Рас синдром что это такое

Рас синдром что это такое thumbnail

Расстро́йство аутисти́ческого спе́ктра (сокращённо РАС, англ. autism spectrum disorder, ASD; включающее в себя устаревшие диагнозы: детский аутизм, ранний инфантильный аутизм, атипичный аутизм, аутизм Каннера, высокофункциональный аутизм, первазивное расстройство развития без дополнительных уточнений, детское дезинтегративное расстройство и синдром Аспергера[1]:53) — нейроонтогенетическое расстройство[2], то есть расстройство психического развития с наступлением в младенчестве или детстве, характеризующееся стойким дефицитом способности начинать и поддерживать социальное взаимодействие и общественные связи, а также ограниченными интересами и часто повторяющимися поведенческими действиями[2]. Основная характеристика расстройства — дефицит в социальной коммуникации и социальном взаимодействии[1]:50. Главным дефицитом у людей с расстройством аутистического спектра являются навыки разделённого внимания и взаимности при контакте[3] (согласованности с партнёром по общению). Среди лиц с расстройством аутистического спектра часто встречается умственная отсталость[1]:40, однако встречаются и высокофункциональные индивидуумы с данным расстройством.

Причины[править | править код]

Возможно существует много факторов повышающих вероятность РАС у ребенка, в их числе факторы окружающий среды и генетика[4].

Вакцинация[править | править код]

ВОЗ заявляет, что вакцины не вызывают расстройства аутистического спектра. «Этот вывод был сделан по результатам множества исследований, проводившихся на очень больших группах людей.»[5][4].

В исследовании 1998 г. в котором высказывалось предположительная возможность связи вакцины против кори-паротита-краснухи (КПК) и аутизма, были найдены серьезные ошибки и намеренные искажения. Исследование отозвано опубликовавшим его журналом. Данная публикация вызвала панику повлекшую отказ от прививок и следствии к вспышкам этих заболеваний[6][4].

Клиническая картина[править | править код]

Лица с расстройством аутистического спектра испытывают проблемы в социальной коммуникации: например, не могут поддержать диалог, испытывают проблемы социального сближения, имеют сниженную способность к разделению интересов, эмоций, всё это может доходить до неспособности начинать или реагировать на социальные взаимодействия[1]:50.

Поддержание и понимание социальных взаимоотношений также страдает: от трудности с приобретением друзей, трудностей с участием в играх, в которых задействовано воображение, в крайних случаях доходя до видимого отсутствия интереса к любым контактам со сверстниками[1]:50.

Также присутствуют проблемы в невербальном коммуникативном поведении: аномалия зрительного контакта (больным трудно поддерживать зрительный контакт, более того, он может вызывать неприятные ощущения), языка тела или телесной ориентации, речевой интонации, или проблемы с использованием и пониманием сути невербального общения. Лица с РАС могут выучить несколько функциональных жестов, но их репертуар меньше, чем у других людей, спонтанно в общении они не могут адекватно использовать жесты[1]:54. В крайних случаях доходит до полного отсутствия зрительного контакта, мимики или жестов[1]:50—54

Характерны крайне ограниченные и зацикленные на одном интересы (также может присутствовать сильная привязанность к необычным предметам)[1]:50. Подобные интересы обычно неадекватны по интенсивности или фокусу внимания (например, увлечение ребёнка пылесосами; привязанность ребёнка к какой-либо кухонной утвари; у аутичного взрослого — запись расписаний часами напролёт)[1]:54. На более поздних этапах жизни специальные интересы могут стать источником мотивации и удовольствия, а в некоторых случаях — стать основой работы или карьеры[1]:54.

Патологическая реакция на входную сенсорную информацию (например, видимое безразличие к температуре окружающей среды, безразличие к боли, негативная реакция на определённые звуки или шумы)[1]:50.

Стереотипность, повторяемость поведения, интересов или деятельности в целом[1]:50. Это может проявляться в стереотипных движениях, у детей — в выстраивании игрушек в строгом порядке, идиосинкразических фразах или эхолалии (стереотипном повторении фраз других людей)[1]:50. Чрезмерная потребность в неизменности и постоянности (например, неизменный распорядок дня, неизменный маршрут прогулки или однообразная еда)[1]:50.

Многие взрослые с расстройством аутистического спектра учатся подавлять стереотипное повторяющееся поведение на публике, удаётся это у лиц без умственной отсталости и речевых затруднений[1]:54.

При присутствии коморбидного кататонического синдрома (кататонии) у лица с расстройством аутистического спектра, в DSM-5 используется дополнительный код 293.89/F06.1.

Для постановки диагноза по DSM-5 «расстройство аутистического спектра» (код 299.00 / F84.0) перечисленные в этом разделе симптомы должны вызывать клинически значимое ухудшение в социальной, профессиональной или других важных сферах повседневного функционирования, иначе диагноз не ставится[1]:50.

Связанные особенности, подтверждающие диагноз[править | править код]

Многие люди с расстройством аутистического спектра также имеют интеллектуальные нарушения и/или речевые расстройства (например, медленную речь)[1]:55. Часто присутствуют двигательные («моторные») отклонения от нормы, например странная походка, ходьба на цыпочках и т. п.[1]:55 Могут присутствовать стереотипные самоповреждения.

Взрослые и подростки с расстройством аутистического спектра склонны к депрессии и тревоге[1]:55.

Возможно кататоноподобное поведение, не доходящее до кататонического эпизода. Однако в некоторые случаях случаются полноценные кататонические приступы.

Кататония[править | править код]

В своей самой острой, тяжёлой форме кататония характеризуется отсутствием движения (акинезия), отсутствием речи (мутизмом), длительным сохранением однообразных поз (каталепсии) и восковой гибкостью. Финк и Тейлор ввели термин «кататонический спектр» для обозначения всего ранга проявлений кататонии[7]. По данным двух исследований, кататония наблюдается у 12—17 % молодых людей с расстройством аутистического спектра[8]. Уинг и Шах обнаружили, что возраст манифестации кататонии — 10—30 лет, с пиком 15—19 лет, при этом 6 % из кататоников — пациенты с расстройством аутистического спектра[9].

Читайте также:  У меня синдромом нижней косой мышцы головы

Проводились исследования оценки взаимосвязи расстройства аутистического спектра и кататонии[10][9][11]. Dhossche охарактеризовал аутизм как «раннее выражение кататонии»[12]. В результате его исследований, а также соответствующей литературы, вероятна общая генетическая этиология кататонии и аутизма (гены под подозрением расположены в длинном плече хромосомы 15)[12][13]. Аномальная функция гамма-аминомасляной кислоты (ГАМК) связана с обоими расстройствами.

Медицинские классификаторы[править | править код]

DSM-5[править | править код]

По современному американскому Диагностическому и статистическому руководству по психическим расстройствам пятого издания (DSM-5) нижеследующие 4 расстройства из предыдущего издания (DSM-IV) объединены в одно — расстройство аутистического спектра[14]:

  • аутистическое расстройство;
  • синдром Аспергера;
  • детское дезинтегративное расстройство;
  • первазивное расстройство развития без дополнительных уточнений (PDD-NOS).

В США лицам с надёжно установленным аутистическим расстройством, синдромом Аспергера, детским дезинтегративным расстройством и первазивным расстройством развития без дополнительных уточнений (PDD-NOS) по DSM-IV-TR согласно новой редакции классификатора DSM-5 с 2013 года врачами-психиатрами при повторном освидетельствовании поставлен диагноз «расстройство аутистического спектра».

МКБ[править | править код]

МКБ-10[править | править код]

По Международной классификации болезней десятого пересмотра (МКБ-10) к общим расстройствам развития относятся:

  • F84.084.0 Детский аутизм
    • F84.01 Детский аутизм, обусловленный органическим заболеванием головного мозга
    • F84.02 Детский аутизм вследствие других причин
  • F84.184.1 Атипичный аутизм
    • F84.11 Атипичный аутизм с умственной отсталостью
    • F84.12 Атипичный аутизм без умственной отсталости
  • F84.284.2 Синдром Ретта
  • F84.384.3 Другие дезинтегративные расстройства детского возраста (дезинтегративный психоз или синдром Геллера)
  • F84.484.4 Гиперактивное расстройство, сочетающееся с умственной отсталостью и стереотипными движениями (умственная отсталость с двигательной расторможенностью и стереотипными движениями)
  • F84.584.5 Синдром Аспергера
  • F84.884.8 Другие общие расстройства развития
  • F84.984.9 Общее расстройство развития, неуточнённое.

Рубрика «общие расстройства развития» и включают расстройства аутистического спектра. Состояния, обозначенные как F84.2, F84.3 и F84.4, считаются редкими. Ведутся дискуссии о том, являются ли они частью аутического спектра. «Высокофункциональным аутизмом» называется детский аутизм (F84.0) с IQ более 70. Он не входит в качестве формальной категории ни в одну из двух классификаций.

Однако диагноз «расстройство аутистического спектра» в МКБ-10 отсутствует.

МКБ-11[править | править код]

В версии МКБ-11 2018 года появилась диагностическая единица «расстройство аутистического спектра» (код 6A02)[2].

В МКБ-11 расстройство аутистического спектра делится на подтипы с указанием наличия/отсутствия расстройства интеллекта и указанием способности человека использовать «функциональный язык» (англ. functional language; устный или письменный), то есть речь в качестве средства для выражения личных потребностей или желаний[2].

Выделяются следующие подтипы:[2]

  • 6A02.0 РАС без расстройства интеллектуального развития и без нарушений функционального языка, либо с мягким нарушением.
  • 6A02.1 РАС с расстройством интеллектуального развития и без нарушений функционального языка, либо с мягким нарушением.
  • 6A02.2 РАС без расстройства интеллектуального развития и c нарушением функционального языка.
  • 6A02.3 РАС с расстройством интеллектуального развития и с нарушением функционального языка.
  • 6A02.4 РАС без расстройства интеллектуального развития и с отсутствием функционального языка.
  • 6A02.5 РАС с расстройством интеллектуального развития и с отсутствием функционального языка.
  • 6A02.Y Другое уточнённое расстройство аутистического спектра.
  • 6A02.Z Расстройство аутистического спектра, неуточнённое.

Эпидемиология[править | править код]

Распространённость расстройства аутистического спектра в США и других странах оценивается в 1 % населения[1]:55. Один ребенок из 160 детей страдает расстройством аутистического спектра[4].

Дифференциальная диагностика[править | править код]

При постановке диагноза «расстройство аутистического спектра» по DSM-5 необходимо исключить синдром Ретта (кода нет), селективный мутизм (312.23/F94.0), речевые расстройства и социальное (прагматическое) расстройство коммуникации (315.39/F80.89), умственную отсталость без расстройства аутистического спектра (319/F70—F73), синдром дефицита внимания и гиперактивности, также известный как СДВГ (314.01/F90.2, 314.00/F90.0, 314.01/F90.8, 314.01/F90.9), стереотипные повторяющиеся движения (307.3/F98.4), шизофрению (295.90/F20.9)[1]:57—58. В скобках указаны диагностические коды расстройств в DSM-5, по сути являющиеся кодами МКБ-9-КМ и МКБ-10-КМ, для облегчения поиска расстройств в классификаторе.

Социализация и обучение[править | править код]

Эта статья или раздел описывает ситуацию применительно лишь к одному региону, возможно, нарушая при этом правило о взвешенности изложения.

Вы можете помочь Википедии, добавив информацию для других стран и регионов.

Программы поддержки людей с расстройством аутистического спектра должны опираться на принцип преемственности на всех этапах жизни — от раннего детства до взрослости. Основными условиями для успешного инклюзивного образования учащихся с расстройством аутистического спектра являются подготовленный педагогический состав (использующий специальные методы и приемы организации процесса обучения и адаптации программного материала), а также наличие тьютора[15].

Читайте также:  Обструктивный синдром мкб 10 код

В образовательной практике США доказана эффективность поведенческих подходов: системы поддержания желательного поведения и дифференцированного обучения на уровне класса; прикладного анализа поведения — на уровне отдельных учеников[3].

Инклюзия детей с РАС в российской системе образования[править | править код]

Редакция закона № 273-ФЗ от 29 декабря 2012 года «Об образовании» впервые закрепила на законодательном уровне право на доступное и качественное образование для детей с расстройством аутистического спектра. В Приложении 8 к приказу Минобрнауки России от 19 декабря 2014 года № 1598 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» представлен ФГОС начального общего образования для детей с расстройством аутистического спектра.

По данным Института проблем инклюзивного образования МГППУ, в 2012 году доля детей с расстройством аутистического спектра, получающих образование в инклюзивных условиях образования города Москвы, составляла 4 % в отношении ко всем детям с инвалидностью, а в 2014 году — 7,8 %[15].

Терапия[править | править код]

В другом языковом разделе есть более полная статья Autism therapies (англ.).

Основным лечением при кататонии при расстройстве аутистического спектра является применение бензодиазепинов, при этом антипсихотические средства не рекомендуются к применению. В случае тяжёлой кататонии внутривенное введение бензодиазепиновых транквилизаторов лоразепама, диазепама или барбитурата амобарбитала снимает кататонические симптомы у более чем половины пациентов с расстройством аутистического спектра[16].

Для терапии социальной тревожности и повышения социальной адаптивности у аутичных взрослых также исследуются экспериментальные методы психоделической психотерапии эмпатогеном MDMA[17].

См. также[править | править код]

  • Расстройства шизофренического спектра
  • Детский аутизм
  • Синдром Аспергера
  • Синдром саванта
  • Высокофункциональный аутизм

Примечания[править | править код]

  1. 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 American Psychiatric Association. Diagnostic and Statistical Manual of Mental Disorders, Fifth Edition (DSM-5). — Arlington, VA: American Psychiatric Publishing, 2013. — 992 p. — ISBN 978-0-89042-554-1. — ISBN 978-0-89042-555-8. — ISBN 0-89042-554-X.
  2. 1 2 3 4 5 World Health Organisation. ICD-11 for Mortality and Morbidity Statistics (2018): 6A02 Autism spectrum disorder (англ.) (2018). Дата обращения 2 ноября 2018.
  3. 1 2 Лич Д. Прикладной анализ поведения. Методики инклюзии учащихся с РАС. — М.: Оперант, 2015.
  4. 1 2 3 4 [[|Всемирная оранизация здравоохранения]]. Расстройства аутистического спектра (РАС). www.who.int (7 ноября 2019 г.). Дата обращения 11 июня 2020.
  5. ↑ Часто задаваемые вопросы о вакцинах. Всемирная организация здравоохранения (26 августа 2019). Дата обращения 18 ноября 2019.
  6. Всемирная организация здравоохранения. Вопросы и ответы об иммунизации и безопасности вакцин. WHO (Апрель 2018 г.). Дата обращения 24 апреля 2020.
  7. Max Fink, author2=Michael Alan Taylor. Catatonia: A Clinician’s Guide to Diagnosis and Treatment (неопр.). — Cambridge University Press, 2003. — С. 30. — ISBN 978-0-521-82226-8.
  8. Eds. S. Hossein Fatemi, Paula J. Clayton. The Medical Basis of Psychiatry (неопр.). — New York, NY: Springer New York, 2016. — С. 463. — ISBN 978-1-4939-2527-8. — doi:10.1007/978-1-4939-2528-5.
  9. 1 2 Wing, L., Shah A. Catatonia in autistic spectrum disorders (англ.) // British Journal of Psychiatry. — Royal College of Psychiatrists (англ.)русск., 2000. — Vol. 176, no. 4. — P. 357—362. — ISSN 0007-1250. — doi:10.1192/bjp.176.4.357.
  10. Dhossche D. Brief report: catatonia in autistic disorders (англ.) // Journal of Autism and Developmental Disorders (англ.)русск.. — 1998. — Vol. 28, no. 4. — P. 329—331. — PMID 9711489.
  11. Realmuto G. M., August, G. J. Catatonia in autistic disorder: A sign of comorbidity or variable expression? (англ.) // Journal of Autism and Developmental Disorders (англ.)русск. : journal. — Springer Nature, 1991. — Vol. 21, no. 4. — P. 517—528. — ISSN 0162-3257. — doi:10.1007/bf02206874.
  12. 1 2 Dhossche D. M. Autism as early expression of catatonia (неопр.) // Medical science monitor: international medical journal of experimental and clinical research. — 2004. — Т. 10, № 3. — С. 31—39. — ISSN 1234-1010. — PMID 14976444.
  13. Stöber G., Seelow D., Ruschendorf F., Ekici A., Beckmann H., Reis A. Periodic catatonia: confirmation of linkage to chromosome 15 and further evidence for genetic heterogeneity (англ.) // Human Genetics : journal. — Springer Nature, 2002. — Vol. 111, no. 4—5. — P. 323—330. — ISSN 0340-6717. — doi:10.1007/s00439-002-0805-4. — PMID 12384773.
  14. ↑ Autism spectrum disorder fact sheet. American Psychiatric Publishing (2013). Дата обращения 26 мая 2016. Архивировано 8 июля 2016 года.
  15. 1 2 Алехина С. В. Дети с расстройствами аутистического спектра в образовании столицы // Аутизм и нарушения развития. — 2014. — № 3. — с. 4-7.
  16. Dirk Marcel Dhossche, Lorna Wing, Masataka Ohta and Klaus‐Jürgen Neumärker. Catatonia in Autism Spectrum Disorders (неопр.). — Elsevier, 2006. — ISBN 978-0-08-046338-4.:274
  17. Danforth, Alicia L.; Struble, Christopher M.; Yazar-Klosinski, Berra; Grob, Charles S. MDMA-assisted therapy: A new treatment model for social anxiety in autistic adults (англ.) // Progress in Neuro-Psychopharmacology and Biological Psychiatry (англ.)русск. : journal. — 2016. — Vol. 64. — P. 237—249. — ISSN 02785846. — doi:10.1016/j.pnpbp.2015.03.011.
Читайте также:  Определить на узи в 20 недель синдром дауна

Литература[править | править код]

  • Dirk Marcel Dhossche, Lorna Wing, Masataka Ohta and Klaus‐Jürgen Neumärker. Catatonia in Autism Spectrum Disorders (неопр.). — Elsevier, 2006. — ISBN 978-0-08-046338-4. (англ.)
  • Dianne Zager, David F. Cihak, Angi Stone-MacDonald. Autism Spectrum Disorders: Identification, Education, and Treatment (англ.). — Taylor & Francis, 2016. — ISBN 978-1-317-74375-0. (англ.)
  • Brenda Smith Myles. Autism Spectrum Disorders: A Handbook for Parents and Professionals (англ.). — Greenwood Publishing Group, 2007. — ISBN 978-0-313-33632-4. (англ.)
  • Tony Charman, Wendy Stone. Social and Communication Development in Autism Spectrum Disorders: Early Identification, Diagnosis, and Intervention (англ.). — Guilford Press (англ.)русск., 2008. — ISBN 978-1-59385-713-4. (англ.)
  • Leo Kanner. Autistic disturbances of affective contact (неопр.) // The Nervous Child. — 1943. — Т. 2. — С. 217—250. (англ.)

Ссылки[править | править код]

  • Расстройства аутистического спектра — диагностические критерии DSM-5
  • Расстройства аутического спектра в DSM-IV и МКБ-10
  • Аутизм: наука и практика. По страницам журнала «Аутизм и нарушения развития» (2003—2014) — сборник статей
  • Аутизм и нарушения развития — научно-практический журнал
  • Детский аутизм: исследования и практика — сборник статей
  • Как мыслят аутисты? / Подготовил Антон Солдатов // Psychologies. — OOO «Хёрст Шкулёв Паблишинг». — Дата обращения: 08.12.2019. (Из кн.: Тэмпл Грандин. Отворяя дверь надежды : Мой опыт преодоления аутизма. — Теревинф, 2012.)

Источник

Расстройство аутистического спектра (РАС) — нарушение нервного развития, характеризующееся проблемами социального взаимодействия, а также ограниченными, повторяющимися моделями поведения.

Откуда берётся РАС?

Никто точно не знает. На настоящий момент больше всего достоверных данных за то, что РАС вызваны генетическими факторами, которые направляют развитие мозга по несколько другому пути.

Абсолютное большинство данных, полученных в результате качественно проведённых исследований, не подтверждают связь между вакцинацией и РАС.

С РАС могут быть ассоциированы интеллектуальные нарушения, синдром дефицита внимания и гиперактивности, а также некоторые эпилептические синдромы. РАС чаще встречается у детей с определенными генетическими заболеваниями, чем среди населения в целом.

Основные проявления РАС:

  • Отсутствие/регресс/задержка речи. Речь может быть нетипичной: рассказ о себе во 2 или 3 лице после 3 лет, только на определенные темы, повторение слов, сказанных другими; умеет, но не хочет говорить.
  • Отсутствие стремления делиться удовольствиями, интересами или достижениями; незаинтересованность во взаимодействии с другими; отсутствие зрительного контакта, ответной улыбки, непереносимость тактильного контакта.
  • Нарушение использования жестов, мимики и т.п.; монополизация разговора; неспособность понять юмор или сарказм.
  • Неспособность сформировать и поддерживать отношения со сверстниками (одиночные игры, агрессия, несоблюдение социальных условностей).
  • Стереотипное и повторяющееся поведение: раскачивание, перебирание чего-то в руках, ритуалы.

Все эти симптомы, разумеется, должны проявляться постоянно, тогда это повод обратиться к врачу и только тот, после тщательного осмотра и исключения других схожих состояний сможет поставить диагноз. Также можно пройти M-CHAT-R — тест на ранние признаки аутизма.

Хотя отдельные признаки можно заметить уже в год, диагноз РАС может быть поставлен не раньше 2-3 лет.

Что делать, если диагноз РАС подтвержден?

Цель лечения состоит в том, чтобы приблизить ребенка к независимости и улучшить качество жизни. Лечение складывается из поведенческих и образовательных вмешательств, направленных на основные симптомы. Программа лечения должна быть в высшей степени индивидуальной и подстраиваться под возраст, развитие и особенности ребёнка.

Основные принципы лечения:

  • Специфического фармакологического лечения РАС не существует.
  • Программа лечения должна быть изменена по мере изменения потребностей ребенка.
  • Максимально дружелюбная среда обучения.
  • Не менее 25 часов занятий в неделю, план занятий структурирован и предсказуем.
  • Учебный план с упором на внимание, имитацию, общение, игры, социальное взаимодействие, коррекцию поведения и самозащиту.
  • Один из основных инструментов: АВА-терапия (прикладной анализ поведения), ее элементы подходят всем.
  • Остальные методы терапии имеют низкий уровень доказательности, однако могут применяться с осторожностью при хорошем ответе конкретного ребёнка (речь не идет о хелировании, микротоках — доказательной базы нет в принципе).
  • Традиционная трудовая терапия часто используется для улучшения адаптивных способностей и улучшения мелкой моторики.
  • Активное участие семьи и обучение родителей значительно улучшит результаты.

Автор: Ольга Шемятовская, Невролог, Член Российского межрегионального общества по изучению боли, Член Общества специалистов доказательной медицины

Оригинал статьи: https://docdeti.ru/baza-znaniy/1007/

Источник