Работа с детьми с синдромом дауна рекомендации

В основу методических рекомендаций были положены материалы, предложенные в работах П.Л. Жияновой, Е.В. Поле, Т.П. Есиповой, Е.А. Кобяковой, А.В. Мерковской. Методические рекомендации предназначены для педагогов, работающих с детьми раннего возраста с синдромом Дауна, а также для родителей.

Есть две основные особенности стимуляции детей раннего возраста: во-первых, занимаются с ребенком родители, и, во-вторых, только очень небольшая часть стимуляции развития ребенка проходит в форме занятия, основные же задачи решаются в повседневной жизни и игре.

Дети учатся постоянно, и этот процесс можно определить как сочетание спонтанного (самостоятельного наблюдения и исследования окружающего мира) и организованного обучения. Для спонтанного обучения ребенка с особенностями развития совсем несложно создать условия: это максимальное включение малыша в жизнь семьи, оказание ему помощи при передвижении в пространстве и сопровождение понятными комментариями практически всех моментов повседневной жизни. Специальные занятия должны быть организованы в течение дня (1—2 занятия по 10—15 минут).

  1. Младенческий возраст:

Очень часто ребенок с синдромом Дауна выглядит менее подвижным, чем его сверстники. Причиной этому служит сниженный мышечный тонус и, как следствие, недостаточная способность чувствовать (ощущать) тело. Поэтому для такого ребёнка особенно полезна тактильная (через прикосновения к телу), двигательная (через движения тела и манипуляции с ним) и вестибулярная (через движение в пространстве, удержание равновесия) стимуляция. Обращает на себя внимание и особенность мелкой моторики. Сниженный тонус в руках осложняет захват, удержание и манипуляцию с предметами. Проблемы со зрением мешают координации «рука — глаз». Анатомические особенности: короткие пальцы, отставленный в сторону большой палец — также влияют на развитие мелкой моторики.

  1. Для развития крупной и мелкой моторики полезно использовать следующие приемы и упражнения:
  • Назначение общего тонизирующего и укрепляющего массажа с первых недель жизни и выполнение рекомендаций по массажу;
  • Физическое соприкосновение (поглаживание, похлопывание, прижимание);
  • Смена положений во время бодрствования (в руках на весу у взрослого ребёнок лежит лицом верх, вниз, лёжа на животике на груди у взрослого, раскачивание на руках у взрослого и в люльке, частое выкладывание на живот, ношение ребёнка впереди себя, сзади в предназначенных для этого сумках);
  • Совместное купание с ребёнком, игры в воде;
  • Катание ребёнка на гимнастических мячах и игры с лёгкими надувными мячами;
  • Стимулирование передвижений с помощью игрушки (вперёд, в стороны), через препятствия;
  • Использование игрушек, в которые можно играть только стоя, нажимая на клавиши, кнопки;
  • Прикрепление к ногам ребёнка лёгких шумовых игрушек (пусть пробует ударить по ним ногой);
  • Стимулирование передвижений вдоль опоры (у дивана);
  • Стимулирование передвижений с помощью игрушки;
  • Предоставление простора для самостоятельного передвижения (ползание — только вперёд, передвижение — стоя, вдоль мебели и других подручных предметов);
  • Массаж кистей рук и пальчиков с использованием всевозможных ворсовых щёток (мягкой щёткой — по наружной поверхности кулака от кончиков пальцев к запястью, жёсткой (зубной) щёткой — по подушечкам пальцев);
  • Касания детскими ручками (их двигает взрослый) губ, век (если у ребёнка при сближении рук и губ появляются сосательные движения, то руки некоторое время удерживаются около губ для того, чтобы ребёнок попытался захватить их губами);
  • Вкладывание круглых предметов в разжатые кулачки ребёнка, затем добавление игрушек различной формы и с различной поверхностью (губка, тряпочки, морковки, колечки и т.д.);
  • Совместные действия с предметами (толкание мяча, машинки, установка кубиков друг на друга, сжимание резиновых мячиков и пищалок, разрывание бумаги, салфеток);
  • «Пальчиковый бассейн» (руками взрослого перебирать пальцы ребёнка в гречке, горохе, орешках, вкладывать в пальчики сыпучие материалы);
  • Игры с бытовыми предметами (сковородки, крышки от кастрюль и тому подобное);
  • Побуждение ребёнка подавать вам руку, «здороваться», хлопать в ладоши, играть в «ладушки», махать «пока» (преимущество отдавать правой руке);
  • Игры с нанизанными на нить предметами (мелкие игрушки, крупные бусы, пуговицы);
  • Пальчиковые игры и упражнения (катать пальчиками шарики, мять бумагу, стучать и ходить пальчиками по столу, махать всеми пальчиками с использованием потешек, песенок, напевов).

В этот период учим ребёнка ладонному захвату, потом переходим к щепотному.

  1. Стимуляция слухового восприятия:
  • Массаж ушной раковины несколько раз в день (по внешней части уха сверху вниз — стимуляция акупунктурных точек);
  • Подношение шумовых игрушек то к одному, то к другому уху ребёнка (звенеть игрушкой в разных направлениях: вверх-вниз, в стороны);
  • Подвешивание звенящих игрушек на расстоянии 25—30 см от глаз ребёнка, вначале по центру, затем по разные стороны;
  • Включение аудиокассет с шумом леса, воды, а также детских песенок (звуки должны быть негромкими);
  • Пение ребёнку (изображая то, о чём поёте);
  • Проговаривание с ребёнком своих действий, желаний (задавайте вопросы с разной интонацией);
  • Обращение внимания ребёнка на домашние звуки и на уличные во время прогулок;
  • Использование игрушек с заводом (курочка, клюющая зёрнышки, машинка, медведь, котик и тому подобное);
  • Повторение звуков ребёнка, придумывание на определённый звук песенки;
  • Частое называние ребёнка по имени (полным и уменьшительно- ласкательным именем);
  • «Знакомство» ребёнка с другими членами семьи (как зовут, кем приходится) и с хорошо знакомыми, близкими к семье ребёнка людьми;
  • Артикулирование гласных звуков «а», «о», «у», «и», губных согласных «п», «б», «м» при закрытых ушах ребёнка и затем открытых, произнося эти звуки сочным распевным голосом;
  • Использование простых музыкальных инструментов (колокольчик, погремушки с разным звучанием, пищалки, бубен, барабан);
  • Использование музыкальных неваляшек, игрушечного телефона (например, поговорите с ребёнком по телефону).
  1. Стимуляция зрительного восприятия:
  • Приближайте и удаляйте своё лицо от лица младенца, медленно покачивайте из стороны в сторону, чтобы ребёнок проследил за вашим лицом (ласково позовите, улыбнитесь);
  • При кормлении подносите грудь или соску к малышу с разных сторон для стимуляции глаз;
  • Подвешивайте яркие цветные игрушки, ленты, фольгу, лоскутки материи с разных сторон кроватки (не перенасыщайте, меняйте раз в 2—5 дней);
  • Используйте музыкальные подвесные модули (например, карусель с подвешенными к ней игрушками, которая крутится, что позволяет ребёнку следить глазами за движущимися предметами);
  • Поместите в кроватке ребёнка небольшое зеркало, чаще подходите с ребёнком к большому зеркалу, гримасничайте, «играйте» с отражением;
  • Нарисуйте смешную рожицу на своём указательном пальце (можно на теннисном мячике), пусть ребёнок следит за движениями вашего пальца, то же и с игрушкой;
  • Фиксируйте взгляд ребёнка «глаза в глаза» (игра «Ку-ку»: закрыть глаза, открыть);
  • Составьте альбом с фотографиями самых важных людей в жизни вашего ребёнка и смотрите его вместе;
  • Время от времени переносите ребёнка в другие помещения, на прогулке поместите ребёнка так, чтобы у него был широкий обзор происходящего вокруг;
  • Давайте ребёнку большие, лёгкие в стирке вещи (одежду), чтобы он изучал их и играл с ними;
  • Бросайте, катайте предметы, чтобы ребёнок наблюдал траекторию движения;
  • Вырабатывайте чувство высоты (безопасности), показывая, как можно упасть безопасно («Ехали по кочкам»);
  1. Подготовка артикуляционного аппарата к активной речи, развитие речи и общения: в период младенчества ребёнок вступает в общение с помощью мимики и экспрессивных движений. Поэтому главными задачами на этом этапе являются организация правильного общения с ребёнком, подготовка артикуляционного аппарата к речи, стимуляция речевой активности.

Самым значимым в этот период для ребёнка является общение со взрослым, который относится к малышу с любовью и нежностью. Помимо правильной организации общения следует использовать простой массаж органов речи и речевых зон. Это связано с тем, что у ребёнка с синдромом Дауна сниженный мышечный тонус, амимичность лица, анатомические нарушения в строении артикуляционного аппарата.

  • Массаж лица перед кормлением (поглаживание одним пальцем вокруг угла рта — движение направлено сверху вниз и огибает уголки рта; поглаживание лица от щёк ко рту, наружное поглаживание гортани сверху вниз, осторожное потирание одним пальцем дёсен и нёба от передней до задней части, поглаживание кусочком льда вокруг рта, собирание губ ребёнка в «трубочку»);
  • Массаж при кормлении с ложки (пища должна быть мягкая, ровная по консистенции, ложку с пищей нужно аккуратно положить на язык и слегка надавить его вниз и внутрь ротовой полости — обязательно соблюдать паузы, давать ребёнку время вытянуть вперёд губы и снять пищу с ложки);
  • Питьё из чашки (начинать лучше с густого питья, например, с густого сока или кефира, положить край чашки малышу на нижнюю губу и влить немного жидкости в рот; если ребёнок не поймёт, что нужно закрыть рот, нажмите под подбородком вверх, рот закроется, и он рефлекторно сделает глоток);
  • Развитие навыков жевания пищи начинать нужно с песочного печенья типа «Курабье»: положите небольшой кусочек за верхнюю челюсть в районе жевательных зубов, стараясь передвинуть еду в привычное место в центре языка — малыш просто вынужден будет начать двигать языком из стороны в сторону; не забывайте класть кусочки пищи то слева, то справа;
  • Имитируйте поведение младенца: повторяйте его звуки, выражение лица;
  • Используйте «детскую речь» — высокий распевный голос;
  • Говорите медленно, с длинными паузами;
  • Используйте монолог в форме диалога: обращайтесь к малышу, и хотя ответные сигналы от него пока отсутствуют, ведите себя так, будто они есть;
  • Разговаривая с ребёнком лицом к лицу, сохраняйте «особое» выражение: брови подняты, глаза широко открыты, рот приоткрыт — выражение любви, внимания, радости, готовности уловить любой отклик малыша;
  • Повторяйте за ребёнком любые вокализации, слоговые цепочки и тому подобное;
  • Чётко произносите звуки с выделением («б-б-б», «а-па»);
  • Тормошите ребёнка, чаще поглаживайте, прижимайте к себе, пощипывайте губки, щёчки, называйте части тела, касаясь их губами и поглаживая;
  • Произносите имя ребёнка с разной интонацией, находясь с разных сторон кроватки;
  • Обучайте слоговым дорожкам с чётким выделением артикуляции, с движениями перед лицом ребёнка («ба-ба-ба», «па-па-па», «ма-ма-ма»);
  • Учите узнавать предметы на вопросы «Что это?», «Кто это?»;
  • Учите находить 1—2 знакомых предмета, постоянно находящихся в определённых местах — соотношение слева, справа;
  • Формируйте указательный жест; используйте в общении с ребёнком жесты, заменяющие слова (например: «Дай!» — быстрое сжимание и разжимание пальцев протянутой руки, «На!» — протянутая рука с предметом, «Спасибо», — кивок головой вверх-вниз, «Нет», — поворот головы вправо-влево и так далее). Жестовому языку учит обязательно взрослый;
  • Работайте с книгой и альбомом с фотографиями: листайте страницы, рассматривайте картинки, фотографии, называйте, кто на них изображён; просите малыша показать, где на фотографии мама, папа и другие члены семьи; просите малыша показать, где на картинке собачка, котёнок, кукла, мишка и так далее;
  • Развивайте выдох (дуть на кусочек ватки, бумажную бабочку, салфетки, в дудочку, задувать свечку и так далее);
  • Рисуйте палочки, линии с обязательным комментированием («Это забор, за забором собачка живёт: «Ав-ав!», на заборе петушок кричит: «Ку-ка-ре-ку!»»);
  • Стимулируйте речевую активность в бытовых ситуациях (при одевании, кормлении, купании, приготовлении пищи — «параллельный разговор»).
  1. Возраст от 1 года до 3 лет:
Читайте также:  Общий адаптационный синдром оас это

До года деятельность ребёнка носит предметно-ознакомительный характер. После года ребёнок начинает ходить, увеличивается объём его перемещений в пространстве и, как следствие, расширяется поле его деятельности. Теперь ребёнок не только задаётся вопросом «Что это?», но и «Что делать с этим?». Деятельность ребёнка приобретает наглядно-действенный характер. Особую значимость приобретает совместная деятельность со взрослыми. Из наблюдений за действиями взрослого ребёнок узнаёт, что и как делать, пытается повторить действия. Одновременно малыша волнует и реакция взрослого на его собственные действия. В этот период ребёнок начинает обращать внимание на то, что делают другие дети. Если ребёнка привлекать к совместным играм с другими детьми, то к концу данного этапа можно развить способность самостоятельной игры со сверстниками.

При развитии наглядно-действенной деятельности у ребёнка с синдромом Дауна родителям следует соблюдать одну и ту же последовательность:

  • Обязательно назвать предмет;
  • Охарактеризовать его форму, цвет, вкус, величину;
  • Показать, как этим предметом можно действовать.

Очень важно, чтобы ребёнок и смотрел, и слушал, и совершал действия с предметами.

В возрасте от 1 года до 3 лет у детей с синдромом Дауна становится очевидным дисбаланс между пониманием речи окружающих и развитием собственной речи. Ни в коем случае не надо принуждать ребёнка что-либо сказать или повторить. Лучше вообще избегать слов «скажи» и «повтори», так как на эти просьбы у ребёнка может вырабатываться негативная реакция. Эти слова лучше заменить соответствующими вопросами или словами «покажи», «угадай» или односторонним диалогом, при котором взрослый и спрашивает, и отвечает сам.

Развитие речи в этот период идёт по следующим направлениям:

  • Расширение пассивного словаря ребёнка (понимание названий, действий, явлений и так далее) без собственного речевого выражения;
  • Обучение неречевым средствам общения (жесты, карточки со словами);
  • Вызывание собственной речи посредством звуков, звукоподражаний и тому подобного;
  • Работа по развитию слухового внимания и восприятия (различение звучания музыкальных инструментов, бытовых шумов, звукоподражаний и слов);
  • Работа по развитию речевого дыхания (учим ребёнка делать выдох через рот, дуть на лёгкие предметы).

Формирование умения узнавать и показывать предметы, совершать действия с ними, знакомство со свойствами предметов. Пример: «Где твоя кукла? Вот она. Покачай куклу», «Покажи, где у Маши нос, глаза, рот, уши».

Темы:

  • Игрушки ребёнка;
  • Части тела;
  • Предметы одежды;
  • Предметы туалета (мыло, щётка и так далее);
  • Предметы домашнего обихода;
  • Отдельные названия предметов из окружающей ребёнка жизни (вода, земля, солнце, трава, цветы, дом, машины и так далее);
  • Семья.

Накопление пассивного словарного запаса без собственного речевого сопровождения, по тем же темам. Взрослый, используя ситуации повседневной жизни, называет предметы, которые берёт ребёнок, учит различать их среди других, называет действие, которое производит ребёнок или взрослый с этим предметом, называет те ощущения, которые испытывает ребёнок («холодно», «тепло», «вкусно» и тому подобное).

На этом этапе, от 1 года до 3 лет, у ребёнка начинает проявляться большая самостоятельность в исследовании окружающего мира — в какой-то мере он может и не нуждаться в помощи взрослых. Вдруг отказывается выполнять их просьбы, становится капризным, агрессивным, или наоборот, выражает пассивность к происходящему вокруг, становится вялым и медлительным. Родителям следует учитывать эти наклонности, что поможет правильно организовать и жизнь ребёнка в целом, и различные занятия с ним.

Легковозбудимых детей следует приучать к соблюдению режима, предлагать им выполнить то или иное задание, постепенно увеличивая число поручений. Вырабатывать в них аккуратность и привычку доводить дело до конца. Стараться говорить спокойно, доверительно, иногда шёпотом, «на ушко». Развивать внимание посредством заданий на длительность выполнения. Для таких детей не следует во время занятий использовать слишком подвижные игры. При подготовке и по окончании занятия соблюдать очерёдность раскладывания и собирания необходимых принадлежностей.

Заторможенных, вялых детей следует выводить из пассивного состояния, но без нажима, осторожно. Для этого надо поощрять, ободрять их, стимулировать интерес к той или иной деятельности. Старайтесь привлечь внимание малыша красочными предметами и картинками, сами будьте более эмоциональными, пойте во время занятия, играйте в подвижные игры, шутите, смейтесь с ребёнком.

При развитии мелкой моторики следует обратить внимание на следующие аспекты:

  • Формирование щепотного захвата (большим, средним и указательным пальцами);
  • Формирование пинцетного захвата (большим и указательным пальцами);
  • Развитие стабильности запястья. Формирование захвата происходит при использовании различных по величине и форме предметов. Для развития щепотного и пинцетного захватов ребёнку нужно иметь возможность брать в руки мелкие предметы.

Для развития стабильности запястья хорошо использовать следующие упражнения:

  • Перекладывание предметов, различных по величине, фактуре, с места на место;
  • Открывание, закрывание коробочек;
  • Открывание дверей, поворот ручки;
  • Расстёгивание липучек-застёжек;
  • Катание карандашей в ладошках;
  • Катание между ладонями грецких орехов, специальных резиновых шариков с шипами.

Для развития щепотного и пинцетного захватов можно давать ребёнку следующие задания:

  • Самому брать кусочек печенья, сухарик;
  • Зубочисткой накалывать кусочки еды;
  • Вытягивать ленту из коробки за торчащий кончик;
  • Нанизывать предметы (например, пусть ребёнок наколет шарики пластилина на палочки, наденет кольца на пирамидку или верёвочку);
  • Рисовать в воздухе, крупой в коробке;
  • Наматывать тонкую проволоку, нитку на палец;
  • Игры с конструктором, мозаикой;
  • Для развития подвижности кистей рук очень полезны занятия ручным трудом. Для развития навыков работы с пластилином на начальном этапе используйте тесто.
Читайте также:  Коррекционная работа с детьми с синдромом дауна в доу

Выполнение данных методических рекомендаций позволит приобрести опыт взаимодействия с ребёнком, направленный на его развитие. Предложенные игры и упражнения помогут ребёнку с синдромом Дауна освоить новые умения и навыки, а ежедневное повторение позволит окончательно сформировать и закрепить их.

Источник

Общие рекомендации к организации групповой работы с детьми с синдромом Дауна в системе раннего вмешательства

1. Командный принцип работы.

Реализуется командный принцип через совместную диагностику, обсуждение,  выработку структуры работы. Обязательным элементом групповой работы являются командные обсуждения специалистов, работающих с группой, на которых планируется работа группы и отслеживается динамика развития  в целом и каждого из ее участников, обсуждаются изменения и трудности.   Рекомендуется, чтобы с группой работали два – три специалиста, которые образуют рабочую команду. В общую команду раннего вмешательства входят такие специалисты:  невролог, психолог, логопед, физический терапевт, педагог. Раз в три месяца проходит общее командное обсуждение, на котором специалисты делятся мнениями и, при необходимости, присоединяются к работе группы.

2. Психологический подход в работе с детьми.

Психологический подход обеспечивает более эффективную работу с детьми и их родителями и заключается в применении психологических приемов независимо от того, какой именно специалист работает с группой детей. К таким приемам относятся: отражение и проговаривание действий и чувств, структурирование пространства и времени.

3. Особое внимание к взаимодействию с родителями.

 Специалисты предоставляют родителям максимум информации о том, что происходит во время проведения занятия и каков смысл упражнений; предлагают  конкретные задания для занятий дома (с учетом возможностей семьи).

4. Ограниченное количество детей в группе.

В группах для детей с синдромом Дауна рекомендуется не более четырех детей, так легче учитывать индивидуальные особенности ребенка. В тоже время каждый ребенок получает возможности общения с разными детьми, т.е. разный социальный опыт.

5. Время занятия.

 Не более 1,5 часа. В системе раннего вмешательства находятся дети с различной степенью задержки, которые не имеют опыта пребывания в кругу сверстников. 1,5 часа — это время, которое дети могут »выдержать» вместе и успевают адаптироваться.

Планирование групповой работы с детьми с синдромом Дауна.

  • Планирование групповой работы основывается на результатах диагностики ребенка и согласовывается с запросом и ожиданиями родителей. Знание родителей об особенностях ребенка, адекватное понимание ситуации в значительной степени влияет на эффективность групповой работы. Поэтому особое внимание уделяется прояснению и формированию запроса родителей — цели, которые могут быть достигнуты в результате сотрудничества специалистов и родителей. Работа с родителями позволяет установить отношения сотрудничества, оказывать эмоциональную и информационную поддержку, повышать уровень родительской компетентности.
  • До начала групповой работы нужно определить цели и задачи данной группы, которые ставят на 3 месяца. Затем команда специалистов  оценивает динамику групповой работы, эффективность упражнений, достижения каждого ребенка и родителя. На основании этой информации и встречи с родителями принимается решение о необходимости изменения содержания упражнений, состава группы, специалистов, частоты и продолжительности занятий. Структуру занятия можно оставить неизменной, если упражнения остались актуальными для детей.
  • Структура занятия формируется до начала групповой работы и  остается неизменной на протяжении всего времени групповых занятий. Содержание отдельных упражнений может меняться, при успешном освоении данного упражнения детьми.
  • Помещение и оборудование должны соответствовать целям группы. Важно учитывать, что оборудования и игрушек не должно быть слишком много, так как дополнительные стимулы отвлекают детей от выполнения задания, создавая трудности для детей и специалистов.  
  • При формировании группы нужно учитывать возраст и особенности развития детей. Важно понимать, что возраст развития может отличаться от биологического возраста ребенка. Упражнения, которые предлагаются для группового занятия, выбираются специалистом с учетом возраста развития детей.
  • Необходимо учитывать, что развитие способностей в отдельных сферах (например, мелкой моторике, развитии речи) может значительно отличаться у детей с близким возрастом развития. Для того, чтобы групповое занятие было эффективно как для каждого ребенка, так и для группы в целом, в одном занятии могут сочетаться »очень простые» и »достаточно сложные» задания. Такой подход учитывает сильные и слабые стороны каждого ребенка, его зону ближайшего развития, а также способствует повышению самооценки и позитивному отношению детей друг к другу.
  • При организации групповой работы необходимо соотнести запрос родителей с возможностями и особенностями развития детей.  Определить модель групповой работы, которая позволит наиболее эффективно достичь целей, согласованных между специалистами и родителями. На этапе планирования важно определить роль каждого специалиста и родителей, для обеспечения эффективного взаимодействия команды специалистов и специалиста с ребенком во время занятия.

Цели создания группы:

1.     Стимулировать развитие познавательной деятельности ребенка с синдромом Дауна.

2.     Создавать условия для социального развития ребенка, формирования навыков коммуникации с детьми и взрослыми.

3.     Развивать импрессивную и экспрессивную речь ребенка.

4.     Развивать личностные качества ребенка.

5.     Подготовить ребенка к дальнейшей социализации и переходу в другие учреждения.

6.     Вовлекать родителей в совместную реализацию целей индивидуального плана работы с ребенком.

Задачи группы:

1. Формировать навыки поведения в группе.

2.  Развивать мотивацию, активность, инициативность и самостоятельность.

3. Формировать навыки предметной деятельности:

—         учить выполнять орудийные, предметно-игровые и соотносящиеся действия с различными предметами и материалом.

4. Развивать сенсорное восприятие:

–       формировать умение ориентироваться в цвете, форме, размере предметов;

–       развивать пространственные представления;

–       стимулировать слуховое внимание, ориентирование в неречевых и речевых звуках;

–       учить различать предметы на вкус, запах, на ощупь.

5. Формировать у детей конкретные представления об окружающем мире, придерживаясь тематической направленности.

6. Развивать наглядно-действенное мышление, память, внимание.

7. Развивать понимание обращенной речи:

–       учить показывать предметы с определенным признаком, картинки, действующие лица на сюжетных картинках, объекты на фотографиях;

–       учить выполнять действия по инструкции взрослого, в играх с речевым сопровождением.

8.  Развивать навыки общения:

–       учить использовать различные формы общения с близкими взрослыми;

–       учить работе с коммуникативным альбомом-словарем;

–       поддерживать эмоциональные контакты с детьми.

9.  Стимулировать развитие активной речи:

–       учить произносить звукоподражания, лепетные слова, отдельные слова;

–       произносить предложения, состоящие из двух слов в определенных ситуациях;

–       учить отвечать на простые вопросы.

10. Учить выполнять элементарные упражнения для развития артикуляционной моторики, мимики, физиологического и речевого дыхания.

11. Формировать умения и навыки выполнения движений:

–       учить выполнять упражнения в ходьбе, беге, прыжках; упражнения в кидании и ловле мяча; удары по мячу; упражнения в равновесии;

–       развивать мелкую моторику пальцев рук.

  1. Обучать навыкам продуктивных видов деятельности:
  • рисовать на листе бумаги, используя краски и кисть;
  • строить из конструктора совместно с взрослым;
  • развивать интерес, любопытство;
  • воспитывать желание рисовать, конструировать.
  1. Информировать родителей об особенностях развития детей с синдромом Дауна. Осуществлять реализацию задач группы совместно с родителями, учитывая индивидуальные особенности каждого ребенка.

Запрос родителей

Запрос высказывается родителями и служит одним из оснований для определения  целей и задач групповой работы.

В запросе обычно содержатся вопросы и пожелания родителей, направленные на понимание и преодоление трудностей в развитии ребенка с синдромом Дауна:

–       рассказать об особенностях развития и способах стимулирования ребенка.

Читайте также:  Отличие гидроцефалии от гидроцефального синдрома

–       научить ребенка понимать речь окружающих и разговаривать, соответственно возрасту;

–       развить познавательные способности ребенка;

–       сформировать навыки и умения, соответствующие возрасту;

–       научить общаться со сверстниками и взрослыми;

–       подготовить к поступлению в детский сад.

В ходе работы: дополнительной диагностики, консультаций со специалистами команды, бесед после занятий, дополнительных встреч с родителями запрос может конкретизироваться, дополняться.

Особенности развития детей с синдромом Дауна

Каждый ребенок с синдромом Дауна индивидуален в своем развитии. Некоторые дети в определенных сферах развиваются теми же темпами, как и обычные дети, другие сильно отстают почти во всех сферах.

Но можно выделить ряд особенностей в развитии детей с синдромом Дауна:

1.     В раннем возрасте такие дети могут быть пассивными, мало кричать и вокализировать, плохо сосать в младенчестве. В дальнейшем возможны проблемы с жеванием. Они могут позже начать улыбаться, устанавливать контакт глазами, соблюдать очередность. Поэтому необходимо осуществлять массаж для укрепления мышц губ и языка начиная с 3 месяцев.

2.     Развитие крупной и мелкой моторики у них происходит медленнее, вследствие сниженного мышечного тонуса, чрезмерной эластичности связок, коротких рук и ног, ослабленного чувства равновесия, медицинских проблем со здоровьем. Это ограничивает ранний опыт и задерживает когнитивное развитие детей, поскольку они, как правило, учатся хватать, ползать и ходить позже.

3.     Познавательная деятельность требует дополнительной стимуляции.

Процессы восприятия (зрительного, слухового, кинестетического и тактильного) замедленны, часто фрагментарны, недостаточно избирательны.

Внимание нестойкое, рассеянное: дети легко и часто отвлекаются под влиянием случайных факторов. Для ребенка с синдромом Дауна важно повторение изучаемого материала, помощь в перенесении опыта и навыков из одной учебной ситуации в другую.

В процессе обучения важно помнить о более медленном, чем у большинства детей, темпе мышления детей с синдромом Дауна.

4.     Речь может развиваться позже, чем у остальных детей:

–       В доречевой период наблюдаются более бедные голосовые реакции, снижение интонационно-мелодической выразительности вокализаций, несвоевременное возникновение или отсутствие певучего гуления, лепета.

–       Особенности строения артикуляционного аппарата: высокое небо, макроглоссия, гипотония мышц должны учитываться при кормлении ребенка, а также при работе с логопедом или специалистом по ранней коммуникации.

–       Развитие импрессивной речи опережает развитие экспрессивной речи. Дети выполняют простые инструкции, понимают окружающих в знакомой обстановке, хотя первые слова могут появиться в период от 2,5 до 5 лет. Значительно отстает появление фразовой речи. Временной интервал между первыми словами и фразовой речью более длительный, чем у обычных детей.

–       Дети с синдромом Дауна для общения используют в основном существительные, глаголы, указательные местоимения, подкрепляемые жестами, имитациями звуков.

–       В процессе формирования речи дети с синдромом Дауна развиваются по-разному: одни – от однословных фраз к предложениям, а другие – от лепета и звукоподражаний к отдельным словам.

5.     Формирование игровой деятельности у детей с синдромом Дауна нуждается в дополнительном стимулировании, так как:

–       Дети могут не проявлять активность в самостоятельном манипулировании предметами, усваивании способов действия с разными игрушками, связанных с их физическими свойствами (вкладывание одного предмета в другой, катание, ударение предметов друг о друга, чтобы услышать звук).

–       Обычно у детей с синдромом Дауна сюжетно-ролевая игра развивается к возрасту 7-9 лет, но предпосылки формируются гораздо раньше.

–       Игры с правилами могут не сразу вызвать интерес ребенка, только с появлением игрового опыта.

6.     Ребенок с синдромом Дауна часто имеет возраст развития более ранний, чем календарный возраст. Проводя занятия с детьми, педагог должен ориентироваться на возраст развития ребенка.

Работа с родителями детей с синдромом Дауна

Первая встреча

До начала осуществления групповой работы с детьми ведущий и сопровождающий специалисты организовывают встречу с родителями. Перед ее проведением специалисты изучают результаты предварительной диагностики, записи в карточках, данные о возрасте развития детей, полученные после обработки анкет KID или RCDI. Если с ребенком до групповой работы проводились индивидуальные занятия, то специалисты группы обсуждают особенности его развития с ведущим индивидуальных занятий.

На первой встрече

·        происходит знакомство специалистов и родителей группы;

·        проясняется запрос родителей и возможности его реализации на групповых занятиях;

·        родителям разъясняется структура, формат группы – развивающие групповые занятия;

·        специалисты формулируют цели и задачи, которые будут решаться на ближайших занятиях;

·        проговариваются сроки работы группы и то, что группа закрыта – то есть, в течение учебного года новые дети в группе появляться не будут.

·        обсуждается регулярность и длительность проведения занятий, значение домашних занятий с ребенком (необходимость учить ребенка использовать полученные навыки, переносить прежний опыт в новые ситуации).

·        родители знакомятся со специальными методами, приемами и средствами работы, которые будут использоваться на занятиях и могут встретить непонимание. Например: работа с дополнительными средствами коммуникации – коммуникативными картинками.

Беседы после занятии

Родители всегда имеют возможность наблюдать за занятием в отдельной комнате. Эта комната отделяется от игровой специальным двусторонним зеркалом. После каждого занятия специалисты группы беседуют с родителями. Отмечаются успехи детей, их познавательная и речевая активность, проявления инициативы, самостоятельности, знания и умения, которые приобретены на занятии, настроение, интерес к происходящему. Рекомендуются приемы, с помощью которых можно преодолеть возникшие трудности. Специалисты отвечают на вопросы родителей, проговаривают, на что необходимо обратить внимание дома, как можно провести предложенные игры и упражнения в домашней обстановке.

Текущие встречи

Один раз в 3 месяца проводятся встречи с родителями без детей. Перед этим повторно заполняется анкета КІD или RCDI. Анализ результатов первой и последующих анкет позволяет выявить динамику развития ребенка и отобразить ее на графике. В ряде случаев ребенок с синдромом Дауна может прогрессировать по одной или нескольким сферам (например: по крупной моторике, самообслуживанию, пониманию языка), а в других сферах (например: тонкая моторика, развитие речи, социальная) развиваться медленнее. Специалист должен быть готов объяснить родителям такое расхождение в показателях развития ребенка, проанализировать свою работу и  в случае необходимости подкорректировать план  развития ребенка. Обсуждаются достижения и трудности детей, их видение со стороны специалистов и родителей. Выделяются сильные и слабые стороны каждого ребенка.

На текущих встречах  у родителей могут возникнуть вопросы типа: «Что делать если у ребенка не закрывается рот и выпадает язык?». В таких случаях специалист рекомендует  делать активизирующий массаж для мимических мышц лица, губ и языка;  получить  лечение по основному заболеванию.

Таким образом, специалисты и родители проводят совместный анализ групповой работы, сравнивают свои впечатления. Рассматриваются задачи, которые будут решаться на следующем этапе. Обсуждается важность участия родителей в удовлетворении и выполнении индивидуальных рекомендаций специалистов.

Последняя встреча

Последняя встреча с родителями организовывается перед окончанием цикла занятий развивающей группы.

Встреча необходима

·        для подведения итогов работы: очередного анализа результатов анкет; обсуждения родителями и специалистами знаний, умений и навыков, приобретенных детьми; выделения трудностей, которые предстоит преодолеть;

·        для проговаривания собственных впечатлений, эмоций;

·        чтобы родители подготовили детей к окончанию занятий, проговорили с ними предстоящий момент расставания;

·        для оказания поддержки родителям на пороге нового этапа в жизни семьи;

·        для разработки и обсуждения программы на летний период (игр, упражнений, методов и приемов, которые будут использоваться дома);

·