Развитие навыков самообслуживания у детей с синдромом дауна
Смоленское областное государственное бюджетное учреждение «Реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями «Вишенки»
Стационарное отделение
Формирование навыков самообслуживания
у детей с синдромом Дауна
дошкольного возраста
воспитатель:
Цель коррекционной работы с детьми с синдромом Дауна – это социальная адаптация, приспособление к жизни и возможная интеграция в общество. Необходимо, используя все познавательные способности детей, и, учитывая специфику развития психических процессов, развивать у них жизненно необходимые навыки, чтобы, став взрослыми, они могли самостоятельно себя обслуживать, выполнять в быту простую работу, повысить качество их жизни и жизни их родителей.
Дети с синдромом Дауна отстают в развитии от нормально развивающихся сверстников. Эти дети неловки, физически слабы, часто болеют. Они мало интересуются окружающим: не исследуют предметы, не стремятся узнать о них у взрослых, равнодушны к процессам и явлениям, происходящим в природе и социальной жизни. К концу дошкольного возраста их активный словарь беден. Фразы односложны. Дети не могут передать элементарное связное содержание. Пассивный словарь также значительно меньше по объему, чем в норме. Без коррекционного обучения к концу дошкольного возраста у этих детей формируется только предметная деятельность. Игровая деятельность не становится ведущей Они, как правило, позже начинают ходить, говорить, в более поздние сроки овладевают навыками самообслуживания.
Для всех таких детей значимым является овладение этими навыками, приспособление к жизни людей, к стилю жизни в обществе, для адаптации в макросоциальной среде. Основной задачей обучения навыкам является целенаправленная подготовка к жизни, снижению уровня опеки со стороны родителей, для формирования максимального уровня самостоятельности. Необходимым условием является создание атмосферы доброжелательного общения, совместная с родителями деятельность, соответствующая уровню развития и индивидуальным особенностям. Поддерживается активность ребёнка, пресекается возможная агрессия. Особое внимание обращаем на: самостоятельность в элементарных хозяйственно — бытовых делах в семье, посильную помощь семье в уборке, умение ориентироваться в окружающей действительности, умение организовать свой досуг, развитие речи, отражение в слонах и фразах своих действий.
Из опыта нашей работы с детьми с синдромом Дауна я считаю, что самый первый шаг, который необходим для того, чтобы правильно выбрать стратегию работы с ребёнком и определить — чему его следует учить — это оценка уровня развития. Эти знания помогут провести тестирование и правильно выбрать пути и направления своей работы с ребёнком. В какой области мы осуществляем поиск, зависит от того, что мы хотим узнать: мелкая моторика; восприятие речи; самообслуживание, т. е. способность самостоятельно выполнять личные потребности; социальные навыки — умение взаимодействовать с окружающими.
Многие задачи мы решаем в обычных житейских ситуациях и во время игр. Каждая игра, развивая личность ребёнка, способствует его адаптации в общество. Именно игры с хорошо знакомыми в быту предметами, дают возможность расширить сферу социальной ориентации ребёнка. Не нужно покупать дорогостоящие пособия, ведь объектами игр могут быть обыкновенные пуговицы, крышки, скрепки, ложки, прочая домашняя утварь, простые предметы, которые можно найти в доме и на улице. Игра — основное занятие ребёнка. Большинство навыков, которые мы формируем у ребёнка, можно представить как игровые. Не нужно настаивать на том, чтобы ребёнок всё время двигался вперёд, осваивая новое. Дайте ему время отработать свои умения, отдохнуть.
Игра позволяет ребёнку закреплять уже усвоенные умения. Игра помогает вспомнить то, чему его учили раньше. Через игру ребёнок учится находить способы применения своим умениям. Игра — та среда, в которой ребёнок учится взаимодействовать. Игра даёт возможность наблюдать за ребёнком, выявить усвоенные им навыки. Игра позволяет научить ребёнка чему-то новому. Игра помогает открывать окружающий мир Специальные занятия мы делаем короткими, меняя виды деятельности. Например: 10-15минут — развитие мелкой моторики,10- 15 минут — игровые занятия,10- 15 минут — чтение, рассматривание иллюстраций. Итого — 45-50 минут (при каждом занятии мы учитываем индивидуальные особенности ребенка).
Самообслуживание и социальные навыки отрабатываются исключительно в естественно возникающих ситуациях и в подходящее для этого время. Параллельно должна вестись работа с родителями. Ведь в работе с ребёнком с синдромом Дауна нужно придерживаться единой тактики всем, кто его окружает, поэтому подключаем к занятиям всех членов семьи. Занятия должны быть интересными и сбалансированными.
В своей практической деятельности мы стараемся разделить процесс обучения в несколько этапов. Нужно дать ему указания, соответствующие той ступени обучения, на которой он находится.
-«Возьми щетку, открой тюбик…»
-«Почисти зубы».
Если указания недостаточно, нужно продемонстрировать на себе, это полезный приём.
Необходимо оказывайте ребёнку физическую помощь, т. е. сначала нужно взять руку ребёнка и выполнить вместе с ним, затем держать за запястье, затем за локоть.
Можно помочь ребенку, Например, колпачок тюбика зубной пасты ослабить перед тем, как попросить ребёнка почистить зубы.
После выполнения задания обязательно нужно похвалить ребёнка, очень важен физический контакт, погладить, прикоснуться.
Могут возникнуть особые проблемы, если ребёнок может, но не хочет. Дети с большим вниманием относятся к тому, что для них является более новым, сложным, чем — то, к чему они привыкли. Заранее должен программироваться успех, похвала, то есть задания подбираются, которые им нравятся.
В режимных моментах активизируется работа по привитию навыков своевременного и полного удовлетворения органических потребностей детей, воспитание положительного отношения к любому из процессов; систематически и планомерно прививаются культурно-гигиенические навыки, развивается самостоятельность, а так же традиционной культуры поведения [31, с. 86].
Таким образом, при выборе средств формирования социальной адаптации дошкольников с синдромом Дауна необходимо учитывать: интеллектуальные и физические возможности ребенка, поставленные цели и задачи и их целесообразность. Так же необходимо принимать во внимание то, что детей с синдромом Дауна необходимо специально обучать игре, так как в связи со своими особенностями, игра у этих детей сама не формируется.
Формируя у умственно ограниченного ребенка социальные (как и любые другие) навыки и умения, необходимо добиваться его положительного отношения к их освоению. Для этого используются разные средства: мягкое, доброжелательное, ободряющее общение в процессе предлагаемой деятельности, поощрение малейших успехов, игровые моменты, заинтересованность ребенка в использовании результатов деятельности (например, желание съесть конфету при обучении разворачиванию оберток) и т. д.
Общаясь с детьми, необходимо сопровождать свои действия негромкой, плавной речью со спокойной приветливой интонацией. Нужно больше разговаривать, называя свои действия, т. е. оречевляя всё происходящее. Необходимо постоянно поддерживайте внимание и познавательный интерес к выполняемой деятельности и окружающему. Разговаривая с ребёнком, можно дать ему время на ответ. Нужно учить адекватно вести себя дома и в общественных местах, учить выполнять правила поведения на улице, учить критически относиться к своим поступкам, учить организованности и выдержке, подавляя желание «Я хочу!» отвлечением и убеждением или игнорированием его требований.
Овладение простейшими навыками самообслуживания снижает зависимость ребёнка от окружающих, «работает» на укрепление его уверенности в своих силах. Поэтому, формирование минимально необходимых жизненно — практических навыков должно быть особо значимым.
Источник
Аннотация. В статье представлены методические материалы и рекомендации по формированию навыков самообслуживания у детей с синдромом Дауна в инклюзивном пространстве дошкольного образовательного учреждения.
Для тьюторов, воспитателей, специалистов дошкольных образовательных учреждений. Статья будет полезна родителям, воспитывающим детей с синдромом Дауна, студентам, практическим психологам, дефектологам, все, кто интересуется вопросами формирования навыков самообслуживания у детей с синдромом Дауна.
На современном этапе развития педагогической науки и практики актуальность разработки различных аспектов тьюторской деятельности не вызывает сомнений.
Согласно закону «Об образовании в РФ» № 273-ФЗ от 29.12.2012 г. Инклюзивное образование – это обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей индивидуальных возможностей.
Инклюзивное образование предполагает обучение детей с ОВЗ не в специальном, а обычном учреждении, при этом они должны получать специализированную помощь.
Так, у детей с синдромом Дауна есть возможность пойти в общеобразовательный детский сад, который, в свою очередь, должен обеспечить доступность к образовательной среде. То есть создать инклюзивную образовательную среду.
Но, даже после создания инклюзивной среды детям с синдромом Дауна весьма тяжело приспособиться к правилам детского сада, к его социуму. В частности, это касается навыков самообслуживания. Формирование навыков самообслуживания – это долгий и трудный процесс. Необходимо наблюдать за ростом динамики и учитывать все особенности восприятия этого процесса. Очень важно помочь, чтобы формирование навыков протекал как можно легче.
Обеспечить продуктивный результат может помочь специально обученный человек – тьютор. Тьютор является специалистом, который организовывает необходимые условия для успешного включения воспитанника в среду детского сада.
Так в вопросе о формировании навыков самообслуживания тьютор выступает необходимым звеном инклюзивного образовательного процесса.
Проблемам тьюторской поддержки детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и инвалидностью посвящены работы И.В. Карпенковой, Т.М. Ковалевой, Е.В. Резниковой, Т.В. Тимохиной [4, 5, 6, 7]. В современных работах недостаточно представлена специфика тьюторской помощи в формировании навыков самообслуживания у детей, поэтому считаем целесообразным изложить этапность различных аспектов тьюторской деятельности.
Целью данной статьи является дать методические рекомендации по формированию навыков самообслуживания тьюторам, воспитателям, специалистам, родителям (законным представителям), взаимодействующих с ребенком с Синдромом Дауна.
Путь по формированию навыков самообслуживания можно разделить на 4 этапа:
Первый этап предварительный. На этом этапе тьютор получает первичную информацию: от родителей (законных представителей), из заключения специалистов, взаимодействующих с ребенком ранее.
Как правило родители детей с синдромом Дауна опекают своего ребенка, окружая его излишней заботой и вниманием, что в итоге приводит к полному отсутствию самостоятельности. Поподая в инклюзивную образовательную среду детского сада, ребенок не способен выполнять простые вещи (открыть кран, сесть на унитаз и т.д.).
Работа по формированию навыков самообслуживания начинается с осознания проблемы родителями. Необходимо, чтобы работа велась и дома, и в детском саду. Следует объяснить родителям, что есть вещи, которые ребенок может делать самостоятельно. Например, он может принести маме обувь без помощи взрослого. Когда взаимопонимание между родителями и тьютором установлено, можно обстоятельно заняться обучением ребенка.
Первый шаг, который необходим для того, чтобы правильно выбрать стратегию работы с ребёнком и определить — чему его следует учить — это определение зоны ближайшего развития. Лучше всего воспользоваться таблицей сформированности навыков, которая поможет определить с дальнейший ход работы.
Таблица 1
Таблица сформированности навыков самообслуживания
Навыки | Отметка |
Самостоятельно подходит к шкафчику | |
Раздевается/одевается | |
Разувается/обувается | |
Просится/ходит в туалет | |
Моет руки, вытирает | |
Ест | |
Засыпает | |
Убирает игрушки |
После наблюдения и определения цели, тьютор переходит ко второму этапу. Второй этап представляет собой подготовку к началу формирования навыков самообслуживания. На этом этапе тьютор начинает создавать условия для успешного формирования навыков самообслуживания: знакомится с необходимой литературой, подбирает наглядный материал для ребенка, определяется со стратегией.
Литературы и других источников информации по формированию навыков самообслуживание у детей дошкольного возраста большое количество. Поэтому, лучше всего подбирать литературу исходя из характеристик ребенка, его интересов и зоны ближайшего развития.
Для объяснения последовательности действий (алгоритма) ребенку с синдромом Дауна тьютор должен подобрать наглядный материал, который будет доступно показывать алгоритм действий. Картинки должны быть яркими и понятными для ребенка.
Чтобы объяснить ребенку с синдромом Дауна как правильно одеваться и раздеваться тьютор пользуется алгоритмами одевания и раздевания. В алгоритме объясняется как последовательно одеть или снять одежду, что за чем идет. Так ребенок запоминает не только алгоритм действий, но и название одежды (рис. 1). Существуют два таких алгоритма: один для зимнего периода, другой – для летнего. Прикрепляются алгоритмы на стенку или на дверцу шкафчик, где ребенок в любой момент сможет увидеть подсказку.
Рисунок 1. «Алгоритм одевания зимой и летом»
Также есть алгоритм для мытья рук (рис. 2). Он, как правило, вешается над умывальником на уровне глаз ребенка.
Рисунок 2. «Алгоритм мытья рук»
Алгоритм для использования туалета (рис. 3). Вешается над туалетом.
Рисунок 3. «Алгоритм использования туалета»
Тьютор может подобрать такой алгоритм и для родителей, чтобы они приучали ребенка действовать, следуя картинкам. Например, алгоритм чистки зубов (рис. 4), который родители могут повесить у себя дома над раковиной и использовать утром и вечером.
Рисунок 4. «Алгоритм чистки зубов»
В алгоритмах не должно быть ничего лишнего. Чем проще и понятнее рисунки, тем лучше ребенок понимает, что от него требуют.
После подготовки тьютор переходит к третьему основному этапу. На основном этапе идет работа над запоминанием алгоритмов и отработке навыков самообслуживания.
Навыки самообслуживания отрабатываются исключительно в естественно возникающих ситуациях и в подходящее для этого время. Работа должна вестись параллельно с родителями. Тьютор не должен забывать, что при работе с ребенком с синдромом Дауна нужно придерживаться единой тактики всем, кто его окружает.
Навыки быстрее будут развиваться, если обращать внимание ребенка с синдромом Дауна на других детей. Смотря на остальных, которые уже могут сами обуться или одеться, «солнечный» ребенок, чаще всего, начинает действовать по подражанию. Далее тьютор помогает ребенку раздеться или одеться, следуя рисункам алгоритма. Лучше всего сделать алгоритм переносным и с разрезными картинками, как в случае альтернативной коммуникации ПЕКС.
Таким образом, когда тьютор будет взаимодействовать с ребенком он будет сначала показывать картинку, потом называть действие, потом воспроизводить на ребенке. Например, если тьютору необходимо раздеть ребенка в летний период он действует по следующему плану:
- Показывает ребенку картинку с головным убором.
- Проговаривает: «Снять кепку (косынку, панамку и т.п.)»
- Снимает с ребенка головной убор.
- Убирает вместе с ребенком головной убор в шкафчик.
- Повторяет пункты 1-4, но уже с обувью, одеждой
При этом не нужно добавлять других слов. Инструкция должна быть понятная и четкая. Также тьютор действует и с другими алгоритмами. После того как появиться прогресс, картинки убираются и остается только инструкция.
Помимо этого, даже в игре тьютор использует алгоритм и приемы для формирования навыков самообслуживания. Взяв в руки куклу, можно предложить ребенку раздеть ее, при этом спрашивая у него «что нужно снять первым?». Ребенок с синдромом Дауна сам или с помощью взрослого должен указать на предмет, который необходимо снять. Аналогичная работа может проводиться в игре «За столом» или «В спальне», где взрослый производит действия, которые должен делать ребенок, обедая или ложась спать.
Алгоритмы используются активно и дома, где родители продолжают обучать ребенка навыкам и после детского сада. Взяв, к примеру, культурно-гигиенические навыки и навык чистки зубов.
Как правило только после 5 лет дети с синдромом Дауна более или менее могут отвечать за соблюдение личной гигиены и умывание. До этого возраста они редко справляются без помощи взрослого, поскольку необходимо удостовериться, что ребенок все делает в правильной последовательности, да и дотянуться до мыла, полотенца, до крана и зеркала, ему, в большинстве случаев, еще не под силу. Поэтому, дома родители стараются всячески помочь ребенку, и адаптируют окружающую среду под него самого. Можно подставить стул под ноги, чтобы он мог дотянуться до крана или мыла, приспособить крючок для полотенец ниже. Но, ни в коем случае, не делать все за ребенка, потому что можно и не заметить, как он начал что-то делать самостоятельно. Тут, лучше всего использовать алгоритм, как это делает тьютор, и через некоторое время, только увидев карточку малыш сам начнет действовать.
В случае чистки зубов, необходимо начинать как можно раньше. Первая зубная щетка должна быть маленького размера. Начиная учить малыша чистить зубы, не нужно сразу пользоваться зубной пастой: достаточно просто окунуть щетку в воду.
Достаточно войти с ребенком в ванную и начать у него на глазах чистить зубы. Скорее всего, он заинтересуется тем, что делают родители, если же нет, то можно попробовать специально привлечь его внимание. Как только ребенок потянется за щеткой, родители дают ему подержать ее в руках, побуждая «почистить зубки», подражая их действиям. Можно научить ребенка узнавать свою щетку, поставив ее в отдельном стакане. Показать ему, как полоскать рот водой. Конечно же, первое время он будет проглатывать воду, поэтому лучше, если она будет кипяченой или питьевой. Дальше родители учат как пользоваться зубной пастой. Самый лучший вариант — специальная детская паста. Следует выдавить совсем небольшое количество детской пасты на палец и дать попробовать ребенку. Если ему понравится ее вкус, можно выдавить немного пасты на зубную щетку и предложить почистить зубы. Родители помогают ребенку совершать правильные движения щеткой, опираясь на алгоритм.
Как говорилось выше, полезно показывать действия на своем примере. Так тьютор чаще всего контактирует с ребенком, из всего коллектива детского сада, то и доверия к нему будет намного больше. Для получения положительной динамики не маловажно запастись терпением и упорством. У каждого ребенка с синдромом Дауна темп развития свой: с один алгоритм нужно изучать всего пару месяцев, а с другим, приходится, и полгода.
Последний четвертый этап формирования навыков самообслуживания – заключительный. Этот этап обуславливается закреплением навыков. Когда ребенок может с небольшой подсказкой взрослого производить уже известный ему алгоритм самостоятельно, опираясь на визуальную схему, если ему необходимо. Однако, если, ребенок действует уже полностью самостоятельно, значит тьютор достиг цели.
Как показывает практика, такой подход помогает детям с синдромом Дауна быстро осваивать навыки самообслуживания, что делает его эффективным и возможным для рекомендаций тьюторам, воспитателям, специалистам и родителям (законным представителям), занимающихся с ребенком с синдромом Дауна.
Таким образом, необходимость помощи тьютора в формировании навыков самообслуживания у детей с синдромом Дауна является неоспоримой и требует дальнейшего методического обоснования.
Список литературы:
- Баряева Л.Б., Гаврилушкина О.П., Зарина А.П., Соколова Н.Д. Программа воспитания и обучения дошкольников с интеллектуальной недостаточностью. – Спб.: Союз, 2001 г.
- Давыдова С.И. Роль действий по подражанию, образцу и словесной инструкции в обучении умственно отсталых дошкольников. – М.: Просвещение, 1976 г.
- Екжанова Е.А., Стребелева Е.А. Раздел «Здоровье» в программе коррекционно-развивающего обучении дошкольников в ЗПР // Воспитатние и обучение детей с нарушениями развития. – 2002 г. — №5.
- Карпенкова, И.В. Тьютор в инклюзивной школе: сопровождение ребенка с особенностями развития. Из опыта работы / И.В. Карпенкова; под ред. М.Л.Семенович. – М.: ЦППРиК ТВЕРСКОЙ, 2010. – 88 с.
- Ковалева, Т. М. Профессия «тьютор» / Т.М. Ковалева, Е.И. Кобыща, С.Ю. Попова, А.А. Теров и др. – М.- 2012: СФК ОФИС. – 246 с.
- Резникова, Е.В. Решение вопросов адаптации и социализации учеников с ограниченными возможностями здоровья педагогом-тьютором в условиях инклюзивной школы /Е.В. Резникова // PEDAGOGY & PSYCHOLOGY. THEORY AND PRACTICE. – 2016. — № 3 (5). – С. 37-38.
- Тимохина, Т.В. Специфика деятельности тьютора как специалиста помогающей профессии // Современные методы взаимодействия и способы сотрудничества специалистов помогающих профессий. Сборник научных трудов участников III Международной научно-практической конференции. Под ред. А.М. Митяевой, С.В. Мурашевой. — 2018. — С. 41-47.
Источник