Развитие умений у детей с синдромом дауна
Наталья Святненко
Формирование навыков общения и речи у детей с синдромом Дауна
В основе развития речи
лежит потребность взаимодействовать и общаться с другими людьми. Смысл общения состоит в обмене информацией, желаниями, чувствами и переживаниями.
Общение
– это процесс, в ходе которого человек формулирует и передает другому человеку сообщение, а тот его принимает и расшифровывает. Теперь важно задуматься, всегда ли неговорящий ребенок может понять обращенную к нему речь. Конечно, далеко не всегда. Здесь важно не забывать, что общение происходит не только с помощью слов, но и на языке жестов, мимики, знаков, телодвижений. Если ребенок показывает на игрушку или берет ложку – это уже коммуникация. Плачет он, смеется, кричит, или топает ногами – это тоже коммуникация. Как часто взрослые или не замечают ее, или настаивают на речевом общении, которое пока недоступно для малыша. Хотя на этом этапе гораздо правильнее и эффективнее – почувствовать ребенка, проникнуть в его внутренний мир, понять мотивы его поведения и действий.
Поэтому взрослому важно владеть поддерживающей коммуникацией, которая на определенных этапах речевого развития ребенка является основной. Что входит в это понятие и как поддерживающую коммуникацию использовать в общении с детьми с синдромом Дауна?
Цель поддерживающей коммуникации заключается в том, чтобы дать ребенку язык, с помощью которого он сможет контактировать с окружающими и поймет, что общение поможет ему добиться удовлетворения его потребностей.
Невербальные (несловесные) средства коммуникации являются основой, на которой строится общение с ребенком. Мимика, жесты, телодвижения, тактильные контакты, прикосновения – всё это должно подкреплять и стимулировать речевую коммуникацию. Остановимся более подробно на некоторых средствах.
Мимика
Ученые, которые занимаются проблемами коммуникации, обнаружили, что смысл послания примерно на 35–40% передается выражением лица. Мимика – это важнейшая составляющая процесса общения с ребенком с синдромом Дауна с первых дней его рождения и на протяжении всей жизни. Мощным стимулом в общении является зрительный контакт. Здесь очень важно следить, чтобы выражение лица взрослого соответствовало тому посланию, которое передается. Взрослые просто обязаны все послания, которые они адресуют ребенку, подкреплять яркой насыщенной мимикой. Но также они должны постоянно совершенствоваться в понимании и считывании мимической информации с лица малыша, поощрять и стимулировать такое общение. Выражение лица, глаз может многое рассказать о ребенке, его состоянии и самочувствии. От понимания этого взрослым во многом зависит, насколько комфортно ребенок будет себя чувствовать.
Телодвижения, пантомимика
По степени появления познавательные процессы можно выстроить в следующем порядке:
– восприятие,
– движение,
– память,
– внимание,
– речь.
Чтобы заложить основу для речевого развития ребенка, нужно пройти довольно долгий путь формирования психических процессов. Здесь все звенья между собой связаны, и выпадение или не сформированность одного из них препятствует процессу возникновения речи. Другими словами, нельзя перепрыгнуть с первой ступеньки на пятую и получить желанный результат.
В научной литературе доказана связь между развитием движений и формированием речи.
Малыш с синдромом Дауна еще не может показать вам какой-либо жест или произнести слово, но его поза, движение корпуса, рук, ног, головы могут о многом вам поведать, надо только научиться считывать информацию с внешнего облика ребенка. Движения ребенка являются средством передачи посланий, и мы должны интерпретировать его поведение как коммуникативное. Даже самые простые телодвижения, которые используются во время общения, необходимо стимулировать и поощрять. Ребенок протягивает руку на слово «здравствуй», отрицательно качает головой из стороны в сторону, демонстрируя «нет», кивает головой на «да», – всё это говорит о его стремлении идти на контакт и выражать свои чувства и желания.
Как только ребенок овладеет хотя бы несколькими движениями, он с удовольствием будет включать их в свои контакты. Очень важно на самых первых этапах поддержать эту коммуникацию, и взрослым надо сопровождать свою речь телодвижениями, которые малыш наверняка попытается повторить. Все стишки, сказки, просто беседы с ребенком необходимо разыгрывать и подкреплять движениями. Движения телом, головой, руками, ногами оказывают положительное влияние и на двигательные свойства речевых органов.
Первые звуки и слова будут произнесены ребенком именно во время движения.
Альтернативные формы общения помогают ребенку познавать окружающий мир, позволяют налаживать отношения с ним.
Что нужно для того, чтобы ребенок захотел говорить?
• Должны возникнуть потребность, заинтересованность и необходимость в общении.
• Оба собеседника должны быть «настроены на одну волну», т. е. сосредоточены на одной теме.
• Предмет, действие или событие, о которых идет речь, должны находиться в поле интересов ребенка.
• Важна благожелательность взрослого, который вступает в диалог с ребенком.
• Взрослый собеседник должен иметь ясное и реальное представление о речевых возможностях ребенка.
Современный подход к формированию навыков общения и речи у детей с синдромом Дауна базируется на учете особенностей их психомоторного профиля, что подразумевает учет сильных и слабых сторон их развития.
В связи с этим на каждого ребенка составляется таблица нервно-психического развития. Для лучшей наглядности приведу пример- профиль в виде графика нервно-психического развития Маши Ш. На этом графике можно заметить положительную динамику в развитии. Девочка поступила в дом ребенка когда ей исполнилось 2 месяца. Диагноз – синдром Дауна. Показатели её развития на этот возраст были близки к нескольким дням от нормального развития малыша. Многих реакций ребенок совсем не выдавал. Девочка не проявляла слуховых реакций, не удерживала в поле зрения неподвижный предмет. У нее никак не могли вызвать первую улыбку в ответ на разговор взрослого. В положении лежа на животе пыталась приподнять и удержать несколько секунд голову. Голосовые реакции проявляла в виде крика и плача.
На занятия с логопедом взята с 4-х мес. Благодаря комплексному подходу логопеда, воспитателя, психолога, массажиста у Маши стала прослеживается динамика в её развитии.
(т. к. не могу вставить грфик- напишу показатели нервно-психического развития. Девочке 11 мес. Зрительные и слуховые ориентировочные реакции — 7мес., эмоции — 6 мес., движения руки — 7мес., Активная речь и общие движения — 6мес.)
У детей с синдромом Дауна можно выделить сильные и слабые стороны.
К сильным сторонам развития детей с синдромом Дауна относятся:
• Хорошие имитационные возможности (повторяют мимику, интонацию, движения, жесты, звуки, слоги, слова)
• Хорошее развитие зрительного восприятия и зрительной памяти.
• Чувствительность к тактильно-двигательной стимуляции.
• Интерес к взаимодействию и сотрудничеству с окружающими людьми, взрослыми и сверстниками.
При организации обучения необходимо учитывать и проблемные стороны развития детей с синдромом Дауна:
• У относительно большого процента детей с синдромом Дауна может наблюдаться та или иная степень снижения слуха, что становится помехой в восприятии речи окружающих
• Возможные проблемы со зрением могу помешать ясно увидеть артикуляцию окружающих, а значит, и подражать ей. При высокой степен потери зрения нарушается соотнесение слова и конкретного объекта или действия, то есть понимание речи.
• Сниженный тонус, нарушение телесной чувствительности мешают ребенку контролировать движения органов артикуляции.
• Анатомические особенности строения ротового аппарата могут создавать трудности в формировании правильного звукопроизношения. Нарушение соотношения ротовой и носовой полостей, выступающих в роли резонаторов, влияют на мелодические компоненты речи.
• Нарушения функции щитовидной железы могут влиять на тембр, темп и высоту голоса.
• Из-за промахов в организации кормления, в частности необоснованно позднего введения твердой пищи, может быть не обеспечена достаточная подготовка органов артикуляции к совершению мелких и точных движений.
• В ряде случаев наблюдаются нарушения общего и речевого дыхания.
• Особенности познавательной деятельности, вызванные как нарушением двигательной активности, так и своеобразием получения и обработки информации, поступающей от различных анализаторов, могут также стать негативным фактором в развитии речи.
Все психические процессы у ребёнка:
• восприятие
• память
• внимание
• воображение
• мышление
• целенаправленное поведение
— развиваются с прямым участием речи.
Прежде всего нужно отметить, что, когда мы говорим о развитии речи, мы имеем в виду две ее стороны:
— понимание обращенной речи
— активную речь
Обе эти стороны начинают активно развиваться с момента рождения ребенка:
он слышит и реагирует на речь взрослых, сам начинает издавать звуки. Хорошо, если работа над развитием речи начинается уже в этот период:
• контакт глазами
• повторение за малышом произносимых им звуков
• работа над пониманием речи
• формирование правильных навыков приёма пищи,
— все это начальные шаги работы логопеда, психолога, педагога.
Воспитатели, логопед, психолог начинают оказывать коррекционную помощь с первых месяцев жизни малыша, как только он попадает в дом ребенка.
Нами создается комплексная программа работы с ребёнком, охватывающая все направления.
ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ
Мы можем условно выделить два направления работы по развитию речи и общения:
— специально организованные логопедические занятия;
— использование речи на всех видах занятий и в быту.
Индивидуальная логопедическая работа включает в себя несколько этапов:
— установление контактов с каждым ребенком с целью выявления его речевых возможностей;
— воспитание слухового и зрительного восприятия, внимания и памяти;
— формирование внимания к неречевым звукам, воспитание умения вслушиваться в речь и давать ответные двигательные и речевые реакции;
— воспитание чувства ритма, слухового внимания, развитие зрительного внимания (тактильный контакт ребенка с изучаемым предметом обязателен);
— развитие импрессивной речи (понимания);
— формирование умения вслушиваться в речь, понимать ее содержание, сосредотачиваться и давать ответные двигательные и звуковые реакции;
— расширение объема понимаемой чужой речи, накопление пассивного словарного запаса на основе наглядных предметных действий
— обучение детей умению соотносить (в пассиве) предметы и действия с их словесным обозначением;
— развитие понимания грамматических форм речи, понимание вопросов «Где?», «Куда?» и т. д. ;
— обучение пониманию смысла сюжетных картинок на которых люди совершают различные действия;
— воспитание общих речевых навыков (развитие подражательности);
— развитие у детей подражательности, вызывание речевого подражания (речь с движением);
— обучение детей рассказыванию стихов и пению песенок, содержащих звукоподражание;
— выработка правильного речевого дыхания (диафрагмального) и правильной артикуляции звуков;
— развитие выразительности речи (модуляции голоса);
— формирование активного словаря;
— вызывание у детей потребности подражать словам взрослого;
— формирование звукослоговой структуры слова с правильным воспроизведением ударного слога;
— формирование умения называть имена детей и членов семьи; называть предметы (картинки) по лексическим темам;
— формирование глагольного словаря;
— пополнение активного словаря детей за счет прилагательных, обозначающих признаки, которые дети могут ощутить
— потрогать, увидеть, услышать;
— договаривание детьми фраз, начатых логопедом (на зрительной опоре);
— формирование грамматического строя речи;
— обучение детей двусловным и трехсловным предложениям;
— развитие умения правильно отвечать на вопросы;
— развитие умения
согласовывать слова в словосочетаниях;
— обучение диалогу;
— восприятие содержания
маленьких рассказов, сказок, стихотворений (с опорой на картинки) и ответы на простейшие вопросы по сюжету
— договаривание слов, словосочетаний в стихотворениях и сказках.
Сроки формирования речи и преодоления недостатков произношения зависят от ряда факторов:
• степени сложности дефекта
• индивидуальных и возрастных особенностей ребёнка
• регулярности занятий
Логопедическое воздействие осуществляется поэтапно, при этом на каждом из этапов решается определённая педагогическая задача, подчинённая общей цели логопедического воздействия.
Содержание обучения должно разрабатываться с использованием специальных методов и средств, учитывающих особенности развития ребенка с синдромом Дауна:
• создание условий для формирования у ребенка навыков общения с окружающими людьми, поддержка неречевых средств общения: контакта глаз, интонации, улыбки, движений, жестов.
• Формирование у ребенка навыков взаимодействия и общения со взрослыми в быту и в игре.
• Формирование навыков понимания речи окружающих и стимуляция активной речи ребенка. Стимуляция использования речевых средств общения.
• Одновременно с этим использовать дополнительные способы стимуляции речи, например массаж мышц лица и органов артикуляции, упражнения для развития мелкой моторики. Используются дополнительные способы развития общего и речевого дыхания.
• Одновременно с этим использовать дополнительные способы стимуляции речи, например массаж мышц лица и органов артикуляции, упражнения для развития мелкой моторики. Используются дополнительные способы развития общего и речевого дыхания.
• Снижение мышечного тонуса и телесной чувствительности, гипермобильные суставы и чрезмерно эластичные связки, нарушения в системе равновесия требуют организации специальных занятий по развитию крупных движений, необходимых для развития двигательной, познавательной и социальной активности ребенка.
Источник
ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ С СИНДРОМОМ ДАУНА
Подготовила: учитель индивидуального обучения КГОБУ «Партизанская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа – интернат»
Саларева Александра Сергеевна
Синдром Дауна – одна из наиболее частых генетических патологий, которая встречается примерно у одного из 700 – 1000 новорожденных. Причина возникновения синдрома – Дауна появление лишней хромосомы. Хромосомный набор человека является постоянным видовым признаком и состоит из 46 хромосом или 23 пар, так как все хромосомы человека парные (22 аутосомы, одинаковые у мужчин и женщин, эти 22 пары обозначаются номерами от 1 до 22, и 1 пара половых хромосом : ХХ у женщин и ХУ у мужчин). Половые клетки (яйцеклетка и сперматозоид) содержат по 23 хромосомы, то есть только по одной хромосоме из каждой пары. Такие клетки возникают в ходе специального механизма деления – мейоза. При оплодотворении (соединении материнской и отцовской половых клеток) восстанавливается нормальный хромосомный набор человека (46 хромосом), и из оплодотворенной клетки развивается организма, все клетки которого будут иметь по 46 хромосом. При синдроме Дауна – аутосомной трисомии – в 21 паре хромосом не 2 хромосомы, а три.
Существует три различных варианта синдрома Дауна:
Иногда в процессе образования половых клеток мужчины и женщины происходит нарушение механизма расхождения парных хромосом, и в одну клетку попадают обе копии одной пары. В результате первая зародышевая клетка будет содержать на одну хромосому больше (47). При синдроме Дауна это приводит к регулярной трисомии-21 ( наличии трех хромосом 21 – й пары). Абсолютное большинство случаев (95%) синдрома Дауна имеет именно такой механизм возникновения.
Транслокационный вариант синдрома Дауна встречается намного реже (3 – 4 % случаев). В этом варианте 21-я хромосома или даже только ее часть прикрепляется к другой хромосоме в клетках родителей. Это единственная форма синдрома Дауна, которая может быть «унаследована» от родителей. Для родителя такой сбой не имеет влияния на здоровье (так как нет избытка или недостатка наследственного материала), но при соединении такой клетки с нормальной возникает клетка с избыточным хромосомный материалом.
Еще реже встречается мозаичная форма синдрома Дауна (1 – 2% случаев). В этом случае синдром Дауна является результатом нарушения клеточного деления уже после оплодотворения. Поэтому часть клеток плода имеют нормальный хромосомный набор, а часть – лишнюю 21 – ю хромосому.
Определить конкретную форму синдрома Дауна можно только с помощью цитогенетического анализа хромосомного набора.
Синдром Дауна – наиболее частая, хорошо диагностируемая и весьма изученная аутосомная трисомия. Причем риск рождения ребенка с подобным синдромом у женщин фертильного возраста (16 – 39 лет) значительно ниже (до 0,54%), чем у женщин старше 45 лет (до 42%).
Краткий перечень самых частых проблем людей с синдромом Дауна
Больше половины взрослых с синдромом Дауна страдают кондуктивной или нейросенсорной тугоухостью. Для своевременного выявления проблем со слухом аудиометрическое исследование необходимо проводить не реже одного раза в два года.
Также часты проблемы со зрением, офтальмологическое обследование показано проводить всем детям ежегодно, а взрослым с синдромом Дауна – один раз в два года.
Апноэ во сне (обструктивное) встречается почти у половины людей с синдромом Дауна.
Иммунологические аспекты
Люди с синдромом Дауна часто имеют дефицит как клеточного, так и гуморального иммунитета.
Дисфункция щитовидной железы
Гипотиреоз, включая врожденный, встречается примерно у 10 – 40 % людей с синдромом Дауна, причем гипотиреоз часто протекает под маской других заболеваний.
Слабость связочного аппарата
У людей с синдромом Дауна слабый связочный аппарат, что может приводить к таким нарушениям как плоскостопие, сколиоз, неустойчивость коленных суставов.
Репродуктивное здоровье
Женщины с синдромом Дауна могут иметь детей. Риск рождения у них ребенка с синдромом Дауна составляет 50%, также высок риск развития врожденных аномалий у такого ребенка. Мужчины с синдромом Дауна бесплодны.
Умственное здоровье
Синдром Дауна, как правило, сопровождается умственной отсталостью. Во взрослом возрасте синдром Дауна часто сочетается с болезнью Альцгеймера.
ПРОФИЛЬ ПСИХОМОТОРНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ С СИНДРОМОМ ДАУНА
Профиль психомоторного развития , присущий синдрому Дауна, характеризуется существенной асинхронией (неравномерность темпа развития систем, органов, их функций с опережением одних и отставанием других): включает в себя как хорошие показатели по некоторым линиям развития (например способности, связанные с переработкой зрительно – пространственной информацией0, так и проблемные области, такие как двигательная сфера, способность к переработке звуковой информации.
Профиль психомоторного развития был детально изучен и исследован американским ученым, доктором философских наук Деборой Филдер. Автор проводит анализ особенностей нарушений у детей с синдромом Дауна, а также оценивает соотношение, взаимосвязь и взаимовлияние недостаточного развития различных психических процессов.
Познавательная деятельность
Для людей с синдромом Дауна характерны недостаточность вербальной памяти, недоразвитие экспрессивной речи, трудности в усвоении знаний и умений, которые сочетаются с относительно хорошей способностью к переработке зрительно – пространственной информации. К сильным сторонам людей с синдромом Дауна относятся зрительная память, зрительно-моторная координация и особенно зрительное копирование, к слабым – пространственная память и способность к конструированию.
Язык, речь и общение
Для детей с синдромом Дауна характерны серьезные задержки речевого развития. При этом нарушения экспрессивной речи проявляются гораздо сильнее, чем импрессивной. Отмечается существенное снижение объема активного словаря в сравнении с возрастными нормами. Что касается восприятия речи, то запас слов, которые понимают дети старшего и подросткового возраста , соответствует возрастным нормам, а отстаёт понимание грамматического строя речи. В устной речи основные трудности связаны с нарушениями артикуляционного аппарата и неразборчивостью речи.
Социально – эмоциональное развитие
Люди с синдромом Дауна демонстрируют сравнительно хороший уровень социальной адаптации. Они хорошо ориентируются в вопросах развития взаимоотношений с окружающими. Дети с этим синдромом проявляют больше эмпатии, чем дети с другими нарушениями развития, демонстрируя в стрессовых ситуациях более выраженные просоциальные реакции. При этом они могут «злоупотреблять» социальными навыками (чрезмерно их использовать) для компенсации слабых сторон своего развития. Можно отметить такие их приемы как «представление для публики», милые уловки, уводящие от задания, то есть стремление вовлечь педагога в социальное взаимодействие и избежать выполнения задания. Также в поведение детей с синдромом Дауна есть один, возможно, особенно интересный аспект – способность передавать положительные эмоции.
Двигательное развитие
Люди с синдромом Дауна испытывают трудности в управлении положением различных частей тела в позе и в движении (недостаточность постурального контроля, то есть механизма контроля за положением тела). Причина нарушения постурального контроля у людей с синдромом Дауна – гипотония. Особенности суставного аппарата, недоразвитие мозжечка. Выделяют (Дмитриева) 4 группы детей с синдромом Дауна, отличающиеся особенностями мышечного тонуса и двигательной активности:
Первая группа (15 – 20%). Дети этой группы обладают неплохим мышечным тонусом
Вторая группа и Третья группа (50 – 60 %). Это дети, у которых верхняя и нижняя части тела в двигательном отношении развиваются по-разному. Дети второй группы имеют сильную верхнюю часть спины, сильную шею, плечи и предплечья, но испытывают трудности при перенесении веса тела на ноги, как это делают обычные дети. Для детей третьей группы характерны сильная нижняя часть корпуса и ноги, а верхняя часть корпуса у них слабая.
Четвертая группа (15 – 25 %). К этой группе относятся дети со слабыми мышцами всего тела.
Личностная мотивация
Людей с синдромом Дауна часто характеризуют как обаятельных, они описываются как люди, пребывающие в основном в хорошем настроении и предсказуемые в своем поведении, но при этом менее активные, менее настойчивые и легче отвлекающиеся, чем другие. У многих людей с синдромом Дауна отмечается непостоянство мотивации. Они демонстрируют пониженный уровень настойчивости в работе над заданиями и более частое использование поведения, уводящего от задания, что мешает его выполнению.
Ученые сделали вывод, что полный профиль психомоторного развития ребенка с синдромом Дауна формируется к 2 годам. Отражение именно этого профиля мы находим в описаниях психических особенностей и фенотипа поведения взрослых людей с синдромом Дауна. Асинхрония отдельных линий психомоторного развития у взрослых с синдромом Дауна значительна, но в раннем возрасте она относительно невелика. Относительно малое расхождение в первые годы жизни важно с точки зрения раннего вмешательства. Поскольку различия в уровне развития отдельных функций в раннем периоде менее выражено, возможно, есть средство уменьшить расхождение в показателях развития этих областей и направить развитие потенциально слабых областей по оптимальному пути.
Зная о свойственных людям с синдромом Дауна преимуществах зрительно – пространственной обработки информации перед словесной, обучение детей с синдромом Дауна должно опираться и сосредотачивать на зрительно – слуховой и зрительно – моторной модальностях. Так дети с синдромом Дауна лучше реагируют на такую подачу учебного материала, которая наряду с речью включает и жесты (или другие зрительные подсказки), чем на исключительно вербальную стимуляцию. Речь и память детей можно улучшить путем формирования раннего зрительного словаря.
Упоминалось также о проблеме недостаточной мотивации у детей с синдромом Дауна. Для решения этой проблемы возможно использование приемов безошибочной учебы (это принцип обучения, предполагающий предоставление информации, позволяющей уменьшить использование метода проб и ошибок и избегать ошибок), которое может предотвратить уход от выполнения задания. Также рекомендовано в течение одного занятия чередовать различные виды деятельности и при этом начинать и заканчивать работу теми заданиями, в которых проявляются сильные стороны ребенка – социальные навыки, понимание речи. Хорошо и использование приема вознаграждения желаемого поведения. Регулярная положительная обратная связь может поддерживать мотивацию при выполнении трудного задания. Кроме того, следует стимулировать детей к использованию их социальных навыков для социальной адаптации.
Ориентация на понимание того, как формируется профиль психомоторного развития при синдроме Дауна, поможет практикам сфокусироваться на областях, в которых проявляются сильные стороны ребенка, как на отправной точке для вмешательства, которое нацелено на потенциально слабые области. К тому же целенаправленное развитие сильных сторон облегчит самостоятельное овладение другими, более трудными навыками.
Источник