Работа с родителями детей с синдромом дауна

Работа с родителями детей с синдромом дауна thumbnail

Елена Савосина
Советы для родителей ребенка с синдромом Дауна

ГБУ СО «Ершовский реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями»

Конспект занятий на тему:

Советы для родителей ребенка с синдромом Дауна.

Психолог

Савосина Е. А.

г. Ершов

2018 год.

Дорогие родители!

Вы узнали, что у вашего ребенка синдром Дауна. Радость по поводу рождения вашего ребенка омрачена. Это не такой ребенок, как Вы ожидали, он другой, не тот на которого вы надеялись. Он иначе выглядит, он ведет себя по-другому, ему нужно больше помощи в развитии, чем всем другим детям, ему нужна также терапевтическая помощь и поддержка.

Синдром Дауна — и вот уже все изменилось. Но все же, Ваш ребенок с особенностями в развитии, прежде всего Ваш ребенок, со своей радостью и смехом, со своими потребностями в нежности и ласке.

Ваш ребенок такой же,как и все другие: ему нужно ласковое обращение, игра и удовольствия, друзья и подруги. Он дружелюбен, нуждается в друзьях, родителях, выполняют его желания и просьбы, не жертвуя собой, а понимая и любя. Дети с синдромом Дауна должны жить дальше и найти в своей жизни определенную поддержку.

В общении с ребенком:

-Всегда помните — что ваш ребенок это личность со своими надеждами, мечтами, правами и достоинствами.

-Не пытайтесь найти «проявления синдрома» в поведении ребенка, его эмоциях. Ваш ребенок может проявлять свои чувства, так же как и любой другой ребенок.

-Помните, что основные потребности Вашего ребенка ничем не отличаются от потребностей любого другого ребенка.

-Постарайтесь не забивать нуждами Вашего ребенка потребности всех остальных членов семьи. Ваша семья должна быть гармонична.

-Помните, что ребенок с синдромом Дауна не должен всецело занимать вашу жизнь. Не относитесь к нему, как к «кресту», который нужно нести.

-Ребенок с синдромом Дауна нуждается в любви своих родных и всегда отвечает им тем же!

В общении с другими людьми:

-Никогда не принимайте утверждений ни от друзей, ни от специалистов, которые звучат как «Они все такие как…». Настаивайте на том, что навыки и особенности вашего ребенка должны расцениваться индивидуально.

-Старайтесь отвечать спокойствием и достоинством на пристальные взгляды посторонних.

-Старайтесь, не стесняясь, честно отвечать на вопросы друзей и прохожих

-Заводите новых друзей, если это нужно, чтобы и вы и ваш ребенок чувствовали себя комфортно.

-Постарайтесь понять, что некоторые люди имеют большие или меньшие навыки в выражении сопереживания и участия в других людях.

-Используйте Интернет-сайты для переписки и обмена мнениями с такими же семьями.

В общении со специалистами:

-Спросите человека, который дает вам советы или информацию о том, что такое синдром Дауна, где он получил данную информацию, и какой опыт непосредственного общения с людьми с синдромом Дауна он имеет сам.

-Настаивайте на том, чтобы специалист, дающий информацию о синдроме Дауна, делал это одновременно для обоих родителей и тех родственников, которых родители считают нужным об этом проинформировать.

-Не позволяйте людям давать вам советы на ходу, это должно быть в приватном, удобном для беседы месте.

-Постарайтесь понять, что в точности никто не знает, что именно вам сказать и как наилучшим образом помочь именно вам,поэтому:

.задавайте любые вопросы относительно своего ребенка, даже если они могут показаться вам тривиальными;

.попросите познакомить вас с другими родителями детей с синдромом Дауна, чтобы поговорить с ними о том, что они чувствовали, когда в их семье родился ребенок, и как они чувствуют сейчас, если вам это кажется нужным;

.обсудите со специалистом, что для вас представляет наибольшие сложности, и попытайтесь совместно найти решение.

Помните, что родители всегда являются экспертами в вопросах, касающихся их собственного ребенка.

Источник

Государственное общеобразовательное учреждение

Забайкальский центр специального образования и развития «Открытый мир»

Консультации для родителей

детей с синдромом Дауна

Учитель-дефектолог: Тарбеева Е. В.

Консультация № 1

Зачем нужно специально заниматься с ребенком?

Обучая детей с синдромом Дауна, мы ставим перед собой задачу максимально развивать их познавательные возможности, подготовить к посещению школы и к самостоятельной жизни в будущем. Для этого необходимо:

  1. Планировать цель.

  2. Спланировать действия, приводящие к этой цели.

  3. Уметь выполнять каждое из этих действий в отдельности.

Например, если вы хотите купить хлеб, вам нужно выбрать одежду по сезону, надеть ее, взять деньги, запереть дверь, найти магазин, выбрать хлеб, расплатиться. И вы должны суметь сделать каждый шаг в отдельности, правильно спланировав порядок выполнения необходимых действий.

Задачей развития познавательной деятельности является развитие мышления, формирование и отработка отдельных навыков, а также обучение детей умению оперировать несколькими понятиями или навыками одновременно, что позволяет им лучше анализировать ситуацию, определять цель и планировать свои действия так, чтобы этой цели достичь.

Читайте также:  Нарушение интеллекта наиболее характерно для детей с синдромом

Мы можем обучать ребенка в процессе специально организованного занятия, используя дидактический материал, а также в бытовой деятельности и в игре.

Занимаясь с ребенком за столом, мы, как правило, отрабатываем отдельные умения или навыки, которые затем могут быть использованы в бытовой или игровой ситуации.

В бытовой деятельности мы обычно сами ставим ребенку цель и подсказываем необходимые шаги, которые приведут его к этой цели, постепенно уменьшая свое участие, по мере того как ребенок заучивает нужную последовательность действий.

Самостоятельно поставить цель, спланировать и выполнить цепочку действий ребенок может в игре. Сюжетная игра также позволяет понять цель и план тех действий, с которыми ребенок встречается в реальной жизни, поскольку игра позволяет многократно повторять их с комментариями и в нужном для ребенка темпе. Н-р, игра в поликлинику, во время которой вы проигрываете все то, что происходило с ребенком во время посещения врача. Кроме того умения переносить действия из реальной жизни в игру способствует развитию абстрактного мышления.

Часто получается так, что навык отработанный на занятии, оказывается востребованным только на занятии, так как обращение к нему в быту требует специального внимания родителей, а собственная игра оказывается менее развитой, чем его «академические навыки». И хотя ребенок правильно использует игрушки, он не может самостоятельно включить в свои игры новые, более сложные навыки и построить развернутый сюжет.

Не случайно большое внимание уделяется сюжетной игре, обычно дети не могут сами научиться играть, сколько бы игрушек у них не было. Общение со сверстниками оказывается недостаточно для того, чтобы этому научиться. Поэтому большая просьба уделить этому значительное внимание. Именно игра является тем полем, где происходит наиболее значимая часть обучения, связанная с целеполаганием и планированием действий.

Удачи, терпения и радости совместной деятельности с малышом

Консультация № 2

Как заниматься с ребенком?

Основой развития ребенка дошкольного возраста является его деятельность,так как мышление в этом возрасте имеет предметный характер. Ребенок знакомиться с миром через действия, которые он совершает с окружающими предметами. Эти действия ложатся в основу развития мышления. Старайтесь, чтобы деятельность Вашего ребенка была насыщенной и разнообразной. Все, что происходит вокруг, становится источником информации, обобщается и используется им. Для ребенка основные формы получения знаний – это игра и участие в бытовых делах и только потом — специально организованные дидактические занятия.

Как проводить занятия за столом?

Важно научить ребенка заниматься за столом. Для этого выбирайте такие виды деятельности, которые действительно требуют позы, сидя за столом. Вы можете всей семьей играть за столом в лото, рисовать или лепить, а вот строить дом из кубиков или катать машинку лучше на полу.

Сядьте за столик таким образом, чтобы ему было легко слышать инструкцию и видеть ваши жесты и действия. Если у ребенка нет детского стола, позаботьтесь о том, чтобы он правильно сидел за столом: поставьте скамеечку ему под ноги, убедитесь, что столешница находиться примерно на уровне его груди.

Инструкция, которую мы даем ребенку, должна соответствовать его уровню понимания речи. Она должна быть короткой и четкой, часто ее необходимо давать пошагово, говорить нужно медленно, подкрепляя свои слова жестами. Иногда вместо словесной инструкции можно показать ребенку, что он должен сделать. Обязательно выдержите паузу, давая ребенку подумать и ответить. Не торопите его!!! Подсказка, предложенная ребенку, когда он еще не успел «додумать», часто только сбивает его.

Если ребенок не справляется с заданием самостоятельно, можно помочь ему сконцентрировать внимание на нужном действии. Если этого оказывается недостаточно, помогите ребенку в выполнении правильного действия, взяв его руки в свои или выполнить часть задания вместо него. В любом случае постарайтесь, чтобы задание было закончено.

Как сделать занятия привлекательными для ребенка?

  1. Самое первое условие — эти задания должны нравиться вам самим.

  2. Необходимо использовать собственную мотивацию ребенка.

  3. Хвалите ребенка за хорошо выполненное задание. Если у него что-то не получается, можно похвалить его за попытку выполнить задание: «Молодец, почти сделал», и помочь ему доделать до конца.

  4. Избегайте негативной оценки действий ребенка и появления у него ощущения «неуспешности».

  5. Если ребенок отказывается от занятий, бросает игрушки, картинки, отворачивается, это сигнал, что задания или форма, в которой они предлагаются, не соответствуют уровню развития ребенка. В таком случае нужно попытаться понять, что именно вызывает трудности, и предложить ребенку более простые задания. Постарайтесь также изменить саму форму занятий, выделите основную цель каждого задания и попытаться решить ее в быту или включить в те игры, в которые вы играете с ребенком. Поняв, что играть с вами интересно, ребенок через некоторое время согласиться вернуться к занятиям за столом.

Читайте также:  Лобный синдром что это такое

Как обучать ребенка в быту?

Для развития представлений об окружающем мире и расширения сенсорного опыта ребенка необходимо включать его в различные виды деятельности, которыми занимаются другие члены семьи. Мытье полов способствует развитию точности движений. Стирка и выжимание белья руками, мытье посуды, заметание мусора на совок развивают навыки двуручной деятельности и позволяют ребенку получать новые сенсорные ощущения. Очень полезно также предлагать ребенку лепить из теста пирожки, носить белье в тазике, развешивать его и закреплять прищепками, работать в огороде и т.д.

Ребенок может помогать вам, выполняя отдельные поручения или подражания вашим действиям. Например, когда вы готовите салат, можно попросить ребенка достать миску и поставить ее на стол. А затем можно дать одноразовый пластмассовый ножик и предложить резать вареные овощи и зелень вместе с вами.

Просьбы, с которыми вы обращаетесь к ребенку должны быть простыми, но разнообразными. Обсуждайте с ними все, что вы делаете.

Ребенок должен не просто научиться выполнять отдельные хозяйственные дела, а заниматься этим регулярно. Обязательно хвалите его за то, что он сделал, а также за попытки помочь вам.

Консультация № 3

Пальчиковые игры на развитие мелкой моторики

«Пирожки»

Я купила масло,

Сахар и муку,

Полкило изюма,

Пачку творогу.

Пирожки пеку, пеку.

Всех друзей я в гости жду.

1. Поочередно загибаем пальцы при перечислении продуктов, начиная с мизинца;

2. имитация лепки пирожков (ладони полусогнуты);

3. движения ладонями раскрытыми вперед, имитирующие подзывание гостей.

«Дятел»

Тук-тук-тук, тук-тук-тук,

Раздаётся чей-то стук.

Это дятел на сосне

Долбит клювом по коре.

1. 6-7 раз подряд постучать кулачком правой руки по раскрытой ладони левой;

2. — наоборот, постучать кулачком левой руки по раскрытой ладони правой;

3. соединить все пальцы правой руки, изображая клюв дятла и слегка ударять по ладони левой руки, пальцы которой развести в стороны, изображая дерево;

4. пальцами левой руки, изображающими клюв, постучать по ладони правой руки.

«Стирка»

Мы бельё стирали,

В речке полоскали,

Выжали, развесили —

То-то стало весело!

1. Тереть один кулачок об другой;

2. движения ладонями вправо — влево;

3. сжимать — разжимать кулачки, имитировать движения, изображающие развешивание белья;

4. поворачивать кисти рук из стороны в сторону, пальцы разведены в стороны («фонарики»).

«Радуга»

Ах ты, радуга-дуга,

Ты высока и туга!

Не дай дождичка,

Дай нам вёдрышка.

Чтобы деткам погулять,

Чтоб теляткам поскакать,

Нужно солнышко, Колоколнышко!

1.Раскрытыми ладонями, с растопыренными пальчиками рисовать движение полукруг, из одной стороны в другую;

2. раскрытыми ладонями движения от себя;

3. —————»—————к себе;

4. «шагать» по столу поочередно указательными и средними пальцами обеих рук; t

5. «поскакать» по столу всеми пальцами начиная с мизинца, поочередно;

6. нарисовать в воздухе круг раскрытыми ладонями;

  1. собирание в щепоть всех пальчиков (имитируя колокольчик).

«Капуста»

Мы капусту рубим-рубим,

Мы капусту солим-солим,

Мы капусту трём-трём,

Мы капусту жмём-жмём.

1. Прямыми ладонями, пальцы зафиксированы, имитируем движения топора, вверх, вниз — движения повторяющиеся, ритмичные;

2. поочередное поглаживание подушечек пальцев, пальцы собраны в щепоть — имитация соления;

3. потирание кулачка о кулачок — движения вертикальные, вверх — вниз;

4. энергично сжимаем пальцы в кулак, сжимаем и разжимаем — движения ритмичные, одновременные.

«Дружная семейка»

1,2,3,4,5 Показ пальцев

Вышли пальчики гулять Имитация шагов пальцами.

Этот пальчик в лес пошел, Растираем мизинец.

Этот пальчик гриб нашел, Растираем безымянный палец.

Этот пальчик чистить стал, Растираем средний палец.

Этот пальчик жарить стал, Растираем указательный палец.

Ну а этот только ел, Растираем большой палец.

От того и потолстел! Показываем его кверху.

Консультация № 5

Двигательные упражнения на развитие координации движений

«Доброе утро»

Кто спит в постели сладко? Руки сложены под щекой.

Давно пора вставать! Руки поднимать вверх, подтягиваясь.

Спешите на зарядку Ходьба на месте.

Мы вас не будем ждать!

Распахнуто окошко, Имитировать руками распахивающееся окно.

Нам холод нипочем!

Походим мы немножко Ходьба на месте.

И сон с себя стряхнем! Руками встряхивать.

Но чтоб совсем проснуться,

Нам нужно потянуться. Поднимать руки вверх и подтягиваться.

Начинай! Не спеши.

Через нос ровней дыши. Дышать носом.

«Ножками потопаем»

Цель: развивать общую координацию движений.

«Ножками потопаем, (топают)

Ручками похлопаем. (хлопают)

Наши пальчики, (делают движения указательными

Словно зайчики. пальчиками вверх и вниз)

Наши ручки – птички:

Воробьи, синички. (делают расходящиеся «фонарики»)

К Матреше полетели, (делают летящие движения руками, приближаясь к игрушке)

У Матреши сели. (присаживаются, руки кладут на колени)

Зернышек поели, («клюют» по коленочкам)

Песенку запели.

«Две подружки«

Цель: развивать общую координацию движений; учить выполнять движения соответственно тексту:

Читайте также:  Диагностика болезни и синдрома кушинга у

На болоте две подружки,

Две зеленые лягушки

Утром рано умывались,

Полотенцем растирались,

Ножками топали,

Ручками хлопали,

Вправо, влево наклонялись

И обратно возвращались.

«На прогулку»

В лес осенний на прогулку

Приглашаю Вас пойти.

Друг за дружкой становитесь,

Крепко за руки беритесь.

Листья осенние тихо кружатся,

Листья нам под ноги тихо ложатся

И под ногами шуршат – шелестят,

Будто опять закружиться хотят

Ш-ш-ш-ш…(дети кружатся, опускаются на колени, водят руками по полу, качают руками вправо – влево).

«Гости»

Кукла Маша услыхала – (подскоки)

Самой первой прибежала.

Вот шагают петушки – (ходьба с высоким подъемом колена)

Золотые гребешки.

А матрешки, (топающий шаг)

Куклы-крошки,

Ручками захлопали,

Ножками затопали.

А веселые Петрушки

Взяли в руки погремушки,

Погремушки вверх подняли,

Очень весело плясали.

«Яблоки»

Веточки на яблоньке повисли от печали, (поднять руки вверх, кисти опущены)

Яблоки на веточках висели и скучали. (покачать опущенными кистями)

Девочки и мальчики ветки раскачали, (покачать поднятыми вверх руками)

Яблочки о землю громко застучали. (поднимать и опускать руки, согнутые в локтях, ладони выпрямлены, пальцы соединены и напряжены).

«Дует ветер»

Дует ветер нам в лицо

И качает деревцо

Деревцо все выше, выше

Ветерочек тише, тише. ( имитация движений по тексту)

Мы скачем по дорожке»

Мы скачем по дорожке,

Сменяя часто ножки, (подскоки)

Поскакали, поскакали,

А потом, как аист, встали,

Подойдите, посмотрите,

То уже не аист – птица,

То лягушечка – квакушка (присесть, обхватить руками колени)

Ква-ква-ква кричат подружки.

Скок-скок-скок

Поскакал я, сколько смог.

«Снежинки»

Ой, летят, летят снежинки,

Белоснежные пушинки. (поочередно поднимают и опускают руки)

Это зимушка – зима

Рукавами повела. (поворачиваются вправо, вытягивая в сторону правую руку; то же повторяют влево)

Все снежинки закружила

И на землю опустила.

Стали звездочки кружиться,

Стали на землю ложиться.

Нет, не звезды, а пушинки,

Не пушинки, а снежинки (кружатся, руки в стороны; приседают; выполняя упражнение, нужно все время следить за правильной осанкой).

Динамическое упражнение «Медвежата»

Медвежата в чаще жили,

Головой своей крутили.

Медвежата мед искали,

Дружно дерево качали:

Вот так и вот так,

Дружно дерево качали.

Вперевалочку ходили

И из речки воду пили.

А потом они плясали,

Дружно лапы поднимали:

Вот так, вот так,

Дружно лапы поднимали.

«Воробушки»

Птички в гнездышках сидят

И на улицу глядят.

Погулять они хотят

И тихонечко летят,

Полетели, полетели

И на веточки уселись.

Перышки почистили,

Хвостиком стряхнули.

Опять полетели.

На дорожку сели,

Прыгают, чирикают,

Зернышки клюют. (дети, сидя на корточках, поворачивают голову, встают, бегут, взмахивая вправо и влево руками; темп средний; садятся на стульчики, трут руками плечи, крутят попками, снова «летят» (бегают), садятся на корточки, поворачивают голову вправо – влево, имитируют действия птенцов).

«Руки подняли…»

Цель: развивать общую координацию движений, учить выполнять движения в соответствии с текстом:

Руки подняли и покачали —

Это деревья в лесу,

Руки нагнули, кисти встряхнули –

Ветер сбивает росу.

В стороны руки, плавно помашем –

Это к нам птицы летят.

Как они сядут тоже покажем,

Крылья сложили назад.

«Птички»

Цель: развивать общую координацию движений, учить выполнять движения в соответствии с текстом:

Птички летали,

С ребятками играли.

(бегают по кругу на носочках, помахивая руками)

Крыльями махали, (машут ладонями с широко раскрытыми пальцами)

На деревья сели.(руки на плечи).

«Машина»

Би – би – би

Гудит машина (дети ритмично постукивают кулачком одной руки о ладонь другой)

Тук – тук – тук –

Мотор стучит (ритмично хлопают руками)

Едем, едем, едем, едем, — (ритмично потопывают ногами)

Он так громко говорит.

Шины трутся о дорогу,

Шу – шу –шу –

Они шуршат (потирают ладони)

Быстро крутятся колеса,

Та – та- та –

Вперед спешат (делают ритмичную «вертушку» руками)

«Мы шли»

Мы шли-шли-шли

Землянику нашли

1,2,3,4,5

Мы идем искать опять (наклоняясь левой рукой, коснуться правой ноги, правая рука остается на поясе).

Потом увидим «ягодку» (у левой ноги «сорвать» ее правой рукой)

«Раз, два, три, четыре, пять»

Все умеем мы считать,

Отдыхать умеем тоже-

Руки за спину положим,

Голову поднимем выше

И легко, легко подышим.

«Буратино»

Буратино потянулся,

руки в сторону развел,

Раз нагнулся, два нагнулся

и тихонечко пошел.

(сопровождать слова соответствующими движениями)

Пальчиковая гимнастика «Компот»

Будем варить компот, (Левую ладошку держат «ковшиком», указательным пальцем правой руки «мешают»)

Фруктов нужно много.

Вот: (Загибают пальцы по одному, начиная с большого)

Будем яблоки крошить,

Грушу будем мы рубить.

Отожмем лимонный сок,

Слив положим и песок.

Варим, варим мы компот. («Варят» и «мешают»)

Угостим честной народ.

Источник