Различие между психопатологическими и патопсихологическими синдромами

Различие между психопатологическими и патопсихологическими синдромами thumbnail

Приложение 3. Иллюстративный материал.

. . .

1.2. Соотношение патопсихологии и психопатологии. Предмет патопсихологии.

По своим целям и решаемым практическим задачам патопсихология направлена на оказание конкретной практической помощи клиницистам, занимающимся проблемами нарушений психики при разнообразных психических расстройствах. Наиболее тесные связи (даже в названии) обнаруживаются у патопсихологии с одним из разделов психиатрии — психопатологией. Названия этих дисциплин состоят из одних и тех же древнегреческих корней: «pathos» — «страдание», «болезнь», «psyche» — «душа», «психика» и «logos» — «изучение» /4/. Таким образом, и патопсихология, и психопатология представляют собой отрасли, изучающие различные проявления нарушений психики.

Однако при всем внешнем сходстве, при общности «объекта» исследования (в качестве которого выступают нарушения психики), между психопатологией и патопсихологией имеются существенные различия. Эти различия заключаются, в первую очередь, в том, что патопсихология является одним из разделов психологии (клинической психологии), а психопатология является отраслью медицины (психиатрии). Таким образом, в силу принадлежности к различным научным дисциплинам психопатология и патопсихология имеют каждая свой специфический предмет исследования, методы исследования и различный категориальный аппарат.

Предметом любой медицинской отрасли, как известно, является болезнь во всех ее проявлениях и связях. Предметом же психологии (а следовательно, и любой ее отрасли) является психика. В отношении психопатологии предметом изучения выступает особая категория заболеваний — психические заболевания, т. е. заболевания, при которых в первую очередь нарушаются именно психические функции (познание и регуляция поведения). Другими словами, можно сказать, что психопатология изучает причины возникновения, особенности проявления, течения, лечения и предотвращения различных психических расстройств /19/.

Патопсихология, как и любая другая отрасль психологии, изучая психику, имеет и свою собственную специфику, так как ее предметом является не просто психика, а психика, нарушенная тем или иным психическим расстройством. Наиболее полно и точно определение предмета патопсихологии дала Б. В. Зейгарник: «патопсихология как психологическая дисциплина исходит из закономерностей развития и структуры психики в норме. Она изучает закономерности распада психической деятельности и свойств личности в сопоставлении с закономерностями формирования и протекания психических процессов в норме, она изучает закономерности искажений отражательной деятельности мозга» /6/.

Патопсихология, рассматривая нарушения психики, дает квалификацию психопатологических явлений в понятиях современной психологии, используя общий для всех отраслей психологии категориальный аппарат. Патопсихолог пользуется такими понятиями, как психика, деятельность, общение, личность, познание и т. п. Психопатология, являясь наукой сугубо медицинской, оперирует главным образом клиническими понятиями, такими, как этиология, патогенез, симптом, синдром и т. д. При этом надо отметить, что эти клинические термины должны быть известны и часто используются в практике патопсихологии, что связано с ее пограничным и прикладным характером. Решение практических задач, которые стоят перед патопсихологией, немыслимо без хорошей ориентировки в клинических особенностях заболевания, а данные патопсихологического исследования обязательно должны соотноситься с психическим статусом больного, с динамикой течения заболевания.

Существенные различия между психопатологией и патопсихологией отмечаются и в области методологии и методики проведения исследований. В практике психиатрии традиционно доминирует клинико-описательный метод исследования психопатологических явлений, что связано во многом с самой природой патологии психики. Как отмечает С. Я. Рубинштейн /18/, эта природа такова, что установить ее удается лучше всего при расспросе и наблюдении. Причем опытный врач-психиатр в большей степени, чем представители других медицинских специальностей, умеет контактировать с больным, обладает искусством выявлять признаки заболевания в ходе наблюдения и беседы с пациентом, расспросов родственников и персонала о его поведении. Надо отметить, что в оценке психического состояния беседа и наблюдение до сих пор занимают основное место, тогда как соматическое состояние больного исследуется многообразными современными лабораторными и экспериментальными методами. Между тем, при анализе патологии психики методы опроса и наблюдения обязательно должны быть дополнены экспериментом, так как именно экспериментальный метод позволяет перейти от описания явления к анализу причин и механизмов симптомообразования.

Патопсихология, являясь отраслью психологии, использует весь арсенал методов, накопленных психологической наукой, и среди них эксперимент занимает ведущее место. В силу специфики предмета и решаемых ею практических задач, можно сказать, что патопсихология является экспериментальной наукой. В патопсихологии накоплен большой опыт экспериментального исследования психики больных, и этот опыт является весьма полезным для психопатологии.

Психология bookap

Современный системный подход к исследованию психических расстройств требует их всестороннего рассмотрения, поэтому данные клинического анализа должны быть дополнены данными патопсихологического исследования. Поэтому в последнее время все четче проявляется тенденция к сближению практики исследования нарушений психики в психологии и психопатологии: клиницисты все активнее используют психологические экспериментальные методы исследования, а в патопсихологии (и клинической психологии в целом) существенная роль отводится описательному подходу.

Читайте также:  Дети с синдромом дауна при рождении

Однако различия в предметной области обеих наук остаются неизменными. Поэтому можно сказать, что психопатолог и патопсихолог подходят к одному и тому же явлению — психическому расстройству — с различных сторон. Для клинициста любые нарушения психики интересны, потому что они являются признаками (симптомами или синдромами) тех или иных психических заболеваний, т. е. в психопатологии акцент делается именно на проявлении нарушений. Патопсихолога же интересуют психические нарушения, так как они раскрывают специфику психики, проявляющейся в особых условиях (в условиях болезни), т. е. для патопсихологии актуальным остается изучение именно психологических феноменов.

Источник

Любой патопсихологический эксперимент включает в себя наблюдение за больным, поведение, беседу с ним, анализ истории жизни, течение заболевания.

Россолимо предложил количественный метод изучения психики. Метод Россолимо позволил ввести эксперимент в клинику. Эксперимент стал активно применяться в психиатрии. Любой патопсихологический эксперимент должен быть направлен на выяснение структуры патопсихологического синдрома.

Патопсихологический синдром — это относительно устойчивая, внутренне связанная совокупность отдельных симптомов.

Симптом — это единичное нарушение, которое проявляется в различных сферах: в поведении, эмоциональном реагировании, познавательной деятельности больного.

Патопсихологический синдром не является непосредственно данным. Для его выделения необходимо структурировать и интерпретировать получаемый в ходе исследования материал.

При этом важно помнить, что характер нарушений не является специфичным для того или иного заболевания или формы его течения. Он является лишь типичным для них.

Эти нарушения должны оцениваться в комплексе с данными целостного психологического исследования. Сложность заключается в суждении, почему больной то или иное делает.

Представления о патопсихологическом синдроме позволяет прогнозировать появление наиболее типичных для данного заболевания расстройств. Соответственно прогнозу реализовать определенную стратегию и тактику эксперимента. Т.е. подбирается стиль проведения эксперимента, подбор гипотез для проверки материала испытуемого. Не нужно быть предвзятым.

Для синдромального подхода в психиатрии, как и в медицине, важно определение существенных особенностей нарушения психической деятельности, что обеспечивает полноту анализа и обоснованность выводов исследователя.

Патопсихологическая диагностика.

Патопсихологический синдром при шизофрении, при эпилепсии, при диффузных поражениях головного мозга — хорошо проработаны. При психопатии патопсихологический синдром не выделен.

Необходимо выделить структуру патопсихологического синдрома.

Патопсихологический синдром может меняться с течением заболевания в зависимости таких характеристик заболевания как: форма, длительности, время возникновения, качества ремиссии, степень дефекта. Если заболевание началось раньше, то заболевание затронет те сферы, при которых возникло заболевание. (При подростковом возрасте эпилепсия затронет всю психическую сферу, накладывает отпечаток на личность).

При шизофрении: приступообразная форма. Есть и непрерывно текущая форма. При таком заболевании наблюдаются психические изменения.

Что нужно анализировать?

Составляющие патопсихологического синдрома.

  1. особенности аффективного реагирования, мотивации, системы отношений больного — это мотивационный компонент деятельности
  2. проводятся анализ отношения к факту обследования
  3. как испытуемый реагирует на экспериментатора (заигрывает, пытается произвести впечатление)
  4. анализ отношения к отдельным заданиям (проверка памяти), изменения поведения в процессе эксперимента.
  5. Анализ выполнения задания, отношение к результату (может быть безразлично). Необходимо все фиксировать.
  6. Анализ отношения к оценкам экспериментатора.
  • Характеристика действий больного при решении познавательной задачи: оценка целенаправленности, подконтрольности действий, критичности.
  • Тип операциональной оснащенности: особенности процесса обобщения, изменение избирательности познавательной активности (операции синтеза, сравнения)
  • Характеристика динамического процессуального аспекта деятельности: то есть как деятельность меняется во времени (для больного свойственно неравномерность работоспособности при заболевании сосудов головного мозга).

Отдельный симптом ни о чем не говорит.

Для дифференциальной диагностики: психолог должен уделять наибольшее внимание тем симптомам, которые с наибольшей надежностью позволяют дифференцировать патопсихологические синдромы различных заболеваний. То есть если возникла ситуация: нужно отдифференцировать шизофрению или психопатию. Нужно знать, в чем отличия? Психопатия менее серьезно по сравнению с шизофренией.

Для диагностики используются исследования процессов мышления и эмоционально волевой сферы, причем важно обнаружить различие в соотношении симптомов. Для шизофрении более характерны ослабление мотивации (много чего не хотят), оскудение эмоционально-волевой сферы, нарушение смыслообразования, наблюдается снижение или неадекватность, парадоксальность самооценки.

Все эти нарушения сочетаются с операциональной и динамической сторонами мышления. При этом главным в нарушении мышления является изменение мотивационного компонента. Недоступна коррекция ошибок. Отказ от исправлений. У них недостаточно мотивации для выполнения задания хорошо.

При психопатии: отмечается яркость, неустойчивость эмоционального и мотивационного компонентов деятельности. А иногда возникающее нарушение мышления также носит неустойчивый характер. Стойкие нарушения отсутствуют. При этом обусловленные эмоционально ошибки быстро исправляются (произвести впечатление на экспериментатора). Необходимо четко представлять себе какие методики позволяют это эффективно исследовать.

Читайте также:  Синдромы при заболеваниях мочевыделительной системы

Для дифференциальной диагностики шизофрении и психической патологии, вызванной органическими нарушениями в синдроме наибольшее внимание уделяется другим симптомам. Помимо эмоционально-волевой сферы и мышления, анализируются особенности умственной работоспособности. Как быстро больной истощается? Какой темп выполнения задания? Для органических нарушений свойственно быстрое истощение.

Источник

Синдром — патогенетически обусловленная общность симптомов, признаков психических расстройств, внутренне взаимообусловленных, взаимосвязанных. В этом заключается большая диагностическая значимость синдромов по сравнению с симптомами.

Психопатологические (клинические) синдромы по своим особенностям существенно отличаются от патопсихологических. Различие это обусловлено не столько формой синдрома, его составом, сколько различными уровнями функционирования центральной нервной системы, на которых эти синдромы выделяются. А. Р. Лурия и Ю. Ф. Поляков различают следующие уровни системы иерархии мозговых процессов:

  • — патобиологический, характеризующийся нарушениями морфологической структуры тканей мозга, протекания в них биохимических процессов и т.п.;
  • — физиологический, заключающийся в изменении течения физиологических процессов;
  • — пато- и нейропсихологический, для которого характерно нарушение протекания психических процессов и связанных с ними свойств психики;
  • — психопатологический, проявляющийся клиническими синдромами и симптомами психической патологии.

Ю. Ф. Поляков указывает, что если клинические (психопатологические) исследования обнаруживают закономерности проявлений нарушенных психических процессов, то патопсихологические исследования должны дать ответ на вопрос: как нарушено протекание (структура) самих психических процессов, приводящих к этим проявлениям.

Первую попытку выделения обобщенных патопсихологических синдромов предпринял И. А. Кудрявцев (1982). В результате исследований, проводившихся в судебно-психиатрической практике с помощью комплекса патопсихологических методик, направленных на изучение различных сторон познавательной деятельности и вместе с тем позволяющих получить ценные данные о личности испытуемых, автор выделил следующие патопсихологические симптокомплексы (синдромы):

  • — шизофренический или диссоциативный;
  • — органический; олигофренический;
  • — психопатический;
  • — симптокомплекс психогенной дезорганизации, характерный для реактивных психозов.

Каждый из этих синдромов включает ряд симптомов.

Однако, как указывает И. А. Кудрявцев, не все эти компоненты, симптомы определяются в том или ином симптокомплексе в обязательном порядке и с обязательной степенью выраженности, важно найти «ядро» патопсихологического синдрома. Для шизофренического синдрома — это нарушения селективности информации, для органического синдрома — снижение интеллектуальных процессов и умственной работоспособности, для психопатического — аффективная обусловленность поведения с парцехиальной некритичностью и завышенным уровнем притязаний, для психогенного — реактивная дезорганизация умственной деятельности.

Выделенные И. А. Кудрявцевым патопсихологические симптокомплексы в известной мере обнаруживают сходство с таким используемым в клинической практике понятием, как органический психосиндром. Это как бы синдром обобщающего значения, характеристика которых более близка к нозологической, их выделение знаменует стадию предварительной диагностики заболевания. Это обстоятельство, а также связь такого рода синдромов с определенными кругами психических заболеваний дают основания обозначить их как регистр-синдромы. В. М. Блейхер, И. В. Крук и С. Н. Боков дополняют перечень регистр-синдромов, выделив в рамках органического экзогенно-органический и эндогенно-органический регистр-синдромы, а в рамках психогенного — психотический и невротический. В круге эндогенных психозов можно говорить, по крайней мере, о двух регистр-синдромах — шизофренном и аффективно-эндогенном.

Таким образом, патопсихолог может оперировать в своих диагностических заключениях следующим набором регистр-синдромов.

  • 1. Шизофренический.
  • 2. Аффективно-эндогенный (в клинике ему соответствует маниакально-депрессивный психоз и функциональные аффективные психозы позднего возраста).
  • 3. Олигофренический.
  • 4. Экзогенно-органический (в клинике ему соответствует экзогенно-органические поражения головного мозга — церебральный атеросклероз, последствия черепно-мозговой травмы, токсикомании и т.д.).
  • 5. Эндогенно-органический (в клинике — истинная эпилепсия, первичные атрофические процессы в головном мозге).
  • 6. Личностно-аномальный (в клинике — акцентуированные и психопатические личности и обусловленные в значительной мере аномальной почвой психогенные реакции).
  • 7. Психогенно-психотический (в клинике — реактивные психозы).
  • 8. Психогенно-невротический (в клинике — неврозы и невротические реакции).

Источник

Синдром — патогенетически обусловленная общность симптомов, признаков психических расстройств, внутренне взаимообусловленных, взаимосвязанных. В этом заключается большая диагностическая значимость синдромов по сравнению с симптомами.

Психопатологические (клинические) синдромы по своим особенностям существенно отличаются от патопсихологических. Различие это обусловлено не столько формой синдрома, его составом, сколько различными уровнями функционирования центральной нервной системы, на которых эти синдромы выделяются. А. Р. Лурия и Ю. Ф. Поляков различают следующие уровни системы иерархии мозговых процессов’.

  • — патобиологический, характеризующийся нарушениями морфологической структуры тканей мозга, протекания в них биохимических процессов и т.п.;
  • — физиологический, заключающийся в изменении течения физиологических процессов;
  • — пато- и нейронсихологический, для которого характерно нарушение протекания психических процессов и связанных с ними свойств психики; психопатологический, проявляющийся клиническими синдромами и симптомами психической патологии.
Читайте также:  Ребенок с синдромом аспергера в обычной школе как учить

Ю. Ф. Поляков указывает, что если клинические (психопатологические) исследования обнаруживают закономерности проявлений нарушенных психических процессов, то патопсихологические исследования должны дать ответ на вопрос: как нарушено протекание (структура) самих психических процессов, приводящих к этим проявлениям.

Первую попытку выделения обобщенных патопсихологических синдромов предпринял И. А. Кудрявцев (1982). В результате исследований, проводившихся в судебнопсихиатрической практике с помощью комплекса патопсихологических методик, направленных на изучение различных сторон познавательной деятельности и вместе с тем позволяющих получить ценные данные о личности испытуемых, автор выделил следующие патопсихологические симптокомплексы (синдромы):

  • — шизофренический или диссоциативный;
  • — органический;
  • — олигофренический;
  • — психопатический;
  • — симптокомплекс психогенной дезорганизации, характерный для реактивных психозов.

Каждый из этих синдромов включает ряд симптомов.

Однако, как указывает И. А. Кудрявцев, не все эти компоненты, симптомы определяются в том или ином симнтокомплексе в обязательном порядке и с обязательной степенью выраженности, важно найти «ядро» патопсихологического синдрома. Для шизофренического синдрома — это нарушения селективности информации, для органического синдрома — снижение интеллектуальных процессов и умственной работоспособности, для психопатического — аффективная обусловленность поведения с парцехиалыюй некритичностыо и завышенным уровнем притязаний, для психогенного — реактивная дезорганизация умственной деятельности.

Выделенные И. А. Кудрявцевым патопсихологические симптокомплексы в известной мере обнаруживают сходство с таким используемым в клинической практике понятием, как органический психосиндром. Это как бы синдром обобщающего значения, характеристика которых более близка к нозологической, их выделение знаменует стадию предварительной диагностики заболевания. Это обстоятельство, а также связь такого рода синдромов с определенными кругами психических заболеваний дают основания обозначить их как регистр-синдромы. В. М. Блейхер, И. В. Крук и С. Н. Боков дополняют перечень регистр-синдромов, выделив в рамках органического экзогенно-органический и эндогенно-органический регистр-синдромы, а в рамках психогенного — психотический и невротический. В круге эндогенных психозов можно говорить, по крайней мере, о двух регистр-синдромах — шизофренном и аффективноэндогенном.

Таким образом, патопсихолог может оперировать в своих диагностических заключениях следующим набором регистр-синдромов.

  • 1. Шизофренический.
  • 2. Аффективно-эндогенный (в клинике ему соответствует маниакально-депрессивный психоз и функциональные аффективные психозы позднего возраста).
  • 3. Олигофренический.
  • 4. Экзогенно-органический (в клинике ему соответствует экзогенно-органические поражения головного мозга — церебральный атеросклероз, последствия черепно-мозговой травмы, токсикомании и т.д.).
  • 5. Эндогенно-органический (в клинике — истинная эпилепсия, первичные атрофические процессы в головном мозге).
  • 6. Личностно-аномальный (в клинике — акцентуированные и психопатические личности и обусловленные в значительной мере аномальной почвой психогенные реакции).
  • 7. Психогенно-психотический (в клинике — реактивные психозы).
  • 8. Психогенно-невротический (в клинике — неврозы и невротические реакции).

Ключевые понятия: психопатологические синдромы; регистр-синдромы; симптом; симптокомплексы; синдром.

Вопросы и задания для самоконтроля

  • 1. Охарактеризуйте понятие «синдром».
  • 2. Опишите уровни функционирования центральной нервной системы в системе иерархии мозговых процессов.
  • 3. Расскажите об исследованиях И. А. Кудрявцева, направленных на выделение обобщенных патопсихологических

синдромов.

Литература

  • 1. Васильева, Я. В. Судебная экспертиза и ее клинико- психологические основания / Н. В. Васильева, И. А. Горь- ковая. — СПб., 1997.
  • 2. Зейгарник, Б. В. Принципы построения патопсихологического эксперимента // Патопсихология : хрестоматия. — М.: Когнито-Центр, 2000.
  • 3. Кабанов, М. М. Методы психологической диагностики и коррекции в клинике / М. М. Кабанов, А. Е. Личко, В. М. Смирнов. — Л., 1983.
  • 4. Ковалев, В. В. Семиотика и диагностика психических заболеваний у детей и подростков. — М.: Медицина, 1985.
  • 5. Кудрявцев, И. А. Комплексная судебно-психолого- психиатрическая экспертиза. — М., 1996.
  • 6. Лакосииа, Н. Д. Неврозы, невротические развития личности и психопатии: клиника и лечение / Н. Д. Лакоси- на, М. М. Трунова. — М.: Медицина, 1994.
  • 7. Левченко, И. К). Патопсихология: теория и практика. — М.: Academia, 2000.
  • 8. Николаева, В. В. Рекомендации к составлению психологических заключений / В. В. Николаева, Е. Т. Соколов // Патопсихология : хрестоматия / сост. Н. Л. Белопольская. — М.: Когнито-Центр, 2000.
  • 9. Практикум по патопсихологии / под ред. Б. В. Зей- гарник, В. В. Николаевой, В. В. Лебединского. — М.: Изд-во МГУ, 1987.
  • 10. Рубинштейн, С. Я. Экспериментальные методики патопсихологии. — М.: Апрель-Пресс, 1999.

Источник