Расстройство речи код мкб

Расстройство речи код мкб thumbnail

Расстройства, при которых нормальный характер приобретения языковых навыков страдает уже на ранних стадиях развития. Эти состояния непосредственно не соотносятся с нарушениями неврологических или речевых механизмов, сенсорной недостаточностью, умственной отсталостью или факторами окружающей среды. Специфические расстройства развития речи и языка часто сопровождаются смежными проблемами, такими, как трудности при чтении, правописании и произношении слов, нарушения межличностных отношений, эмоциональные и поведенческие расстройства.

F80.0

Специфическое расстройство речевой артикуляции

Специфическое расстройство, связанное с развитием, при котором употребление ребенком речевых звуков находится на уровне более низком, чем это соответствует его возрасту, но при котором уровень языковых навыков нормален.

Связанное с развитием:

  • физиологическое расстройство
  • расстройство речевой артикуляции

Дислалия [косноязычие]

Функциональное расстройство речевой артикуляции

Лепет [детская форма речи]

Исключены: недостаточность речевой артикуляции:

  • афазия БДУ (R47.0)
  • апраксия (R48.2)
  • вследствие:
    • потери слуха (H90-H91)
    • умственной отсталости (F70-F79)
  • в сочетании со связанным с развитием расстройством языка:
    • экспрессивного типа (F80.1)
    • рецептивного типа (F80.2)

F80.1

Расстройство экспрессивной речи

Специфическое расстройство, связанное с развитием, при котором способность ребенка использовать разговорный язык находится на уровне, значительно более низком, чем соответствующий его возрасту, но при котором понимание языка не выходит за пределы возрастной нормы; аномалии артикуляции при этом могут быть не всегда.

Связанная с развитием дисфазия или афазия экспрессивного типа

Исключены:

  • приобретенная афазия с эпилепсией [Ландау-Клефнера] (F80.3)
  • дисфазия и афазия:
    • БДУ (R47.0)
    • связанная с развитием рецептивного типа (F80.2)
  • элективный мутизм (F94.0)
  • умственная отсталость (F70-F79)
  • первазивные нарушения, связанные с развитием (F84.-)

последние изменения: январь 2008

F80.2

Расстройство рецептивной речи

Связанное с развитием специфическое расстройство, при котором понимание ребенком языка находится на более низком уровне, чем соответствующий его возрасту. При этом заметно страдают все стороны использования языка и имеются отклонения в произношении звуков.

Врожденная неспособность слухового восприятия

Связанная с развитием:

  • дисфазия или афазия рецептивного типа
  • афазия Вернике

Невосприятие слов

Исключены:

  • приобретенная афазия при эпилепсии [ЛандауКлефнера] (F80.3)
  • аутизм (F84.0-F84.1)
  • дисфазия и афазия:
    • БДУ (R47.0)
    • связанная с развитием экспрессивного типа (F80.1)
  • элективный мутизм (F94.0)
  • языковая задержка вследствие глухоты (H90-H91)
  • умственная отсталость (F70-F79)

последние изменения: январь 2008

F80.3

Приобретенная афазия с эпилепсией [Ландау-Клефнера]

Расстройство, при котором ребенок, имевший ранее нормальный ход речевого развития, теряет рецептивные и экспрессивные языковые навыки, но сохраняет общий интеллект. Начало расстройства сопровождается пароксизмальными изменениями на ЭЭГ и в большинстве случаев эпилептическими припадками. Начало расстройства приходится обычно на интервал между тремя и семью годами жизни, причем потеря навыков происходит через несколько дней или недель. Временная связь между началом припадков и потерей языковых навыков вариабельна с предшествованием одного другому (или цикличностью) от нескольких месяцев до двух лет. Как возможная причина этого расстройства предполагается воспалительный процесс в головном мозге. Примерно две трети случаев характеризуются сохранением более или менее тяжелых недостатков восприятия языка.

Исключены: афазия:

  • БДУ (R47.0)
  • при аутизме (F84.0-F84.1)
  • вследствие дезинтегративных расстройств детского возраста (F84.2-F84.3)

F80.8

Другие расстройства развития речи и языка

Сюсюканье

F80.9

Расстройства развития речи и языка неуточненные

Речевое расстройство БДУ

Источник

Расстройства, при которых нормальный характер приобретения языковых навыков страдает уже на ранних стадиях развития. Эти состояния непосредственно не соотносятся с нарушениями неврологических или речевых механизмов, сенсорной недостаточностью, умственной отсталостью или факторами окружающей среды. Специфические расстройства развития речи и языка часто сопровождаются смежными проблемами, такими, как трудности при чтении, правописании и произношении слов, нарушения межличностных отношений, эмоциональные и поведенческие расстройства.

F80.0

Специфическое расстройство речевой артикуляции

Специфическое расстройство, связанное с развитием, при котором употребление ребенком речевых звуков находится на уровне более низком, чем это соответствует его возрасту, но при котором уровень языковых навыков нормален.

Связанное с развитием:

  • физиологическое расстройство
  • расстройство речевой артикуляции

Дислалия [косноязычие]

Функциональное расстройство речевой артикуляции

Лепет [детская форма речи]

Исключены: недостаточность речевой артикуляции:

  • афазия БДУ (R47.0)
  • апраксия (R48.2)
  • вследствие:
    • потери слуха (H90-H91)
    • умственной отсталости (F70-F79)
  • в сочетании со связанным с развитием расстройством языка:
    • экспрессивного типа (F80.1)
    • рецептивного типа (F80.2)

Специфическое расстройство, связанное с развитием, при котором способность ребенка использовать разговорный язык находится на уровне, значительно более низком, чем соответствующий его возрасту, но при котором понимание языка не выходит за пределы возрастной нормы; аномалии артикуляции при этом могут быть не всегда.

Связанная с развитием дисфазия или афазия экспрессивного типа

Исключены:

  • приобретенная афазия с эпилепсией [Ландау-Клефнера] (F80.3)
  • дисфазия и афазия:
    • БДУ (R47.0)
    • связанная с развитием рецептивного типа (F80.2)
  • элективный мутизм (F94.0)
  • умственная отсталость (F70-F79)
  • первазивные нарушения, связанные с развитием (F84.-)

последние изменения: январь 2008

F80.2

Расстройство рецептивной речи

Связанное с развитием специфическое расстройство, при котором понимание ребенком языка находится на более низком уровне, чем соответствующий его возрасту. При этом заметно страдают все стороны использования языка и имеются отклонения в произношении звуков.

Врожденная неспособность слухового восприятия

Связанная с развитием:

  • дисфазия или афазия рецептивного типа
  • афазия Вернике

Невосприятие слов

Исключены:

  • приобретенная афазия при эпилепсии [ЛандауКлефнера] (F80.3)
  • аутизм (F84.0-F84.1)
  • дисфазия и афазия:
    • БДУ (R47.0)
    • связанная с развитием экспрессивного типа (F80.1)
  • элективный мутизм (F94.0)
  • языковая задержка вследствие глухоты (H90-H91)
  • умственная отсталость (F70-F79)

последние изменения: январь 2008

F80.3

Приобретенная афазия с эпилепсией [Ландау-Клефнера]

Расстройство, при котором ребенок, имевший ранее нормальный ход речевого развития, теряет рецептивные и экспрессивные языковые навыки, но сохраняет общий интеллект. Начало расстройства сопровождается пароксизмальными изменениями на ЭЭГ и в большинстве случаев эпилептическими припадками. Начало расстройства приходится обычно на интервал между тремя и семью годами жизни, причем потеря навыков происходит через несколько дней или недель. Временная связь между началом припадков и потерей языковых навыков вариабельна с предшествованием одного другому (или цикличностью) от нескольких месяцев до двух лет. Как возможная причина этого расстройства предполагается воспалительный процесс в головном мозге. Примерно две трети случаев характеризуются сохранением более или менее тяжелых недостатков восприятия языка.

Исключены: афазия:

  • БДУ (R47.0)
  • при аутизме (F84.0-F84.1)
  • вследствие дезинтегративных расстройств детского возраста (F84.2-F84.3)

F80.8

Другие расстройства развития речи и языка

Сюсюканье

F80.9

Расстройства развития речи и языка неуточненные

Речевое расстройство БДУ

Источник

Расстройства, при которых нормальный характер приобретения языковых навыков страдает уже на ранних стадиях развития. Эти состояния непосредственно не соотносятся с нарушениями неврологических или речевых механизмов, сенсорной недостаточностью, умственной отсталостью или факторами окружающей среды. Специфические расстройства развития речи и языка часто сопровождаются смежными проблемами, такими, как трудности при чтении, правописании и произношении слов, нарушения межличностных отношений, эмоциональные и поведенческие расстройства.

F80.0

Специфическое расстройство речевой артикуляции

Специфическое расстройство, связанное с развитием, при котором употребление ребенком речевых звуков находится на уровне более низком, чем это соответствует его возрасту, но при котором уровень языковых навыков нормален.

Связанное с развитием:

  • физиологическое расстройство
  • расстройство речевой артикуляции

Дислалия [косноязычие]

Функциональное расстройство речевой артикуляции

Лепет [детская форма речи]

Исключены: недостаточность речевой артикуляции:

  • афазия БДУ (R47.0)
  • апраксия (R48.2)
  • вследствие:
    • потери слуха (H90-H91)
    • умственной отсталости (F70-F79)
  • в сочетании со связанным с развитием расстройством языка:
    • экспрессивного типа (F80.1)
    • рецептивного типа (F80.2)

F80.1

Расстройство экспрессивной речи

последние изменения: January 2008

Специфическое расстройство, связанное с развитием, при котором способность ребенка использовать разговорный язык находится на уровне, значительно более низком, чем соответствующий его возрасту, но при котором понимание языка не выходит за пределы возрастной нормы; аномалии артикуляции при этом могут быть не всегда.

Связанная с развитием дисфазия или афазия экспрессивного типа

Исключены:

  • приобретенная афазия с эпилепсией [Ландау-Клефнера] (F80.3)
  • дисфазия и афазия:
    • БДУ (R47.0)
    • связанная с развитием рецептивного типа (F80.2)
  • элективный мутизм (F94.0)
  • умственная отсталость (F70-F79)
  • первазивные нарушения, связанные с развитием (F84.-)

F80.2

Расстройство рецептивной речи

последние изменения: January 2008

Связанное с развитием специфическое расстройство, при котором понимание ребенком языка находится на более низком уровне, чем соответствующий его возрасту. При этом заметно страдают все стороны использования языка и имеются отклонения в произношении звуков.

Врожденная неспособность слухового восприятия

Связанная с развитием:

  • дисфазия или афазия рецептивного типа
  • афазия Вернике

Невосприятие слов

Исключены:

  • приобретенная афазия при эпилепсии [ЛандауКлефнера] (F80.3)
  • аутизм (F84.0-F84.1)
  • дисфазия и афазия:
    • БДУ (R47.0)
    • связанная с развитием экспрессивного типа (F80.1)
  • элективный мутизм (F94.0)
  • языковая задержка вследствие глухоты (H90-H91)
  • умственная отсталость (F70-F79)
Читайте также:  Рак селезеночного угла толстой кишки код по мкб 10

F80.3

Приобретенная афазия с эпилепсией [Ландау-Клефнера]

Расстройство, при котором ребенок, имевший ранее нормальный ход речевого развития, теряет рецептивные и экспрессивные языковые навыки, но сохраняет общий интеллект. Начало расстройства сопровождается пароксизмальными изменениями на ЭЭГ и в большинстве случаев эпилептическими припадками. Начало расстройства приходится обычно на интервал между тремя и семью годами жизни, причем потеря навыков происходит через несколько дней или недель. Временная связь между началом припадков и потерей языковых навыков вариабельна с предшествованием одного другому (или цикличностью) от нескольких месяцев до двух лет. Как возможная причина этого расстройства предполагается воспалительный процесс в головном мозге. Примерно две трети случаев характеризуются сохранением более или менее тяжелых недостатков восприятия языка.

Исключены: афазия:

  • БДУ (R47.0)
  • при аутизме (F84.0-F84.1)
  • вследствие дезинтегративных расстройств детского возраста (F84.2-F84.3)

F80.8

Другие расстройства развития речи и языка

Сюсюканье

F80.9

Расстройства развития речи и языка неуточненные

Речевое расстройство БДУ

Источник

ЗРР по МКБ 10

Речь – это один из важнейших психологических процессов, которыми человек овладевает на протяжении жизни. Формирование речевых навыков происходит в индивидуальном порядке, и на этот процесс влияет множество факторов. Но если к 3-4-м годам малыш не в состоянии внятно сказать даже простейших слов, МКБ ЗРР у детей признает безоговорочно. В этом случае показана активная терапия с участием невропатолога, психиатра/психолога, логопеда-дефектолога.

ЗРР у детей

Диагноз ЗРР (код по МКБ 10 у детей) допустимо устанавливать детям 3-4-х лет, не ранее. Темповая задержка затрагивает развитие:

  • звуков начального онтогенеза (П, М, Ф, В, Т, Д, Н, К, Х);
  • словаря (количество знакомых для малыша слов в соответствии с возрастом);
  • фразовой речи (ляля, папа, амам);
  • полностью связанной, разборчивой речи.

Задержка речевого развития МКБ 10 у детей диагностируется примерно у 10 % всех малышей. Она отрицательно сказывается на формировании всех остальных процессов высшей нервной деятельности, и в некоторых случаях может обозначаться термином ЗПРР (задержка психо-речевого развития).

Кодификация нарушений речи по МКБ 10

В МКБ 10 каждому речевому нарушению присвоен определенный код. Основные коды и пояснения к ним представлены в таблице.

Код МКБ-10

Название

Расшифровка

F80.0

Характерные нарушения речевой артикуляции

Дислалия – неправильное произношение звуков при сохраненных иннервации и слухе

F80.1

Нарушение экспрессивной (собственной) речи

Моторная алалия – недоразвитость/отсутствие речи. Ее причина – в органическом поражении мозга

F80.2

Невозможность рецептивной речи

Сенсорная алалия – ребенок не в состоянии понять речь из-за патологий речеслухового анализатора

F80.3

Приобретенная эпилепсия с афазией

Детская афазия, или потеря способности разговаривать после периода нормального развития

F80.9

Неуточненные нарушения речи

Общее недоразвитие речи с неясным патогенезом

F81.0

Нарушение чтения

Дислексия, которая может сочетаться с дисграфией

F81.1

Невозможность/затруднение спеллингования

Затруднения при переводе устной речи в письменную (и наоборот)

F81.2

Нарушен процесс счета

Дискалькулия

F98.5

Заикание или запинание

Заикание при разговоре в спокойных условиях

F98.6

Разговор взахлеб

Тахилалия

R47.0

Афазия

Отсутствие или нарушение ранее имевшейся речи

R47.1

Диз- или анартрия

Нарушение или отсутствие речи из-за поражения нервно-мышечного аппарата

R49.0

Дисфония

Нарушения голоса из-за поражений гортани различной этиологии

R49.1

Афония

Отсутствие возможности говорить

R49.2

Ринолалия

Гнусавость (встречается открытая и закрытая)

Причины ЗРР

Все причины ЗРР делятся на две группы – социально-педагогические и биологические (код по МКБ 10 задержка речевого развития).

Социально-педагогические

  1. Отсутствие регулярных занятий или простого общения с малышом.
  2. Невостребованность речевого общения (при низкой культуре в семье).
  3. Часто болеющие дети.
  4. Постоянные стрессы.
  5. Гиперопека – предупреждение любого желания ребенка, когда малышу речь становится не нужна.

Биологические

  1. Внутриутробная гипоксия.
  2. Длительная асфиксия в родах (к примеру, обвитие пуповиной).
  3. Родовые травмы.
  4. Внутриутробные инфекции.
  5. Недоношенность (равно, как и переношенность).
  6. Неонатальные воспаления мозговых оболочек различного генеза.
  7. Черепно-мозговые травмы раннего возраста.
  8. Выраженная гипотрофия.
  9. Осложнения после вакцинации.

Интересно! Одной из причин развития ЗРР МКБ считает тугоухость. Становление речи возможно только при непосредственном участии слухового анализатора. Примерно в 1/3 случаев точную причину ЗРР установить не удается.

Клиника ЗРР

Основным симптомом ЗРР является малый словарный запас у ребенка или полное его отсутствие. По классификации МКБ задержка речевого развития имеет три степени тяжести, каждая из которых имеет свои характерные признаки.

Читайте также:  Заболевания органов кровообращения коды мкб

Степень ЗРР по МКБ

Главные признаки

Прогноз

Легкая

Восприятие речи взрослого человека не нарушено, но словарный запас невелик. Нарушения при произношении звуков отсутствуют или выражены слабо

Благоприятный. В большинстве случаев коррекция осуществляется психологом и логопедом, лекарственные средства назначаются редко

Средняя

Фонематический анализ затруднен, нарушается произношение одной группы звуков. Ребенок не пользуется родами и падежами, не знает названия окружающих его предметов

Зависит от причины ЗРР, но при своевременно начатой терапии может быть благоприятный. Обязательно назначаются лекарственные препараты (ноотропы, витамины)

Тяжелая

Попытки одним звуком обозначить сразу несколько предметов, фонематические анализ и воспроизведение сильно страдают, сложности с формированием простейших предложений. Связная речь отсутствует

За редким исключением, неблагоприятный. В большинстве, такие изменения провоцируют тяжелые органические поражения головного мозга, полностью устранить которые практически невозможно.

ЗРР код по МКБ 10 имеет и общие признаки, которые проявляются на начальных стадиях онтогенеза. Среди них:

  • неправильное течение доречевого периода – однотипные звуки, слабый лепет;
  • после года отсутствует реакция на звуковые раздражители;
  • после 1,5 лет – слабые попытки повторения услышанного;
  • невыполнение просьб взрослого в 1,5-2 года;
  • в 2 года самостоятельная речь отсутствует;
  • невозможность составления предложений в 3 года;
  • ребенок предпочитает объясняться мимикой.

Важно! Задержка речевого развития код МКБ 10 требует тщательной диагностики, на одни клинические симптомы доктор ориентироваться не может.

Диагностика

Диагноз ЗРР ставится после консультации большого числа врачей – детского невропатолога, оториноларинголога, психиатра или психолога, логопеда-дефектолога. Задачей педиатра является установление соматического статуса ребенка, предварительное заключение о причинах ЗРР, и направление пациента к доктору нужного профиля.

ЗРР код по МКБ 10 требует проведения неврологической диагностики. Свою информативность доказали:

  • электроэнцефалограмма;
  • Эхоэлектроэнцефалограмма;
  • сканирование артерий головы (дуплексное).

Задержка речевого развития по МКБ 10 требует и консультации детского оториноларинголога. Он исключит или подтвердит наличие тугоухости, которая может становиться одной из причин патологии. Чтобы поставить окончательный диагноз задержка речевого развития у детей, МКБ 10 предусматривает обследование у логопеда-дефектолога. Он часто работает совместно с детским психологом.

Для этого используются множество специфических тестов для оценки степени текущего развития малыша. Имеет значение время появления первых слов/звуков, текущий объем активного словаря, присутствие фразовой и/или связной речи (и их качество). Оцениваются все заключения узких специалистов другого профиля.

Коррекционная работа при ЗРР

ЗРР МКБ 10 у детей требует достаточно интенсивной коррекционной работы. Ее объем, прежде всего, зависит от факторов, спровоцировавших заболевание. Социально-педагогические причины ЗРР требуют создания благоприятной среды для обучения, стимуляция интереса к познанию нового, профессиональный выбор речевого материала для изучения. Важно демонстрировать правильную речь, четко и внятно проговаривать все действия малыша.

Если причины ЗРР МКБ 10 классифицируются как биологические, требуется другой подход. Здесь не обходится без медикаментозного лечения. Его назначает невролог, и в его основу легли ноотропные средства. Их действие направлено на улучшение всех процессов в головном мозге. На фоне их приема уменьшается отек, улучшается кровообращение, снижается потребность нервных клеток в кислороде.

Кроме того, при диагнозе ЗРР код по МКБ у детей 10, нередко назначают витаминные комплексы, адаптогены, иммуностимулирующие средства. Лекарственная терапия дополняется физиотерапевтическим лечением. Показаны массаж, магнитотерапия, электрорефлексотерапия. Хороший эффект дает транскраниальная микрополяризация.

Прогноз и профилактические мероприятия

Раннее начало корректирующих мероприятий часто обеспечивает хороший результат. Если удается устранить основную причину заболевания, ребенок быстро догоняет своих сверстников по уровню развития. При лечении важно соблюдать всеми специалистами единые речевые требования – в этом случае ребенку легче запоминать новую информацию.

Профилактика заключается в правильном ведении беременности, отказе будущей матери от вредных привычек, рациональном питании. После родов ребенку требуются адекватные микросоциальные условия и правильная речевая среда. Все игрушки должны иметь развивающий характер, соответствовать возрасту малыша.

Видео

087

Источник