Работа с детьми с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью
“Ребёнок постоянно отвлекается на уроке, балуется, мешает остальным… меня всё время вызывают в школу. Что делать?” “Сын чрезмерно расторможен, убегает из класса, не слушает учителя. Как заставить его учиться?”
СДВГ для кого-то – это набор букв, а для кого-то – диагноз, который заставляет родителей ходить по определённым специалистам. Многие ошибочно думают, что синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) – это про то, что ребёнку не хватает родительского внимания. Нет, здесь речь идёт о конкретном диагнозе. В этой статье специально для CogniFit («КогниФит») психолог Виктория Мусатова расскажет вам о том, как заинтересовать учёбой ребёнка с СДВГ .
СДВГ: как заинтересовать учёбой гиперактивного ребёнка?
Что такое СДВГ?
СДВГ: данный термин описывает детей, у которых наблюдаются постоянные и несоответствующие их возрасту симптомы невнимательности, гиперактивности и импульсивности. [Amerikan Psyhiatrie Associatian, 2000].
Выделяют три варианта течения СДВГ:
- синдром чрезмерной двигательной активности без дефицита внимания;
- изолированный дефицит внимания без гиперактивности. Как правило, такие детки тихие и спокойные, но плохо концентрируют своё внимание, “витают в облаках”;
- сочетание дефицита внимания с гиперактивностью. Как известно, это самый частый вариант.
С помощью инновационного нейропсихологического теста CogniFit на СДВГ проверьте прямо сейчас, присутствуют ли у вашего ребёнка когнитивные симптомы, которые могут указывать на наличие синдрома дефицита внимания с гиперактивностью или без неё, или развитие когнитивных навыков соответствует норме. Получите результаты теста менее, чем за 30-40 минут!
Инновационный нейропсихологический тест CogniFIt («КогниФит») на СДВГ
Причины синдрома дефицита внимания
Мнения специалистов расходятся в том, из-за чего возникает это расстройство. Выделяют три основных причины:
- генетические причины (отягощённая наследственность, мутации в генах);
- биологические причины (угроза прерывания беременности, гипоксия плода, стресс, токсикоз, поражения центральной нервной системы, недоношенность, неблагоприятные факторы, влияющие на здоровье беременной и плода);
- психосоциальные причины (неблагополучная семья, частые конфликты в семье, развод родителей и т.п.)
Синдром дефицита внимания и гиперактивности – это неврологическо-поведенческое расстройство, которое, как правило, маленьким детям до трёх-четырех лет не ставят, как диагноз, так как считают, что такое поведение входит в нормы их возраста. СДВГ чаще встречается у мальчиков, нежели у девочек. Если рассмотреть в процентах, то это 7-9% от населения. Как правило, на класс приходится один ребёнок с СДВГ.
Признаки и диагностика СДВГ
Большая часть исследователей отмечает три основных признака проявления СДВГ: гиперактивность, нарушения внимания, импульсивность.
Гиперактивность выражается высокой двигательной активностью, посторонними движениями, которые ребёнок не замечает, беспокойством и суетливостью. Такие дети, как правило, часто болтливы, не могут усидеть на месте. Польские ученые в своих исследованиях подтверждают тот факт, что у детей с СДВГ двигательная активность выше нормы на 25-30%. Дети с СДВГ двигаются даже во сне.
Нарушения внимания выражаются в трудностях его удержания. Таким детям трудно сконцентрироваться. У них выражена отвлекаемость и снижена изобретательность. Отвлекаемость часто выражается в переключениях с одного занятия на другое. Исследователи и психологи отмечают, что дети с СДВГ часто теряют личные вещи, довольно забывчивы, не умеют слушать. Часто такие дети отличаются непосредственностью в поведении. Стоит отметить, что показатели внимания таких детей подвергаются значительным колебаниям. Порой они избегают заданий, которые требуют высокой концентрации внимания, но если занятие им интересно, они могут удерживать внимание часами. Узнайте, как повысить эмоциональный интеллект ребёнка с СДВГ.
У детей СДВГ наблюдается частая смена настроения
Импульсивность проявляется в том, что ребёнок зачастую действует, не подумав. Например, перебивает при серьёзном разговоре или может встать и выйти из класса без разрешения учителя. У детей с СДВГ отмечается частая смена настроения, т.е. они эмоционально лабильны. Им сложно подчиняться общим правилам, и они этого не умеют, также не умеют регулировать свои действия, могут повышать голос.
Исследователи отмечают, что в большинстве случаев двигательная активность к подростковому возрасту исчезает, а дефицит внимания и гиперактивность сохраняются.
В психическом развитии у таких детей отмечается задержка в развитии на 1,5-1,7 года.
Также для детей с СДВГ характерны дислексия, дисграфия, признаки дискалькулии.
Если ваш ребёнок не любит и не хочет читать, как понять – он просто ленится или у него дислексия? Узнайте прямо сейчас с помощью инновационного нейропсихологического теста CogniFit на дислексию, присутствуют ли признаки, которые могут указывать на риск наличия дислексии. Получите результаты менее, чем за 30-40 минут!
Узнайте, связаны ли проблемы с чтением у ребёнка с дислексией
Из-за несформированного межполушарного взаимодействия и высокого уровня адреналина в крови у таких детей отмечается слабое развитие тонкой моторной координации и беспорядочные, неловкие движения.
По мнению исследователей, двигательная стимуляции мозолистого тела, мозжечка и вестибулярного аппарата у детей с СДВГ приводит к развитию функции сознания, самоконтроля и саморегуляции.
Этим оправдываются всевозможные движения, например, ребёнок раскачивается на стуле, щелкает ручкой, играет бегунком на молнии и т.д. Если это движения убрать, ребёнок как бы “впадает в ступор”, то есть теряет способность думать.
Стоит отметить, что детям с СДВГ присущи такие качества, как: вспыльчивость, частая смена настроения. Такие дети незлопамятны и долго таить обиду не умеют.
Часто у них бывает низкая самооценка. Родители порой забывают, что ребёнок не просто балуется, а у него заболевание, и ему нужно помочь. Ситуация усугубляется, если родители начинают ребёнка ругать, требовать невозможное, порой кричать. СДВГ в более старшем возрасте можно, так сказать, перерасти, но при условии негативных воспитательных мер всё усугубляется.
Важно помнить – это не испорченный или невоспитанный ребёнок, это расстройство.
К сожалению, в настоящее время не существует единого мнения, в каком возрасте можно ставить данный диагноз. Но большая часть специалистов утверждают, что раньше пяти лет делать этого не нужно. В западной практике диагноз СДВГ не ставят детям младше семи лет.
Часть специалистов считают, что несмотря на то, что диагноз СДВГ малышам ставить некорректно, это расстройство можно отследить по некоторым признакам в раннем возрасте. Например, в младенчестве такие дети имеют повышенный мышечный тонус, у них возникают Дети с СДВГ: полезные советы учителям и родителям , особенно их сложно укладывать спать; довольно чувствительны к любым раздражителям, например, большое количество людей, резкий свет, шум и т.п. Пребывая в бодрствующем состоянии, они довольно подвижны и возбуждены.
Из-за этого расстройства у детей возникают проблемы с учёбой, также могут возникать проблемы с памятью. Но, как, ни странно, довольно часто гиперактивные дети сообразительны и довольно быстро “схватывают” информацию, обладают неординарными способностями.
Дети с СДВГ: полезные советы учителям и родителям
Ребёнок с СДВГ: советы родителям и учителям
Чтобы ребенок гармонично развивался и мог усваивать информацию, его важно системно воспитывать, учитывая особенности его расстройства.
Наказывать таких детей нельзя и бесполезно, они не понимают наказания. Поступок и наказание они связать не могут. Рекомендуется детей с СДВГ воспитывать по системе позитивного подкрепления, т.е. делать упор на их сильные стороны, а слабые вовсе игнорировать. Даже самые маленькие достижения отмечайте “бурно”.
Родителям стоит рассказать о данном расстройстве их ребёнка учителю, чтобы он смог учитывать и применять все нюансы при обучении.
Учителю такого ребёнка рекомендуется стать для него авторитетом, так будет легче проходить процесс обучения.
Для того, чтобы лучше усваивать информацию, ребёнка с СДВГ лучше посадить за 1-3 парту со сменой ряда раз в месяц.
Спрашивать домашнее задание ребёнка желательно в первые 10-15 минут от начала урока, когда его внимание еще наиболее активно. Также лучше спрашивать на первом и втором уроке, т.к. к концу учебного дня ребёнок истощается.
Важно, чтобы учитель хвалил его, мотивировал дополнительной стимуляцией. Похвала для ребёнка никогда не будет лишней. Как правильно хвалить детей.
Для того, чтобы делать уроки, важно подобрать промежуток времени, в течение которого ребёнок оптимально удерживает концентрацию внимания. Например, это десять минут. Но нужно учитывать, что любое задание должно быть с завершением, т.е. ребёнка важно похвалить. Далее – переключаем внимание, нужна смена деятельности. Сочетать с физической активностью не стоит, т.к. начнётся перевозбуждение и вновь сосредоточиться на “тихих” занятиях будет просто невозможно.
Например, считаем примеры, далее рисуем кистью и красками. Важно, чтобы ребёнок был постоянно вовлечён. Узнайте о техниках дудлинг и зентангл.
Уроки рекомендуется выполнять сразу после школы и не оставлять на вечернее время. Если после школы немного прогуляться на свежем воздухе, то уроки стоит начинать после непродолжительного отдыха.
При выполнении уроков стол должен быть чист от лишних предметов. Только ручка, книжка и тетрадь. Комнату также стоит очистить от игрушек, отвлекающих предметов, таких как: телефон, компьютер, телевизор. Задача родителя – не делать за ребёнка уроки, а научить правильно понимать задание, записывать его, складывать, вычитать, собирать вещи в портфель, быть организованным.
Для более успешного обучения родителям может помочь система жетонов. Например, ребёнок за каждое правильно выполненное задание получает жетон. Он их копит и далее обменивает на приз или подарок, лучше всего, если это – эмоции. Например, поход в аквапарк всей семьёй. Проведённое качественно время вместе очень помогает корректировать данное расстройство.
Желательно хотя бы два раза в месяц устраивать индивидуальный день для ребёнка. Только мама и ребёнок, потом только папа и ребёнок. В такие моменты не нужно обсуждать его оценки в школе или учить уроки, лучше прислушаться к ребёнку, к его желаниям и мыслям. Исходя из того, что детям с СДВГ часто делают замечания из-за того, что они отличаются поведением от других детей, у них занижена самооценка и повышена тревожность. Есть ощущения, что он ничего не стоит, и оно может укрепиться и преследовать его на протяжении всей жизни. Поэтому индивидуальные дни помогут восстановить баланс.
При СДВГ необходимо организовать правильное питание ребёнка
Также нужно нормализовать правильное питание. Например, цитрусовые, рожь, ячмень, пшеница- не самые лучше продукты для детей с расстройством СДВГ. Им больше необходимы молочные продукты, мясо, рыба, – такие, которые не обладают экстрактивными свойствами.
Важно помнить, что детям с этим расстройством важен строгий режим дня. Например, готовиться ко сну нужно заранее, возможно, стоит начинать с 19.00, чтобы лечь спать в 21.00. Нужна последовательность в действиях как ребёнка, так и родителей. Спонтанность и хаос могут только навредить. Перевозбуждение следует свести к минимуму. Мультики, блокбастеры лучше заменить на теннис, футбол и свежий воздух.
Вообще, спорт для ребёнка с СДВГ очень важен, т.к. если он не будет “выплёскивать” свою энергию, то возникнет энерготоксикоз, который приводит к перевозбуждению. Лучше всего выбирать спорт, в котором требуется максимум концентрации внимания, например, хоккей, пин-понг. При этом важно найти занятие, которое будет по душе ребёнку.
Рекомендуется включить в график йогу для детей. Она поможет расслабиться, установить правильное дыхание и релаксировать. Этому важно ребёнка научить.
Занятия с нейропсихологом также показаны, как правило, в них входят: растяжки, дыхательные упражнения, глазодвигательные упражнения, функциональные упражнения, коммуникативные упражнения, визуализация, релаксация, массаж. Функциональные упражнения состоят из развития внимания, произвольности и самоконтроля. Тренировка когнитивных способностей очень полезна.
Вы хотите улучшить память, внимание и другие когнитивные функции у себя и у вашего ребёнка? Тренируйте основные способности мозга с помощью персональной когнитивной тренировки CogniFit! Программа автоматически определяет наиболее ослабленные когнитивные функции и предлагает режим тренировок, который подходит именно вам! Тренируйтесь регулярно 2-3 раза в неделю в течение 15-20 минут, и уже через несколько месяцев вы сможете заметить улучшения. Программа рекомендуется детям старше 7 лет и взрослым.
Уровень сложности и тип заданий адаптируется к каждому пользователю
Дома можно самостоятельно выполнять нейроупражнения, по-другому они называются ассиметричные упражнения для развития мозга. Они полезны и для взрослых. Например, упражнение “кулак-ребро-ладонь”. Сначала показываете ребёнку, потом он повторяет. Ставите на стол кулак, затем из кулака ставите руку в положение ребро, а затем в ладонь. Необходимо следить затем, чтобы пальцы были плотно прижаты друг к другу. Делаете в прямом и обратном порядке. Для обучения сначала делаете медленно, а затем, когда начинает получаться – ускоряете темп.
Следующее упражнение: левую руку и правую ногу поднимаете вверх, параллельно правую руку и левую ногу опускаете вниз. Важно не запутаться.
Как вариант, для растяжки дома можно предложить представить ребёнку, что он медуза и, сидя на полу, совершать плавные движения руками, подражая медузе.
Для релаксации можно погасить свет, включить ночник и классическую музыку, и минуты три-четыре просто полежать молча, при условии, что никто не встаёт и не шевелится. Сначала это будет сложно, ребёнка нужно контролировать и возвращать в исходное состояние, но со временем он научится себя контролировать и получать расслабление. Такое упражнение можно делать перед сном, когда все дела уже выполнены и не нужно ни на что отвлекаться.
Дыхательные упражнения дома можно выполнять с помощью свечек. Родитель зажигает, ребёнок задувает. Также можно ртом надувать шарики.
Рекомендую к покупке домой нейропсихологическу игру “Попробуй, повтори” и беглое чтение “Читай-хватай”. В поддержку родителям также советую зарегистрироваться на СДВГ-форумах и общаться с семьями, которые уже столкнулись с проблемой обучения при СДВГ.
И для того, чтобы не “утонуть” в этом диагнозе, почитать книгу Ирины Лукьяновой “Экстремальное материнство”. Это чёткое практическое руководство о том, как себя вести в разных ситуациях, как помогать ребёнку в школе и т.д.
В завершение хотелось бы привести цитату В.Шекспира: “Лекарства наши часто в нас самих лежат…”. Наберитесь терпения, путь обучения ребёнка с СДВГ будет нелёгким. Но при здравом смысле родителей и понимании учителей вы приведёте своего ребёнка к успеху! Здоровья вам и вашим детям!
Спасибо за уделённое время. Будем рады вашим вопросам и комментариям.
Источник
Марина Жемчужнова
Методы коррекции синдрома дефицита внимания с гиперактивностью у детей дошкольного возраста
Жемчужнова М. В., педагог-психолог МОУ Детский сад № 279, г. Волгоград
Оказание помощи детям с СДВГ всегда должно носить комплексный характер и объединять различные подходы, в том числе работу с родителями и методы модификации поведения (то есть специальные воспитательные приемы, работу с педагогами, методы психолого-педагогической коррекции, психотерапии, а также медикаментозного лечения.
Просветительская работа. Как правило, родители и многие педагоги, не понимают, что происходит с ребенком, а поведение ребенка с СДВГ их раздражает. Вот почему очень важно помочь родителям разобраться в поведении ребенка, причинах имеющихся у него трудностей, развеять заблуждения, объяснить, на что реально можно надеяться и как правильно вести себя с ребенком.
С этой целью педагоги-психологи могут использовать индивидуальные и групповые консультации с приглашением родителей и других членов семьи, участвующих в воспитании ребенка. В задачи специалиста входит изменение отношения к ребенку в сторону лучшего его понимания с целью снятия излишнего напряжения, возникающего вокруг него.
Приемы модификации поведения для родителей и педагогов. Как правило, каждый случай требует индивидуального рассмотрения. Поэтому работу необходимо начинать с индивидуальных консультаций, в процессе которых рассматривают и вырабатывают приемы модификации поведения. В домашней программе коррекции детей с СДВГ должен преобладать поведенческий аспект. Общие рекомендуемые модификации,состоят из следующих блоков:
1. Изменение поведения взрослого и его отношения к ребенку;
2. Изменение психологического микроклимата в семье;
3. Организация режима дня и места для занятий;
4. Специальная поведенческая программа.
Школьная программа коррекции гиперактивных детей должна опираться на когнитивную коррекцию, чтобы помочь детям справиться с трудностями в обучении,здесь выделяют следующие направления:
1. Изменение окружения;
2. Создание положительной мотивации на успех;
3. Коррекция негативных форм поведения.
Методы психолого-педагогической коррекции СДВГ у детей. Современные методы коррекции разделяются на два основных направления. Первое — собственно когнитивные методы, чаще всего направленные на преодоление трудностей усвоения школьных знаний и формирование ВПФ. Второе направление — методы двигательной (моторной) коррекции, или телесно-ориентированные метод: в том числе нейропсихологические коррекционные методы. Они направлены на преодоление не только нарушений внимания, но также памяти, наглядно-образного мышления, пространственного восприятия, недостаточности зрительно-моторной координации и тонкой моторики, свойственных этим детям, нередко наблюдающихся у них трудностей формирования школьных навыков – письма, чтения, счета. Особенно актуальной при этом представляется дальнейшая разработка подходов к коррекции недостаточно сформированных функций организации, программирования и контроля психической деятельности (или исполнительских функций, за которые отвечают лобные структуры мозга. При сопутствующих нарушениях речевых функций (задержка речевого развития, дефекты артикуляции, заикание) детям с СДВГ показаны логопедические занятия.
Методы семейной и индивидуальной психотерапии при СДВГ направлены на уменьшение психологической напряженности в семье, создание благоприятной для ребенка обстановки. Неотъемлемая часть психотерапии – объяснение ребенку, на понятном ему языке, в чем причина его неудач. Кроме того, психотерапия показана при наличии сопутствующих данному синдрому вторичных нарушений – заниженной самооценке, тревожности, страхах, оппозиционном поведении, агрессивности. Групповая психотерапия направлена на развитие у гиперактивных детей навыков общения, социального взаимодействия.
Хороший эффект дают методы игровой поведенческой терапии и психогимнастики, направленные на развитие и коррекцию различных сторон психики ребенка (как познавательную, так и на эмоционально-личностную сферу, а также его двигательных функций.
Арт-терапевтические методы. Искусство помогает удовлетворить потребности в развитии навыков, которые могут способствовать развитию новых поведенческих стратегий совладания и решения проблем, далее содействуя ребенку в развитии самоконтроля и осмысленном самовыражении. Включение в работу элементов сказка терапии с «встроенными» сообщениями дает хороший терапевтический эффект. Существует два способа «встроенных» сообщений для гиперактивных детей. Это сказки и истории, несущие прямое указание, что и как делать. Они адресованы сознанию и предполагают понятную стратегию поведения. И сказки и истории, содержащие в себе «тайное» послание. Гипнотерапевты называют такие послания «косвенным воздействием».
Медикаментозная терапия занимает важное место в лечении синдрома. Она назначается по индивидуальным показаниям только врачом психоневрологом в тех случаях, когда когнитивные и поведенческие нарушения у больного ребенка не могут быть преодолены лишь с помощью методов модификации поведения, психолого-педагогической коррекции и психотерапии. Как правило, наиболее оптимальных результатов удается достичь при сочетании медикаментозных и вышеописанных немедикаментозных методов лечения СДВГ.
Список литературы:
1. Заваденко Н. Н.Как понять ребенка: дети с гиперактивностью и дефицитом внимания. – М.:Школа-Пресс, 2000. (Лечебная педагогика и психология. Приложение к журналу «Дефектология». Вып. 5).
2. Брязгунов И. П., Касатикова Е. В. Непоседливый ребенок, или все о гиперактивных детях. – М.:Изд-во Института Психотерапии, 2001.
3. Кучма В. Р., Платонова А. Г. Дефицит внимания с гиперактивностью у детей России: распространенность, факторы риска и профилактика. – М, 1997.
4. Семенович А. В. Нейропсихологическая диагностика и коррекция в детском возрасте: Учеб. Пособие для высш. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2002.
Источник