Пути коррекции синдрома дефицита внимания с гиперактивностью
Как справиться с синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ)?
Многие родители, чьи дети импульсивны и подвижны, задаются вопросом: является ли данное поведение нормой? Не следует путать детскую активность, что является нормой, с гиперактивностью, что является неврологической проблемой. Последнюю называют синдромом дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ). Сегодня это довольно распространенный диагноз. Высококвалифицированные специалисты в Зеленограде смогут помочь вам распознать СДВГ у ребенка и помочь справиться с этим недугом.
Познавательная страничка
Синдром дефицита внимания и гиперактивности – это нарушение неврологически-поведенческого развития у детей.
Как просто активные, так и гиперактивные дети, могут проявлять нетерпение, неусидчивость и сильное возбуждение. Шуметь, капризничать, бегать и скакать – одним словом, «стоять на ушах». Но все-таки есть несколько признаков, которые помогут отличить особенность характера ребенка от серьезной неврологической проблемы.
Ребенок с СДВГ непоседливый, проявляет «бестолковую» активность, не может усидеть на занятиях в школе или детском саду, не станет заниматься тем, что ему неинтересно. Он перебивает старших, играет на уроках, занимается своими делами, может залезть под парту. При этом ребенок правильно воспринимает окружающее. Он слышит и понимает все указания старших, однако не может выполнять их инструкции из-за импульсивности. Несмотря на то, что ребенок понял задание, он не может довести начатое до конца, не в состоянии планировать и предвидеть последствия своих поступков. С этим связан высокий риск получить бытовую травму, потеряться.
Существует 3 типа диагноза СДВГ:
- в одном из них преобладает гиперактивность,
- во втором присутствует лишь дефицит внимания,
- третий тип объединяет оба показателя.
Если Вы заметили 5-6 совпадений в поведении вашего ребенка с признаками СДВГ, обратитесь за помощью к психологу или неврологу
Ребенок с СДВГ одинаково проявляет гиперактивность и невнимательность дома, в детском саду, в гостях у незнакомых людей. Не бывает ситуаций, в которых бы малыш вел себя спокойно. Этим он отличается от обычного активного ребенка.
Мама будет Логопедом
Занятия с гиперактивныи детьми и их воспитание – тяжелый ежедневный труд. Но не стоит забывать, что СДВГ – поведенческое нарушение и подходить к лечению необходимо комплексно.
Следуя данным правилам, Вы имеете высокую вероятность успеха при лечении СДВГ у детей. Быстрый прогресс не наступит. Иногда на коррекцию уходит до нескольких лет.
При построении занятий с гиперактивными детьми стоит придерживаться определенных рекомендаций:
- Организация внешней среды и рабочего места. Рабочее место ребенка с СДВГ должно находиться в тихом месте, далеко от телевизора и постоянно открывающихся дверей.
- Режим дня. Вся жизнь гиперактивного ребенка должна подчиняться определенному режиму дня. Его можно написать в виде расписания, повесить на видном месте и выучить с ребенком, указывая на него всякий раз как только понадобится.
- Озвучить правила поведения. Родителям не рекомендуется читать своим гиперактивным детям длинные нотации. Объясните ребенку, что за выполнение установленных правил он получит поощрение. За невыполнение правил наиболее целесообразным будет лишать ребенка определенных преимуществ или же возможности заняться тем, что ему интересно.
- Краткость инструкций. Инструкции, даваемые ребенку, должны быть краткими, не более 10 слов.
- Альтернативная форма поведения. Постоянные окрики и наказания не дадут желаемых результатов. Когда ребенок ведет себя неправильно и этим всех раздражает, можно попробовать предложить альтернативную форму поведения. Например: «Нельзя разрисовывать обои, но если ты хочешь рисовать на стене, давай прикрепим на нее лист бумаги».
- Моментальный характер поощрений. Он не умеет долго ждать, поэтому поощрения должны носить моментальный характер и повторяться каждые 15-20 минут. И в школах и дома можно практиковать систему выдачи жетонов. Жетоны в дальнейшем обмениваются на то, что ребенку интересно.
- Короткие занятия.Если ребенок не удерживает внимания больше 2 минут, не надо из-за этого расстраиваться. Через какое-то время можно будет заниматься в течение 3 минут, а потом постепенно это время увеличится до 5-10 минут. Будут полезны занятия по сенсорной интеграции.
- Регулярность занятий. Лучше проводить занятия по пять минут 3 раза в день и каждый день, чем по полчаса, но 2 раза в неделю. Регулярные занятия дают гораздо больше результатов.
- Подвижные занятия и тренировки.Полезные виды деятельности для гиперактивного ребенка должны быть не травматичными. Подходит ритмопластика ,танцы, лфк
, плавание. - Снаряды, на которых можно повисеть.
Хорошо, когда дома есть снаряды, на которых можно полазить, повисеть, покувыркаться. Даже в самой тесной квартире можно подвесить в дверном проеме перекладину с убирающимися кольцами и канатом. Для гиперактивного ребенка это прекрасная возможность разрядиться неразрушительным для всей семьи способом. Такие снаряды развивают также силу, ловкость, гибкость, уменьшают склонность к травматизму. Будут очень полезны занятия по нейродинамике - Важно начатое дело доводить до конца. Хорошо, если оно будет ответственным и по силам ребенку. В этом случае повышается самоконтроль и положительная мотивация.
- Важно ребенка хвалить и всячески поддерживать.
Если у ребенка не получается или в этот момент он сильно тревожится, нужно уметь найти то (пусть и минимальное), что он уже сделал хорошо, — «Какой ты молодец, уже почти половину сделал! Еще чуть – чуть осталось!».
и мозжечковой стимуляции.
Копилка знаний
Игра «Ласковые лапки»
Цель: снять напряжение, мышечные зажимы, снизить агрессивность, развить чувственное восприятие, гармонизировать отношения между ребенком и взрослым.
Взрослый подбирает 6-7 мелких предметов различной фактуры: кусочек меха, кисточку, стеклянный флакон, бусы, вату и т. д. Все это выкладывается на стол. Ребенку предлагается оголить руку по локоть; воспитатель объясняет, что по руке будет ходить «зверек» и касаться ласковыми лапками. Надо с закрытыми глазами угадать, какой «зверек» прикасается к руке — отгадать предмет. Прикосновения должны быть поглаживающими, приятными.
Игра «Цепочка». Нужно запомнить и повторить цепочку слов. Например, первый игрок говорит «яблоко», второй «яблоко, груша», третий «яблоко, груша, вишня» — и так по кругу, пока кто-то не ошибется. Тот, кто ошибся, выходит из игры. Выигрывает тот, кто останется последним.
Игра на развитие внимания. В нее можно играть и вдвоем. Взрослый называет различные слова, ребенок должен хлопнуть в ладоши, когда услышит, например, название цветка.
Консультация нейропсихолога в Центре Речи.
Нейропсихолог выявит причины трудностей ребёнка, связанные с особенностями работы мозга, определит какой его участок «дал сбой», расскажет о сильных и слабых сторонах ребёнка, поможет увидеть его актуальные и потенциальные возможности и предложит пути эффективной помощи в каждом конкретном случае. Ведь банальная безграмотность может быть следствием и неустойчивого внимания, и нарушения различения звуков на слух, и особенностью восприятия, и многого другого. Определив истинную причину, нейропсихолог даст рекомендации по преодолению трудностей процесса обучения, а для детей дошкольного возраста определит индивидуальную стратегию подготовки к школьному обучению и ранней профилактики учебных затруднений. А при необходимости, предложит индивидуальную или групповую программу нейропсихологической коррекции (коррекционно-развивающих и формирующих занятий).
Микрополяризация ТКМП
ТКМП назначают детям:
с алалией, СДВГ, ЗПР, различными речевыми нарушениями, проблемами с обучением в школе. А также детям с РАС и другими проблемами поведения.
Принцип действия микрополяризации ТКМП.
Принцип действия микрополяризации ТКМП.
Конкурс за репост
Хотите выиграть скидку 20% на целый оздоровительно-развивающий комплекс ( от 0 до 2 лет или от 3 до 6 лет)?!
Принимайте участие в конкурсе!!!
Источник
Всем доброго времени суток! Темп нашей жизни с каждым годом все увеличивается, однако есть категория людей, личный темп которых все-таки всегда на уровень выше. Сейчас я говорю о детях, в особенности, о детях с гиперактивностью.
В своей клинической практике неврологи и психологи каждую неделю сталкиваются с семьями, которые приводят ребенка с жалобами на его неусидчивость, постоянное движение, трудностяи в школе. Зачастую в жалобы входят и необходимость постоянно контролировать ребенка, следить, чтобы он выполнил все задания, правильно переписал задачку, внимательно прочел текст, не забыл собрать все необходимое для занятий, а также что все попытки родителей наказать ребенка за такое нежелательное поведение оказываются провальными. Не составит труда в таком случае сказать, что у ребенка СДВГ (синдром дефицита внимания и гиперактивности).
Сделать такой вывод не сложно, но что делать дальше? Если четкие причины такого нарушения неизвестны или не поддаются воздействию, то как нам работать с имеющимися проблемами?
Для начала важно понять, что СДВГ может и не быть такой чистой картинкой, как в примере выше, ведь есть нарушения по типу дефицита внимания или преобладания только гиперактивности. Эти признаки важно увидеть. К тому же, помимо имеющихся трудностей у любого ребенка с любым типом СДВГ есть свои ресурсы, которые тоже важно увидеть и подчеркнуть. Для ясности и понимания вы можете посмотреть предлагаемую ниже схему.
После того, как мы еще раз разобрались в картине данного синдрома, теперь важно понять, какие пути помощи существуют. Тут сразу важно отметить несколько моментов:
Во-первых, опираться только на медикаментозное лечение – не лучшая идея. Препараты поддерживают мозг, дают основу для новых возможностей, для развития. Но использовать только их, это все равно, что делать фундамент для дома, который вы не собираетесь строить, или покупать ткань и нарезать ее для изделия, которое не будете шить.
Во-вторых, важно заниматься коррекцией проявлений, которые ребенку (или социуму) действительно мешают. Если у ребенка повышенная активность, которая позволяет ему быть первым, быстро бегать или плавать, но при этом не мешает его жизни, то родителям (которые, может быть, сами просто по темпо-ритму медленнее, чем их ребенок) не стоит обозначать это как основную проблему.
В-третьих, коррекцией проявлений необходимо заниматься со специалистом. Он также сможет сориентировать родителей, как с ребенком работать дома, какие хобби ему подобрать, как выстроить систему поддержки и поощрения, какие упражнения для развития мозга и волевой регуляции использовать и как.
И, наконец, в-четвертых, понимать необходимость динамических осмотров у врача и психолога. Иногда родителям кажется, что работа с ребенком не имеет результатов. Или же наоборот, бесполезные занятия имеют для родителя эффект плацебо, просто потому что родитель сам очень поверил и воодушевился. Результаты диагностики помогут вам увидеть буквально в цифрах изменения в работе ребенка. Важно видеть эффективность и достоверные результаты в сравнении!
Возвращаемся к вариантам помощи.
Основной, наиболее эффективный подход – это, конечно, комплексный Это и не удивительно. Невозможно тренировать мозг ребенка, при этом не работая с семьей, не работая над адаптацией и модификацией поведения. Точнее, это возможно, но бессмысленно.
Основные направления работы с детьми с СДВГ:
Базовый компонент, основа – нейропсихологическая коррекция, которая подразумевает развитие функций мозга. Здесь речь может идти о внимании, памяти, контроле, усвоении программ и т.д. Определяет это нейропсихолог или клинический психолог. Коррекция представляет собой упражнения в когнитивной и двигательной сферах. Например, можно использовать для тренировок диагностические средства (таблицы Шульте, корректурные пробы, кольца Ландольта и мн.др.), метод замещающего онтогенеза, сенсомоторную коррекцию, а также известные детские подвижные и настольные игры. Спектр средств ограничен лишь знаниями, профессионализмом и фантазией психолога.
К нейропсихологической коррекции обязательно необходимо добавить компоненты поведенческой линейки. Сюда относятся системы поддержки и поощрения, выстраивание режима дня. Необходимо вовлекать родителей в этот процесс, чтобы новые правила и подход к воспитанию был однороден, стабилен и входил в привычный образ жизни.
Третий компонент, который добавляется с разрешения лечащего врача — это БОС (программы биологической обратной связи). Не всем детям может подойти такой вариант работы, к тому же длительность эффекта при одноразовых курсах никому не обеспечена. И без базовых компонентов не имеет смысла.
И еще один компонент, который добавляется при необходимости — это лекарственные препараты. Еще раз акцентируем внимание на том, что препараты остаются на последних позициях, потому что далеко не каждый ребенок нуждается в медикаментозном лечении. Иногда можно обойтись психологической коррекцией, что, конечно, приятнее.
Не стоит забывать включать ребенка в социальную активность, участвуя в его жизни всей семьей: общаться с другими детьми и взрослыми, отдыхать вместе, учиться взаимодействовать с животными, вести активный и здоровый образ жизни, посещать новые мероприятия и получать позитивные эмоции!
Резюмируя данную статью, делаем акцент на своевременности помощи любому ребенку. Если Вы замечаете у Вашего ребенка черты, которые описаны в схеме, или вообще какие-либо особенности, которые снижают качество обучения, жизни, социального взаимодействия – важно вовремя обратиться к специалисту (неврологу, клиническому психологу). Помощь на ранних этапах всегда эффективнее!
Спасибо за внимание! Будьте здоровы!
Источник