Работа психолога с родителями детей с синдромом

Работа психолога с родителями детей с синдромом thumbnail

В последнее время проблема аутизма привлекает все большее внимание специалистов различного профиля. Такой интерес вызван, с одной стороны, достижениями в области  научного изучения, а с другой — неотложностью и сложностью практических вопросов оказания психологической помощи детям и их родителям. Ранний детский аутизм как вариант тяжелого дизонтогенеза, при котором развитие ребенка задерживается и искажается вследствие нарушения контакта с внешним миром, и, в первую очередь с близкими людьми, ставит перед педагогом-психологом задачу адекватной помощи семье аутичного ребенка в целом.

        Согласно  специально проведенным исследованиям, посвященным проблемам психологического функционирования семей, имеющих аутичного ребенка, каждая такая семья испытывает хронический стресс, тяжесть которого зависит от тяжести состояния и возраста ребенка. Мамы таких детей не только испытывают чрезмерные ограничения личной свободы и времени, но и демонстрируют очень низкую самооценку в связи с тем, что недостаточно хорошо, по их мнению, выполняют свою материнскую роль.

Напряженностью своих переживаний семьи аутичных детей выделяются даже на фоне семей, имеющих детей с другими тяжелыми нарушениями развития. Семья аутичного ребенка часто лишена  поддержки знакомых и близких людей. Окружающие в большинстве случаев ничего не знают о проблеме детского аутизма, и родителям бывает трудно объяснить им причины разлаженного поведения ребенка, его капризов, отвести от себя упреки в его избалованности. Нередко семья сталкивается с нездоровым интересом соседей, с недоброжелательностью, агрессивной реакцией людей в транспорте, в магазине, на улице.

        Согласно исследованиям, в последнее время количество детей с аутистической симптоматикой значительно увеличилось. И в наш детский сад все чаще стали попадать такие дети. В связи с этим возросла необходимость в разработке системы оказания помощи семье. 

В работе с  родителями    можно условно выделить несколько составляющих: 

  • Информационная поддержка
  • Обучение взаимодействию
  • Коррекция взаимоотношений в диаде «мама-ребенок»
  • Психологическая помощь матерям

1. Информационная поддержка

Родители получают информацию об особенностях развития ребенка, способах оказания помощи.

На индивидуальных консультациях родители получают помощь в вопросах воспитания и организации развивающей среды дома.

 В данном случае необходимо понимание особенностей и потребностей ребенка, создание у родителей установки на совместную работу.

2. Обучение взаимодействию

В первую очередь необходимо провести диагностику детско-родительского взаимодействия, попросив родителей воспроизвести типичные игровые действия. Психологу следует обратить внимание на выбранные родителем способы привлечения внимания ребенка, особенности эмоционального реагирования. Важно определить,  соответствует ли предложенная игра его возможностям, каким образом родитель осуществляет контроль  поведения, какие педагогические приемы использует.

Психолог на данном этапе демонстрирует адекватные способы взаимодействия, показывает доступные ребенку задания и игровые упражнения, включает родителя в коррекционный процесс, осуществляет помощь в подборе игровых средств. Родитель (как правило, мама ребенка) присутствует на занятиях, являясь их полноценным участником.

3. Коррекция взаимоотношений в диаде «ребенок-родитель»

В некоторых случаях можно наблюдать неконструктивный стереотип взаимоотношений матери и ребенка. Возникновение данной проблемы обусловлено особенностями реагирования мамы на поведение ребенка в раннем возрасте, когда маме еще непонятно, что ее ребенок страдает слабостью развития аффективной сферы, и она пытается организовать его поведение, исходя из привычных представлений. Мама с помощью психолога в данном случае обучается адекватным способам реагирования на различные поведенческие  акты ребенка, а также учится способам выражения поддержки и любви. Маме аутичного ребенка  сложно установить тесный контакт с ним, так как ребенок не подкрепляет ее инстинктивное поведение: не смотрит ей в глаза, не улыбается в ответ на улыбку. Таким образом, ребенок недополучает такие необходимые для развития вещи, как контакт глазами, голосом, телесный контакт. Мама часто не может помочь такому ребенку пережить травмирующие события, успокоить, когда больно или страшно, так как он не сообщает об этом матери, не ищет утешения и защиты у нее на руках. В некоторых случаях необходимо применение элементов  холдинг-терапии – удержания ребенка до его расслабления, установления контакта с родителем.

Многие родители, воспитывающих аутичных детей, сталкиваются с проблемами воспитания. Родителям аутичного ребенка очень важно устанавливать границы дозволенного и недозволенного, при этом необходимо проявлять твердость и последовательность. Идя на поводу у его желаний, жалея его, родители не до конца понимают, с какими проблемами они будут сталкиваться по мере роста ребенка, ведь чем старше он будет, тем труднее будет поставить заслон неприемлемым формам поведения.

Во многом решение проблем, встающих перед семьей аутичного ребенка, зависит от того, насколько конструктивна позиция родителей и других членов семьи.

Родители должны научиться понимать и реально оценивать возможности ребенка, сформировать адекватный уровень требований к нему. Если уровень ожиданий родителей превышает возможности ребенка, это вызовет у него утрату веры в свои возможности. Заниженные требования, наоборот, снижают чувство ответственности за свои поступки, не дают сформироваться навыкам саморегуляции поведения.

4. Психологическая помощь матерям

Родитель становится помощником своему ребенку только тогда, когда понимает и принимает его. Для подобного отношения к проблеме многим родителям требуется психологическая помощь.

Некоторым мамам требуется длительное время для внутреннего проживания ситуации. Оптимальным способом помощи матерям аутичных детей становится создание групп поддержки.
Получая профессиональную помощь и имея возможность общения с семьями, попавшими в такую же ситуацию, родители становятся более открытыми, не замыкаются при возникновении трудностей. Посещение  группы способствует положительному самоотношению, осознанию себя как личности. Работа психолога в такой группе направлена на личностное развитие мамы, преодоление симбиоза в детско-родительских отношениях, принятие ребенка на новом уровне.

Источник

Департамент образования города Москвы

Западное окружное управление образования

Государственное бюджетное образовательное учреждение

Центр психолого-медико-социального сопровождения «Ново-Переделкино»

«Утверждено»                                                                      «Согласовано»

Читайте также:  Солнечные дети синдром дауна что это такое

Методическим Советом                                                       Директор  

 ГБОУ ЦПМСС                                                                     ГБОУ  ЦПМСС

 «Ново-Переделкино»                                                           «Ново-Переделкино»

_________________                                                               ___________________

Протокол № _________                                                         «__»__________20__г.

от «__»__________20__г.

ПРОГРАММА

ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ С  РОДИТЕЛЯМИ

ПО ОБУЧЕНИЮ ЭФФЕКТИВНЫМ СПОСОБАМ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С ДЕТЬМИ И КОРРЕКЦИИ ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ

 (ГРУППОВЫЕ ЗАНЯТИЯ)

В основе лежит программа:

Марковская И.М. «Тренинг взаимодействия родителей с детьми»

Разработчики программы:

педагоги-психологи Сафонова Т.В., Свешникова Г.Б.

 Москва

2013г.

Пояснительная записка

   Независимо от того, каковы особенности основного нарушения во взаимоотношениях «родитель — ребенок», обратившиеся к психологу родители, как правило, неэффективны во взаимодействии с детьми: используют дисфункциональные методы воспитания и установления дисциплины, не умеют устанавливать и поддерживать контакт с ребенком, не могут выразить свои чувства и принять чувства ребенка, имеют большое количество страхов и тревог, которые переносят в воспитание..

   По опыту работы причинами неэффективного родительского отношения являются:

  • педагогическая и психологическая неграмотность родителей;
  • дисфункциональные методы и стереотипы воспитания;
  • личностные проблемы и особенности родителя, вносимые в общение с ребенком;
  • влияние особенностей семейных отношений между супругами на отношения родителя с ребенком.

   Все эти трудности родительского отношения могут быть сглажены с помощью психологической групповой коррекционной работы. В этих целях была создана такая форма работы с семьей как «Родительский клуб».

   Коррекция детско-родительских отношений ведется параллельно как с детьми, так и с родителями.  Параллельная работа позволяет увеличить эффективность занятий родительской группы. Специфическими эффектами работы в родительском клубе является повышение их сензитивности к ребенку, выработка более адекватного представления о детских возможностях и потребностях, ликвидация психолого-педагогической неграмотности, продуктивная реорганизация средств общения с ребенком.

Методологические основы программы

   Во-первых, это Адлеровская модель (А. Адлер). Это направление воспитания родителей основывается на сознательном и целенаправленном изменении поведения родителей, которое определяется ведущим принципом взаимоуважения членов семьи. Основными понятиями адлеровского воспитания родителей являются «равенство», «сотрудничество» и «естественные результаты». С ними связаны и ведущие принципы воспитания: отказ борьбы за власть и учет потребностей ребенка.

   Во-вторых, это модель чувственной коммуникации (Томас Гордон), которая базируется на феноменологической теории личности Карла Роджерса и практике клиент-центрированной терапии, целью которой является создание условий для самовыражения личности. Условием здорового развития ребенка является отсутствие противоречия между представлением о том, как к нему относятся другие («Я-идеальное») и действительным уровнем любви («Я-реальным»). Изменить поведение человека можно, лишь поняв и приняв его чувства. В семейном воспитании модель чувственной коммуникации означает диалогичность общения, его открытость искренность. Во время встреч родители усваивают три основных умения:

  1. Активного слушания;
  2. Доступно для ребенка выражения собственных чувств;
  3. Практического использования принципа «оба правы» в семейном общении.

   Т. Гордон считал, что родители должны дифференцировать проблемы родителя и ребенка, обучать детей самостоятельному решению проблем, постепенно перенося всю ответственность за поиск их решения на самого ребенка.

   В-третьих, это модель, основанная на трансактном анализе (М. Джеймс, Д. Джонгард). Согласно теории трансактного анализа Э. Бёрна личность каждого индивидуума определяется факторами, которые можно назвать состояниями «Я». Это способ восприятия действительности, анализа получаемой информации и реагирования индивидуума на действительность. Человек может это делать по-разному: по-детски, по-взрослому, по-родительски.

   Основная задача воспитания родителей – научить членов семьи взаимным компромиссам и умению их использовать в других социальных сферах. Для этого они должны овладеть терминологией трансактного анализа при рассмотрении своего поведения и взаимоотношений в семье, научиться определять характер потребностей и запросов ребенка и устанавливать с ними адекватные коммуникации. Это необходимо потому, что ключ к изменению поведения ребенка лежит в изменении отношений между родителями и ребенком.

   Общим для рассмотренных моделей является то, что каждая из них по-своему пытается передать родителям идею действия, необходимого для выполнения ими воспитательных функций, выдвигает основную мысль, на базе которой родители могут строить свою методику воспитания. 

   Цели и методы групповой работы ограничены родительской темой. Группа, прежде всего, обращается к проблемам воспитания детей и общения с ними. Личностные проблемы участников обсуждаются лишь в той мере, в какой это необходимо для решения родительских проблем.

Методы, используемые в работе группы.

     В родительских группах практикуются разнообразные методы психокоррекции: дискуссия, элементы психодрамы, анализ семейных ситуаций, поступков, действий детей и родителей, их коммуникаций в решении проблем (по типу работы «балинтовской группы», метод расстановок по Хелингеру, выявление истинных первоначальных потребностей участников ситуации и т.д.), а также специальные упражнения на развитие навыков общения. На занятиях используются арт-терапевтические методы, когнитивно-поведенческие ролевые игры.  

Читайте также:  Похмельный синдром что купить в аптеке

     В группе участвуют 8-12 родителей (семейные пары или один из родителей). Занятия проводятся один раз в неделю в течение двух часов. Весь курс (36 занятий) составляет 72 часа. Параллельно ведется индивидуальная или групповая работа с детьми (в зависимости от проблемы и их возраста). Возраст детей, с родителями которых ведется работа каждого курса, может быть разным, в зависимости от запроса родителей. В течение года проводятся 3-4 совместных занятия родителей с детьми, которые разрабатываются под проблему детско-родительских отношений.

Групповая программа для родителей

по обучению эффективным способам взаимодействия с детьми и коррекции детско-родительских отношений

Цель: Создание условий для благоприятного психологического климата в семье, повышение психологической грамотности родителей, коррекция детско-родительских отношений.

Задачи:

  1. Эмоциональная поддержка родителей. Расширение возможностей понимания своего ребенка.
  2. Знакомство с возрастными особенностями детей и задачами развития.
  3. Обучение эффективным способам взаимодействия с детьми.
  4. Знакомство с формами полноценного контакта с ребенком.
  5. Снижение эмоционального напряжения.
  6. Гармонизация детско-родительских отношений.
  7. Расширение границ мышления родителей.
  8. А активизация коммуникаций в семье.

 Первичная диагностика:

    Итоговая диагностика: Наблюдение, обратная связь от родителей.

    Тематическое планирование занятий (1 раз в неделю)

    п/п

    Блок

    Тема

    На год

    Кол-во занятий

    Кол-во часов

    I

    «Возрастные особенности детей»

    1. «Знакомство»

    1

    2

    1. «Возрастные особенности детей. Задачи ребенка и родителя на разных возрастных этапах»

    1

    2

    1. «Дети от 1-го года до 3-х лет»

    1

    2

    1. «Дети от 3-х до 6-ти лет. Дошкольное образование и воспитание»

    1

    2

    1. «Дети 6-ти -7-ми лет. Подготовка к школьному обучению»

    1

    2

    1. «Дети младшего школьного возраста. Начальное школьное образование»

    1

    2

    1. «Дети среднего школьного возраста, их особенности и проблемы»

    1

    2

    1. «Подростки и взаимодействие с ними»

    1

    2

    II

    «Способы установления контакта с ребенком»

    1. «Принятие, непринятие, способы выражения любви»

    1

    2

    1. «Активное слушание»

    1

    2

    1. «Я-сообщение»

    1

    2

    1. «Негативные родительские реакции и их последствия: приказ, команда, угроза, нотация, критика, насмешки, сравнения»

    1

    2

    1. «Позитивные родительские реакции и их последствия: похвала, поддержка, обратная связь»

    1

    2

    1. «Формирование позитивной самооценки у ребенка»

    1

    2

    III

    «Управление поведением ребенка»

    1. «Правила помощи»

    1

    2

    1. «Позитивная дисциплина и способы ее установления»

    1

    2

    1. «Капризы, скандалы, истерики»

    1

    2

    1. «Агрессия и аутоагрессия»

    1

    2

    1. «Гиперактивность и ее преодоление»

    1

    2

    1. «Развитие самоконтроля и произвольной регуляции»

    1

    2

    1. «Уверенность, неуверенность, агрессивность»

    1

    2

    1. «Детское воровство»

    1

    2

    1. «Конфликты и их разрешение»

    1

    2

    IV

    «Стили воспитания в семье»

    1. «Дисфункциональное воспитание»

    1

    2

    1. «Гармоничное воспитание»

    1

    2

    1. «Воспитание нескольких детей, братья и сестры»

    1

    2

    1. «Развод и преодоление последствий развода»

    1

    2

    1. «Половое воспитание»

    1

    2

    V

    «От родительского волнения к спокойствию и уверенности»

    1. «Детская застенчивость»

    1

    2

    1. «Страхи и их профилактика»

    1

    2

    1. «Демонстративность у детей»

    1

    2

    1. «Ложь и фантазии»

    1

    2

    1. «Дети и деньги»

    1

    2

    1. «Интернет и компьютер»

    1

    2

    1. «Зависимое поведение: табакокурение, алкоголизм, наркомания»

    1

    2

    1. Подведение итогов, обратная связь от членов группы

    1

    2

    ИТОГО:

    36

    72

    Источник

    Основные направления работы психолога с родителями учащихся

    Проблема взаимодействия школы и семьи не нова, она выросла из традиционной педагогической идеи, обозначенной в литературе, как «связь с родителями», «работа с родителями», из ценностно-нейтральной формулировки «семья и школа».Коренные изменения в образовании, становление обновленной школы, демократичной, открытой, гуманной, развивающейся, требуют нового осмысления проблемы сотрудничества, совместной деятельности с родителями. Целью взаимодействия психолога с родителями является создание наиболее благоприятных условий для образования и развития детей. Цель представлена в более конкретных задачах:

    · согласование действий родителей и психолога по адаптации ребенка к школе, к новой социальной роли детей-школьников;

    · сотрудничество в формировании положительной мотивации учения у детей;

    · совместное формирование ценностных ориентации в сфере науки, искусства профессиональных интересов;

    · выявление одаренности и развитие способностей ребенка;

    · совместное предупреждение асоциального поведения детей

    Цель и задачи работы психолога с родителями связаны с насущными проблемами школы. При взаимодействии с родителями психолог соблюдает принципы доброжелательности и уважения к родителям и их детям, логичности, доступности конфиденциальности.

    Можно выделить три основных направления работы, представляющих собой логично выстроенную систему:

    1. Диагностика семьи,

    2. Консультирование семьи,

    3. Просвещение родителей.

    Сотрудничество с родителями нельзя выстраивать, ориентируясь на интуицию. Необходимо знать особенности современной семьи, ее отношение к школе переменам в образовании. Поэтому психолог занимается изучением семьи, применяя разнообразные методы: наблюдение, беседу, анкетирована тестирование. Помимо специально организованного процесса диагностирования необходимо учитывать естественное, опосредованное наблюдение. Полученные результаты могут служить основанием для консультативной беседы. В психологической практике беседа используется с различными целями: · для установления контакта с испытуемым; · для проверки исследовательских гипотез; · как метод получения дополнительных данных о свойствах личности; · для оказания психологической помощи.

    Согласно классификации Ю. Е. Алешиной [1], консультативная беседа имеет фазы:

    1) знакомство и начало беседы, расспрос клиента;

    2) формулирование проверка консультативных гипотез,

    3) коррекционное воздействие;

    4) завершение беседы.

    На заключительном этапе психолог рефлексирует профессиональную деятельность, оформляет протокол консультации и при необходимости намечает меры воздействия на социально-психологическое окружение в интересах клиента Просвещение и консультирование родителей по актуальным проблемам детей Неотъемлемой частью работы психолога является просвещение родителей. Психолого-педагогическое просвещение направлено на свободное развитие личности путем передачи педагогических знаний и опыта гуманистических отношений. В процессе освоения педагогических знаний продолжает развивать личность самих родителей. Психологическое просвещение представляет собой формирование у обучающихся и их родителей (законных представителей), у педагогических работников и руководителей потребности в психологических знаниях, желания использовать их в интересах собственного развития; создание условий для полноценного личностного развития и самоопределения обучающихся на каждом возрастном этапе, а также в своевременном предупреждении возможных нарушений в становлении личности и развитии интеллекта.

    Консультативная деятельность – это оказание помощи обучающимся, их родителям (законным представителям), педагогическим работникам и другим участникам образовательного процесса в вопросах развития, воспитания и обучения посредством психологического консультирования. Особенностью консультативной работы психолога в начальной школе является то, что непосредственным «получателем» психологической помощи (клиентом) является не ее окончательный адресат- ребенок, а обратившийся за консультацией взрослый (родитель, педагог). Таким образом, психолог оказывает подчас лишь косвенное воздействие на ребенка. Он только дает советы; реализовывать их — задача клиента. Несмотря на такую специфику консультативной работы школьного психолога с детьми младшего школьного возраста, их родителями и педагогами, это направление является принципиально важным в практической деятельности школьного психолога. Эффективность всей его работы в значительной мере определяется тем, насколько ему удалось наладить конструктивное сотрудничество с педагогами, родителями и администрацией школы в решении задач обучения и воспитания школьников. Консультирование и просвещение родителей Психолого-педагогическое консультирование родителей может быть организовано, с одной стороны, по запросу родителя в связи с оказания консультативно-методической помощи в организации эффективного детско-родительского взаимодействия; с другой — по инициативе психолога. Одной из функций консультативной работы с родителями является информирование родителей о школьных проблемах ребенка. Также целью консультирования может стать необходимость психологической поддержки родителей в случае обнаружения серьезных психологических проблем у ребенка либо в связи с серьезными эмоциональными переживаниями и событиями в его семье. Запросы родителей младших школьников к психологу по своему содержанию отнюдь не сводятся к проблемам школьной неуспеваемости.

    Читайте также:  Что такое синдром двусторонней люмбоишиалгии

    Практика работы психологов-консультантов позволяет типизировать случаи обращения родителей за психологической помощью.

    1. Случаи, группирующиеся вокруг проблемы плохой успеваемости: плохая успеваемость по всем или некоторым предметам; плохая память; невнимательность; неорганизованность; отсутствие желания учиться; побеги из школы; эмоциональные срывы по поводу учебных успехов или неуспехов и др.

    2. Случаи, группирующиеся вокруг проблемы тревожности родителей, связанные с индивидуально-личностными качествами ребенка: медлительный, утомляемый, упрямый, эгоист, агрессивный, тревожный, лживый, конфликтный и др.

    3. Случаи, группирующиеся вокруг особенности межличностных отношений ребенка со сверстниками и взрослыми: необщительный, учитель предвзято относится к ребенку, плохие отношения между братьями и сестрами, непонимание ребенка родителями и др. Запрос по поводу выдающихся, с точки зрения родителей, способностей ребенка: как составить план индивидуальных занятий с ребенком, рассчитать посильную для него нагрузку. Содержанием просветительской работы школьного психолога с родителями может стать ознакомление родителей с актуальными проблемами детей, насущными вопросами, которые решают их дети в данный момент школьного обучения и психического развития. В ходе психологических бесед на классных собраниях, в специальные родительские дни психолог предлагает подходящие на данном этапе развития ребенка формы детско-родительского общения. Родительское собрание является основной формой просветительской работы психолога с семьей. При этом оно имеет ряд специфических особенностей: В зависимости от специфики собрания и стоящих перед психологом задач] выделяет следующие формы участия в родительском собрании.

    1. Выступление-презентация. Непродолжительное выступление информационного характера.

    2. Выступление-исследование. Получение какой-либо информации от родителей путем анкетирования, беседы.

    3. Тематическое выступление, содержащее психологическую информацию прикладного характера по актуальной для родителей теме.

    4. Тематическое родительское собрание.

    Психолог может являться организатором его или действующим лицом вместе с педагогами. Тематические встречи психолога с родителями направлены на решение актуальных психолого-педагогических задач, способствуют повышению компетентности родителей, что необходимо для создания благоприятных условий развития образования детей. В любом из этих направлений необходимы совместные действия школьного психолога и родителей. Необходимость работы с родителями определяется их ролью в формировании социальной ситуации развития. Общение ребенка с близкими взрослыми, являясь необходимым условием развития, задает те внешние социальные структуры, которые преобразуются во внутренние структуры личности. Работа психолога с семьей требует понимания системной динамики семьи (как семья реагирует при появлении у ребенка симптома) и оценки индивидуальных реакций (какие проблемы встают перед каждым членом семьи и ребенком). В начале разговора с родителями имеет смысл спросить, что в семье и во взаимоотношениях идет хорошо. Это задает положительный настрой и позволяет всем расслабиться, узнать, что в семье есть хорошего и крепкого и на что можно опереться. В каждом случае контекст обсуждается разный. Целью первого разговора может быть понимание того, как взаимодействует семья, каковы ее сильные и слабые стороны. Вот примерные вопросы, которые следует задавать: когда возникают проблемы, в какой обстановке, и когда не возникают; каково отношение к имеющимся проблемам родителей, детей, учителей; каковы ожидания родителей от детей, как они видят будущее своих детей. В случае разведенной семьи следует выяснить правила коммуникации ребенка со вторым родителем. Можно предложить родителям заполнить анкету по изучению развития ребенка .

    Методики, предлагаемые родителям, помимо анкеты, могут включать родительское сочинение «История жизни моего ребенка», оценочно-самооценочную методику РЕП в сравнении той же методики, выполненной ребенком и т.д.

    Методики, предлагаемые ребенку, включают рисунок семьи и его модификации, адаптированный вариант методики Рене-Жиля, различные варианты методики «Незаконченные предложения», модификации оценочно самооценочной методики, тест «Сказка» Б.Шелби и т.д.

    На протяжении деятельности психологической службы школы сформировались следующие формы работы с родителями:

    1. Родительские собрания — ознакомление родителей:

    — с психологическими особенностями учащихся на разных возрастных этапах;

    — с прохождением адаптационного периода первоклассников, пятиклассников, учащихся профильных 9,10 классов, подготовка к ЕГЭ;

    — преодоление трудностей связанных с УВП и личностным развитием и формированием характера учащихся.

    2. Индивидуальные консультации родителей по различным вопросам.

    3.Личный кабинет на школьном сайте, лектории для родителей по актуальным проблемам, связанным с воспитанием детей.

    4. Встречи со специалистами психологических центров.

    Источник