Работа психолога с детьми с синдромом дауна
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Центр развития ребенка – детский сад № 1 «Муравейник»
Консультация для педагогов
«Особенности коррекционно-педагогической работы
с ребенком с синдромом Дауна»
Подготовила:
педагог-психолог
Закирова А.С.
г. Коломна
2019 г.
Распространение в нашей стране процесса интеграции и инклюзии детей с ограниченными возможностями психического и физического здоровья в образовательных учреждениях является не только отражением времени, но и представляет собой реализацию прав детей на образование, которое закреплено законодательно.
Синдром Дауна — самая распространенная на сегодняшний день форма хромосомной патологии. Характерной особенностью ребёнка с синдромом Дауна, является замедленное развитие.
Итак, к Вам в группу пришел ребенок с синдромом Дауна. У Вас возникает вопрос: «Что с ним делать, как общаться?». Первое, что нужно сделать, — это наладить с ним контакт. Доброжелательный тон, искренняя улыбка помогут Вам расположить ребенка к себе. Однако, не расстраивайтесь, если ответной реакции Вы сразу не получите. К трем годам малыша с СД речь остается очень ограниченной. Поэтому он может застесняться или же объясняться жестами.
Для налаживания контакта с ребенком используйте невербальные (несловесные) средства коммуникации как основу общения: мимика, жесты, телодвижения, тактильные контакты. Все это будет подкреплять и стимулировать общение с ребенком.
Далее необходимо побеседовать с родителями о том, что уже умеет ребенок, какие у него привычки, стереотипы определенных действий. Ведь в силу эмоционально-волевых нарушений ребенок с СД адаптируется к миру с помощью поведенческих стереотипов, им самим выстроенных. Дайте ребенку возможность самому адаптироваться в новой среде. Постепенно ему удастся осуществить перенос стереотипных действий (например, игра с дверью — должен сам отрывать и закрывать дверь) и даже выработать новые.
Ваш первый шаг – «отойти», отодвинуться от ребенка, постепенно и осторожно налаживать с ним контакт, не ломать его стереотипы, а стараться расширить их (очень осторожно вносить новые элементы).
Чем поведение детей с синдромом Дауна отличается от поведения обычных детей?
Оно отличается не так уж сильно; определенные стадии развития могут начинаться позже и длиться дольше. Например, проявления характера с истерикой обычно свойственны двух- и трехлеткам. А ребенок с синдромом Дауна может начать проявлять таким образом характер в 3-4 года. Само поведение чаще не отличается, и поэтому можно применять те же методы воспитания, что и с обычными детьми. Однако важно рассматривать проблемы поведения в связи с его уровнем развития, а не в связи с его хронологическим возрастом в годах. Также важно учитывать, как ребенок владеет языком. Многие проблемы в поведении детей с СД связаны с тем, что ребенок не может словами выразить свои потребности и, естественно, начинает из-за этого злиться или расстраиваться (например, рычит).
Будьте готовы к тому, что в поведении детей с СД часто встречаются нарушения поведения (агрессивность, вспыльчивость, пассивность, чрезмерная активность). Особенности психического и личностного развития такого ребёнка обусловлены, как правило, двумя факторами: ошибками воспитания или определённой незрелостью, минимальными поражениями нервной системы. Зачастую оба эти фактора действуют одновременно.
Например, ребенок бывает агрессивен по отношению к окружающим предметам, животным, людям и среде, его не устраивающей. Прежде всего необходимо разобраться, в чем причина агрессии. Защита ли это? И от чего защищается ребенок? Иногда мы видим, что ребенок пытается оградить себя от вторжения в его внутренний мир, от навязываемых ему действий.
Эмоционально дети с синдромом Дауна мало чем отличаются от своих здоровых сверстников. Из-за более ограниченного, чем у «обычных» детей, круга общения, дети с синдромом Дауна больше привязаны к родителям. Однако дружеские отношения со сверстниками представляют для таких детей особую ценность. Подражая им, дети с синдромом Дауна могут учиться, как вести себя в бытовых ситуациях, как играть и т.д.
Дети с синдромом Дауна не умеют одновременно концентрировать внимание, слушать, смотреть и реагировать и, следовательно, не имеют возможности одновременно обработать сигналы более чем от одного раздражителя. Им требуется значительно больше времени, чтобы воспринять предлагаемый им материал (картинку, текст и т.д.). Они часто путают графически сходные буквы, цифры, предметы, звуки, слова и т.д.
Однако сильной стороной «солнечных деток» является отличное зрительное и тактильное восприятие (им важно смотреть на объект и трогать его), поэтому обучение должно строиться с обязательным учетом этих факторов. Поэтому главным в воспитании и образовании детей с синдромом Дауна в детских садах является сенсорное воспитание.
Цель работы с ребенком с синдромом Дауна — обеспечение оптимального вхождения его в общественную жизнь, подготовка к самостоятельной жизнедеятельности.
Направления предстоящей работы:
1. Развитие общей моторики;
2. Развитие мелкой моторики пальцев рук;
3. Развитие речи;
4. Воспитание культурно-гигиенических навыков;
5. Развитие социально-коммуникативной сферы.
Формирование любых умений и навыков проводится по этапам:
1) совместная деятельность со взрослым;
2) деятельность по образцу;
3) деятельность по словесной инструкции.
На начальном этапе работы важно сформировать у ребенка готовность к усвоению общественного опыта через совместные действия взрослого и ребенка. Все занятия с ребенком проводятся в индивидуальной форме. Играйте совместно с ребенком в пирамидки, вкладыши, шнуровки, мозаику, конструкторы, матрешку, «Волшебный мешочек», кубики и др.
На первом году необходимо очень осторожно использовать картинки в качестве наглядного материала, поскольку дети часто не узнают предметы на изображении. Но если вы все-таки используете предметные картинки, то показываем также и натуральные, реальные предметы.
Развитие навыка действия по самообследованию, по обследованию предметов и объектов из ближайшего окружения проводится следующим образом: показ способов действия с различными предметами, одновременно проговаривая, что мы делаем, как называется предмет, для чего он нужен (начиная с карандашей и заканчивая посудой). Также необходимо формировать у ребенка навыки самообслуживания: пользоваться полотенцем, надевать штаны, снимать одежду.
Для развития общей моторики привлекайте ребенка к занятиям физкультурой, к подвижным играм. Особенно успешно может проходить обучение на занятиях танцами, т.к. именно сочетание музыки и ритмических движений приносят ребенку с синдромом Дауна наибольшее удовольствие.
Развитие мелкой моторики может стать затруднительным моментом для ребенка с синдромом Дауна. Особенности заболевания обуславливают нарушение развития ладони и пальцев: у детей очень короткие пальцы. Показывайте ребенку, как брать предметы не только правой, но и левой рукой, знакомьте его со способами обследования предметов, с различными формами и фактурами предметов. Очень полезно лепить из теста, пластилина, перебирать фасоль, делать гимнастику для пальцев и т.д.
Что касается социально-коммуникативного развития, то у детей с СД мало контактов со сверстниками и взрослыми. Поэтому основной целью социально-коммуникативного развития является обеспечение оптимального вхождения детей с синдромом Дауна в общественную жизнь. Можно сначала ненавязчиво вводить особого ребенка в детские игры, затем, когда несколько детишек станут с ним играть, он сам начнет искать общения с ними, участвовать, по мере возможности, в совместных играх.
При общении с ребёнком не употребляем слова «скажи», «повтори», поскольку это может привести к отказу от общения. Именно игра позволяет педагогу дать ребенку возможности и побудительные мотивы для свободного и естественного общения. Сравните две сценки:
1. Ребенок и педагог сидят друг напротив друга за столом. Педагог берет игрушечную собачку: «Это собака. Скажи собака!».
2. Ребенок и педагог сидят на полу с игрушечной собачкой и небольшим одеялом. Педагог позволяет малышу поиграть с собачкой; при этом комментирует его действия. Затем прячет игрушку под одеяло: «Ах! Где собака? Давай позовем ее. Собака! Собака! Где она может быть? А ну-ка, ты позови ее!».
Преимущества второго подхода очевидны. Не следует, правда, думать, что овладение речью через игру происходит спонтанно, само собой. Игровые занятия требуют постоянного повторения.
Ещё одной из важнейших задач в коррекционно-развивающей работе с детьми с синдромом Дауна является привлечение к активному сотрудничеству семьи, т.к. в психолого-педагогической поддержке нуждаются не только воспитанник, но и его родители. Поэтому специалисты детского сада консультируют родителей по проблемам развития их детей, знакомят с методами и приемами оказания коррекционной помощи детям в условиях семьи.
Таким образом, успешная социализация особого ребенка в условиях детского сада является необходимым и важным условием его дальнейшего социального развития.
Источник
Педагог — психолог:
Минаева Светлана Сергеевна
Статья. «Коррекционно-развивающая работа с детьми с синдромом Дауна в условиях школьного обучения»
Изменения, происходящие в общей структуре модернизации образования, выдвинули ряд проблем, касающихся системы обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья.
Интегрированное образование (инклюзивное образование) является ведущей тенденцией на современном этапе реформирования специального образования. В данной статье мы не ставим перед собой задачу выявить плюсы и минусы инклюзивного образования. Для нас – специалистов, работающих с детьми, имеющими интеллектуальные, поведенческие нарушения разной степени выраженности, важно помочь ребенку адаптироваться к условиям школьной среды, к тем требованиям, которые предъявляет современная школа в независимости от того в каком типе учреждения обучается ребенок. Все чаще в школах можно увидеть за партой ребенка с синдромом Дауна. Очень важно четко и правильно определить тактику педагогических действий и эффективно осуществлять коррекционно-развивающую помощь.
В этой статье мы расскажем вам об особенностях психофизического развития ребенка с синдромом Дауна, поделимся опытом работы по обучению и воспитанию детей данной категории в условиях школы-интерната VIII вида. Мы надеемся, что данный материал будет полезен для педагогов и специалистов, работающих с детьми с синдромом Дауна.
В отечественной медицинской, педагогической и психологической науке на протяжении многих лет утверждалось положение о безнадежности этого диагноза для дальнейшего развития личности. Считалось, что человек с синдромом Дауна не обучаем, а попытки лечить данное «генетическое заболевание» были заранее обречены на провал. Программы психолого-педагогической и социально-бытовой реабилитации людей с синдромом Дауна не разрабатывались. В настоящее время ситуация коренным образом изменилась. Государство гарантирует детям с синдромом Дауна право на получение образования, социальную поддержку. Социальная поддержка ребенка с синдромом Дауна — это целый комплекс проблем, связанных с его ранним развитием, лечением, образованием, социальной адаптацией и интеграцией в общество. Эффективность решения данных проблем напрямую зависит от учета особенностей развития, понимания психологического профиля ребенка, создания индивидуальных образовательных траекторий.
Профиль психомоторного развития ребенка с синдромом Дауна
На первый взгляд может показаться, что развитие детей с синдромом Дауна ничем не отличается от развития умственно отсталых детей. Однако такие дети имеют ряд специфических особенностей. К сожалению, в литературе, посвященной проблемам воспитания и обучения лиц с синдромом Дауна, наиболее подробно описаны дети дошкольного возраста, но смеем предположить, что основные тенденции развития характерны так же и для школьников.
Выделяют следующие закономерности развития ребенка с синдромом Дауна (СД):
— ребенок с СД проходит те же этапы развития, что и обычный ребенок;
— средние сроки появления навыков запаздывают по сравнению с нормативными;
— у детей с СД возрастной диапазон появления навыков гораздо шире, чем у обычных детей;
— имеются качественные особенности приобретаемых навыков, которые не всегда являются следствием СД, но могут возникать на основе дополнительных проблем (нарушения слуха, зрения, патологии сердечно – сосудистой системы и т.д.);
— развитие детей с СД характеризует неравномерность;
— дети с СД по ряду показателей могут соответствовать возрастной норме.
Психофизиологический профиль ребенка с синдромом Дауна включает в себя описание особенностей формирования и развития основных психических процессов:
1. Речевое развитие:
— понимание речи намного опережает развитие активной речи;
— отмечаются особенности речевого развития (малый словарный запас, пробелы в освоении грамматических конструкций, способность скорее осваивать новые слова, чем грамматические правила, трудности в понимании заданий);
— сниженный тонус и особенности строения речевого аппарата создают дополнительные сложности для формирования четкого звукопроизношения;
— отставание речи при отсутствии других форм общения (жесты, чтение) вторично влияет на другие сферы развития, особенно на социальную и когнитивную.
2. Моторное развитие.
Все компоненты развития моторики – сила мышц, равновесие, координация, способность ориентироваться в пространстве, скорость реагирования, выносливость – имеют свои особенности. Все это объясняется целым комплексом медицинских факторов:
— порок сердца и частые респираторные заболевания не дают возможности осуществлять интенсивную двигательную активность;
— проблемы со зрением влияют на способность ориентироваться в пространстве, мешают развитию зрительно-двигательной координации;
— снижение слуха и частые отиты ухудшают чувство равновесия и затрудняют ориентирование в пространстве;
— структурные мозговые изменения приводят к нарушению реакций равновесия и координации движений;
— гипотония (недостаток мышечной силы) препятствует своевременному развитию координации движений и чувства равновесия;
— гиперподвижность и эластичность связок мешают детям с СД контролировать движения, поскольку их суставы становятся подвижнее, замедляют развитие проприорецепции (осознание своего положения в пространстве) и контроля за движениями тела.
— встречающиеся в ряде случаев анатомические особенности строения ладони и запястья, а также снижение глубинной телесной чувствительности задерживают формирование и затрудняют стабилизацию двигательных навыков.
3. Развитие познавательной деятельности:
— восприятие: темп восприятия снижен; требуется более длительное время для узнавания объекта; ограничен объем информации, которую может воспринять ребенок в процессе занятия; ощущения формируются на обедненной сенсорной основе.
— внимание: нарушены концентрация внимания, отмечаются значительные трудности переключения и распределения внимания; нарушения слуха и зрения, неустойчивость позы ребенка, или даже просто плохое самочувствие создают дополнительное отрицательное влияние;
— память: осложнен переход из кратковременной и оперативной памяти в долговременную; зрительная память развита намного лучше, чем слуховая; сочетание двигательной и зрительной памяти дает самый высокий уровень запоминания; аффективная память не имеет значительных отклонений; больше всего страдает извлечение информации; для запоминания требуется большое количество повторений.
— мышление: отмечаются трудности в развитии понятийного мышления (низкий уровень развития поисковых способов ориентировки и исследования окружающей среды, способности планировать действия; затруднено обобщение и перенос усвоенных навыков из одной ситуации в другую; резко уменьшен объем информации, полученной из самостоятельных наблюдений, в основном ребенок знает то, чему его специально учили).
4. Социально – эмоциональное развитие, поведение:
— эмоции: отмечается сохранность элементарных эмоций (страх, радость, грусть); положительные эмоции наблюдаются чаще, чем отрицательные; неудачи обычно не вызывают огорчения; как правило, эмоциональные реакции по глубине не соответствуют причине, вызвавшей их;
— личность: в личностном плане детям в большей степени свойственна внушаемость, склонность к подражанию действиям и поступкам других людей; у некоторых из этих детей наблюдаются черты эгоцентризма; в целом, большинству детей присущи положительные личностные качества: они ласковы, дружелюбны, уравновешенны;
— поведение: характеризуется, в основном послушанием, подчиняемостью; дети легко вступают в контакт; могут встречаться разнообразные поведенческие расстройства.
Организация коррекционно-развивающей работы с детьми с синдромом Дауна
Анализируя и обобщая практический опыт работы с детьми с синдромом Дауна можно выделить факторы, препятствующие и способствующие обучению данной категории детей.
Факторы, затрудняющие обучение:
— отставание в моторном развитии (тонкой и общей моторике);
— возможные проблемы со слухом и зрением;
— проблемы с развитием речи;
— слабая кратковременная слуховая память;
— короткий период концентрации активного внимания;
— трудности с освоением и запоминанием новых понятий и навыков;
— трудности с умением обобщать, рассуждать и доказывать, установлением последовательностей.
Факторы, способствующие обучению:
— сильное зрительное восприятие и способности к наглядному обучению (способность выучить и использовать знаки, жесты и наглядные пособия; способность выучить написанный текст и пользоваться им);
— способность учиться на примере сверстников и взрослых, стремление копировать их поведение;
— способность обучаться по материалам подходящего учебного плана и на практических занятиях.
Практические рекомендации по организации обучения:
Главный принцип организации обучения – преимущественная ориентировка не на физический возраст, а на уровень развития ребенка; использование мотивации, значимой для данного конкретного ребенка.
Каким должен быть темп обучения? – ориентировка на индивидуальный темп развития.
Как организовать восприятие и обобщение информации? — на начальных этапах обучения максимально использовать конкретные предметы и знакомые ситуации; обучать одному навыку в разных знакомых ситуациях. Как организовать работу по восприятию и обработке зрительной информации? — снижать темп обучения и обеспечивать больше повторений (используя различные приемы работы на уроках); давать детям возможность самим моделировать ситуации на основе воспринятой информации, использовать метод ассистирования руками, чтобы помочь детям реагировать на зрительные сигналы; предъявление наглядного материала сопровождать понятным и лаконичным комментарием; использовать для предъявления крупные картинки без лишних деталей; разбивать объяснения на простые инструкции.
Как организовать работу по восприятию слуховой информации? — активно использовать зрительные и тактильные подсказки; объединять слуховую информацию со зрительными и двигательными обучающими средствами; инструкции, воспринимаемые только на слух, повторять медленно, четко и часто; применять метод «словесного обдумывания» (просить ребенка повторить словесную инструкцию в том случае, если он ее не понял).
Как помочь детям концентрировать внимание? — по возможности устранять посторонние зрительные и слуховые раздражители; сажать ребенка ближе к педагогу; организовывать занятия так, чтобы воздействовать сразу на несколько органов чувств; стараться обеспечить физическую адаптацию (парта с наклоном, подставка для ног), чтобы компенсировать плохую осанку, низкий тонус и другие факторы, которые мешают ребенку сидеть спокойно и комфортно в течение относительно длительного времени.
Взаимная зависимость процесса обучения и мотивации — организовывать выполнение заданий так, чтобы ребенок добивался положительного результата; включать в содержание деятельности задания, которые дети могут выполнить самостоятельно; адаптировать задачи и пособия в соответствии с уровнем развития детей; использовать вещественные подтверждения хорошей работы, одобрение и поощрение как награду за каждый шаг выполнения задачи.
Принципы подбора дидактического материала: — материал для работы должен быть наглядным; хорошие результаты даёт использование на уроках предметов максимально приближенных к жизни; предлагаемый материал должен соотноситься со знакомыми бытовыми ситуациями, иметь ярко выраженные сенсорные характеристики и задействовать разные сенсорные каналы восприятия.
Надеемся, что наши рекомендации помогут вам в осуществлении коррекционно-развивающей работы, ведь благоприятное сочетание компенсаторных возможностей организма с правильно подобранными программами на каждом этапе обучения, эффективными формами её организации могут в значительной мере оказывать положительное влияние на ход психофизического развития ребенка с синдромом Дауна.
Удачи Вам и творческих успехов!
Литература
1. Сабельникова С.И. «Развитие инклюзивного образования».
2. Алехина А.В. «Особенности психологического развития детей с синдромом
Дауна» — 1989.
3. Журнал «Синдром Дауна. XXI век» — №1 2008.
4. Конотопская Т. «Особенные дети – синдром Дауна.
5. Жиянова П.Л., Гимадеева М.Ф. «Социальная адаптация детей раннего
возраста с синдромом Дауна» — 2008.
Источник