновесия). Это проявляется в следующем:
неустойчивость
при
стоянии
на одной
ноге,
особенно
с закрытыми глазами (упражнение «Аист»), а также при прыжках на одной
или даже двух ногах;
затруднения
при
ходьбе
по «мостику»,
расчерченной
мелом
дорожке, а также по спортивной скамейке;
неловкость при подбрасывании или ловле мяча при броске;
трудности при подражании или имитации движений (как идет
солдат, летит птица, режут хлеб).
На занятиях по физкультуре и музыкальных занятиях дети с дизартрией
отстают в темпе, ритме движений, при переключении с одного движения
на другое.
Особенно
заметна
моторная
несостоятельность
на занятиях
по физкультуре и музыкальных занятиях, где дети отстают в темпе, ритме
движений, а также при переключении с одного движения на другое.
В основе всех вышеперечисленных двигательных расстройств лежат
органические
нарушения
центральной
нервной
системы,
проявляющиеся
в форме
легких
парезов,
изменениях
тонуса
мышц,
гиперкинезов
и патологических
рефлексов,
что
является
одним
из проявлений
ММД
и другой неврологической патологии.
Мелкая моторика рук. Дети со стертой дизартрией поздно и с трудом
овладевают
навыками
самообслуживания:
не могут
застегнуть
пуговицу,
развязать шарф и т. д. На занятиях по рисованию они плохо держат карандаш
и не любят рисовать, их руки часто напряжены. Особенно заметна моторная
неловкость
рук
на занятиях
по аппликации
и с пластилином,
при
этом
прослеживаются
еще
и трудности
пространственного
расположения
элементов.
Нарушение
тонких
дифференцированных
движений
руками
проявляется
при
выполнении
проб-тестов
пальцевой
гимнастики.
Дети
затрудняются по подражанию выполнять различные движения: «замок» —
сложить кисти вместе, переплетая пальцы; «пальцы рук здороваются» —
поочередно
соединять
одноименные
пальцы
обеих
рук;
«колечки» —
поочередно соединять большой палец со всеми остальными на одной руке;
пробу А.Н. Корнева «кулак — ладонь — ребро».
Впоследствии
дети
в школе
испытывают
трудности
в овладении
графическими навыками: «зеркальное письмо», замена букв при письме,
пропуски гласных и окончаний слов, плохой почерк, медленный темп письма.
Особенности речедвигательного развития детей с дизартрией влияют
на их п с и х и ч е с ко е
зд о р о в ь е
и вторично
вызывают
н а ру ш е н и я
в познавательной сфере и эмоционально-личностного развития.
Особенности психического развития
Внимание. У детей с дизартрией особенности психического развития
проявляются
в недостаточной
устойчивости
и концентрации
внимания,
в ограниченных
возможностях
его
распределения.
Дошкольники
быстро
теряют интерес к занятию и чтению книг, часто отвлекаются от выполняемых
заданий, затрудняются в сравнении и поиске отличий двух похожих картин.
Наблюдается синдром дефицита внимания. Всему виной — ослабленность
и повышенная истощаемость нервной системы ребенка.
Память. При относительно сохранной смысловой и логической памяти
у детей
снижена
вербальная
(речевая)
память,
страдает
продуктивность
и объем
запоминания.
Они
забывают
сложные
инструкции,
элементы
и последовательность
заданий,
с трудом
могут
повторить
за взрослым
предложение
из 4–6
слов,
испытывают
проблемы
при
заучивании
стихотворений и при счете.
Восприятие.
Недостатки
восприятия
проявляются
в трудностях
усвоения величины и формы предметов: дизартрики плохо дифференцируют
похожие фигуры — круг и овал, квадрат и прямоугольник; путают широкий
и узкий, длинный и короткий предметы. Дети не могут сложить из частей
целое,
например,
собрать
разрезанную
картинку
или
выполнить
конструирование по образцу.
Мышление.
Связь
между
речевыми
нарушениями
и другими
сторонами
психического
развития
обусловливает
специфические
особенности мышления. Обладая в целом полноценными предпосылками для
овладения
мыслительными
операциями,
доступными
их возрасту,
дети
отстают
в развитии
словесно-логического
мышления,
без
специального
обучения
с трудом
овладевают
анализом
и синтезом,
сравнением
и обобщением. Дети затрудняются в установлении причинно-следственных
связей, плохо овладевают количественным счетом и счетными операциями,
путают понятия «больше», «меньше».
Особенности речевого дефекта детей с дизартрией влияют на развитие
пространственно-временных
представлений,
им трудно
усвоить
признаки
и последовательность
частей
суток
и времен
года,
а также
некоторых
пространственных
понятий
(«спереди»,
«около»,
«между»).
У детей
затруднена дифференциация правой и левой стороны тела, что впоследствии
отражается на формировании навыков письма.
Эмоционально-волевая
сфера
и поведение.
Дизартрики
имеют
разнообразные
расстройства
эмоционально-волевой
сферы
и поведения.
У одних
детей
они
проявляются
в виде
повышенной
эмоциональной
возбудимости, раздражительности, двигательной гиперактивности, у других —
в виде заторможенности, застенчивости, робости. Склонность к колебаниям
настроения часто сочетается с инертностью эмоциональных реакций. Так,
начав плакать или смеяться, ребенок не может остановиться. Повышенная
эмоциональная
возбудимость
нередко
сочетается
с плаксивостью,
раздражительностью
и капризностью,
которые
усиливаются
в новой
для
ребенка обстановке и при утомлении. Для детей с дизартрией характерна
незрелость мотивационно-потребностной сферы.
Вследствие
речевого
дефекта
дети
затрудняются
в установлении
контактов
со сверстниками,
испытывают
проблемы
при
общении
с ними
и взрослыми.
Иногда
родители
и педагоги
сталкиваются
с нарушениями
поведения,
которые
проявляются
в виде
агрессии
и реакции
протеста
по отношению
к окружающим.
Перечисленные
недостатки
говорят
об особенностях
нервно-психического
здоровья
детей
с дизартрией
и требуют пристального внимания специалистов.
Для
дифференциальной
диагностики
всех
расстройств
ребенка
с дизартрией
необходимо
провести
комплексное
психолого-медико-
педагогическое исследование:
изучить, провести анализ медико-педагогической документации
ребенка, данных его анамнеза и раннего психофизического развития;
изучить
состояние
моторики,
высших
психических
функций,
уровень познавательного и эмоционально-личностного развития.
Система
психолого-педагогического
сопровождения
детей
с дизартрией
обязательно
включает
логопедическую
работу,
медицинскую
и психолого-педагогическую
помощь.
Такие
дети
нуждаются
в коррекции
недостатков
психоречевого
развития,
эмоционально-личностной и двигательной сфер.
Источник
Ноябрь 28, 2016
Проблемы речевого развития – довольно распространенное явление у маленького ребенка. Чтобы справиться с ними, родители отводят его к логопеду или невропатологу. Если у ребенка обнаружилось какое-либо отклонение, нужно немедленно отвести его к специалисту. Некоторые речевые дефекты связаны с проблемами в психическом развитии, но они составляют небольшую долю от общего количества дефектов. Большинство же малышей, испытывающих проблемы с речью, рождаются здоровыми и в физическом, и в психологическом плане. Одной из наиболее часто встречающихся проблем считается дизартрия. О том, как она проявляется ребенка, и как ее лечить.
Определение дизартрии
Чтобы начать изучать проблему, нужно знать ее определение. Дизартрией называется такой вид речевого нарушения, при котором у ребенка наблюдается неправильная артикуляция, сбивается ритм разговора, а сама речь (в тяжелых случаях) приобретает бессмысленный и эмоциональный характер. Окружающие (прежде всего, родители), перестают понимать ребенка. Причины дизартрии связаны с наследственностью и нарушениями во время внутриутробного развития плода:
- Токсикоз матери во время беременности;
- Резус-конфликт матери и ребенка;
- Осложнения во время родов;
- Асфиксия;
- Гипоксия;
- Недоношенность и т.д.
Помимо этого, отклонение развивается на фоне заболеваний, которые были перенесены ребенком уже после рождения:
- Желтуха;
- Гидроцефалит;
- Менингит и другие воспаления головного мозга;
- Отравление организма;
- Отек головного мозга;
- Травмы головы.
Когда родители начинают замечать, что у ребенка существуют проблемы с речью, они начинают искать причины во внешних заболеваниях и в себе, так как они считают, что не смогли защитить ребенка от этого. Но надо помнить, что данное заболевание может возникнуть и по независящим от них причинам. Если она появляется во время внутриутробного развития, ни один врач не сможет ее предугадать. Поэтому все, что требуется от родителей – это не затягивать с походом к врачу, когда болезнь обнаружится.
Виды дизартрии
Различают несколько степеней дизартрии:
- 1 степень (наиболее легкая форма). Родителям и окружающим, как правило, патология незаметна, и выявляется только на приеме у специалиста. Даже если родители что-то и заподозрят, они надеются, что эти временные недостатки речи вскоре пройдут. Во многих случаях так и происходит, однако если ситуация не улучшается, ребенка нужно показать специалисту.
- 2 степень. Речь ребенка понимают все, но речевые дефекты при этом сильно заметны.
- 3 степень. Речь ребенка понимают только родители и другие родственники, которые постоянно с ним общаются. Окружающие понимают ребенка с большим трудом.
- 4 степень. Речь ребенка непонятна или воспринимается с трудом близкими людьми.
3 и 4 степени довольно очевидны, чтобы с этой проблемой отвести ребенка к специалисту. А вот легкие формы дизартрии зачастую остаются без внимания родителей, особенно если по всем остальным показателям ребенок полностью здоров. Между тем, корректировать лучше на ранней стадии, так как в противном случае оно начнет прогрессировать.
Стертая дизартрия
Первая степень дизартрии носит также название стертой. Это определение было дано из-за симптомов, которые сопровождают легкую форму дизартрии. Проявляется это в том, что при непрерывном разговоре некоторые слоги и слова ребенок начинает пропускать, то есть «стирать» их. В то же время, единичные слова он произносит вполне отчетливо. Причиной стертой дизартрии служат небольшие очаги поражений головного мозга. Соответствующий диагноз ставится ребенку в возрасте около 5 лет, когда становится понятно, что речь ребенка «отстает» от речи сверстников. Другими симптомами стертой дизартрии являются неловкие движения и слабая мимика. Сильнее всего заболевание проявляется в нарушении мелкой моторики, когда ребенку трудно выполнять несложную работу: застегивать пуговицы, завязывать шнурки и т.д.
После воспаления мозга у ребенка может развиться другая форма дизартрии, которая носит название псевдобульбарной. Она проявляется в виде нарушений речевой моторики, сосательного рефлекса и глотания. Ребенок с этой формой дизартрии говорят медленно и тихо, испытывая наибольшие проблемы с произношением шипящих и сонорных звуков. При этом смысл речи и порядок слов не нарушаются.
Выявление дизартрии
Дизартрия с нормальным психофизическим развитием у ребенка проявляется в виде следующих симптомов:
- Невнятная, однотонная и неразборчивая речь;
- Повышенное слюноотделение;
- Расслабленность губ и языка;
- Искажение звуков;
- «Носовая» речь;
- Тихий голос.
Поскольку данные признаки очень похожи на другие речевые дефекты, диагностировать дизартрию нужно на специальном оборудовании. Первичную информацию можно получить от невропатолога, который проводит тесты, а также изучает историю беременности и дальнейшего развития детей. Более точные результаты становятся доступны после прохождения МРТ. Кроме того, врач может назначить электромиографию, нейросонографию и другие методы исследований. Помимо невропатолога, ребенка нужно обязательно показать специалисту.
Коррекция дизартрии
Коррекция дизартрии у детей с нормальным психофизическим развитием должно быть комплексным. Когда нарушение достоверно установлено, специалист назначает прием лекарственных препаратов, физиопроцедуры и курс занятий с логопедом. Большое внимание уделяется самостоятельной работе родителей, так как восстановление нормальной речи требует постоянной тренировки. При легкой форме дизартрии и регулярных занятиях речь восстанавливается полностью в короткие сроки. При тяжелых формах полное выздоровление обычно невозможно, а лечебные мероприятия направлены на смягчение симптомов.
Дизартрией называется нарушение речи, которое сопровождается расстройством органов речевого аппарата и патологиями нервной системы, из-за чего речь становится нечленораздельной или невнятной. По статистике, дизартрия занимает второе место среди всех форм нарушения речи у детей. Во многих случаях появление дизартрии связано с детским церебральным параличом, инфекциями во время беременности матери ребенка, перенесенными заболеваниями в младенческом возрасте и т.д. Однако дизартрия у детей с нормальным психофизическим развитием тоже встречается довольно часто.
Для каждого возрастного периода существует определенная характеристика речевого развития ребенка. Если он начинает «отставать» от сверстников, родителям следует показать его специалисту. Диагностикой дизартрии у детей занимаются логопед и невролог. Степень неврологического обследования зависит от предполагаемого диагноза и может включать в себя МРТ головного мозга, электромиографию, электронейрографию и другие процедуры.
Логопед при дизартрии у детей проводит еще больший объем работы. Чтобы точно понять причину патологии, он оценивает речевые и неречевые нарушения. Изучение неречевых симптомов заключается в оценке строение артикуляционного аппарата, объема артикуляционных движений, состояния лицевой и речевой мускулатуры и дыхания.
Речевые симптомы, как следует из названия, оцениваются во время разговора ребенка. Для этого логопед предлагает маленькому пациенту произнести слова и фразы разной сложности и с разным темпом. Оценивается правильность произношения звуков, ритм и темп речи, ее разборчивость, синхронность артикуляции и дыхания, а также другие характеристики речевого развития. Дополнительно, если позволяет возраст ребенка, логопед оценивает письменную речь ребенка. Для этого он предлагает прочитать текст, списать текст с источника и записать его под диктовку.
Корректируется дизартрия у детей с нормальным психофизическим развитием посредством систематических упражнений. Наибольшую часть занятий составляют упражнения на развитие органов речевого аппарата и логопедический массаж. Также внимание уделяется дыхательной гимнастике, коррекции отдельных звуков и развитию речевых коммуникаций. Полезны для речевых центров головного мозга и упражнения на развитие мелкой моторики рук. Детям предлагается пальчиковая гимнастика, лепка, аппликации и другая ручная работа.
Процесс коррекции при дизартрии довольно трудоемкий и требует от логопеда большого опыта работы и усидчивости. Важно начинать занятия с ребенком, подстраиваясь под текущий уровень развития речевых органов. Во время занятий следует добиваться полной чистоты «проблемных» звуков, и только после этого переходить на следующий этап обучения. Если же ребенок произносит звуки в целом правильно, но путает порядок слов или не понимает их смысл, проводится соответствующая работа для коррекции лексического и грамматического строя речи.
Положительные результаты коррекции при дизартрии могут быть достигнуты только при своевременно начатой работе. Большую роль в этом должны играть сами родители ребенка, которые обязаны регулярно посещать специалистов для выявления возможных патологий развития на ранних стадиях (причем это относится ко всем специалистам, а не только к логопеду).
Легкая форма дизартрии при вовремя начатом лечении устраняется очень быстро, и в первый класс такой ребенок идет со сверстниками на общих основаниях. Тяжелая форма дизартрии у детей требует участия не только логопеда, но и других специалистов – невролога, физиотерапевта, психолога и массажиста. Кроме того, такие дети должны посещать специализированные группы в детских садах или школах. Скорее всего, полностью избавиться от дизартрии им не удастся, но при нормальном психофизическом развитии дизартрия не будет доставлять им больших проблем в старшем возрасте.
Если у вас возникла потребность в консультации профессионального логопеда, мы с удовольствием Вам поможем, проведем диагностику, составим индивидуальную программу и дадим рекомендации по домашнему развитию и уходу за ребенком.
Обращайтесь.
Наш адрес: Санкт-Петербург, ул. Пулковская дом 2, корпус 1. (ст. метро Звездная)
Телефоны для записи:
т. +7(812) 642-05-13
т. +7(921) 744-18-52
Источник