Расстройство аутистического спектра код мкб
Группа расстройств, характеризующихся качественными отклонениями в социальных взаимодействиях и показателях коммуникабельности, а также ограниченным, стереотипным, повторяющимся комплексом интересов и действий. Эти качественные отклонения являются общей характерной чертой деятельности индивида во всех ситуациях.
При необходимости идентифицировать связанные с данными нарушениями заболевания или умственную отсталость используют дополнительный код.
Тип общего нарушения развития, который определяется наличием: а) аномалий и задержек в развитии, проявляющихся у ребенка в возрасте до трех лет; б) психопатологических изменений во всех трех сферах: эквивалентных социальных взаимодействиях, функциях общения и поведения, которое ограничено, стереотипно и монотонно. Эти специфические диагностические черты обычно дополняют другие неспецифические проблемы, такие, как фобии, расстройства сна и приема пищи, вспышки раздражения и направленная на себя агрессивность.
Аутическое расстройство
Детский:
- аутизм
- психоз
Синдром Каннера
Исключена: аутическая психопатия (F84.5)
Тип общего нарушения развития, отличающийся от детского аутизма возрастом, в котором начинается расстройство, или отсутствием триады патологических нарушений, необходимой для постановки диагноза детского аутизма. Эту подрубрику следует использовать только в том случае, если аномалии и задержки в развитии проявились у ребенка старше трех лет и недостаточно демонстративно выражены нарушения в одной или двух из трех областей психопатологической триады, необходимой для постановки диагноза детского аутизма (а именно в социальном взаимодействии, общении и поведении, характеризующемся ограниченностью, стереотипностью и монотонностью), несмотря на наличие характерных нарушений в другой (других) из перечисленных областей. Атипичный аутизм чаще всего развивается у лиц с глубокой задержкой развития и у лиц, имеющих тяжелое, специфическое рецептивное расстройство развития речи.
Атипичный детский психоз
Умственная отсталость с чертами аутизма
При необходимости идентифицировать умственную отсталость используют дополнительный код (F70-F79).
Состояние, до настоящего времени обнаруживаемое только у девочек, при котором явно нормальное ранне развитие осложняется частичной или полной утратой речи, локомоторных навыков и навыков пользования руками одновременно с замедлением роста головы. Нарушения возникают в возрастном интервале от 7 до 24 месяцев жизни. Характерны потеря произвольных движений руками, стереотипные круговые движения рук и усиленное дыхание. Социальное и игровое развитие останавливается, но интерес к общению имеет тенденцию к сохранности. К 4 годам начинается развитие атаксии туловища и апраксии, часто сопровождаемые хореоатетоидными движениями. Почти неизменно отмечается тяжелая умственная отсталость.
F84.3
Другое дезинтегративное расстройство детского возраста
Тип общего нарушения развития, для которого характерно наличие периода абсолютно нормального развития до проявления признаков расстройства, сопровождаемого выраженной потерей приобретенных к тому времени навыков, касающихся различных областей развития. Потеря происходит в течение нескольких месяцев после развития расстройства. Обычно это сопровождается выраженной утратой интереса к окружающему, стереотипным, монотонным двигательным поведением и характерными для аутизма нарушениями в сфере социальных взаимодействий и функций общения. В ряде случаев может быть показана причинная связь этого расстройства с энцефалопатией, но диагноз должен базироваться на особенностях поведения.
Детская деменция
Дезинтегративный психоз
Синдром Геллера
Симбиозный психоз
При необходимости идентифицировать связанные с расстройством неврологические заболевания используют дополнительный код.
Исключен: синдром Ретта (F84.2)
F84.4
Гиперактивное расстройство, сочетающееся с умственной отсталостью и стереотипными движениями
Плохо обозначенное расстройство неопределенной нозологии. Эта категория предназначена для группы детей с выраженной умственной отсталостью (IQ ниже 35), проявляющих гиперактивность, нарушение внимания, а также стереотипное поведение. У этих детей стимулирующие препараты могут вызвать не положительный ответ (как у лиц с нормальным уровнем IQ), а, напротив, тяжелую дисфорическую реакцию (иногда с психомоторной ретардацией). В подростковом возрасте гипреактивность имеет тенденцию сменяться сниженной активностью (что нетипично для гипреактивных детей с нормальным интеллектом). Данный синдром часто связан с различными отставаниями в развитии общего или специфического характера. Неизвестна степень этиологического участия в этом поведении низкого IQ или органического поражения мозга.
последние изменения: январь 1995
Расстройство неопределенной нозологии, характеризующееся такими же качественными аномалиями социальных взаимодействий, какие характерны для аутизма, в сочетании с ограниченностью, стереотипностью, монотонностью интересов и занятий. Отличие от аутизма в первую очередь состоит в том, что отсутствует обычная для него остановка ил задержка развития речи и познания. Это расстройство часто сочетается с выраженной неуклюжестью. Выражена тенденция к сохранности вышеуказанных изменений в подростковом и зрелом возрасте. В раннем периоде зрелости периодически имеют место психотические эпизоды.
Аутическая психопатия
Шизоидное расстройство в детском возрасте
F84.8
Другие общие расстройства развития
F84.9
Общее расстройство развития неуточненное
Источник
Международная классификация болезней 10-го пересмотра – это своего рода перечень симптоматики заболевания, по которым в конечном итоге ставиться диагноз. Именно по этому списку можно определить, болен ли человек аутизмом, или его расстройство относиться к другим классификациям.
По МКБ 10 аутизм можно определить путем вычисления количества пунктов, которые соответствуют реальной картине болезни пациента. Если же процент симптомов мал, следует дальнейшая диагностика, с целью выявления заболевания иного рода.
Какие критерии диагностики РАС в DSM-IV и МКБ 10
Расстройство аутического спектра – это широкая группа заболеваний, которая обозначается как РАС, и активно проявляется у детей старше трех лет. При этом каждый синдром имеет свои отличительные особенности, интенсивность протекания и возрастные периоды появления.
Чтобы разграничить их было проще, клиницисты (врачи, работающие в больницах и параллельно ведущие исследовательскую деятельность) используют две классификации:
- DSM-IV (руководство по диагностике и статистике психических расстройств), опубликовало которую американское сообщество психиатров.
- МКБ 10, которую представила всемирная организация здравоохранения.
Сейчас они действуют по всему миру, и признаны главным руководством к диагностированию.
Отличаются они кодами расстройств, хотя принципиальной разницы в их представлении не имеется. Однако есть различия по отношению группы синдрома, и выведения его в самостоятельную единицу.
Подробнее ниже.
Первазивные расстройства развития (Pervasive Developmental Disorders) | |||
DSM-IV | МКБ-10 | ||
299.00 | Аутическое расстройство (Autistic Disorder) | F84.0 | Детский аутизм (Childhood Autism) |
299.80 | Расстройство Ретта (Rett’s Disorder) | F84.2 | Синдром Ретта (Rett’s Syndrome) |
299.10 | Дезинтегративное расстройство детского возраста (Childhood Disintegrative Disorder) | F84.3 | Дезинтегративное расстройство детского возраста (Childhood Disintegrative Disorder |
299.80 | Расстройство Аспергера (Asperger’s Disorder) | F84.5 | Синдром Аспергера (Asperger’s Syndrome) |
299.80 | Первазивное расстройство развития неуточнённое (Pervasive Developmental Disorder – not otherwise specified (PDD-NOS)) (включая атипичный аутизм (Atypical Autism)) | F84.1 | Атипичный аутизм (Atypical Autism) |
F84.8 | Другие первазивные расстройства развития (Other pervasive developmental disorders) | ||
F84.9 | Первазивные расстройства развития неспецифицированные (Pervasive developmental disorders, unspecified) | ||
— | F84.4 | Гиперактивное расстройство, сочетающееся с умственной отсталостью и стереотипными движениями (Overactive disorder associated with mental retardation and stereotyped movements) |
Так, у аутизма код по МКБ 10 и DSM-Iv отличаются, и имеют разное видение относительно разграничения заболеваний по группам. На данный момент, более популярной классификацией в отечественной психиатрии является первая.Аутизм по мкб 10 у детей: виды расстройств и их проявления.
Группа расстройств F84 представляет собой отклонения в развитии психики, с нарушением нормального социального взаимодействия, коммуникабельности. Появляются стереотипные действия и интересы. Причем отклонения проявляются не в отдельных случаях, а во всей деятельности человека. Именно при необходимости установить точный диагноз в данной группе, используются специальные коды.
МКБ 10 детский аутизм идет под кодом F84.0. Для него характерно:
- задержки в развитии у детей старше трех лет;
- снижения патологического характера в способности устанавливать социальные контакты, а также стереотипное и монотонное поведение при этом.
Также, при аутизме по мкб 10 у детей могут наблюдаться и другие специфические проявления. Например, ребенка могут тревожить фобии. Нередко появляется нарушения сна и питания. Плюс, может появиться агрессия, с направленностью на себя (аутоагрессия) и легкая раздражительность без объективных причин.
Также ранний детский аутизм мкб 10 может проявляться нарушением регулировки тональности голоса, неспособностью участвовать в играх с ролями, полным отсутствием реагирования на эмоциональные проявления других людей. При этом полностью исключается наличие аутической психопатии.
Атипичный аутизм
мкб 10 под кодом F84.1, появляется у детей с сильной задержкой развития. Сюда же можно отнести и аутический психоз, исключающийся в первом варианте. Однако атипичный аутизм код по мкб 10, может предполагать относительно нормальное развитие в социальной сфере, отсутствие ограниченного или стереотипного поведения, которые обязательны, чтобы диагностировать мкб 10 детский аутизм по коду F84.0.
Детский аутизм код по мкб 10 F84.2, называется синдромом Ретта. Причем развиваться синдром может начать еще в 7-ми месячном возрасте. Как правило, пик его проявления наступает в 2 года. Чаще всего синдром появляется у девочек, и характеризуется полной или частичной потерей мануальных навыков речи и замедленным ростом головы.
Также отследить начало развития заболевания можно по отдышке, только частичном пережевывании пищи и стереотипным действиям с руками. Нередко, когда наблюдается аутизм классификации мкб 10 данного типа, могут появиться эпилептические припадки или атаксии и апраксии. Исходом расстройства может стать тяжелая форма психической инвалидности.
Также при расстройствах аутического спектра может наблюдаться гиперактивное расстройство под кодом F84.4 , сочетающееся с умственной отсталостью и стереотипными движениями. Он характерен для детей с низким интеллектом, гиперактивность и нарушением устойчивости внимания. Причем с возрастом, гиперактивность может смениться пониженной активностью.
Синдром Аспергера, находящийся под кодом F84.5, является достаточно частой темой в кинематографе, так как представляет собой относительно мягкую форму аутизма. Расстройство характеризуется сочетанием двигательных дисфункций с сохранностью интеллекта и речи.
Сюда включается аутическая психопатия и шизоидное расстройство в детском возрасте. Однако, при синдроме исключается шизофрения, нарушения привязанности в раннем возрасте и обсессивно-компульсивное расстройство.
F84.8 Другие общие расстройства развития представляют собой сочетание навязчивых состояний, астенического синдрома и замедленным умственным развитием. Проявляются они также в раннем возрасте, и могут сопровождаться тихой речью, слабой памятью, гиперактивным поведением и недостаточным уровнем концентрации внимания.
Общее расстройство развития неуточнённое по коду F84.9 схож по симптоматике с расстройствами под кодом F84.8. В основном ставиться в противоречивых случаях диагностики. При этом можно отслеживать повышенную вегетативную и общую возбудимость, гиперактивность и неустойчивость внимания.
При других дезинтегративных расстройствах детского возраста, которые после приводят к умственной отсталости, можно наблюдать за абсолютно нормальным развитием ребенка. Однако, с появлением первой симптоматики состояние постепенно ухудшается, причем иногда сопровождаясь полной потерей всех ранее приобретенных навыков. Также может появиться полное отсутствие интереса ко всему окружающему и нарушением социального взаимодействия. Плюс, характерны и стереотипные, монотонные двигательные действия.
Определить к какому типу расстройств относится симптоматика ребенка, может только высококвалифицированный специалист. Причем своевременная диагностика аутизма и назначение дальнейшего плана действий для улучшения состояния при аутизме, может помочь лучше адаптировать ребенка к социальной жизни и минимизировать риск слишком стремительного развития болезни.
Загрузка…
Источник
Расстро́йство аутисти́ческого спе́ктра (сокращённо РАС, англ. autism spectrum disorder, ASD; включающее в себя устаревшие диагнозы: детский аутизм, ранний инфантильный аутизм, атипичный аутизм, аутизм Каннера, высокофункциональный аутизм, первазивное расстройство развития без дополнительных уточнений, детское дезинтегративное расстройство и синдром Аспергера[1]:53) — нейроонтогенетическое расстройство[2], то есть расстройство психического развития с наступлением в младенчестве или детстве, характеризующееся стойким дефицитом способности начинать и поддерживать социальное взаимодействие и общественные связи, а также ограниченными интересами и часто повторяющимися поведенческими действиями[2]. Основная характеристика расстройства — дефицит в социальной коммуникации и социальном взаимодействии[1]:50. Главным дефицитом у людей с расстройством аутистического спектра являются навыки разделённого внимания и взаимности при контакте[3] (согласованности с партнёром по общению). Среди лиц с расстройством аутистического спектра часто встречается умственная отсталость[1]:40, однако встречаются и высокофункциональные индивидуумы с данным расстройством.
Клиническая картина[править | править код]
Лица с расстройством аутистического спектра испытывают проблемы в социальной коммуникации: например, не могут поддержать диалог, испытывают проблемы социального сближения, имеют сниженную способность к разделению интересов, эмоций, всё это может доходить до неспособности начинать или реагировать на социальные взаимодействия[1]:50.
Поддержание и понимание социальных взаимоотношений также страдает: от трудности с приобретением друзей, трудностей с участием в играх, в которых задействовано воображение, в крайних случаях доходя до видимого отсутствия интереса к любым контактам со сверстниками[1]:50.
Также присутствуют проблемы в невербальном коммуникативном поведении: аномалия зрительного контакта (больным трудно поддерживать зрительный контакт, более того, он может вызывать неприятные ощущения), языка тела или телесной ориентации, речевой интонации, или проблемы с использованием и пониманием сути невербального общения. Лица с РАС могут выучить несколько функциональных жестов, но их репертуар меньше, чем у других людей, спонтанно в общении они не могут адекватно использовать жесты[1]:54. В крайних случаях доходит до полного отсутствия зрительного контакта, мимики или жестов[1]:50—54
Характерны крайне ограниченные и зацикленные на одном интересы (также может присутствовать сильная привязанность к необычным предметам)[1]:50. Подобные интересы обычно неадекватны по интенсивности или фокусу внимания (например, увлечение ребёнка пылесосами; привязанность ребёнка к какой-либо кухонной утвари; у аутичного взрослого — запись расписаний часами напролёт)[1]:54. На более поздних этапах жизни специальные интересы могут стать источником мотивации и удовольствия, а в некоторых случаях — стать основой работы или карьеры[1]:54.
Патологическая реакция на входную сенсорную информацию (например, видимое безразличие к температуре окружающей среды, безразличие к боли, негативная реакция на определённые звуки или шумы)[1]:50.
Стереотипность, повторяемость поведения, интересов или деятельности в целом[1]:50. Это может проявляться в стереотипных движениях, у детей — в выстраивание игрушек в строгом порядке, идиосинкразических фразах или эхолалии (стереотипном повторении фраз других людей)[1]:50. Чрезмерная потребность в неизменности и постоянности (например, неизменный распорядок дня, неизменный маршрут прогулки или однообразная еда)[1]:50.
Многие взрослые с расстройством аутистического спектра учатся подавлять стереотипное повторяющееся поведение на публике, удаётся это у лиц без умственной отсталости и речевых затруднений[1]:54.
При присутствии коморбидного кататонического синдрома (кататонии) у лица с расстройством аутистического спектра, в DSM-5 используется дополнительный код 293.89/F06.1.
Для постановки диагноза по DSM-5 «расстройство аутистического спектра» (код 299.00 / F84.0) перечисленные в этом разделе симптомы должны вызывать клинически значимое ухудшение в социальной, профессиональной или других важных сферах повседневного функционирования, иначе диагноз не ставится[1]:50.
Связанные особенности, подтверждающие диагноз[править | править код]
Многие люди с расстройством аутистического спектра также имеют интеллектуальные нарушения и/или речевые расстройства (например, медленную речь)[1]:55. Часто присутствуют двигательные («моторные») отклонения от нормы, например странная походка, ходьба на цыпочках и т. п.[1]:55 Могут присутствовать стереотипные самоповреждения.
Взрослые и подростки с расстройством аутистического спектра склонны к депрессии и тревоге[1]:55.
Возможно кататоноподобное поведение, не доходящее до кататонического эпизода. Однако в некоторые случаях случаются полноценные кататонические приступы.
Кататония[править | править код]
В своей самой острой, тяжёлой форме кататония характеризуется отсутствием движения (акинезия), отсутствием речи (мутизмом), длительным сохранением однообразных поз (каталепсии) и восковой гибкостью. Финк и Тейлор ввели термин «кататонический спектр» для обозначения всего ранга проявлений кататонии[4]. По данным двух исследований, кататония наблюдается у 12—17 % молодых людей с расстройством аутистического спектра[5]. Уинг и Шах обнаружили, что возраст манифестации кататонии — 10—30 лет, с пиком 15—19 лет, при этом 6 % из кататоников — пациенты с расстройством аутистического спектра[6].
Проводились исследования оценки взаимосвязи расстройства аутистического спектра и кататонии[7][6][8]. Dhossche охарактеризовал аутизм как «раннее выражение кататонии»[9]. В результате его исследований, а также соответствующей литературы, вероятна общая генетическая этиология кататонии и аутизма (гены под подозрением расположены в длинном плече хромосомы 15)[9][10]. Аномальная функция гамма-аминомасляной кислоты (ГАМК) связана с обоими расстройствами.
Медицинские классификаторы[править | править код]
DSM-5[править | править код]
По современному американскому Диагностическому и статистическому руководству по психическим расстройствам пятого издания (DSM-5) нижеследующие 4 расстройства из предыдущего издания (DSM-IV) объединены в одно — расстройство аутистического спектра[11]:
- аутистическое расстройство;
- синдром Аспергера;
- детское дезинтегративное расстройство;
- первазивное расстройство развития без дополнительных уточнений (PDD-NOS).
В США лицам с надёжно установленным аутистическим расстройством, синдромом Аспергера, детским дезинтегративным расстройством и первазивным расстройством развития без дополнительных уточнений (PDD-NOS) по DSM-IV-TR согласно новой редакции классификатора DSM-5 с 2013 года врачами-психиатрами при повторном освидетельствовании поставлен диагноз «расстройство аутистического спектра».
МКБ[править | править код]
МКБ-10[править | править код]
По Международной классификации болезней десятого пересмотра (МКБ-10) к общим расстройствам развития относятся:
- F84.084.0 Детский аутизм
- F84.01 Детский аутизм, обусловленный органическим заболеванием головного мозга
- F84.02 Детский аутизм вследствие других причин
- F84.184.1 Атипичный аутизм
- F84.11 Атипичный аутизм с умственной отсталостью
- F84.12 Атипичный аутизм без умственной отсталости
- F84.284.2 Синдром Ретта
- F84.384.3 Другие дезинтегративные расстройства детского возраста (дезинтегративный психоз или синдром Геллера)
- F84.484.4 Гиперактивное расстройство, сочетающееся с умственной отсталостью и стереотипными движениями (умственная отсталость с двигательной расторможенностью и стереотипными движениями)
- F84.584.5 Синдром Аспергера
- F84.884.8 Другие общие расстройства развития
- F84.984.9 Общее расстройство развития, неуточнённое.
Рубрика «общие расстройства развития» и включают расстройства аутистического спектра. Состояния, обозначенные как F84.2, F84.3 и F84.4, считаются редкими. Ведутся дискуссии о том, являются ли они частью аутического спектра. «Высокофункциональным аутизмом» называется детский аутизм (F84.0) с IQ более 70. Он не входит в качестве формальной категории ни в одну из двух классификаций.
Однако диагноз «расстройство аутистического спектра» в МКБ-10 отсутствует.
МКБ-11[править | править код]
В версии МКБ-11 2018 года появилась диагностическая единица «расстройство аутистического спектра» (код 6A02)[2].
В МКБ-11 расстройство аутистического спектра делится на подтипы с указанием наличия/отсутствия расстройства интеллекта и указанием способности человека использовать «функциональный язык» (англ. functional language; устный или письменный), то есть речь в качестве средства для выражения личных потребностей или желаний[2].
Выделяются следующие подтипы:[2]
- 6A02.0 РАС без расстройства интеллектуального развития и без нарушений функционального языка, либо с мягким нарушением.
- 6A02.1 РАС с расстройством интеллектуального развития и без нарушений функционального языка, либо с мягким нарушением.
- 6A02.2 РАС без расстройства интеллектуального развития и c нарушением функционального языка.
- 6A02.3 РАС с расстройством интеллектуального развития и с нарушением функционального языка.
- 6A02.4 РАС без расстройства интеллектуального развития и с отсутствием функционального языка.
- 6A02.5 РАС с расстройством интеллектуального развития и с отсутствием функционального языка.
- 6A02.Y Другое уточнённое расстройство аутистического спектра.
- 6A02.Z Расстройство аутистического спектра, неуточнённое.
Эпидемиология[править | править код]
Распространённость расстройства аутистического спектра в США и других странах оценивается в 1 % населения[1]:55.
Дифференциальная диагностика[править | править код]
При постановке диагноза «расстройство аутистического спектра» по DSM-5 необходимо исключить синдром Ретта (кода нет), селективный мутизм (312.23/F94.0), речевые расстройства и социальное (прагматическое) расстройство коммуникации (315.39/F80.89), умственную отсталость без расстройства аутистического спектра (319/F70—F73), синдром дефицита внимания и гиперактивности, также известный как СДВГ (314.01/F90.2, 314.00/F90.0, 314.01/F90.8, 314.01/F90.9), стереотипные повторяющиеся движения (307.3/F98.4), шизофрению (295.90/F20.9)[1]:57—58. В скобках указаны диагностические коды расстройств в DSM-5, по сути являющиеся кодами МКБ-9-КМ и МКБ-10-КМ, для облегчения поиска расстройств в классификаторе.
Социализация и обучение[править | править код]
Эта статья или раздел описывает ситуацию применительно лишь к одному региону, возможно, нарушая при этом правило о взвешенности изложения. Вы можете помочь Википедии, добавив информацию для других стран и регионов. |
Программы поддержки людей с расстройством аутистического спектра должны опираться на принцип преемственности на всех этапах жизни — от раннего детства до взрослости. Основными условиями для успешного инклюзивного образования учащихся с расстройством аутистического спектра являются подготовленный педагогический состав (использующий специальные методы и приемы организации процесса обучения и адаптации программного материала), а также наличие тьютора[12].
В образовательной практике США доказана эффективность поведенческих подходов: системы поддержания желательного поведения и дифференцированного обучения на уровне класса; прикладного анализа поведения — на уровне отдельных учеников[3].
Инклюзия детей с РАС в российской системе образования[править | править код]
Редакция закона № 273-ФЗ от 29 декабря 2012 года «Об образовании» впервые закрепила на законодательном уровне право на доступное и качественное образование для детей с расстройством аутистического спектра. В Приложении 8 к приказу Минобрнауки России от 19 декабря 2014 года № 1598 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» представлен ФГОС начального общего образования для детей с расстройством аутистического спектра.
По данным Института проблем инклюзивного образования МГППУ, в 2012 году доля детей с расстройством аутистического спектра, получающих образование в инклюзивных условиях образования города Москвы, составляла 4 % в отношении ко всем детям с инвалидностью, а в 2014 году — 7,8 %[12].
Терапия[править | править код]
В другом языковом разделе есть более полная статья Autism therapies (англ.).
Основным лечением при кататонии при расстройстве аутистического спектра является применение бензодиазепинов, при этом антипсихотические средства не рекомендуются к применению. В случае тяжёлой кататонии внутривенное введение бензодиазепиновых транквилизаторов лоразепама, диазепама или барбитурата амобарбитала снимает кататонические симптомы у более чем половины пациентов с расстройством аутистического спектра[13].
Для терапии социальной тревожности и повышения социальной адаптивности у аутичных взрослых также исследуются экспериментальные методы психоделической психотерапии эмпатогеном MDMA[14].
См. также[править | править код]
- Расстройства шизофренического спектра
- Расстройство аутистического спектра
- Детский аутизм
- Синдром Аспергера
- Синдром саванта
- Высокофункциональный аутизм
Примечания[править | править код]
- ↑ 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 American Psychiatric Association. Diagnostic and Statistical Manual of Mental Disorders, Fifth Edition (DSM-5). — Arlington, VA: American Psychiatric Publishing, 2013. — 992 p. — ISBN 978-0-89042-554-1. — ISBN 978-0-89042-555-8. — ISBN 0-89042-554-X.
- ↑ 1 2 3 4 5 World Health Organisation. ICD-11 for Mortality and Morbidity Statistics (2018): 6A02 Autism spectrum disorder (англ.) (2018). Дата обращения 2 ноября 2018.
- ↑ 1 2 Лич Д. Прикладной анализ поведения. Методики инклюзии учащихся с РАС. — М.: Оперант, 2015.
- ↑ Max Fink, author2=Michael Alan Taylor. Catatonia: A Clinician’s Guide to Diagnosis and Treatment (неопр.). — Cambridge University Press, 2003. — С. 30. — ISBN 978-0-521-82226-8.
- ↑ Eds. S. Hossein Fatemi, Paula J. Clayton. The Medical Basis of Psychiatry (неопр.). — New York, NY: Springer New York, 2016. — С. 463. — ISBN 978-1-4939-2527-8. — doi:10.1007/978-1-4939-2528-5.
- ↑ 1 2 Wing, L., Shah A. Catatonia in autistic spectrum disorders (англ.) // British Journal of Psychiatry. — Royal College of Psychiatrists (англ.)русск., 2000. — Vol. 176, no. 4. — P. 357—362. — ISSN 0007-1250. — doi:10.1192/bjp.176.4.357.
- ↑ Dhossche D. Brief report: catatonia in autistic disorders (англ.) // Journal of Autism and Developmental Disorders (англ.)русск.. — 1998. — Vol. 28, no. 4. — P. 329—331. — PMID 9711489.
- ↑ Realmuto G. M., August, G. J. Catatonia in autistic disorder: A sign of comorbidity or variable expression? (англ.) // Journal of Autism and Developmental Disorders (англ.)русск. : journal. — Springer Nature, 1991. — Vol. 21, no. 4. — P. 517—528. — ISSN 0162-3257. — doi:10.1007/bf02206874.
- ↑ 1 2 Dhossche D. M. Autism as early expression of catatonia (неопр.) // Medical science monitor: international medical journal of experimental and clinical research. — 2004. — Т. 10, № 3. — С. 31—39. — ISSN 1234-1010. — PMID 14976444.
- ↑ Stöber G., Seelow D., Ruschendorf F., Ekici A., Beckmann H., Reis A. Periodic catatonia: confirmation of linkage to chromosome 15 and further evidence for genetic heterogeneity (англ.) // Human Genetics : journal. — Springer Nature, 2002. — Vol. 111, no. 4—5. — P. 323—330. — ISSN 0340-6717. — doi:10.1007/s00439-002-0805-4. — PMID 12384773.
- ↑ Autism spectrum disorder fact sheet. American Psychiatric Publishing (2013). Дата обращения 26 мая 2016. Архивировано 8 июля 2016 года.
- ↑ 1 2 Алехина С. В. Дети с расстройствами аутистического спектра в образовании столицы // Аутизм и нарушения развития. — 2014. — № 3. — с. 4-7.
- ↑ Dirk Marcel Dhossche, Lorna Wing, Masataka Ohta and Klaus‐Jürgen Neumärker. Catatonia in Autism Spectrum Disorders (неопр.). — Elsevier, 2006. — ISBN 978-0-08-046338-4.:274
- ↑ Danforth, Alicia L.; Struble, Christopher M.; Yazar-Klosinski, Berra; Grob, Charles S. MDMA-assisted therapy: A new treatment model for social anxiety in autistic adults (англ.) // Progress in Neuro-Psychopharmacology and Biological Psychiatry (англ.)русск. : journal. — 2016. — Vol. 64. — P. 237—249. — ISSN 02785846. — doi:10.1016/j.pnpbp.2015.03.011.
Литература[править | править код]
- Dirk Marcel Dhossche, Lorna Wing, Masataka Ohta and Klaus‐Jürgen Neumärker. Catatonia in Autism Spectrum Disorders (неопр.). — Elsevier, 2006. — ISBN 978-0-08-046338-4. (англ.)
- Dianne Zager, David F. Cihak, Angi Stone-MacDonald. Autism Spectrum Disorders: Identification, Education, and Treatment (англ.). — Taylor & Francis, 2016. — ISBN 978-1-317-74375-0. (англ.)
- Brenda Smith Myles. Autism Spectrum Disorders: A Handbook for Parents and Professionals (англ.). — Greenwood Publishing Group, 2007. — ISBN 978-0-313-33632-4. (англ.)
- Tony Charman, Wendy Stone. Social and Communication Development in Autism Spectrum Disorders: Early Identification, Diagnosis, and Intervention (англ.). — Guilford Press (англ.)русск., 2008. — ISBN 978-1-59385-713-4. (англ.)
- Leo Kanner. Autistic disturbances of affective contact (неопр.) // The Nervous Child. — 1943. — Т. 2. — С. 217—250. (англ.)
Ссылки[править | править код]
- Расстройства аутистического спектра — диагностические критерии DSM-5
- Расстройства аутического спектра в DSM-IV и МКБ-10
- Аутизм: наука и практика. По страницам журнала «Аутизм и нарушения развития» (2003—2014) — сборник статей
- Аутизм и нарушения развития — научно-практический журнал
- Детский аутизм: исследования и практика — сборник статей
- Как мыслят аутисты? / Подготовил Антон Солдатов // Psychologies. — OOO «Хёрст Шкулёв Паблишинг». — Дата обращения: 08.12.2019. (Из кн.: Тэмпл Грандин. Отворяя дверь надежды : Мой опыт преодоления аутизма. — Теревинф, 2012.)
Источник