Работа психолога с синдромом эмоционального выгорания
В последнее время много пишут об эмоциональном выгорании, в основном применительно к управленцам и представителям «помогающих профессий» — педагогам, психологам, медикам, юристам… Мы полагаем, что выгорать человек может в совершенно разных сферах, независимо от занятости и возраста — например, ученик, родитель, пенсионер… Общие механизмы профилактики эмоционального выгорания, такие как ресурсная работа, раскрытие творческого потенциала, обучение навыкам ассертивного поведения, являются ключевыми в работе психолога.
В статье мы кратко обозначим основные особенности синдрома выгорания, подробнее остановимся на факторах выгорания и «антивыгорания», а затем рассмотрим некоторые методы профилактики выгорания с помощью психодрамы и арт-терапии.
Ключевые слова: творчество, «контейнер» ресурсов, внешние и внутренние ресурсы, выгорающая часть личности.
Навигация:
- Понятие «эмоциональное выгорание», его стадии и феномены
- Способы понимания феномена эмоционального выгорания и механизмы «антивыгорания»
- «Потерянные крылья»: психодрама и арт-терапия в работе с синдромом эмоционального выгорания (материалы воркшопа)
Притча о двух волках
Однажды очень мудрый индеец рассказал своему внуку одну историю.
У каждого человека в душе живут два волка, которые враждуют между собой. Одного волка зовут Зло. Ему характерны такие черты характера как неудовольствие, злоба, зависть, ложь, эгоизм… Второго волка зовут Добро.Ему же характерен противоположный характер — любовь, доброта, внимание, спокойствие, верность, мир…
Слова старого индейца заставили немного подумать внука, и после небольшой паузы юный индеец спросил:
— А кто же, в конечном итоге, побеждает?
Мудрый индеец с улыбкой посмотрел в глаза своему внуку и ответил:
— Сильнее оказывается тот волк, которого мы кормим.
Понятие «эмоциональное выгорание», его стадии и феномены
В зарубежной литературе синдром выгорания обозначается термином burnout (англ.), что в переводе и соответствует таким эквивалентам, как «выгорание», «сгорание».
В.В. Бойко считает эмоциональное выгорание механизмом психологической защиты от интенсивных и продолжительных стрессов.
Стресс — это состояние психического напряжения, которое возникает, как правило, в экстремальных и сложных условиях. Механизм стресса — это неспецифические физиологические и психологические проявления адаптационной активности при сильных, экстремальных для организма воздействиях (Л.А. Китаев-Смык).
Однако в одних и тех же стрессовых условиях разные люди выгорают по-разному, а некоторые не выгорают вовсе. Многие авторы пишут о том, что на психологическое состояние влияет не сам стресс как внешний фактор, а то, как мы к нему относимся, воспринимаем ли мы его как двигатель нашего развития или как разрушающий фактор.
Синдром выгорания относится к числу феноменов личностной деформации и представляет собой многомерный конструкт, набор негативных психологических переживаний, связанных с продолжительными и интенсивными межличностными взаимодействиями, отличающимися высокой эмоциональной насыщенностью или когнитивной сложностью. Это ответная реакция на продолжительные стрессы межличностных коммуникаций (Н.Е. Водопьянова).
Согласно модели Маслач и Джексон, выгорание представляет собой трехмерный конструкт, включающий в себя эмоциональное истощение, деперсонализацию и редукцию личных достижений.
- Эмоциональное истощение — основная составляющая профессионального выгорания. Проявляется в переживаниях сниженного эмоционального тонуса, утрате интереса к окружающему, равнодушии или эмоциональном перенасыщении, в проявлении агрессивных реакций, симптомов депрессии.
- Деперсонализация — дегуманизация (обесценивание) межличностных отношений, негативизм, циничность по отношению к чувствам и переживаниям других людей. Характерна утрата эмоционального компонента: потеря чувств к близким, снижение эмпатии — отзывчивости, соучастия.
- Редукция личных достижений — уменьшение или упрощение действий, связанных с трудовой деятельностью, снижение значимости достигнутых результатов собственного труда (Н.Е.Водопьянова).
Бойко В.В., один из ведущих разработчиков проблемы эмоционального выгорания, выделяет четыре симптома, или критерия, эмоционального выгорания.
- Симптом «эмоционального дефицита». К профессионалу приходит ощущение, что эмоционально он уже не может помогать субъектам своей деятельности, не в состоянии войти в их положение, соучаствовать и сопереживать, отзываться на ситуации, которые должны трогать, побуждать усиливать интеллектуальную, волевую и нравственную отдачу. Резкость, грубость, раздражительность, обиды, капризы — дополняют симптом «эмоционального дефицита».
- Симптом «эмоциональной отстраненности». Личность почти полностью исключает эмоции из сферы профессиональной деятельности. Ее почти ничто не волнует, почти ничто не вызывает эмоционального отклика — ни позитивные обстоятельства, ни отрицательные. Реагирование без чувств и эмоций наиболее яркий симптом «выгорания». Он свидетельствует о профессиональной деформации личности и наносит ущерб субъекту общения.
- Симптом «личностной отстраненности, или деперсонализации». Прежде всего отмечается полная или частичная утрата интереса к человеку — субъекту профессионального действия. Он воспринимается как неодушевленный предмет, как объект для манипуляций — с ним приходится что-то делать. Возникает деперсонализированный защитный эмоционально-волевой антигуманистический настрой. Личность утверждает, что работа с людьми не интересна, не доставляет удовлетворения, не представляет социальной ценности.
- Симптом «психосоматических и психовегетативных нарушений». Многое из того, что касается субъектов профессиональной деятельности, провоцирует отклонения в соматических или психических состояниях. Порой даже мысль о таких субъектах или контакт с ними вызывает плохое настроение, дурные ассоциации, бессонницу, чувство страха, неприятные ощущения в области сердца, сосудистые реакции, обострения хронических заболеваний. Переход реакций с уровня эмоций на уровень психосоматики свидетельствует о том, что эмоциональная защита — «выгорание» — самостоятельно уже не справляется с нагрузками, и энергия эмоций перераспределяется между другими подсистемами индивида.
В литературе встречается множество классификаций стадий выгорания. Так, М. Грабе полагает, что процесс выгорания проходит следующие стадии:
- Симптомы-предвестники выгорания: повышенная активность, утомление.
- Снижение активности.
- Эмоциональные реакции, поиск виноватых; депрессия или агрессия.
- Спад.
- Оскудение.
- Психосоматические реакции.
- Отчаяние.
Таблица 1. Факторы риска эмоционального выгорания | ||
Личностные факторы | Ситуативные факторы | Профессиональные требования |
Переживание несправедливости | Социальное сравнение и оценки других | Когнитивно сложные коммуникации |
Хроническое переживание одиночества | Несправедливость неравенство взаимоотношений | Эмоционально насыщенное деловое общение |
Переживание социальной незащищенности | Негативные или «холодные», бесчувственные взаимоотношения с коллегами, с подчиненными | Необходимость постоянного саморазвития и повышения профессиональной компетентности |
Переживание социально-экономической нестабильности | «Трудные» ученики, партнеры, клиенты | Адаптация к новым людям, меняющимся профессиональным ситуациям |
Переживание социальной и межличностной изоляции | Отсутствие корпоративной сплоченности, низкая организационная культура | Поиск новых решений |
Неконструктивные модели преодолевающего поведения | Внутрифирменные и межличностные конфликты | Высокая ответственность за дело и других людей |
Высокая мотивация власти, высокая аффилиация | Ролевые конфликты, ролевая неопределенность | Самоконтроль и волевые решения |
Трудоголизм, поведение типа А (ориентированное на достижение цели любыми средствами) | Дефицит административной, дружеской, социальной, проф. и др. видов поддержки | Неинтересная или нелюбимая работа |
Слабая «Я-концепция», низкая самооценка | Перегрузки | Бюрократизм или «бумажная» работа |
Низкая эмпатия и социальный интеллект | Недогрузки | Отсутствие готовых решений, необходимость творческого поиска |
Низкая профессиональная мотивация, мотивация избегания неудач | ||
Эмоциональная неустойчивость, нереалистичные ожидания |
Выгорание «заразно» — могут выгорать целые семьи или коллективы. Поэтому психологическое здоровье коллектива является важным фактором, препятствующим выгоранию. Дело в том, что выгоревший партнер по взаимодействию начинает существенно меньше эмоционально вовлекаться в отношения, в работу, не поддерживает коллег, сам не просит помощи и часто находится в агрессивном или депрессивном состоянии. Поскольку выгоревший человек почти ничего не дает партнерам, то они сами начинают испытывать нехватку ресурсов, искать их в других сферах или у других людей.
Факторы, приводящие к выгоранию, с точки зрения социальных психологов, являются как внутренними, личностными, так и внешними, связанными со сферой деятельности человека. Так, руководитель организации может очень многое сделать для нивелирования факторов выгорания сотрудников, но и сами сотрудники обязаны работать над своим внутренним миром.
Читать продолжение…
Автор статьи несколько лет ведет курс повышения квалификации для психологов школ, детских садов и центров «Профилактика эмоционального выгорания педагогов и родителей с помощью творческих методов развития личности».
Источник: mioo.seminfo.ru/course/view.php?id=612
- Часть 1
- Часть 2
- Часть 3
- Часть 4
Источник
Провели вебинар «Как работать в полную силу и не выгореть эмоционально» и собрали 10 советов по профилактике эмоционального выгорания от психолога сервиса «Мета» Татьяны Равовой.
Что такое синдром эмоционального выгорания
В мае 2019 года Всемирная организация здравоохранения уточнила определение эмоционального выгорания и выделила конкретные признаки, по которым его можно диагностировать и помочь справиться с последствиями. Согласно уточненному определению, эмоциональное выгорание — результат хронического стресса на рабочем месте, который не был успешно преодолен.
Как предотвратить эмоциональное выгорание
Способность справляться со стрессом на работе, чтобы он не стал причиной выгорания, в первую очередь связана с тем, как он заботится о себе и как он относится к себе и работе.
1. Поддержание базового баланса
Регулярно проверяйте, насколько часто вы пополняете источники энергии: еда, сон, физическая нагрузка, общение с близкими или друзьями. Если вы каждую неделю откладываете тренировку или встречу с друзьями из-за работы, то вы уменьшаете уровень заряда своей батарейки.
Планируйте отдых заранее, как рабочие встречи и выполнение задач.
2. Займитесь хобби
Как давно вы делали что-то для своего удовольствия, а не пользы? Переключение на то, что вас наполняет и вдохновляет, дает вам возможность ясно видеть рабочую ситуацию и чувствовать себя удовлетворенными и отдохнувшими.
3. Спрашивайте себя каждый день: «Как я себя чувствую?»
Умение замечать состояние и корректировать в моменте, снижает влияние стресса на организм. Заведите себе привычку в течение дня задавать вопрос: «Как я сейчас?» и «В чем я нуждаюсь?»
Вставайте из-за рабочего места, чтобы пройтись и встряхнуться. Попейте воду, сделайте глубокие вдохи и посмотрите в окно, чтобы успокоить мысли. Даже простые действия помогают снимать напряжение.
4. Отслеживайте стресс в моменте
Медитация и практики осознанности формируют навык замечать состояние и чувствовать себя в моменте. Те, кто постоянно практикуют, замечают снижение тревожности и обращают внимание на телесные ощущения.
Если вы не знакомы с техниками, то начните с базовой медитации: сядьте, как вам удобно, выпрямите спину, но не слишком напрягайтесь из-за этого. Наблюдайте за своим дыханием, ощущениями от него в теле, например как движется воздух через нос или как поднимается живот. Когда вы замечаете, что отвлеклись на мысли — плавно возвращайте внимание назад к ощущениям.
Чтобы уменьшить влияние внешних факторов, отрегулируйте рабочую нагрузку и рабочее общение. Подробнее в следующих двух пунктах.
5. Четкие границы зоны ответственности
Пересмотрите нагрузку и границы на работе — за что вы готовы взяться, а за что нет, это поможет зафиксировать объем работ и снизить уровень стресса. Особенно, если вам привыкли поручать дополнительную работу. Задач больше, чем ваша пропускная способность для продуктивной работы? Обсудите вопрос с руководством.
Помните, что вы тоже влияете на ситуацию и можете заявить о своих проблемах.
6. Общение в нерабочее время
Проанализируйте, насколько вы перегружаете себя общением в мессенджерах и по телефону. Определите, в какие промежутки дня вы на связи, а в какие недоступны для решения рабочих вопросов. Если ваша работа не требует быть на связи круглосуточно, то отключите уведомления, когда работаете.
В периоды сильных перегрузов, выделяйте один или два дня, когда вы предоставлены сами себе и минимально используете телефон.
Пересмотр отношения к себе, работе и стрессу предотвращает появление эмоционального выгорания.
7. Регулярная рефлексия
Отслеживать возможное эмоциональное выгорание помогает регулярная рефлексия — анализ недели, месяца или другого периода. Выберите тихое место в выходной и задайте себе вопросы: «Что с моей нагрузкой, её много или мало? Если много, то могу ли я делегировать часть задач? Достаточно ли я отдыхаю?». Таким образом, вопросы могут касаться не только рабочей нагрузки, но и внутреннего состояния человека.
8. Работа с внутренними конфликтами
На стремление слишком много работать могут повлиять бессознательные мотивы человека. Например, острое желание доказать свою ценность родителям. Человек этого не понимает, но стремится «быть лучшим» и всегда много работать из-за этого мотива. Самостоятельно подобные мотивы обнаружить сложно — здесь поможет разобраться психолог.
9. Пересмотрите ваше отношение к стрессу
Стресс полезен, когда связан с ростом, мобилизацией сил и ресурсов человека. Сфокусируйтесь на том, что вы растете и делаете вклад в свое развитие — это позволит лучше справиться с последствиями стресса.
Исследования показывают: люди, которые считают, стресс исключительно вредным — чаще избавляются от его последствий при помощи алкоголя или сладкого. Те, кто считают, стресс полезным и готовы к трудностям в жизни — подходят проактивно к разрешению ситуации: ищут причину стресса, стараются найти помощь или информацию.
Подробнее про стресс и управление им читайте в книге Келли Макгонигал «Хороший стресс как способ стать сильнее и лучше».
10. Ответьте на вопрос «Зачем вы делаете вашу работу?»
Понимание смысла и пользы вашей работы помогает справляться со стрессом и получать удовольствие в процессе. Даже если текущие результаты не устраивают, то осознание смысла поддержит и с большей вероятностью приведет к желаемым результатам в перспективе.
Если предотвратить эмоциональное выгорание не удалось и вы обнаружили у себя 3 признака синдрома: мотивационное и физическое истощение, дистанцирование по отношению к рабочим обязанностям и снижение работоспособности, то одно из решений — обратиться за консультацией к психологу.
Он определит причины выгорания, составит план по восстановлению и даст рекомендации по предотвращению синдрома в будущем. Заполните анкету на сайте «Меты» и мы подберём подходящего психолога.
Подпишитесь на канал, чтобы узнать как и какие особенности вашей психики учитывать, чтобы сделать жизнь более гармоничной и счастливой!
Источник
Эмоциональное выгорание – механизм психологической защиты, суть которого состоит в уменьшении или полном исключении эмоций в ответ на определенные раздражители (психотравмирующие условия). Выгорание с одной стороны позволяет человеку рационально расходовать силы, но с другой – снижает работоспособность и продуктивность специалиста, разрушает межличностные взаимоотношения.
Эмоциональное выгорание – профессиональный стереотип, то есть доведенные до автоматизма реакции и действия в ответ на одни и те же раздражители. Нужно ли избавляться от эмоционального выгорания? Да. Но не столько избавляться, сколько уметь им управлять и предотвращать.
Диагностика выгорания
Существует множество методик для диагностики. Предлагаю разобрать опросник В. В. Бойко, как наиболее полный с моей точки зрения. Методика не просто выявляет сам факт выгорания, а определяет его этап и проявившиеся признаки (подробнее об этом читайте в статье «Эмоциональное выгорание: что это в психологии»). Диагностика позволяет выявить доминирующие симптомы, разделить факторы влияния на внешние и внутренние, выявить степень их воздействия.
Также можно определить сильные и слабые стороны профессионала, вынести прогноз о том, что возникнет дальше без коррекции. И конечно, составить план коррекции личностных особенностей и (или) условий труда. Это важно, потому что именно такая разносторонняя трактовка (сам факт выгорания, этап, симптомы) позволяет найти индивидуальный способ коррекции и оптимальный вариант психотерапии.
Для прохождения методики испытуемому предлагается однозначно («Да», «Нет») ответить на 84 вопроса. В результате синдром выгорания описывается количественно и качественно по этапам и симптомам:
- напряжение: переживание психотравмирующих обстоятельств, неудовлетворенность собой, загнанность в клетку, тревога и депрессия;
- сопротивление: неадекватное эмоциональное избирательное реагирование, эмоционально-нравственная дезориентация, расширение сферы экономии эмоций, редукция профессиональных обязанностей;
- истощение: эмоциональный дефицит, эмоциональная отстраненность, личностная отстраненность (деперсонализация), психосоматические и психовегетативные нарушения.
При оценке можно выявить доминирующие, сложившиеся и складывающиеся симптомы; сформированные и формирующиеся этапы выгорания. А по итогу определить наличие или отсутствие выгорания.
Результат диагностики (заключение) может выглядеть следующим образом (пример взят из практики, диагностика педагога).
Психодиагностическое заключение
Наблюдается наличие «Синдрома эмоционального выгорания».
- Эмоциональное выгорание в данном случае выражено тревогой и депрессией, неадекватным избирательным эмоциональным реагированием, редукцией профессиональных обязанностей. Стоит отметить, что симптом психосоматических и психовегетативных нарушений на данный момент является складывающимся, но он близок к завершению формирования. При воздействии определенных негативных факторов этот симптом, вероятно, первым из оставшихся станет сложившимся.
- Неадекватное эмоциональное избирательное реагирование и редукция профессиональных обязанностей являются доминирующими симптомами. Оба симптома относятся к фазе «резистенция». Эта же фаза пока является единственной сформировавшейся. Фаза «Истощение» не сформировалась, фаза «Напряжение» формируется.
- Переживание психотравмирующих обстоятельств, расширение сферы экономии эмоций, психосоматические и психовегетативные нарушения – складывающиеся симптомы эмоционального выгорания. Остальные симптомы не выражены.
Прогноз: на данном этапе жизни и профессиональной деятельности эмоциональное выгорание испытуемого проявляется во взаимоотношениях с коллективом и подопечными (учителя, ученики, родители, начальство). Есть риск оказаться в одиночестве, испортить отношения с другими людьми, замкнуться в себе, стать «роботом», выполняющим письменную и устную работу (заполнить бумаги, прочитать лекцию, проверить задание, формально выполнить составленный план работы).
Учитывая, что испытуемый является учителем, под угрозу попадает вся его профессиональная деятельность. Работа педагога относится к группе «человек-человек». Происходит постоянное взаимодействие с людьми, общение. В такой сфере недопустима полная безэмоциональность, как и неконтролируемые проявления эмоций. Кроме того, реакция на внешние негативные факторы в виде исключения эмоций может перейти в личную жизнь, на семью.
Рекомендации по устранению симптомов выгорания
Я продолжу разбирать проблему на примере диагностики учителя из нашего примера выше, но хочу отметить, что эти же рекомендации применимы ко всем профессиям «человек-человек». Разница в том, какие симптомы уже дали о себе знать, а какие составили группу риска. Потому рекомендации всегда носят индивидуальный характер, хотя и имеют общую суть: саморегуляция, нормализация режима дня, переоценка жизни, устранение влияния ведущих негативных факторов.
- Ставьте долгосрочные и краткосрочные цели своей деятельности. Это важно для поддержания мотивации, самовоспитания, обратной связи (осознание правильности пути, удовлетворенность собой).
- Общайтесь, делитесь своими положительными и отрицательными эмоциями. Очень полезно уметь адекватно и спокойно обсудить все переживания и разногласия. Вместе прийти к оптимальному решению, выслушать и понять все стороны.
- Займитесь своим временем и расстановкой приоритетов. Старайтесь посвящать максимум времени тому, что приносит вам положительные эмоции.
- Освойте техники саморегуляции, особенно релаксацию и методы переключения внимания.
- Обеспечьте себя группой единомышленников, тех, кто поддержит вашу точку зрения и положительное отношение к работе.
- Научитесь умело расходовать свои ресурсы и перераспределять нагрузку.
- Избегайте однотипной деятельности, обязательно найдите себе хобби по душе. Чередуйте умственную и физическую активность. Давайте организму отдыхать и восстанавливаться.
- Освойте навыки бесконфликтного общения и выхода из конфликтных ситуаций.
- Выстройте адекватное самовосприятие и самосознание. Не нужно стараться быть лучше всех, важно быть лучше себя.
- Ориентируйтесь на дыхание. Если заметили задержку, то значит, вы вступили в опасную для себя зону, тактично выйдите из контакта.
- Поработайте над развитием адекватного эгоизма.
- Ежедневно отводите час (или минимум 20 минут) на себя, исключительно свои интересы и потребности.
- Напомните себе о том, кто вы. Это один из вариантов самовнушения. Четко вслух произнесите: «Я, ФИО, и я – педагог».
- Пробуждайте в себе новые эмоции, делайте то, что никогда не делали (полезного и интересного, а не наоборот). Например, разучите пару танцевальных движений и разнообразьте зарядку.
- В конце концов, возьмите отпуск на восстановление или попросите о снижении нагрузки.
- Если эти методы не помогли, обратитесь к психологу за индивидуальной психотерапией.
Фаза напряжения
На фазе напряжения необходимо работать с самопринятием личности и безоценочным восприятием других людей. Это позволит снизить стрессогенность тесного общения и позволит разобраться в собственных ресурсах, избегать чрезмерно эмоциональной вовлеченности в процесс взаимодействия (что и позволит рационально распределить ресурсы в проблемной ситуации). Кроме этого, нужно:
- признать право испытывать положительные и отрицательные эмоции;
- снизить рефлексию за счет отказа от установки «я должен быть лучше всех»;
- развивать познавательные способности (это откроет новые возможности для компенсаций эмоций);
- работать над временной целостностью восприятия своего «Я» (прошлое, настоящее, будущее), притом сохранять эту нить как в реальных планах, так и в фантазиях;
- заняться тайм-менеджментом;
- изучить техники саморегуляции.
Фаза сопротивления
Этап работы с внутренними ресурсами, обособлением своего «Я». Это необходимо для сохранения самоуважения, повышения мастерства саморегуляции, ощущения внутренней опоры и стабильности, приобретения уверенности в себе. На первом этапе, как правило, возникает снижение самооценки, потому этот элемент коррекции обязателен. На этой же фазе нужно работать над созданием внутреннего локуса контроля.
Фаза истощения
На этом этапе необходимо возвращать утраченные коммуникативные навыки и саму потребность в общении. Для этого нужно найти новые смыслы и мотивы для общения. Но в этих целях хороша лишь первичная профилактика (индивидуальные мероприятия с работником, профессиональная диагностика при отборе, изменение условий труда). Вторичная профилактика носит скорее поддерживающий характер и направлена на изменение психологического климата в коллективе, групповую работу по изменению стилей взаимодействия участников процесса, тренингов личностного роста.
Профилактика сгорания
Чувство исполненности – главный метод профилактики выгорания. Пока человек искренне переживает за то, что делает, выполняет это с интересом и радостью, до тех пор ему не грозит эмоциональное выгорание. Как только мотивация труда становится формальной (зарплата), а предмет труда воспринимается лишь как средство достижения цели («сейчас быстренько сделаю это, чтобы отстали»), ровно тогда выгорание начинает дышать в затылок.
Как правило, такое возникает из-за эгоцентрических мотивов (не всегда осознаваемых). Еще проще это продемонстрирует пример из школы: ученик хочет получить пятерку, но ему не важно, как это произойдет, потому скачать материал из интернета или списать становится оптимальным вариантом. Другой ученик понимает, что самое ценное – это знания, которые он получит, если сам выполнит задание. А как выйдет – не столь важно, ведь в любом случае это опыт, который опять же бесценен.
Риск выгорания сотрудников уменьшается, если:
- регулярно и инновационно преобразуется рабочая среда;
- работников обучают преодолению конфликтов и эффективному общению;
- работников обучают саморегуляции и работают с копинг-стратегиями (повышение стрессоустойчивости).
Важно рационально и бережно расходовать внутренние ресурсы. Однако не стоит забывать и о смысловой стороне жизни, а также мотивации труда.
Самый универсальный вариант профилактики и преодоления эмоционального выгорания – развитие творческого потенциала, мышления, способностей. Чем креативнее умеет мыслить человек, тем интереснее и разнообразнее для него выглядит работа, общение с людьми. Соответственно, тем ниже утомление и переизбыток от однотипной деятельности. Человеку с развитым творческим потенциалом никогда не придется скучать. Кроме того, в работе он будет воплощать свои ценности и идеи, саморазвиваться и самоутверждаться, что служит дополнительным методом профилактики.
Что еще можно делать для профилактики и преодоления выгорания:
- Развивать личностную выносливость. Что это такое? Это ежедневная высокая активность, развитый контроль над ситуацией и гибкое реагирование на изменения.
- Изучать и вырабатывать у себя активные, а не пассивные тактики сопротивления стрессу.
- Вырабатывать внутренний локус контроля, а не внешний. То есть ощущать себя причиной и успеха, и неудач, а не сваливать все на других людей или всевышние силы.
Что может сделать организация для профилактики и снижения эмоционального выгорания? Зависит от конкретного вида деятельности, но одно правило неизменно: условия труда должны сочетать оптимальную среду для труда и стимулировать как профессиональный рост работников, так и личностное самосовершенствование.
Важно понимать, что чем запущеннее выгорание, тем необратимее личностные изменения. Потому особое место занимает именно профилактика профессионального эмоционального выгорания.
Эмоциональное выгорание – разновидность профессиональной деформации, психогенное образование, отличающееся сложной структурой. Потому для его профилактики и коррекции также будут актуальны рекомендации из статьи «Профессиональные деформации личности: что это, факторы, признаки и профилактика». А о причинах выгорания читайте в работе «Профессиональное эмоциональное выгорание: причины и факторы».
Источник